fantlab ru

Шарль Хеннеберг, Натали Хеннеберг «Язва»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.31
Оценок:
178
Моя оценка:
-

подробнее

,

Язва

La plaie

Другие названия: Бич

Роман, год

Аннотация:

В далеком будущем Земля охвачена безумием хаоса и саморазрушения — «язвой». Последние из её обитателей пытаются найти убежище в других мирах Галактики. Но, может быть, уже слишком поздно – язва движется быстрее космических кораблей, переполненных напуганными, потерявшими надежду людьми. На Сигме, восемнадцатой планете двойной звезды Арктур, никто, кажется, не замечает приближения всеобщей катастрофы. За Исходом последует Битва, а тот, кому суждена главная роль в спасении, ничего не знает о своей силе.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— антологию «Кровь звёзд», 2018 г.


Номинации на премии:


номинант
Премия «Италия» / Premio Italia, 2007 // Зарубежный роман. 2-е место (Франция)

Похожие произведения:

 

 


Язва
1991 г.
Язва
1991 г.
Язва
2003 г.

Самиздат и фэнзины:

Арканар
1991 г.
Кровь звёзд
2033 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давно я не встречала книгу, от которой не могла бы оторваться, а оторвашись вынужденно,прочтифизически страдала в разлуке с текстом! Масштабная космоопера и филосвская притча о природе зла! с техническими выклаками и крышесносным описанием враждебных миров. Тут же мутации помасштабнее марвелловских, но и поумнее. И бесовщина по Достоевскому, и корабли, полные трупов в аквариумах! Аллюзии на революцию и эмиграцию, которые автору пришлось самой пережить. Только все это в космических масштабах. Потрясает!

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Купил книгу ради коллекции, ничего не зная об авторах, что необычно, уж классику фантастики вроде бы знал неплохо. Тем приятнее оказалось знакомство. Фантастика и фэнтези смешаны достаточно умело. Дезинтеграторы излучают, звездолёты ныряют в подпространство и отважные герои, и не менее отважные героини борятся со злом, спасая Вселенную. Большая любовь, а также огромное предательство тоже присутствуют. Среди героев принцы и принцессы, злые Тёмные и ангелоподобные Светлые, но все это органично вписывается в напряженный сюжет. Даже некая сверхидея проглядывает. В целом хорошая космическая опера золотого века фантастики.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

В конце 90-х годов не удалось достать этот роман и прочитать, прочитал 25 лет спустя и не жалею. Очень прозорливый и актуальный роман. Хотя и космическая опера, но не простая, а со смыслом и поставленным вопросом, — откуда на Земле ЗЛО?.

Роман актуален в наши дни, когда ненависть снова начинает захлестывать Землю — жили все в одной стране много десятилетий -сейчас непонятно почему воюем друг с другом, -исламисты-террористы взрывают себя непонятно во имя каких ценностей, -за несколько дней два народа славянских непонятно как стали врагами.

Автор исследует всю историю человеческой ненависти -массовые резни, инквизиция, мировые войны и выдвигает ответ, который раскрывает сюжетом -это ЗЛО — вне нашей цивилизации , появилось на планетах из-за изменения частотных характеристик времени. И победить его могут только дети-мутанты.

Часто писатели -фантасты — гениальные провидцы в отличии от разного рода аналитиков и экспертов.

Хеннеберги в «Язве» дают свой взгляд на периодическое разгорание ненависти.

Возможно кто-то где-то и генерирует в наше время эту ненависть и победить это могут только наши дети -индиго... хотелось бы надеятся.

Эту книгу я бы заставлял читать всех президентов всех стран принудительно -может меньше бы ненависти было бы на планете.

Здесь в романе показано весьма жестко как погибают бывшие короли и императоры вместе со своими семьями -.... ЗЛО никого не щадит, даже тех, кто и приверженец ЗЛА -ЯЗВЫ.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я, честно говоря, не по­нимаю, как я смог­ла до­читать до кон­ца текст, ко­торый на­чина­ет­ся сло­вами «На­писа­но кровью из пе­рере­зан­ной ве­ны. Пред­смертное сти­хот­во­рение С.Есе­нина». Но тог­да мне бы­ло три­над­цать лет, за ок­ном бы­ла сля­кот­ная осень и «ли­хие 90-е», а кни­гу по­дарил мне па­па…

При желании, у этой книги можно найти массу недостатков, особенно это касается «Пролога», вообще начала текста. И все -таки ...

«Яз­ва» На­тали Хен­не­берг – это очень кра­сивая кни­га. Эта кни­га, ко­торая мо­жет по­гово­рить с чи­тате­лем и о не­бес­ной ге­омет­рии, и о зем­ной прос­то­те. Ее мож­но про­читать и как кни­гу о люб­ви, и как кни­гу об оди­ночес­тве, как уни­вер­саль­ную прич­ту о борь­бе Све­та и Мра­ка, и как сти­лизо­ван­ный под кос­ми­чес­кую опе­ру рас­сказ об ужа­сах рус­ской ре­волю­ции. Но она тре­бу­ет от чи­тате­ля го­тов­ности до­мыс­лить то, че­го нет или что на­мече­но еле вид­ны­ми штри­хами. Эта кни­га, ко­торую нуж­но пос­то­ян­но до­писы­вать в сво­ем во­об­ра­жении, ко­торая вряд ли пон­ра­вит­ся тем, кто при­вык мыс­лить ра­ци­ональ­но, но не ос­та­вит рав­но­душ­ных тех, для ко­го текст ав­то­ра – это толь­ко по­вод на­писать по­верх не­го свое собс­твен­ное по­вес­тво­вание.

Она мо­жет по­казать­ся очень на­ив­ной и иног­да эта на­ив­ность раз­дра­жа­ет. Раз­дра­жа­ет Ай­рт Рег, раз­дра­жа­ет длин­ные и нуд­ные псев­до­на­уч­ные лек­ции Мо­розо­ва, ко­торые, ко­неч­но, нуж­ны для раз­ви­тия сю­жета, но они дол­жны быть ра­за в че­тыре ко­роче.

И все-та­ки эта на­ив­ность очень хо­роше­го че­лове­ка, ко­торый воп­ре­ки все­му ве­рит, что зло аб­со­лют­но чуж­до че­лове­чес­кой при­роде, что мер­зкое же­лание все унич­то­жать при­ходит от­ку­да-то из­вне, а не из сер­дца че­лове­ка. Ви­рус зла нас­толь­ко чужд ге­ро­ем На­тали, что он или унич­то­жа­ет их как лич­ность или ни­вели­ру­ет­ся лич­нос­тным на­чалом. У зла нет ли­ца, и в ро­мане, ко­торый пос­вя­щен то­му, что есть зло, нет ни од­но­го нас­то­яще­го зло­дея. И по­это­му воп­ре­ки мрач­но­му со­дер­жа­нию, кни­га ос­тавля­ет очень свет­лое впе­чат­ле­ние.

Кстати, о злодее.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ральф Ва­леран Ев­рафри­кан­ский вы­деля­ет­ся на фо­не ос­таль­ных пер­со­нажей ро­мана при­мер­но так же, как Ни­колай Став­ро­гин вы­делял­ся бы на фо­не ко­мик­сов о прик­лю­чени­ях Су­пер­ме­на. Не­воз­можно не по­нять, что Зем­ля в этой кос­ми­чес­кой фан­тасма­гории – это Рос­сия. Яз­ва, она же Мрак, она же «зем­ное зло» — кос­ми­чес­кая бо­лезнь, ко­торая прев­ра­ща­ет лю­дей в мо­раль­ных чу­довищ – это ви­рус боль­ше­виз­ма, а Сиг­ма и дру­гие «ци­вили­зован­ные» пла­неты, ко­торые взи­ра­ют на ох­ва­чен­ную бе­сов­ским пла­менем Зем­лю – это Ев­ро­па. Сиг­ма фор­маль­но сох­ра­ня­ет по­лити­чес­кий ней­тра­литет, но при­нима­ет на по­лу­офи­ци­аль­ных ос­но­вани­ях бег­ле­цов с Зем­ли, од­ним из ко­торых и яв­ля­ет­ся принц Ва­леран. Даль­ний родс­твен­ник. Нас­ледник прес­то­ла. И – не­воль­но вздра­гива­ешь от мыс­ли — не­уже­ли все-та­ки пре­датель?

Кто он в этом рас­кла­де? Есть ли у не­го про­тотип? Во­об­ще го­воря, воз­ле пос­ледне­го рус­ско­го ца­ря бы­ло столь­ко пре­датель­ства, что про­тоти­пом Ва­лера­на мог быть прак­ти­чес­ки лю­бой из его даль­них родс­твен­ни­ков. Нап­ри­мер, ве­ликий князь Ки­рилл, по­том­ки ко­торо­го – Ки­рил­ло­вичи – се­год­ня яв­ля­ют­ся единс­твен­ны­ми пред­ста­вите­лями ро­да Ро­мано­вых. Впро­чем, они по ря­ду фор­маль­ных при­чин дав­но ут­ра­тили пра­ва на ко­рону рос­сий­ской им­пе­рии.

Од­на­ко вряд ли На­тали Хен­не­берг име­ла в ви­ду ка­кое-то кон­крет­ное ли­цо. Ско­рее в об­ра­зе прин­ца-пре­дате­ля ре­али­зова­лось слож­ное от­но­шение рос­сий­ской ин­телли­ген­ции в эмиг­ра­ции к тра­гедии ре­волю­ции и к до­му Ро­мано­вых. Ко­неч­но, ник­то из них уже не мог пов­то­рить на пол­ном серь­езе вслед за Алек­сан­дром Бло­ком: «Ми­ровой по­жар в кро­ви // Гос­по­ди, бла­гос­ло­ви!» Кста­ти, имен­но эти стро­ки Бло­ка про­ходят реф­ре­ном че­рез всю кни­гу и яв­ля­ют­ся, по су­ти де­ла, «го­лосом» Мра­ка. А все-та­ки вот так пря­мо ска­зать, что «мы со сво­им ре­волю­ци­он­ным па­фосов бы­ли неп­ра­вы» да­же пос­ле кро­вавой бой­ни ре­волю­ции и граж­дан­ской вой­ны рус­ские эмиг­ранты в мас­се сво­ей не бы­ли го­товы. Хо­тя, ес­ли где и мог­ли раз­дать­ся здо­ровые го­лоса прав­ды, то имен­но в этой сре­де. Так вот, в об­ра­зе Ва­лера­на, прин­ца-пре­дате­ля, воп­ло­тилось пред­став­ле­ние о не­кой пор­че, ко­торая бы­ла яко­бы свя­зана с царс­тву­ющем до­мом Ро­мано­вых, о том, что «то ли они ук­ра­ли, то ли у них ук­ра­ли, но оса­док ос­тался», о том, что их, ко­неч­но, жал­ко, но они са­ми ви­нова­ты. В чем? В том, что ока­зались сла­бы. Не пе­реса­жали, не пе­реду­шили за­разу ре­волю­ции вов­ре­мя, в том, что они ока­зались жер­тва­ми. То, что эти жер­твы не­вин­ны и чис­ты ду­шой, рос­сий­ско­го обы­вате­ля раз­дра­жа­ет еще боль­ше. По­тому что не­вин­ных нет, ведь так? Ва­леран же – это па­лач и жер­тва в од­ном ли­це. Ви­на его оче­вид­на с пер­вой же стра­ницы. И все же.. все же… все же…

Ва­леран выделяется на фоне других персонажей под­линностью бо­лез­ненно­го опы­та, ко­торый ле­жит в ос­но­ве это­го об­ра­за. И этот опыт, нес­мотря на то, что дей­ствие ро­мана про­ис­хо­дит в «да­лекой-да­лекой Га­лак­ти­ке», бли­зок и по­нятен каж­до­му чи­тате­лю. А зак­лю­ча­ет­ся он в том, что че­ловек вдруг осоз­на­ет ме­ру собс­твен­ной гре­хов­ности. Он вдруг яс­но по­нима­ет, что, как ска­зал не­ког­да в од­ном из мно­гочис­ленных ин­тервью И­осиф Брод­ский, боль­ше по­хож на монс­тра, чем на свя­того Ге­ор­гия. Он вдруг при­нима­ет свою роль в жиз­ни как роль от­ри­цатель­но­го пер­со­нажа, ко­торо­го все толь­ко по ошиб­ке счи­тали пер­со­нажем по­ложи­тель­ным.

толь­ко Ва­леран зна­ет, ка­ково это, ког­да ми­ровой по­жар бу­шу­ет не где-то там, а в тво­ей кро­ви? Ка­ково это, ока­зать­ся пре­дате­лем, ког­да мнил се­бя ге­ро­ем, ока­зать­ся па­лачом, ког­да мнил се­бя не­вин­ной жер­твой, И при всем при том, он об­ла­да­ет уди­витель­ным, ред­ким, ес­ли не ска­зать уни­каль­ным свой­ством ду­ши – спо­соб­ностью ви­деть про­яв­ле­ния Мра­ка не в дру­гих, а в се­бе, ви­деть в се­бе – монс­тра и на­зывать свой грех тем име­нем, ко­торо­го оно зас­лу­жива­ет.

Но все эти не­сом­ненные дос­то­инс­тва Ва­лера­на бы­ли бы ни к че­му, ес­ли бы не та клю­чевая сце­на – сце­на ис­по­веди, ко­торая де­ла­ет из Ва­лера­на ге­роя не прос­то за­гадоч­но­го, но тра­гичес­ко­го.

Ва­леран, об­на­ружив­ший у се­бя приз­на­ки зем­ной бо­лез­ни, пы­та­ет­ся рас­ска­зать ко­му-ни­будь, кто сог­ла­сить­ся его выс­лу­шать о том, что у не­го бо­лит ду­ша.

Впро­чем, и те­ло то­же.

В на­чале вто­рой час­ти мы ви­дим ге­роя, ох­ва­чен­но­го бо­лезнью: «ми­ровой по­жар в кро­ви», ока­зыва­ет­ся, впол­не ре­ален… Тем­пе­рату­ра под 40, пуль­си­ру­ющая боль в вис­ках, И это не прос­то сим­пто­мы бо­лез­ни – это приз­нак то­го, что ор­га­низм пы­та­ет­ся с ней бо­роть­ся. В борь­бе при­нима­ет учас­тие, ко­неч­но, не толь­ко ор­га­низм. Ва­леран соп­ро­тив­ля­ет­ся ви­русу ми­рово­го зла в сво­ей ду­ше впол­не соз­на­тель­но и пред­при­нима­ет для это­го до­воль­но ре­шитель­ные ша­ги: об­ра­ща­ет­ся сна­чала к вра­чу, а ког­да врач-ар­кту­ри­анец мяг­ко «от­футбо­лива­ет» его, — к свя­щен­ни­ку.

Ска­жу сра­зу, что ис­по­ведью эту часть тек­ста ро­мана мож­но наз­вать весь­ма ус­ловно. Это, ско­рее рас­сказ от пер­во­го ли­ца о том, как ге­рой «до­шел до жиз­ни та­кой». И все-та­ки На­тали не слу­чай­но зас­тавля­ет ге­роя про­из­нести свой мо­нолог пе­ред ли­цом свя­щен­ни­ка. Ведь ис­по­ведь – это не прос­то от­кро­вен­ный рас­сказ. Это рас­сказ-са­мо­об­ви­нение, про­из­не­сен­ный в на­деж­де на то, что Бог унич­то­жит ис­по­ведан­ный грех.

Имен­но са­мо­об­ви­нение сос­тавля­ет эмо­ци­ональ­ный центр этой клю­чевой сце­ны.

Врач и свя­щен­ник на­пере­бой ста­ра­ют­ся убе­дить Ва­лера­на, что с ним все в по­ряд­ке и что он прос­то пе­ре­уто­мил­ся. Да, мо­жет быть, он где-то вел се­бя неп­ра­виль­но и да­же «сде­лали пло­хо под­го­тов­ленно­му для это­го че­лове­ку ка­кое-то приз­на­ние, ко­торое мог­ло бы его убить». (до­воль­но за­бав­нее об­ви­нение, ес­ли чес­тно: не­уже­ли Ай­рт Рег, дей­стви­тель­но, та­кая ки­сей­ная ба­рыш­ня, что мо­жет уме­реть от то­го, что с ним и гру­бо по­гово­рили?), но во всем ос­таль­ном по­веде­ние прин­ца — это «прек­расный при­мер вер­ности дол­гу» — го­ворит ему врач. «Не от­ча­ивай­ся» — уве­щева­ет его мо­нах, ведь «их пос­леднее ору­жие — от­ча­янье, на­ше от­ча­янье. Свя­тые опи­сыва­ли то же сос­то­яние: ду­ма­ешь, что ты уже прок­лят, по­это­му сми­ря­ешь­ся за­ранее. Но ты не хо­тел ни­како­го зла это­му ре­бен­ку, и не ты убил его.»

Но Ва­леран уже не мо­жет по­нять, че­го он хо­тел и че­го он не хо­тел, кто ко­го убил, «кто ви­новат» и «что де­лать»?

Его рас­сказ о за­раже­нии яз­вой столь за­путан, что и чи­татель впра­ве усом­нить­ся в его дос­то­вер­ности. Прав­да ли, что он «при­об­щился» ко злу, ког­да хо­дил по ли­цам по­вер­женных вра­гов? А мо­жет быть, это прос­то бо­лез­ненный срыв пси­хики че­лове­ка, склон­но­го к тон­кой реф­лексии? Прав­да ли что он «по­мог» уме­реть юной де­вуш­ке, ко­торая ока­залась с ним в древ­ней ло­вуш­ке – «ка­мере с дви­жущи­мися сте­нами». Да прос­тит мне скеп­ти­чес­ки нас­тро­ен­ный чи­татель, но весь этот эпи­зод по­хож на бред че­лове­ка, на­качен­но­го нар­ко­тика­ми, ка­ковым Ва­леран и яв­лялся в тот мо­мент. Но все это не име­ет ни­како­го зна­чения, по­тому что прав­да зак­лю­ча­ет­ся в том, что он так или ина­че пог­ру­зил­ся в сти­хию зла и по­чувс­тво­вал се­бя соп­ри­род­ным этой сти­хии, что он за­щищал жертв от па­лачей, но сам при этом был па­лачом. И что – са­мое глав­ное – он не хо­чет та­ким быть! Он не ищет се­бе оп­равда­ния, хо­тя эти са­мые оп­равда­ния ле­жат на по­вер­хнос­ти. Не хо­чет хо­дить по ли­цам мер­тве­цов и «на­ходить в этом удо­воль­ствие», не хо­чет уби­вать юных де­вушек. Он не хо­чет быть па­лачом, по­тому что это «мер­зко». И ра­ди то­го, что­бы не хо­теть быть па­лачом Ва­леран идет на ог­ромный риск, ког­да рас­кры­ва­ет свое сос­то­яние треть­ему ли­цу, ведь один зво­нок Ин­гма­ру Кэр­роллу и единс­твен­ный за­кон­ный нас­ледник зем­но­го прес­то­ла за­кон­чит свои дни в тюрь­ме или пси­хуш­ке.

О, по­моги­те же ему!

Ник­то, ко­неч­но, ему не по­мог… Мо­жет быть, в том и зак­лю­ча­ет­ся стран­ная при­тяга­тель­ность во мно­гом не­совер­шенной кни­ги На­тали Хен­не­берг, что прек­расный ге­рой, ко­торо­го чи­татель ус­пел по­любить, та­кой жи­вой и нас­то­ящий, но­сящий в сво­ем сер­дце всю боль и кра­соту по­вер­женной Зем­ли, гиб­нет окон­ча­тель­но и бес­по­ворот­но, не толь­ко фи­зичес­ки, но и ду­хов­но… Гиб­нет как под­лый пре­датель, ка­ковым он и яв­ля­ет­ся (ста­новит­ся? ) в кон­це кни­ги, гиб­нет от ру­ки лю­бимой де­вуш­ки, прок­ля­тый ма­терью, ни­кем не оп­ла­кан­ный, да­же Та­лес­трой. Нет, она ко­неч­но, «обе­зуме­ла от ужа­са», но «Та­лес­тра мо­лода — она за­будет». А ведь, ка­залось бы, че­го про­ще, на­писать, что Та­лес­тра бу­дет пом­нить прок­ля­того прин­ца до кон­ца сво­их дней? Но На­тали ни­как не хо­чет со­лида­ризи­ровать­ся с чи­тате­лем в его го­ре. За что его так страш­но на­казы­ва­ет ав­тор, ко­торо­му ни­чего не сто­ило про­тянуть сво­ему луч­ше­му ге­рою ру­ку по­мощи? На­тали Хен­не­берг – рус­ская эмиг­ран­тка в пер­вом по­коле­нии. Не уди­витель­но, что ее ге­рой бре­дит не­ис­полни­мой меч­той пер­вой вол­ны рус­ской эмиг­ра­ции – вер­нуть­ся в Рос­сию, ко­торая ох­ва­чена ком­му­нис­ти­чес­ким по­жаром. Вер­нуть­ся лю­бой це­ной, да­же це­ной пре­датель­ства.

И На­тали за­да­ет ему глав­ный воп­рос: «— Но ес­ли вы так лю­бите Зем­лю, — вос­клик­ну­ла Та­лес­тра, — по­чему же вы всту­па­ете в со­юз с ее вра­гами?!..»

И по­луча­ет от­вет: по­тому что он внут­ренне по­верил в то, что Зем­ля и ви­рус зла (чи­тай Рос­сия и боль­ше­визм) – это од­но и то­же. И ес­ли да­же рань­ше не бы­ло так, то те­перь так бу­дет.

А се­бя са­мого он отож­дес­твил с тем «внут­ренним де­моном», ко­торый жил, по боль­шо­му сче­ту, толь­ко в его боль­ной фан­та­зии. И он на­деля­ет это­го де­мона ре­аль­ной властью...

Да, все-та­ки прав был отец Фран­циск, ког­да го­ворил, что «их пос­леднее ору­жие — от­ча­янье».

А еще он по­верил, что «неп­равда, что Зем­ля и вся все­лен­ная раз­де­лены на два ла­геря — не­вин­ных жертв и па­лачей. Они есть в обо­их ла­герях». Неп­равда ли, зву­чит ку­да как сов­ре­мен­но? И се­год­ня имен­но так го­ворят, ос­мысляя на­ше «яз­венное» прош­лое, на­ши но­вые ле­вора­дика­лы.

Ва­леран за­хотел стать па­лачом, но все рав­но, и в скот­ском уни­жении и в чер­ном пре­датель­стве ос­тался – жер­твой, по­тому что у не­го от­ня­ли боль­ше, чем ро­дину, боль­ше, чем семью, боль­ше – чем власть, боль­ше, чем жизнь. У не­го от­ня­ли судь­бу. Его тра­гедия – это тра­гедия всей рус­ской эмиг­ра­ции – тра­гедия не­совер­шенно­го под­ви­га.

И все –та­ки, со­пос­та­вимы ли прес­тупле­ние и на­каза­ние? Ко­неч­но, нет…

По­чему же ав­тор зах­ло­пыва­ет пе­ред ним дверь спа­сения в тот са­мый мо­мент, ког­да «счастье бы­ло так воз­можно»?

Мне ка­жет­ся, она унич­то­жа­ет сво­его лю­бимо­го ге­роя (ко­неч­но, лю­бимо­го!) для то­го, что­бы сде­лать чи­тате­лю боль­но, что­бы вы­бить его из сос­то­яния ду­шев­но­го ком­форта. А еще она сво­дит с Ва­лера­ном сче­ты. В его ли­це она пы­та­ет­ся унич­то­жить очень до­рогую для нее идею или об­раз. А мо­жет быть да­же – ре­аль­но­го че­лове­ка.

Но что же это за об­раз? Мне ка­жет­ся, что это об­раз по­беж­денно­го. В тех сло­вах не­годо­вания и през­ре­ния, ко­торые она вдруг об­ру­шива­ет на ге­роя на пос­ледних стра­ницах, мне слы­шат­ся ис­те­рич­ный крик: ну, по­чему ты, та­кой ум­ный, та­кой кра­сивый, та­кой арис­токра­тич­ный – здесь, а не там – на тро­не? Как ты смел, та­кой за­меча­тель­ный, про­иг­рать? И На­тали, вслед за мно­гими, спе­шит от­речь­ся от арис­токра­тиз­ма, от люб­ви к ис­кусс­тву, от внут­ренней кра­соты, выд­ви­гая вмес­то это­го дру­гой иде­ал – иде­ал здорового вар­ва­рства.

Ес­ли бы у ме­ня бы­ла воз­можность что-то из­ме­нить в этой ис­то­рии, я бы… ос­та­вила все, как есть. Да­же страш­ную смерть мо­его лю­бимо­го ге­роя. Имен­но ее я бы и ос­та­вила. Эту кни­гу сто­ит про­читать, по­тому что она да­рит нам очень важ­ный ду­шев­ный опыт – опыт люб­ви к вра­гу. К вра­гу, ко­торый не сда­ет­ся и ко­торо­го унич­то­жа­ют.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Поверь — когда в нас подлых мыслей нет,

Нам ничего не следует бояться.

Зло ближнему — вот где источник бед,

Оно и сбросит в пропасть, может статься. (Данте Алигьери «Божественная комедия»)

В этой книге нет фантастического зла, хотя здесь в огромном количестве присутствуют космические сражения, звездолеты, иные планеты и культуры, путешествия во времени и сверхспособности — телепортация, телекинез и телепатия. Но древние вампиры не восстанут из мрака или бесчисленные орды зомби не встанут из могил, чтобы смести человечество. Томящиеся в аду и сгорающие от ненависти души маньяков не проникнут на светлую сторону, чтобы вселяться в чужие тела и творить свои темные дела. Злобные инопланетяне не отправятся в завоевательный поход, сея огонь и смерть. Люди-Х не устроят революцию, чтобы захватить власть и править железной рукой. Не будет астероидов, эпидемий, свихнувшихся роботов или восстания машин, стирающих людскую цивилизацию из истории всей Вселенной.

Будет только обычное человеческое зло, потому что никакие инопланетяне, машины или неведомые боги не способны на то, что могут и делают люди друг с другом.

Примечательно, что кто герой, злодей или предатель мы узнаем едва ли ни с первых страниц, из пролога, который относит нас к самому финалу действия. Поскольку итог не так уж и важен: в этой истории важно, как и почему герои встали на ту или иную сторону, как мрак вползает в душу, почему в одних он прорастает, дает плоды и семена, а в других — очень немногих — засыхает и погибает.

Вот этот — свой для каждого из главных героев — путь через мрак и круги Ада — является главным в романе. Понятно, что в 1964 году еще было близко главное Зло 20-го века — фашизм и очевидцы, свидетели и соучастники всех самых трагических событий были живы и способные поведать о пережитом. От того практически все самые сильные эпизоды носят оттенок личного переживания и личного присутствия, и не важно, что они перенесены в далекое будущее и на иные планеты.

А таких эпизодов — жутких, вызывающих неподдельный страх, задевающих за живое своей обыденностью и узнаваемостью, немало. Краткие истории Зла и превращения людей в монстров, настолько правдоподобные, что хочется свериться с мемуарами или учебником истории.

Вот история группы высокопоставленных беженцев, впервые в жизни столкнувшихся с трудностями, которые бредут в неизвестность от одного убежища к другому, постепенно теряя свою уверенность и гордыню, в то время как те, кто должен им помогать превращаются из охранников, сначала в тюремщиков, а затем в палачей, наслаждаясь каждой минутой власти над теми, перед кем еще недавно раболепно пресмыкались.

Или эпизод с другими беженцами, которые занимают пустующие дома, не задумываясь, куда исчезли их обитатели, и сами становятся жертвами убийц, чтобы освободить место для новой партии обреченных. Или утонченные и прекрасные артурианцы, в своем увлечении красотой увядания, не заметившие, как Зло поселилось среди них, и покорно подставляющие шеи палачам. Юные беспризорные, живущие на грани животного и сознательного, и даже не ведающие о каких-то там нормах морали. Вот они — сотни и тысячи тех, кто покорно идет на бойню и уходит из жизни без сопротивления, кто цепляется за жизнь из последних сил, скатываясь постепенно в бессознательную тьму, и еще больше тех, кто приветствует победителей и радостно впускает Зло в душу, становясь самыми преданными его адептами.

В романе Зло — вездесуще и всепроникающе. Оно заползает в души со страхом, завистью, гордыней и даже — благими намерениями и любовью, растет и крепнет, чтобы дать семена, заражающие другие души. И тех, кто противится Злу до самого конца и побеждает его внутри себя — ничтожная горстка.

Вот здесь и лежит самое большое противоречие романа. Подробно описав КАК Зло проникает в человека, ПОЧЕМУ оно там закрепляется, КАК проявляется, авторы практически ничего не говорят внятного о том, а что же надо делать, чтобы этого не происходило.

Противоречие заложено уже в самой рассматриваемой в романе идее Зла, как болезни, от которой можно вылечить, просто уничтожив его источник. Это как бы дает индульгенцию всем тем, кто совершал Зло «по приказу», «по принуждению», «просто выжить», «так поступали все» или «время было такое». Предложенный выход: давайте все забудем, начнем с чистого листа и не будем больше совершать ошибок — выходом никаким не является, а лишь запускает новый круг Ада. Пусть и через поколение-другое, когда уйдут последние соучастники и свидетели. Так уже было много-много раз в истории, и, похоже, вновь повторяется, добавляя в коллекцию Зла, собираемую Человечеством со времен блужданий по саванне, все новые его проявления. И мы до сих пор не знаем «Что делать», хотя почти уже и ответили на вопрос «Кто виноват?»:

А если стал порочен целый свет,

То был тому единственной причиной

Сам человек: лишь он – источник бед,

Своих скорбей создатель он единый. (Данте Алигьери «Божественная комедия»)

Да, кстати:

Самые жаркие уголки в аду оставлены для тех, кто во времена величайших нравственных переломов сохранял нейтралитет. (Данте Алигьери)

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман из «золотой эпохи» фантастики, это чувствуется в каждом абзаце. Классическое неспешное развитие сюжета, длинные монологи, даже не столько информирующие, сколько погружающие читателя в атмосферу происходящего, размышляющие и чувствующие герои, которые живут как бы независимо от воли автора. Сейчас так уже не пишут, и это дополнительный повод познакомиться с книгой французской писательницы Натали Хеннеберг.

Текст далеко не прост для восприятия, но даёт время привыкнуть к манере изложения. Эмоциональные картины одновременно родных и чуждых миров поднимают в памяти какие-то особые детские воспоминания, отзвуки пронзительных историй Брэдбери и метафорической иронии Муркока. «Язва» привлекает и ужасает, заставляет пропускать жизнь и чувства героев сквозь себя, волей-неволей примериваясь к тяжести поставленной автором проблемы. Проблемы, которая на первый взгляд не имеет решения — но к которой нельзя оставаться равнодушным. Это роман-притча, роман-предчувствие, ощущение двух смежных реальностей (конкретно-сюжетной и абстрактно-философской) сопровождает читателя от начала до самого конца.

Пожалуй, философская грань произведения воспринимается как основополагающая, затеняющая собой героев и их отношения. В данном конкретном случае не считаю это серьёзным минусом, автор сказала именно то, что хотела сказать. Сильный, глубокий текст, вызывающий сложные переживания. Когда-нибудь я вернусь к этой книге и перечитаю, роман принадлежит к числу тех, что можно открывать для себя снова и снова.

P.S. Слышал, что у этого романа есть сиквел «Le Dieu foudroyé», «Бог пораженный», написанный Натали Хеннеберг перед смертью, изданный в 1976 году и на русский не переводившийся.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ужасная книга. В том смысле, что кошмары, в ней описываемые, по силе воздействия, не уступают ужасам Стивена Кинга или Клайва Баркера, а может и превосходят их. Человек вышел за пределы родной галактики, встретил других существ с разных планет, но никто из них так и не смог победить свою главную болезнь — Зло. Апокалипсис вселенского масштаба не с демонами, вселившимися в иных существ, в том числе и людей, а с существами ставшими демонами, и с ангелами, умирающими без борьбы. И те и другие упиваются Смертью, и наслаждение это настолько же сладкое, как и мучительное, для меня, во всяком случае, что перечитывая книгу, я подумал, а не заразился ли сам Чумой? А не перечитывать нельзя. Приключения захватывают так, что оторваться невозможно, забыть тем более. Космический корабль с сумасшедшим экипажем и грузом живых мертвецов, резня на космодромах, расправа над последней на Земле королевской семьёй, планета с чудовищными для вменяемого сознания миражами, и ещё много чего, включая звёздные сражения и мутантов. Каждый персонаж отпечатывается в памяти как шрам от язвы. Но есть ли во всём этом смысл, наконец? Есть много-много горечи, отчаяния и в то же время Веры, что Зло можно победить только Добром без кулаков, а это ли не главное?! И ещё, значит ли это, что истинно добрый человек — мутант?

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это одна из первых фантастических книг прочитанная мною. Сложно дать однозначный ответ хороша они или нет. В ней много минусов, которые портят повествование, вносят некоторые сложности для читателя. Сюжет скачет от одних событий к другим, местами время меняется, закручивается в непонятный клубок. Герои не всегда правдоподобно ведут себя, особенно глупы диалоги. Почему-то не веришь ни словам, ни действиям. Но несмотря на все это, авторы смогли создать такой атмосферный и красивый мир. Читая, ты погружаешься в этот мир с головой. Сражения и битвы захватывают дух. Мир космической оперы открылся для меня именно таким. Пафосные герои с огромными пушками на космическом корабле борются с Вселенским злом. И все это на фоне космической тьмы, сверкающих звезд и полыхающих огнем планет.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Язва» — это книга с полки любимых и перечитываемых.

Как написать о ней? Неожиданно я столкнулась со сложностью в написании отзыва. Эта книга сочетает в себе и элементы психоделики, и философскую составляющую, и мифологию, и сильный приключенческий элемент, и спасение Земли, и все это сильно замешано на психологии. Герои этой книги тоже необычны, часть из них мне очень близка, а часть образов созданы такими, что поразительным образом привязывают к себе, и не можешь уже покинуть их. Они сильны, могут почти что все, но при этом ...

Четыре линии главных героев, которым предначертано сойтись. Кажется, что развязка и понимание начинают брезжить с первых страниц, которые являются фрагментом событий последней части.

Напряжение не покидает при чтении, жизнь героев постоянно висит на волоске, при этом есть неразрешенная линия любви (их несколько). А неизвестность, непонимание происходящего и непредсказуемость являются дополнительными триггерами, которые будоражат мозг и восприятие. Перелистывая страницу, возбужденно ищешь глазами новые события или интересные повороты сюжета, новые подсказки, которые должны прояснить ситуацию, и находишь, на удивление, не то, чего ожидал, а абсолютно иное, к чему ты не готов, и интерес нарастает.

Предательство, бегство, потери, движение в поисках опоры, спасения и защиты. А на самом деле — выбор без выбора, они обречены на движение к некоей единой цели, они обретут неоднозначное спасение, о чем пока что не догадываются.

Все события, происходящие на первом плане, сопровождаются причинами, слабо проглядывающими на заднем плане. Они, эти глубоко лежащие причины, приводящие все в движение, нам и героям предстоит обнаружить и предъявить для спасения нашего мира. Ближе к концу есть некая вязкость, но сама концовка вполне удалась. Эта книга написана со своеобразным стилем, отдаленно напоминающим лучшее Хайнлайна по силе, драйву и интриге.

Я перечитывала эту книгу несколько раз в разное время. Каждый раз получала удовольствие. В плане взаимоотношений, пожалуй, роман несколько упрощен, но в комплексе читается и воспринимается очень хорошо, рекомендую.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман французской писательницы Натали Хеннеберг я прочел с подачи одной из своих ПЧ на Дайри. Что могу сказать? Когда я только начал читать Пролог, у меня закралась было мысль, что это весьма заурядная космическая опера, но вскоре это чувство рассеялось... Хотя, ну что я еще мог подумать, прочитав вот эту фразу (а также последующие)?:

Написано кровью из перерезанной вены

Предсмертное стихотворение С.Есенина

По земному летоисчислению — 3000 год. Сигма, восемнадцатая планета двойной звезды Арктур, созвездие Волопаса. Мужчину, который должен был умереть на рассвете, разбудили в полночь. Он тотчас вскочил, его движения были гибкими и мягкими, как у леопарда. Он был все еще в космических доспехах, пробитых и потускневших в сражениях, на руках его были электромагнитные наручники. Он прислонился к стене своей камеры — эта поза плененного бойца была полна благородного достоинства...

Таких картинных сцен в романе много, но чем дальше читаешь, тем естественней они становятся. Да, космическая опера с принцами, принцессами, расой невинных как ангелы людей и Злом, поглощающим целые планетные системы, Одержимость, которая только и ждет нашей слабины, космическая Чума, сметающая все на своем пути, потерянные на одной из планет беспризорники (ага, автор хоть и французская писательница, но русского происхождения), великолепные дворцы, вызывающие в памяти итальянские палаццо эпохи Возрождения. Вообще, мне не часто приходилось читать роман, где сочетались бы редкое эстетство и натурализм, итальянское Возрождение XV века и концлагеря века XX. Нашествие Тьмы на фоне картин Ботичелли, фра Анжело и прочих итальянцев. Потрясающие герои. К примеру, последний принц Земли Валеран Еврафриканский, человек, всеми силами боровшийся с Мраком и в результате перешедший на его сторону. Автор разворачивает перед нами грандиозную в своем великолепии картину. Не знаю уж, что удавалось прочесть в этой книге французам, но для нас она становится поводом вспомнить и подумать о собственном пройденном пути и о том, что лежит впереди. Пожалуй, когда-нибудь я еще перечитаю эту книгу.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх