fantlab ru

Святослав Логинов «Свет в окошке»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.43
Оценок:
2404
Моя оценка:
-

подробнее

Свет в окошке

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 192
Аннотация:

Главное богатство для человека на том свете — память о нём. И неважно, хорошая или плохая, важно, чтобы помнили. А за лямишки и мнемоны любое желание исполнится, какое захочешь. Только вот сын у Ильи Ильича давно уже помер, жена тоже, кто о нём вспоминать будет? Загробная жизнь — она ведь тоже не вечна, рано или поздно в нихиле все будут.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Фрагмент романа переводился на английский язык: Svyatoslav Loginov «A Light in the Night», переводчик Max Hrabrov (Trafika Europe, 13, «Russian Ballet»).


Входит в:

— журнал «Роман-газета, 2014, № 1», 2014 г.

— сборник «Свет в окошке», 2018 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 222

Активный словарный запас: средний (2891 уникальное слово на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 74 знака, что немного ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 38%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Русская фантастика, 2003 // Премия "Русская фантастика"

лауреат
Странник, 2003 // Крупная форма

лауреат
РосКон, 2004 // Роман. 2 место ("Серебряный РОСКОН")

лауреат
Литературная премия имени И.А. Ефремова, 2004 // За выдающееся литературно-художественное произведение. Роман:

Номинации на премии:


номинант
Бронзовая Улитка, 2003 // Крупная форма

номинант
Интерпресскон, 2003 // Крупная форма (роман)

номинант
Премия Кира Булычева, 2004 // (роман 2002 года)

номинант
Сигма-Ф, 2004 // Крупная форма, романы

Похожие произведения:

 

 


Свет в окошке
2002 г.
Многорукий бог Далайна. Свет в окошке
2004 г.
Свет в окошке
2009 г.
Свет в окошке
2018 г.
Свет в окошке. Земные пути. Колодезь
2023 г.

Периодика:

Роман-газета № 1 (1703), 2014 год. Святослав Логинов. Свет в окошке
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Amžinoji šviesa
2004 г.
(литовский)
Светлина в прозорчето
2016 г.
(болгарский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впервые познакомилась с этим произведением в далеком 2018 году, но тогда я видимо не была готова к пониманию данного романа. Сейчас я вступила в фазу жизни, когда задумываешься о том, что останется после меня в этом мире, кто будет помнить и именно этим пронизаны события в романе «Свет в окошке».

Илья Ильич попадает после долгой жизни на тот свет и здесь уже происходит осознание им его памятной жизни, которую он провел в мирском мире. Наличие лимишек и мнимонов это память людей о тебе, которые остались на земле. Можно получить всё что захочешь, тратя на приобретение «деньги» из кошеля. Однако со временем память о тебе на земле заканчивается, особенно если нет детей и внуков, как у Ильи Ильича, а помнят только случайные прохожие или посторонние люди, кто читает архивы. Но на памяти таких событий долго не проживешь и поэтому со временем и на том свете ты растрачиваешь все деньги и превращаешься в призрака.

Ранее любимые родители, жена не хотят с тобой иметь ничего общего после жизни, либо память уже давно прошла, либо жар любви остыл. И как-то обидно получается. Однако в загробном мире также существует разврат, обман, невинность, дружеские чувства и прочее. Герои романа хоть и мертвы, но умирать они не хотят, у них остаются принципы и привычки прошлой жизни – чтение книг, спортзал, кулинария, живопись, литература и прочее. Даже после смерти человек хочет жить по-настоящему, но для этого у него есть только мешок с деньгами, объем которых все утекает и утекает.

Роман очень добрый и философски живой. Заставляет задуматься о личной жизни, семейной, достойности жизни или просто прожить впустую. Описании загробной жизни, автор каким-то образом смог описать все живо и «красочно». Читатель не попадает в мир полный мрака, черный котел кипящий адским пламенем. Все довольно просто и лаконично – хочешь постой свои Эдем, хочешь взрывайся у стен цитадели – но и тут не будет криков, смерти и ужаса, только откинет тебя куда подальше и можно залатать все раны за несколько лимишек.

Вот и будет человек так жить покуда память о нем жива на земле. А как растратиться всё, как перестанут помнить тебя люди, так и превратишься в пепел. Как вариант загробной жизни и ценности мира земного, роман очень достойный и стоит к прочтению. Хотя и мое представление о загробной жизни немного отличное (но никто истины не знает), меня зацепила мысль достойной жизни и праведного пути.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Оригинальная идея. Достойное произведение. Глубокий смысл. Святослав Логинов, в очередной раз, не похож сам на себя

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Казалось бы, идея, лежащая в основе романа, достаточно простая и заезженная: посмертная жизнь связана с тем, что остаётся в памяти живущих. Но Святослав Логинов воспринял её буквально, и метафора обросла настолько зримой плотью непротиворечиво созданного загробного мира, что, читая, невозможно не думать о том, кто сейчас зависит от твоей памяти о них. Абсолютно реальное переживание; если бы мир Логинова был на самом деле, то эта книга помогла бы очень многим там, за чертой.

Если бы ещё можно было сократить книгу на десять страниц — там, где автор напрямую высказывает отношение к религии, — было бы ещё лучше. Понятно, что при обсуждении бытия после смерти тему религии обойти трудно; но большую часть романа это получалось; тема косвенно затрагивалась через упоминания важных персонажей из истории более давней и современной. И даже, когда авторские суждения сквозили через мысли героя (предельно примитивные, как будто списанные с агитборошюрок советского времени; ощущение — подозреваю, что справедливое, — что об этой сфере жизни автору очень мало известно и опыта живого общения практически не было), это можно было бы списать на характер и мировоззрение персонажа. Но потом по ходу сюжета происходит встреча с известной исторической личностью (про которую известно чуть ли не по дням, что делал и говорил, да к тому же сам писал о том, что думает), и она начинает говорить такими пошлыми фразами, которые для 99 процентов верующих выглядят ахинеей, то это уже не списать на гуманитарную необразованность главного героя.

Но эти страницы текст не разрушают; и хочется вместе с героем прорваться из окружающего его в романе «нихиля» в бытие.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

День прошёл вкусно и бессодержательно.

Святослав Логинов -- Свет в окошке

Человек умер и попал куда-то, «куда все»...

Из множества подобных сразу вспоминаешь первые романы «Мира Реки» Фармера (последних у моей памяти нет), в которых умершие люди разных рас и эпох живут, сражаются и пытаются дознаться, куда их занесло. Подробности забыты, но ощущение качественного рубилова, поиска, тайны — осталось.

Но это не для нас.

У нас в пустыне из нихеля утопает город,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
обитатели которого озабочены продлением своего посмертного существования. Его обеспечивают местные деньги — эквивалент воспоминаний живых об усопших. Вспомнит тебя кто незнакомый — тебе лямишка, вспомнит знакомый — 360 лямишек, мнемон. За деньги там, как и тут, можно все. Те, у кого они кончаются, отправляются в нихель, окончательно. Насилие экономически невыгодно, а в остальном зарабатывай-трать лямишки. Пик карьеры — попасть в охранники или в обслугу Цитадели, в которой собраны всемирно известные покойники (в отличие от мира Фармера, здесь они ни читателям, ни героям не доступны). Вечно сторожить кащеев, стоять истуканом на стене — это ли не жизненный успех? Впрочем, альтернативы особо нет. Ни исследований, ни шедевров, ни политики-экономики, ни детей, ни больших совместных проектов — объединяющих, создающих перспективу (или хотя бы ее иллюзию). Этакий загробный дом престарелых с обилием милых старушек. Допустим, для девушки Анны, в той жизни выброшенной младенцем в мусорный бак (самый эмоциональный эпизод романа, в силу своей бытовой жути) это какой-никакой шанс, для большинства же — приют без будущего. Развлекаются, кто как может, но в целом ощущение какого-то серого безмолвия...
Для чего этот мир — героям, читателям, автору? Напомнить о необходимости помнить? Без колоритных образов, парадоксальных суждений и ярких сюжетных решений это не работает. Насколько восхищён «Колодезем», настолько же разочарован «Светом». Вот.

Оценка: 6
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

В Библии чётко сказано в Книге Бытия (3:19) я: «Земля — это место, откуда ты взят. В землю ты вернешься, потому что ты прах, и в прах ты вернешься».

Без оценки.

Пусть каждый фантазирует о загробной жизни как ему нравится. ПМСМ просто выключится свет. И всё. Как когда-то его включили при нашем рождении.

Написано всё талантливо, на высоком уровне.

Оценка: нет
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

«— Тут нет людей. — Взгляд чёрных глаз, словно привезённых из Италии, где <...> провёл худшие свои годы, наконец осмысленно остановился на лице Ильи Ильича. — Кругом одни трупы нарумяненные, а я первый среди вас. Душно…»

«Если нет ничего, кроме мнемонов, то и бить следует мнемонами»

В книге, без преувеличения, потрясающая завязка (пролог да первая пара глав), неплохие финальные страницы и очень многообещающая идея (не реализация) «небесного» мироустройства. Концовку можно назвать спорной, но стилистически она все еще очень и очень хороша. Жаль, что сшиты они – начало и конец – между собой скучной, грубовато написанной «бытовухой».

Вступительные страницы обещают нам, казалось бы, печальный, но поучительный и вдохновляющий магический реализм… Последняя улыбка от незнакомого малыша, хоспис. Идея приравнять память к потусторонней валюте – прекрасная. Ушедшим там хорошо, пока мы помним – важная мысль, и помнить нужно обязательно, в том числе и для себя. Автору хочется похвалить за образ сыщика Афанасия, и многократно пожать руку за потрясающую сцену встречи Ильи Ильича с тетей Сашей, за эту линию с сувенирными слониками, в которых сосредоточилась память о человеке, память, благодаря которой человек и выживал. А какое развитие получает в итоге этот короткий эпизод, какую грустную, но жизненную развязку! За желанием поразить ближнего своего широкими жестами человек про самого ближнего и забывает. Читаешь и понимаешь, почему у романа столько «пятерок» и «десяток»…

И вот Илья Ильич попадает в Город, место, где в разных кварталах живут все люди Земли. Вот, наверное, где-то здесь и начинает потихоньку сыпаться, оказывается, очень схематичный мир. Я допускаю, что автору хотелось рассказать историю, поэтому он уделил внимание только фундаментальным элементам, но… Неужели только мне Город показался «маленьким»? По ходу, конечно, упоминается численность населения в несколько миллиардов человек, только создается впечатления, что автором описан максимум областной центр на периферии нашей необъятной. Не нашлось тех, кто захотел воспроизвести небоскрёбы или иные архитектурные чудеса? А место проживания элит – пресловутая Цитадель – четырехметровый забор да две башни внутри? Если есть дороги — где транспорт? Раз город такой огромный, раз fast-travel (привет, будущие Лит-РПГ) не работает без денег, почему нет такси, самолетов, да чего угодно еще? Зато есть компьютерная симуляция. Пусть при желании можно найти всему оправдания, но мир попросту скучен, а тягучая, беспросветно обыденная история только затрудняет чтение. Животным достался куда лучший удел — и на том спасибо.

Расстраивает и количество оборванных сюжетных линий (привет, Серега и иже с ним) и внезапных странных эпизодов, вроде

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
желания Людмилы, жены Ильи Ильича, устроить разборки с соседом в виртуальной реальности (привет, будущие Лит-РПГ х2) через минуту после обнаружения пропажи сына. Так бы и поступила любая уважающая себя мать? Целая глава про жизнь Шамашкара, стражника стены Цитадель, которого потом просто убивают и… все? Да, в нй описывается возведение этой самой Цитадели, но почему это так «пресно»? Мысль же, что стража, привыкшая к жестокости, здесь не убивает и не калечит нападающих на крепость можно было бы донести до читателя и поизящнее.

Разбавляет эту серую тягомотину появление

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Анюты, убитой в младенчестве собственной матерью-алкоголичкой: автор молодец, что поднял такую серьезную тему. Случится и встреча «мамы» с дочкой в Лимбо.
Тогда в историю ненадолго возвращается нечто эфемерно-печальное — чего от нее изначально ждешь.

Встреча с сыном, погибшим на войне в Афганистане и желающим попасть в ряды стражников Цитадели эмоционально описана куда беднее, нежели беседа за чаем с тетей Сашей.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я понимаю, что хотел сказать автор, заставив Илью Ильича потратить все мнемоны на своего сына, понимаю, почему жена героя избрала именно такой путь после смерти, все аллюзии доступны для восприятия. Да, мир не черно-белый, но он ведь и не черный целиком. Неудачные попытки навестить родителей только сгущают краски.
Проблесков нет вообще, только искусствено-непроницаемый мрак, временами граничащий с чернухой. А автор этого и не скрывает — «здесь нет людей». В практически реалистическом романе, затрагивающем вопросы смысла жизни, так делать нельзя.

!!! СПОЙЛЕРЫ К ФИНАЛУ !!!

Прочитавшие – задумайтесь? О чем книга? Какую идею она несет? Что все равно, что за память о себе оставить? Что после смерти человека ждет все то же бренное существование во грехе среди бескрайних просторов нихиля, где главные развлечения – потешить похоть и набить желудок? И пусть автор сколько угодно утверждает нам, что это – справедливо, ведь здесь никто не может никому навредить осознанно (оказывается, еще как может – нужно лишь зажать деньги в кулаке – иронично), в чем же тогда посыл? Громи и убивай, чтобы на том свете жилось хорошо? Важно всегда оставаться человеком, но книга тонко намекает, что есть и иной путь. Это не есть честность с читателем, это насаждение ему абсолютного декаданства и погружение его в дефицитарное состояние. Может, роман посвящен критике христианской веры, в частности Рая? Эту стороны вопроса я даже не буду затрагивать – в других отзывах и рецензиях все было сказано.

Главный герой проживает самую обычную жизнь, просто смиряясь со своим существованием. Мрачный сюрреализм кварталов Отработки с улицами выдернутых из панелек квартир, Лидия Михайловна с ее идеально чистой библиотекой, рассыпавшаяся книга… Пожилые люди и там и тут заканчивают свой путь в одиночестве — вновь социальная проблематика. Я не согласен с теми, кто считает, что история заканчивается ничем. Последняя улыбка от незнакомого малыша – и Илья Ильич получает надежду исправить свое положение, но мое желание видеть такую трактовку не коррелирует с настроением книги – скорее всего он просто просуществует немного дольше, так и не подняв опущенные руки.

«Свет в окошке» способен напомнить об очень важных вещах и зародить в голове самые правильные мысли. Так раскрывается смысл названия, но в этом и главная загвоздка — далеко не каждый разглядит этот самый свет за пеленой мрака. Не сдавайтесь, как сдался Илья Ильич, но всегда помните своих слоников, как помнил он.

Очень сложно давать объективную оценку такому произведению. Первый раз придется обойтись без нее. Скорее всего, в формате повести история смотрелась бы намного лучше, независимо от снижения числа жизнеутверждающих цитат на страницу текста.

P.S.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Гоголь, получается, прав.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Однажды мама сказала: я в молитвах поминаю отца, маму, всех родных умерших...потому что пока я их поминаю, они живы.

Вот что я вспомнила, читая эту книгу.

Что останется после нас? Какими запомнят нас дети?

Повествование грустное, никаких наставлений или поучений...Интересно то что автор не рассказал — кому принадлежит власть в крепости, куда пропуск не разрешен «простым смертным»...но мы ведь и так догадались — Иисусу? А вы о ком подумали?

Ибо имя его бессмертно.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это пример книги, немного напоминающей русскую классическую литературу: интересная мысль подается через призму страданий, тлена и безысходности.

Автор предлагает такой вариант посмертия: умерший человек отправляется в ничто, где существует, пока не потратит весь свой капитал, который создается из памяти живущих об умершем. Деньги-мнемоны можно тратить на ежедневный обязательный платеж, создание вещей по памяти, получение навыков от вселенной и получение услуг от других людей. Когда деньги кончаются, человек исчезает. Любое воспоминание об умершем приносит тому копеечку, поэтому известные люди живут припеваючи. Все, включая отъявленных злодеев.

Отобрать деньги нельзя, можно только отдать добровольно. Если, например, кого-то бьют, то ударивший теряет деньги, а побитый забирает по известному одной вселенной курсу. Вообще навредить человеку в этом мире сложно: против воли ничего не сделаешь, хотя мне кажется, что этот момент автор не додумал. Приводится пример, в котором не особенно совестливые люди подсаживались к другим в кафе и ели их еду, что вроде бы не возбранялось мирозданием. Напротив, требует денег защита своего личного пространства. Такой вот странный мир.

Никаких сверхъестественных сил в произведении не замечено. Напротив, Святослав Логинов яростно проходится по религиям, а особенно по христианству. И ладно бы полемика была на уровне, но автор берет максимально слабые аргументы для своих противников (причем не реальные догматы, а стереотипы и популярные заблуждения) и с легкостью их побеждает. Еще больше усиливает глупость происходящего факт, что иногда рассуждения подаются словами не героя, а автора. Неужели герой в одиночку с этим не справляется? Примерно так же прошел диалог с Гоголем, где героический протагонист переиграл и уничтожил никчемного Николая Васильевича.

Остальные аспекты романа тоже не блещут. Главный герой одновременно уныл, непримечателен, но при этом мудр аки змий и несет высшую Правду. Чего стоит его разгадка того, как работает Цитадель (место, где живут знаменитые), и уже упомянутая беседа с Гоголем. Другие персонажи не запоминаются, большинства хватает только для пары диалогов, второстепенные сюжетные линии прерываются или бросаются. Вот была у героя жена, страдала она и при жизни, и после смерти, встретилась с мужем, поговорила, да ушла обратно проживать оставшееся время. Зачем, спрашивается, она вообще была нужна в тексте? И остальные так же.

Самое обидное, что автор проигнорировал столько вариантов развития сюжета: он мог бы исследовать, почему так устроен мир, мог бы организовать или хотя бы попытаться устроить счастье для всех после смерти, мог бы заняться революцией и свергнуть тамошних богатеев, да на худой конец мог бы больше развить уже имеющуюся философию. Но все впустую, вместо этого книгу заполняют тлен и какая-то бытовуха. Печально.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Философский грустный трактат о том, как важно думать и помнить близких людях. Фантастическая оболочка лишь форма подачи, а не самоцель. Конечно этот роман сильно слабее Многорукого бога или Колодезь, но читается легко, интересно и есть над чем поразмышлять. Мне у Логинова нравятся вообще все его произведения (жаль он не плодовит, как Донцовы-Устиновы)). Это качественный автор, который умеет писать и которого приятно читать.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Определённо тяжёлая книга, и дело даже не в философии, просто иногда становится нудно, вроде бы читаешь книгу про посмертие, а потом появляется отрезок про виртуальную реальность, откуда, зачем?

Довольно необычное изображение жизни после смерти с изрядной долей философии и даже некоторыми элементами стёба над религиями.

Действительно неприятен конец своей открытостью.

Теги: тот свет, вера, религия, воспоминания, философия, стёб, смысл существования, безысходность, фэнтези, время — деньги, ирония, тяжело, социальная фантастика, бездуховность, атеизм, скептицизм, несправедливость, правила, после смерти, временные промежутки, известные личности, город, общество.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неоднозначное произведение. Посыл понятен, автор, воспитанный в христианско-православной парадигме, пережив 90-е наши, пытается адаптировать все и ко всему. Он пишет про атеизм, но подспудно понимаем, что атеизм приобретенный, воспитывался в другой концепции. Причем, рос и начинал творить на всех исторических переломах нашей многострадальной державы.

Долго думал между 6 и 7 за произведение.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Маленький шедевр Анюты

Хотя «Свет в окошке» официально именуется романом, по форме и содержанию он гораздо ближе к сборнику рассказов о жизни после смерти. Будь это так – то и десятки не выстреливших чеховских ружей воспринимались бы антуражем маленьких трагедий, а не странным решением автора. Однако раз уж это роман, то и оценка будет общая.

Честно говоря, в целом роман меня особенно не зацепил. Что касается элементов идейной вторичности как внешнего вида послесмертия, так и местных жизненных ресурсов, то виноват тут я сам – он вышел в 2002 году, и читать его нужно было в это время, и вторичными бы для меня справедливо выступали бы более новые произведения. Но прочитал его сейчас, и ничего с этим уже не сделать. Но в первую очередь проблема кроется в самих историях, если судьба самого Ильи Ильича скорее порадовала, то истории его сына, жены, сыщика Афони, стражника на стене и даже Николая Васильевича просто не зацепили. Есть в них, конечно, и жизнь, и душа, но прочитав забываешь сразу, не то, что мнемончика, даже лямишки им от меня не достанется.

Зато великолепно выглядят, казалось бы, страничные, даже не истории, а антуражные наброски о тете с её слонами, библиотекарше, учительнице младших классов и случайном малыше, запомнившем улыбку старика на скамейке.

И словно звезда на елке горит история Анюты, случайно повстречавшейся на том свете главному герою. К этому моменту, за 150 страниц, роман меня уже порядком утомил, а юный гадкий утенок дал не просто второе дыхание, а буквально вдохнул новую жизнь в роман. Невероятно трогательная, красивая, наивная, грустная и трагическая история длинною в полтора дня, которая стоит для меня особняком от всего романа и заслуженно получает признание и восхищение. А последние 3 абзаца Анютиной главы разбивают сердце.

Спасибо, Святослав Владимирович, за Анюту и её свет в окошке.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Либо Герой, либо Злодей, главное, чтобы непременно Великий, и чтобы все о тебе знали...

А довольно оригинальная версия послесмертия. По крайней мере, логично связывающая в одно целое представления о каком-то потустороннем мире (однако вовсе не похожем ни на какое-либо религиозное представление о рае или аде) и память людскую. Тут вам и 9 обрядовых дней, и сороковины, годины, и ежегодные поминания, и просто дни поминовения усопших. И от частоты и мощи этих воспоминаний напрямую зависит загробное существование.

Хотя… а почему это существование! Самая настоящая жизнь. Да ещё и, в отличие от нашего материального реала, имеющая кучу разных бонусов. Типа там омоложение, материальные блага разные, и прочее. Правда, и риски тоже имеются, причём многое от самого живоусопшего как бы и не зависит. Т.е. если не сильно «наследил» в реальной жизни, то со временем память о тебе становится всё более мелкой, упоминания-воспоминания всё более редкими, а числе людей, как-то когда-то знавших тебя, в силу естественной убыли уменьшается…

На самом деле, всякие там описания повседневного существования жильцов этого «подлунного» мира порой довольно занимательны просто в силу некоторых приключенческих моментов. Хотя некоторые событийно-смысловые линии автор до конца не дотянул, например, линию жизни сына главного героя. Т.е. всё активно разрабатывалось и прорабатывалось, велось к определённой цели, а потом бац! Цель достигнута… Ну и всё, и больше об этом так и не упомянулось.

Не скажу, что слишком уж сильна и философская составляющая, типа «старайтесь оставить память о себе крепкую и долговечную, и пребудет вам жизнь вечная...». Что-то такое, конечно, есть, и понятно, что автор всё к этому и ведёт, но всё-таки — спасибо ему — не навязчиво. Да ведь и дураку понятно, что вечную загробную жизнь обретут только лишь мощные исторические личности, неважно, реальные или мнимые — т. е. крупные религиозные фигуры и разные Хамурапи и Нефертити конечно обречены на бессмертие в послесмертии. А вот обычный народец всё-таки рано или поздно уйдёт в небытие...

Ну и ладно.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

От старости и сопутствующих болезней умирает Илья Ильич. Умирает и попадает в... чистилище? рай? ад? Смотря с какой стороны посмотреть. Вот такая простенькая завязка.

Всю книгу Илья Ильич, и читатель вместе с ним, пытается разобраться в тонкостях жизни в загробном мире. У каждого умершего, в этом мире есть кошелек с двумя видами монет — лямишки и мнемоны. Первые мертвец получает, если его вспоминает кто-то с ним не знакомый, вторые (в одном мнемоне 360 лямишек) — за воспоминания тек, кто знал лично. Монетки эти можно использовать как угодно, хоть внешность поменяй, хоть покушать сделай. Только надо помнить, что за один день в загробном мире снимается одна лямишка, автоматически. Истратив все монетки превратишься в нихиль, субстанцию, которая здесь везде, и из которой здесь все сделано. Шорошая шутка, нихиль с латыни — ничего.

Умереть в этом мире нельзя, убить кого-то — себе дороже, известные мертвецы живут обобщенно, в огромной цитадели, а простые смертные могут выиграть конкурс и стать смотрителем «зомбака». Зомбаки, кстати, очень интересная находка — мумии, которых откопали после забытья и выставили в музей. Лямишки за них капают, а сами «зомбаки» напоминают умственно отсталых. Геймеры тут создают свои виртуальные миры, а военные планирую штурмом взять цитадель.

И все бы ничего, но основного сюжета, кроме «Илья Ильич в чистилище», здесь нет. Больше того, сюжет похож на плоховато пошитое лоскутное одеяло. Вот кусочек-введение, с закусочной и хитры детективом, вот кусочек про сына и штурм, вот небольшой лоскут про жену, вот про поиск родни, вот про знакомство с девушкой, вот ускоренный пересказ последующих лет. Спросите «и что тут такого?». А то, что каждый кусочек, во-первых, почти ни к чему не ведет, во-вторых, больше служит для размышлений автора, чем для читателя и сюжета. Эпизод с женой служит для демонстрации геймерскх миров, и не ведет ни к чему, без эпизода с матерью и отцом Ильича тоже можно смело обойтись, история сына вроде завершена, но оставляет в недоумении.

Сам Илья Ильич, как персонаж, вызывает симпатию, пока автор не делает его самым умным, находчивым, правильным на всем потустороннем свете.

С другой стороны книга отлично демонстрирует идею, что мы живы, пока жива память о нас, и то, что в конце мы все уходим в ничто. Здесь есть прекрасные детали, вроде слоников тёти Саши, грустного Гоголя, истории о брошенных детях, стареньких интеллигентов, тратящих последние лямишки на поддержание личной библиотеки.

Благодаря небольшому объему книга не успевает утомить и утопить читателя в ненужных эпизодах. Мне понравилось, но с оговорками.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

О романе очень много как положительных так и отрицательных отзывов, но прочтения он стоит. Да он не всегда однозначен, да он иногда очень тяжел, да он не динамичен и не оставляет надежд для героя... Но идея интересна, персонажи хороши, пусть на душе грустно от истории девочки убитой младенцем, но такого посмертия еще не встречалось. Но есть у книги один большой плюс — да, она многих поддержит во время когда потеряны близкие и , ГЛАВНОЕ, пока ее читаешь и потом какое-то время вспоминаешь всех своих близких и думаешь , что пусть им по Мнемону перепадет

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх