FantLab ru

Сергей Лукьяненко «Дозоры»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.25
Голосов:
6066
Моя оценка:
-

подробнее

Дозоры

Цикл

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 213
Аннотация:

На Земле живут «простые люди» и «Иные», к которым относятся маги, волшебники, оборотни, вампиры, ведьмы, ведьмаки и проч. Иные делятся на две армии — Светлых (объединенных в Ночной дозор) и Темных (Дневной дозор).

И поскольку простодушия начала ХХ века к концу столетия уже не осталось (а заодно и идеи Бога), Добро со Злом не борется, а находится в динамическом равновесии. То есть соблюдается баланс Света и Тьмы, и любое доброе магическое воздействие должно уравновешиваться злым. Даже вампиры законным порядком получают лицензии на высасывание крови из людей, так как и вампиры — часть общего порядка. Темные стоят за свободу поведения и неприятную правду, Светлые же все время сомневаются, не приведет ли доброе дело к негативным результатам, и потому связаны по рукам и ногам.

Два Дозора увлекательно интригуют и борются друг с другом в многоходовых комбинациях; плести сюжеты про эту мистическую «Зарницу» можно до бесконечности, чем автор и занят. За Дозорами приглядывает Инквизиция (Сумеречный Дозор), тоже из Иных, которые следят за точным соблюдением Договора и баланса Добра и Зла.

© Михаил Золотоносов

Содержание цикла:

8.32 (10749)
-
188 отз.
8.10 (9290)
-
105 отз.
7.95 (8323)
-
98 отз.
7.56 (6667)
-
112 отз.
7.31 (3029)
-
96 отз.
6.92 (1684)
-
71 отз.
 
1 отз.
6.75 (1396)
-
32 отз.
5.81 (397)
-
6 отз.
5.83 (163)
-
5 отз.
6.53 (343)
-
4 отз.
6.75 (136)
-
6.97 (108)
-
6.72 (1450)
-
75 отз.
7.04 (233)
-
9 отз.
6.84 (143)
-
8 отз.
  • Батарейки  [= Лунный Дозор] (2012) // Автор: Максим Тихомиров  
-
6.56 (123)
-
6.19 (542)
-
25 отз.
6.59 (113)
-
8 отз.
6.72 (57)
-
3 отз.
7.04 (83)
-
6.73 (420)
-
16 отз.
6.92 (57)
-
3 отз.
7.12 (137)
-
1 отз.
6.92 (434)
-
22 отз.
6.37 (72)
-
2 отз.
  • Сын Дога (2016), написано в 2015 // Автор: Алекс де Клемешье  
7.14 (78)
-
1 отз.
6.94 (67)
-
1 отз.
5.76 (97)
-
3 отз.
  • Умник (2014) // Автор: Людмила Макарова  
6.03 (54)
-
1 отз.
5.47 (57)
-
2 отз.
6.47 (83)
-
1 отз.
7.09 (35)
-
6.80 (86)
-
6 отз.
7.06 (56)
-
3 отз.
6.46 (86)
-
7 отз.
6.52 (70)
-
7 отз.
6.40 (25)
-
6.12 (59)
-
6.37 (51)
-
5 отз.
8.25 (12)
-
7.24 (100)
-
11 отз.
7.14 (28)
-
2 отз.
  • Масть (2016) // Автор: Виталий Каплан  
7.58 (78)
-
7 отз.
7.42 (12)
-
7.47 (74)
-
8 отз.
7.14 (22)
-
1 отз.
6.30 (52)
-
4 отз.
6.33 (46)
-
6.85 (46)
-
7 отз.
7.03 (55)
-
7 отз.
6.07 (52)
-
2 отз.
7.24 (43)
-
2 отз.
5.78 (37)
-
3 отз.
5.84 (37)
-
3 отз.
6.75 (32)
-
2 отз.
6.94 (31)
-
4 отз.
5.71 (14)
-
1 отз.
  • + Фрагменты, отдельно опубликованные главы:
8.15 (963)
-
4 отз.
  • Ничьё время  [= Пограничное время] (2002) [фрагмент "Cумеречного дозора"]  
7.91 (631)
-
  • Смутные цели  [= Пророк и Сумрак] (2011) [фрагмент "Нового дозора"]  
7.67 (517)
-
11 отз.
  • Участковый (2014) [фрагмент "Участкового"] // Соавтор: Алекс де Клемешье  
6.72 (131)
-
3 отз.
6.76 (255)
-
4 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Награды и премии:


лауреат
Странник, 2005

Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Дозоры: Ночной. Дневной. Сумеречный
2021 г.

Издания:

Ночной Дозор
1998 г.
Дневной дозор
2000 г.
Ночной Дозор
2001 г.
Дневной Дозор
2003 г.
Лик Черной Пальмиры
2003 г.
Фантастика 2004. Выпуск 1
2004 г.
Дневной Дозор
2004 г.
Дневной Дозор
2004 г.
Дозор
2004 г.
Ночной Дозор
2004 г.
Ночной Дозор. Дневной Дозор
2004 г.
Сумеречный Дозор
2004 г.
Сумеречный Дозор
2004 г.
Сумеречный Дозор
2004 г.
Сумеречный дозор
2004 г.
Ночной Дозор. Дневной Дозор. Сумеречный Дозор
2004 г.
Ночной Дозор. Дневной Дозор. Сумеречный Дозор
2004 г.
Дневной дозор. Чужой для Иных
2005 г.
Ночной Дозор. Исключительно для своих
2005 г.
Ночной дозор. Свой среди своих
2005 г.
Ночной Дозор. Свой среди своих
2005 г.
Ночной дозор. Своя судьба
2005 г.
Ночной дозор. Своя судьба
2005 г.
Дневной Дозор
2006 г.
Дозоры
2006 г.
Ночной Дозор
2006 г.
Последний Дозор
2006 г.
Последний Дозор
2006 г.
Сумеречный Дозор. Последний Дозор
2006 г.
Мифы мегаполиса
2007 г.
Мифы мегаполиса
2007 г.
Дневной дозор. Иная Сила
2007 г.
Дневной Дозор. Посторонним вход разрешен
2007 г.
Лик Черной Пальмиры
2007 г.
Ночной Дозор
2007 г.
Ночной Дозор. Исключительно для своих
2007 г.
Ночной дозор
2008 г.
Ночной Дозор. Выпуск 1
2009 г.
Новые мифы мегаполиса
2011 г.
Новые мифы мегаполиса
2011 г.
Иной среди Иных
2012 г.
Новый Дозор
2012 г.
Новый Дозор
2012 г.
Дозор
2012 г.
Новогодний Дозор. Лучшая фантастика 2014
2014 г.
Школьный Надзор
2014 г.
Печать Сумрака
2014 г.
Ночной Дозор
2014 г.
Участковый
2014 г.
Дневной Дозор
2014 г.
Обыденный дозор: Лучшая фантастика 2015
2014 г.
Время инверсий
2014 г.
Теневой дозор
2015 г.
Мелкий Дозор
2015 г.
Сумеречный дозор
2015 г.
Дозоры. От Ночного до Шестого
2015 г.
Оперативный резерв
2015 г.
Последний Дозор
2015 г.
Шестой дозор
2015 г.
Цветной дозор
2016 г.
Шестой Дозор
2016 г.
Дозоры не работают вместе
2016 г.
Глубокий Сумрак
2016 г.
Севастопольский Дозор
2016 г.
Новый Дозор
2016 г.
Сын Дога
2016 г.
Масть
2016 г.
Затерянный дозор. Лучшая фантастика 2017
2016 г.
Время желаний
2017 г.
Ночной Дозор
2017 г.
Шестой Дозор
2017 г.
Тайный Дозор
2017 г.
Книжный Дозор
2017 г.
Невский Дозор
2017 г.
Чужой Дозор
2017 г.
Одиночный Дозор
2017 г.
Клинки кардинала
2018 г.
Дневной Дозор
2018 г.
Запах Сумрака
2018 г.
Территория Дозоров. Лучшая фантастика 2019
2018 г.
Дозор навсегда. Лучшая фантастика 2018
2018 г.
Дозор с бульвара Капуцинов
2018 г.
Дикий артефакт
2019 г.
Тень сумеречных крыльев
2019 г.
Дневной Дозор
2019 г.
Ночной Дозор
2019 г.
Сумеречный Дозор
2019 г.
Новый Дозор
2019 г.
Последний Дозор
2019 г.
Светлая Тень
2019 г.
Шестой Дозор
2019 г.
Сердце Сумрака
2019 г.
Нахимовский Дозор
2020 г.

Периодика:

Если № 9, сентябрь 1998
1998 г.
Если № 9, сентябрь 2002
2002 г.

Аудиокниги:

Дневной Дозор
2004 г.
Дневной Дозор
2004 г.
Дневной дозор
2004 г.
Ночной Дозор. Полная версия
2004 г.
Сумеречный Дозор
2004 г.
Лик Черной Пальмиры
2005 г.
Ночной Дозор
2006 г.
Последний Дозор
2006 г.
Последний Дозор (аудиокнига MP3 на 2 CD)
2006 г.
Лучшие аудиокниги в дорогу №5
2010 г.
Ночной дозор
2011 г.
Приключения и фантастика. Лучшее
2011 г.
Сумеречный дозор
2011 г.
Новый Дозор
2012 г.
Время инверсий
2014 г.
Дневной дозор
2014 г.
Печать Сумрака
2014 г.
Участковый
2014 г.
Шестой Дозор
2014 г.
Школьный Надзор
2014 г.
Обыденный Дозор. Лучшая фантастика 2015
2015 г.
Мелкий Дозор
2015 г.
Оперативный резерв
2015 г.
Теневой Дозор
2015 г.
Дозоры не работают вместе
2016 г.
Севастопольский Дозор
2016 г.
Сын Дога
2016 г.
Цветной дозор
2016 г.
Книжный Дозор
2017 г.
Невский Дозор
2017 г.
Дозор навсегда. Лучшая фантастика 2018
2018 г.
Светлая Тень
2019 г.
Нахимовский Дозор
2020 г.
Сердце Сумрака
2020 г.

Электронные издания:

The Twilight Watch
2009 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

Nocny Patrol
2003 г.
(польский)
Nakties sargyba
2004 г.
(литовский)
Dzienny Patrol
2004 г.
(польский)
Oblicze Czarnej Palmiry
2005 г.
(польский)
Peterburgo sargyba
2005 г.
(литовский)
Wächter der Nacht
2005 г.
(немецкий)
Noční hlídka
2005 г.
(чешский)
Denní hlídka
2005 г.
(чешский)
Šerá hlídka
2005 г.
(чешский)
Дневен патрул
2005 г.
(болгарский)
ナイトウォッチ
2005 г.
(японский)
Nachtwacht
2006 г.
(голландский)
Poslední hlídka
2006 г.
(чешский)
The Night Watch
2006 г.
(английский)
Visagalio akis
2006 г.
(литовский)
Wächter des Tages
2006 г.
(немецкий)
Wächter des Zwielichts
2006 г.
(немецкий)
Nocny Patrol
2006 г.
(польский)
The Night Watch
2006 г.
(английский)
Day Watch
2006 г.
(английский)
Dzienny Patrol
2006 г.
(польский)
Temná hlídka
2006 г.
(чешский)
Night Watch. Les Sentinelles de la Nuit
2006 г.
(французский)
Patrol Zmroku
2007 г.
(польский)
Wächter der Ewigkeit
2007 г.
(немецкий)
Ostatni patrol
2007 г.
(польский)
Éjszakai őrség
2007 г.
(венгерский)
Nocny Patrol
2007 г.
(польский)
Day Watch
2007 г.
(английский)
Nappali Őrség
2007 г.
(венгерский)
The Twilight Watch
2007 г.
(английский)
The Twilight Watch
2007 г.
(английский)
The Twilight Watch
2007 г.
(английский)
Последен патрул
2007 г.
(болгарский)
守夜人
2007 г.
(китайский)
Day Watch. Les Sentinelles du Jour
2007 г.
(французский)
Night Watch. Les Sentinelles de la Nuit
2007 г.
(французский)
デイ・ウォッチ
2007 г.
(японский)
The Night Watch
2007 г.
(английский)
Die Wächter-Trilogie
2008 г.
(немецкий)
Öine vahtkond
2008 г.
(эстонский)
Нощен патрул
2008 г.
(болгарский)
Dzienny Patrol
2008 г.
(польский)
Alkonyi Őrség
2008 г.
(венгерский)
The Day Watch
2008 г.
(английский)
The Twilight Watch
2008 г.
(английский)
Twilight Watch. Les Sentinelles du Crépuscule
2008 г.
(французский)
The Last Watch
2008 г.
(английский)
Bewahrer des Chaos
2009 г.
(немецкий)
The Last Watch
2009 г.
(английский)
Utolsó Őrség
2009 г.
(венгерский)
 ผู้พิทักษ์แห่งรัตติกาล
2009 г.
(тайский)
Káosz-Őrség
2009 г.
(венгерский)
Дневен патрул
2009 г.
(болгарский)
The Last Watch
2009 г.
(английский)
Päevane vahtkond
2010 г.
(эстонский)
Сумрачен патрул
2010 г.
(болгарский)
Yöpartio
2012 г.
(финский)
Нов патрул
2012 г.
(болгарский)
Последен патрул
2012 г.
(болгарский)
Päiväpartio
2013 г.
(финский)
Hämärän Partio
2014 г.
(финский)
Nocny Patrol
2014 г.
(польский)
Nowy Patrol
2014 г.
(польский)
Patrol Zmroku
2014 г.
(польский)
Ostatni patrol
2014 г.
(польский)
Dzienny Patrol
2014 г.
(польский)
Училищен надзор
2014 г.
(болгарский)
守夜人
2014 г.
(китайский)
守日人
2014 г.
(китайский)
黄昏使者
2014 г.
(китайский)
新守护人
2014 г.
(китайский)
最后的守护人
2014 г.
(китайский)
Die letzten Wächter
2015 г.
(немецкий)
Szósty Patrol
2015 г.
(польский)
Шести патрул
2016 г.
(болгарский)
Die Wächter - Dunkle Verschwörung
2016 г.
(немецкий)
Die Wächter - Licht und Dunkelheit
2016 г.
(немецкий)
Die Wächter – Nacht der Inquisition
2016 г.
(немецкий)
Sixth Watch
2016 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Шесть книг, объединённых общими героями (фанфики я не рассматриваю).

Много очень негативных отзывов, много, наоборот, восторженных. Мне же, наоборот, не хочется ни критиковать, ни, особо сильно, хвалить эту серию. Не стоит она внимания, никакой это не бестселлер, абсолютно «проходные книги».

Во-первых, это коммерческое, развлекательное «чтиво». Стопроцентное. Одноразовое. Прекрасно, купив на вокзале, взять эти книги в дорогу, прочитав — выбросить, отлично слушать в аудиоформате в транспорте, не нужно концентрировать внимание на происходящм.

Во-вторых, написаны эти романы очень неплохо, писатель несомненно, талантлив. Яркий и лёгкий язык, динамичный сюжет. Скучно не будет. Наверное, это главное достоинство этих произведений.

В-третьих, не стоит относиться к этим книгам, как серьезной фантастической литературе. Это — развлекательный жанр, простой и незатейливый.

Поклонники этой серии обязательно скажут, что Лукьяненко построил целую оригинальную вселенную. Но, это только иллюзия. Мир, созданный писателем, абсолютно не гармоничен и не логичен. Ненатурально получилось. Все сшито «белыми нитками», полно нелепостей. Но, не нужно заострять на этом внимание, это — фэнтези, а не научная фантастика.

Да, конечно, книги понравятся подросткам. Прекрасной половине человечества, тоже, понравятся. Это — как сериал. С теми же штампами, классическими приемами, которые всегда работают. Симпатичные герои. Даже злодеи обаятельные. Все предсказуемо и закончится хорошо.

Восторга у меня эта серия не вызвала. Но, сказать, что мне было скучно — нет. Для отдыха, для «разгрузки» мозга — хороший выбор.

Мне больше понравилось слушать аудиокниги, чем читать. Да, в памяти у меня герои не задержатся, ну и ладно. Зато — хорошо отдохнул.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Много-много лет назад Сергей Лукьяненко написал Ночной, а позднее и Дневной дозоры, за что получил звание «Фантаста #1 в России». И было за что: неоднозначный сеттинг, харизматичные персонажи, интересный сюжет. Да и читались книги очень легко, в меру сдобренный юмором и отрывками из Арии, Наутилуса и др. Да и 2 удачные экранизации явно прибавили Лукьяненко веса.

Спустя несколько лет лет Лукьяненко написал Сумеречный и Последний дозоры. И при прочтении было стойкое ощущение, что это аддон к какой-нибудь MMORPG, а не продолжение книги:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
появились 4 новых уровня Сумрака, левел-кап главного героя повысился до Высшего и т.д.
Но талант Лукьяненко не растерял. Сумеречный дозор, наверное, оказался самым любимым из всего цикла. А в Последнем дозоре Сергей Васильевич обещал поставить красивую точка на истории Антона Городецкого. Эх, если бы...

В 2012 году Лукьяненко вернулся, превратив Дозоры в полноценный межавторский цикл (и если судить по отзывам и обложкам книг, то сделал это крайне удачно). К сожалению, на этом всё не закончилось...

Новый дозор начинается с отсылки к Ночному... И это всё, что в нём, а также в Шестом, осталось от первых Дозоров. Герои в лучшем случае стали серыми и плоскими, никакой харизмы в них не осталось. В книгах больше воды, чем в моей дипломной работе. Сюжет жутко затянутый и пару раз даже отправлял меня в царство Морфея.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В одной книге Антон сражается с воплощением Сумрака, в другой с этим же воплощением, но против другого воплощения Сумрака.
Правила мира меняются даже не от книги к книге, герои воскресают, находится
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
дедушка Антона — Завулон (к сожалению, танцующие слоны так и не появились, хотя я очень ждал).
За прошедшие годы чувство юмора у автора пропало, да так и не нашлось. Гесер, курящий трубку Мерлина с дерьмом (буквально) — апогей местного юмора.

Хотя больше всех не повезло Антону Городецкому. Если в первых книгах он был неопытным Иным, то к 6 книге стал среднестатистическим неприятным типом, постоянно ворчащим о политике, толерантности... В лучшем духе пропагандистов из телевизора. Причём делает это настолько топорно, что уже через несколько лет это кажется каким-то анахронизмом. При этом первые книги цикла смотрятся гармонично и по сей день... (В Новом дозоре Лукьяненко даже вставил целую филерную главу о Кремле и его обитателях, будто без этого книга была недостаточно растянутой). Иным Антон так и не стал, но и человеком не остался,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
как бы Лукьяненко не пытался убедить нас в обратном. К обычным людям Антон относится ничем не лучше любого Тёмного.

Казалось, что в конце Шестого дозора автор поставил жирную точку в истории Антона Городецкого, но... Дозоры приносят слишком много денег, чтобы от них отказываться. И поэтому в этом году нас ждёт очередное окончание истории Антона Городецкого. Надеюсь, что (снова) поставив точку в этой истории, Лукьяненко остановится на получившемся многоточие.

Лучше всего моё мнение о Лукьяненко описал Завулон: «Я порой что-то такое пытался сделать, но всегда вовремя останавливался, а он останавливаться не умеет.»

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сразу оговорюсь, чем для меня являются Дозоры. Дозоры — это основные 6 книг Сергея Лукьяненко. Это серебро в моём личном рейтинге фантастических вселенных.

Но произведения других авторов, на мой взгляд, не удались. Может быть, Лукьяненко пробудил в них желание писать и они, вдохновлённые взялись за перо. А, может быть, решили выступить на волне популярности цикла. Я не знаю. Наверное, верно и то, и другое. Но, на мой взгляд, не сложилось.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Дозоры... очень перспективно начатый некогда проект. Первые две вещи цикла отличны, а дальше, как это часто бывает, — чем дальше в лес, тем ну его в баню. Автор эксплуатирует основную идею первых книг так, что последующие лучше подошли бы на роль раздутых глав для них. Видно, что коммерческий успех был важнее творчества, увы, очень видно. Особенно по финалу, который на мой взгляд... ну, почти провален. Талантливый автор распылился на массу проектов в ущерб качеству некоторых из них, жаль. Нельзя успешно наступать по всем направлениям сразу.

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Перечитал цикл в сознательном возрасте. Делюсь впечатлениями.

«Ночной дозор». Удивлен, но эта книга, которую я так любил в юности, оказалась самой слабой в серии. Главная причина — в пафосе. Ну очень много пафоса! И рассуждений по суть Света и Тьмы. Убрать бы эти рассуждения, получился бы средний такой боевик с магией. А так получился очень затянутый средний боевик с магией.

«Дневной дозор». Уже гораздо лучше. Правда, тут все неравномерно. Первая история, на мой взгляд, очень скучная. Серьезно, неужели кому-то было интересно читать душевные излияния Алисы в Артеке? Вторая неплохая, но ей недостает целостности. Виталий Рогоза и сама концепция Зеркала интересны, однако сюжет будто бы скачет. Вот Виталий тут, вот Виталий там. А для чего все это — непонятно. Третья часть относительно глубокая и трогательная. Драматизм разбавляется Эдгаром — персонажем в некоторой степени юмористическим.

«Сумеречный дозор». Шедевр. Ни единой лишней строчки. Никаких пафосных рассуждений (ну разве что самую чуточку, но тут они к месту). Вершина развития Лукьяненко как писателя. Персонаж Кости вызвал сочувствие.

«Последний дозор». Добротный, крепко сбитый квест. Главные герои отправляются в путь, чтобы выполнить Предназначение. Или что-то вроде того. Отличный приключенческий роман. Концовка скомканная. Троица «инквизитор-вампир-ведьма» внезапно появилась и внезапно исчезла. Все, конец. Но читать легко и приятно.

«Новый дозор». Начало конца. Главная претензия в том, что Лукьяненко начал пихать в книгу свои политические взгляды. В устах мудрого Городецкого мировоззрения пожилого истеричного дядьки звучат не очень приятно. Они не к месту. И вообще, очень значительная часть книги посвящена рассуждениям Городецкого на всякие там общемировые темы. Уж лучше б он про Свет и Тьму разговаривал, как в первой книге. Это было наивно, но хотя бы не неприятно.

Еще один слабый момент — введение в сюжет пророков. Серьезно, это очень плохо. Когда в сюжете есть «древнее пророчество», это верный признак того, что автор выдыхается. Почему? Да потому что теперь все можно объяснить древним пророчеством. Типа «Почему этот персонаж себя так глупо ведет? — Потому что так ему велит Древнее Пророчество». Все. Можно не придумывать мотивацию. Пророчество, и все тут.

«Шестой дозор». Проблема та же, что и в «Новом дозоре», но приключения более «живые», что ли. Концовка невероятно слабая (что типично для Лукьяненко):

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
главный герой лишается силы. Серьезно? Опять? Как в каждой второй книге этого автора? И, честно говоря, мотивация героев в концовке просто поражает своей нелогичностью. Почему они обвинили именно Городецкого? Почему не Завулона, к примеру?

И еще один момент. Очень странно действующие персонажи.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Скажем, Лилит. Автор несколько раз подчеркивает, что она, дескать, совсем не похожа на киношных вампиров. А получается, что древняя вампирша ведет себя именно как обычная упыриха из низкопробного фильма. Вся такая «Ой, я такая коварная, такая могучая, а вы — жалкие смертные!» Да несчастная вампирша из «Ночного дозора» выглядела гораздо более естественно.

Напрягает показная религиозность некоторых героев. Видно, что сам автор постарел и все чаще начал задумываться о загробной жизни. Это простительно для человека, но зачем вкладывать свои взгляды на религию в уста древних колдунов?

В последней книге стало больше шуток про члены. Не про секс, а именно про члены. Я обычно не против таких шуток, но не в том случае, когда автор на предыдущей странице рассуждает о Боге и справедливости/несправедливости нашего мира, а на следующей рассказывает про член.

В целом читать цикл рекомендую даже сейчас, хотя бы ради «Сумеречного дозора».

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хотелось написать что-то объёмное, но бросила писать на первом же предложении.

Ну, блин, могло быть и хуже — у нас все полки чтивом куда низшего качества. Лукьяненко не плохой писатель, и задумка неплохая, и на аудиторию он поработал знатно. Но, блин, не получилось.

Идея хороша, но идею сгубила реализация. Причина проста — Сергей не пишет подробный план своих книг (он в этом сам признался). А в сериях такого масштаба они необходимы! Следовало расписать историю мира (хотя бы в общих чертах) от зарождения Иных и до наших дней, а там уже нанизывать что потребуется. В конце концов, Иные ведь живут среди людей! Поэтому сразу решить вопрос «кто и какое участие принимал в основных исторических событиях?» не так трудоёмко. Столько всего можно было приплести к мифологии противостояния Тьмы и Света в нашем мире! Инквизиция, различные культы, религиозные войны, древние легенды...

Но вместо этого многие занятные детали мира попадают в книгу как будто по ошибке (ситуация с Тигром и Дарвином в Шестом Дозоре — Лукьяненко про это не знал), зато всякой чуши хоть отбавляй: и Антихристы, и скандинавская мифология,и артуриана и ещё черти что — всё в кучу и бессистемно, из-за чего чувство целостности мира отсутствует напрочь. Создаётся впечатление что вся мифология Дозоров составлялась по принципу «Завулон. Хм, звучит круто. Берём!». И всё, никакой связи с реальным персонажем в человеческой мифологии. Ах да, к четвёртой книге надо бы задаться вопросом: а кем был Иисус? Вот черт возьми — а раньше этим озаботится нельзя было?! Вопрос ведь интересный!

И, чёрт возьми, почему вообще никто по ходу шести книг (!!!!!!) не вспоминает про полотно Ребернандта «Ночной дозор»?!

Что до остального... Да, интрига посредственна — автору хотелось больше «про жизнь и людей», но именно это и вышло так себе. У нас нет чувства, что перед нами молодые Иные, ещё относительно «человечные», которые встревают в разборки утративших человечность Высших Иных, чтобы мы могли кому-то сопереживать. Перед нашими глазами какая-то горстка если и не статичных манекенов, то абсолютно серых и невыразительных личностей, на чьих тараканов абсолютно плевать — у самого такие же. Нету у нас и ощущения, что Высшие Иные чем-то отличаются от обычных людей: что Завулон, что Гессер больше похожи на самодуров-начальников, которые сами не знают, чего хотят, зато постоянно требуют что-то от других. Всё же если психология и опыт подростка и пенсионера, мягко говоря, отличается, то склад ума дожившего до мафусаиловых лет Иного будет неясен даже самим Иным.

Это и есть самый большой провал серии — характеры АБСОЛЮТНО никакие. ВСЕ говорят, думают и рефликсируют одинаково. Да вообще все Тёмные и Светлые мыслят одинаково! Жаль, что за этим ничего не стоит — просто автору в лом было описывать, чем отличается их мировосприятие, ограничившись «первые за всё хорошее, вторые — против всего плохого». Тёмные за оргии (это же объективно хорошо!), Светлые против оргий без контрацепции (это объективно плохо). Вот где-то на этом уровне. Если хотелось описать ненасильственное, но напряженное противостояние двух радикально разных точек зрения, то следовало обратится к опыту Холодной войны. Если читать мемуары и просто исследования работы тогдашних спецслужб, становится понятно: агентура, в общем-то, руководствовалась примерно одинаковыми личностыми категориями; в некотором роде они даже, наверное, при иных обстоятельствах были бы симпатичны друг другу. Однако существовали точки зрения, подкрепленные их воспитанием, личностным опытом, идеологической обработкой и т.п., которые делали этих людей априори непримиримыми.

Реально, даже оценивать не хочется, вот настолько обидно. Единственное, что остаётся после прочтения «ну ведь могло, блин, быть хорошо! Ну почему самому автору как-будто самому хотелось сделать все посредственно?»

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Не всегда в красивом сосуде — хорошее содержимое» ©

Цитата, вынесенная в заголовок, как нельзя лучше подходит к первой книге цикла, к «Ночному дозору», поскольку после прочтения Дневного, я скинул выставленную ранее оценку Ночному с 6 до 4-х. Так уж бывает, когда следующая книга цикла раскрывает глаза пошире на откровенно дешевую халтуру предыдущей.

Но Дневной дозор на удивление понравился, причем гораздо больше предыдущего. Здесь и герои более внятные, и пафоса на десяток килограммов меньше, и мотивации прописаны четко и понятно, а главное — никто не ведет себя неадекватно тупо на протяжении трехсот страниц, чтобы в конце вдруг внезапно стать гениальным стратегом, просчитывающим на раз-два десятилетние многоходовки. Наконец, неплохо то, что Лукьяненко закончил невнятнейшую концовку Ночного дозора финалом Дневного, пояснив хоть что-то, ибо в прошлой книге последние страницы выглядели так, будто автор сделал умное лицо, нагородив такого, в чем сам сломил бы ногу. Но для недовольных на просторах интернета фанатами Лукьяненко это подавалось в стиле «Ах ты невразумительное быдло, да че ты вообще понимаешь в литературе, тупой ты кусок...» и так далее. Радостно, что автор не пошел на поводу у поклонников и написал книгу для простого люда.

Итак, Дневной дозор стартует практически так же, где закончился Ночной, ибо за год разницы между книгами ничего существенного так и не произошло. И заканчивается единый сюжет, подводя итоги и под первой книгой в том числе — не просто так 2/3 Дневного дозора посвящены светлой стороне.

Написано легко, интересно, самое главное — не пафсоно. Глаза от рассуждений героев больше не кровоточили, за что спасибо автору.

В целом годное продолжение, дающее надежду на чтение дальше.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не все книги этого автора мне нравятся, но первые три книги «Дозоров» написаны очень достойно. И, большей частью, нравятся мне они тем, что содержат несколько смыслов. И первый смысловой уровень это рассказ об обычном парне Антоне Городецком, невезучем и несколько недотепистом. И, оказывается этот простой парень — Иным. Фактически, наделенным магическими способностями или попросту белым магом. С этого все и начинается. Антон не приемлет насилия, но «способен убить человека» и по этому поводу очень переживает. История разворачивается интересная, парень развивает способности, вступает в «Дневной дозор», чтобы контролировать тёмных магов, а так же оборотней, вампиров и прочий потусторонний люд.

И вроде бы по первому уровню все понятно. ГГ – белый, эти чёрные, друзья верные и все такое, но не тут-то было. Автору удается показать и второй уровень, скрытое дно. Не сразу читая дозоры, начинаешь соображать, что автор не просто показывает героя, а сравнивает, перемешивает темных и светлых. Гессер предстает перед нами не мудрым добрым волшебником, а жестоким интриганом, который не считается с жизнями других людей. И после прочтения второй книги – «Ночной дозор» открывается простая истина, которая состоит в том,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Что не важно, темные или светлые – они делают все для достижения своей цели, не считаясь с количеством трупов на своем пути. В некотором роде светлые даже хуже, в своем стремлении делать добро в принудительном порядке, они затеяли и первую и вторую мировые войны. Уж очень хотелось поменять порядок, и сделать счастливыми максимальное число людей, но благими намерениями вымощена дорога в ад.

В книгах постоянно поднимаются философские вопросы о ценности жизни, о религии, о смерти, о цели в жизни. По сути в книге поднимается мысль о том, что все Иные, несмотря на всю свою силу и способности

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
, лишь паразитируют на людях.

Мне нравится, что автор не отдает предпочтения светлым или темным, одинаково беспристрастно описывая и тех и других.

Книги первых трех дозоров понравились. Рекомендую к прочтению.

Оценка: 10
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда этот цикл был на пике популярности и был еще трилогией, я где-то заканчивал школу. Он был прочитан мною запоем, после чего я взялся за другие книги Лукьяненко и читал их еще пару лет. Недавно я попытался прочитать уже более поздние произведения автора. «Не пошло» подумал я и попробовал перелистать книги юности. Но и там не пошло. Эти произведения были хороши в то далекое время, когда я не загрузил свой мозг произведениями других авторов.

У Лукьяненко есть свои достоинства. Его легко читать, его произведения изобилуют измышлениями и деталями, понятными и близкими человеку, что проживает в этой стране. Но в этом же и его слабость. Его книги – это какие-то поденки от мира литературы, в них нет никаких глубоких образов, нет хороших идей, ради которых книги стоило бы перечитывать. Тот же мир иных максимально прост и уныл. Вот светлые, которые не такие уж хорошие, и вот темные, которые не такие уж плохие. Все. В этом мире почему-то так и не возникли организации простых смертных, что охотились бы на магов и прочую нечисть, нет чародеев с древней и изуверской логикой (все какие-то менеджеры среднего звена, простые и понятные для современного обывателя), нет каких-то внутренних фракций, что должны были наплодится в столь древних организациях, нет столетних вендетт, весь конфликт давно перешел в какую-то вялую фазу. Даже бессмертие большинству иных достается за так, для его поддержания ничего не нужно, и даже шотландцы с катанами и криком «Останется только один!» за ними не гоняются… Все максимально просто и серо с претензиями на умные мысли, которые по сути были много раз озвучены до и после. Это просто развлекательное чтиво, которое миновало пик своей популярности и потиху зарастает паутиной читательского забвения. А сам автор по всей видимости так и остался там, в прошлом. Все плодит поденок. Которых легко читать и также легко забыть. По крайне мере ничего, что смогло бы заинтересовать меня теперешнего, обнаружить у него так и не удалось…

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хочу выразить огромную благодарность Сергею Лукьяненко и другим авторам, тема «Дозоров» для которых оказалась близка! «Дозоры» однозначно заняли серьезную нишу в жанре фантастики, фэнтэзи и пр. — ни до ни после не создавалось произведений, в которых на существующую действительность столь органично накладывалась действительность другая, иная. Конечно, первые «дозоры» навсегда останутся первыми и лучшими, но и последующие произведения небезынтересны как минимум, а вообще многие очень и очень захватывающие и интересные. К сожалению, есть определенные минусы, главным из которых является то, что Лукьяненко не позаботился установить четкие правила мира иных, правила игры для других авторов — в итоге, стали рождаться герои, которые изначально не были способны ни на какие подвиги просто в силу своего невысокого уровня, невысокой иной силы, но автора это не смущает, и начинаются конкретные перекосы, когда в одних произведениях попасть на второй уровень сумрака могут только избранные, а в других — на третий перемещаются весьма средних сил персонажи. Должна быть структура, должны быть правила! Нельзя просто подстраивать правила под сюжетную канву! Теперь уже это пожелание для новых произведений — очень надеюсь, что они будут!

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Уже давно тихо и нежно люблю произведения Лукьяненко. Цикл «Дозоры» — самая любимая часть библиографии автора. Есть слабость к книгам про магию и магических существ в нашем мире, и вот вариант реализации Иного мира у Лукьяненко мне наиболее приятен: читаешь и незаметно мир Иных вписывается в реальный, очень чудесное ощущение! Но как же печально было дочитывать последнюю книгу серии, конец истории, печальный конец замечательной истории приключений мага Городецкого. Правда надежда еще не умерла, жду новую книгу, потому что «А, вдруг!...»)))

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Осилила только первые три книги «Дозоров», и те кое-как дочитала. Остальные даже пытаться читать не буду. Хотя не могу сказать, что автор совсем уж не моё. Читала другие его работы, мне понравились на порядок выше. Здесь же что-то не пошло,хотя язык вроде приятный, много мыслей вложено и довольно интересных, но видимо не для меня написано, не зацепило, к сожалению.

Оценка: 6
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если сравнивать с почти двадцатилетней историей самого цикла Дозоров, нынешняя «эпоха» молодых авторов началась не так уж и давно.

Вообще надо сразу оговориться, что лично в моих глазах автор, изначальный автор Дозоров, Сергей Лукьяненко, упал, как прежде не падал ни один фантаст. В свое время он был первопроходцем, создав потенциально одну из шикарнейших историй в рамках жанра городского фентези. Постепенно, от книги к книге он скатывался все ниже и ниже. И превратился в графомана-блоггера, который променял творческую искру (все же талант — это, на мой взгляд, то, что из искры получается, если получается, конечно) на деньги. Даже не так — на бабки. Последний, шестой псевдо-дозор — это просто позор, извините уж за каламбур. Не то, чтобы Ночной Дозор был истинным шедевром, но, повторюсь, у него был потенциал таковым стать. Отличная тягучая атмосфера, мистический мир, свой антураж и весьма недурно выписанные персонажи. И все — коту под хвост. Совершенно увязнув в собственных амбициях и шовинистическо-националистических настроениях (проявляющихся в активных нападках на украинских коллег), Лукьяненко лично на мой взгляд обесценился.

Обесценился ли мир Дозоров?

Вообще привлекать на свою сторону молодых авторов и давать им шанс прославиться за счет уже раскрученного и известного мира повествования — хороший ход, даже благородный. Этим промышляет и Панов, хотя лучше прочих получается у Макса Фрая. К сожалению, уж от Лукьяненко благородством и не пахнет. Впрочем, лично мне не попадались авторы, которые обошлись бы с миром Дозоров действительно неуважительно.

Однако ни один из них не дотягивает до звания спасителей серии. Каждая книга рассказывает свою историю, каждая -по-своему. Но это скорее похоже на пробу пера, на попытку заявить о себе. Подчеркиваю: не на заявление о себе, а именно на попытку. Черновик. Тот же Владимир Васильев, состоявшийся, казалось бы, автор, щеголяет совершенно нелитературным языком. Даже Завулон у него разговаривает как Сан Саныч, добрый слесарь, живущий в коммуналке через дорогу. Прочие авторы, имена и фамилии которых покамест не запомнились (что очень хорошо — не придется ассоциировать молодых писателей с этим циклом), по-своему проявляют себя, но не блещут. Винить ли их в этом? Хм, сложно сказать. Каждый опус напоминает выполненное, но лишенное души литературное задание. Вот ты, Маша, к примеру, напиши историю о семейной паре Светлых Иных средней силы, а ты, Саша, напиши историю о приключениях Иных в Сибири, подальше от Дозоров... Как-то так и было, возможно. Самое забавное, что молодые писатели каждый по-своему с задачей справились. Но не внесли ровным счетом ничего, что дополняло бы картину. Почему? Нечем дополнять. Атмосфера мира Дозоров почти умерла. Не хватает той мистической загадочности, которой и должен блистать жанр городского фенези. Это уже литературное РПГ, а не мистическая проза...

Почему же атмосфера «почти» умерла, а не совсем? Самый странный и даже непритный ответ, тем не менее, верен будет именно здесь — благодаря обложкам. Шикарное оформление серии. Очень неприятно делать комплименты прежде всего не содержанию литературного произведения, но его оформлению... Но правду девать некуда — обложки выполнены чудесно. Дух истинной мистической истории так и сквозит. Жаль, не художник придумал мир Дозоров, но Лукьяненко. Жаль.

Оценка: 5
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Перечитал всего Лукьяненка еще в 2002-2004 годах. Читал «Ночной дозор» и «Дневной дозор» до выхода фильма, как по мне, так это самые слабые его романы и вселенная. С тех пор я перестал читать Сергея. Видимо городское фэнтези не для меня. Лукьяненко который писал такие серии как «Линия гроз», «Геном» ,«Звезды — холодные игрушки» и «Диптаун» уже нету. R.I.P, исписался, а жаль.

Оценка: 2
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На безрыбье, как говорится, и рак рыба... Пожалуй дозоры единственный более-менее раскрученный мир в российском фентази — не лучший, но попавший в своё время в тренд и неплохо на этом продавшийся. Если оценивать здраво — средненький такой цикл с кучей клише, идейным отсутствием юмора и попытками нагнать драмы. Читать можно, только не очень понятно кому и когда: дело в том, что стиль довольно сильно меняется в течение цикла и первая книга с последней ну просто не может понравиться одному человеку.

Немного особняком стоят произведения Васильева — «Чужой для иных», «Лик чёрной Пальмиры» и «Время инверсий» написаны сильно иначе: в них меньше драмы, есть полноценная атмосфера, герои больше похожи на людей и хотя в целом все эти тексты тянут на 7-7.5 из 10, но они всё же они лучше текстов Лукьяненко...

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх