Андрей Лазарчук «Мумия»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Бессмертие | Фантастические существа (Вампиры )
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
А Ленин-то живее всех живых, вот только за его жизнь надо расплачиваться...
Входит в:
— условный цикл «Рассказы о Ленине»
— сборник «Священный месяц Ринь», 1993 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— антологию «Zombi Lenina», 2003 г.
— «Модель для сборки — Live», 2003 г.
— сборник «Сентиментальное путешествие на двухместной машине времени», 2003 г.
— антологию «Muumia: Vene ulme antoloogia», 2006 г.
— журнал «Континуум №4, 2017», 2017 г.
Награды и премии:
лауреат |
Интерпресскон, 1994 // Малая форма (рассказ) | |
лауреат |
Бронзовая Улитка, 1994 // Малая форма | |
лауреат |
Мечи, 1995 // Лунный Меч |
Номинации на премии:
номинант |
Великое Кольцо, 1993 // Малая форма | |
номинант |
"Сталкер" / Stalker, 2007 // Переводной рассказ (СССР) |
- /языки:
- русский (5), эстонский (1), польский (1)
- /тип:
- книги (5), аудиокниги (2)
- /перевод:
- Е. Дембский (1), П. Лауданьский (1), А. Никкарев (1), А. Пендзиньский (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Carex, 9 августа 2014 г.
Только не удивляйтесь, меня рассказ порадовал своим правдоподобием. Меня принимали в пионеры в 1984 году. И потом были бесконечные линейки, малопонятные сборища в актовом зале и пионерской комнате, смотры строя и песни, тренировочные эвакуации в бомбоубежище, плакаты про ядерные взрывы и так далее... Я жил в страхе и чувствовал, что страна сделает из меня фарш и съест сырым.
Arzak, 22 июля 2012 г.
Неожиданно яркий рассказец. Меня он покорил каким-то извращенным инфернальным и чернушным очарованием на грани клиники: все знают, что Ленин любил детей, но мало кто осведомлен о тех формах, в которые эта любовь выливалась, хе-хе)
NikoKlaus, 12 мая 2011 г.
Шедевр. На паре страниц Лазарчук сумел развернуть суть истории Российской Империи СССР после Великой Октябрьской Социалистической Революции и, до нынешних, увы, времён. Портрет Владимира Ильича Ленина (Ульянова) полностью соответствует исторической действительности (разве чуть художествеено метафоричен). Все мелкие типажи достоверны чрезвычайно. Общая обстановка в стране именно такой и была. Изложено изящно, кратко, ёмко, чрезвычайно талантливо. Обычно за такими чёткими формулировками стоит тяжёлая работа по многократному переписыванию текста. Честь и хвала автору.
Цырилла, 9 мая 2007 г.
Просто великолепно! Самый жуткий и занимательный рассказ. Читать очень увлекательно. А что, в какой — то миг произошло нечно и история повернула на другой путь развития, ну с кем не бывает:frown: А мальчика жалко, того кто второй раз прошел через экскурсию. И вообще детей используют для продления жизни вождя, страшно.
old-diplomat, 17 января 2022 г.
Ленин таки да, живее всех живых. А Лазарчук — столп и основание турбореализма и продолжатель великой русской классики. Проснулся бы в гробу Ф. Соллогуб со своими «Тяжёлыми снами» и прочитал «Мумию», он бы восхищенья не снёс, снова лёг на место и уснул сном уже счастливым и младенческим :)
born2die, 14 ноября 2007 г.
Тот, кого в далеком детстве принимали в пионеры в музее Ленина и водили в Мавзолей, тот оценит :beer:
kkk72, 7 марта 2009 г.
Вот умел же когда-то писать Лазарчук. Это ж надо — из одной фразы «Ленин и сейчас живее всех живых» создать такую историю! История получилась жуткая, пронзительная, запоминающаяся и до ужаса правдоподобная. Просто чувствуешь атмосферу тягучего липкого страха и всеобщей лжи. Как знакомы эти учительницы! А каков получился сам Ильич! Несмотря на то, что политических взглядов автора я не разделяю, рассказ произвел на меня сильное впечатление.
Вертер де Гёте, 12 января 2008 г.
Для меня, сюжет рассказа не выглядит фантастическим: слишком хорошо я помню школьные годы чудесные и пионерские линейки, никому не нужные, тупые, вытягивающие из тебя все силы. После многочасового сидения за партой хотелось скорее отдохнуть, а приходилось целый час участвовать в непонятном, плохо организованном ритуале в душном актовом зале. Некоторые дети в обморок падали от усталости и нехватки воздуха. Вот такой вампиризм.
Yazewa, 8 июня 2008 г.
Написано просто здорово. Сюжет хорош, и весьма атмосферно сделан. Запоминается крепко — эта картинка Кремля в магических причиндалах и вампирствующий Ильич. Сочетание этой нежити с реалиями советской школы — очень эффектный прием!
cherepaha, 4 апреля 2006 г.
Жутковатый рассказ. И аллюзии нехорошие вызывает. Но к прочтению рекомендую.
chupasov, 26 августа 2011 г.
В 1989 г. В.М. Рыбаков опубликовал чудесный рассказ «Давние потери» — о добром Сталине. В 1991 г. у А.Г. Лазарчука вышла «Мумия» — о монструозном чучеле Ленина. Для меня эти рассказы стоят рядом – по общности фантастического приема (буквализация идеологического клише) и блеску исполнения. Просто квинтэссенция фантастики четвертой волны. Как удавались им короткая и средняя форма! Вообще об этом очень точно написал Д. Володихин в статье «Четвертая волна: анатомия творчества».
Временами мечтается о неком параллельном мире, в котором «Все способные держать оружие», «Посмотри в глаза чудовищ», «Штурмфогель» — такие же мастерские рассказы, а не занудные, в сущности, многосотнестраничные повествования.
tevas, 30 сентября 2007 г.
Хороший рассказ, этакая альтернативка с элементами фэнтези, я бы сказал. Тема вампиризма раскрыта довольно таки скудно и нелепо, но сама идея вызывает уважение...
Стронций 88, 14 мая 2017 г.
То, что порадовало, так это – как ни странно – мир. Очень уж он получился своеобразным – эдакая едкая смесь советского и оккультного, причём резко оккультного (все эти пентаграммы, обереги и т.д. и т.п.). Да при умении автора создать живую атмосферно-реальную картинку, он, этот мир, вышел очень объёмным и невероятно реалистичным, несмотря на весь гротеск. Очень ярко и необычно. Да плюс какие-то такие вещи, вроде вскользь, без объяснений, но от этого ещё более «цепляющие» – как, например, Кошачий бог или показанная Ильичём «коза». От этого всего, от того, что автор и не стремится все разжевать, объяснить, казалось, что происходящее – действительно обрывок реальности. Интересно было читать. Однако по ходу чтения вот какой-то интриги не вызывало. Постоянно казалось, что что-то такое вот то ли было уже, то ли напоминает… Пока где-то в середине не вспомнился бородатый анекдот: «Вовочка, ты почему боишься в мавзолей идти? – А Марь Иванна говорит, что Ленин жив и любит детей!». Так ведь это же, по сути, пересказа того анекдота!
jamuxa, 13 ноября 2010 г.
Маяковский был гениально прост:
«Грудой дел,
суматохой явлений
день отошел,
постепенно стемнев.
Двое в комнате.
Я
и Ленин —
фотографией
на белой стене.»
Не скоро придёт настоящие осмысление: кто такой был Ленин? — в масштабах всего мира; а также: зачем это с ним сделали? — вопрос к нам, россиянам...
У каждого своя правда. Лазарчук увидел это так. Оттолкнувшись от него, Столяров увидел по своему; отталкиваясь от своего времени, мне привиделось когда-то своё:
МУЗЕЙ ОДНОГО ПОКУШЕНИЯ
1***
Десятка три картин, подробный план.
В витрине: пуля, гильза, пистолет…
И пялится из рамочки, растерзано, Каплан.
С пятном невнятным, заскорузлый плед, —
Он, как Грааль, вобрал тогда в себя,
Предательской рукой расколотый фиал…
И пухлый том признаний, где губя, —
Тем почерком, похожим на оскал, —
По капли выжимала жизнь свою…
И приговор озвучен до рассвета:
Вот чёткий снимок: голой, на краю…
Внизу река. Наверно, всё же, Лета.
2***
В забвение? Но, как-то, извините, не с руки:
Вакантно оказалось место Саломеи…
В истории всегда есть, в назидание, крюки:
На дыбе той должны висеть распятые злодеи.
Зачем же сочинять всё заново: канон
И наизнанку выворачивать озвученный устав?
Подправить в списках, заменив: Его на Он.
И пусть докажут: в чём был, всё-таки, не прав?
3***
Центральный подиум: из воска муляжи.
Так в храмах выставляются на праздники распятья.
Ильич лежит на клочковатой кучке стружки, ржи,
Почти убит…. И гневные, тяжёлые проклятья
Из уст немых свидетелей каменьями летят, —
В промасленных они, разорванных спецовках, —
Прицел один: их возмущенный, трезвый взгляд
Терзает женщину. Она одна в изысканных обновках…
Цыганский полушалок, кожаный приталенный реглан:
Всем сразу ясно: тридцать, — тех, предвиденных – монет…
И новенький, дымящийся признанием наган, —
Свинцом горячим наполняет выдох: Нет! –
Бледнее мела тела неуклюжий часовой:
Всем ясно: босиком к стене, слепой, шагнёт…
А Он поник огромной облысевшей головой:
Мозг словно камень, словно грузный подземельный гнёт
Его к земле, униженной злодейством тем, прижал
И в луже расплывался жуткий красный лак…
А ты билет, растерзанный волнением, в руках своих держал:
С галёрки зритель – очарованный, спектаклем тем, чудак…
4***
На книге отзывов лежит годами пыль…
Не стало детворы со звонким горном.
Забудется, с годами, эта быль…
И, как билеты, этикетки от поп-корна,
Листвой опавшей, устилают пол:
Здесь «Кока-кола», с кумачовым баром.
Меж экспонатиков уютный стол:
Музей не называют больше храмом…
28.03.02
an2001, 8 октября 2007 г.
Что-то весьма живописательно-жутковатенькое. Смесь из детско-взрослых страхов и подросткового стеба. Чем-то похоже на Пелевина.