fantlab ru

Энди Вейер «Проект «Аве Мария»»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.20
Оценок:
1272
Моя оценка:
-

подробнее

Проект «Аве Мария»

Project Hail Mary

Роман, год

Аннотация:

Райланд Грейс приходит в себя на борту космического корабля. Он не помнит своего имени и понятия не имеет, как здесь оказался. Единственное, что он знает наверняка, это то, что он спал, а сейчас проснулся и компанию ему составляет парочка мертвецов. Воспоминания приходят обрывочными картинками... Похоже, когда-то он работал школьным учителем, а потом... черт, да что же случилось потом?

Наконец восстановив череду произошедших событий, Райланд приходит в ужас от грандиозности вверенной ему задачи – предотвратить вымирание человеческого рода. Эта сверхсложная миссия – билет в один конец, и на Землю ему уже не вернуться. И помощи, похоже, ждать неоткуда…

С этим произведением связаны термины:

Награды и премии:


лауреат
Премии конвента ДрагонКон / Премия "Дракон" / Dragon Awards, 2021 // Научно-фантастический роман

лауреат
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2021 // Научная фантастика (92 831 голос)

лауреат
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第53回 (2022) // Переводной роман

лауреат
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2023 // Переводная книга НФ (США)

Номинации на премии:


номинант
Книга года по версии сайта Lubimyczytać.pl / Książka Roku Lubimyczytać.pl, 2021 // Научная фантастика (1 365 голосов)

номинант
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2022 // Научная фантастика

номинант
Хьюго / Hugo Award, 2022 // Роман

номинант
Китайская премия «Туманность» / Xingyun Awards (Nebula Award), 2022 // 3арубежная книга (США)

номинант
Китайская премия «Туманность» / Xingyun Awards (Nebula Award), 2022 // 3арубежная книга (США)

номинант
Премия сайта sf-Lit / sf-Lit Award, 2022 // (США)

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2022 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора

номинант
Вавилонская рыбка / Babel Fish, 2023 // Выбор жюри. Произведение (перевод с английского Ольги Акопян)

номинант
Канопус / Canopus Award for Interstellar Writing, 3023 // Ранее опубликованное произведение Крупной формы

Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Проєкт Аве Марія
2022 г.
(украинский)

Издания:

Проект «Аве Мария»
2021 г.
Проект «Аве Мария»
2023 г.

Аудиокниги:

Проект «Аве Мария»
2022 г.

Издания на иностранных языках:

Project Hail Mary
2021 г.
(английский)
Project Hail Mary
2022 г.
(английский)




 



Рецензии




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

Школьный учитель физики после недельного курса спокойно выходит в открытый космос, самостоятельно разбирается в управлении новейшим космическим кораблем и перемещением между звездными системами, легко находит общий язык с инопланетной формой жизни и прочие рояли в кустах. Концовка банальна до неприличия. Подростку, возможно, зайдет. Взрослому человеку читать тяжело.

Оценка: 6
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чем хорош Энди Вейер? Тем, что его книги основываются на текущем развитии науки и техники. Здесь нет околомагических технологий типа «я запустил межгалактический ускоритель и вот я на другой стороне вселенной». Все достижения героев основываются на том, что знает на данный момент сам автор. Нужно построить ракету? Используем наработанные знания NASA, Роскосмоса и Китайского космического агенства. Нужна лаборатория, способная работать в космосе? Возьмем обычную лабораторию и обеспечим ей ускорение в 1g вместо того, чтобы создавать новые, непроверенные тысячами людей и миллионами часов работы приборы. Нужен медицинский робот, обеспечивающий жизнедеятельность погруженных в кому людей? Нейросети пока еще ненадежны, лучше пропишем по-старинке тысячи алгоритмов на все возможные случаи. Нужны надежные программы под рукой? Excel — наше всё!

Единственный маловероятный элемент, необходимый для раскрутки сюжета — астрофаги (

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
, которые являются одноклеточными организмами, часть жизненного цикла которые проводят на поверхности звезд
). Это такой же элемент сюжета, как бури на Марсе в Марсианине: если бы не было бури, не было бы сюжета. А дальше идет обычная наука: изучи новый феномен и пойми, что можно из него для себя извлечь.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Сделай новый источник энергии на основе астрофагов. Построй ракету с новыми двигателями. Лети к соседней звезде, чтобы выяснить, как спасти Человечество.

Самое интересное, что для понимания происходящего достаточно школьного курса физики и биологии. Если ты знаешь, хотя бы поверхностно, из чего состоит живая клетка, что такое орбита и как движение со скоростью, сравнимой со скоростью света, влияет на время, то ничего принципиально нового в этой книге не узнаешь. Зато увидишь, как можно совместить все эти знания в такую стройную систему, что удивляешься, почему до сих пор никто этого не сделал.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ах да, астрофаги...

Вдобавок скажу, что у автора получился хороший главный герой, типаж которого мы видели в Марсианине: не унывающий, решающий любую инженерную задачу, со своими сомнениями и страхами. Книга построена так, что мы узнаем прошлое героя постепенно, по мере того, как к нему возвращаются воспоминания. И с каждым воспоминанием представление о нем становится более полным, приземленным и родным.

Из минусов: немного обидно за братьев (и сестер) русских, без стереотипов о любви к спиртному не обошлось. Ладно хоть, что ни у кого не было ручных медведей (а может, это просто осталось за рамками повествования?). Зато русские скафандры для осуществления внекорабельной деятельности оказались лучшими в мире, вот.

Оценка: 9
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нельзя не отметить солидную, я бы даже сказал крутую завязку интриги всей истории, привлекающей и манящей своей неизвестностью и неожиданностью. Неизвестность определяется потерей памяти главного действующего лица, а неожиданность — тем, что знания обыкновенного учителя намного превосходят познания многих академиков и ученых сообществ. Достаточно интересно читать ровно до того момента времени, пока главный герой осознает себя в окружающем пространстве. Затем читателя безжалостно отправляют в курсы физики и части математики, причем в их самое начало. Несмотря на «16+«, постоянные сноски и пояснения элементарных познаний (например,сколько миллиметров в сантиметре!) превращают повествование в издание занимательной физики для малышей. Мало того, что сюжетная линия постоянно прыгает из настоящего (самого полета) в прошлое (осознание проблемы и подготовка к полету), так еще все эти сноски и пояснения образованию целостной картины происходящего не помогают. Да и нестыковок в этом кладезе знаний более, чем предостаточно. Одного упрощенного представления последствий термоядерного взрыва (двухсот сорока пяти одновременных взрывов) мне хватило. Ну а после встречи с инопланетным разумом и построения теории о том, почему именно они встретились, захотелось пойти работать в детскую анимацию. В итоге, восторженного чувства у меня это произведение не вызвало, так как часть повествования поразила с другой, явно не позитивной стороны.

Оценка: 6
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Моей радости нет предела! Радуйтесь и вы — верные поклонники творчества Братьев Стругацких, Ефремова, Лема, Азимова, Саймака, Кларка, Хайнлайна, Воннегута и иже с ними... Особенно приятно за молодое поколение читателей, не особо считающихся с трудами классиков фантастики. У «отцов-основателей» однозначно появился, не побоюсь этих слов, достойный последователь в лице такого молодого, но подающего огромные надежды писателя Э. Вейера. Это было заметно уже с «Марсианина», но «Проект...» поставил жирную запятую, упрочив позицию Вейера в ряду продолжателей идей его предшественников.

Казалось бы, эпоха классической научной фантастики, часто не к месту называемой «твёрдой», уже давно канула в Лету на фоне порой довольно мрачных и футуроархаических картин, рисуемых современными авторами, в основном фэнтези. Но «Проект...» с его живыми и трогательными диалогами, ловко вставленными шуточками и нотками сарказма не только не умаляет достоинства романа с точки зрения «твёрдости» НФ, а, напротив, органично дополняет повествование, не усложняя усвоение массива научных фактов из области физики, астрономии, химии и математики, разбросанных тут и там на всём протяжении произведения. А больше всего приятно поразило то, что, несмотря на свой возраст и происхождение, автор не страдает всякими идеологическими глупостями, демонстративно пропагандируемыми сегодня СМИ. Даже образ русского человека в описании Вейера не показался грубым или чёрствым; он избавлен от знаковых излишеств западного клише. «Kakiye vashi dokazatel'stva?». А нет никаких! Просто это не пьяница Андропов в ушанке, не изверг Драго, не грозный дяденька-милиционер, разгуливающий с голыми бицепсами по Москве, и даже не «брюнетка-на-вкус» Наташка Ченкова, она же Солт...

Это не утопия и не анти-утопия. В полном соответствии с авраамической традицией, да и просто с нравственных позиций в романе ярко выражена Вера в единство человечества перед вызовами, Надежда на светлое будущее вопреки любым, даже апокалиптическим угрозам, Любовь к ближнему. Даже концовка романа,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
как бы назло новоиспечённым трансгуманистическим идеям ненавистничества по отношению к нашей планете и лично к Человеку, полна добрых пожеланий и чаяний главного героя, связанных с будущим своей планеты и своих сородичей.

Оценка: 9
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман очень большой по обьемy. И это дикая нудятина. Большая часть романа — рутина полета, исследований и починок. Глупостей хватает, их не много, но глупости капитальные — на весь роман, как то отсутствие каких либо вычислительных мощностей у партнеров и при всем этом — роботы! При этом ювелирное следование курсу и повтор маневров, да и вся навигация, учитывая что из органов чувств у партнеров только эхолокация по звуку, то все эти приключения в космическом вакууме, где никаких звуков нет, просто глупости.

Оценка: 5
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Энди Уир, или Вейер, зашел в научную фантастику «с козырей». Его «Марсианин» был замечательным образцом нф, отдающим дань классике нф и современной поп-культуре. Научно-достоверная робинзонада на Марсе получилась интересной и жизнеутверждающей, Марк Уотни — веселым и харизматичным главным героем. И очень умным к тому же.

Второй роман Уира я не читал, увы, но отзывы о нем были не особо позитивные. А вот третий роман Уира, «Проект «Аве Мария» я прочел. И он очень похож на «Марсианина», что хорошо.

Безымянный, пока, мужчина просыпается внутри системы жизнедеятельности. Он в космосе и у него амнезия. А рядом два иссохшие от времени трупа. Отличная завязка, не правда ли? Ну, может слегка банальная. Почти сразу Райланд Грейс, а именно так мужчину зовут, пытается понять кто он, где он и почему он здесь. В ход идут обширные познания в физике, астрономии, механике. Райланд постоянно что-то высчитывает, мастерит, проверяет и перепроверяет. Справедливости ради, из Райланда Грейса получился отличный протагонист — умный и находчивый, но не застрахованный от просчетов и затупов, веселый и гиковатый, но не задрот. Он тот тип героя из классической фантастики, который решает проблемы не бластерами а головой и смекалкой. Райланду сопереживаешь, особенно сильно — ближе к финалу.

Сюжет «Проекта «Аве Мария» можно разделить на две линии, разделителем которых служит пробуждение Райланда. Первая развивается в прошлом и описывает причины присутствия Грейса на корабле — спасение всего мира, как бы пафосно это не звучало. А вторая — сам процесс спасения мира. А больше рассказать не могу — спойлеры.

Отлично у астора получилась и научная часть. Здесь огромное количество расчетов, экспериментов, подробностей о строении тех или иных механизмов. И это интересно читать! Подобные эпизоды совершенно не похожи на лекторские инфодампы Нила Стивенсона, а скорее напоминают встречу друзей, которые делятся интересными фактами.

Дабы не растекаться по тексту и случайно не заспойлерить важные детали, подведу итог. «Проект «Аве Мария» — замечательный роман, с приятными героями, достоверной научной частью и незамысловатым, но увлекательным, сюжетом. История о спасении мира, где спасители не солдаты и военные, а ученые и инженеры. Легкое послевкусие классики в наличии.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как же я счастлива, что такие книги еще попадаются! Аве Мария – идет прямиком не просто в лучшее года среди НФ, а в лучшее за много лет моего чтения! А также это лучшая работа Энди Вейера!

Если Марсианин был суховатым, да и действие развивалось постоянно на одном месте с результатом, важным лишь одному человеку, то Артемида свалилась в другую крайность и ушла от научности, превращаясь в вестерн-боевичок. В Аве Марии же взято все лучшее от обеих книг и добавлено еще ого-го сколько!

У проснувшегося без памяти посреди космоса Райланда Грейса (кстати, мой любимый прием, позволяющий вместе с героем втягиваться в повествование) сразу обнаруживается крайне важная миссия – спасение всего человечества! Такой цели и такому герою уже невозможно не сопереживать (браво, автор!)

Постепенно всплывающие воспоминания позволяют медленно но верно усложнять квест, открывая новые уровни и новые задания, а по мере выполнения сыплются всякие сопутствующие проблемы, к которым добавляются и побочные эффекты от отсутствия сна, таблеток и т.д. Достоверность 100 lvl!

Кстати, научная составляющая, несмотря на кучу абсолютно фантастических моментов, такова, что приходится разбираться с помощью научного редактора помимо наглядных и доходчивых пояснений от автора (итого почти 200 ссылок с терминами!). Но это ни капли не мешает динамике, которая настолько зашкаливает, что я боялась оторваться хоть на секунду!

Абсолютный восторг вызвала лингвистическая сторона! Дальше, наверное, спойлер будет.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Дело в том, что тут встретится аж целый абсолютно негуманоидный инопланетянин с чуждой средой выживания и языком, основанным на музыкальных тонах (мне это напомнило одну из любимых квестовых игр Жюль Верн: Путешествие на Луну). Восторг от того, как они нашли общий язык, и отдельный респект автору, что он вспомнил о жестах и других невербальных способах общения, про которые остальные почему-то часто забывают.

«Самое трудное в работе с инопланетянами – постоянная необходимость выдумывать имена для всякой всячины…"

Чуть менее интересно было читать про воспоминания о подготовке миссии, хотя все кусочки пригождались в настоящем. Тут немного напомнило недавно вышедшую книгу Министерство будущего, когда вся Земля вынуждена работать над одной целью, хотя там связано с климатом, а здесь с космической миссией. Эта идея мне всегда импонировала, но в свете нынешней политической обстановки кажется маловыполнимой. Русские выставлены слегка карикатурно, но если честно, досталось всем нациям.

Очень понравился стиль повествования автора – такой ироничный, вернее, самоироничный, так как повествования от Я-лица. И вообще герой понравился, несмотря на некоторые недостатки. Ученые спасают мир! Эта тема давно напрашивалась! А то все сумасшедшие, от которых герои в трико оберегают остальных.

Ну и отдельный поклон за то, что дали возможность с нуля посмотреть, как изобретают кварковый двигатель из Звездного пути, и на путешествия в космосе нашего времени, а не в далеком-далеком будущем! Концовка тоже очень понравилась!

Итог: срочно все бросать и бежать читать!

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда-то попался на глаза отзыв на эту книгу (а именно — отзыв лаборанта glaymore с этой самой страницы), где говорилось, что книга хорошая, но лучше её читать, не зная о сюжете ничего, кроме того, что сказано в аннотации. Я тогда решил довериться этому роману и не прогадал.

Предыдущие книги автора не привлекали внимания. «Марсианин» — фантастика ближнего прицела, где из фантастики, по большому счёту, только место действия. «Артемида» — тоже недалёкий прицел, да ещё и с феминизмом и прочими модными тенденциями. (Сужу, опять же, только по отзывам.)

А вот «Аве Мария» оказалась наполненной настоящими твёрдыми научно-фантастическими идеями. Можно сказать, что в этом романе Вейер показывает себя Артуром Кларком 21-го века.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Как любителя биологической фантастики, меня, естественно, заинтересовали придуманные Вейером инопланетные формы жизни — астрофаги, таумёбы и, конечно, цивилизация эридианцев. Инопланетяне у него получились по-настоящему качественно иные. Встретить истинно оригинальных инопланетян на страницах научной фантастики удаётся не так часто, а здесь они есть. Если Вейер напишет ещё что-то подобное, то на это определённо нужно будет обратить внимание.

Динамичный захватывающий сюжет и оптимистичное настроение также выгодно выделяет этот роман на фоне большинства современных НФ-книг.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Марсианином я был, в принципе, доволен. На фоне всей современной фантастики, благополучно ушедшей в мистику, надуманные проблемы, до которых мы никогда не доживем (и слава богу!), патетичность и претенцизиозность (ну а как еще получить какую-то уважаемую премию в нынешние тяжелые времена?), роман смотрелся свежо и ностальгично, мы же на Хайнлайнах-Азимовых-Саймаках выросли, черт возьми! Если не брать количество выпавших на долю главного героя злоключений, выглядело повестование вполне логично и цельно, чем и привлекало. Помню, что даже ночью не мог оторваться от чтения и пару дней из-за этого не высыпался. Поэтому и решил прочитать новое творение автора. Наверное, все-таки зря, потому что появилось четкое ощущение, что автор ничего другого писать и не умеет — только набор опасных для жизни приключений героя без страха и упрека, перемежаемый псевдонаучнопопулярным изложением интересных автору фактов.

Но если бы только это! В данном романе добавился к тому же совершенно ненужный объем, половину текста можно было спокойно выбросить без всякого вреда для книги, по большому счету, что-то происходило только во флэшбеках главного героя, причем так избирательно происходило, что по сути, связывало всю книгу.

Ну а про логику вообще рассуждать нет смысла. Тут уже автор разошелся не на шутку, строго требуя от реальности следовать придуманным им же законам.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Непонятно почему можно было сделать мощнейший двигатель, но не получилось прикрепить к ракете достаточной мощности антенну, чтобы не рисковать обратной дорогой, пусть даже и с участием четырех зондов. Непонятно, куда делась запасенное огромное количество энергии, когда ГГ вскрыл первого астрофага. Непонятно, что делал у звезды аж 40 лет Рокки, и почему не пришла вторая экспедиция, раз уж первая пропала, а проблема никуда не исчезла. Ну и куча мелких нестыковок и свободное обращение с такими энергиями, которые нам и не снились.

Отдельных слов заслуживает усиленно продвигаемая тема с российской космонавтикой, видимо, за предыдущий роман ему сильно прилетело по голове, так что теперь мистически исчезнувшие в прошлой книге русские со своими древними ракетами (скажем честно, в это верилось на фоне всех текущих событий куда больше) ожили и окружают главного героя буквально везде. Ну и четкие корреляции с ефремовским «Сердцем змеи» тут уже упоминали, скорее всего, настучавшие еще и советской фантастики автору в подвал принесли, где он сидел на цепи и выдавал на гора свою нетленку.

Так что рекомендовать не буду, ничего нового вы для себя в книге не найдете.

Оценка: 5
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Про сюжет романа, завязку, персонажей и т.д. специально ни слова не напишу здесь :)

Для максимального эффекта эту книгу надо начинать читать tabula rasa, без малейших спойлеров.

Скажу одно — кому понравился «Марсианин», прям бегом бегите за Project Hail Mary, потом спасибо скажете.

Кто не читал «Марсианина», но любит умеренно твердую НФ про неунывающих покорителей космоса с инженерно-научным склада ума, четкую, мужскую, по делу, без размазывания тысячестраничной сентиментальной каши по тарелке — бегите сначала за «Марсианином», потом за Project Hail Mary, скажете спасибо два раза.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это жесткая научная фантастика с большим количеством оригинальных идей.

Сюжет. Оценка 8

Он развивается в двух временных линиях, настоящего и прошлого. Сюжетная линия в прошлом менее насыщена событиями и наукой, но тем не менее интересно и подробно показывает различные исследования и действия по предотвращению приближающейся катастрофы. Основная сюжетная линия представляет собой невероятный поток чрезвычайных ситуаций, неожиданностей, научных и инженерных решений. Мне очень понравилось, как плотно и естественно научная фантастика вплетена в сюжет и вовлечена в решение глобальных и личных проблем. Однако, исходя из главной угрозы книги, практически все проблемы, возникающие перед героем, могли привести к ужасным последствиям. Конечно, есть художественное преувеличение, что он смог их полностью преодолеть. Также хороши финальные повороты в обеих линиях, особенно в основной линии. Кроме того прекрасно показано, как герои на протяжении всей книги строят умные и точные планы, которые потом оказываются недостаточно хорошими из-за случайностей, ошибок и неучтенных факторов. Обычно так и происходит в реальной жизни.

Персонажи. Оценка 8

Главный герой — умный, оптимистичный, находчивый персонаж с прекрасным чувством юмора. Думаю, не секрет, что он похож на героя первой книги автора. Сюжетные проблемы в этой книге намного превосходят проблемы «Марсианина» как по качеству, так и по количеству. Конечно, вряд ли реальный человек мог оставаться в почти неизменном оптимистическом настроении в невероятно сложных и тяжёлых испытаниях, через которые прошел главный герой. Но я думаю, что это нормальное допущение, соответствующее общей цели книги. Второй главный герой — один неожиданный персонаж. Это оригинальный персонаж, его телосложение несколько необычное, и у него есть особые навыки. Личность этого героя довольно стандартна, но вряд ли сюжет выиграл бы, если бы его наклонности и привычки были показаны как очень непонятные. Остальные персонажи сосредоточены в стартовой локации и представлены на хорошем уровне.

Диалоги. Оценка 8

Диалоги легкие и быстрые, с хорошим юмором. Они в основном создают приподнятый тон книги. Это также делает частый внутренний диалог, который герой ведет с самим собой. Также из-за большого количества юмора и самоуверенного настроя главного героя глубина и острота всех проблем чувствуется гораздо меньше.

Стиль письма. Оценка 9

Мне кажется, что книгу было бы очень легко читать, если бы она была наполнена научной информацией в несколько раз меньше. Герой своего рода гений, несмотря на свой скромный статус. В общем, обдумывание всех его сообщений замедляло чтение. Надеюсь, что для более продвинутых читателей стиль письма можно будет признать отличным.

Миростроительство. Оценка 10

Это выдающаяся книга даже по меркам научной фантастики. Поскольку это тем не менее фантастика, то естественно, что многие решения, показанные героем, не могли бы работать в реальности. Но мне кажется, что в гигантской куче различных идей есть действительно верные или те, которые требовали бы некоторой доработки. Миростроительство рассказывает о различных областях знаний, таких как астрономия, биология, физика, химия, программирование, оптика, механика, квантовая механика, генетика, пилотирование, материаловедение, медицина и многие другие.

Заключение. Общая оценка 9

Я думаю, что любителям научной фантастики эта книга понравится, но она понравится и многим читателям.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Обещали Марсианина, только в профиль и в общем-то не обманули. Герой все так же из спичек и желудей мастерит атомные реакторы, чтобы выжить в космосе, при этом не останавливаясь петросянит. Сюжет такой же неплохой, в меру интересный и захватывающий. некоторые повороты особенно понравились. Юмор на том же уровне и в общем-то и делает всю книгу.

Впрочем, минусов тоже хватает. Так, например, герой иногда ведет себя крайне тупо и не понимает очевидные вещи. Точнее, очевидны они только специалистам (к которым по идее и относится герой) но не обычному читателю. Возможно это сделано специально, чтобы простому человеку было интересно, но для людей разбирающихся в теме такое поведение героя вызывает недоумение. Некоторые моменты кажутся весьма спорными и неправдоподобными. Герой без проблем выполняет сложные и рискованные задачи. Конечно, иногда у него из-за этого возникают проблемы, но в целом ему фантастически везет. Тот же инопланетный контакт устанавливается на удивление быстро, хотя у обоих рас принципиально разный способ познания мира и в реальности понять друг друга могло бы быть неразрешимой задачей. Да и вообще местами роман близок к космоопере, нежели к твердой фантастике.

А еще в книге почти нет художественности. Ни метафор, ни эпитетов, ни описаний, ничего. Только голый сюжет. Зато слишком много аутизма, когда герой мастерит очередной транклюкатор, автор в мельчайших подробностях описывает его принцип и внешний вид, хотя это неважно и неинтересно. Не помню чтобы в Марсианине дела обстояли так же. Но даже если там были те же недостатки, то они не бросались в глаза в отличии от этого романа.

В целом довольно интересный и захватывающий роман, но ничего нового тут нет, это тот же Марсианин, только в профиль.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал за день. Как раз тот самый Уир, который написал марсианина. Один в один. Тот же стиль, тот же юмор, в отличии от Артемиды. Если понравился марсианин, то это зайдет точно так же. Да, тут есть глупые условности, без которых нельзя было построить историю, точно так же как было и в марсианине типа несуществующих марсианских бурь. Но все равно это очень интересно и местами очень смешно.

И самое приятное мне, что книга сделана в тематике и структуре ненавистной мне Ложной слепоты, которую считают каким-то шедевром. Хотя по сути это графоманская скучная фигня, 90% которой состоит из филлеров, которые никак не влияют на сюжет и служат лишь для того что бы сделать из хорошего рассказа нудный роман ради денег. И тут вот такой простой роман, в котором науки гораздо больше. Его может понять даже школьник. И его очень легко читать. И если автор хочет больше страниц написать, то он не выдумывает историю о маме героя, которая лежит в виртуальной реальности. Историю которая вообще ни на что не влияет. Он выдумывает интересное испытание герою, которое он решает с помощью науки.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга оставила двоякое впечатление ибо состоит из двух частей, как будто бы написанных разными людьми.

Звездная часть это твердая научная фантастика. На мой непритязательный вкус, почти эталонная: присутсвуют детальные объяснения концепций, допущения в пределах видимого нам из 2020х (т.е. нет никакой телепортации взявшейся из ниоткуда). Есть интересные парадоксы и задачки, которые автор доходчиво разжевывает читателю. Понравились оригинальные (или по крайне мере, не часто встречающиеся) идеи о взаимосвязи тяготения и величины интеллекта особей и похожести технологического развития цивилизаций. Эта часть книги доставляет истинное удовольствие от прочтения. Возможно, есть огрехи тут и там, но они неизбежны из-на необходимости продумать аж целых три мира (Земля, Эридан, Тау). При внимательном чтении можно заметить несколько роялей, которых Энди видимо пытался выгрузить с борта корабля, но не сумел. Например, многокилограммовый балон с азотом (!) которым решил удавится американский космонавт. Очевидно, что для сюжета нужен был азот, но никак иначе втащить его на корабль не получалось.

Земная часть это... фэнтезийная клюква, испанский стыд, фейспалм — назовите как хотите. Во время прочтения этих ретроспектив, создавалось стойкое впечатление, что это отрывки из журнала «Мурзилка» написанные под диктовку и $$$ от «Роскосмоса». Эта часть книги стоит того, чтобы потоптаться по ней отдельно.

Итак... в книге 2021-го, после наглядной иллюстрации как «слаженно» человечество боролось с Ковидлой (важна не суть была ли эпидемия, а как на нее реагировали), нам предлагается маня-мирок где сборище импотентов ООН ВНЕЗАПНО объединило все страны в едином порыве. Вариант, что каждый начнет тянуть одеяло на себя (чему учит нас вся мировая история) автором отметается. На деле, цивилизацию и технологическое развитие на планете тащит дюжина стран.. ну пусть G20, вот они бы и впряглись. А так... африканский дипломат допрашивает комитет как быстро они заготовят астрофагов? монгольские инженеры (!!!) монтируют экспериментальные установки, а парагвайские ученые проводят опыты на астрофагах и муравьях. Энди, а почему остались в стороне светила науки из Тувалу, Конго и ДНР? И еще такой вопрос на засыпку — а ничего, что для общечеловеческого проекта выбрано весьма узкоспециализированное католическое название — думается, чтобы еще больше слотить человечество, и так фрагментированное по вопросам религии?

Идея объединить ВСЕ усилия ВСЕЙ Земли под началом одной женщины можно объяснить только желанием сократить объем книги. То, что человек может делать ошибки, должен спать, может заболеть или попасть под трамвай автором даже не рассматриваются, вместо этого имеем Неизвестных Отцов в количестве одной штуки.

Ну и «вишенка» книжки, каждый раз при прочтении которой перед глазами всплывал делириумный видеоряд из фильма «Армагеддон» про русского космонавта в ушанке — «Роскосмос». Хочу надеятся, что Энди обсмотрелся програм Киселева, а не писал PR-проект для рогозинской шараги. Ибо на «Роскосмосе» держится вся земная наука — астрофагов открыли в РФ (ладно, может быть). Скафандр подходит только российский (ладно, может еще остались советские технологии). Но блин в книге спутник Роскосмоса летает на Венеру, собирает астрофагов и возвращает на Землю. Энди, ау... в Роскосмосе забивают датчики молотком вверх ногами (!), про какую Венеру ты мечтаешь? Больше... уникальный аналоговнетный двигатель изобретают в ... Роскосмосе. Это такой тонкий троллинг от автора? Двигателестроение всегда было ахиллесовой пятой СССР/РФ, страна десятилетиями не может допилить несчастный кукурузник на замену Ан-26 (см. Ил-112), а тут выдает околосветовой Двигатель. Ну и контрольный выстрел — русские космонавты и ученые с непременной водкой, которую пьют литрами. А почему русская космонавтка решила взять с собой героин, а не медведя, ушанку и балалайку?

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Эволюция может дать сумасшедшие результаты, если не вмешиваться в нее несколько миллиардов лет.»

Я решила, что после романа «Артемида» будет неправильным откладывать в долгий ящик дальнейшее знакомство с творчеством автора. Продолжая добрую традицию своего предшественника, «Проект «Аве Мария» меня также не разочаровал. Пожалуй, можно даже сказать, что это произведение понравилось мне немного больше, чем приключения в Лунном городе. Тому виной несколько аспектов, среди которых злободневность задетых писателем вопросов, структура фабулы и масштабность происходящих событий. В этой книге Вейер по-прежнему придерживался правила: заставить читателей решать различные головоломки. Поэтому загадки с непонятным количеством неизвестных возникали в переплете этих страниц буквально с первых строк. Итак, однажды герой романа просыпается в очень необычной обстановке. Рассматривая странное помещение, он обнаруживает, что единственными его товарищами по несчастью являются два мумифицированных трупа. Кто они? Не ясно. Пытаясь понять, что происходит, он вызывает в памяти картинки прошлого, но его сознание играет с ним злую шутку. Например, он помнит, что в Либерии используют имперскую систему мер, знает правила извлечения назогастрального зонда и с легкостью отличает лазерный интерферометр от прочего лабораторного оборудования. Однако при этом не может вспомнить собственного имени, не говоря уже о характере своего возможного задания и тем более о том, как его выполнить. Где он? Как сюда попал? И самое главное — кто он такой? Интрига нарастает еще больше, когда мужчина замечает некую неправильность в окружающем его пространстве, а именно — высокая сила гравитации. Объяснение напрашивается только одно — он находится не на Земле...

«Вы верите в Бога? Понимаю, вопрос очень личный. Я верю. И, по-моему, принцип относительности — гениальная Его задумка! Чем быстрее вы двигаетесь, тем медленнее течет время. Будто Он сам приглашает нас исследовать недра Вселенной, понимаете?»

Канва сюжета состояла из двух нитей: настоящее — то, что происходило после пробуждения героя; и прошлое — цепочка событий, приведших его к странным обстоятельствам. Эти нити постоянно переплетались между собой, дополняя друг друга. Страница за страницей, глава за главой... Благодаря многочисленным флешбэкам мы постепенно вникали в суть происходящего и, опираясь на информацию, бесконечно решали те или иные задачи. Иногда маленькие отрывки всплывали в памяти мужчины в нужное время в нужном месте, являясь очень удачным для фабулы откровением. Удобно для автора, но немного неправдоподобно для читателя. Говорить что-то детальное о самом сюжете — значит, увеличить возможность появления в рецензии никому не нужного спойлера. Скажу лишь, что ставки в романе казались огромными, шанс придумать план и выбраться из затруднительного положения виделся крошечным, и чем больше мы узнавали, тем больше миссия главного героя казалась невыполнимой. И так до самого финала.

«Научное открытие — странная штука. В нем нет момента озарения. Лишь долгое, упорное движение к цели.»

Вейер делал науку с одной стороны невероятно увлекательной, а с другой стороны общедоступной. Если бы в литературе был жанр «Научная фантастика для начинающих», то книги этого автора заняли бы в нем одно из первых почетных мест. Даже человек обыкновенный, оставивший (перекрестясь) где-то в общеобразовательной школе все свои знания по физике, может смело читать работы Вейера. Несмотря на наличие в этой книге трехэтажных формул и мозгоразрушающих определений, писатель прекрасно объяснял каждый нюанс происходящих на глазах читателя явлений. Это вызывало восхищение! Еще порадовало, насколько реалистичными были здесь научные разработки. Нет ничего хуже, чем изучать твердую научную фантастику и понимать, что научная часть — пустая болтовня. Здесь все по-другому. Основная идея и многие составляющие романа оказались интригующими, остроумными и действительно правдоподобными. За исключением, конечно, эпизода с десятикилометровой цепью, которая виделась техническим безумием.

«Идея проста до глупости. Правда, когда глупая идея срабатывает, ее называют гениальной.»

Если отбросить науку, то данная история о надежде и поиске решений в самых неожиданных местах; о судьбе и принятии неизбежности; о предназначении и самопожертвовании. Все это и многое другое наглядно демонстрировал нам единственный протагонист романа — Райланд Грейс. Эта драма была озвучена именно его ироничным голосом. Мы слышали его ушами, видели его глазами и знали его мысли, потому что автор снова избрал в качестве способа повествования — рассказ от первого лица. Скажу, что для меня главный герой — один из недостатков произведения. Этот образ оказался настолько собирательным, что сложно было представить все его навыки, знания и умения в одном теле. Не человек, а ходячая энциклопедия. Я в него не поверила. Второстепенные лица тоже разочаровали. Они представляли собой сборище расовых стереотипов и характеров, взятых из плохих голливудских фильмов. И все же один персонаж мне понравился, однако на просторах своего обзора я о нем деликатно умолчу. Тем самым приглашая вас прочитать эту книгу самостоятельно.

«Люди обладают потрясающим свойством адаптироваться к необычным явлениям и воспринимать их как обычные.»

Благодаря интересной структуре книга читалась на одном дыхании. Каждая глава подчинялась единому шаблону: появление проблемы, неудачи в ее устранении, решение проблемы (всеми правдами-неправдами) и ожидание следующей проблемы, которую также необходимо аннулировать. Поэтому сюжетное напряжение росло с крейсерской скоростью по мере того, как приближалась заключительная часть. Честно признаюсь, что финал меня во многом удивил. Даже глядя на названия глав, я не ожидала ничего подобного. Не для кого не секрет, что «Проект «Аве Мария» — роман-катастрофа. Учитывая все известные мне произведения, посвященные этой теме, автору удалось придумать очень оригинальную идею угрозы человечеству. Во всезнающей Википедии я прочитала, что права на экранизацию романа были куплены. Посему с удовольствием еще раз окунусь в эти невероятные космические приключения. В общем и целом, буду ждать кинематографическую интерпретацию произведения и думать об одноклеточных организмах. Всем мира и добра!

«Но помни, дитя моё, что истинная ценность лежит в самом странствии, а не в достижении цели.»

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх