fantlab ru

Роман Подольный «Четверть гения»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.38
Оценок:
130
Моя оценка:
-

подробнее

Четверть гения

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 30
Аннотация:

Так хочется быть гением, но каждый раз чего-то не хватает. Одному — специальных знаний, другому — полёта фантазии, третьему — умения сосредоточиться и вычленить в проблеме главное. А ведь достаточно, чтобы сошлись вместе несколько человек, чьи таланты дополняют друг друга, и вместо четырёх посредственностей мы получим одного гения. Об этом и о многом другом рассказывается в повести Романа Подольного.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— сборник «Четверть гения», 1970 г.

— антологию «Наша старая добрая фантастика», 2017 г.


Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:


Издания:

Четверть гения
1970 г.
Наша старая добрая фантастика. Под одним солнцем
2017 г.

Самиздат и фэнзины:

Река Галис
2019 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть, насквозь пропитанная научным и социальным оптимизмом советских шестидесятых. Знать, что ты наверняка сможешь стать составной частью гения — что может быть более вдохновляющим? Дело за малым — найти остальные части, и тут наука нам тоже поможет.

Кстати, аналогов этой идеи в фантастике я просто не помню. Если разные формы «таблеток гениальности» для индивидуального приёма время от времени встречаются и в советской, и в западной фантастике («Пробуждение» Гансовского, «Старуха с лорнетом» Тарутина, «Цветы для Элджернона» Киза и т.д.), то коллективная гениальность — это очень советская идея, которая в ином обществе, возможно, появиться и не могла.

Манера изложения, который некоторые считают «нудноватой» — когда в художественный текст вставляются научно-популярные фрагменты (а Подольный был не только фантастом, но и отличным популяризатором науки) — мне, напротив, кажется очень уместной. Ставлю повести 8 из 10.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне не понравилась данная повесть. В ней намешано столько всего лишнего, да еще довольно сумбурно, что интерес теряется ровно после первой сцены.

Хотя начиналось все довольно интересно — драка, хулиганы, дружинники... Трое друзей встречают четвертого и принимают в свою дружную компанию. А потом повествование резко скакнуло лет на 10-15 назад, показать, с чего все начиналось. И это начало оказалось довольно скучным и затянутым, весь смысл которого за прошедшие года можно свести к фразе — ребята открыли для себя науку «Психология коллектива», вывернув ее наизнанку.

Стало вновь интересно, когда повесть вернулась к начальной точке, уже с участием Игоря. Но тут автор подложил новую свинью — он начал менять стиль повествования. То незаписанные воспоминания, то вновь речь от рассказчика, то журнальная статья одного из героев. К слову, зачем она вообще нужна была — я так и не поняла. Рассуждения о везении и удаче никак не коррелировали с коллективной психологией и изучением влюбленности.

Финал произведения хоть и пытался быть оригинальным, но вообще никак не тронул. Разве что хороша сцена была с ультиматумом директору НИИКСП. Но в целом герои тут слишком идеальные, хорошие и добрые. Идеалисты.

Не легло, не аукнулось.

Оценка: 3
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эту книжку должны нахваливать завсегдатаи АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ.

Тут дофига всяких размышлений о человеке: начали с физиогномии закончили размышлениями о природе любви и создании гениального человека.

Но начало веселее концовки, ибо там была ирония, а в конце муть шапкозакидательская.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна голова хорошо, а четыре — правильно!

Как написать рецензию на произведение выстроенное кирпичик к кирпичику, так, что хочется сказать слова Толстого о том, что если бы он мог рассказать историю Буратино кратко, то он так бы и написал. Тут настолько цельное произведение, что его легче все процитировать, чем выделить какие-то элементы и разобрать их. Я, конечно, попробую, но знайте, произведение и лучше и интереснее, чем я о нем напишу.

Четверть гения — это не столько люди, сколько идея. Вся идея, конечно, показана через людей, эта как всегда красота советской литературы — не люди несут идею, а через людей ее демонстрируют, разбирают звено за звеном, наблюдать за этим удивительно интересно, ведь дополнительно открываются залежи человеческих качеств. Именно так, что вначале идея, а потом человек. А не человек и ищи-свищи идею, которую автор хотел донести, а он и не хотел ничего донести, он «ничего, просто».

Четверть гения — это пьянящая молодость, тем удивительнее, что написал ее человек в 37 лет. В произведении не чувствуется накопленных утяжеляющих знаний и разочарований человека, который перевалил за 35) Эта стремительность и бескомпромиссность молодости, когда любое море по колено, любая гора по плечу. Когда дружба не потеряна, когда идей бездонный колодец, когда любовь одна из великих задач. Окрыленное желанием созидать произведение. В нем нет сожалений о творимом, в нем нет переживаний о том, что сотворилось. Это именно пульсирующая идея, подчиняющая себе ход жизни.

Идея простая и в тоже время сложная, потому что люди до сих пор не могут собраться и объединиться, не могут в школах объяснить, почему именно так и в таком порядке преподают разные дисциплины, а ведь все просто, требуется объединение и людей, и знаний, чтобы познать больше и создать гения, понять со всех сторон законы природы, да в принципе, и жизни тоже. Помните поговорку: «Одна голова хорошо, а две лучше»? Только оказывается лучше не две головы, а четыре и желательно со знаниями в разных областях, чтобы уметь видеть шире и глубже с разных сторон под разным углом. И важно чтобы в команде были:

«Значит, мы признаем и объявляем основными компонентами коллективного таланта: Инициатора, Стратега, Тактика и Теоретика.»

Потому что каждый несет свою долю ответственности и направления и получается один разум способный на многое, потому что он не ограничен и собран.

Вот Роман Подольный в каждой главе разбирает свою собственную идею, проверяет, может ли она работать. Проверяет не только на своих главных героях, но и на тех, кто рядом с ними, кто отличается от них, думает иначе, занимается другими направлениями своей основной или не основной деятельности. Он словно крутит в руках кристалл, рассматривая его с каждой стороны, потому что не может идея работать, если она будет однобока.

И не была бы так хороша история, не была бы полной, если бы автор не провел своих героев через огонь, воду и медные трубы. И мы точно знаем, что самое трудное — это проходить медные трубы. Идея должна жить, должна пульсировать и работать, если загонять ее, раздирать на кусочки, то идея усохнет и прекратит работать, потому что забудется, с чего все начиналось, зачем она была нужна. А ведь она нужна не просто чтобы появлялись гении, а чтобы гении работали! Создавали и улучшали жизнь. Наверное, только в этом кусочке можно почувствовать неприятие 37-летнего человека к людям не на своем месте и забывшим истоки и главную задачу:

"— Сейчас буду говорить, — Карл откинулся в кресле и с силой втянул в себя воздух. — Так вот, дорогой мой, еще два месяца назад ты не умел превращать разговор в монолог. Теперь научился. Достижение. Я должен сказать тебе «да»? Я говорю: «нет». Один человек занимает в НИИКСПе не свое место. Это ты. Был организатором, стал администратором. Бывает. Посиди час, подумай. Потом сюда придет НИИМП*. НИИМП, а не какой-то там головоломный НИИКСП. Понял? Если же тебя здесь не будет или ты окажешься занят — ну что же, мы увидимся завтра, Тихон Васильевич…»

* НИИМП — НИИ мировых проблем (то ради чего и нужны гении, или сборка людей в гения)

И пока разбирается идея гения, автор прикасается к жизни, ведь для жизни и людей разбирается идея. Он рассуждает о многом, о смысле самой жизни:

«Задачки хорошо решал -значит, математик. Легка мне математика. А достаточно ли этого — не знаю. Заниматься-то ею мне интересно учиться интересно и работать интересно. А жить ею — скучно.»

И ведь правильно, без приложения к жизни — математика скучна, любая наука скучна, если ее не вплести в жизнь, чтобы она помогала жить.

Любая идея превращается в перебор, если не учитывать жизнь, а следовать только одной задачке — сделать. Это хорошо показал Роман Подольный в истории с любовью, когда мальчишки сами не справившись со своим экспериментом, побежали к психологам, а те, не учитывая тонкости происходящего, не разобрав ситуацию, выкатили танк (создали специальный аппарат, который пробуждал влюбленность), вместо того, чтобы взять скальпель и направить людей друг к другу, тем более, что объект, который должен был любить и так любил, просто он же не знал, что его тоже любят) А ведь мальчишки брали за основу классику разных жанров и не вычислили одного — надо говорить прямо, если не разговаривать, то будет больше проблем, чем решений.

И опять же о красоте самого произведения. Роман Подольный не только разобрал возможность своей идеи о создании гения, рассмотрев каждую частичку для его составления, но и рассказал откуда возникла идея, это не совсем научная база, но та основа, за которую можно зацепиться, взять ее и разобрать заново, построить на ее основе свою работу.

Четверть гения — это цельное и красивое произведение, ведущее читателя не только по идеи, но и погружая в жизнь, в маленькие и большие проблемы, разбирая каждую из них, опьяняя читателя юностью, которая стремится сделать жизнь лучше, чтобы и на Марсе яблони цвели.

Нужен ли вам вывод? Думаю и так понятно, что я за то, чтобы читать советских авторов) Проникать в их виденье мира так глубоко, как только можно, менять себя, менять жизнь, менять мир.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень понравилось! Спасибо автору!

Сюжет:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Трое друзей, Карл, Тихон и Леонид, которые начали свой жизненный путь отличниками, примерными студентами и звёздами первой величины, расходятся — девушки, учёба, то сё — переживают первые жизненные трудности и встречаются снова. На этот раз они недовольны жизнью, у каждого за плечами череда неудач. Они решают основать собственный институт и ставят целью как можно полнее раскрывать человеческий потенциал: открыть алгоритмы таланта, учения, любви...Позже они принимают в компанию антрополога Игоря Плонского, который и рассказывает всю историю.

Один балл снимаю за несколько растянутых мест и немного туманный финал, ИМХО, финал. Ну и персонажи мне показались немного карикатурными, мне трудно было представить их себе вживую. А так — замечательная повесть, настоящая социальная фантастика, очень позитивная, оптимистичная и, более того, провидческая. Нерды и гики, страх перед чувствами, все комплексы современного мира, описаны с прекрасным юмором и надеждой на лучшее будущее.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Есть и чудесная любовная история с жизненными перипетиями и счастливым финалом.

В отличие от уважаемых коллег по Фантлабу я не нашёл здесь ничего наивного, кроме смелых идей, похоже, навеянных развитием кибернетики как науки, когда казалось, что можно найти алгоритм и план для всего на свете, включая счастье. Мне они не кажутся устаревшими — посмотрите, сколько сегодня различных тренингов «личностного роста«! Наоборот, автор предвидел будущее! Более того, он спорит сам с собой: как раз само счастье приходит к героям спонтанно и лучше всего получается то, что пошло «не по плану».

ИМХО, такой повести — самое место в школе, она затрагивает вечные вопросы и предлагает ответы. Я лично чувствую себя лучшим человеком после её прочтения. Очень рекомендую.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я бы не сказал, что это научная фантастика. Скорее — беллетризованная научно-популярная литература, в основном о динамике малых групп и психологии принятия решений. Ещё точнее — не научно-популярная, а псевдонаучная, потому что не опирается ни на что, кроме рассуждений автора и его веры в безграничные возможности человека. Это из разряда той «фантастики благих пожеланий», которая проповедует, что каждый человек — гений и надо только раскопать его талант, и тому подобную политкорректную романтику.

Группа людей, говорит нам автор, лучше справляется с поставленной задачей, если участники хорошо дополняют друг друга по интеллектуально-психическому складу. — Да, это очевидно. Собери такую группу математиков, продолжает автор, и она быстренько докажет теорему Ферма. — Чепуха. Не фантастика, а просто чепуха. Дальше — больше: вырастить из ребёнка гения, вывести алгорим влюблённости — гармонично составленному групповому разуму всё по силам. В списке мировых проблем только галочки успевай ставить.

Всё это так мило и наивно, что язык не поворачивается сильно ругать автора — но и представить, кому бы я мог сейчас предложить эту книжку для чтения, тоже не могу. По тематике и научному уровню она для подростков. Написано гладко, хоть местами и затянуто, а многостраничные вставные статьи (в начале — о сверхценных идеях и в финале — о теории везения) я бы вырезал целиком. Специалистам по затронутым темам лучше эту книжку не читать, чтобы зря не раздражаться.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вневременная вещица. Как, впрочем и большинство из того, что написал Роман Подольный. С удовольствием читалась в 1970 году, прекрасно читается и сегодня. И, конечно же, в первую очередь из-за идей и мыслей, которыми она просто-таки напичкана.

Идеи теории обучения, методики отбора и создания творческих коллективов (четверть гения, однако), принципы успешного достижения поставленных целей — все это необычайно интересно, но, увы, среди писателей-фантастов такие темы особой популярностью не пользуются. Наверное потому, что придумать что-то путное и увлекательное в этом случае уж очень трудно. Куда проще писать о том, как после выстрела из лазерного карабина в груди противника появляется огромная дыра с дымящимися краями :).

Произведения же Романа Подольного достаточно своеобразны — это, как правило, оригинальный сплав науки, документалистики и собственно художественной литературы. Поэтому, очевидно, он и взялся за эту тему, поэтому повесть у него и получилась. Да ещё как — от неё достаточно трудно оторваться, а идеи, изложенные в ней, еще долго потом будоражат умы читателей. Написанное выглядит настолько правдоподобным, что, кажется, коллективная гениальность — вот она, рядом. Чуть-чуть и все мы будем какими-нибудь частями каких-либо гениев :).

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасная идея была положена в основу этой повести Романа Подольного. Я прочел ее еще мальчишкой, и она очень сильно повлияла на мою последующую жизнь. По сути, я всегда искал людей, которые дополняли бы мои возможности и мои желания своими талантами, и вместе мы могли бы сделать то, что ни я сам, ни они по отдельности осуществить бы не смогли. Поэтому я и КЛФы создавал, и редакции фэнзинов, куда привлекал талантливых людей для совместной работы, и свои фантастические идеи дарил тем писателям, кто мог бы воплотить их в достойные литературные произведения. И иногда это даже получалось...)))

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Идея довольно оригинальная (на мой дилетантский вкус, по крайней мере:wink:). Читается слегка нудновато, всё-таки герои оторвались малость от жизни, разрабатывая подтипы любви. Хотя у учёных теории тоже кажутся таковыми, как будто оторваны от жизни. Книга для одноразового чтения, особо в душу не западает. Но почитать приятно, книга добрая, герои приятные. Ведь сейчас так мало позитива в жизни...

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В трогательной и романтической повести Р. Подольный предвосхитил появление соционики. Предвосхитил, — и тут же задал сакраментальный вопрос: «А оно нам надо? Хорошо ли это — манипулирование близкими?»

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал этот сборник в год его издания. Ничего не запомнилось, кроме заглавной повести, что до неё...за идею поставил бы и 20. Основание? — «The Beatles». Всё. Sapienti sat.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Научная фантастика бедна оригинальными идеями. Они редко встречались прежде, редко встречаются и теперь. Тем приятнее видеть исключения, подобные этой повести. За сорок лет ничто в ней не устарело, повесть осталась такой же неожиданной, парадоксальной и доброй. Благодаря таким произведениям шестидесятые годы прошлого века стали называться золотым десятилетием советской фантастики.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх