FantLab ru

Дж. К. Роулинг «Дурная кровь»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.24
Голосов:
117
Моя оценка:
-

подробнее

Дурная кровь

Troubled Blood

Роман, год; цикл «Корморан Страйк»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 9
Аннотация:

Корморан Страйк навещает родных в Корнуолле. Там к частному детективу обращается незнакомая женщина и просит найти ее мать, пропавшую при загадочных обстоятельствах в 1974 году. Страйку никогда еще не доводилось расследовать «висяки», тем более — сорокалетней выдержки; шансы на успех почти нулевые. Но он заинтригован таинственным исчезновением молодого доктора Марго Бамборо и берется за дело — которое оказывается, пожалуй, самым головоломным в его практике.

Со своей верной помощницей Робин Эллакотт, Страйк разыскивает неуловимых очевидцев и опрашивает ненадежных свидетелей, ищет подходы к сидящему четвертое десятилетие за решеткой маньяку-убийце, поневоле осваивает гадание по картам Таро и астрологические премудрости — и постепенно убеждается, что даже дела настолько давние могут быть смертельно опасны…

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Премии "Кинжал" / CWA Dagger Awards, 2021 // Золотой кинжал (Роберт Гэлбрейт)

номинант
Премии "Кинжал" / CWA Dagger Awards, 2021 // Стальной кинжал Яна Флеминга (Роберт Гэлбрейт)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Дурная кровь
2021 г.

Издания на иностранных языках:

Troubled Blood
2020 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Дочитала свежую книжку про Корморана Страйка, честно говоря, с трудом. По-хорошему, надо было бросить этот почти 1000-страничный кирпич редкого занудства в тот момент, когда Страйк с Робин взялись расследовать исчезновение женщины, произошедшее 40 лет назад. Потому как сама задача – скучна. Но я поступила, как те мыши.

Начнем с того, что уже просто поверить в то, что люди будут в деталях вспоминать то, что было 40 лет назад, совершенно невозможно. Тут события прошлого месяца-то с трудом вспоминаешь, не говоря уже о прошлом годе. Но это еще полбеды. Основные претензии к невыносимой затянутости действия, которое писалось определенно ради знаков на странице, а не ради удовольствия читателя. С удовольствием тут вообще сложно. Бесконечное число раз нам рассказывают, как Страйк курит сигареты, посещает сортир и душевно страдает. Когда не страдает Страйк, страдает Робин, а иногда они придаются этому увлекательному занятию вместе. Последнее выходит несколько живее.

Количество второстепенных героев (многие из которых слабо различимы, особо поначалу) составило бы достойную конкуренцию Саге о Форсайтах или Войне и миру. Но автору этого всего показалось мало, поэтому в сюжет добавлены еще несколько параллельных дел, которые расследует агентство, а также тяжелая история смертельной болезни Джоан (они с Тедом вырастили Страйка, заменив ему родителей). В общем, как видите, исключительно «светлая» книга, куда не ткни. И это я уж не говорю о перечислении жертв серийного убийцы вместе со смакованием (иначе не скажешь) способов издевательств, которые он применял.

Где-то к середине уже становится совершенно все равно, кто убил Марго Бамборо, и единственное, чего хочется, чтобы история уже как-то завершилась. Роман несколько оживает только на последних страницах, когда вдруг резко стреляют все развешанные ружья, даже совсем заржавевшие с виду. Уж не знаю, то ли автору надоела эта бесконечная история и он быстренько закруглил все сюжеты, либо редактор потерял, наконец, терпение. Во второе верится больше. Разгадка же своей нелепостью соперничает с завязкой сюжета.

В общем, я крайне разочарована. И мне теперь срочно нужно что-то нормальное, без этой постоянной депрессивности и мрачности, которой в книге через край. Впрочем, финал полон розовых сердечек, что выглядит хоть и забавно, но неуместно, как ссылка на работы Ленина в диссертации о пищеварительных ферментах.

Буду ли я читать следующую книгу в этой серии? Очень сомневаюсь. Собственно, приличным (не шедевральным, но хорошим) детективом был только первый. Чем дальше, тем хуже. А жаль.

Оценка: 5
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда начинала читать, помнила, что книга вызвала скандал, а её автора призывали бойкотировать за что-то, связанное с сексуальными меньшинствами, но за что именно — никак не могла вспомнить. Решила, что прочту сама и всё увижу. И ничего, ну то есть совершенно ничего, что могло бы вызвать осуждение, не увидела!

На мой взгляд, Роулинг вообще «раздала всем сестрам по серьгам»: весьма тактично описала однополые пары, как мужскую, так и женскую, уделила внимание тяжёлому положению чернокожих, борьбе за национальное самосознание и женское равноправие... Но недовольные, если захотят докопаться, то всегда найдут к чему прицепиться (ну как у нас Милонов, к примеру). Словно художественная литература — это публицистическая статья, цель которой поддержать одних и осудить других!

Теперь собственно о художественных достоинствах книги. В жанре детектива сказать что-то новое чрезвычайно сложно. Кажется, всё уже было. И расследование давно минувших событий тоже не новость. Например, у Джозефины Тэй есть детективы, где герой распутывает интриги далёкого прошлого, опираясь на исторические хроники. У Роулинг герои берутся за тайну 40-летней давности. Конечно, распутывают. Но следствие ведётся так трудно и неторопливо, что оказывается вовсе не в центре внимания, а на периферии. А в центр выходят, как и раньше, личные и семейные проблемы персонажей.

Книга в первую очередь психологический роман и только во вторую детектив. Автора гораздо больше интересуют психологические аспекты преступлений, мотивы поведения преступников и их жертв, а также вообще всех людей, вовлечённых в сюжет. Раскрыто множество семейных тайн, вынуты скелеты из мебели (в прямом и переносном смысле), да и герои периодически сосредоточиваются на личных переживаниях и пытаются анализировать собственные чувства.

Мне показалось, роману не хватает динамики. Действие разворачивается неспешно и лишь ближе к финалу напоминает о том, что долго и медленно скручиваемая пружина должна распрямиться. И она в заключительных главах распрямляется быстро и неожиданно. Так что в целом книга оставляет хорошее впечатление.

Интересны также литературные приёмы: композиционное кольцо, связанное с романом Толстого, и эпиграфы к каждой главе из «Королевы фей» Спенсера (в эпиграфе к 64 главе звучат названия сразу двух романов Гэлбрейта <в русском переводе>: Дурная кровь, вовек чужда покою, Металась под смертельной белизною...)

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эзотерический детектив

Удивительная она все-таки: сначала сыграла на волшебной флейте мелодию Гарри Поттера и увела за собой наших детей. Не удовлетворившись, вернулась в мужском обличье с другой музыкой, чтобы забрать нас. И да, она сделала это, по крайней мере, со мной. Понемногу, исподволь растворила неприязнь к детективу, как жанру. Не ко всякому, но к тому, где на обложке Роберт Гэлбрейт, а героями неизменные Корморайн Страйк с Робин Эллакотт.

Ждала «Дурной крови» с прошлого лета, примерно тогда появились анонсы пятой книги Страйка. Вместе с информацией о скандале вокруг нее — блюстители толерантности расценили сюжет как трансфобный, призвали бойкотировать Роулинг в сетях, запустили в Твиттере хэштэг #RIPJKRowling — «Покойся с миром, Джоан Роулинг» (ужас, правда). Но ничего из этого не вышло, роман побил рекорды продаж, несмотря даже на совсем не детективный тысячестраничный объем.

Забавно, что на российском книжном рынке, спустя полгода, ситуация дублируется. Ожидаемая новинка, от женщины, чьи прежние работы были самыми резонансными в современной русской литературе, еще до начала продаж оказывается в центре скандала. У нас труба пониже, но дым даже и погуще — не читавшие романа, обвиняют его в клевете на наше прошлое и в плагиате, предлагая расправиться с автором примерно в том же стиле.

Надеясь, что здравый смысл и здесь восторжествует, вернемся-таки в Соединенное Королевство. Где к Страйку, дела которого ощутимо пошли в гору (не в последнюю очередь благодаря партнерству с Робин) обращается женщина с просьбой расследовать обстоятельства исчезновения ее матери сорок лет назад.

Слава Корморана в сравнении с первыми книгами возросла неимоверно: не только внебрачный сын рок-идола, не только герой-ампутант без страха и упрека, который раскрыл уйму громких дел и поймал Потрошителя, но уже практически новый Холмс и Герой нашего времени. Интересно, что Робин, при том, что ее вклад в репутацию агентства не меньше, а риски больше, достается известность по остаточному принципу: «та девушка, которую порезал потрошитель».

Но это не главное. Как и то, что снимает теперь, когда ее брак распался, комнату у безработного актера с не самым лучшим характером; что бракоразводный процесс неимоверно затянулся, а по всему виновная сторона Мэтью намеревается ободрать ее, как липку; что взятый на работу бывший полицейский с замашками знойного мачо пытается за ней ухаживать (кому доводилось становиться предметом назойливого внимания человека, который глубоко антипатичен — поймет). Все это неважно, главное — она теперь партнер.

«Дурная кровь» строится по тем же лекалам, что и прежние романы Роулинг aka Гэлбрейт. Помимо основного расследования рассказ о нескольких дополнительных делах, которые ведет агентство, они вплетаются в ткань повествования довольно органично, позволяя составить представление о методах работы и дополнительно характеризуя персонажей.

Не остаются без внимания семейные, любовные и дружеские связи героев, вполне уместные — никто не существует в вакууме и не посвящает свою жизнь только работе. Немало внимания уделено развитию их отношений: сильное взаимное притяжение вкупе с обоюдным нежеланием ввязываться в служебный роман. Нормально, тут у нас не сериал «Полицейский с Рублевки», где Гриша всех перетрахал, и не по разу, что работе нисколечки не вредит.

Многофигурная композиция предполагает подробное знакомство с десятками персонажей, из которых многие окажутся на роли подозреваемых. Причем, в отличие от первых, несколько завлекательного свойства романов, речь в которых шла о звездах эстрады, интеллектуальной элите, жизни высшего общества, и, напротив — социального дна — здешний сеттинг усредненно-обывательский. С поправкой на ветер, в целом английская жизнь посытнее российской, но речь все же большей частью о средних людях.

И это тоже интересно. Как жила, в семидесятые прошлого века, идя через преграды к намеченной цели, стать всего лишь врачом общей практики, умная и красивая девочка из бедной семьи? Как строились ее отношения с окружающими, какими эти люди вокруг нее были? Какое влияние на людей оказывало тогдашнее увлечение нью-эйджизмом и насколько серьезно мы, сегодняшние, готовы позволить эзотерике войти в нашу жизнь (никто не признается, что верит в гороскопы и гадания, но все их читают и при случае не прочь задать катрам таро вопрос).

Ну и, куда без маньяка. За что люблю Джоан Роулинг, так это за то, что зло у нее напрочь лишено романтического флера, той алмазной пыльцы, какой принято нынче припудривать негодяев. Никакого отрицательного обаяния. Если что-то выглядит как дерьмо и воняет дерьмом — здесь вы не перепутаете его с шоколадом. И никакие рассказы о тяжелом детстве не послужат оправданием, не вызовут жалость.

Да, о травме расскажут, одновременно с этим рассказав о десятке других героев, переживших травмирующий опыт, которые не стали злодеями. Будет четкая социальная составляющая — менять мир к лучшему тяжелый и требующий регулярных усилий труд. Разовые акции, вроде перфомансов, выглядят нарядно, но толку от них чуть. И, конечно, раскрытие давней тайны — ручаюсь, «убийца дворецкий» вы не воскликните до самого финала. Что и требуется от хорошего детектива.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ничего скандального в этой книге я не нашла, хотя шумихи в нете было немало.

Скучно читать, много «лички» и меньше самого расследования. Очень долгие раскачивания, частые отсылки к предыдущим событиям в жизни героев, целые абзацы их мыслей (обычно негативных) по поводу своей жизни, прошлых событий, и окружающих их людей.

Первые книги читались легче и интереснее. Пожалуй, следующие читать уже не буду.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На этот раз события охватывают целый год, за который происходит много всего, хотя на первый взгляд может показаться, что герои особо никуда не двигаются. Но это впечатление обманчиво.

Страйк и Робин получают задание — расследовать пропажу сорокалетней давности. И после скучного дела четвертой части, где много политоты, это дело просто мега интересное. Мало того, что тут не будет горячих следов, нужно искать зацепки, искать и опрашивать свидетелей, которые еще что-то помнят. А т. к. прошло много лет, большинство из них уже мертвы. Так еще одной из интересных фишек дела становиться тетрадь Тэлбота и вся эта эзотерическая и оккультная штука; гороскопы, карты таро, непонятные символы. Все-таки есть в этом своя эстетика, которая способна привлечь интерес читателя. Помимо пропажи Марго Бамборо, Страйк попутно разгадывает и другое дело того же времени. И как и в предыдущих частях параллельно «главному расследованию» идет работа и над другими делами. Постепенно, из книги в книгу, агентство расширяется и появляются новые сотрудники. Поначалу меня раздражала новая секретарша, но ближе к концу персонаж мне стал даже нравится.

В этой книге произошло одно из событий, которое так долго ждали фанаты пары Корморан-Робин, нет они еще не вместе, хотя все к тому идет, и это было понятно с самой первой книги. Робин наконец-то, окончательно и бесповоротно ушла от Мэтью. Ура! Потому что как же он бесил, с самого начала, он как Амбридж на минималках. Еще бы Шарлотту куда-нибудь убрать, а то она так и продолжает маячить на периферии.

Наконец, самое главное, из-за чего большинство людей читают эту серию (ну не из-за детективной составляющей, правда ведь?) Отношения между Страйком и Робин наконец-то начинают сдвигаться с мертвой точки (а то в четвертой книге было совсем грустно). Да, развитие идет все еще очень медленно, но они наконец признались в своих чувствах сами себе, это уже прогресс. Финал конечно намекает на то, что в следующей части должно быть больше романтических моментов, но после смертельной белизны столько надежд было на эту часть, а в итоге получили каплю в море.

Что касается детективной линии, то убийцу я так и не разгадала. Опять. Слишком много героев и не знаешь кого надо подозревать. Особенно если учитывать тот факт, что чем больше тебе тыкают на какого-то персонажа, тем меньше вероятность, что он окажется убийцей. Поэтому всех «явных» подозреваемых я отмела сразу, но это не сильно помогло, как было дофига народу так и осталось.

В целом все понравилось, жду следующую книгу. Уже надеюсь с нормальным развитием отношений, а не этими подростковыми закидонами «а что подумала она», «а о чем думает он». Ну вы взрослые люди, е-мое, давайте уже, хватит топтаться на месте.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Детектив длинной в почти сорок один час. Это произведение длиннее «Террора»

Дэна Симонса. Только уверенный в своих силах писатель может позволит себе такое. Но Джоане Роуллинг, скрывающейся под псевдонимом Роберт Гэлбрейт, уверенности не занимать. И надо отдать ей должное, на протяжение всей книге ей удалось удержать высокую планку и написать чуть ли не одну из лучших книг в серии. Автор скурпулезно вырисовывает картину преступления. Каждый факт рассматривается с разных точек зрения. Мы сами становимся детективами, вместе с Кармороном и Робин строим предположения и с болью наблюдаем, как рвутся связывающие нити. Из казалось бы камерного преступления, автору удаётся выжать максимум и больше. Благодаря небольшому количеству действующих лиц для более чем сорока часовой книги в персонажах не путаешься. Это только усиливает ощущение причастности к расследованию. Развязка для меня была неожиданной. Гэлбрейту удалось меня удивить и это большой плюс. Вместе с героями мы попадаемся на удочку собственного восприятия. Искры в отношениях Страйка и Робин по-прежнему на месте и наблюдать за ними неотъемлемое удовольствие серии. Я бы не назвал этот детективный цикл моим любимым. Всё-таки мне нравятся вещи по мрачнее, но людям с умеренным детективным вкусом эти книги точно придутся по вкусу.

Instagram: @detective.book

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В принципе указанные выше (ниже) недостатки имеют место быть: многословность, излишнее затягивание сюжета, много параллельных линий, не добавляющих ничего существенного к сюжету. В то же время, читается с интересом и действительно хочется понять, куда и почему исчезла Марго. Если сравнивать с предыдущими романами этой серии, то да, первый наиболее удачный, остальные примерно на одном уровне.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Один из лучших детективных романов последних лет. Возмущение толерантных граждан лишний раз доказывает, что роман написан по-настоящему талантливым пером.

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С одной стороны, Роулинг продолжает традицию английских детективов, начатую еще Агатой Кристи. Не раз отмечалось. что из книг последней можно узнать много интересного о жизни в Англии в тот период. И из книг про Страйка тоже можно узнать много любопытного (я бы сказал — страноведческого). С другой — это, как и все предыдущие, классический английский роман — со множеством персонажей, описаний, сложностях во взаимоотношениях, постановкой социальных проблем — и так далее. То, что его писала женщина — не так и заметно. Как детектив — ну, слишком затянуто — и да, натянуто (перечислять не буду, но да, почти все персонажи вспоминают события 40-летней давности почти без запинки — это уж слишком), и версий слишком много — но, в общем, читается.

Романом больше — романом меньше, какая разница? Такого много понаписано.

Истории, рассказанные Кейт Аткинсон, пожалуй, явно интереснее, хотя в том же ключе. Впрочем, Роулинг пишет более гладко, а матерится меньше. Пошла же мода...

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх