fantlab ru

Мэтт Хейг «Полночная библиотека»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.11
Оценок:
66
Моя оценка:
-

подробнее

Полночная библиотека

The Midnight Library

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Если бы наша жизнь сложилась по-другому, была бы она лучше? Мы не знаем. Но та, которая нам дана, — ценна сама по себе, об этом новый роман Мэтта Хейга.

Между жизнь и смертью есть библиотека. В неё попадает 35-летняя Нора, учительница музыки из Бедфорда, когда однажды ночью вся её жизнь летит под откос. Полки здесь тянутся бесконечно. Каждая книга даёт шанс прожить свою собственную, но совсем другую жизнь. Принимать другие решения и, главное, не сожалеть о том, что когда-то не случилось. Оказывается, поступи Нора иначе в тот или иной момент жизни, она могла бы стать рок-звездой, олимпийской чемпионкой, учёным-гляциологом, женой и матерью, побывать в Австралии.

Но стала бы она счастливее?

Примечание:

Посвящение: Посвящается всем медицинским и социальным работникам. Спасибо.


Награды и премии:


лауреат
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2020 // Художественная литература (72 828 голосов)

лауреат
Книга года по версии сайта Lubimyczytać.pl / Książka Roku Lubimyczytać.pl, 2021 // Фэнтези (1 877 голосов)

Похожие произведения:

 

 


Полночная библиотека
2021 г.

Издания на иностранных языках:

The Midnight Library
2020 г.
(английский)
Опівнічна бібліотека
2021 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жить в гармонии с собой и миром — великое искусство

Довольно оригинальная книга. Хотя отчасти вторит идеям Ричарда Баха и других эзотериков. Но и свои мысли автор добавляет, и уж событийно-сюжетно полностью автономен. Хотя понятно было, что Нора будет пробовать пройти несколько вариантов собственных жизней с тем, чтобы прийти в лучшую из них, и так же ожидаемо было, что она должна понять, что перебирая варианты собственной судьбы, ты тем самым меняешь варианты судеб многих (если не всех) других людей, при этом вовсе не факт, что эти другие варианты для них будут лучшими. И единственный верный выход из ситуации — тот, который сделал она в финале романа.

Написано неплохим языком, всё внятно-понятно и не слишком заморочисто в тех местах, где речь идёт о Мультиверсуме и всём прочем подобном. Интригу автор старается поддерживать в течение всей книги и потому читатель вроде как до конца не догадывается о том, куда и к чему ведёт его Мэтт Хейг.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Простая и ценная книга. Она не содержит идей, которые переворачивают мир, но если вам знакомы сожаления об упущенных возможностях, то будет пища для размышлений. Любое принятое решение влияет на нашу жизнь и может в итоге привести к совсем другому развитию событий. Да если честно, мы и сами становимся теми, кто мы есть, только в процессе проживания собственной жизни.

Главная героиня талантлива, и ее альтернативные жизни достаточно разнообразны. Многие ли, даже при бесконечном количестве вариантов, смогли бы хоть в одной жизни стать человеком с мировым именем? При этом Нора не всемогущая — есть вещи, на которые она не может повлиять, что бы ни делала, это тоже нужно принять.

Книга подойдет тем, кто хочет взять паузу и порефлексировать.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Двойственное впечатление. Начало неплохое. Точнее, нет. Оно как раз плохое. У главной героини Ноны погибает кот Вольтер (да, она не чужда философии, и тоже самое мнит о себе автор). Ситуация сама по себе трагичная, плюс она становится последней каплей в череде предыдущих неприятностей. Нона осталась одна, ее уволили с работы, ее ученик отказался заниматься с ней музыкой в пользу другого хобби, и даже старичку-соседу больше не нужна ее помощь. И вот тут еще и кот. В общем, тоска, одиночество и кризис среднего возраста во всей красе. Нона никому не нужна и решает умереть. Впрочем, в этом она тоже не добивается успеха – попадает в какое-то странное место, библиотеку, где каждая книга – ее непрожитая жизнь (или прожитая в другом измерении, что примерно одно и тоже). И еще есть «Книга сожалений» — это все то, что в этой жизни ей не удалось, и зависло в голове, как нереализованный гештальт. Ну, как у всех – если бы я поступила на философский, а не на медицинский, вышла замуж за Тома, а не за Эндрю, стала бы олимпийской чемпионкой, не поссорилась с братом, сделала карьеру ученого… то теперь все было бы хорошо. А не то, что сейчас. С кем не бывало?

Эта часть довольно цепляюще и точно написана, я даже задумалась про аналогичные свои ключевые точки. Преимущество Норы в том, что благодаря зависанию в библиотеке у нее появилась возможность свои потенциальные жизни попробовать. Что она на протяжении большей части книги и делает. Классическое дерево возможностей, где каждое принятое решение ведет к новому варианту жизни.

Но если первые пара-тройка жизней еще интересны, то последующие добавляют только количества, а не качества. Автору явно не хватило фантазии, чтобы выбраться хоть на пару шагов за пределы дешевой «кухонной философии», так что финал абсолютно предсказуем примерно с середины книги, если не раньше. Лет в 12-16 такие истории вполне себе впечатляют и кажутся мудрыми, но чем старше становишься, тем банальнее они выглядят.

Возможно, если бы я читала это в виде текста, впечатление было бы не столь удручающим, но мне не повезло слушать эту книгу, в исполнении Алены Долецкой, чье манерное чтение добавило отрицательных оттенков к общему восприятию.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Посвящение медицинским и социальным работникам, эпиграф от Сильвии Плат да и сама аннотация настраивают на определённый лад ещё до начала чтения.

Нора Сид решила умереть.

Писатель загодя приближает героиню к решительному выбору. Повествование начинается за девятнадцать лет до предполагаемого конца. Интервал быстро сокращается.

Описывая состояние Норы Сид за 27... 9,5... 8... 7... 6... 5... 4... 3... 2... часов до того, как она решила умереть, Мэтт Хейг подводит героиню к последней черте так искусно, что нет сомнений — да, Норе не остаётся ничего другого, как наложить на себя руки.

Предсмертное нагнетание атмосферы писателю удалось особенно сильно. Вряд ли кто-то может сомневаться — автор знает о чём пишет. Именно это заставляет прислушаться. Совет побывавшего с тобой в одной переделке и вышедшего из неё с честью, совсем не то, что умные разглагольствования постороннего, наблюдающего со стороны.

Проживание Норой альтернативных жизней, использование многогранных возможностей полночной библиотеки — эта часть понравилась чуть меньше. Я понимала, что путешествие героини по собственным параллельным мирам всего лишь способ заставить человека с депрессией взглянуть на свои проблемы и жизнь в целом другими глазами. Поэтому не придиралась к бессчётным жизням Норы Сид. Прислушивалась к философским «библиотечным» заключениям. Если поступить иначе в чем-то одном, зачастую это значит изменить всё. Но будет ли новая жизнь более удачной при всей бесконечности выбора? Нужно ли человеку всего и много? Куда приятнее быть счастливым здесь и сейчас, а не дополнять очередной записью «Книгу сожалений».

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не то чтобы книга была плохо написана, но она скорее развернутый пример из какой-нибудь книге по борьбе с депрессией, чем художественное произведение. Тебе показывают человека со всеми симптомами депрессии, показывают его в тяжелый момент жизни когда самоубийство кажется единственным выходом. Предполагается что вы на этом моменте должны начать узнавать себя в герое. Дальше вы наблюдаете за теми уроками что она усваивает и как достигает некого катарсиса. Предполагается что вы вслед за ней на уровне чувств принимаете правоту ее выводов и переживаете тот же катарсис. Как она проживает чужие жизни так вы проживаете ее.

Тут есть проблема которая типична для литературы в целом — часть с Адом в «Божественной Комедии» выше оценена чем часть с Раем, антиутопии куда популярнее утопий. Так же и тут, чем ближе к концу тем больше весь ее новый опыт становится притянутым зауши и ощущается как что-то искусственное. Авторская идея все больше теряет форму художественного произведения и все больше превращается в мотивационную речь.

Единственный крупный недостаток, героиня слишком хороший человек. Просто нам хотят показать что жизнь стоит того чтобы ее прожить, но в качестве примера показывают чуть ли не лучшего представителя нашего вида.

Но в целом не плохо, особенно если в прошлом у вас были эпизоды депрессии — получится посмотреть на себя со стороны, вспомнить каково это, не пребывая в этом состоянии.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Идеальный западный духоподъемный бестселлер, который станет ещё идеальней, если будет экранизирован (может ли идеал быть ещё более идеальным? в данном случае — да, поскольку у кино охват шире). Простая, если не сказать банальная истина, что жизнь — это здесь и сейчас, а не в твоих мечтах — и уж тем более, не в чужих мечтах, примеряемых на тебя — доносится Хейгом с доступностью учителя начальных классов, с многочисленными примерами, работой над ошибками по каждому из них, легко, изящно и совершенно необременительно для читателя. Ну а предсказуемость финала — это особенность жанра. Все эти бестселлеры и блокбастеры повторяют по сути одну и ту же мысль, один и тот же рецепт если не счастья, то гармонии с собой — и будут повторять в дальнейшем, потому что насколько это всё просто, настолько же и в голове не укладывается. Здесь и сейчас, и не смейте сдаваться.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тысяча жизней

Тебе не нужно понимать жизнь. Просто живи. ‘You don’t have to understand life. You just have to live it.’

Эта книга стала «Выбором читателей 2020» на Goodreads, и да, от «Полуночной библиотеки» The Midnight Library невозможно оторваться, не дочитав. Проверено на себе. Объем небольшой, чуть меньше трехсот страниц, проглотила за три дня. Обычно на английском так быстро не читаю.

Представьте, что у вас появилась возможность прожить не один, а десятки, сотни вариантов своей жизни, реализуя те возможности, которые закрывались с каждым очередным выбором. И самостоятельно решить, в какой из возможных судеб хотелось бы остаться — сделать ее своей. Именно это случается с героиней романа Норой.

Хотя прежде все становится, ну очень плохо. Ей тридцать пять; умом и красотой не блещет; живет в маленькой квартирке с котом Вольтером (имя — дань институтскому увлечению философией). Работает в музыкальном магазинчике «Теория струн», впрочем, уже не работает. С сегодняшнего дня уволена с формулировкой: Твоя кислая физиономия отпугивает покупателей.

А ведь когда-то играла на клавишных в рок-группе «Лабиринт» с братом, та команда давно развалилась, не добившись ничего стоящего. С Джо — единственным на свете близким человеком, у нее теперь вялотекущий разлад. Так, ничего серьезного, просто у него своих проблем хватает. С алкоголем и неустроенностью личной жизни. В общем, да. Кота у нее теперь тоже нет. Сегодня в девять утра знакомый парень зашел сказать, что его сбила машина. Хреновая она хозяйка.

Лучшая подруга Игги теперь в Австралии, они мечтали уехать туда вместе, но Нора в последний момент не решилась. И теперь она пишет в мессенджере о том, что страшно соскучилась, и как твои дела? Видит, что сообщение прочитано, но трех ответных пульсирующих точек так и не дожидается. Ее просто проигнорировали. Что ж, поделом, видно лучшего не заслуживает. В последнем прибежище, соцсетях, ожидаемо глухо. Никто не каментит, не стучится в друзья, не лайкает.

Зачем жить? Все хорошее, что могло не случиться в ее жизни, благополучно не случилось: не стала ни олимпийской чемпионкой по плаванию, ни рок-звездой; мечта стать гляциологом не осуществилась. Выйти замуж за Дэна и открыть с ним респектабельный паб — тоже. С Игги в Австралию не уехала. Даже на этой вшивой работе не удержалась и кота не уберегла. И все, что у нее есть в жизни, лишь маленькая неухоженная квартирка с разбросанными всюду покетбуками из букинистического секондхенда.

Нора съедает все таблетки из аптечки и... оказывается в странном месте. Это библиотека: стеллажи от пола до потолка уходят в перспективу. На всех полках книги разных размеров, но все в зеленых переплетах. Каждая называется «Моя жизнь». А на табло ее электронных часов 00.00.00. И до тех пор, пока не сдвинулось это остановленное время, она может выбирать непрожитую жизнь, чтобы найти ту, в какой хотела бы остаться.

Как вам такое? Стать балериной и танцевать «Лебединое» в Большом. Сделаться знаменитой писательницей. Кремлевским астрологом. Звездой ютуба с пятью миллионами подписчиков. Вести собственную программу на ТВ. Знать в совершенстве несколько языков. Объездить весь мир. Владеть собственным островом. Быть успешным финансовым аналитиком. Или потерять в аварии ногу и глаз. Работать уборщицей на провинциальном вокзале. Спиться или сторчаться. Сидеть на зоне. Вариантов неисчислимое множество. И да, ты можешь выбрать.

Мэтт Хейг русскоязычному читателю, сколько могу судить, незнаком совсем, но в англоговорящем мире он человек известный. Пишет как художественную литературу для детей и взрослых, так и нон-фикшн Популярность ему принесла работа «Причины остаться в живых» (понятно, чему посвященная). «Полуночная библиотека» отличная книга с неожиданным, но закономерным финалом, под занавес уходящего года.

I want to live and feel all the shades, tones and variations of mental and physical experience possible in my life.

Sylvia Plath

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх