Владимир Щербаков «Пространство Гильберта»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Лирическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Физики любят давать интервью, рассказывать о своей работе или фантазировать о будущих открытиях. Но иногда мимолётное воспоминание, проскользнувшее в разговоре с журналисткой, может откликнуться неожиданной встречей...
Впервые: В. Щербаков. Пространство Гильберта: Научно-фантастический рассказ / Рис. М. Слонова // Техника – молодежи, 1971, №10 – с.44-46.
Входит в:
— журнал «Техника-молодёжи 1971`10», 1971 г.
— сборник «Красные кони», 1976 г.
— антологию «Пурпурная мумия: Русская фантастическая проза 40-70-х годов XX века», 2000 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Error, 21 ноября 2017 г.
Щербаков в своих произведениях попытался соединить тот дискуссионный конфликт, который происходил в конце 70 — х, начале 80 — х годов — физиков и лириков. Соединить некие противоположности, разбегающиеся в стороны словно два электрона.
Вот и в этом рассказе у него вновь чувства, эмоции, впечатления соединяються с физическими констанциями, понятиями, теориями и гипотизами.
Хотя тема сопрягаемых субъективных пространств для автора не нова. Он уже поднимал нечто похожее в своем произведении «Сквозь бездну».
Массаракш, 19 июня 2021 г.
Прямо с первых строк Гг рассказывает журналистке про галактики, кварки, гравитоны. Сразу ясно, что будет НФ, причём очень твёрдая. Затем юный Гг (флешбэк) идёт по картофельному полю, а в небе летит самолёт, и мальчик меняется с пилотом сознаниями – на пару секунд. Затем нам объясняют, что такое электролюминесценция. А потом к Гг приходит постаревший пилот, и они рассказывают друг другу, как сильно любят Москву.
О чём всё это – я, признаться, не понял. Смысл упорно ускользал. Набор из штампованных красивостей («...Я не мог не почувствовать какой-то странной поэтичности и гармонии этих блеклых сентябрьских красок, когда лучи золотят серый пепел земли...»), наукообразных рассуждений для чайников («Точки в пространстве Гильберта и электроны очень похожи»), ну и, конечно, обязательное выдавливание слезы из читателя («Берёзовый крест с наброшенной на него серенькой кепкой – на могиле двенадцатилетнего мальчика, кинувшего камень в немцев, уводивших из деревни последнюю корову»). Сумбур, беспомощность, неумение внятно выразить хоть какую-либо мысль. Если коротко – словесная труха.