FantLab ru

Александр Амфитеатров «Жар-цвет»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.08
Голосов:
25
Моя оценка:
-

подробнее

Жар-цвет

Роман, год

Аннотация:

В романе Александра Амфитеатрова (1862-1938), писателя-беллетриста, исследователя оккультной традиции, масона, чудным образом переплетаются различные миры: вымышленный и реальный, мистический и обыденный, буржуазно-мещанский и народный, западный и восточный.

Основные события разворачиваются вокруг странностей любви: любовь мертвой женщины к живым мужчинам, передающаяся по наследству; любовь московского банкира к проклятой балканской княжне, обрученной с таинственным демоном; любовь польского графа к прекрасному призраку, воплощенному в обломках статуи. Главные герои последовательно сходят с ума, а может быть — переживают настоящую встречу со сверхъестественным.

Психическое заражение, или откровение иного мира, дурман-трава, или волшебный цветок? На этот вопрос и предстоит ответить читателю, погрузившись в мир восточноевропейских легенд, алхимических манускриптов, масонских рукописей и таинственных экзотических ритуалов.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Первая публикация в журнале «Север» (СПб.), 1895, №№ 2(8.01)-12(19.03), №№ 15(9.04)-16(16.04), № 18(30.04), № 23/24; №№ 41(15.10)-47(25.11)


В произведение входит:

7.18 (11)
-
1 отз.
8.00 (26)
-
7.38 (8)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 273

Активный словарный запас: чуть выше среднего (3030 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 78 знаков, что близко к среднему (81)

Доля диалогов в тексте: 51%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (6)
/языки:
русский (6)
/тип:
книги (6)

Закат старого века
1989 г.
Дьявол
1993 г.
Жар-цвет
1993 г.
Заколдованная жизнь
1997 г.
Собрание сочинений. Т. 1: Княжна; Жар-цвет; Отравленная совесть
2000 г.
Собрание сочинений. Т.6
2010 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Написанная на исходе девятнадцатого века книга, очень характерная своему времени: аксаковская мистика и жюль-веровщина (восторги научным достижениям и пространные изложения различных наивных полунаучных гипотез). Слог – льется, по тексту плывешь с благостной улыбкой. Мистика пронизана родными славянскими мотивами, лишь как дань моде приправленными африкано-индийской экзотикой. Это не западная модель, где мистика – изнанка мира, зло-в-себе. Нет, это тончайшая паутина, пронизывающая собой мироздание, еще один каркас вселенной, не менее важный, чем «материальное». И представляет она угрозу лишь постольку, поскольку люди не умеют ею пользоваться. «…сейчас она стихийная и, как все стихийное, проявляется лишь пассивно и случайно. Надо, чтобы из смутной, инстинктивной, она сделалась определенною, произвольною… и для такого превращения требуются Гельмгольцы и Гальвани» — лучше не скажешь. Книга написана в импонирующем мне ключе: каждое событие имеет мистическое и «научное» объяснение, выбор остается за читателем.

Первая мысль после прочтения последней строки: «Великолепно!» Оказывается, и у нас умели писать не только Классическую Литературу, но и прекрасные развлекательные тексты.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Есть впечатление, что автору просто хочется поделиться с читателем своими мыслями по самым разным проблемам, его интересующим, вот он и подгоняет под них сюжет, по пути вставляя разные рассказики. Он обсудил и проблемы воздухоплавания, и русских литераторов, и госпожу Блаватскую, тайны Дельфийских оракулов, мистику и науку перемешивает поварёжкой и готовит интеллектуальный суп.

Оценка: нет
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Романа, по большому счету, нет. Есть две повести, «Киммерийская болезнь» и «Древо жизни». Они связаны между собой не достаточно тесно, чтобы образовать единство, и не достаточно «свободно», чтобы указывать на подразумеваемое единство. Повести, в свою очередь, напичканы вставными новеллами того же рода и жанра, что и главные сюжеты — романтическими страшилками про любовь, которая сильнее смерти, или наоборот.

Я себе этот текст объясняю так: жанр романтического «страшного рассказа» слишком строг и не позволяет автору «вольностей». А раз авторской фантазии разгуляться негде, то художественный эффект достигается не качеством, а количеством — громоздятся друг на друга квази-славянские легенды и квази-гвинейские ритуалы, необъяснимые болезни тела и духа, роковые брюнетки и не менее роковые блондинки. Аннотация sofer'a в этом плане очень точна.

Мне текст напомнил «Ангела Западного окна» Майринка, только элементы сюжета у Амфититрова хуже подогнаны друг к другу, интрига «водянистее».

Но есть у этих старомодных историй одно достоинство, идеологическое. В отличие от современных «поделок», неведомая сила с «той» стороны всегда представлена в них как нечто неодолимое и непостижимое. У нее свои законы, своя логика, для человека разрушительная. Ее нельзя победить, тем более — нельзя с ней подружиться. Счастье, если герой после встречи с этим неведомым останется жив. И никогда такие встречи не проходят бесследно.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх