FantLab ru

Джек Вэнс «Умирающая Земля»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.78
Голосов:
693
Моя оценка:
-

подробнее

Умирающая Земля

The Dying Earth

Другие названия: Mazirian the Magician; Волшебник Мазириан и другие повести

Роман, год; цикл «Умирающая Земля»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 100
Аннотация:

“Умирающая Земля” – это сборник новелл о мире, в котором Солнце, освещающее древнюю Землю, медленно угасает, что впрочем не мешает людям наслаждаться жизнью, а страстям закипать с той же яростью, что и в дни молодости нашей планеты.

Туржан Миирский, волшебник Мазириан, прекрасная Саис и благородный Этарр, Лайан-Странник, Кандайв Золотой и Юлан Дор, Гвил из Сфиры… истории этих и многих других людей стали историей, быть может, последних дней Земли.

Примечание:

В авторском варианте, впервые опубликованном в 2002 году, книга называется «Волшебник Мазириан» и заглавная новелла идет первой.


В произведение входит:

7.34 (495)
-
8 отз.
7.52 (534)
-
9 отз.
7.63 (446)
-
4 отз.
7.67 (445)
-
5 отз.
7.67 (434)
-
5 отз.
7.56 (424)
-
4 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Фэнтези: 100 лучших книг / Fantasy: The 100 Best Books, 1988

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1951, ретроспективная // Роман

Похожие произведения:

 

 


Хозяева Драконов
1991 г.
Китайский агент
1992 г.
Вечная жизнь
1993 г.
Последний замок
1993 г.
Умирающая Земля
1995 г.
Умирающая Земля
2002 г.
Антология мировой фантастики. Том 1. Конец света
2003 г.
Глаза чужого мира
2009 г.

Аудиокниги:

Умирающая Земля
2012 г.
Умирающая Земля
2019 г.

Издания на иностранных языках:

The Dying Earth
1950 г.
(английский)
The Dying Earth
1976 г.
(английский)
Tales of the Dying Earth
2000 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Веселые циничные сказки с отличным, фирменным чувством юмора — стеба, отличающего стиль Джека Вэнса. Даже хоррорные элементы пропитаны иронией (к примеру «медведь — вампир и его три жены, выглядящие бодрыми, хотя и бледноватыми»), хотя по форме все рассказы сборника — хорррор — поскольку нарисован разлагающийся умирающий мир с чудовищами, как налицо, так и внутри.

Безусловно, жанр фэнтези — не исследование вероятностей будущего на научной основе, но эта книга вовсе не выглядит и не является типовой халтурой — поделкой для развлечения низкооплачиваемых категорий населения США середины прошлого века. Каждый сюжет содержит идею, каждое описание создаёт впечатление, и каждый герой отрабатывает свой функционал для создания у читателя ощущения заинтересованности.

Роман в рассказах «Умирающая Земля» — безусловно одно из ранних произведений автора, но несовершенным его назвать нельзя, это качественная литература, которая полностью соответствует требованию не быть скучной.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличная книга. Не из-за персонажей, не из-за литературного языка, не из-за неких абстрактных идей. А в первую очередь из-за того, что в этой книге в полную меру раскрывается полет фантазии Вэнса. Умение выдумывать и фантазировать так, как не умеет никто другой. Чего стоит прекрасная ведьма, заключившая сделку с демоном, который собирает глаза для своего плаща, ради того чтобы вернуться в свой нарисованный мир. И что будет с этим выдуманным миром, когда погаснет Солнце и Землю накроет вечная тьма и холод? Или же мир совсем не нарисованный, а картина является неким порталом в другую реальность? А вот например такое — «три эрба (кого?), который убили Флореджина Снотворца (маг?) и проткнули все его пузыри (что за пузыри, что там находилось?), из-за чего в воздухе над его домом еще долго носились цветные осколки»

Книга полна таких вот зарисовок и деталей, которые сами по себе довольно интересны, красочны, и создают некую атмосферу недосказанности. Из-за нее, каждый раз натыкаясь на такую необычную деталь, или описание некоей местности, или расы или механизма твой мозг постоянно пытается «дорисовать» недостающий элемент и ты погружаешься в интересные размышления.

Персонажи с одной стороны немного плоские, с другой их определенно можно назвать необычными (чаще всего в плохом смысле этого слова). Чего стоит персонаж, который завидев прекрасную ведьму сразу бросается на нее в попытке «осчастливить любовью человека с совершенным телом, лицом и прекрасными глазами» и только летающие лезвия немного остужают его пыл. Если коротко, то «Я возьму тебя силой, потому что я красавчик». Довольно интересная философия, правда? И такими вот являются все персонажи в книге, для них является нормальным получить то, чего они желают, любой ценой. Можно сказать, что они идеально вписываются в атмосферу умирающего мира.

С этих составляющих и складывается атмосфера произведения: беспринципные фаталисты существуют (именно существуют, полностью отдавая себя сиюминутным желаниям и порывам) в мире полном необычных (как для читателя, благодаря фантазии мэтра, так и для самих персонажей) и часто опасных созданий, древней магии, могучих волшебников (которые сами при этом являются жалкими пародиями на чудотворцев древних времен) и старого, блеклого красного Солнца (которое тоже всего лишь ничтожная копия некогда яркой звезды)

Но проявляются и некоторые недостатки Вэнса, которые характерны для него: быстрое повествование, события развиваются слишком быстро. Некая «поверхностность» всего, мэтр пытается охватить много, но выходит как то «где то там, есть Земли Падающей Стены где армия василисков осаждает древний город». Вот и так все, все «где то там». Но с другой стороны, как я писал выше, людям которые любят короткую форму, которые любят «домысливать» это будет скорее плюсом.

Так вышло, что прочтение Умирающей Земли я начал уже после книг «Глаза чужого мира» и «Сага о Кугеле», желая окунуться в первоисточник. Книги о Кугеле мне понравилась больше, так как там все также присутствует атмосфера (правда не такая ностальгически-мрачно-трагическая) сказочного мира конца времен, присутсвуют те же неполные но завораживающие детали, но при этом нет вышеуказанных недостатков.

У всех критиков, которые считают что в книге «ничего нет» и это «самое большое разочарование», и «атмосфера не существует» хочется поинтересоваться почему тогда такие именитые фантасты как Джордж Мартин, Глен Кук, Урсула Ле Гуин, Нил Гейман, Дэн Симмонс увидели в ней что-то? Да так хорошо увидели, и так сильно прочувствовали, что написали рассказы и объединили в целый сборник под названием «Песни Умирающей Земли». Глупы и ограниченны наверное, куда им до наших критиков.

Как ни крути, и что не говори, а книга отличная. Не ждите от нее «открывающих третий глаз» идей, или «психологизмов» или «жестких жизненных персонажей». Читайте как есть, как сказочное повествование великого автора о жизни под светом быстро умирающего Солнца.

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Умирающая Земля — одно из самых сильных разочарований за последние годы. В отзывах столько раз звучит слово «атмосфера», что шарики за ролики заезжают. Я даже до сих пор не до конца уверен, что люди, пачками ставящие десятки, читали то же самое, что и я. А я прочитал несколько лубочных рассказиков про волшебников, какие сочиняют в школе. Герои и их диалоги примитивны донельзя, а сюжет настолько никакой, что остается только развести руки. Дочитать не смог, поэтому оценки нет.

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающе проработанный и поэтически-красивый мир в ожидании апокалипсиса, захватывающие истории, некоторые из них на стыке фэнтези и фантастики. Волшебная атмосфера, очень динамичное повествование.

Рассказ про волшебника — реально страшный. Запомнилась фраза оттуда:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
глаза у него были такие большие и такие золотые...

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Великолепная, штучная сага об уэллсовской Земле конца времён. Солнце то и дело подрагивает в конвульсиях, вот-вот закончится эра человека, мир превратился в разрозненый конклав территорий на Юге, Севере и т. п. Повсеместно в ходу магия (которая когда-то давным-давно была в почёте, а теперь только осколки, вычитанные из старинных манускриптов). Те, кто «не догнал», «не въехал» — не тормоза по жизни, не дураки и не маргиналы. Им просто не дано. Величественный памятник фэнтези, штучная, изумительная вещь. Оценка — высшая. Никто из писателей и близко не подполз к основанию этой титанической пирамиды.

Туржан Миирский — практикующий колдун Туржан пытается найти секрет вдохновения души в големы из чана. Это кабздец как непросто, но в конце концов на свет появляется Т’сейн.

Волшебник Мазериан — Мазериан, колдун, поймавший в свои ловушки многих волшебников Умирающей Земли, в том числе Туржана Миирского, сам попадает в смертельную ловушку, пытаясь поймать прекрасную девушку.

Т’сейс — Т’сейс, неудачное творение из чана клонов Туржана Миирского, обретает смысл жизни и понимает, что прекрасна.

Лайан-странник — Лайан, проходной персонаж Умирающей Земли, получает в распоряжение любопытный амулет. Может быть, этот амулет спасёт его при встрече с Чаном Неминуемым.

Гвил из Сферы — Мальчишка Гвил рос оч. любознательным и задавал оч. много неумных вопросов. Так ему и надо — Гвил был изгнан навеки, это изгнание дало ему ответы на вопросы и подарило любовь. Невероятная сцена с пляской Смерти — выдающийся шедевр, не знаю ничего подобного в литературе, оценка 20 из 10-ти. Потрясающе!

Юлан Дхор — самый слабый, на мой взгляд, рассказ из сборника, всего лишь 9,5 из 10-ти. По-моему, чересчур конкретно, какая-то бестолковая цель, если честно.. Зато мельком присутствует принц Кандив Золотой (не молодой человек, судя по тексту).

«Умирающая Земля» Джека Вэнса — невероятно красивый бриллиант в россыпи сокровищ мировой литературы фэнтези. К упомянутому циклу рассказов примыкают 2 повести о Кугеле и новеллы об «Риалто Великолепном». Всё вместе — даже не знаю с чем сравнить. Блестящая сага. Джек Вэнс не нуждается в моих похвалах, тем не менее — снимаю шляпу. Невероятный цикл. 10 из 10-ти. Есть ещё антология др. авторов по мотивам, называется «Песни Умирающей Земли».

Постскриптум: забыла написать, есть ещё клёвая вещь, «Человек бредущий» Валерия Вотрина, несомненно, вдохновлённого на творчество Джеком Вэнсом. Рекомендую.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ничего не понял..., наверное я ищу конкретику только под мои вкусы, но не всё в этой жизни одинаково.

Лично моё мнение — слишком сухо, персонажей много, герой не цепляет, магия простенькая, мир плохо прописанный и т.д. Основная мысль книги — банальна до ужаса.

В целом неплохо написано, есть интересные моменты, которые заставляют дочитать книгу, но увы, лично для меня, уже прочитавшего ворох всякого фэнтези, данное очередное невнятное приключение не затронуло ни единую струну моего интереса.

Что-то все ходят и ходят, всё вокруг стремительно вырывается и смазывается, а персонажи молниеносно сменяют друг друга. Что к чему и куда движется мне лично было непонятно. Магия стандартна, приключения уныло, мир излишне гротескный и не дышащий жизнью, история не впечатляет.

Итог: Просто не моё и всё. Не обязательно, то что я написал так и есть, впечатления — вещь понятие субъективное, поэтому не верьте мне. Лучше прочитать самому и сделать свой выводы.

Спасибо за внимания. Критика всего и вся приветствуется.

Оценка: 6
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Странноватый роман, читать который поначалу очень непросто. Первая глава про Туржана Миирского напомнила бородатый анекдот про медведя, который шел по лесу, увидел, что горит машина, сел в нее и сгорел. Так и здесь. Жил-был волшебник, узнал про другой мир, полетел туда и нашел себе красивую девку. Вот и сказки конец. Я уже было подумал, что надо с этим романом заканчивать, но пересилил себя и покатил дальше. А чем дальше, тем, действительно интереснее, а последние главы так и вовсе очень сильные.

В целом это был бы обычный фэнтезийный роман с налетом легкой постапокалиптики, хотя и один из первых. Наверное под впечатлением этой книги Фред Сабархаген писал свой цикл про конец Земли. Но есть здесь и забавные интересности. Во-первых, герои. Умирающую Землю населяют очень странные, полубезумные персонажи, которые с легкостью убивают друг друга направо и налево, мучают, пытают и занимаются прочим непотребством. По сути человечество выродилось и эту книгу можно было бы назвать «Вырождающаяся Земля». Нормальных персонажей практически нет и в основном это девушки. Да и то я подозреваю, что они нормальные только от того, что автор пишет о них мельком. В конце книги Венс устами Хранителя Музея Человечества роняет такую фразу:

»...сейчас, в последние быстротечные мгновения земной жизни человечество медленно гниет, точно перезревший плод. Вместо того чтобы преобразовывать мир и подчинять себе, мы предпочитаем дурить его при помощи колдовства.»

Интересная мысль даже не с точки зрения этого самого вырождения, а с точки зрения развития самой фантастики. Ведь многие считают, что жанр «фэнтези» — это и есть выродившаяся научная фантастика. И вместо футурологии, фантасты начали выдавать на гора бесконечные истории про эльфов и орков. А можно даже подумать и про весь наш теперешний прогресс, когда вместо прорывных технологий некоторые корпорации 4-й раз подряд выпускают один и тот же смартфон под видом нового, а бизнесмены и простые люди думают не о том, как побороть голод или смерть, а о том, где бы найти халявную электроэнергию, чтобы установить пару компьютеров для майнинга криптоволют. Венс и описывает таких же «великих» волшебников, которые тратят свои силы и умение на создание террариумов, где за уменьшенными людьми гоняются мухи.

На мой взгляд в этой книге мало отсылок к славному прошлому человечества. Лишь в двух последних частях мы видим летающие машины и прочие реликты расцвета Земли на фоне безумных религиозных фанатиков и демонов-мутантов. Наверное, Венс мог бы сделать этот роман более красивым и захватывающим, чтобы откуда-нибудь торчала голова статуи Свободы. Но он решил сделать зарисовку, шаблон для многих и многих авторов, которые решат, что неплохо бы слепить воедино постапокалипсис и магию.

С точки зрения изучения развития фантастики этот роман читать нужно. Он иногда интересен. Но не ищите в нем каких-то глубин и откровений, также как и слишком захватывающего сюжета, битв и интриг.

Оценка: 7
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

...Эта маленькая сфера с лёгкой плесенью жизни на своей корочке многое видела за срок своего существования. Биллионы людей жили и рассыпались в прах, не раз с её поверхности взлетали к звёздам космические корабли, а оставшиеся десятки раз обрушивались в варварство. Десятки лет, сотни лет, тысячи лет, миллионы лет... Многое было. Континенты собирались и рассыпались. Рассыпались человеческие общества, и собирались вновь. Миллионы городов возносили свои шпили и небоскрёбы в голубую вышину — чтобы обрушиться в всепобеждающий прах... Сколько прошло? Семь миллиардов? По меньшей мере. Солнце, наше ласковое, небольшое золотое Солнце состарилось, набрякло, обрюзгло, и вот поверхность Земли уже осыпали не жёлтые, а красные лучи.

Семь миллиардов лет от нашего времени — чудовищный груз для голубого, истощённого, уже рыхлого от старости шара. Он многое пережил, ветра, дожди и человечество сгладили и смазали рельеф, океаны лениво плещуться в своих берегах, зная, что им не суждено найти новые очертания, леса и болота покрывают опустевшие равнины, по которым бродят многочисленные уродливые создания прежних миллионолетий. Да, здесь даже остались люди — или их потомки, жалкие тысячи, которые жмутся друг к другу, и ожидают неминуемого конца. О нашем с вами времени не осталось даже смутных воспоминаний — всё перекрыли бесчисленные века иных времён. Кто-то погружается в науку и нечто, называемое «магией», кто-то предаётся плотским наслаждениям, кто-то попросту бесчинствует. Но все они знают — несмотря на все миллионы лет жизни это — конец. Больше ничего не будет, и холодный, искалеченный шар Земли, покрытый руинами и застывшими костями последних живых, устремится в вечную тьму...

Вот именно это и делает «The Dying Earth» классикой. Да, относительно молодой Вэнс черпал своё вдохновение, по всей видимости, в «Zotick» бессмертного Кларка Эштона Смита, но постарался сделает его более оптимистическим. Это действительно декаденс — не антиутопия, не постапокалипсис, а именно декаденс, медленное, печальное и светлое умирание, осознание, что всё уже позади. Победы, свершения, открытия... Не знаю, как, но автор смог между строк вклинить в воображение, в самые глубины мозга эту атмосферу и образ умирающей Земли, смерти дряхлого от груза своего прошлого человечества. Жалкие горстки людей — и осколки былого величия, заброшенный город Ампридатвир, Музей Человека, развалины циклопических некогда городов Алкоэса... Дух захватывает от ощущения миллиардов лет истории.

Конечно, с формой подачи у Вэнса есть некоторые проблемы. Это, по сути, сборник новелл, написанных классической фантастико-приключенческой манере, например, того же Роберта Говарда. Унаследовал он от эпохи журналов для эскапистов романтический флёр, который, правда, украшен красными лучами набрякшего Солнца. Один из немногих случаев, когда «рамка» важнее и сюжета, и персонажей, поэтому в этом плане не ждите от «The Dying Earth» прорывов. Не всё ясно и с магией. Казалось бы, многое похоже на остатки древних технологий, например, Панделум тянет на ИИ, да и Ампридатвир являет собой просто воплощение технократической мысли. Но Вэнс явно не звморачивался, и, по моему, сам не определился, идёт ли речь о чистой науке, или о магии — это уже суть не важно. Важно знать, что за этими романтическими образами стоит яркий и глубокий мир.

Давайте ещё раз: болота, тихие шелестящие леса, аккуратно плещущиеся океаны, рассыпающиеся остатки огромных городов, освещённые красными лучами гаснущего Солнца... Жалкие остатки древней расы, одни из которых приняли в себя отцеженное зло и пороки миллионов поколений, и иные — кто, несмотря на неминуемую смерть, жаждет Жизни и Знания... Именно это и есть — классика.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Красиво, но ни о чем. Вот даже сказать особо больше нечего. Красивый слог, красивая картинка. Смысловой нагрузки никакой. Как букет цветов — призван доставлять эстетическое наслаждение, но по сути абсолютно бесполезен. Или как красивая фигурка-пылесборник на полке.

Но о прочтении все равно ни за что не пожалеете.

Оценка: 7
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не верится. что этот шедевр «сайенс фэнтези» был опубликован в 1950 году, а написан ещё раньше, когда самые лучшие фантасты ещё развлекались пересказами Конана-Варвара (не хочу сказать ничего плохого про Говарда), Джона Картера (я высоко ценю Э.Р.Бэрроуза) и рыцарских романов Артуровского цикла.

«Умирающая Земля» не просто на голову выше фэнтези того времени, эта книга до сих пор читается как суперсовременная по эстетике и повествовательным тактикам.

Замечательный приём — не давать сюжет в подробном развёртывании, а намекнуть на него в нескольких деталях, разжигающих воображение, и идти дальше. Мы не узнаем ни тайну Панделума, ни историю безымянного старика с флейтой, ни многое другое, но мы можем довообразить это, и такая недосказанность приджаёт «Умирающей Земле» поразительную глубину, сравнимую разве что со скрытыми безднами Лавкрафта.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Под гаснущим солнцем есть место гордости, амбициям, борьбе за власть, а также благородству и любви. Несколько историй о людях, которые понимают свою обреченность, но продолжают жить обычной жизнью. Здорово, что автор оставляет надежду – ведь есть загадочное обиталище Пандельюма, где светит не умирающее, а яркое солнце. Кроме того, герои рассказа о Гайяле из Сферры получают надежду найти в библиотеке знания, которые помогут им спастись с умирающей планеты. Печальное очарование умирающего мира и робкая надежда для молодых и чистых душой, которые возможно спастись.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как обухом топора по голове понравился подход подачи информации, интереснейший литературный приём! Поразило насыщенность текста, чёткость и дополняемость в описании, и не бедность словарного багажа, возможно, эта похвала не самому автору, а переводчику, так как роман перелагался в времена качества.

Оценилось ещё и то, что автор называя своих героев «вымышленно», не повредил чтению, всё усваивалось гладко и без спотыкаемости-невыговариваемости.

Читая, периодически бросал взгляд на тусклеющие лампочки, мол, вон как, убавь чуть-чуть света и баста — нет пищи, нет жизни. Или всё же не всё потерянно? Может ли быть альтернатива? Хотя бы какая-нибудь! Или нечего надрываться, лучше уж сразу — хрясь!.. и нет человечества.

Почему-то всегда более жаль в неопределённо-высокой степени животный мир... они не виноваты!

С уважением, AlexeyPenza.ru

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как-то я ожидал сильно большего.

По итогу получил ненапрягающее приключалово с приятной атмосферой и эстетикой, но практически лишенное пиши для ума. Кстати, удивительно, но атмосфера умирающей Земли как раз мною не прочувствована. Такое ощущение, что герои просто кокетничают на эту тему, у них модно декадантствовать и повод для этого: «скоро всему конец».

Наверное спустя какое-то время вернусь к текстам еще разок. Что-то в них все-таки есть манящее.

Оценка: 5
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ожидал большего, но в целом сборник мне понравился. Кроме последней новеллы, которую при чтении иногда невольно сравнивал со «Звёздной местью» Петухова, ни к ночи будь помянут. Так как тема интересная, продолжу далее знакомится с серией Умирающей земли.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Собрание историй про умирающую Землю вызвало ассоциации с тургеневской идеей «Стихотворений в прозе» (понимаю, звучит дико, тем не менее).

Образы проплывают как облака, и строки скользят в сознании так легко, как умеют скользить хорошие стихотворные строки, — это поэзия, которая и Апокалипсис может сделать прекрасным.

Текст многоцветный, наполнен светом и тенью, красивая книга.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх