fantlab ru

Макс Фрай «Ключ из жёлтого металла»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.00
Оценок:
685
Моя оценка:
-

подробнее

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 35
Аннотация:

Главный герой нового романа Макса Фрая, Филипп, тратит свое время, сидя на пустующей даче приятеля, сжигая только что написанные книги в попытках найти новый смысл для собственной жизни. Неожиданный звонок отца вызывает его в Вильнюс. В своем старом доме, в подвале, старый коллекционер ключей и его сын находят странную дверь — антикварный предмет 15-го века с затейливым замком и резным изображением Гекаты. Что она скрывает и откуда взялась — загадка, за которую принимается Филипп.

Разыскивая ключ, открывающий старинный замок и тайну, он погружается в мир антикваров и галерейщиков, художников и сновидцев.

Спираль сюжета закручивается на средневековых улочках мистической Праги, старого Кракова, Вильнюса, современной Москвы и даже на территории снов героя, пробраться сквозь которую ему помогают художница Мирра и загадочный персонаж Макс, в котором давние поклонники творчества автора легко узнают своего любимого героя.

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 348

Активный словарный запас: средний (2740 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 67 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 49%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (6)

Ключ из желтого металла
2009 г.
Ключ из желтого металла
2010 г.
Ключ из желтого металла
2012 г.
Ключ из желтого металла
2015 г.
Ключ из желтого металла
2021 г.

Аудиокниги:

Ключ из желтого металла
2014 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великовозрастное дитЁ из СавицкЁ, по жизни никчёмное рантьЁ, осознавая свою исключительную ценность...отправляется в «чернокнижное» путешествие...Организуют дитяте заграничный «квест» дабы оное позволило ему обрести самореализацию (не путать с самоизоляцией)) ..и вот сиё рантьё, паразитирующие на московском рынке недвижимости, попутно считая ареал вынужденного обитания мрачным и дождливым, в отличие от Вильно, которое видимо в субтропиках находится, ибо там всегда «тепло и солнечно»...отправляется в «цивилизованную европу»...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
... элементы мистики, псевдосодержательные разговоры о культуре в исполнении западной пролетарской эрзац-элиты...местами лихо закрученный сюжет, не мешало в итоге «раскрутить»...А ну как читатель подумает, будто цирк с конями галопом по Европам затевался ради самореализации нераскрытого писательского таланта...кстати, а был ли мальчик ? Кроме «папыкарло» никто не может подтвердить этого, а само «карло», будучи музыкантом разумеется крупный специалист в области литературной критики ибо в западных толерантных богемных сборищах, априори каждый является разносчиком (зачёркнуто) носителем высокой культуры...

Бессвязную фабулу завершает пародия на счастливый «хеппи-энд» :

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Буратино нашёл мальвину...Филя нашёл болесЛЕВа, этакого кота базилия с «лисой» Жукотовской....сия гоп/компания изрядно порезвилась над новомодным «буратиноЙ», однако «зрителям» больше досталось ! «золотой ключик» пусть и превратился в «ключ из жёлтого метала», зато

малышок в «30 лет и 3 годика» наконец открывает себе дорогу в жизнь...в которой, сей переросток к счастью «папы/карло» стал маститым писателем !

Концовка с расшаркиванием на все лады да на разных языках «подтверждает», малышок то горлопан (зачёркнуто) полиглот !

И неважны ошибки, в частности : «гюнайдын» по турецки НЕ «здравствуйте», а «доброе утро», впрочем это тоже вариант приветствия....

Однако, в концовке книги нужно прощаться (желательно навсегда), а не здоровкаться. Впрочем, если «вильно» на экваторе...

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

М.Фрая люблю давно и нежно,периодически перечитываю-переслушиваю.

Люблю за полное погружение в атмосферу книги, мистику и волшебство.

В этот раз, в начале книги было немного непривычно оказаться не в давно полюбившемся Ехо с его мозаичными улочками, а на улицах Вильнюса или прекрасной мистической Праги. Но очень быстро втянулась в историю, которая иногда казалась не логичной и не совсем понятной, но от этого не утратившей своего волшбества и тепла.

А вот сам ГГ меня порой сильно подбешивал своей неопределнностью.

Описания европейских городов не оставили меня равнодушной. Я как будто снова оказалась на каменной мостовой посреди Праги.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

С уважением отношусь к творчеству автора, поэтому когда в небольшом книжном магазинчике на вокзале решала, что взять в дорогу, выбрала ее новую книгу «Ключ из желтого металла». И начала книги не разочаровало: история Буратино с совершенно неожиданной точки зрения. Но все волшебство истории, которая на самом деле захватила не по детски, было разрушено концовкой. С моей точки зрения, она слита, причем капитально. По ходу истории ожидалось что-то... более закрученное и драматичное, что ли.

Поэтому даже перечитывать не могу, знание, что история закончилась не так захватывающе, как хотелось бы, портит всю картину.

Это не значит, что читать книгу не стоит. Книга интересная и по структуре, и по языку. И то, что мне показалось недостаточным, для кого-то может быть идеальной концовкой. Поэтому стоит прочитать и решить самому.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

был в шоке и сначала даже не поверил, что такой развод вообще возможен) рассказывать взрослям дядям и тетям историю Буратино, успешно забытую после второго класса средней школы — это нагло. графомания и постоянные описания меню Пражских кафе за которые горе пейсатели хотят еще и денег:biggrin:

Оценка: 1
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отлично закрученный мистический детектив в стиле Фрая. Очень похоже на «Большую телегу», но истории о городах тут вплетены в сюжет.

Если вы любитель Фрая — то вам это книга понравится. К минусам могу отнести только стандартные фраевские недостатки, на которые постоянно указывают противники Фрая — инфантильность ГГ и сюжета вообще, и т. п.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще одна замечательная книжечка от Макса Фрая!

В отличии от Телеги или Энциклопедии мне показалось, что хорошие мысли не сконцентрированы в афоризмы, а размазаны по всей поверхности повествования.

Как всегда книга радует своим светлым позитивом. Мне легко было встать на место героя. Появляется вера, что жизнь именно Должна указать правильный путь.

Хотя чувствуется, что многие вещи остались за пределами человеческого языка :)

Прочитал предыдущие отзывы и могу сказать, что у меня не возникло никакой ассоциации с Буратино и золотым ключиком.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Правда, ключик-то оказывается совсем не тот, что нужен — поэтому квест затягивается и превращается в мистический трип, в котором по пятам за главным героем ходит всякая чертовщина. То автобус, которым он едет в Прагу за ключиком, провалится в какое-то дурное межмирье-межвременье, то герой не сможет проснуться из повторяющегося по кругу кошмара. Да и персонажи вокруг него собираются тоже не очень обычные: кто умеет засыпать в одном месте и просыпаться в другом, кто путешествует во времени, лихо проскакивая десятилетия и не старея при этом ни на день. Филипп со щенячьим азартом гоняется за ключиком по карте Европы, словно превратившейся в один большой форт Байярд, а вслед за героем носится читатель, которому вся эта суета вокруг ключа тоже не дает спать спокойно.

В погоне за ключом «Буратинушка» объезжает пол-Европы — от Москвы, где живет он сам, до Праги, Кракова и Германии. Эти места хорошо знакомы читателям «Живого Журнала» Светланы Мартынчик, земной аватары сэра Макса. Равно как знакомы им и сказки-мифоложки вымышленного автора по имени Борис Цаплин, книжку которого читает Филипп, — разумеется, никакого Цаплина не существует, он по-борхесовски выдуман Мартынчик.

Но главное в истории с ключом — не сами его поиски (сюжет-то, как мы уже поняли, вообще не автором придуман) и даже не открытие двери, а то, что происходит помимо и рядом с ними. Так же, как в «Лабиринтах Ехо», автор смещает фокус, переворачивает подзорную трубу, делая второстепенное главным. В приключениях Малого Сыскного Войска сами по себе приключения не значили так много, как внесюжетная (казалось бы) болтовня героев за чашечкой камры и их жизнь за пределами детективной фабулы. Именно в этом кажущемся заполнении сюжетных пауз и открывалось, как на самом деле устроен «мир глазами Макса» и как с ним взаимодействовать. А детектив — просто приманка для доверчивых читателей. Главное — не экшен, а разговоры, мысли, сны. Сны, если верить «Энциклопедии мифов» — одна из тем, на которые в принципе можно и нужно разговаривать: «Сон — самый общедоступный опыт небытия, но мало кому достает мужества признать эти путешествия на изнанку мира не менее важной частью жизни, чем бодрствование».

Настоящий золотой ключик наш Буратинушка обретает именно во сне, когда спотыкается о специальное «пасхальное яйцо» для преданных фраевцев — зовут яйцо Макс (все совпадения случайны?), и именно он, как сказали бы любители ролевых игр, «сливает инфу» герою о главном, ради чего, собственно, и написан этот ароматный текст:

"— До сих пор вы были просто участником событий. Ехали, куда пошлют, делали, что требуется, слушали, что скажут, иногда верили, иногда — нет. Наблюдали, делали выводы, гадали, что происходит, пытались что-то понять — без особого успеха. И это к лучшему. Потому что в вашей ситуации нужно не понять, а решить, что происходит.

— Решить?

— Именно так. Решить и во всеуслышание объявить свою высочайшую волю. Твердо знать: как я скажу, так и будет. В смысле, как вы скажете. Это же ваша история. Вот и продумайте ее в деталях».

Дальше сюжет переворачивается с ног на голову несколько раз подряд, и развязку, пожалуй, не всем будет легко принять — она может показаться слишком простой. Но в этом-то и смысл как «Ключа…», так и на первый взгляд легкомысленных, эскапистских «Лабиринтов»: мир не враждебен нам. Нет конфликтов, нет врагов, кроме нас самих (об этом последнем написаны «Хроники Ехо»). Мир не препятствует нам, а помогает. Если мы сами того хотим, конечно же.

В попытках понять, чего же он на самом деле хочет, Филипп исписывает несколько страниц, но в конце концов оставляет одну фразу: «я хочу, чтобы все исполнилось смысла». Это — тоже ключ, на сей раз к первой и последней страницам романа. Чем отличается мир обессмысленный от мира, исполненного смысла? Ничем. Кроме смысла. Это просто еще один фраевский коан. А «Ключ из желтого металла» — просто еще одна «Книга для таких, как я». А «не таких» никто насильно в рай тянуть не будет, честное слово. Если их самих не затянет — а такой риск есть…

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

С удовольствием прочел книгу. С большим удовольстаием. С не меньшим, чем первые еховские книги. Неувядающий буратинин сюжет положен на совершенно новые рельсы. И получмлось! Получилось здорово. Не знаю, как там с Кастанедой, не в курсе, лично для меня эта книга о поисках себя и поисках ключа к себе. Все персонажи, с кем встречается ГГ — хорошие, и резко контрастируют с его союственным восприятием мира. И в итоге — все хорошо.

Прекрасная книга.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В этой книге чувствуется не просто Кастанеда, а КАСТАНЕДА. Сновидение, тело сновидения, нагваль, второе внимание, вспоминание, особенно стирание личной истории. Хотя об этом упомянуто как-то вскольз, кажется, что без этого стирания Филип фиг бы чего получил от жизни вообще и от господина Черногука в частности. Кастанеда. М-да. Наверное, и других книгах Фрая он присутствует, но читала я их неизмеримо раньше, а посему не знаю точно.

И Пиноккио, конечно же. Или Буратино — обе сказки помню смутно, к тому же в голове они у меня давно и прочно перемешались. Явствено видны только холст с нарисованным очагом, папа Карло, букварь, собственно золотой ключик, Мальвина, Артемон, Арлекин-Мелифаро, лиса Алиса и кот Базилио, Тортилла, поезда (они точно были в оригинальной сказке), Дуремар, длинный нос и деревянность, а заодно и итоговое превращение обратно в человека. Так что наверное, все-таки Пиноккио. А где фея?

Вот только навязчивые тридцать три года вкупе с двумя тысячами лет не дают мне покоя. Перебор это, затаскано и скучно. В зубах навязло уже. И удара нагваля не хватает.

Наверное, все-таки Пиноккио, ибо главный герой таки стал человеком, а не деревяной куклой.

Но в общем, все случилось, как случилось. И даже, как ожидалось. Хорошо.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

прочитала предыдущие отзывы и поняла, что их авторы несказанно правы. По крайней мере, тогда, когда говорят « я уже это где-то слышал». Но Макс Фрай не пятнадцатилетний подросток и мы не вправе ожидать некого крутого развотора проблематики творений. *у лукьяненко тоже один герой на все обложки... да что там даже стругацкие этим грешат*

Наверное странно, но господа писатели, как оказывается, тоже люди, только тараканы у них поставлены на конвейер(в хорошем смысле).

Тем более, со временем я убеждаюсь, что каждая книга хороша ко времени. Пусть вы не писаетесь от восторга при виде томиков научной фантастики, но рано или поздно, перекушав разнообразных миров со сказочной фабулой, вам захочется чего-то разумно-логичного. И вы влюбитесь в романтизм космический оперы, к примеру. Просто важно захотеть, а потом понять, чего ж на самом деле хочешь — жизнеутверждающую повесть о«сочности» бытия, бессмысленную как проза Бунина, или блестящую игру ума, напрягающую, тревожную... конечно, для тех, кто не против тревожится.

Так что Макс Фрай, несмотря на прозрачность, беспечность и ненавязживость текста, все же дарит мне покой. И такой гигантский эмоциональный заряд не заменит никакая высокоинтеллектуальная выверенная проза... сегодня, а завтра я захочу чего-то иного...

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

НУ , наконец-то Макс Фрай вернулся :smile: Нет, конечно Хроники эхо 2, 3,4,5, читать можно, но истинного удовольствия от них не получаешь. Эта книжка полна легкого юмора, незамысловатого сюжета и столь любимых мной «претенциозных рассуждений о жизни и искусстве»(цитирую baroni ) Я очень соскучилась , я люблю когда все легко, но в то же время немного грустно, когда герой сам выбирает свой путь, но выясняется что выбором руководят, я вообще люблю оптимистический пессимизм. А еще в ней как-то очень вкусно описана Европа, всегда думала, что когда выберусь за границу, то поеду обязательно на восток, а теперь поняла, только в Прагу ))

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Из всех не-Еховских романов леди Фрай этот — самый Еховский. И по настроению, и по сюжету, и особенно — по незабвенному лирическому герою. Правда, сразу предупрежу, что Ехо все-таки на порядок лучше, причем эта вещь проигрывает априори, как проигрывает любая действительность по сравнению с волшебной сказкой.

Из Ехо в «Ключе» есть:

1 — Лирический герой 33 лет от роду, ленивец и раздоблай, не лишенный, впрочем, чисто есенинского обаяния. Обаяние это действует на меня только с очень большого расстояния, а как только я начинаю задумываться, понимаю, что в реальной жизни испытывала бы к этому бесполезному существу смесь раздражения и презрения. Потому что он действительно ну совершенно бесполезен и проводит свою драгоценную жизнь в какой-то дурацкой суете, причем еще не получая от этого особого удовольствия. И как только что-то становится не по нему, вместо того, чтобы встать и что-то сделать, чтобы исправить положение, начинает ныть и звать доброго дядюшку (или кого угодно еще. кто угодно еще немедленно приходит ему на помощь, что характерно).

2 — Добрый дядюшка, который в Ехо называется Джуффин, а в «Ключе» — приемный отец Карл. Основная роль доброго дядюшки заключается в том, чтобы придумывать своему большому ребенку интересные игры, одну за другой, всякие квесты и задания. Чтобы ребенок не вздумал отвлечься, трезво посмотреть на свою жизнь и понять, что она совершенно пуста. Как и всякий прилежный родитель, ДД пристально, но незаметно следит за своим малышом, и когда ситуация становится хоть сколько-нибудь серьезной — быстренько выхватывает его за шкирку прямо из-под колес проезжающего мимо грузовика. Малыш, впрочем, обычно не успевает осознать опасности, ну да и ладно.

3 — Квест в классическом понимании этого слова, пойди туда не знаю куда, найти ключ из желтого металла, которым открывается таинственная Дверь В Подвале.

4 — Препятствия, которых нет. А есть просто милые хорошие люди, которые дурят герою голову вовсе не со зла, а только чтобы ему было интересней играть. Без разбойников нет и никаких казаков, понятно.

5 — Проблемы, которых тоже нет. Ни в Ехо, ни в «Ключе». Герой прекрасно обеспечен материально до такой степени, что ни считать деньги, ни работать ему вовсе не нужно (не то чтобы он когда-то этим занимался). У него нет ни перед кем никаких обязательств, ни семьи, ни даже беременной кошки. Квест он проходит исключительно по собственному желанию и от безделья, чего бы и не помотаться по замечательной Восточной Европе, заходя в каждую кафешку на каждой площади и утешая себя мыслью, что ты делаешь важное дело по поручению любимого родителя.

6 — У героя «как по волшебству» получается совершенно все, что ему захочется. Весь вершительский фокус состоит в том, чтобы осознать свою дивную силу и решить, чего же тебе наконец хочется. Грубовато, но правильно.

Чего в «Ключе» нету:

Нет, увы, замечательного Еховского мира, который прекрасно существует и отдельно от главного героя, и отдельно же от него и интересен. Действие, как я говорила, происходит в Москве и потом в Восточной Европе. Мистика, впрочем, в определенном количестве присутствует (без нее было бы совсем тоскливо), но вот качество ее уже совсем не то. Потому что, если честно, мистические моменты в «Ключе» больше всего напоминают наркотические трипы — все это, конечно, не так плохо, но больно уж реалистично.

Еще уважаемого автора в кои-то веки подвело безупречное ранее чувство меры: роман кажется чрезмерно затянутым. Развитие идет по принципу «два шага вперед — один назад», и местами мне хотелось, чтобы оно уже скорее закончилось. Добавить ко всему чрезмерно занудные философские и наркотические периоды на несколько страниц, которые для улучшения качества текста стоило бы безжалостно урезать.

Разочаровала концовка. Точнее, не то чтобы разочаровала — я с самого начала не ожидала от этой двери ничего не то что хорошего, а интересного. Ничего и не произошло. Представляю себе, что леди Фрай хотела изобразить какую-то легкую качественную перемену в герое, обретение то ли смысла, то ли радости жизни, причем очень мягко и ненавязчиво. Знаете, в духе «Там ждет уже вас дом и старый слуга, свечи уже горят, а скоро они потухнут, потому что вы немедленно встретите рассвет». Но это не получилось не потому, что не получилось, а потому, что перемены как таковой не видно. У героя и до открытия двери все было так отлично, как простым смертным можно только мечтать. И в этом плане он несчастный человек, потому что даже такое чудо, которое якобы случилось, уже не способно сделать его жизнь лучше или интересней — потому что это и так предел, некуда дальше. Мечты голодающего лентяя-интеллигента, как я говорила))

Если книжку не сравнивать с Ехо, она вполне хороша и интересна, чего уж я. А если сравнивать — она и послабее, и откровенно «вторична», уж простите. Мотив двери сам по себе, кстати. Не помню, в какой из книг Фрай, может быть, в «Чужаке» даже цитируется классическая «Зеленая дверь» Уэллса в том же смысле, что и наша... Да и Прага и прочие восточноевропейские столицы с их традиционной мистикой тоже, извините, боян.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сперва меня заметно раздражал инфантилизм и «неотмирасевошность» главного героя. А потом я подумал: «А что ж с него Буратины деревянного взять?» И должен он быть таким — самоуверенным недалеким дурачком из полена, которым вертят, как хотят и Карабас, и Алиса с Базилио, и даже Арлекин с Мальвиной. А еще порадовался за автора/-ов видать хорошо она/они по Европе попутешествовали в последнее время.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странная книга. Всё на месте, и однако же всё время чего-то не хватает, что-то царапает за краешек души. Даже появлению сэра Макса не радуешься! Хотя никто другой в том месте и в тот момент не смог бы пригодиться Филиппу...

Написано хорошо, вкусно. Вставные истории и стихи привлечённых «соавторов» сами по себе хороши и очень к месту. Мистика качественная, чертовщинка по-фраевски густая. Но при этом серединка даже солнечная какая-то. Финал просто просветляет! А вот общее впечатление почему-то остаётся расплывчатое. Наверное, надо перечитать :-)

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

С некоторым трепетом и опаской я приступала к чтению этой книги.

Во первых — это роман не про Ехо.

Во-вторых начиталась сообщений на форуме про книгу, и во время чтения невольно искала аналогий с известной детской сказкой. В итоге немного запуталась.

Теперь о самой книге.

Книга написана легко узнаваемым, неповторимым стилем писателя. И герой очень похож на старого знакомого сэра Макса. Но это более сложный роман, и читается он менее легко, чем цикл про Ехо.

Автор остался верен себе, он приглашает читателя в неповторимую прогулку по городским улочкам, таящим в себе множество тайн и загадок. Только на этот раз города в которых оказывается главный герой — реальны.

А еще, что роднит «Ключ...» с циклом о Ехо, это странные личности, которые встречаются на пути главного героя.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А также, его «дар», которым Филипп получает к концу книги... Согласитель, что Филипп,стал Вершителем.

А вот концовка разочаровала. Если честно, я ничего не поняла...:confused:

Я ждала чего-то более потрясающего, яркого феерического. А получила... Даже говорить не хочу. Это еще более обидно, после потрясающего финала «Лабиринтов...»

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх