fantlab ru

Святослав Логинов «Многорукий бог далайна»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.44
Оценок:
2877
Моя оценка:
-

подробнее

Многорукий бог далайна

Роман, год; цикл «Многорукий бог далайна»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 217
Аннотация:

Эта книга — о возникновении и разрушении далайна — мира, который создал Творец, старик Тэнгэр, уставший от вековой борьбы с многоруким порождением бездны Ёроол-Гуем, ненавидящим все живое. Он решил сотворить мир специально для Многорукого — просто для того, чтоб тот не мешал ему думать о вечном. В этом мире, созданном по меркам дьявола и для обитания дьявола, человек, созданный по образу и подобию Божьему, изначально дьяволу в жертву обречен. Но по воле Тэнгэра раз в поколение в далайне рождается человек, который в силах изменить его так, что в нем не будет места самому Многорукому. Никому это не удавалось, пока не появился Шооран...

Роман Святослава Логинова «Многорукий бог далайна» интересен прежде всего тем, что созданный писателем-фантастом мир логичен от начала и до конца. Логичен настолько, что существование невообразимого Ёроол-Гуя от первой до последней страницы не вызывает недоумения, а весь быт этого искореженного мира, мытарства его жителей, фантастические похождения главного героя творца-илбэча — все это накрепко удерживает внимание читателей.

Примечание:

Реальный год выхода романа — 1995, хотя на титульном листе обозначен 1994.

Карту далайна можно посмотреть здесь.

Последнее издание по издательским ценам можно купить здесь.



В произведение входит:


7.99 (61)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 450

Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2737 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 72 знака, что немного ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 20%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Интерпресскон, 1995 // Крупная форма (роман)

лауреат
Беляевская премия, 1995 // Фантастическая книга

лауреат
Фанкон, 1995 // Крупная форма

лауреат
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2018 // Самый номинируемый автор

Номинации на премии:


номинант
Бронзовая Улитка, 1995 // Крупная форма

номинант
Странник, 1996 // Крупная форма

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (9)

Многорукий бог далайна
1994 г.
Многорукий бог далайна
1996 г.
Многорукий бог далайна
1997 г.
Многорукий бог далайна
2001 г.
Многорукий бог Далайна. Свет в окошке
2004 г.
Многорукий бог далайна
2018 г.
Многорукий бог далайна
2023 г.
Многорукий бог далайна
2023 г.

Издания на иностранных языках:

Многоръкият бог на Далайна
2001 г.
(болгарский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  32  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга не для всех. Не в том смысле, что книга для изысканных умов и плебеям тут ничего не понять, нет! совсем нет! Дело лишь в характере читающего и отношению к жизни. (...Н-да, как-то криво вышло с характеристикой...) Так и с этим романом — нельзя однозначно сказать о чем он.

Кто-то увидит необычный фэнтазийный мир времен каменного века, где ГГ мечется как угорелый по каким-то топям и пытается сражаться с болотным монстром, кто-то найдет аналогии со стратегиями времен Warcraft, кто-то может обвинить в рпг'ешности, кто-то увидит глубокую философию об отношении к жизни, долгу, о роли личности в истории. Тут нет четкого описания мира, лишь частые зарисовки штрихами. Тут нет инструкции по эксплуатации — куда пойти/что взять. Тут есть большое поле для понимания и фантазии, и каждый будет понимать по-своему. И это все не поддается обычной оценке и каждый может тут найти что-то свое. НО! ... да, есть большое «НО» и это «но» заключается в тяжелом слоге, даже не столько слоге, а тяжелой атмосфере мира. Добрая треть книги была прочтена (и с десяток раз через силу я все-таки продолжал читать) прежде чем я начал понимать этот мир, этот слог. И в награду за это — огромнейшее и самое положительное впечатление по завершению книги. И теперь, спустя более 10 лет после прочтения я помню не только о чем эта книга, но и название (для меня это очень большой показатель).

Очень и очень серьезная и достойная книга, которая, к сожалению, не станет классикой жанра. Но те, кто ее прочел уж точно не забудут.

Оценка: 10
– [  29  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я довольно скептически отношусь к отечественным авторам фантастики и фэнтези. «Многорукий бог далайна» доказал мне, что такое предвзятое отношение не всегда верно.

Начну с достоинств произведения.

Роман очень легко читается. Очень краткая, конкретная завязка, дающая понять читателю в каком мире будет происходить действие, как и кем он создан, а также для чего все это нужно. Язык произведения прекрасен (термины, имена — об этом немного ниже). Мир играет красками. Пусть этот мир весь серый, но благодаря описаниям ты четко представляешь себе вязкость нойта, внешний вид обитающих там тварей, и прекрасную голубизну жемчужин, на шее матери Шоорана.

Необычность. Необычность всего. Мир, который не встретится больше ни в одном произведении. Мир, построенный на основе пожеланий творца и требований его антагониста. Мир, в котором, казалось бы, нет никаких условий для существования, но тем не менее заселенный людьми, борющимися за свою жизнь и развитие.Мир, в котором люди загнаны в очень узкие рамки жизни, где малейшее изменение грозит разрушить привычный ход вещей.

Главный герой. через него подаются все основные мысли в романе. Насколько может изменяться человек, подстраиваясь под систему или идя против нее. Шооран, каким мы видим его в начале, и Шооран в конце книги — две абсолютно разные личности. У них очень мало общего — поменялись ценности, поменялось отношение к людям, к миру. Неизменной остается лишь цель.

О чем этот роман? Каждый читатель увидит свой посыл от автора, возможно не один, который будет отличаться от увиденного другими читателями. Мною были восприняты несколько нитей, прошивающих каждую страницу этого произведения.

Во-первых, автор показал, что человек может выживать в любых, самых ужасных условиях. Не всегда оставаясь при этом человеком, но всегда выживая. Также мы видим, что даже при небольшом количестве людей, они всегда образуют определенные группы, разбиваются на государства, в каждом из которых действуют свои законы, свои правила жизни, своя оценка происходящих вокруг событий.

Во-вторых, нам показано, насколько важна бывает цель. Цель жизни Илбэча — застроить оройхонами весь мир. В начале произведения мы четко понимаем, для чего это нужно и определенно видим все положительные стороны этого действия. Чем дальше мы продвигаемся по страницам романа, тем более сомнительные результаты предстают перед нами от этого строительства, и уже непонятно, добро или зло несет Илбэч. И как сложно перестать мыслить локально и продолжить добиваться глобальной цели. И уже неважно, свет ты несешь или тьму и разруху в свой мир.

В-третьих, роман пронизан настроением одиночества. Неизвестно, что больше влияет на состояние одиночества главного героя — проклятие илбэча или собственное, неосознанное отталкивание людей. Одиночество сдобрено приличным объемом страданий, от потерь любимых людей, предательств и вечной необходимости скрываться.

Из минусов — для кого-то будет высоким порог вхождения в язык, которым написано произведение. Наличие множества необычных имен и терминов (кстати, очень запоминающихся и ясно дающих характеристики, внешний облик зверей, растений, позволяющих представить, что и как выглядело) для меня не составило проблем, но, кого-то может оттолкнуть.

Как итог — читать этот роман начал благодаря списку рекомендованной литературы со страниц этого сайта и ни капли не пожалел о принятом решении. Могу лишь позавидовать тем, кто еще не брал в руки эту замечательную книжку.

Оценка: 10
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как сказал сам автор в интервью журналу «Мир фантастики», идея книги родилась из его детского увлечения — в школе он очень любил рисовать карты различных островов на листках в клеточку, представляя, что они окружены ядовитым морем. Этот принцип с незначительными изменениями и лег в основу вселенной «Многорукого Бога Далайна». Далайн — это одновременно и вся известная человеку ойкумена, представляющая собой прямоугольник, ограниченный огненными аварами и стеной Тэнгэра, в котором находится суша, состоящая из оройхонов (квадратных участков земли), и само море, омывающее эту сушу. Жидкость в этом море-далайне плотнее чем вода и ядовита для человека, как не пригодны в пишу и все обитающие в нем организмы. Крайние оройхоны, граничащие с далайном, называются мокрыми, потому-что покрыты смешанной с землей водой из далайна, называемой нойтом. Нойт так же ядовит. Но, не смотря на это, на них можно выжить, так как здесь есть вполне съедобные животные и растения. Оройхоны не имеющие выхода к далайну называют сухими, они вполне пригодны для жизни, на них растут злаки, деревья, есть источники пресной воды. Всё пригодное для жизни пространство заселено людьми, которые, часто в нечеловеческих условиях, пытаются там выжить. По легенде великий Бог Тэнгэр создал Далайн для своей темной противоположности — рроол-Гуя, который зародился из его отбросов и ненавидел Тэнгэра. рроол-Гуй пообещал Тэнгэру со временем растворить стены, ограничивающие Далайн и залить ядом все владения Бога. Но Тэнгэр построил так же и первые пять оройхонов -Крест Тэнгэра, на который поселил людей и дал им один губительный для рроол-Гуя дар: раз в поколение у людей будет рождаться человек, наделенный способностью усилием своей воли поднимать из далайна новые оройхоны, такого человека назвали илбэчем. рроол-Гуй же проклял этого человека, так как только благодаря его таланту можно застроить далайн и положить конец как планам мести рроол-Гуя так и ему самому. Вот в таком вот «веселом» месте и родился наш герой по имени Шооран — человек ставший очередным илбэчем.

С самого начала текст романа сбивает с толку обилием непривычных слов, значение которых становится понятным далеко не сразу. Как признается Святослав Логинов, он позаимствовал их все из монгольского языка, отбирая их без учета реального значения и руководствуясь лишь звучанием. Ему очень хотелось, чтобы все экзотические слова были в чем-то созвучными и вызывали ощущение, что они принадлежат к одному неизвестному языку. Выдумывать такое было слишком сложным, поэтому авторский взор обратился на уже готовую языковую конструкцию, к тому же достаточно экзотическую — мало кто из читателей знаком с монгольским языком. В начале книги я постоянно путался и возвращался назад, чтобы уточнить по мере «расшифровки» слов, что же на самом деле имел ввиду автор в том или ином случае. К тому же экзотическая прямоугольно-сегментированная география вносила свою долю сумятицы в мои мысли. Антураж у автора получился реально неземной и удивительный — с такого рода космологией я никогда ещё до этого не сталкивался. После прочтения первой главы образ Далайна в моей голове вполне устоялся и я с удивлением заметил, что текст очень быстро полетел: описываемые события, хотя и не претендовавшие на какой-то особый экшен, оказались настолько захватывающими, что оторваться от романа было сложно. В книге основной акцент сделан не на приключения плоти, а на приключения духа: автор всё своё внимание сосредотачивает на личности илбэча, показывая читателю его жизнь начиная с самого детства. Очень подробно описан процесс становления его личности, формирования характера и изменение его мировоззрения — если вначале Шооран мало осознавал, что и зачем он делает, то потом пришло понимание, а за ним и ответственность. Причем, чем дольше он занимался строительством оройхонов, тем сильнее изменялось его отношение к людям, переходя от жалости к полному безразличию, когда гибель очередной сотни или тысячи ничего не значат по сравнению с осуществлением намеченного плана. Много внимания автор уделил и социальным вопросам — даже на таком ограниченном пространстве как оройхоны сложилось целых три государства. Наиболее интересным из них мне показалось государство «добрых братьев», которое уж очень сильно напоминает гротескную и довольно злую пародию на СССР. Весь роман пропитан тревожным настроением, помноженным на некое чувство обреченности и предопределенности. Когда Шооран осознает своё предназначение он поневоле начинает исполнять свой долг, по крайней мере то, каким он его видит. Противостояние илбэча и рроол-Гуя выливается в схватку слепой хтонической силы с человеческим разумом, что приводит, в принципе, к предсказуемому результату. Я начал подозревать что-то подобное уже к середине романа, ведь архетип, использованный при построении данного сюжета довольно известен: «Герой, убивший дракона, сам становится драконом». Порадовало то, как и каким образом это всё произошло. Ведь если отбросить все многочисленные легенды и сказки, которые автор приводит в тексте, то ситуация с Далайном, с выходом из него и, особенно, с обнаружением ещё одного Далайна четко укладывается не в мифическо-магическое фэнтезийное русло, а в рамки НФ-произведения. О чём косвенно намекает читателю и сам автор, приводя в конце романа одну из «новых» легенд, появившихся после выхода людей из Далайна, где четко видно, как коротка память людская и как она склонна к искажению и даже полному отрицанию предшествующих событий. После прочтения этого «нового сказания» поневоле задаешься вопросом — а какой процент истины сокрыт в других легендах, рассказывающих о Тэнгэре, рроол-Гуе, древних илбэчах и многом-многом другом. Где тот критерий, который поможет отделить котлеты от мух и правду от вымысла?

Итог: неординарный, заставляющий задуматься роман, создающий определенное, несколько философское настроение. Его нужно читать не торопясь, вдумчиво, делая перерывы для осмысления, чего я, к сожалению, не сделал. Поэтому мне кажется, что многие интересные мысли и умозаключения я, по причине своей торопливости не заметил или не оценил по достоинству. Единственным минусом, который я могу записать на на счет «Многорукого Бога Далайна», будет минус за начало последней трети текста, где очень большое пространство отдано на долгое и нудное перечисление поставленных Шоораном оройхонов и на описание его бесконечных кругов вокруг сужающегося далайна. Автору из четырехугольников оройхонов удалось собрать удивительно многогранный роман, который многие считают вершиной творчества Святослава Логинова, недаром он получил три премии. Автор даже взялся за продолжение, но так и не дописал его. Может зря он так поступил, а может и нет. Ведь известно гораздо больше случаев, когда продолжение оказывается хуже оригинала, чем с обратным положением вещей. Пусть вас не пугает кажущаяся сложность начальных страниц книги. Постарайтесь перебраться через бурелом непривычных мест и необычных слов, потому-что тогда перед вами раскроется и заиграет всеми своими гранями просто чудесный текст. Однозначно рекомендую.

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Появление на свет произведения, подобного «Многорукому богу далайна» — настоящее событие. Огромная редкость. Произведения, в котором каждый элемент так плотно и искусно подогнан друг к другу, так старательно выверен, что ты не замечаешь стыков между ними. Как можно не верить, что мир, показанный автором, существует, когда все сомнения тонут в пучинах далайна? И ведь он совсем рядом — стоит лишь протянуть руку и перелистнуть страницу! Произведения, которое после прочтения оставляет множество впечатлений, огромную почву для размышлений. И не таких размышлений, что забудутся через пару дней, как только ты начнёшь читать что-то другое; таких размышлений, что будут преследовать тебя всю жизнь.

Этот роман я читал, наверное, не меньше десяти лет назад, но помню его, как будто прочёл только вчера. Не могу даже привести в пример какой-либо другой фэнтезийный роман, который настолько крепко отложился бы в памяти, и оставил такие сильные впечатления. Обычно я избегаю терминов вроде «шедевр», ведь ничто в этом мире не идеально, и данный роман не исключение. Но, тем не менее, он стал для меня тем самым «шедевром» — одной из лучших книг, что я читал в своей жизни, своеобразным мерилом качества, на которое непроизвольно приходится равнять каждое прочитанное произведение.

Вместе с тем, роман получился настолько многогранным, что сложно даже объяснить, чем он так хорош. Необычным миром, похожим на шахматную доску, столь недружелюбным к собственным обитателям? Историей взросления и становления Шоорана как личности? Или, может, историей взаимоотношения людей в этом мрачном и жестоком мире? Сколько не описывай — едва ли это впечатлит потенциального читателя. Чтобы понять, нужно самому попробовать. Увидеть этот жестокий мир, побывать рядом с Шоораном в его приключения, поверить в происходящее, и почувствовать себя частью всего этого. Лишь тогда придёт понимание.

Настоятельно рекомендую ознакомиться с «Многоруким богом далайна» каждому ценителю фантастики и фэнтези.

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Девяностые подарили нам много книг в жанре фентези, которые сейчас носят скучный штампик «Культовые» и «Шедевры».

Г. Л. Олди «Бездна Голодных Глаз», М. и С. Дяченко «Привратник» и много еще на разный вкус и взгляд.

«Многорукий бог далайна» как раз из этого списка.

Роман взросления в мире, который не приспособлен для жизни. Религиозные вопросы в мире без бога. История творения в мире разрушения.

С. Логинов подарил самый оригинальный мир в фентезийной литературе и населил его живыми и обычными людьми со всеми их страстишками и желаниями. И показал нам героя, который вопреки штампам не получил корзины печенья и банки варенья.

Сложно говорить про роман, который любишь уже не один десяток лет.

Тут может быть только-

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман прочитал по рекомендациям данного сайта и не пожалел. Признаю, это действительно находка , как в рамках отечественного так и мирового фэнтэзи.

Мир, представленный автором имеет две особые черты, которые делают его очень оригинальным:

-он сильно ограничен, причем ограниченность эта известна людям населяющим его, что накладывает сильный отпечаток на их взаимоотношение и культуру в целом.

- культура людей, населяющих мир несколько позаимствована из эпоса северных народов монголоидной расы , что сначала делает книгу несколько трудночитаемой , но потом привыкаешь к многочисленным «саурь-тэсэгам», «шаварам» и прочим терминам.

В целом, я не согласен, что представленный мир можно сравнить с адом, малопригодным для обитания, все опять же зависит от самих людей, на протяжении всего произведения весьма ярко выражена мысль, что невыносимой жизнь могут сделать прежде всего сами люди. Жизнь в мире «многорукого» с одной стороны тяжела по причине крайней недружелюбности самого далайна, тварей, выходящих из него , безумного бога и , как уже говорилось людей. С другой стороны, далайн и сухие земли дают все необходимое для жизни человека: кость, материал для одежды, еду и даже порох, при этом , все как в нашем мире – части людей , что бы получить все эти блага не надо шевелить даже пальцем, а другой части, несомненно большей, приходится влачить жалкое существование в тяжких трудах и довольствоваться лишь крохами. Несправедливость, жадность , равнодушие, злоба все эти тяжкие грехи делают невыносимыми жизнь в любом мире. Логинов в своем романе постоянно напоминает об этом читателю , и эта мысль является основной философской линией произведения Возможно, в этом нет ничего нового, но как классно все описано!.

Другая линия – повествование о «не таком как все». Да, главный герой изгой, от него постепенно отворачиваются все – и друзья и любимый человек либо он сам их избегает. Вообще, Шооран очень сильно описан, его поступки, характер, даже его необычная магическая сущность настолько натуральны, что как бы сливаешься с героем в этом, странном, но в конце произведения уже таком знакомом мире. Судьба Шоорана очень трагична, видно, что он не хотел жить так как живет, вскоре он начинает ненавидеть всех остальных, которые в отличие от него лишь прагматично заботятся о своей шкуре и хотят оторвать кусок побольше. Борьба за власть, за ресурсы не останавливается ни на день и что бы не делал Шооран, это не приносит добра, одно лишь зло. Главный герой в итоге остается сломлен всей этой несправедливостью, и продолжает делать свое дело только потому, что у него ничего другого не остается. Такая вот грустная история. Концовка тоже несомненно очень сильная и весьма неожиданная. И самым сильным ходом автора на мой взгляд является то, что он не «подогнал» эпос этого мира, его религию под его же, этого мира реальную жизнь, многие вопросы заданы, но ответы на них не получены. Это придает произведению очень серьезную убедительность.

К недостаткам можно отнести лишь некоторую затянутость и однообразие при описание строительства тех же островов, но скорее всего это было необходимо, т.к. автор по – видимому хотел, что бы читатель «прожил жизнь» вместе с героем.

Так как книга по настоящему понравилась, могу поставить только 10.

Оценка: 10
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

На восьми страницах отзывов все сказано умными людьми до меня, поэтому ограничусь кратким. Эта книга — лучшее российское фэнтези за всю её историю. Во многом лучшее из-за экзотического наполнения, не славянского, знакомого с детства, не скандинавского, набившего уже оскомину в 90-е, а реально для нашего читателя на тот момент нового и незнакомого — монгольского, до краев забитого чужими именами, непривычными терминами и прочим из арсенала этнофэнтези.

Самое удивительное и, пожалуй, определяющее, что все эти Ероол-Гуи, Далайны, Гарвахи, Одонты не вызывают ни малейшего ментального отторжения, уже к двадцатой странице мозг привык переводить все это в привычные нам понятия. Это, безусловно, признак гениальности автора — абсолютное погружение в кардинально отличающийся от нашего мир. Ну и держащий в напряжении сюжет, вроде бы неспешный, но не позволяющий отвлечься ни на секунду. Язык романа — отдельная песня, хотя, скорее, это полноценный концерт, мощный и емкий. Растеканий по древу не обнаружено.

Чувствуется класс еще не потерянной советской школы, с поправкой на исчезнувшие рамки и ограничения.

Восхищен до глубины души. Не роман — глыба.

Оценка: 10
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

После этой книги я зауважал жанр фентези, он позволяет ставить мысленные эксперименты, в других жанрах малодоступные. Мир прорисован на первый взгляд бредовый, с перекошенной логикой, но сам себе не противоречит. А люди обычные, узнаваемые. Да, зачастую ведут себя не по-людски — а чего еще от них ждать? Чтобы были добрыми, честными и смелыми? Такие тоже показаны, и им даже кое-что удается.

Роман получился с неизбежным мальтузианским подтекстом: места на сухом всем не хватит. А кому хватит, будут счастливы за счет тех, кому не хватило. А когда появится новое ничейное сухое место, начнутся настоящие проблемы.

Герой романа смелый, добрый, честный и разрушил мир. Вспоминается одно из определений настоящего героя — виновный в гибели других людей. И что же сделал бы на его месте какой-нибудь подлый трус? Пожалуй, то же самое. Ибелч строит острова просто потому, что умеет, значение имеют не намерения, а возможности, вот такая нехорошая, но жизненная мораль просматривается.

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман великолепен. И вот почему...

Авторство:

Непросто придумать мир для своего романа, особенно мир фэнтези. Поэтому большинство авторов просто используют нашу историю средневековья, добавив толику магии. Сложно придумать новый мир. Но это прерогатива авторов фантастов, описывающих будущее или другие планеты. Невозможно создать абсолютно уникальный, непохожий, новый мир со своей историей, религией, мироустройством... Со своим языком!!!

Вернее, я считал невозможным. Пока не прочитал «Многорукого...» . Причем с самого начала, преодолев пару глав, начинаешь вполне осознавать и какой такой «наыс», и чем пахнет «далайн», и каких размеров «оройхон». Хотя впрямую нигде нет описания каждого предметаявления этого мира, что создает полное погружение и слияние с персонажами романа.

За что автору большое спасибо и низкий поклон.

Сюжет и идея:

Сказать, что великолепно и удивительно, оценка 11? Это ничего не сказать.

В одиночку победить злого(или «злого») бога, выполнив невозможную для смертного работу...

Пытаться осчастливить всех, построив место для жизни. Понять, что от этого людям только хуже...

Пытаться выполнить свою миссию, понять что это убьет всех людей...

Возненавидеть людей и попытаться убить разом, и открыть спасение и свободу всем...

Дать свободу, и... Быть проклятым за это.

Персонажи:

Опустив подробности, просто скажу, что все характеры и действия полностью соответствуют друг другу, не вызывая противоречий. Чувтства основных героей прописаны глубоко и правдоподобно.

Ну и в заключении.

Больше всего тронули меня две притчи: первая заканчивается вопросом «Что у меня впереди, если по правую руку добро, а по левую зло?». Смогу ли я сам ответить?

А вторая про злобных шооранов, которые уничтожили далайн. Вот так и нас учат истории, переиначивая ее каждые 20 лет. А правда где?

Роман заставляет глубоко задуматься. Вопросов он ставит намного больше, чем дает ответов. А найти их — это уже дело каждого, и вечности для этого у нас точно нет. Да и не надо.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Бесконечно мала вселенная по сравнению с миром человека. Тесно и некуда идти.»

Вот и состоялось мое абсолютно неожиданное знакомство с творчеством мэтра российской фантастики. И я благодарна судьбе за это, потому что копилочка прочитанных мной шедевров пополнилась еще на одну книгу. Возможно кто-то скажет, что слово «шедевр» звучит слишком громко рядом с названием этого романа. Однако, пропуская через себя его финальные строчки, меня переполняли эмоции, схожие с теми, которые я испытывала 20 лет назад на страницах восхитительного произведения «Сто лет одиночества». Ворох важных вопросов самого различного характера, затронутый Логиновым здесь, нисколько не уступал в своей пронзительности Маркесу, Булгакову и Данте. А необычной способ выражения философских мыслей, аккуратно спрятанных в антураже странного мира, надежно увековечил данное творение на полках книг жанра фэнтези.

«Тяжкая доля — делать, не ведая, что делаешь.»

В качестве основы романа выступает интересный мир прямоугольной формы, со всех сторон закрытый огромной стеной, скребущей серое небо. Твердая поверхность мира поделена на квадратные участки, именуемые оройхонами. Центральная его область, не занятая оройхонами, заполнена холодной жижей с едкими свойствами, называемой Далайном. Именно в этой темной слизи и обитает Многорукий Бог — страшный монстр с тысячами щупалец и сотнями глаз, голод которого периодически утоляется живыми существами близлежащих к Далайну участков суши. И поначалу казалось, что у людей нет спасения от этого чудовища. Но по ходу повествования перед читателями раскрылись неожиданные особенности жизни в пределах замкнутой системы данного мира. Все эти нюансы я намеренно упущу — они более интересны не на уровне рецензии, а во время чтения. Скажу лишь, что именно они и оказались отправной точкой сюжетного действа данной истории. Надо отдать должное автору, он очень детально продумал мир, начиная от флоры-фауны и заканчивая потрясающей мифологией, очень интересно описанной посредством фольклорных вставок. Содержание каждой главы было украшено пронзительной философской мыслью, превращенной автором в небольшие притчи. Я очень полюбила эти курсивные части сюжета, после которых хотелось ненадолго отложить книгу в сторону и немного подумать о прочитанном. В контексте этих притч автор вел незаметную игру с читателями — одни из них намекали на дальнейшее развитие сюжета, другие неожиданно противоречили уже сказанному.

«К кому судьба неравнодушна, того она в щёку целует, а там, сколько ни мойся, — след останется.»

Мне очень понравился слог повествования, который оказался невероятно самобытным и иногда превращал роман в эпос, умиротворяя читателей напевным звучанием. По словам самого Логинова, во время написания данного произведения он пользовался словарем монгольского языка. Поэтому текст переполнен труднопроизносимыми именами (Ёроол-Гуе, Шооран) и сложнозапоминаемыми названиями. Нельзя сказать, что он читается на одном дыхании. Да и само содержание, обильно снабженное спецификой придуманного автором мира, заставляло вчитываться в каждое слово, а иногда и возвращаться к уже пройденным моментам. Сюжет был настолько уникальный, что с одной стороны легко превращался в увлекательную игру, а с другой — иносказательно преподносил читателям жизненную мудрость. Начертив прямоугольник 45х36 квадратиков, можно было смело вместе с героем совершать подвиги, как будто вышивая крестиком по клетчатой канве мира, перепрыгивая от одного участка к другому. Кому-то все это могло напомнить компьютерную игру. Но мое внимание больше всего привлекла межличностная составляющая произведения, которой было здесь предостаточно. Путешествуя по миру и выстраивая его, герой преображался и сам. Пересекая пути других людей, он непреднамеренно скрещивал их судьбы со своей. И они дальше шли каждый по выбранной дороге, но уже совсем иными внутренне.  

«Виновен тот, кто делает. Значит, будем виновны.»

Странствия главного героя позволили нам чуть ближе познакомиться с общественным устройством мира. Налицо оказалось несколько государств с разным политическим строем и вероисповеданием, но одинаково жестоким обращением к человеку разумному. Здесь была благопристойная знать, военные люди (цэрэги), чиновники (баргэды), ремесленники, земледельцы и изгои — отбросы общества, способные рано или поздно превратиться в преступников. Как же много мокрых оройхонов по колено в вонючем нойоте мы прошагали вместе с человеком-чудотворцем. Опасная охота в затопленных по грудь шаварах, бесконечное поедание безвкусной чавги и бесчисленные ночевки в люльке из кожи на холоде влажной земли — все это и многое другое нам пришлось разделить с ним. Отсутствие тепла и уюта делали роман еще более мрачным и пронзительным. Вместе с тем, были здесь и завораживающие своей красотой моменты невиданного зрелища появления новой суши — с плеском волн, водоворотами сверкающей влаги и фонтанами животворящей воды. А также очень страшные сцены, когда вершина вязкой жижи Далайна вихрилась пеной, оттуда вырывались столбы бесчисленных рук, и огромное тело выпрыгивало на сушу. Другими словами, фэнтезийная составляющая романа была более, чем интересная. Однако мне запомнилась в нем прежде всего смысловая нагрузка, которая междустрочно присутствовала на каждой странице, тем самым увеличивая его ценность в моих глазах.

«Не загадывай. О будущем могут говорить только боги. А нам его ждать. И, по возможности — делать.»

Чтобы понять хотя бы часть сути переданных автором мыслей, важно было дочитать данное произведение до его логического завершения. Тогда и только тогда становится ясным, что по большому счету и не было здесь никакой борьбы между Добром и Злом, как казалось на первых страницах. Логинов недвусмысленно намекнул, что эти вселенские понятия есть стороны одной медали. Очень проникновенной для меня оказалась тема одиночества. Она нашла в этом романе свое масштабное отражение и словно черной слизью затопила все его строчки. Пожалуй, такого страшного проявления этого состояния я давно не встречала в книгах. Также эта история мне неожиданно напомнила немного видоизмененные библейские мотивы о потерянном Рае. И в чем-то заключительная часть с уродливым нагромождением камня и страшной агонией мира подтвердила мои догадки. Финал же выбил оройхон у меня из-под ног, буквально окунув в холодную жидкость Далайна. Еще не дойдя до последних строк, я поняла, что не смогу уйти из этой истории прежней. Смех одного над бессилием другого с прозрачной мольбой: «Отдай» своей сумасшедшей безысходностью замкнули пространство и время, доказав тем самым неизбежную закономерность процессов мироздания. Браво, Святослав Владимирович! Просто до мурашек...

«И чем дольше он думал, тем яснее ему становилось, что вечность длится долго, и конца ей не видно…»

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это не книга, это — вечная гиря на ногу). Да, формально книга всего лишь о взрослении персонажа, не больше не меньше. Не новая тема. Столь же формально, книга — фентези, которого в момент написания, что называется, море не ело. Правда фентези это, примерно, в той же мере что и Хайнлайновские «Пасынки вселенной». Критически важно как именно это написано. Меня зацепила уникальность мира и языка.

Герой меняя мир, меняется сам, а замкнутость и крайняя теснота мира обостряет эти изменения. Идей целая россыпь: тут и размышления о типах социального устройства, и герой, сперва доведенный до мысли о цели оправдывающей средств, а затем и вовсе, переставший искать оправдания как целям так и средствам и, даже, хрестоматийные размышления о природе «лишнего» человека.

Основой всего этого является идея об эпохе перемен, той самой , пожелание жить в которую в Китае было страшным проклятием. Особенно болезненно это читалось во время когда эта книга и была написана. Прочитай я ее сегодня, кто знает как бы она была воспринята, но в середине 90-х, в ту самую «эпоху перемен» — это было как наждаком по коже.

Единственное о чем жалею — бумажный оригинал утрачен давно и безвозвратно, а электронные варианты присутствующие в сети, почему-то, не содержат карты оройхонов. Есть, даже, вариант с иллюстрациями в стиле «робинзона Крузо», но вот с картой — нет.

Честно говоря, настолько самобытная книга, что выдавливать из себя положительный отзыв в ее адрес мучительно тяжело. Это надо, просто, читать. Все остальное — фальшиво.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Меня роман заставил задуматься вот о чём: илбэч создаёт сушу на месте ядовитого моря. Вроде, всё правильно, всё верно... Вроде, это добро. Но мир-то в результате гибнет. Да, люди нашли выход и освоили другой мир. Но тот, родной — погиб. Это что ж, такова судьба всех творцов — строить, потому что для того им это и дано. Но, создавая, разрушать. То есть, создавая новые миры, мы разрушаем тот, в котором живём? Из самых лучших побуждений?..

Ну а если отказаться от творчества, то жить невыносимо — Ёроол-Гуй сожрёт нафиг. Серая повседневность, обыденность сожрёт рано или поздно.

Казалось бы, выбор очевиден — творить, создавать острова. Но это в книге люди нашли выход, А в жизни? Есть ли другой мир за стенами в реальной жизни?

Тут-то хоть плохонько, а всё как-нибудь, да выживаем. А хочется-то жить!

Интуитивно тянет сломать стену. А что за ней? Страшно.

В общем, поверила я в мир «Многорукого бога далайна»

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если часто встречаешь сочетание «проработанный мир», но не можешь до конца понять, что это такое — мир Многорукого ждет тебя. Он опутает тебя руками путей Шоорана, сказаний и легенд былого, сценами схваток, изложением особенностей фауны и множеством деталей быта, забавными стишками и шокирующими элементами сурового быта этого мира. Сурового мира. Где люди все так же живут перед лицом множества рук — страх перед судьбой, покорность, ненависть или все же сохранение собственной гордости и достоинства. Мгновенная смерть от высушивания харваха — но, может быть, это лучше, чем влачить жалкое существование изгоя? Впрочем, вон Маканый говорит, что если макают шесть раз — выжить можно...

Порох, растущий на траве — просто гениально. Как и вываривание хитина. И осознание того, что люди — гораздо более опасные враги. И наряду с ежечасными опасностями — человеческие мысли, переживания, в которые верится. И поверхностно простые рассуждения, так называемая «философия для всех», суть которой осознаешь не сразу и возвращаешься. И перечитываешь. И совершенно невероятная концовка, оставляющая читателя в шоке.

Отличная вещь. По поводу сложной терминологии — не затрудняет чтение, укладывается в восприятие мира, и даже более того — без слишком подробных описаний автор дает читателю возможность вообразить каждого зверя самолично. Эпизод во дворце —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
когда Шооран пырнул «неведомого» зверя :lol:

заслуживает аплодисментов.

Превосходный образчик dark fantasy, да еще и социальной, да еще и со своим совершенно оригинальным и самобытным миром. Вещь в своем роде уникальная.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Большая редкость когда в романе удачно используется придуманная терминология. Если вначале она вызывает трудности, то потом понимашь, что цэрэга иначе не назовешь. И далайн есть далайн, а тукка — это вкусно, и даже чавга хорошо. Упрощенный в географии мир, царство геометрии оройхонов — хоть и выглядит серым, однообразным, но соль романа совсем не в нем. Он погружает в себя. Он затягивает и не резней приключений, а жаждой понимания.

О книге слышал давно, и отзывы читал, и рекомендации, но вечно меня отпугивало то название, то обложка. И, в итоге, я добрался до романа только сейчас. Присоединяюсь к армии почитателей, потому что веришь. Потому что так оно и было. Потому что этот утрировано примитивный мир по строению ландшафта — содержит в себе больше, чем кажется.

Одной из идей, которую я обнаружил в тексте, это идея политическая. Может быть, так задумано было автором, а может быть и нет. Но страна добрых братьев это взгляд на СССР, так мне видится, и на его развал. Это приятно порадовало, что кроме новой вселенной, в ней находятся уже знакомые элементы из старых.

Вообще эта книга об одиночестве, книга об изменении. Книга о людской натуре. Сильная вещь, в которой мне не понравилось лишь одно — финал. Он, может быть, такой, какой и должен быть, но я ждал чего-то другого. Чего-то нового. Не очередного витка цикла.

Книга изменила отношение к автору. Если он мне был симпатичен раньше, то теперь я преисполнен еще и глубоким уважением к нему не только как к писателю, но и как к личности.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Бывает, что хочется бездумно отвлечься от окружающей действительности, хочется чтения об авантюрах, особо не затрагивающих ни ум, ни сердце, но позволяющих развлечься и скоротать пару вечеров в dolce far niente — и это здорово! Но «Многорукий бог далайна» — для совсем другого настроения. Это книга, которую нужно читать неспешно и вдумчиво, проникаясь и сопереживая. Это не значит, что вся она состоит из нудных поучений и философских притч, и что в ней нет ни приключений, ни интриг. Есть, и весьма увлекательные. Просто акценты у книги совершенно иные. Хорошо это или плохо – решайте сами. У каждого времени и настроения своя литература, но хорошую книгу неизменно отличает одно замечательное качество: ее хочется перечитывать. «Многорукий бог далайна» для меня оказался как раз из таких, и уже не раз читан. Блистательный, великолепный роман, изумляющий, мудрый и безжалостно-правдивый во всей своей фантастичности. Его оригинальный, ни на что не похожий мир, рожденный соперничеством, завистью, божественным безразличием и логическими играми бессмертных – кто кого перемудрит-переиграет, если уж не удалась победа в битве один на один – этот мир странен, страшен, гармоничен и неисчерпаем в неожиданностях. Жить в нем нелегко, особенно на окраинах, но живущих согревает надежда на чудо… Однако оказывается, что ни простых благ, ни даже чуда недостаточно, точно так же, как недостаточно вечно убивать двойника своего соперника – соперника в вечности и могуществе… Победа оборачивается поражением, дар – проклятием. Давно известные, банальные уже парадоксы, но у Логинова они обретают плоть и дыхание, постоянно меняясь местами, бесконечно умножаясь отражениями в зеркалах. Границы между кажущимся добром и воображаемым злом размыты и зыбки, и настает время, когда не остается в мире места ни для одного из тех, кто был его благословением и напастью. Думаете, именно на этом история и заканчивается? Не угадали, ведь это было бы слишком просто...

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх