fantlab ru

Энди Вейер «Проект «Аве Мария»»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.21
Оценок:
1098
Моя оценка:
-

подробнее

Проект «Аве Мария»

Project Hail Mary

Роман, год

Аннотация:

Райланд Грейс приходит в себя на борту космического корабля. Он не помнит своего имени и понятия не имеет, как здесь оказался. Единственное, что он знает наверняка, это то, что он спал, а сейчас проснулся и компанию ему составляет парочка мертвецов. Воспоминания приходят обрывочными картинками... Похоже, когда-то он работал школьным учителем, а потом... черт, да что же случилось потом?

Наконец восстановив череду произошедших событий, Райланд приходит в ужас от грандиозности вверенной ему задачи – предотвратить вымирание человеческого рода. Эта сверхсложная миссия – билет в один конец, и на Землю ему уже не вернуться. И помощи, похоже, ждать неоткуда…

С этим произведением связаны термины:

Награды и премии:


лауреат
Премии конвента ДрагонКон / Премия "Дракон" / Dragon Awards, 2021 // Научно-фантастический роман

лауреат
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2021 // Научная фантастика (92 831 голос)

лауреат
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第53回 (2022) // Переводной роман

лауреат
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2023 // Переводная книга НФ (США)

Номинации на премии:


номинант
Книга года по версии сайта Lubimyczytać.pl / Książka Roku Lubimyczytać.pl, 2021 // Научная фантастика (1 365 голосов)

номинант
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2022 // Научная фантастика

номинант
Хьюго / Hugo Award, 2022 // Роман

номинант
Китайская премия «Туманность» / Xingyun Awards (Nebula Award), 2022 // 3арубежная книга (США)

номинант
Китайская премия «Туманность» / Xingyun Awards (Nebula Award), 2022 // 3арубежная книга (США)

номинант
Премия сайта sf-Lit / sf-Lit Award, 2022 // (США)

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2022 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора

номинант
Вавилонская рыбка / Babel Fish, 2023 // Выбор жюри. Произведение (перевод с английского Ольги Акопян)

номинант
Канопус / Canopus Award for Interstellar Writing, 3023 // Ранее опубликованное произведение Крупной формы

Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Проєкт Аве Марія
2022 г.
(украинский)

Издания:

Проект «Аве Мария»
2021 г.
Проект «Аве Мария»
2023 г.

Аудиокниги:

Проект «Аве Мария»
2022 г.

Издания на иностранных языках:

Project Hail Mary
2021 г.
(английский)
Project Hail Mary
2022 г.
(английский)




 



Рецензии




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга оставила двоякое впечатление ибо состоит из двух частей, как будто бы написанных разными людьми.

Звездная часть это твердая научная фантастика. На мой непритязательный вкус, почти эталонная: присутсвуют детальные объяснения концепций, допущения в пределах видимого нам из 2020х (т.е. нет никакой телепортации взявшейся из ниоткуда). Есть интересные парадоксы и задачки, которые автор доходчиво разжевывает читателю. Понравились оригинальные (или по крайне мере, не часто встречающиеся) идеи о взаимосвязи тяготения и величины интеллекта особей и похожести технологического развития цивилизаций. Эта часть книги доставляет истинное удовольствие от прочтения. Возможно, есть огрехи тут и там, но они неизбежны из-на необходимости продумать аж целых три мира (Земля, Эридан, Тау). При внимательном чтении можно заметить несколько роялей, которых Энди видимо пытался выгрузить с борта корабля, но не сумел. Например, многокилограммовый балон с азотом (!) которым решил удавится американский космонавт. Очевидно, что для сюжета нужен был азот, но никак иначе втащить его на корабль не получалось.

Земная часть это... фэнтезийная клюква, испанский стыд, фейспалм — назовите как хотите. Во время прочтения этих ретроспектив, создавалось стойкое впечатление, что это отрывки из журнала «Мурзилка» написанные под диктовку и $$$ от «Роскосмоса». Эта часть книги стоит того, чтобы потоптаться по ней отдельно.

Итак... в книге 2021-го, после наглядной иллюстрации как «слаженно» человечество боролось с Ковидлой (важна не суть была ли эпидемия, а как на нее реагировали), нам предлагается маня-мирок где сборище импотентов ООН ВНЕЗАПНО объединило все страны в едином порыве. Вариант, что каждый начнет тянуть одеяло на себя (чему учит нас вся мировая история) автором отметается. На деле, цивилизацию и технологическое развитие на планете тащит дюжина стран.. ну пусть G20, вот они бы и впряглись. А так... африканский дипломат допрашивает комитет как быстро они заготовят астрофагов? монгольские инженеры (!!!) монтируют экспериментальные установки, а парагвайские ученые проводят опыты на астрофагах и муравьях. Энди, а почему остались в стороне светила науки из Тувалу, Конго и ДНР? И еще такой вопрос на засыпку — а ничего, что для общечеловеческого проекта выбрано весьма узкоспециализированное католическое название — думается, чтобы еще больше слотить человечество, и так фрагментированное по вопросам религии?

Идея объединить ВСЕ усилия ВСЕЙ Земли под началом одной женщины можно объяснить только желанием сократить объем книги. То, что человек может делать ошибки, должен спать, может заболеть или попасть под трамвай автором даже не рассматриваются, вместо этого имеем Неизвестных Отцов в количестве одной штуки.

Ну и «вишенка» книжки, каждый раз при прочтении которой перед глазами всплывал делириумный видеоряд из фильма «Армагеддон» про русского космонавта в ушанке — «Роскосмос». Хочу надеятся, что Энди обсмотрелся програм Киселева, а не писал PR-проект для рогозинской шараги. Ибо на «Роскосмосе» держится вся земная наука — астрофагов открыли в РФ (ладно, может быть). Скафандр подходит только российский (ладно, может еще остались советские технологии). Но блин в книге спутник Роскосмоса летает на Венеру, собирает астрофагов и возвращает на Землю. Энди, ау... в Роскосмосе забивают датчики молотком вверх ногами (!), про какую Венеру ты мечтаешь? Больше... уникальный аналоговнетный двигатель изобретают в ... Роскосмосе. Это такой тонкий троллинг от автора? Двигателестроение всегда было ахиллесовой пятой СССР/РФ, страна десятилетиями не может допилить несчастный кукурузник на замену Ан-26 (см. Ил-112), а тут выдает околосветовой Двигатель. Ну и контрольный выстрел — русские космонавты и ученые с непременной водкой, которую пьют литрами. А почему русская космонавтка решила взять с собой героин, а не медведя, ушанку и балалайку?

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая книга на один раз — прочитал и скорее всего, забыл.

Первая треть книги вызвала восторг и желание не останавливаться.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
То как главный герой приходил в себя, то как понимал где он и что он, вставки из прошлого постепенно помогающие раскрыть причины, первый контакт с Рокки — это топ, 9 из 10.
Но далее, сюжет превращается, а точнее даже упрощается до подросткового чтива:
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
забавный и верный друг Рокки (он как бы инопланетянин, но легко смог в человеческую психологию, юмор и прочее), как быстро и почти без проблем решаются возникшие проблемы, а-ля таинственный остров Жюля Верна, ни конфликтов, ни хотябы недопонимания между представителями разных рас.

В общем, простая легкая (в плане сюжета, но не наполнения цифрами) книга. 7 из 10, и то только за первую треть.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это такая авторская зарисовка на тему «Если взять много цифр, высыпать их обманчиво-осмысленно на страницы, ну и добротное же чтиво выйдет!».

Романтическая глупость с привкусом 50-х годов прошлого века, когда только-только отстрелявшиеся людьми пушки ушли со страниц, и на им смену навалило безумных учёных. Когда подтверждением прочной научной основы служили ряды загорающихся лампочек и атомные батарейки. Куда-то туда я сгонял, взявшись за переваривание этого словесного гм... продукта.

4 — но только за старание.

Оценка: 4
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

По рекомендациям коллег и товарищей взялся почитать это произведение. Марсианина смотрел, не зашло, но вот Проект решил прочитать. Сюжет стандартный для фантастики, стиль изложения мне понравился, но вот обилие роялей в кустах раздражает немного

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
это и госпожа Стратт, которой доверили такую власть и она оказалась честно, умной, расчётливой, несгибаемой и тд. и тп., набор, вдумайтесь! ВСЕХ программ написанных для компьютера в распоряжении ГГ,
кроме того, автор иногда путается некоторых следствиях действия физических и химических законов, например,
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
когда он выбрасывает тела членов экипажа, они должны не просто куда то там улететь в космос, а должны с ускорением 15м/с*с начать скатываться «вниз» по наружной стороне корпуса корабля который тормозит дюзами направленными по ходу движения (недаром ведь для ГГ шлюз находился вверху) или если я ничего не пропустил в описании корабля, то атмосфера там хоть и разряженная слегка, но всё же содержит около 75% азота (про гелий вместо азота автор вроде бы не упоминал или я этого не заметил), но тогда весь сюжетный ход с выживанием и распространением по жилому модулю туамёб просто нелегитимен. Они бы сдохли сразу попав в атмосферу корабля, раз уж даже 0,2% для их первого поколения смертельно. Если я ошибаюсь — поправьте.

В остальном же как история, это очень занимательная и полезная как с точки зрения просвещения читателя в области физики, химии и биологии, а также с точки зрения моральной история. В общем читается с удовольствием, легко и захватывающе, особенно если придушить своего внутреннего сноба. Всем рекомендую.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга, написанная как сценарий для игры. Практически весь текст построен на небольших квестах, которые главный герой успешно разрешает, использую свои познания в физике, химии и математике.

С трудом добрался до конца книги. Удивительно, как можно такой классный замысел так неинтересно воплотить в тексте... Герои совсем неживые. Описания совсем невкусные.

Идея — 10 баллов. Научно-популярный заряд — 10 баллов. Литературная ценность — 1 балл.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что писать о книге, о которой написано и так не мало? Выразить мнение, которое мало кому интересно? Не, я таки выражу, конечно же))

Очень кратко: первая треть интересна, потом занудно, последняя часть снова интересно, но менее завязки. Увлекательно — несомненно, чёрт возьми! Перечитывать — если только вслух для детей.

Но больше я поугорал с отзывов — отдельный вид искусства)

Уважаемый товарищ RonS приравнял любителей фантастики к «не совсем читателям» видимо, ибо: «Я думаю, что любителям научной фантастики эта книга понравится, но она понравится и многим читателям.» Посыл понятен, но форма подачи заставляет предположить что-то иное и улыбнуться))

Насчёт «жесткой или твёрдой нф», как у кого-то из других комментаторов — видимо не прочитан марсианский цикл Робиносна — товарищ, там Вы найдете любимую Вами жесткость и сухость. Здесь же всё таки упрощённое до массовости толкование, и как сказано ниже — «Наукообразная пустышка» — увы, это почти так.

В общем и целом комментарии хороши и даже прикольны местами, но иногда враждебны логике, особенно для людей с техническим складом ума. А книга, книга прочитана и забыта.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Понравилось:

- Живые и естественные герои. Рокки просто прелесть, хотя и возможно слишком хуманизирован. Грейс вызывает симпатию с первых строк, а затем ты все сильнее проникаешься им. Этот парень плачет, боится до истерики, но не впадает апатию, а идет и делает, а его исследовательский энтузиазм вызывает желание повторить хотя бы школьный курс физики.

- Построение сюжета. Финт с амнезией и двумя временными линиями не то чтобы очень нов, но хорошо сделан и интерес не ослабевает на протяжении всей книги.

- Технические элементы объяснены просто и понятно. Хорошая НФ без страдания заклепочничеством.

- Светлое послевкусие. После Ложной слепоты или какого нибудь Цысиня хочется пойти употребить чего нибудь покрепче кефира, а здесь несмотря на общий трындец ты будто заражаешься позитивом этих двух ребят и чувствуешь себя отдохнувшим.

Что не понравилось:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

- Абсолютный игнор того что происходило на Земле и Эридане во время этого путешествия. Да, для основного сюжета это не имело ключевого значения, но все же, можно было бы дать хоть краткую сводку в конце.

- Недообъясненные моменты, по типу того, куда девается вся эта энергия после протыкания астрофага иголкой, или сьедания его таумебой.

- Легкое ощущение вторичности. Хотя, что сейчас можно такого написать, чтоб было по настоящему свежо?...

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Марсианином я был, в принципе, доволен. На фоне всей современной фантастики, благополучно ушедшей в мистику, надуманные проблемы, до которых мы никогда не доживем (и слава богу!), патетичность и претенцизиозность (ну а как еще получить какую-то уважаемую премию в нынешние тяжелые времена?), роман смотрелся свежо и ностальгично, мы же на Хайнлайнах-Азимовых-Саймаках выросли, черт возьми! Если не брать количество выпавших на долю главного героя злоключений, выглядело повестование вполне логично и цельно, чем и привлекало. Помню, что даже ночью не мог оторваться от чтения и пару дней из-за этого не высыпался. Поэтому и решил прочитать новое творение автора. Наверное, все-таки зря, потому что появилось четкое ощущение, что автор ничего другого писать и не умеет — только набор опасных для жизни приключений героя без страха и упрека, перемежаемый псевдонаучнопопулярным изложением интересных автору фактов.

Но если бы только это! В данном романе добавился к тому же совершенно ненужный объем, половину текста можно было спокойно выбросить без всякого вреда для книги, по большому счету, что-то происходило только во флэшбеках главного героя, причем так избирательно происходило, что по сути, связывало всю книгу.

Ну а про логику вообще рассуждать нет смысла. Тут уже автор разошелся не на шутку, строго требуя от реальности следовать придуманным им же законам.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Непонятно почему можно было сделать мощнейший двигатель, но не получилось прикрепить к ракете достаточной мощности антенну, чтобы не рисковать обратной дорогой, пусть даже и с участием четырех зондов. Непонятно, куда делась запасенное огромное количество энергии, когда ГГ вскрыл первого астрофага. Непонятно, что делал у звезды аж 40 лет Рокки, и почему не пришла вторая экспедиция, раз уж первая пропала, а проблема никуда не исчезла. Ну и куча мелких нестыковок и свободное обращение с такими энергиями, которые нам и не снились.

Отдельных слов заслуживает усиленно продвигаемая тема с российской космонавтикой, видимо, за предыдущий роман ему сильно прилетело по голове, так что теперь мистически исчезнувшие в прошлой книге русские со своими древними ракетами (скажем честно, в это верилось на фоне всех текущих событий куда больше) ожили и окружают главного героя буквально везде. Ну и четкие корреляции с ефремовским «Сердцем змеи» тут уже упоминали, скорее всего, настучавшие еще и советской фантастики автору в подвал принесли, где он сидел на цепи и выдавал на гора свою нетленку.

Так что рекомендовать не буду, ничего нового вы для себя в книге не найдете.

Оценка: 5
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это жесткая научная фантастика с большим количеством оригинальных идей.

Сюжет. Оценка 8

Он развивается в двух временных линиях, настоящего и прошлого. Сюжетная линия в прошлом менее насыщена событиями и наукой, но тем не менее интересно и подробно показывает различные исследования и действия по предотвращению приближающейся катастрофы. Основная сюжетная линия представляет собой невероятный поток чрезвычайных ситуаций, неожиданностей, научных и инженерных решений. Мне очень понравилось, как плотно и естественно научная фантастика вплетена в сюжет и вовлечена в решение глобальных и личных проблем. Однако, исходя из главной угрозы книги, практически все проблемы, возникающие перед героем, могли привести к ужасным последствиям. Конечно, есть художественное преувеличение, что он смог их полностью преодолеть. Также хороши финальные повороты в обеих линиях, особенно в основной линии. Кроме того прекрасно показано, как герои на протяжении всей книги строят умные и точные планы, которые потом оказываются недостаточно хорошими из-за случайностей, ошибок и неучтенных факторов. Обычно так и происходит в реальной жизни.

Персонажи. Оценка 8

Главный герой — умный, оптимистичный, находчивый персонаж с прекрасным чувством юмора. Думаю, не секрет, что он похож на героя первой книги автора. Сюжетные проблемы в этой книге намного превосходят проблемы «Марсианина» как по качеству, так и по количеству. Конечно, вряд ли реальный человек мог оставаться в почти неизменном оптимистическом настроении в невероятно сложных и тяжёлых испытаниях, через которые прошел главный герой. Но я думаю, что это нормальное допущение, соответствующее общей цели книги. Второй главный герой — один неожиданный персонаж. Это оригинальный персонаж, его телосложение несколько необычное, и у него есть особые навыки. Личность этого героя довольно стандартна, но вряд ли сюжет выиграл бы, если бы его наклонности и привычки были показаны как очень непонятные. Остальные персонажи сосредоточены в стартовой локации и представлены на хорошем уровне.

Диалоги. Оценка 8

Диалоги легкие и быстрые, с хорошим юмором. Они в основном создают приподнятый тон книги. Это также делает частый внутренний диалог, который герой ведет с самим собой. Также из-за большого количества юмора и самоуверенного настроя главного героя глубина и острота всех проблем чувствуется гораздо меньше.

Стиль письма. Оценка 9

Мне кажется, что книгу было бы очень легко читать, если бы она была наполнена научной информацией в несколько раз меньше. Герой своего рода гений, несмотря на свой скромный статус. В общем, обдумывание всех его сообщений замедляло чтение. Надеюсь, что для более продвинутых читателей стиль письма можно будет признать отличным.

Миростроительство. Оценка 10

Это выдающаяся книга даже по меркам научной фантастики. Поскольку это тем не менее фантастика, то естественно, что многие решения, показанные героем, не могли бы работать в реальности. Но мне кажется, что в гигантской куче различных идей есть действительно верные или те, которые требовали бы некоторой доработки. Миростроительство рассказывает о различных областях знаний, таких как астрономия, биология, физика, химия, программирование, оптика, механика, квантовая механика, генетика, пилотирование, материаловедение, медицина и многие другие.

Заключение. Общая оценка 9

Я думаю, что любителям научной фантастики эта книга понравится, но она понравится и многим читателям.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как же я люблю персонажей, которые используют свой мозг. Прихожу в детский восторг, когда персонажи находят решение из казалось бы безвыходных ситуаций с помощью своего ума и имеющихся ресурсов. Вся книга целиком про это. Знакомство с другим персонажем, нахождение общего языка (как же не хватает таких элементов в фантастике), различия в культурах и не только, общие трудности и выход из них. Наблюдать их взаимодействие сущее удовольствие.

Самое увлекательное, что всё описанное базируется на достижениях науки нашего времени и тем удивительнее, чего можно достичь вложив кучу ресурсов в это. Ну кроме микроскопических живых ЭКСТРАЭФФЕКТИВНЫХ батареек.

Единственный минус для меня: жаль, что автор не показал, что происходило на Земле после отлета корабля, даже в виде мини интерлюдий. Хотелось бы также узнать, какую ещё информацию отправил Райланд на Землю и как её восприняли на Земле. Рассказал ли он о своём новом знакомом? Хочется небольшого продолжения истории.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рецензию можно было бы уложить в одну фразу: это Марсианин 2. Если вам понравился первый, с высокой вероятностью понравится и второй. И по заветам любого сиквела, автор удваивает все лучшее, что было в первой части. Теперь у нас не один, а два главных героя, но качества у них плюс-минус одинаковые: оба инженеры, убежденные в том, что можно решить любую проблему, стоит только хорошенько пораскинуть мозгами и добавить немного юмора и сарказма. Сюжет здесь большой роли не играет — это банальная история про спасение человечества, в ней мало оригинальности. Истиное наслаждение я получал от наблюдения за персонажами, хоть тут уже нет той новизны, что была в Марсианине. Минусом для меня стало

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
что автор не рассказал, как именно спаслось человечество и что с ним стало за то время, пока люди ждали вестей от Грейс

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

За Новогодние праздники удалось прочитать две книги и одна из них «Аве Мария» Книгу точно можно отнести без всякого скрежета к твердой научной фантастике. Роман понравился, не смотря на обилие нудноватой и научной информации, а как без нее в научной фантастике, но так как если роман интересен, то меня не смущает последовательное освещение всех событий. Тем более фантастика, тем и интересна, когда ее герои реально выглядят и действуют. Порадовало описание русских в книге, конечно шаблоны, как всегда есть, но есть и правильное освещение и уважение. Когда русская космонавтка замахивает стакан водки, они наверное путают свой скотч наполовину с тоником, а про рюмки не подозревают...... ну да ладно, не в этом суть. Многое конечно не понятно, но все решаемо! Автор настолько скурпулезно и последовательно рассказывает, что начинаешь верить, что так и есть! Для героев нет ничего невозможного, главное не опускать руки!

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Используй то, что под рукою

и не ищи себе другое.

Филеас Фогг

Два школьных учителя, оба никогда не сдаются, оба используют малейший шанс для решения любой проблемы. Но за приключениями одного, Уолтера Уайта, несмотря на всю его антиобщественную деятельность, следить было интересно, а за приключениями другого, Райланда Грейса, невыносимо скучно. Ибо Уолтер Уайт выглядел живым человеком с привязанностями и чаяниями, а Грейс — застрявшим внутри бесконечного программистского цикла «проблема-решение» аргументом. И пусть в «Аве Марии» речь идёт о масштабной проблеме, о полётах к звёздам, о Контакте и возникновении жизни на Земле, читать про это всё было примерно так же увлекательно как о ликвидации прорыва канализации в средней школе. Тоже ведь катастрофа своего рода.

Теперь про науку. «...микробиологи уже подтвердили, что в астрофагах полно ионов свободного водорода – чистые протоны без электрона – которые мечутся внутри клеточной мембраны.

– Да, помнится, я читал об открытии, сделанном группой российских ученых.

Она кивнула.

– По мнению специалистов CERN, хотя они и не понимают, как именно это происходит, когда протоны, движущиеся на достаточно больших скоростях, сталкиваются, их кинетическая энергия преобразуется в два нейтрино с противоположными векторами импульса.» Я даже не знаю как это комментировать. Свободные протоны просто разорвали бы любую клетку, не разбирая астрофаг это или что ещё. А уж для столкновения протонов понадобились бы давления и температуры как внутри звёздных ядер.

«Не представляю, что Илюхина отправилась бы на самоубийственную миссию, не прихватив бутылку. По-моему, она и шагу не могла ступить без глотка чего-нибудь горячительного.» А это уже про лучшего российского бортинженера из всех возможных.

Наукообразная пустышка, не удивлён, что автор дружен с Эрнестом Клайном. Есть и положительный момент, каждому прочитавшему становится ясно, что курс «Механики» в средней школе — это вещь полезная. Если очнёшься с амнезией в незнакомом месте, то сможешь определить, что ты не на Земле.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Русские = водка.

Медведей с балалайками почему-то не было.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Эволюция может дать сумасшедшие результаты, если не вмешиваться в нее несколько миллиардов лет.»

Я решила, что после романа «Артемида» будет неправильным откладывать в долгий ящик дальнейшее знакомство с творчеством автора. Продолжая добрую традицию своего предшественника, «Проект «Аве Мария» меня также не разочаровал. Пожалуй, можно даже сказать, что это произведение понравилось мне немного больше, чем приключения в Лунном городе. Тому виной несколько аспектов, среди которых злободневность задетых писателем вопросов, структура фабулы и масштабность происходящих событий. В этой книге Вейер по-прежнему придерживался правила: заставить читателей решать различные головоломки. Поэтому загадки с непонятным количеством неизвестных возникали в переплете этих страниц буквально с первых строк. Итак, однажды герой романа просыпается в очень необычной обстановке. Рассматривая странное помещение, он обнаруживает, что единственными его товарищами по несчастью являются два мумифицированных трупа. Кто они? Не ясно. Пытаясь понять, что происходит, он вызывает в памяти картинки прошлого, но его сознание играет с ним злую шутку. Например, он помнит, что в Либерии используют имперскую систему мер, знает правила извлечения назогастрального зонда и с легкостью отличает лазерный интерферометр от прочего лабораторного оборудования. Однако при этом не может вспомнить собственного имени, не говоря уже о характере своего возможного задания и тем более о том, как его выполнить. Где он? Как сюда попал? И самое главное — кто он такой? Интрига нарастает еще больше, когда мужчина замечает некую неправильность в окружающем его пространстве, а именно — высокая сила гравитации. Объяснение напрашивается только одно — он находится не на Земле...

«Вы верите в Бога? Понимаю, вопрос очень личный. Я верю. И, по-моему, принцип относительности — гениальная Его задумка! Чем быстрее вы двигаетесь, тем медленнее течет время. Будто Он сам приглашает нас исследовать недра Вселенной, понимаете?»

Канва сюжета состояла из двух нитей: настоящее — то, что происходило после пробуждения героя; и прошлое — цепочка событий, приведших его к странным обстоятельствам. Эти нити постоянно переплетались между собой, дополняя друг друга. Страница за страницей, глава за главой... Благодаря многочисленным флешбэкам мы постепенно вникали в суть происходящего и, опираясь на информацию, бесконечно решали те или иные задачи. Иногда маленькие отрывки всплывали в памяти мужчины в нужное время в нужном месте, являясь очень удачным для фабулы откровением. Удобно для автора, но немного неправдоподобно для читателя. Говорить что-то детальное о самом сюжете — значит, увеличить возможность появления в рецензии никому не нужного спойлера. Скажу лишь, что ставки в романе казались огромными, шанс придумать план и выбраться из затруднительного положения виделся крошечным, и чем больше мы узнавали, тем больше миссия главного героя казалась невыполнимой. И так до самого финала.

«Научное открытие — странная штука. В нем нет момента озарения. Лишь долгое, упорное движение к цели.»

Вейер делал науку с одной стороны невероятно увлекательной, а с другой стороны общедоступной. Если бы в литературе был жанр «Научная фантастика для начинающих», то книги этого автора заняли бы в нем одно из первых почетных мест. Даже человек обыкновенный, оставивший (перекрестясь) где-то в общеобразовательной школе все свои знания по физике, может смело читать работы Вейера. Несмотря на наличие в этой книге трехэтажных формул и мозгоразрушающих определений, писатель прекрасно объяснял каждый нюанс происходящих на глазах читателя явлений. Это вызывало восхищение! Еще порадовало, насколько реалистичными были здесь научные разработки. Нет ничего хуже, чем изучать твердую научную фантастику и понимать, что научная часть — пустая болтовня. Здесь все по-другому. Основная идея и многие составляющие романа оказались интригующими, остроумными и действительно правдоподобными. За исключением, конечно, эпизода с десятикилометровой цепью, которая виделась техническим безумием.

«Идея проста до глупости. Правда, когда глупая идея срабатывает, ее называют гениальной.»

Если отбросить науку, то данная история о надежде и поиске решений в самых неожиданных местах; о судьбе и принятии неизбежности; о предназначении и самопожертвовании. Все это и многое другое наглядно демонстрировал нам единственный протагонист романа — Райланд Грейс. Эта драма была озвучена именно его ироничным голосом. Мы слышали его ушами, видели его глазами и знали его мысли, потому что автор снова избрал в качестве способа повествования — рассказ от первого лица. Скажу, что для меня главный герой — один из недостатков произведения. Этот образ оказался настолько собирательным, что сложно было представить все его навыки, знания и умения в одном теле. Не человек, а ходячая энциклопедия. Я в него не поверила. Второстепенные лица тоже разочаровали. Они представляли собой сборище расовых стереотипов и характеров, взятых из плохих голливудских фильмов. И все же один персонаж мне понравился, однако на просторах своего обзора я о нем деликатно умолчу. Тем самым приглашая вас прочитать эту книгу самостоятельно.

«Люди обладают потрясающим свойством адаптироваться к необычным явлениям и воспринимать их как обычные.»

Благодаря интересной структуре книга читалась на одном дыхании. Каждая глава подчинялась единому шаблону: появление проблемы, неудачи в ее устранении, решение проблемы (всеми правдами-неправдами) и ожидание следующей проблемы, которую также необходимо аннулировать. Поэтому сюжетное напряжение росло с крейсерской скоростью по мере того, как приближалась заключительная часть. Честно признаюсь, что финал меня во многом удивил. Даже глядя на названия глав, я не ожидала ничего подобного. Не для кого не секрет, что «Проект «Аве Мария» — роман-катастрофа. Учитывая все известные мне произведения, посвященные этой теме, автору удалось придумать очень оригинальную идею угрозы человечеству. Во всезнающей Википедии я прочитала, что права на экранизацию романа были куплены. Посему с удовольствием еще раз окунусь в эти невероятные космические приключения. В общем и целом, буду ждать кинематографическую интерпретацию произведения и думать об одноклеточных организмах. Всем мира и добра!

«Но помни, дитя моё, что истинная ценность лежит в самом странствии, а не в достижении цели.»

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх