fantlab ru

Север Гансовский «Три шага к опасности»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.66
Оценок:
160
Моя оценка:
-

подробнее

Три шага к опасности

Повесть, год; цикл «Лех и Чисон»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 36
Аннотация:

Это мир будущего. Но это мир, где остались одни «элои». Уэллс ошибался, «морлоков» нет, вместо них под землей работают автоматы.

Он — один из «элоев». Его зовут Лех. И живет он исключительно на «усилителях». Впрочем, не он один, так живут все. Средние люди в эпоху отсутствия стимулов. Но некоторые мечтают о «побеге». И вот, однажды, чисто случайно, Леху такой побег удался...

Или все-таки нет..?

© ceh
С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 44

Активный словарный запас: средний (2883 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 54 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 12% — на редкость ниже среднего (37%)!

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Три шага к опасности
1969 г.
День гнева
2002 г.
Тревожных симптомов нет. День гнева
2018 г.
День гнева. Новая сигнальная
2024 г.

Самиздат и фэнзины:

Часть этого мира. Том 2
1994 г.
Шесть гениев
2000 г.

Издания на иностранных языках:

Die Stimme aus der Antiwelt
1972 г.
(немецкий)
Der Kristall und andere phantastische Erzählungen
1977 г.
(немецкий)
Das Mädchen aus dem All / Die Stimme aus der Antiwelt / Der Intelligenztest
1979 г.
(немецкий)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательный рассказ. Помню, как я переживал за Леха, как радовался за него, и как же был ошеломлен в финале. Десять баллов

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

«3 шага к опасности» чем-то перекликается с Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Мир, где люди освобождены от необходимости делать что-то, при этом живя без какой-либо цели. Жизнь для развлечений. Но она становится ещё более бессмысленной и мучительной благодаря «усилителям».

Жизнь героев нереальна. Они платят за усилители деньгами, но где они возьмут деньги, если не будут работать и получать «пенсию» от государства? Остаётся смерть, которая ждёт большинство или бегство, крайне затруднённое, которое легко может привести к тому же исходу. Такой строй общества нереален. В заключении рассказа говорится о том, что из себя представляют эти 3 шага. По сути, наверно, правильно. Но без этих шагов человечество не сдвинулось бы с первобытного уровня. Есть над чем подумать.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первое знакомство с творчеством Гансовского. Остался приятно удивлён. И не так уж важно, какой именно вариант возможного будущего нарисовал автор — победивший коммунизм или закономерный итог развития «общества потребления». Главная идея у книги всё-таки другая — человека делает человеком ни что иное, как способность преодолевать трудности и жить ради чего-то большего, чем поддержание жизнедеятельности. Согласен с мнением, что общество, описанное в повести, совершенно невозможно представить, оно невозможно и нежизнеспособно, ну так ведь за кадром остались сами причины, по которым оно именно такое,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ведь большая часть повествования — это виртуальная реальность, которая существует лишь в мозгу главного героя.

И всё-таки повесть заслуживает высокой оценки, хотя бы за основную интригу, весьма своеобразную для 1969 года.

А ещё очень хороша картинка к повести из издания 1969 года, на которой изображены посетители Вокзала. Заставляет о многом задуматься и спросить себя — а так ли уж неправ был автор, описывая общество потребления без стимулов? Ведь достаточно просто вспомнить, сколько людей верят картинке, которую видят на телеэкране и уже НЕ ХОТЯТ ничего менять...

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Каков будет человек, если будет полностью полагаться то на машинерию, то на всесильных мира сего, то на искусственные усилители (по правде говоря — заменители)? Кто-то скажет: «ну нет же, такого просто не может быть. И эта фантастика только лишь фантастикой и останется».

Фантастический жанр на то и фантастический, что автор позволяет себе разного рода допущения. Утрирование некоторых моментов, на мой взгляд, позволяет лишь заострить внимание читателя на чем-то. Это не значит, что автор хочет доказать, что его мнение, выраженное в книге, будет обязательно таким и никак иначе.

Прочитав этот рассказ, кто-то подумает, а разве может человек сидеть полностью на усилителях, машин, которые даже не усиляют, а заменяют его естественные возможности. Ведь он тогда и существовать воовсе не сможет, он будет не приспособлен к жизни. Все это верно, только если бы человек жил в Природе. Но человек по сути своей создатель, он создает свой мир для себя и вместе с другими людьми для своего общества. И в этом обществе свой порядок существования, возможно существенно отличный от Природного. В своем мире вполне возможно существовать и на заменителях. Да, могу согласится, уж очень преувеличина зависимость человека от «стимуляторах». Однако если подумать, а сколько мы сами потеряли, когда стали полагаться на разные приспособления. Мы их привнесли в свой мир, нами же созданный, и теперь не мыслим себя без них. Импланты будут тому примером или же операции пластические (но не в тех случаях, когда это жизненно необходимо).

Возможно, автор, описывая жизнь человека, живущего только за счет усилителей да и умных машин, хотел дать задуматься, нужны ли они нам как заменители и к чему это приведет. Показать, что это верный путь к вырождению. Хотя тут можно тоже пофантазировать:) и возразить. Но все же, а нельзя ли создать мир, где подручные средства будут не Заменять, а Усиливать твои собственные возможности? Мир, где основной упор будет сделан на человека, которому лишь помогают окружающие его устройства, повышают его потенциал, а не наоборот.

Это очень хорошая тема для размышлений. Произведение позволяет подумать о своих способностях, своей силе. И, хотелось бы верить, толкнуть человека на путь к свободе от зависимости от разных факторов.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нет, повесть вовсе не о том, что машины заменили человека и ему нечем стало заниматься. Раньше люди пахали мотыгой, теперь это делают трактора, но стимулов хоть отбавляй. Да и в мире Леха и Чисона людям есть чем заняться, существует нищета, а как следствие и стимулы должны быть — зарабатывать, например, чтобы обустроить свою жизнь. А как же насчет творчества? Нет, здесь речь идёт об инфантильности людей. Технологии шагнули настолько далеко, что дают людям счастье, удовлетворение, энергию — все то, что достигалось путем созидания, труда и общения. Больше не нужно всё это, ведь есть энергины и усилители. Если сейчас, чтобы быть бодрым, мы рано ложимся спать, бегаем по утрам, занимаемся творчеством, но если бодрость дается нажатием одной кнопки — к чему всё это? Больше нет стимула развиваться, остается лишь мечтать о мире, без «наркотиков», дающих радость, бодрость и работу лишь для того, чтобы купить еду и усилители, отринув творчество и азарт.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень выразительный, динамичный рассказ. Сначала кажется досадным, что как-то слишком поверхностно описывается этот чудовищно трудный путь, но когда узнаешь, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
это все только виртуальная реальность, иллюзия, подсознательное желание
, это ощущение пропадает, и все кажется вполне закономерным.

А страшный этот мир — когда без специальных средств нет ни сил, ни желания жить!..

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Машины научились не только делать, но и думать. И вот уже люди медленно деградируют, принимая «услители», полностью лишившись стимулов к творчеству, познанию и открытиям. И только некоторые задумываются о побеге...

Несколько депрессивная картина будущего, написанная как всегда мастерски, с небольшим лучиком надежды в правом верхнем углу. Чтобы избежать чего-то подобного у Войскунского с Лукодьяновым в «Плеске звёздных морей» стали уничтожать андроидов. И у них же в «Формуле невозможного» ситуация доведена до предела с Каруселью смерти и раздачей пайка элоям. Здесь же одно то, что люди, пусть и не все, осознают ненормальность происходящего, уже вселяет уверенность в том, что перед нами очередная стена, через которую человечество так или иначе переберётся как и миллионы раз до того.

Так что луддитствовать пока рановато, ибо тяжёлый механический труд всё же стоит оставить машинам. А вот от третьего шага к опасности стоит воздержаться. Думать должен человек, в идеале — каждый.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая повесть на вполне актуальную тематику — замену труда людей разумными машинами, в результате — кризис человеческой цивилизации и бегство от реальности, как способ существования.

Активная часть изложена вполне увлекательно, конечно, условно, что объясняется по ходу пьесы ( как пример: захват и путешествие пятерых взрослых людей на одном трофейном мотоцикле выглядит фантастичнее анекдота про семерых амбалов в «Запорожце»). Идейная часть из тех самых роковых «трёх шагов» тоже показана грамотно. И если брать в целом, то риски близкого будущего автор угадал верно.

В общем, труд достойный, рекомендую.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда я читал, постоянно что-то вспоминалось, мол, и на то похож и на это. Хотя скорее именно созвучно, чем похоже. От «Хищных вещей века» (будущее победившего научно-технического прогресса, но люди теряют смысл жизни, заменяют её наркотиками, стимуляторами), до Филипа Дика (где-то уже упоминали, что Гансовский похож на Дика своей безграничной, яркой фантазией, своими мирами, хотя у Дика мир чаще всего фон, а у Гансовского мир – объект, герои непосредственно с ним взаимодействуют, изучают, воюют и прочее; а здесь и концовка заставила вспомнить Дика). Напоминает и самого Гансовского, повесть «Побег» – самим действием, сначала трудным, затем закаляющим тело и дух. Но при этом повесть не разваливается на части, а остаётся цельной самостоятельной, индивидуально сильной.

Возможно, секрет в динамике. Повесть напряжённая и быстрая. Всё в движении, с перманентными трудностями, опасностями для жизни. С ощущениями постоянного цейтнота, преодоления и борьбы.

Смыслы, кажется, лежат на поверхности, озвучиваются автором однозначно и чётко. Но сама диковинность мир заставляет присматриваться, искать смыслы отброшенные тенью основных смыслов.

На мой взгляд, в повести есть скрытая горькая ирония. При том, что она пропитана страхом перед третьим шагом превращения человека в раба новой механической природы, перед отсутствием стимулов, она и показывает то, что важнее этих стимулов, важнее свободы, главенства над миром и прочими эфемерными понятиями. Герой совершает побег в мире, где он и так может совершить этот побег… Просто никто не будет его удерживать. Ему нужно самоутвердиться. Нужно, чтобы сдерживали, и преодолеть это сдерживание. Нужно преодолеть физическую боль и страх. Нужно стать лидером. В конце концов, преодолеть саму стихию. Самоутвердиться по полной. И в этом тоже есть что-то двойственное и чуть горькое. Для самоутверждения достаточно Вокзала, иллюзии. Для человека лучше иллюзия побега, чем сам побег, который вполне возможен. Видимость возможности изменить саму судьбу, чем реальная возможность изменить свою судьбу… А это ставит вопрос: а не заложен ли этот третий шаг к опасности в самой человеческой природе, если между реальностью и иллюзией он автоматически выбирает иллюзию?

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Необычная вещь для советской фантастики. В этой повести показан мир будущего, в котором общество зашло в тупик. Людям не нужно прилагать никакие усилия, так как всё делают машины, а чтобы быть бодрым и счастливым есть «усилители». Но люди всё равно патологически несчастны, настолько, что даже их психология отличается от привычной нам. Их существование бесцельно, но они не могут найти себе цель, даже если захотят, так как в этом мире нет ничего такого, к чему можно было бы приложить усилие. Можно попытаться только сбежать из этой системы или бороться с ней.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Может это прозвучит странно, но, мне кажется, автор нарисовал мир будущего светлого коммунизма, мир, в котором работать будут машины, а люди будут отдыхать и смотреть «реальное кино», где главный герой ты сам. И написано жестко и зло, и политики совсем нет, и концовка неожиданная. Прочитать обязательно следует, чтобы поразмышлять: а нужно ли всё доверять машинам, или хотя бы оставить физический труд на дачах?..

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Извечная мечта о своем освобождении, только каждый ли на это способен и в какой мере ? Или это так и останется иллюзией ?

А люди рядом такие же как и ты — с такими же мечтами и желаниями. Ну может не все — но их много.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

У меня создалось впечатление, что сначала Гансовский задумывал большой роман, который позднее был «ужат» до маленькой повести. Вникнуть во взаимоотношения персонажей, в суть мира будущего, описанного автором, мне было трудновато (слишком пунктирно это дается). И хотя сюжет вроде бы довольно динамичный и есть неожиданный финал, на мой взгляд, это далеко не лучшее произведение писателя. Единственное, что приятно удивило, образ Вокзала —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в «обществе потребления», которое изображается в повести, люди приходят туда, чтобы получить фальшивые впечатления, переживания, заменяющие реальную жизнь. Не так ли многие у нас «подсаживаются» на телепередачи типа «Дома-2»?

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фантастика — фантастикой, но всему же есть предел. Люди, которые не мыслят себе жизни без искусственных стимуляторов, у которых вся жизнь искусственная, не смогут больше жить. И если этих людей стимуляторов лишить — то им конец.

Да, можно сказать, что мы и так зависим от искусственно созданного мира. Что современный городской человек и так ест пеработанную пищу, пьёт переработанную воду, всё вокруг уже приспособлено и изменено, ничего естественного не осталось. Однако с одной стороны это не верно — много ещё осталось естественного, а с другой стороны — не так уж сильно и переработано то, чем мы пользуемся.

Описанный автором мир жесток, но и нереален. Такого не может быть. В этом мире, якобы рассчитанном на получение прибыли, как раз прибыли-то и не получится. Западный мир недаром называется свободным — именно в нем человек свободно может покупать что ему хочется, и не может мир принадлежать одной компании, как при социализме советского толка.

Вот, собственно и решение проблемы — то, о чём с таким ужасом писал автор не будет реализовано. Поэтому и не потребуются никакие бегства от этого мира.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх