FantLab ru

Святослав Логинов «Колодезь»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.47
Голосов:
896
Моя оценка:
-

подробнее

Колодезь

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 82
Аннотация:

Эта книга — весьма необычна. Это фантастический роман, который в то же время являет собой и историческое повествование, раскрывающее перед нами истинную картину жизни России и сопредельных государств во второй половине XVII века. Судьба героя романа, Семена, поистине удивительна. Родившись в глухой тульской деревеньке, он попадает в плен к кочевникам и в итоге оказывается на невольничьем рынке... Двадцать лет он ходил по дорогам Востока, побывал в Мекке и Иерусалиме, на берегах Ганга и в Нанкине. Порой его шею отягощал ошейник раба, порой — в руках блистал клинок янычара, но он сохранил в сердце своем православную веру и память о доме. И вот свершилось! Чудесным образом перенесся Семен из раскаленных песков Рубэль-Хали в родные края. Но нет уже ни родного дома, ни прежней веры... Только кипит в душе Семена ненависть к старым и новым обидчикам. И вновь он отправляется в путь...

Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 309

Активный словарный запас: очень высокий (3344 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 72 знака, что немного ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 27%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Зиланткон, 1999 // Большой Зилант

Номинации на премии:


номинант
Странник, 1998 // Крупная форма

номинант
Интерпресскон, 1998 // Крупная форма (роман)

номинант
Бронзовая Улитка, 1998 // Крупная форма

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)
/языки:
русский (3)
/тип:
книги (3)

Колодезь
1997 г.
Колодезь
2000 г.
Колодезь
2010 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«И было это в темные времена, когда человек мог стать зверем, а зверь – человеком».

Век семнадцатый казалось бы в рамках истории не так далеко от нас отстоит, казалось бы, уже не «варварское» средневековье, но еще и не совсем «цивилизованное время». Но и та пора все равно по нынешним изнеженным временам была крайне суровая. Поедешь, бывало, на заработки по местам глухим и диким, а тя спеленай там лихие люди да и повези продавать басурман окаянным. И добро если вырвешься и впредь до конца дней своих из села родного ни ногой, а ведь бывало, что и в полон попадешь, десяток-другой лет помыкаешься, чудом вернешься и сам уж не рад: и жена нелюбимая удавилась, и родные тебе болей не родные, и оброк за все время полона власти ушлые с тебя уже содрать вознамерились… И даже в церквах уже непонятно как крестятся, ибо какие-то никонские реформы прошли…

Но что-то мы отвлеклись. Так вот. Роман практически не фантастический (выдумки-небывалицы тут с пригоршню, да и ее можно было бы легко сменять на пару внеочередных сюжетных совпадений), а сугубо исторический. Со многими сопутствующими жанру радостями и печалями. С одной стороны нравы и порядки тех времен, что наши, что басурманские, описаны если и не с железной достоверностью, то так, что веришь написанному, а от мелких расхождений с собственными познаниями касательно тех времен просто отмахиваешься, ибо Бог весть, они тут не важны. С другой стороны герой, как это скажем и в каких басурманских «Столпах земли», наделен двумя казалось бы взаимоисключающими чертами – удачливостью неземной да судьбиношкой чернее ночи. С одной стороны смерть ему не идет, когда он даже сам ее ищет, с другой – все дела его по итогу вплоть до конца самого идут прахом, нигде горемыке нет покоя. Сделано это ясное дело для того, чтобы роман сей прежде времени не окончился исходом благоприятным, но скучным или же смертью лютой героя заглавного, но все равно, местами око режет. Ну и ходы многие сюжетные для повестей таких смутно узнаваемы – тут вам и спасения чудесные в последний миг, и месть желанная, а затем опостылая, и разбойники, под дервишей рядящиеся, и пресечения героя внезапные с сильными мира того, и много чего еще. Но это так, не причисление изъянов, а скорее мысли вслух.

И что же мы имеем по сумме? А имеем мы, как выше молвилось, роман исторический, неведомо зачем фантастическим лишь слегка прикидывающийся, с сюжетом пусть и несколько натянутым, но увлекательным, с антуражем красочным и для произведения такого толка вполне достоверным. Поэтому мир и благословение от меня творению сему (в кои-то веки, не все ж на авторов единоземельных слюной желчной капать…)

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сложно назвать это фантастикой. Хорошая, интригующая, увлекательная историческая проза. Про хороших и плохих, больше про плохих людей.. Но и время было такое. В принципе читалось интереснее любого учебника или исторического источника. Накрывает образовательно-познавательные цели по восстанию Разина, по второй половине 17-го века на Ближнем Востоке. Фантастики в этой книге менее 5%. Иногда даже думается, а нужна ли она вообще тут была? Но книга, несомненно, хорошая очень.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не умею писать, как предыдущие авторы рецензий. Увы.

Очень хорошая книга, очень своевременная в те годы. Сейчас... не знаю. Наверное, все-таки да.

Книга, о том, что не религия, не месть, не ненависть не облегчают душу.

Душу облегчает внутренняя работа над собой, с чем бы она не была связана. Короче, сам себе судия, сам себе палач.

А если еще проще, то сам себе бог.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Колодец искупления.

Второй раз читаю этот роман и снова восхищаюсь работой автора. «Колодезь» — замечательный роман-притча, его легко спутать с историческим, так как в сюжете используется несколько событий и реалий истории, остальное же полотно сюжета — прекрасно замаскированная под историзм выдумка. И даже несколько фантастических ниточек, периодически сшивающих наиболее яркие сцены, не умаляют впечатления реальности происходящего. Язык произведения способствует полному погружению в мир книги, он колоритный, богатый архаизмами и историзмами.

Сюжет жёсткий как сама жизнь и охватывает временной отрезок в несколько десятков лет, однако изложение настолько динамично и продуманно выстроено, настолько удачно в него вплетены вечные философские вопросы, настолько безукоризнен стиль повествования, настолько сопереживаешь герою, что в какой то момент огорошено понимаешь, что начинаешь копаться в себе, сравнивая себя с героем, пытаешься осмыслить собственные поступки через призму его деяний и, так же как и он, ищешь выход к практически недостижимому свету покоя.

Герой — обычный человек, попавший в жесточайший переплет, ему не единожды ломают хребет об острые углы жизни, но он находит в себе силы прожить отведенное ему время, пытаясь не потерять себя. Он вынужденно принимает участие в ярких событиях, происходящих в 17 веке на территории России и Ближнего Востока. Его восприятие культуры и религии этих двух полярных миров, его поиски свободы и веры заслуживают уважения. И пусть он оступается, пусть иногда одевает маску, но всё же его целеустремленности и силе впору позавидовать, ведь он делает выбор и не боится отвечать за свои поступки.

Это прекрасный мудрый роман о жизни и дружбе, любви и ненависти, о прощении и искуплении, о том, что нужно всегда находить в себе силы оставаться человеком.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Великолепно! Вкусно! Оригинально! Остросоциально! Глубоко и многопланово! Вот только часть слов, которые роятся у меня в голове после прочтения.

Давно я не читал книгу, от которой невозможно оторваться. Давно не было так, что, оторвавшись, продолжал бы думать о содержании и наполнении.

Во-первых, никакое это не фэнтези, уж тем более «классическое фэнтези» (такой штамп стоит на старом издании ЭКСМО, которое я и читал). Как справедливо заметили фантлабовцы, это историческая проза с одним-единственным фант.допущением. Можно ли было обойтись без него? Сюжетно — да! Смыслово — нет. Об этом чуть позже.

Исторический антураж... Так случилось, что перед прочтением «Колодезя» я как раз закончил очередной том «Истории Российского государства» Акунина, посвященного как раз этой эпохе. Потом еще читал источники и хроники. Так что бытоописание и исторические события вроде соответствуют. Допущения, понятное дело, присутствуют, но что прощаем мы Дюма, то прощаем и Логинову. Вставляет иногда Логинов слова, странно смотрящиеся в 17 веке («специально», «профессия» и т.п.), но это весьма редко и сильно не режет. Узнал для себя даже что-то новое — о существовании «снохачества как класса». Описания битв и осад немногочисленны, но описаны динамично и достоверно...

Ладно... О чём книга?

На самой поверхности лежит тема... даже не взросления героя, а деградации личности... Как кто-то уже отмечал ниже, хочется ему придушить главного героя Семена, который из православного паренька, чтящего закон божий, превратился в Сволоч, ведущую орды мусульманской нечести на Христову землю... Да, мы видим, как человек, соромящийся спать с девкой-рабыней из-за греха, насилует под конец обычных русских, татарских и прочих девчонок. Мы видим превращение истинно и фанатично верующего христианина в локальный аналог антихриста. Видим трансформацию праведника в убийцу... Всё это так...

Но Логинов не был бы Логиновым, если бы очевидное и являлось истинным. Посмотрим на личность Семена с другой стороны. Религиозный фанатик, обрекающий себя верой в Христа на униженное собакоподобное состояние. Пронесший свою веру через плен, рабство, войну. Принесший ее обратно на родину. И вдруг осознал, что и на родине он — еретик. Все, гнойник созрел, гной начал вылазить... Как и любое выздоровление, взросление и мудрение Семена начало проявляться через нагноение. Полезла нечистота: мелочная мстительность и злоба, нечуствительность к чужой боли, отсутствие эмпатии. Все это нужно было, для того, чтобы из Семена вылез гнойник религии и чувства национальной принадлежности. И только лишившись их, он выздоровел. И он принес ведро воды нехристю, иноверцу и иноземцу, своему личному врагу. Величие после надлома. В «Многоруком боге...» Шооран через стремление к Великой Человеколюбивой Цели стал чудовищем. Семен (он же Шамон) побывал Чудовищем, чтобы обрести истинное величие.

Это очень яркое антирелигиозное произведение. Ведь реальная любовь к человечеству и религиозная нетерпимость несовместимы. В этом и смысл фантдопущения Колодца: единственное чудо, которое произошло с Семеном, было не божественным. Бог не спас мучащегося на колу Мартина, не облегчил страдания молящегося Семена, не принес воды погибающим мусульманам. Чудо сделал непонятный Колодезь, пославший преданного анафеме старика. И этот же колодезь не был готов принять православного Семена. Он принял его очищенным атеистом.

Еще это книга о смысле жизни. Верующие говорят, что смысл жизни — в прославлении богу. Но с тем же успехом можно искать его в прославлении табурета. Имперцы — в служении государству, Родине, государю. И даже если государя нет — мы его себе сами назначим четвертый срок подряд. И будем его прославлять. Но государь и Родина Семена тоже предала... Он начал искать смысл жизни в мести... Но месть не принесла ему радости и удовлетворения. И, в конец отчаявшись, он все же нашел смысл жизни. Колодезь, ведро, пустыня, напоить просящего...

И еще... Как бы странно это не звучало, книга — о вере. Не о приватизировавших веру «Православии», исламе и прочих... Об истинной своей вере... Помните, как у Леонида Соловьева в «Очарованном принце»? Ходжа Насреддин нашел свою веру: жизнь. Семён нашел свою... Найти бы и себе свою...

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Талантливое и добросовестное историческое произведение с небольшой фантастической составляющей (пространственный портал). Скитания главного героя — Семена Косорука от тульской деревни до приволжских степей в походе за солью, плен у степняков, продажа в рабство на Кавказ, снова похищение, продажа в османское войско в янычары, поход на португальскую крепость, побег, очередное рабство у жестокого хозяина — торговца, служба у Степана Разина в качестве артиллериста, а потом — доверенного лица, роль вождя башкирского племени, возвращение на историческую родину — в общем и целом приключений хватает. Достоверность историческая также на высоте, в том числе и с точки зрения религиозных догм того времени. Конечно, книга не без аллюзий, меня как экономиста позабавили рассуждения русского кузнеца по поводу вывоза сырья и ввоза любых даже простейших металлических изделий в Россию того времени — отмечу сразу — это авторское допущение, в реальности протекционизм русского государства не допускал такой возможности.

В остальном, особенно в плане морального становления героя — все очень правильно, хотя именно последний штрих книги — удивительный поступок Семена, на мой взгляд, и является самым фантастическим элементом романа.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Добротный авантюрно-исторический роман с фантастическим допущением. Честно говоря, до самого финала не мог понять, зачем автору понадобилось это фантдопущение, когда и без него сюжет бы не провис. Ан нет, Логинов снова (как и в «Многоруком боге далайна») сумел удивить в конце. За это — низкий поклон и восхищение. Кому-то эта вещь напомнила «Очарованного странника», а мне вот — «Чёрного ястреба» Саббатини, но с диаметрально противоположной моралью. Помню, Прашкевич сокрушался, что Жюль Верн, как ни пытался, так и не смог создать иного героя, кроме мстителя. А вот Логинов сумел. Ему, атеисту, удалось написать книгу, исполненную христианского духа. Да-да! Кого-то, возможно, смутит, что главный герой на протяжении большей части книги ведёт неправедную жизнь, ну так это — далеко не редкость для святых. Апостол Павел вообще забил камнями первомученика Стефана. Аплодирую автору стоя. И всё же не могу не придраться к стилю: тут и там мелькают словечки и понятия, странно звучащие либо просто невозможные в XVII веке («минута», «интересует» и т.д.), да и говор того времени выдерживается далеко не всегда. Картины быта, как обычно у Логинова, на высоте, но вот эти мелкие, казалось бы, заусеницы слегка раздражали, портя впечатление от этой очень даже неплохой книги. Большинство читателей, конечно, даже не заметили их, а я вот вздрагивал, как вздрогнул бы ювелир, обнаруживший на бриллианте одну — две шероховатости.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Истина рождается в столкновении идеала и реальности, в противостоянии императивной этики и занесенного меча. Эту истину нельзя никому передать, ибо она в тот же самый миг перестает существовать, сменяемая новой истиной. Истиной нового выбора.

Мы делаем выбор ежечасно и ежеминутно. Мы знаем, что жизнь никому не предлагает прямой дороги в царствие небесное, мы помним, что именно благими намерениями вымощена дорога в ад. И жизнь достаточно часто показывала нам: бывает, что убийство человека — единственный способ следовать заповеди «не убий».

Даже безупречные роботы Азимова не всегда могли сделать выбор из трех заложенных в них императивов. Человек же далеко не безупречен. Но выбор свой он делает — раз за разом, секунда за секундой. Иногда — спокойно осознавая свою правоту. Временами — рыча от ненависти к самому себе. Порой — плача о несовершенстве мира...

Никому не позволено делать выбор за человека. Бог, создавая человека, даровал ему свободу отречься от Бога. Это не было послано человеку во испытание, что бы ни говорили попы. Просто без права выбора человек мертв.

«Он сделал их не злыми, а свободными».

Даже с рабским кольцом на шее Семен следует собственному выбору. Это та часть несвободы, на которую он согласился — так же, как некогда согласился ходить по земле, а не летать во небесах. Взамен он оставил себе свободу выбора. Обрезанный православный с лютеранским крестом на груди, со словами «не убий» посылающий пулю в посаженного на кол Мартина. Со словами «не укради», ворующий лесину, чтобы срубить крест на могилу...

Длинная цепь убийств, предательств, обманов... Где граница, которую нельзя переступать? Где грань, за которой цель перестает оправдывать средства — или, напротив, начинает их оправдывать? Согласившись молиться Аллаху словами, а Исусу лишь в душе, Семен пошел на страшный компромисс. Вселенский патриарх Парфений, посоветовавший ему сие, принял на душу не меньший грех.

Таким был его выбор.

Логинову удалось создать героя поразительной силы духа. Семен всегда делает выбор сам, не сваливая тяжесть решения на других. И судит он себя тоже сам — ибо о других сказано: «не судите», а время Божьего суда еще не пришло.

И проклятие Колодца он тоже присудил себе сам — как наказание за все, свершенное им. Наказание, несущее искупление.

»- Тяжко жить, если не можешь даже понести наказание за свой грех. Вспомни Агасфера.

- Я всегда помню о нем».

Колодец не дарует бессмертия. И те, кто его выбирает, не помышляют о вечной жизни, аде или рае. Все в руке Божьей.

А они... Они просто носят воду для тех, кто погибает в пустыне.

(1997)

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В предисловии автор сразу же относит произведение к жанру фантастического романа совмещенного с историческим повествованием. На самом деле этот роман и ни то и ни другое. Это произведение — приключенческий роман в чистом виде. Да, с фантастическим элементов в виде колодезя-телепорта, и событиями на фоне исторических реалий, каковыми они видятся Логинову, но все же основанный на приключениях главного героя Семена в далеких восточных странах и на Руси.

Автор не наделяет своего главного героя никакими сверхчеловеческими способностями, не делает его ни сверх меры удачливым, но ввергая в злоключения позволяет ему выживать и «на дне» и «в верхах» благодаря собственной (персонажа) силе духа, настойчивости и вере. Таковой подход в приключенческой литературе весьма симпатичен для меня. А умноженный на неплохой язык автора, занимательный сюжет, интересных персонажей в итоге складывается в неплохое произведение.

Есть в нем и то, что не очень мне пришлось по душе. Так автор протащил туда авторские размышления посвященные коллизиям современности, в частности роли иноземцев и иноверцев для России (больная видать для автора тема) и аллюзии на «воровскую современность». Порою он также комкает сюжетные линии и слишком уж прямолинейно выпячивает свое отношение к описываемому, но этого немного и произведение в целом оно не портит. Таков уж прием современных авторов — заигрывать с читателем.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман ближе к исторической прозе, чем к фантастике. И он замечателен.

Как признавался сам автор, в основу его идеи легла жизнь Афанасия Никитина, того самого русского путешественника «за три моря». Долгие странствия сильно изменили русского мужика, и к концу своего пути тот так обасурманился, что и Господа Бога называл Аллахом. Герой «Колодезя» Семён тоже большую часть жизни проведёт на Востоке, обнаружив в итоге, что в родном краю его давно уже никто не ждёт. Вторым источником вдохновения стали «подвиги» Степана Разина и связанные с ним легенды.

Блуждания раба по градам и весям, поиски веры и поиски счастья — не в первый раз Логинов строит повествование от молодости героя до глубокой старости. Единственный фантастический элемент книги — волшебный колодец — появляется лишь в нескольких эпизодах, помогая герою сделать моральный выбор. «Пей, душегуб. Во имя Аллаха милосердного.» — казалось бы, лишь слова, но сколько в них опыта, сколько в них мудрости. Чтобы понять решение Семёна читатель должен пройти вместе с ним дорогами Персии, Руси и степей татарских.

Несколько портит книгу привычная логиновская критика христианства, но сам герой, что радостно, остаётся обычным верующим крестьянином, в чём-то наивным и полным предрассудков.

Итог: сильный исторический роман не без философской подоплёки.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я хотел бы поставить за роман не менее 8 баллов. Уж очень хорошо проработанна историческая часть, сюжет динамичен и не затянут, как порой случается в исторических произведениях и слог современного русского языка очень хорош, сразу видно, писал крепкий профессионал. Но не могу ставить такую высоку оценку из-за просто непереносимого желания свернуть мерзавцу ГГ шею. Вообщем била-била жизнь обычного, в чём-то небесталанного мужика и добила, превратив его в конце концов в Сволочь, именно так с большой буквы. Ибо как ещё можно назвать «русского», который

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
поднимает степняков на войну и наводит их на беззащитные русские сёла и деревни, а затем беспристрастно смотрит как те убивают мужчин и насилуют женщин
И что? Сочувствовать такой вот мрази? Объяснить всё его тяжкой жизнью? Увольте. Так можно оправдать любого тирана и маньяка. А человек, превратившийся в бешеную тварь, не заслуживает быть центральным персонажем произведения. И даже последующие его метания вызывают лишь раздражение.

Тем не менее почитать стоит, хотя-бы для расширения своего кругозора и избавления от иллюзий по поводу: «В прошлом всё было прекрасно, чисто и честно и тд.»

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга затягивает, с первых страниц создавая впечатление, что написана человеком, который не ленился изучить эпоху, которую взялся описать, что нечасто встречается в современной фантастике. Но увлекла меня не познавательность повествования, которую не могу не отметить, а его фееричность:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
простой крепостной из-под Тулы, проданный в рабство, путешествует по востоку более 15 лет на фоне сопутствующих событий...

Чем не героическая фэнтези, подумал я, прочитав вступление... и оказался прав, причём героизм этот оказывается не только обычным, но и религиозным — нам повествуется о становлении паладина, сочетающего классы рыцаря и клерика... но в лице простого русского мужика. А простой русский мужик он какой? правильно — мудрый... В самом деле, как бы ни старался автор сделать сказку более реалистичной, добавляя жедрой рукой местами натурализма, слишком явно торчащий наружу сюжет и полное отсутствие случайностей не позволяют добиться такого эффекта.

Если бы не РПГшно-целеустремлённый сюжет, и удивительная религиозная образованность крепостного мужика, история получилась бы более душевной. Именно духовностью(тм) призван захватить читателя этот роман и ему действительно удаётся заставить задуматься о чём-то таком... но о каком — думать некогда, пора бежать дальше — сюжет зовёт! Впечатление остаётся, как от искреннего порыва, искажённого в процессе наполнения смыслом и поспешного декорирования.

Кому понравилась книга, рекомендую старый отечественный фильм «Султан Бейбарс» (там вы увидите %60 этой книги, включая концовку).

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Поставил максимальную оценку, которую выставляю только произведениям, оказавшим влияние на мое мировоззрение. А этот роман заставил меня немножко пересмотреть мое отношение к религии (очень уж Константинопольский патриарх напомнил ине одного деятеля со швецарским хронометром на руке и дорогой библиотекой, пострадавшей от нанопыли). Конечно роман в первую очередь исторический, чем мне и понравился, хотя и моральные и филосовские вопросы очень интересны и хорошо сочетаются с увлекательным сюжетом. И вообще, главный герой показался мне очень близким. Рекомендую всем любителям исторической фантастики (которой, к сожалению, не много...).

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

ХVII век. Простой тульский крестьянин несколько десятков лет скитается по свету. Его испытывает и закаляет судьба. Сломает ли его православный дух этот жестокий мир?

Остросюжетный исторический роман. Автор очень реалистично рисует жизнь Руси и Востока. Только насыщенный приключенческий сюжет и небольшое фантастическое допущение дают повод притянуть сей роман к жанру «героическое фэнтези». Отлично приписаны жестокие нравы и особенности жизненного уклада того времени, определяющая роль религии в жизни народов. Книга заслуживает внимания гармоничным сочетанием развлекательной составляющей с осмыслением серьёзных вопросов, связанных с человеческой моралью. Главный герой идёт по жизни с мужицкой рациональностью, опираясь на силу веры. Он умеет ненавидеть и прощать, убивать и сеять, предавать и миловать, бунтовать и смиряться с ярмом, быть справедливым и мудрым – он просто человек, а не супергерой. Его путь труден и извилист, но в итоге он сможет обрести душевное спокойствие…

Рекомендую к чтению! Особенно тем, кто любит книги с мощной исторической составляющей. Готов поставить «Колодезь» на одну полку с «Сердцем Пармы» и «Золотом бунта» Алексея Иванова или недалеко с циклом «Варяг» Александра Мазина.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот хорош! Для тех, кто неровно дышит к историческим романам — самое то. Фантастический компонент мал, да практически и не нужен, главное в романе люди и жизни. Язык хорош у Логинова, несомненно.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх