Чед Оливер «Тени на Солнце»
Входит в:
— антологию «UFOs: The Greatest Stories», 1996 г.
- /языки:
- русский (1), английский (4)
- /тип:
- книги (4), самиздат (1)
- /перевод:
- Л. Макарова (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vfvfhm, 11 июля 2022 г.
Итак, «Тени на солнце»...
Городок Джефферсон-Спрингс, затерянный среди прерий Техаса, ничем не примечателен. Здесь обычные дома, обычные улицы, его населяют шесть тысяч обывателей, даже фрики и те скучные. Но это именно то ,что нужно молодому антропологу Полу Эллери ,который проводит полевые исследования американской глубинки. Однако, прожив в этом городке два месяца, Эллери с тревогой понял, что это унылое бытие — всего лишь фасад, скрывающий какую-то загадку, возможно, несущую угрозу всему человечеству...
Это действительно антропологическая фантастика, только в культурном ,а не биологическом смысле. Оливер исследует острейшую и актуальнейшую тему столкновения цивилизаций, при том делая это, как настоящий ученый — строго формулируя проблему и пытаясь ее решить.
И ему блестяще удается совместить науку и литературу. Потому что профессор Эллери решает не только загадки, но и встает перед нравственным выбором ,очень сложным, который сейчас для нас опять-таки невероятно актуален — предать свой народ ради личных благ и сияющих перспектив или остаться на стороне слабых и вступить в тяжелейшую борьбу с неясным результатом.
К плюсам роман, несомненно, можно отнести сложного и неоднозначного главного героя, который не является рыцарем без страха и упрека, тем больше ты можешь его понять и принять его мытарства, как собственные.
Также в романе хорошо прописана бытописательская сторона. Глухая провинция, Остин ,столица Техаса ,в середине 1950-х — все встает перед глазами живо и увлекательно, как на интересной экскурсии.
Роман компактный, но очень емкий, поэтому даже при полном отсутствии «приключений» ,серьезной научности, от текста невозможно оторваться. И это, в отличие от дебюта Оливера ,полностью «взрослое» произведение. Вопросы секса, например, исследуются наравне с другими немаловажными аспектами.
Одно место меня только поначалу очень смутило, даже вызвало негодование. Оливер пишет о покорении англосаксами Северной Америки в очень приглушенных красках. Мол, просто согнали индейцев с их земель и поселили в резервации. А миллионы убитых, величайший геноцид в истории человечества — это как же? Ученый-антрополог не мог не знать об этих вопиющих фактах. Но потом, я смягчил свой гнев. Оливер просто не мог написать всю правду ,как есть. его книжку никто бы не опубликовал в «маккартисткой» Америке. Там цензура свирепствовала и свирепствует так, что истории русской литературы и не снилось! «Культура отмены» — это старое изобретение и вот это ученый-антрополог точно знал. К тому же он потом глухо, но проговорил важные вещи по поводу колонизации сильной культурой культуры слабой.
Да ,еще немаловажный факт. 1950-е годы — это эпоха расцвета «цивилизационной теории» ,которая впоследствии была полностью развенчана, несмотря ни на какие авторитеты (Арнольд Тойнби, например), которые ее провозглашали. Так вот Чед Оливер в этом романе уже ей противостоит. Культурные различия между народами слишком поверхностны, по сравнению с тем, что объединяет людей в единую общность человечества. Наносное изменится или нивелируется — суть пребудет вовеки. И за нее стоит бороться!
Роман с проникновенным жизнеутверждающим гуманизмом очень важен для нашей сегодняшней культуры и ее проблематики. Все творчество Чеда Оливера — честного ученого и нравственного человека проникнуто идеей добра и его победы над силами разрушения. Очень вовремя он приходит полноценно к русскому читателю. За что огромная благодарность команде Андрея Бурцева и пожелания ей успехов в этом предприятии.