Карен Мейтленд «Маскарад лжецов»
- Жанры/поджанры: Мистика | Детектив
- Общие характеристики: Приключенческое | С множеством интриг
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Средние века
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
1348 год, самый страшный год в истории Англии. Великая чума пришла из Европы на Британские острова, не щадя ни судей, ни воров, ни облаченных в рясы священников. Странная компания путешествует по разоренной чумой стране — старик-калека, торгующий фальшивыми мощами; музыкант; бродячий фокусник; молодая пара, ожидающая ребенка; юноша с крылом лебедя вместо руки; девочка, гадающая по рунам. Цель путешествия — усыпальница Джона Шорна, святыня, охраняющая от невзгод и болезней. Но словно неумолимый рок преследует их в пути, череда смертей и несчастий обрушивается на паломников, и причина этого — тайна, которую каждый из них надежно скрывает от окружающих.
Номинации на премии:
номинант |
Премия Макавити / Macavity Awards, 2009 // Мемориальная награда Сью Федер за лучший исторический детектив |
- /языки:
- русский (2), английский (1)
- /тип:
- книги (3)
- /перевод:
- Е. Доброхотова-Майкова (2), М. Клеветенко (2)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
lwiw, 3 октября 2024 г.
Страшная сказка для взрослых . Интересно, увлекательно, местами жёстко и неприятно, детективная составляющая неплоха. Немного невнятной показалась финальная часть, но в целом достойно. Ну и «повесточка» присутствует. За атмосферу и сюжет я простил недостатки.
gramlin, 1 октября 2024 г.
Прекрасная компиляция из средневековых сказаний. Судя по вики автор в них очень неплохо разбирается. Всем кому нравится Гейнман и кто интересуется средневековьем — мастрид. + и сюжет интересный
Gefart, 28 августа 2023 г.
В конце концов я дослушал это произведение, в отличном прочтении от Олега Булдакова. Впечатление от содержания неоднозначное, но скорее негативное. Первая половина книги очень понравилась, события и атмосфера переданы потрясающе, местами вспоминались исторические романы Артура Конан Дойля. Интересно было следить за поведением персонажей и их взаимодействием между собой. Ближе к середине сюжет несколько теряет обороты и начинают появляться не очень уместные наклонности некоторых персонажей, что немного портило общее впечатление. Последние 5 глав дослушал с трудом и постоянно терял нить повествования. Концовка вышла совсем уж абсурдная, в которой чувствуется современные либеральные взгляды Мейтленд. В итоге роман для меня ниже среднего, вопреки ожиданиям от жанра, тематики и интересного исторического периода. Но свои неплохие моменты были, которые вспоминаются с приятным чувством.
i_am_sansanich, 17 июня 2023 г.
Нет ни каких сомнений в том, что данное произведение способно разочаровать читателей, ищущих в нём классическую детективную составляющую или традиционно харизматичных героев, на которых хотелось бы ровняться или, хотя бы, называть близкими по духу людьми.
Действительно, средневековые «негритята» у автора не получились. Скажу более, колличество читательских «а я всё сразу понял(а)» просто зашкаливает. Что важного можно было понять на старте, лично мне, не совсем ясно, поскольку мотивации местного «судьи» автор не раскрывает даже в финале. И именно в отсутствии мотивации главного героя-злодея видится мне серьёзный недостаток романа. Есть какое-то божество, толкающее человека на умерщвление грешников, но нет предыстории персонажа, способной убедить читателя в закономерности его поступков. Более того, у бутафорского «епископского волка» прав на души грешников было бы куда как больше, чем у непонятно чем мотивированного ребёнка.
В вопросе «картонности» персонажей, я уверенно становлюсь на сторону автора. Думаю, видеть персонажей плоскими способны только читатели, привыкшие к описаниям уровня Хобб, Сандерсона или Ротфусса. Да, безусловно, персонажей «Маскарада» сложно назвать однозначно привлекательными, но определённые чувства у читателя вызвать они всё-таки способны. К примеру, Жофре. Ох, как он бесит. Причём, не своей ориентацией, как могли бы подумать гомофобы, а своей упёртой бесшабашностью, способностью постоянно наступать на одни и те же грабли, что многократно усиливает неудобства приносимые обществу. Именно здесь и сокрыто мастерство автора — заставить читателя думать, что, возможно, в данной ситуации, оплеухи Зофиила не были такими уж неуместными. Или, вышеупомянутый Зофиил. Думаю, немногие из читателей не заметили в этом зловредном цинике сходств с некоторыми из своих знакомых в реале.
Меня сложно назвать защитником ЛГБТ-персонажей, но то, как автор вплетает их в текст, иногда заслуживает дополнительного плюса к оценке. Ситуации, в которые они попадают, могут выглядеть очень забавными для «обычного» человека. Я о том моменте, когда ты, как истинный мужчина, не чая души во всех женщинах мира, вдруг, узнаёшь, что в тебя влюбился парень, с которым ты спал у костра, ел из одной тарелки и считал другом. Кому-то смешно, кто-то относится с пониманием, кто-то готов порвать... Тебе же жутко неудобно, но решать что-то нужно...
О сюжете. Безусловно, читателям, осилившим многоуровневые интриги Мартина в «ПЛиО» или глобальность картин Сандерсона в «Буресвете», сюжет «Лжецов» покажется ничтожным, а цели путешествующих врунов — непонятными. Но, простите, чего именно ждали вы от группы людей (далеко не высшего сословия), бегущих не то от чумы, не то от последствий своего грехопадения? Подвигов Геракла или Конана или, может быть, спасения мира? Нет, ребятушки, как по мне, то автор со своей задачей успешно справилась, написав о «маленьких» людях ровно столько, сколько они заслужили. Хотя, некоторые морально-этические задачи, которые ставит автор перед персонажами, мелкими назвать язык не поворачивается. Например, кого спасать — «запутавшееся» дитя или туповатых друзей, не замечающих бревна в заднице — тот ещё выбор... Собственно, не только эти вопросы идут автору в плюс. Очевидно, из-за общей простоты повествования, из-за малой значимости персонажей для общества, читатель пропускает глобальные проблемы человечества к которым подводит автор в своём романе. Например, проблема использования верований людей в своих целях, причём не важно благие они или просто корыстные, локальные или глобальные. Вы можете подарить надежду умирающему и он, продолжив борьбу, исцелится или хотя бы проживёт чуть дольше, а можете заставить уверовать свой народ в превосходстве и обречь его на противостояние со всем миром и т.д.
Понравилось, что некоторые читатели отметили несоразмерность преступления и наказания, имеющую место быть в данном романе. Согласен, не многие из персонажей заслуживают смерти. Некоторые виноваты не столько перед людьми, сколько перед моральными устоями, некоторые — только перед собой. Но перед нами ведь средние века, когда и за гораздо менее значимые поступки отправляли на костёр. Гораздо хуже, когда современники забывают в каком веке живут и меряют людскую жизнь средневековыми мерками...
Подытоживая скажу, что «Маскарад лжецов» не такая уж плохая книга. Скорее, она просто не способна удовлетворить требовательного современного читателя. Но если вы устали от хитросплетений современных мэтров или от похождений классических Конанов или просто не любите глобальных творений, то прочитать простое произведение о «маленьких» людях, с не всегда маленькими проблемами, будет весьма кстати.
maxxx8721, 27 ноября 2022 г.
«Я собрал вас здесь, чтобы правосудие восторжествовало» (и закадровое УАХАХАХАХА)
Детектив в средневековом антураже, в атмосфере европейского общества, поражённого чумой. Что может быть более интригующим? Впрочем, самой большой интригой для меня стал поиск собственно самого детектива. Его здесь нет. Зато есть скорее триллер в стиле «Десяти негритят». Только вместо камерного замка на отчужденном острове, у нас девять скитальцев, старающиеся быть отчуждёнными от чумных деревень, безжалостной инквизиции и разбойников с большой дороги. Как там в песне «На железных собаках, вдаль от чумных городов...»
Если выражаться киношным термином — это «роуд-муви». Группа скитальцев переходят из одной локации в другую,встречают новых людей, становятся очевидцами разных драматических ситуаций, да и сами находятся в эпицентре нешуточного замеса. Каждый из героев хранит в себе тайну и её раскрытие может сыграть самую злую шутку с его хозяином.
Но здесь и кроется первый жирный минус романа — отсутствие сюжетного стержня. Группа скитальцев бродит по британским полям и болотам без конкретной цели. В общем, куда идём мы с пятачком — большой-большой секрет. Это прямо рубит саму идею с нарастанием напряжения, потому что само напряжение постоянно сбивается случайными и малозначимыми эпизодами. О чём роман в целом? Обо всём и ни о чём.
Ещё один жирный минус — отсутствие изюминки. Почти всё в книге за редким исключением довольно схематично: антураж Средневековья, приключения и даже герои. Наверное, самый выпуклый персонаж — фокусник со странным именем Зофиил. А самый запоминающийся эпизод — свадьба калек.
Но в целом, уже после 100 страниц стало понятно, что автор ничем меня не удивит. Уровень написания, на мой взгляд, оказался посредственным. А в свете возникновения лгбт-повестки и вовсе всё стало дурно пахнуть (благо это было подано не в лоб). Но вот что я не пойму и не могу объяснить — почему и зачем я всё-таки продолжил читать книгу до конца? Ведь автор действительно ничем меня не удивил, злодей считывался задолго до развязки, финальный твист пусть и неожиданный, но слабо играющий.
Шаткие 6 из 10
Anahitta, 16 ноября 2022 г.
Англия, 1348 год, год чумы. Убегая от черной смерти, по стране путешествуют девять странников. Все – представители необычных, можно сказать, богемных профессий. А поскольку в те времена богему не особо почитали, таким людям приходилось бродить по свету, зарабатывая на пропитание дешевыми чудесами. Главный герой и рассказчик – странствующий торговец мощами святых. Вокруг него формируется компания попутчиков: два музыканта, фокусник, художник с беременной женой, сказочник, травница и девочка, умеющая гадать на рунах и предсказывать всякие беды.
Вот, значит, колесят они по Англии, а в стране голодуха, чума и нескончаемый дождь несколько месяцев подряд. Едут они долго: начинается книга еще летом, а заканчивается уже ближе к весне следующего года. Пожалуй, за это время остров Британию можно несколько раз обойти пешком, а они почти год не могут добраться до восточного побережья… Более затейливыми путями бродил только Моисей по Синайскому полуострову…
И у каждого – ну, не скелет в шкафу, поскольку шкафов ни у кого нет, только сундуки у фокусника, но своя жизненно важная тайна, своя ложь, своя маска, за которой он/она прячется.
И вот, согласно мрачным предсказаниям девочки-гадалки, начинают попутчики гибнуть один за другим. Причем каждый раз создается впечатление, что за смертями прямо или косвенно стоит кто-то из их тесной компании.
В итоге оказывается, что мистики никакой и нету, а есть мистификация, и все жуткие чудеса получают рациональное объяснение.
Итог. Атмосферный роман, мистический детектив в средневековом антураже. Но чего-то в нем не хватает. По крайней мере, мне не хватило. Может, эпилога с рассказом о дальнейшей судьбе выживших?
Mao_Ri, 17 сентября 2020 г.
Средние века, мрачные-мрачные времена и черная напасть — чума. Кто виноват — иностранцы, везущие чуму на своих кораблях, евреи, ведущие нечестивый образ жизни — не важно, важно уйти, убежать подальше от неизбежной смерти. Дороги полны беженцев, кому-то неизбежно оказывается по пути. Вот так девять путников и оказались в одной связке. Они и рады были бы избавиться от столь чудной собравшейся компании, ведь каждый из них хранит какую-то страшную тайну и не хочет выставлять на свет божий, но не могут. Опасность в волчьем обличии идет за ними следом. За всеми или за кем-то одним?
Замечательная оказалась книга, завораживающая своими холодными, сырыми, но живыми пейзажами, рисующая ту непроглядную обреченность — ведь люди бегут, зная, что по следу неумолимо идет чума, то нагоняя, а то и вовсе опережая путников. И не страшат их лихие люди с темной дороги, проходимцы или воры, их страшит черная смерть. Вместе, несомненно, безопаснее — и повозку из грязи вытолкать, и беременной женщине оказать помощь, и одинокому старику поддержку, а где-то и своими запасами поделиться с другими. Но что, если опасность может крыться и внутри группы, среди этих девяти человек? Склоки, недоверие, тайны, опять-таки, страх могут нести не меньшую опасность.
Книга не отпускала, хотелось скорее узнать, дойдут ли все до своей цели. Все ли доживут. Действительно ли сбываются предсказания странной девочки. Кто все-таки виноват во всех этих смертях? Что скрывают путники? У автора получилось меня увлечь, постоянно держать в напряжении и ожидании чего-то. При этом затянутости или скучности не было.
Финал, честно признаюсь, оказался для меня неожиданным, но эффектным. Я даже дважды его прочитала — а не ошиблась ли в понимании. Нет, не ошиблась. Все люди хранят тайны, все люди лгут. Только грешки на душе разные.
Orand, 24 ноября 2019 г.
Честно говоря, я ожидал от книги намного большего, чем получил. Может быть сейчас это и тенденция — писать историко-приключенческие романы, на основе конкретно сложившихся и случившихся исторических событий, однако мне кажется, что если ты пишешь произведение, в центре которого есть это самое историческое событие-ты просто обязан не отходить от него ни на шаг. Но сделаем снисхождение на то, что это историко-приключенческий роман. Который, между прочим написан довольно неплохим языком. Да и сама задумка автора — в принципе неплоха для приключенческого романа. Плюсом здесь является и то, что автор все-таки изучила средневековый быт Англии той эпохи,и постаралась описать его как можно красочнее и сочнее.
Конечно многие скажут,что по идее — копнуть можно было бы и глубже- и будут правы. Но это -все-таки художественное произведение а не научный труд. Для тех, кому действительно интересна тема распространения эпидемии Чумы по странам Европы и мира — найдут больше фактов в сугубо исторической,научной литературе.
Персонажи книги разнообразны и не имеют практически ничего общего друг с другом. Разве что — живут в одной стране, и пытаются спастись от общей беды. Я долго пытался понять, почему их так много? Может быть для колорита,а может быть для поиска действительно отменной истории,от которой бы захватывало дух. В приключениях я не любитель переизбытка персонажей. И вдобавок, на мой взгляд -здесь должна быть хоть какая-то взаимосвязь между ними. Но кроме общей цели — я подобного не нашел.
Сюжет отличный. Но можно было сделать и лучше. Тем более с таким набором героев,автору было бы это вполне под силу.
Как итог : твердая 7 из 10,за прекрасное знание средневекового быта,все-таки интересный но недоработанный сюжет. И буквально 3 баллов до 10 не хватило книге за то, что все -таки ее смысл был не в эпидемии Чумы а в придуманной автором приключенческой составляющей,на основе события.
zverek_alyona, 24 февраля 2019 г.
Я, честно говоря, так и не поняла, почему этот роман относят к историческим детективам — тайна там есть, и не одна, а вот расследования как такового практически нет, герои скорее убегают от разгадок, чем стремятся к ним. Но если отмахнуться от невнятной классификации, то можно получить довольно интересную историю с неплохим набором хорошо прописанных действующих лиц. А если зажмуриться на мистическую составляющую, то можно найти много интересного о жизни (и смерти) в средневековой Англии.
А теперь несколько слов о том, что не понравилось.
С сюжетной точки зрения: Во-первых, лично мне большую часть саспенса сильно испортила подсказка по поводу главной тайны рассказчика — догадаться, в чем там дело, было совсем не сложно, а нужно ли было? На мой взгляд, нет. Во-вторых, от финала разит такой неимоверной попсой в духе современных ужастиков, что аж грустно стало.
С лингвистической точки зрения (читала в оригинале): А вот зря автор решила, что повествование надо вести от первого лица — то есть от лица одного из главных героев. Если не брать в расчет названия средневековой одежды, блюд, обрядов, верований и т. п. язык рассказчика очень похож на речь нашего современника (англоязычного). Прибавим сюда отсутствие хотя бы намека на речевые особенности представителей различных социальных групп (даже крестьяне из потонувшей в грязи глубинки говорят развернутыми предложениями, как люди с хорошим образованием) и вместо исторического романа получаем современное костюмированное представление.
Buzuka, 26 января 2019 г.
Десять негритят в странненьком антураже не то фэнтезятни, не то псевдоисторизма, причем декорации настолько картонные, что эти же люди могли бы приключаться в любую другую эпоху на любом другом континенте. Это вообще ничего бы не изменило для истории, потому что истории собственно нет.
Чумы, которую сумрачно обещает аннотация, тоже нет. «Она везде, она идёт, от неё можно умереть, у-у-у!» – говорит нам автор, но с тем же успехом он мог бы говорить, что по небу летают макаронные монстры, достоверности оказалось бы столько же. Чума автору нужна только для того, чтобы изолировать героев от других людей. С тем же успехом, т.е. никак воссоздается атмосфера средневековья. «Грязь-говно-дождь-говно-грязь», – повторяет автор как мантру… ну и всё. Само повествование – в том же духе, оно похоже на отчет: мы страдали, мы проголодались, кстати, уже три недели мы были голодными, у-у-у.
У героев даже целей нет. Вот вообще. Почти ни у кого нет и желаний. Антагонист, как оказывается в финале, ни к чему не стремится и ничем не горит ровно так же.
Исходя из всего этого — нет сюжета, только в финале автор вытаскивает из рукава давно торчавшего оттуда и уже основательно протухшего кролика, после чего пытается создать надрыв и драму, но лишь окончательно размачивает окружающий картон. Под самый финал из шкафа вывалился еще один перевертыш, но он тоже ни на что не повлиял, и ровно столь же триумфально из шкафа могла выпасть коробка из-под принтера.
Итого: это не роман, а скорее набор квестов бродилки, в которой все персонажи – побочные и не цепляющие, проявляющие себя только тогда, когда на них фокусируется камера, где у истории нет смыслов и целей, а участники не мотивированы ничем, помимо желания убить несколько часов на квестики: найди еду, прими роды, получи у непися целебную настойку… И пятьсот страниц, в конечном итоге, написаны ни о чем и ни для чего. При наличии определенного скилла можно сформулировать идею сего опуса, но она маленькая и не новая, для нее не нужно было громоздить столько много буков и сущностей, хватило бы детского стишка размером с «Мойдодыра».
Единственное, что могу сказать хорошего о «Маскараде…»: я все-таки его дочитала, а такое бывает далеко не с каждой книгой, за которую я берусь.
strannikmegzvezd, 12 сентября 2018 г.
Сначала о том, как эта книга попала в мои руки. Душа хотела погрузиться в антураж Средних Веков и найти там тайну, которая в конце стала бы явью. Закинул я во всемирную сеть невод с запросом об исторических детективах и, выбрав из улова несколько приглянувшихся мне вещей, я начал с «Маскарада лжецов». Потому что, когда я знакомился с отзывами, взгляд взял, да зацепился за упоминания об атмосфере магического реализма.
Я не хотел читать о том, как в декорациях Средневековья разгулялась самая настоящая мистика. Я искал именно детектив, где все загадки находили бы ответы в нашем мире, а не в сверхъестественном. Но разве не могло в то время случиться преступления, в котором всё говорило бы о происках сил адских, когда на самом деле виновным оказался бы самый обычный человек? Да запросто! И это здорово! Потому что пока доберешься до правды, можно и так, и эдак пощекотать себе нервишки. Но это всё общие фразы, а что с книгой? Получилось у автора воссоздать атмосферу эпохи, построить логичный детектив, да ещё и пробрать читателя до мурашек, заставив сомневаться в земной природе зла?
***
1348 год. Morte noire, чёрная смерть, она же чума приходит, а вернее приплывает с континента в Британию. Поначалу люди расстаются с жизнью только в портовых городах, а в глубинке все как один убеждены, что ничего страшного им не грозит. Очевидно же, что болезнь — это кара Господня всем иноземцам! Французы, испанцы, немцы — все одним миром мазаны, прогнили от всевозможных страстей, потому и гибнут от бича Божьего! Вот только плевать чуме на такие россказни. Пусть глупцы говорят, что хотят, а мор всё равно заберёт и стар, и млада, и богатого, и бедного, и француза, и британца.
Вот в такой вот обстановочке, в Иванов день, на ярмарке продававший якобы святые, но на самом деле фальшивые реликвии одноглазый старик камлот с уродливым шрамом на лице повстречал странную девочку Наригорм. Кожа у неё была бледная, волосы белые и смотрела она вокруг жутким, пристальным и неестественно спокойным взглядом. Пока другие дети играли и веселились, она гадала на древних рунах и при этом всегда говорила правду, какой бы горькой и страшной она не была.
Подивился старик на юную гадалку, да пошёл по своим делам и благополучно забыл о девочке. И всё было бы хорошо, если бы вскоре глашатай не объявил о чуме, которая проявила себя уже не где-то там, а в городке неподалёку. Естественно, такая весть всех до чёртиков испугала и породила панику. Народ пустился наутёк, но камлот всё-таки сумел выбраться из города с целыми, а не переломанными толпой руками и ногами. Тут бы и сказу конец, но мы только начинаем. Потому что в путь-дорогу старик отправился не один, а с двумя игравшими на ярмарке венецианскими музыкантами, которым было как раз по пути.
Старый торговец, учитель музыки и его ученик — это уже компания, с которой могут случиться самые разные приключения. С другой стороны, согласитесь, что всего-то три персонажа на первом плане — маловато будет! Поэтому не проходит и нескольких дней, как по одной, другой, третьей причине к нашим путникам прибиваются… интересные люди! Сварливый и угрюмый фокусник с той самой ярмарки. Молодой человек изо всех сил опекающий беременную возлюбленную. Родившийся с культёй вместо одной из рук юноша, сумевший приладить к своему уродству лебединое крыло. И та самая странная девочка, только уже не одна, а вместе с прячущей лицо под капюшоном старой знахаркой Плезанс.
Ничего себе каких оригиналов свела судьба! И ведь не просто так свела. Вместе они бегут от чумы и в тоже время каждый бежит от своей, личной тайны, которую до последнего скрывает от всех. Потому что тайна эта для него страшнее чумы! Но есть кое-что пострашнее чумы и всех тайн вместе взятых. Кое-что связывает все скелеты во всех шкафах в единое целое. Пронзительный волчий вой, леденящий кровь и пускающий мороз по коже даже самых отчаянных смельчаков.
Сначала ночь вздрагивает от жуткого звука лишь изредка, но затем кошмар даёт о себе знать всё чаще и чаще. Как будто с каждым днём, с каждой ночью не живой зверь, а воплощённое колдовство, адский демон подкрадывается к грешникам, чтобы забрать их души в адское пекло! Что же они сотворили прежде, чем повстречаться на размытой дороге? Смогут эти люди добраться хотя бы до какого-нибудь сносного прибежища или злой рок настигнет их одного за другим? И что вообще за сила преследует их? Человек или сам дьявол?
***
Итак, начнём. И начнём с одного из двух моих главных ожиданий.
Атмосфера.
Если вы, как и я, хотите погрузиться в эпоху, чтобы книга стала своеобразной литературной экскурсией в века минувшие, «Маскарада лжецов» вам может попросту не хватить. Нет, Средневековье здесь чувствуется и временами очень даже неплохо, но затем блекнет до следующего раза. Кто-то может со мной поспорить, но дело в том, что я читал повести и романы, которые справлялись с этой задачей намного лучше, я бы даже сказал — бесподобно. Взгляд скользил по строчкам, а в голове вставали пейзажи лесов, полей, городов, гор, морей и пустынь. Вслед за этими картинами возникали образы персонажей и толп, живущих утерянными или попросту устаревшими порядками и традициями. Слова превращались в звуки, запахи и ощущения, словно бы ты и не книгу читаешь, а переносишься во времени и пространстве в то место и в те годы, когда разворачивались пусть даже и вымышленные, но невероятно красочные события.
Мейтленд не стала запирать персонажей в стенах города N. Решив написать историю, которая могла бы случиться во время великого мора автор отправила девятерых путников, а вместе с ними и читателей по пути, который в основном проходит словно бы по краю, по периферии без разбору косившего людей направо и налево кошмара. В результате прежде, чем детективная интрига начнёт серьёзно закручиваться, мы сможем погрузиться атмосферный дорожный триллер.
Девять человек бредут по размытой дождями дороге. Казалось бы, эка невидаль — дождик! Вот только серая пелена закрыла собой солнце ещё до того, как приплывшая из Европы чёрная смерть отняла первую жизнь. Тогда на землю упали первые капли мороси. С тех пор небо то плачет, то рыдает навзрыд. Одна слеза скорбит по испустившим дух от чумы, другая убивает урожай на корню, обрекая бедняков и бродяг на великий голод.
Решив держаться вместе, беглецы пробиваются к побережью, чтобы найти там корабль до Ирландии. Но Ирландия — это сладкая грёза, а в реальности ноги, колёса принадлежащего фокуснику фургона и копыта единственной лошади вязнут в грязи. Животы день и ночь урчат, требуя хоть что-нибудь ещё, кроме мелкой дичи, кореньев и подгнивших бобов. Встреча с прохожими не рождает ничего, кроме взаимного страха. Кто знает, лихой человек навстречу идёт или доживающий последние дни и часы чумной? Рассветы сменяются закатами и кожа покрывается мурашками от подступающих холодов. Душа содрогается и леденеет, когда странники проходят мимо деревень, затянутых дымом от сложенных из обезображенных мертвецов кострищ. И чем дальше, тем больше растёт живот беременной, а посиделки у костра на привале уже не утешают надеждой на лучшее, заставляя всё время быть в напряжении и вселяя страх! Потому что волчий вой звучит всё ближе и чаще. И, наконец, в один из дней один из беглецов гибнет, а вслед за ним гибнет и другой.
Думаю, по тому, как я всё это описываю, понятно, что-что, а отправка читательского воображения на средневековые дороги в «Маскараде лжецов» удалась может и не замечательно, но хорошо! Мы то сближаемся с другими пилигримами, обитателями одиноких домишек, вымерших и несмотря ни на что уцелевших деревень и городков, то скрываемся в безлюдную глушь. С одной стороны всё так, как и должно быть.
В конце концов, в то время по большим и малым дорогам, действительно, бродило множество неприкаянных и осиротевших, сохранивших рассудок и безумцев. Почему бы не написать книгу об этих людях и от лица одного из них? С другой стороны, таким хитрым образом автор одновременно сглаживает совсем уж острые углы и освобождает место для воплощения своих идей.
Детектив.
Примерно на половине книги полная тревоги, но всё же бескровная драма передаёт эстафету своеобразной версии знаменитого романа Агаты Кристи «Десять негритят». Вот тут-то бы мне и порадоваться, да только не успеваю, потому что с первых же страниц Мейтленд одновременно интригует и с головой выдаёт одну из главных своих тайн. Позже, автор, конечно, старается направить читателя по ложному следу, но и о плетущем свои сети зловещем пауке забыть не даёт. Чего уж тогда удивляться, если мотивы убийства местных «негритят» становятся очевидны за несколько десятков страниц до их гибели!
Но это ещё и полбеды! Потому что, если королева детектива в своё время довела дело до конца, современная поклонница Средневековья решила бороться со злом, прервав цепь его дел на полпути к торжеству. Не буду уж говорить о том, насколько такой ход конём правильный или наоборот сомнительный. В любом случае мы получаем скомканный финал с твистом в сторону горькой женской доли в неблагодарном мужском мире. В довершении всего пороки живых и мёртвых лжецов оказываются откровенно мелковаты по сравнению с тем, что можно было бы ожидать. Ну или, по крайней мере, так воспринимается современным взглядом.
Да-да, детектив в «Маскараде лжецов» развивается по большому счёта ради обострения противостояния терпимости с консервативными догмами и развития авторской мысли о правде, которой лучше не знать, надежде и лжи во благо. Именно поэтому у нас здесь не одна гонимая мирской властью, толпой и церковью, а сразу группа.
«Создание надежды — величайшее из искусств, благороднейшая на свете неправда. Когда-то мне казалось, что надежда способна преодолеть все, но это убеждение оказалось обманом. Правда сильнее надежды, ибо правда ее разрушает. В погоне за правдой люди идут на страшные преступления.» (с)
Представьте, что вы скитаетесь с незнакомцем. Беседуете о всяком-разном у костра. Шутите о чём-то. Вместе добываете пропитание. По очереди стоите на карауле. В общем дополняете друг друга, потому что альтернатива вашим отношениям — горькое одиночество. Вас по-прежнему интересует и беспокоит, что там у попутчика за душой? Зачем оно вам? Со времени вашей встречи этот человек стал вам другом, почти родным! Если человек от вас что-то скрывает, значит, так надо. Не важно какие там у него были причины, но он решил перевернуть страницу, оставить прошлое в прошлом. Уважайте его решение, оставьте всё, что было, живите настоящим!
По прежнему хотите правды? Вот сдалось оно вам… Думаете, что правда — это благо? Вы ошибаетесь. Правда — это злая стерва, которая творит добро только в сказках, а в реальности только и делает, что уродует и разрушает! Если что человеку и нужно, так это надежда. Надежда на лучшее даже в самый ужасный час. Если надеждам суждено сбыться, это прекрасно! Но наш мир жесток и несправедлив, поэтому, если надежда пуста и лжива, она всё равно в сто крат лучше безжалостной правды. Проще говоря, если бы лжи во благо не существовало, её надо было бы придумать, возненавидев любого, кто жаждет рубить якобы благой истиной наотмашь!
Киваете перед монитором или крутите пальцем у виска? А между тем, мы подходим к концы. Начав с более-менее реалистичной средневековой драмы, поскитавшись по бездорожью, осознали себя в лапах мистического детектива, во мраке которого с каждой страницей всё яснее и яснее проступали… Нет, в оставленное «Маскарадом лжецов» послевкусие было даже не о толерантности по отношению к нациям, сексуальным меньшинствам, калекам и горячей молодости, идущей вслед за страстью в том числе на кровосмешение. Всё это, конечно, здесь есть, но, в конце концов, книга оказывается историей отчаяния.
Отчаяния страны, а вернее народа, умирающего от чумы. Отчаяния тех, кто шёл за фургоном, чтобы не остаться в одиночестве на дороге. Отчаяния, решившихся на убийство. И, наконец, отчаяния бродячего торговца, приравнявшего правду ко злу, а ложь ко благу. И вот на этом я закругляюсь, потому что сказал всё, что хотел, и более, чем достаточно, чтобы одолевшие весь этот текст могли определиться в своём желании читать роман, после которого дела Карен Мейтленд пошли в гору, или лучше потратить время на что-то другое.
Илориан, 15 июля 2015 г.
У книги два основных недостатка:
— детективная интрига разрушена в первых же главах. Вы на 90% уже понимаете в чём дело.
— персонажи не являются «героями своего времени». Это просто современные люди, которые переоделись в балдахоны и играют средневековые роли. Дело в том, что проблемы гомосексуальности тогда, конечно, существовали, но не обсуждались именно так, как это подаёт автор. А вопрос женской красоты вообще не стоял: в средневековье уже к двацати годам болезни так уродовали лица людей, что безобразная внешность была почти нормой и никого не шокировала. Так что автор просто проблемы современности переносит в чуждую им эпоху, что абсолютно лишает книгу исторической ценности.
Но я поставил всё же очень высокую оценку. И вот почему. Дело в том, что персонажи получились очень притягательными. И не важно добрые они или злые, вписываются в эпоху или нет — с ними просто не хочется раставаться. Да и концовка удачна. На мой взгляд именно это был единственный способ сделать, чтоб читатель не разочаровался в финале.
sokol-88, 30 сентября 2014 г.
Трудно писать отзыв о книге, которая не оставила после прочтения ничего, кроме недоумения. О ЧЕМ книга?! я не понял. О том, что обманывать не хорошо? тогда слишком мелки герои книги и их обманы для такой серьезной темы. О борьбе бобра с ослом? тем более мимо. Книга не фентезийная, не историческая и не детектив. Так что же за жанр? новый жанр — НИОЧЕМ? Детям ведь хочется рисовать и они не смотрят на чем это можно делать, а на чем нет и рисуют на обоях в квартире Вроде ничего трагичного, а обои жалко. Вот и автор этой книги поступила так же. Просто стала писать ерунду, и беды в этом собственно никакой, только в издательство эту ерунду не надо было нести. Жалко времени потраченного на прочтение.
Атмосфера средневековой Англии не отражена вообще. Ни одного подробного описания. Даже быт народа не описан хотя бы относительно подробно. Автор лишь удосужилась привести на страницах книги пару исторических событий. Да о чем речь, если даже о чуме, вынесенной в аннотацию в книге от силы страницы 3. Опять же без подробностей. В духе «Есть чума-от нее умирают. страшно до жути». И хватит, господа читатели, для нас должно быть достаточно.
Не знаю сколько лет автору, но по стилистике написанного она соответствует своей героине Наригорм — 10-12 лет.
ПС: в книге присутствуют размышления автора устами своих героев о новомодных проблемах сосуществования лиц, нетрадиционной ориентации в современном мире. И еще много подобной чепухи.
Героев действительно легко представить, но не потому что они и их характеры хорошо прописаны, а потому что такого сброда вокруг полно в любом обществе. Героям не сочувствуешь, их проблемам не сопереживаешь. Они не хорошие и не плохие. Лично мне было безразлично когда и в каком количестве их убьет автор.
Рекомендация: рефлексирующим гражданам пойдет для поисков тайного смысла написанного.
Остальным: ну только если совсем уже нечего делать, участок перекопан, дом/квартира убраны, белье поглажено, дети выгуляны, муж накормлен, проблемы размножения североафриканских тушканчиков в условиях радиоактивного заражения решены.
prouste, 6 сентября 2014 г.
Всегда приятно открыть книжку неизвестного автора, изданную в популярной серии. и, когда ничего особого не ждешь, приятно удивиться. Я вообще испытываю слабость к талантливым перепевам классических произведений в ином антураже, стилистике. Хоть Ким Нюман, хоть Чигиринская. Традиционная палитра в воссоздании средневековых декораций с необходимыми элементами в виде ссуровости нравов, суеверий, нетерпимости, чумы и проч. больших претензий не вызывает. А вот вписать в этот антураж « 10 негритят» Агаты Кристи, несколько подмаскировав очевидную вторичность магической составляющей, спецификой подобранной заммкнутой группы автор сумела здорово. Пусть двигатель и великий комбинатор угадываются примерно к середине книги, а финальный кульбит со сменой пола ( кто читал, тот поймет) не является обязательным. Написано бойко, характеры разные. столкновение психотипов в условиях почти изоляциии дает необходиимую искру. Всем лжецам воздалось по заслугам, но судия похужее будет. Хорошая книга, рекомендую.
elninjo_3, 20 февраля 2014 г.
Абсолютно не понравилось. Я также как и многие искал что-то похожее на цикл о Меттью Корбете с такой же атмосферой и вниманием к деталям и эта книга по аннотации очень даже подходила. Средневековье, 1348 год, начало малого ледникового периода, который ознаменовалось годом непрерывных дождей, холодом и чумой, опустошившей пол Европы. Я надеялся погрузиться в этот мрачный и дикий мир.
Но не вышло. В отзывах говорят про атмосферу. Но ее нет. Если только не считать таковой описание грязи, ливня и нескольких похорон. Как вообще этот роман можно сравнивать с циклом Маккамона? Все попытки как-то передать картину жизни средневековых людей рушатся из-за главного героя, глазами которого мы наблюдаем происходящее. Его рассуждения скорее похожи не на рассуждения камлота, а на какого-нибудь современного европейца, голосовавшего за социалистов. Что, ребёнок рожден в результате инцеста? Да ничего!Ведь молодые люди любят друга, значит это нормально. Учитель спит со своим учеником?Ну и что, зато они оба очень талантливы, а женщин все равно не хватает. Неправильный обряд погребения?Это все ерунда, ведь это не противоречит нашей морали, что эти священники вообще понимают!
Весь роман мы видим оправдание самых диких поступков девяти главных героев.А единственного человека, который старается остановить этот поток лжи и убийств, мудрый камлот без раздумий сдает разъяренной толпе.
В итоге я так и не понял зачем я это читал. Описание мира схематично, если вы хотите что-нибудь узнать о чуме, то вам не сюда, прочтите лучше Камю. Персонажи отвратительны, за них мало того что переживать не хочется, но даже проскальзывает раздражение, что убили не всех.
Единственным интересным вопросом было отношение ко всему этому автора. С одной стороны повествование идет от лица камлота который встает на определенную сторону, сторону добра, как ему кажется. Но можем ли мы считать его мнение мнением автора?Все на это указывает. Кроме названия. «Маскарад лжецов»- это не слишком лестное описание действующих лиц. Этот роман можно было назвать по-разному, даже больше подходит «Гей-парад лжецов», но почему его назвали как назвали?Может Мейтленд специально решила,как режиссер Ханнеке в своих «Забавных играх» , проверить не стерлась ли у ее читателей способность отличать грань между злом и искусством? Если это так, то автор гений, а если я выдаю желаемое за действительное, то роман откровенно плох.