FantLab ru

Евгений Филенко «Шествие динозавров»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.08
Голосов:
118
Моя оценка:
-

подробнее

Шествие динозавров

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Легко ли быть богом? Отстраненно наблюдать за жизнью чужого мира, заведомо обреченного на гибель? Фиксировать подробности кровопролитных сражений и дворцовых интриг, не пытаясь встать, на ту или иную сторону, не делая выбор между добром и злом? Главный герой романа Евгения Филенко, извлеченный из нашего времени потомками и направленный в качестве наблюдателя в далекое прошлое, на легендарный материк, которому вскоре предстоит сгинуть в океанской пучине, стоит перед трудным выбором. Ему придется решить: остаться ли бесстрастным наблюдателем или выступить против жестоких древних богов, заранее зная, что даже победа не принесет спасение жителям обреченного острова. Тем более что, сделав выбор, герой вынужден будет следовать ему до конца…

Входит в:

— условный цикл «Румбы фантастики»  >  антологию «Шествие динозавров», 1991 г.

— сборник «Шествие динозавров», 2004 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 157

Активный словарный запас: очень высокий (3308 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 54 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 37%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (5)

Шествие динозавров
1991 г.
Шествие динозавров
2004 г.
Шествие динозавров
2018 г.
Шествие динозавров
2019 г.

Электронные издания:

Шествие динозавров
2014 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это было шикарное и раздражающее чтение. Шикарное, потому что нечасто попадаются настолько масштабные и в тоже время изящные по замыслу произведения. Вымышленный автором, так сказать, «исторический полигон» великолепен и дает прекрасные возможности для спекуляций на самые различные темы — от судьбы человеческой до особенностей социального развития и пресловутой теории заговора. Кроме того, роман достаточно неплохо написан. Легкий язык, динамичное действие. Отчасти текст напоминает сборную солянку, видно, что писался по принципу «чего душа желает». Тут есть и небывалые доисторические твари, и какие-то сверхъестественные сущности, и пришельцы, и многое другое. Кому-то, возможно, все это показалось бы излишним, не имеющим отношения к собственно сюжетной линии и даже мешающим восприятию, но на мой вкус тут случай скорее обратный. Все это придает тексту дополнительный объем. А некоторые детали так просто дивно хороши сами по себе — мучающий героев романа «синдром воспоминаний о других вариантах», например. Понравились и псевдофольклорные вставки. Своеобразно написаны и с большой фантазией. И даже языколомные имена и названия не раздражали, есть в них какой-то своеобразный колорит.

В общем, многое в романе — хорошо, уместно и увлекательно. Но громадный, не побоюсь этого слова, потенциал собственных находок автор использовать не сумел. Они грудой валяются перед читателем как самоцветы неограненные. В сеттинге, словно созданном для рассуждений на социальные темы, ничего социального, по сути, и нет. Целостная картина общества ни «будетлян», ни «имперцев», в общем-то, не получилась, она просто отсутствует. Рассуждения главного героя на околополитические и околосоциальные темы не поднимаются выше кухонного интеллигентского брюзжания, над которым сам же автор местами и издевается. Удивительны в этом плане авторские комментарии, которыми снабжен текст. Стоило ли местами чуть ли не «хлестать по щекам» своего персонажа, чтобы потом самому кое-где повторять все те же низкопробные диссидентские агитки? Но это, видимо, к вопросу о переменчивости и противоречивости человеческой природы, по поводу которых сам автор цитировал Монтеня.

Вообще главный герой вызывал глухое, но отчетливое подспудное раздражение. Никак он не соответствует той роли, на которую его назначил автор. И дело даже не в типичном для представителей позднесоветской интеллигенции инфантилизме и слабохарактерности. Просто, уж извините, он не выглядит в достаточной степени интеллектуально состоятельным, притом, что автором декларируется, что искали-то именно интеллектуала. А интеллект это вовсе не способность к месту и не к месту обильно цитировать ранее прочитанное. Хотя не скрою, такие «интеллигентские понты» в этой книге таки доставили мне приятных минут. Интеллект — прежде всего способность понимать и делать выводы. А вот ее как-то Сорохтин продемонстрировал не сильно. И вообще, слишком он типичен, банален. И во мнениях, и даже в интересах. Культы личности он, видите ли, исследует. Конечно, кто же в конце восьмидесятых не интересовался культом личности, тоталитаризмом, репрессиями, прочей подобной лабудой. От исследователей деваться некуда было.

Некоторые сцены в романе слишком уж слюняво-мелодраматичны. К счастью, их немного. Кроме того, я с некоторым удивлением понял, что мне не нравится наличие в «Шествии динозавров» эротики. Хотя никакой неприязни к подобному компоненту я обычно не имею, и по нынешним временам соответствующие сцены в романе выглядят прямо-таки целомудренными, но слишком уж от них разит неудовлетворенными подростковыми фантазиями. Средненький по всем параметрам индивид не только превращается в боевую машину, но попадает то в общество, где 90% женщин — нимфоманки, то в общество, где все женщины, по его же словам, низведены до уровня животных. И хотя, ни тем, ни другим он толком не воспользуется мне как-то не очень зашло. Ну, и подспудный антисоветизм и героя, и автора, и органически связанный с ним общий унылый, пропитанный историческим пессимизмом настрой тоже не радовали. Впрочем, на этом фоне в определенном смысле сыграл в плюс финал романа: наверное, он выглядит немного натянутым, но зато в нем показан человек, который решил не сдаваться обстоятельствам. Это ценно.

И повторю мысль, которую уже высказывал в другом отзыве: хорошую книгу следует оценивать по тому, что автору удалось, а не по тому, что у него не получилось. «Шествие динозавров» — хорошая книга.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первый, значительный роман, вышедший у автора в 1991, до серии «Галактического Консула».

Построен не просто, сюжетные события перетасованы, сюжетная интрига становится понятной лишь ближе к концу.

Темпоральная фантастика, несколько ироническая, с нескоторым количеством логических ошибок. Хорошая фантазия, линия социального памфлета.

Драйв сценизма слегка снижен, герой ведёт философствования параллельно с событиями линии боевика. Позже, в «Консуле» Филенко будет писать гораздо легче.

Колорит сцен хороший. Антураж и религия нового мира продуманы, если и не слишком глубоко, то достаточно ярко.

Рассмешил скрытый комплекс автора, вплывающий в повествовании — чтобы вырваться из заевшего быта, вот бы похитил кто, хоть инопланетяне, хоть иномиряне.

Моральная линия — ТББ, плюс — минус.

Роман неординарный, прочёлся с интересом.

Оценка: 8
–  [  -2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Какую же хрень написал этот недоАвтор. Когда я приступал к прочтению этого, прости господи недоразумению, то я думал что книга будет похожа на Трудно быть богом, в ней и в

правду присутствует что то. Невнятная линия повествования, просто кидают инфу не чего более, гуже повествования я еще не читал. Отвратительный мир будещего какая то клоака,

плюс ко всему прочему, что это за неуместные отсылки к советскому прошлому, при чем отсылки не внятные, из за таких моральных уродов как автор и развалился союз, когда его

идею извратили и исказили.

Оценка: 2
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Текст в издании 2004 года существенно расширен по сравнению с публикацией в одноимённом сборнике ВТО 1991 года. Добавлено восемь новых глав, реалии нашего мира снабжены издевательскими комментариями, в конце, как положено, – восемь страниц словаря («ЮМБЛ-ЮМБЛ – эвфемизм, обозначающий половое сношение» и т.д.), повествование, кажется, стало раскрепощённее и грубее. Суть, в общем-то, осталась прежней и коротко может быть сведена к словам Аркадия Стругацкого (по воспоминаниям Э.Геворкяна): «Аркадий Натанович хмыкнул, а потом грустно сказал, что нам, молодым, ещё повезло. Мы ведь не знаем, что даже от групп мало что зависит и что за группами могут стоять силы, возможности которых нам неизвестны, интересы, которые нам непонятны, и цели, которые для нас непостижимы. Просто в один прекрасный день всё меняется, белое становится чёрным и наоборот, а нам кажется, что карты наконец открыты. Мы можем гадать и предполагать, кто игроки, но редко кому позволяют увидеть лицо хозяина игорного дома». Что, впрочем, не отменяет возможности и необходимости трепыхаться и не бросать вёсла.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не ожидал, что этот роман, в общем то не широко известного фантаста, поразит моё воображение больше, чем произведения многих мэтров мировой фантастики. Захватывающее начало. На середине — некоторое недоумение (многое кажется бессмысленным и надуманным). Далее всё становится понятным, встаёт на свои места. Последние десять глав читаются на одном дыхании.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Шествие динозавров» специально предназначено для искоренения наших представлений о штампах. Приступать к «Шествию...» следует как к отдельной, не имеющей аналогов, книге. Только в этом случае гарантируется удовольствие от прочтения (если, конечно, целью чтения не является последующий критиканский разбор на окололитературных форумах).

Путешествие во времени? Ну, да-да, есть. Экий штамп, право-слово! Только вот никаких хроноклазмов, временных парадоксов, никаких глупых «А если я убью свою прабабушку?». Лишь как данность и незначительная деталь, к которой все давно привыкли.

Приключения? Опять-таки — не являются определяющими и уж точно не являются самоцелью повествования. Хоть и есть динамичные места со свистом клинков и хрустом костей.

Если б я мог выбрать определяющий, стержневой посыл «Шествия динозавров», то остановился бы на «Взросление-становление героя». Исключительно интересно наблюдать, как из почти опустившегося хлюпика-интеллигента времен Перестройки ВЫПЛАВЛЯЕТСЯ решительный и жесткий телохранитель-историк... тем не менее не переставший думать и сомневаться.

Персонажи действует на протяжении всего романа полностью в соответствии со своими психотипами (которые, как я сказал выше, к тому же и изменяются по ходу повествования). Станиславский был бы доволен.

Сюжет — штамп? Не знаешь, к чему прицепиться — изреки с умным видом: «штамп!» Все равно «что-то похожее» всегда можно найти в других произведениях, а доказывать обратное практически нереально... да и смысла не имеет.

Язык нормальный. Главные герои говорят в соответствии со своими типажами. «Верю!» А описательная часть не только образна, но и лаконична, и изобретательна. А уж вставки фрагментов местного фольклора (в соответствующей тональности эпоса) — так и вовсе радуют слух, нагнетая... соответствующую атмосферу.

«Мутный финал»... Интересно, с каких это пор финал, оставляющий какие-то вопросы без ответов, является показателем плохого произведения? Плакал над этим пунктом аж пять секунд.

Итого... Если вам нужен боевик с незамутненным и прямолинейным сюжетом, то вам явно в другое окошко. Здесь придется думать и, о ужас, иногда даже читать фрагменты эпоса Атлантиды.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вряд ли этому роману Филенко уготована долгая жизнь. Открывая книгу, собирался прочитать произведение, написанное автором «Галактического консула». Как же я ошибся. Не в том смысле, что книгу написал не Филенко), а в том — насколько же разными оказались мои впечатления от этих книг. Время написания «Шествия динозавров» — 1991 год, и неизбывным клеймом перестройки пропечатана каждая страница этого произведения.

Сюжет — штамп, герои — дурилки картонные, язык — был бы неплохим, кабы не куча мата и жаргона, который, имхо, ну ничем не оправдан. Реакции главного героя на внешние раздражители выписаны по лекалу сонмища низкопробных аляповато-глянцеватых книжонок, финал — мутный. И единственное, что мне понравилось (за что и оценку такую высокую поставил), так это рассуждения о природе времени вообще и ее конкретной реализации в этой истории. Это хоть в какой-то степени компенсировало время, потраченное на чтение 350 страниц вышеозначенного опуса уважаемого мной (не смотря ни на что) Евгения Филенко.

Одним словом, читать советую только поклонникам писателя.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ох и потомки у нас... Доигрались, уничтожили материк, стерли из истории, а теперь ставят над ним эксперименты во времени, все равно ничему они не помешают. Впечатление незавершенности, хотелось бы узнать, что будет дальше!

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

и снова у Филенко лавирование на лезвии бритвы; кажется, что есть выбор, и есть возможность принять (пусть и роковое) решение, когда, взглянув с верху, видно, что всё уже предрешено, и «силами», и «людьми», и снова возвращение к уникальности человеческой судьбы...

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх