fantlab ru

Иван Ефремов «На краю Ойкумены»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.49
Оценок:
1158
Моя оценка:
-

подробнее

На краю Ойкумены

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 152
Аннотация:

Действие повести начинается в одном из ленинградских музеев, где хранится загадочная гемма – рисунок, вырезанный на прозрачном камне. История создания геммы и составляет содержание повести. Автор уводит читателя к древним временам — в Грецию ХI –Х веков до н.э. и рабовладельческий Египет и рассказывает о приключениях молодого греческого скульптора Пандиона.

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 375

Активный словарный запас: средний (2861 уникальное слово на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 92 знака, что гораздо выше среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 15% — на редкость ниже среднего (37%)!

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


На краю Ойкумены
1949 г.
На краю Ойкумены
1952 г.
Великая Дуга
1956 г.
На краю Ойкумены. Звездные корабли
1956 г.
На краю Ойкумены
1959 г.
На краю Ойкумены. Звездные корабли
1959 г.
На краю Ойкумены. Звездные корабли
1961 г.
Сочинения в трех томах. Том 2
1975 г.
На краю Ойкумены. Звездные корабли
1982 г.
Сборник научно-фантастических произведений
1986 г.
На краю Ойкумены
1988 г.
Собрание сочинений. Том 5. Книга 1
1989 г.
На краю Ойкумены
1992 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 2
1992 г.
Великая дуга
1994 г.
На краю Ойкумены. Звездные корабли
1994 г.
Книга 1. На краю Ойкумены
1995 г.
На краю Ойкумены
1995 г.
Финикийский корабль. На краю Ойкумены. След за кормой
1996 г.
Собрание сочинений. Том 5. На краю Ойкумены
1998 г.
На краю Ойкумены
1999 г.
Собрание сочинений в 3 томах. Том 3.
1999 г.
На краю Ойкумены
2001 г.
На краю Ойкумены. Звездные корабли
2001 г.
На краю Ойкумены
2002 г.
На краю Ойкумены
2005 г.
На краю Ойкумены
2007 г.
На краю Ойкумены
2009 г.
Собрание сочинений в 8 томах. Том 2.
2009 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 2
2010 г.
На краю Ойкумены
2011 г.
Туманность Андромеды
2014 г.
На краю Ойкумены
2015 г.
Великая Дуга
2017 г.
Великая Дуга
2017 г.
Великая дуга
2018 г.
На краю Ойкумены
2020 г.

Периодика:

Путеводная звезда. Школьное чтение, 7/2001
2001 г.
Путеводная звезда. Школьное чтение, 8/2001
2001 г.

Аудиокниги:

На краю Ойкумены
2006 г.
Приключения и фантастика. Лучшее
2011 г.

Издания на иностранных языках:

ফেনার রাজ্য
(бенгальский)
Aux confins de l'Oecumène
1949 г.
(французский)
Борба за свобода
1950 г.
(болгарский)
Na konci světa
1951 г.
(чешский)
Oikumeeni äärel
1955 г.
(эстонский)
Oikumenos krašte
1955 г.
(литовский)
На краю Ойкумени
1956 г.
(украинский)
Na hranici Oekumeny
1959 г.
(словацкий)
Aux confins de l'Œcumène
1960 г.
(французский)
Aux confins de l'Œcumène
1979 г.
(французский)
Aux confins de l'Œcumène
1989 г.
(французский)
The Land Of Foam
2001 г.
(английский)
ফেনার রাজ্য
2016 г.
(бенгальский)
ফেনার রাজ্য
2020 г.
(бенгальский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  27  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительная книга, она только маскируется под исторический роман, по сути — это фэнтези. Но в самом лучшем смысле этого слова. Здесь нет злобных волшебников и драконов, девиц в бронелифчиках и тёмного властелина. Но есть очень важная черта хорошей фэнтези — книга уносит вас в неведомые и бескрайние просторы земли незнаёмой — древней Африки.

Жестокий Египет и бескрайние саванны, непролазные джунгли и берег далёкого океана... Яркие и цельные герои — смелые, сильные, красивые. Верная любовь и чистая — без червоточины и изъяна — дружба. И как всё это искренне, без тени фальши! Редкое, почти детское наслаждение, читать и верить, верить до последнего слова.

Таинственная и великая Африка переполняет ваше сердце. Это вы сжимаете копьё и стоите бок о бок с друзьями в битве с древним чудовищем — пожирателем слонов, задыхаетесь от волнения и ужаса охоты на гигантского носорога, это у вас в ушах стоит рёв восстания и приветственные клики погонщиков слонов. И это вы видите паруса в далёкой бухте. Вы проживаете чужую жизнь, как свою...

Великий автор, великая книга.

Оценка: 10
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

«На краю Ойкумены», обе книги — единственная вещь Ефремова, которую тянет перечитывать регулярно. Конечно, Иван Антонович — колоссальная фигура, но поздние его книги непомерно категоричны. Автор знает всё, что было, и всё, что неизбежно случится. Владеет монополией на истину по любому вопросу, от эволюции Вселенной до правильной на все времена женской моды. А ранняя дилогия написана как будто другим человеком. Книга, полная восторга перед лицом огромного мира, бесконечно многообразного, величественного, кошмарного и сказочно прекрасного.

К самому небу уходят стволы лесных гигантов. Трава саванн укрывает с головой и человека, и льва. Стонут от жары чёрные скалы Ливийской пустыни. Нагорья Африки покрыты ковром голубых трав и рощами серебристых игольчатых деревьев. Расцветают всеми мыслимыми красками подводные сады Красного моря. Океан встречает волнами высотой в двадцать локтей. В степи носятся стада полосатых лошадей, скачут на задних ногах антилопы, раскачивают двухметровыми шеями жирафы. Летит, как снаряд, чудовищный носорог, соскочивший с рисунка Дюрера. Из лесов выходят свиньи ростом с быка и кошки ростом с осла. Селения окружены стенами из слоновой кости. Пастухи гонят домой стада антилоп, гиен и журавлей. Юные девушки пляшут на спине разъяренного быка. Выходит на охоту таинственный зверь гишу. Мир, способный постоянно удивлять. А если мир способен удивлять, он не поддаётся однозначным оценкам, и нет в нём места предопределению.

Оценка: 10
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитала впервые, хотя когда-то давно влюбилась в «Таис Афинскую» и прочла «Лезвие бритвы», но до этой книги не добралась. Взявшись сейчас, я вновь вспомнила, за что полюбила Ефремова тогда — эта живость образов, эти реальные пейзажи, настоящие чувства, и это неповторимое ощущение присутствия. Мало какие книги запомнились мне тем, что я прожила историю вместе с героями. Здесь же не только кажется, что автор сам был одним из беглых рабов, но и себя чувствуешь на их месте. Чувствуешь гнет и подавляющее уныние рабства, ослепительное солнце пустыни, запах трав африканской саванны. Видишь впечатляющих животных, необычных и таких одинаковых на самом деле людей, наконец, долгожданную сияющую синеву моря. Узнаешь этих отважных, смелых, верных людей, преодолевших даже свою дружбу ради возвращения на родину. Преодолевших и сохравших ее навеки.

Эту книгу невозможно не прожить.

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Много я читал критики произведений И.А. Ефремова и, иной раз, вполне конструктивной. Но стоит вновь взять в руки давно знакомый ефремовский текст, или послушать аудиокнигу, как вся критика куда-то «улетучивается». Это ли не та самая волшебная сила искусства, подвластная лишь истинному художнику?

«На краю Ойкумены» — роман (или повесть) с ярко выраженным приключенческим сюжетом. Но по мере прочтения становится ясно, что приключения, написанные необыкновенно увлекательно, являются, главным образом, сюжетообразующей канвой. Особенно интересно перечитывать этот роман после поздних произведений Ефремова. Тогда отчетливо вырисовывается внутренняя взаимосвязь всего художественного (и не только) творчества писателя. «На краю Ойкумены» — прежде всего, произведение об искусстве и культе красоты людей и природы. Уже в этом произведении Ефремов формирует свою эстетику, вводя понятие целесообразности красоты, которое получит дальнейшее развитие в «Лезвии бритвы» и «Таис Афинской». Ефремов использует, как и в других своих произведениях, прием противопоставления, в данном случае, любимого им искусства Эллады (Крита) и подавляющего (как бы вырождающегося) искусства Египта. Здесь можно спорить по существу, но предмет такого спора и точка зрения автора выражены вполне определенно. Ефремов считает, что искусство не есть только предмет сам по себе, а, прежде всего, является отображением уровня общественного и нравственного развития народов и государств. Более того, Ефремов (убежденный коммунист), следуя, по-видимому, известной мысли К. Маркса, художественными средствами показывает, что искусство не только отображает мир, но и преобразует его. В этом смысле время Египетской цивилизации, в романе, подходит к концу, и видится подход новой эпохи — эллинской, более прогрессивной. Помимо этой основополагающей идеи, автор щедро насытил свое произведение конкретными историко-этнографическими сведениями. Строгий историзм повествования переплетается с художественной фантазией. Палеонтолог Ефремов придумал даже встречу героев с реликтовым зверем «гишу» (мотив, похожий на тот, что использован в его раннем рассказе «Олгой-хорхой»).

Еще одна важная мысль этого романа — утверждение об общности всех людей на земле. Эта общность коренится в миллионах лет антропогенеза и, поэтому, гораздо крепче различий, привнесенных цивилизациями. Об этом стоило бы помнить современным людям, налаживающим «взаимовыгодное» сотрудничество между странами. Интересно отметить, что все древние народы, о которых говорится в романе, (не только общепризнанные Греция и Египет) представлены высоко культурными обществами. (Сейчас, кажется, многие так не считают.) О каких-то дикарях, людоедах лишь упоминается вскользь.

Здесь впервые Ефремов начинает формулировать, на мой взгляд, также и идеал человека будущего. Пандион, например, уже обладает некоторыми чертами Дар Ветра и Мвена Маса — он больше думает о товарищах, чем о себе и, подобно персонажам «Туманности Андромеды», стремится к познанию мира. Часто говорят, что ефремовские идеалы в наше время выглядят утопично и наивно. Не могу с этим согласиться. Я думаю, дело в том, что, возможно, в это самое «наше время» мы просто всё больше отодвигаемся от этого идеала (к сожалению). Идеал гармонично развитого человека и гармоничного взаимопроникновения культур, на мой взгляд, наивным быть не может. Это представляется очевидным.

Язык романа — узнаваемый ефремовский стиль, оставляющий, прежде всего, сильное эмоциональное впечатление, которое трудно передать словами. Основные мировоззренческие идеи автора здесь еще не столь явно обозначены и отточены, как, например, в «Часе Быка». Но уже можно сказать, что со страниц книги веет «настоящей жизнью». Образы людей, животных, картин природы созданы с большим мастерством (может быть, это и есть т.н. «эйдетические описания»). Замечательная книга, которую можно рекомендовать всем.

Как всегда, с интересом прослушал аудио-вариант. Неплохо, хотя произношение исполнителя иногда, что называется, режет слух. Самый яркий пример: в слове «нарочито» ударение делается на букву «о», или в слове «сгрудились» — ударение на второй слог (даже как-то забавно в последнем случае).

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как-то так получилось, что мое знакомство с Ефремовым началось именно со второй части «Великой дуги», и это прекрасно! Точнее ни до ни после я не читала ничего более возвышенного, ничего более захватывающего... Даже сейчас супстя уже почти десять лет с того славного момента, при одном взгляде на потрепанную обложку издния 1956 года, сердце начинает биться сильнее и как и тогда, хочется все бросить и повторить путь эллина. Наверное выглядит бредово, но именно такие бурные эмоции вызывает эта Книга. С большой буквы. Она разбудила во мне, технарю по призванию, интерес к истории Древнего мира! Стремление, порыв... как сейчас помню момент где главный герой и его учитель смотрят на фантатсическое великолепие звездного неба, и это описано ТАК, что становится понятно откуда эллины черпали вдохновение для всего что создавали. Лучшая книга которую я когда либо прочла.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень сытная книга — чтобы наестся много не надо, достаточно одного кусочка, но потом непременно захочется еще, потому что вкусно :smile:

Не было желания читать взахлеб. Необходимые перерывы переносились практически безболезненно, потому как волновало не то, чем и как окончится рассказ — это было сразу понятно — но текст, как произведение искусства.

Герой кажется по-настоящему человеческим и близким, его переживания понятны, они трогают душу. Нет чувства отстраненного наблюдения, как это часто бывает, когда следуешь лишь за сюжетом — когда работают одни мозги. В процессе чтения данной книги необходимо подключается и сердце.

Ставлю 10 за прикосновение к опыту мудрого человека.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

«На краю Ойкумены» — книга, терпко пахнущая романтикой и жаждой настоящей, правильной жизни! Читал в старом издании (1959 г.) с тёмно-фиолетовой обложкой, такую не спутаешь ни с чем! С неё начинался Ефремов для меня. А книга начинается с посещения «Эрмитажа» парой влюблённых.

Попал в «Эрмитаж» и я. И узнал описанный Ефремовым зал, как будто видел его во сне. Обратился к смотрительнице, спросил, а не здесь ли Ефремов нашёл свой кристалл?

Тётенька советского воспитания улыбнулась, сказала, что на её веку я не первый, кто спрашивает. Подумала, сходила куда-то и... послала в запасники.

Оставив жену и детей в светлом зале, открыл половинку великанской двери и погрузился в полумрак заповедной пещеры. Потолок терялся в полумраке, единственная дорожка шла по середине гигантского коридора, заполненного у стен самыми разнообразными предметами и шкафами. Кажется, видел задрапированные огромные статуи, стеллажи до потолка...

Шёл, вертя головой, но не сходя с заповедной дорожкой, помня строгий наказ смотрительницы. В конце дорожки, в уголке хранилища культуры времён и народов, обнаружился крошечный домик-будочка с окошком и дверкой в одной из стенок. В окошке был виден заурядной внешности дядечка. По волшебным словам «скажите пожалуйста» он записал мой вопрос и электронную почту (дело было году в 1999 примерно).

Через пару недель на почту пришло письмо: «Со слов старшего научного сотрудника имярек кристалл, использованный к его книге «На краю Ойкумены», был придуман Ефремовым».

Но был, был Ефремов в том зале, чувствовал и он нечто, похожее на на короткий поход в глубины пирамиды знаний и истории.И в тот момент, в Эрмитаже, я был самим Ефремовым, шёл с ним по тайге, пробирался через ледяные ручьи, преодолевал перевалы.

И ведь реально ездил я, в молодости, в экспедиции, с геологами ВИМСа. Вместе с ними любовался природой, искал потерпевших крушение на автожире, пускал ночью ракеты для не пришедших в лагерь, нёсся по узкой тропинке с рюкзаком, загруженном образцами и, наткнувшись на почти разрушенную временем эпитафию «рабу божьему Константину» в виде столбика с треугольной крышей, на краю небольшого распадка, с холодеющей спиной со скрытым ужасом бежал дальше, к тёплому очагу и моим верным товарищам, уже ищущим нас! И нашедшим!

Ефремов тоже нашёл! Нашёл людей, которым он мог и хотел показать будущее. Чтобы они могли создать его с меньшими усилиями и большим пониманием. И мы — создадим! Как бы тут и там не гундели кремлины и их кураторы, вкупе со своими ботами, официальными и идейными!!!

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень интересная, познавательная и хорошо написанная книга. Читала в детстве, перечитала уже сейчас. Роман о дружбе, преданности и верности, рабстве и свободе. То, что есть у нас и то, что мы не ценим — свобода — было потеряно героями романа, и что только ни пришлось им пройти, чтобы вернуть ее. Главное, что при этом главные герои не теряли надежду и оставались верными дружбе. Она объединяла их. Как тут не задуматься...

Книга написана таким языком, что читая испытываешь истинное наслаждение. Описания настолько живые, как будто живешь в Африке или путешествуешь по ней.

Очень запомнились сцены охоты. Особенно — поимки носорога и охоты за слонами. Как будто присутствуешь там, при всей грандиозности сцен!

Весь путь можно отследить по карте, что тоже интересно.

Читала небольшими кусочками, но каждый день, решила так лучше и не ошиблась. Это как глоток воздуха тех времен!

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительно романтичный мир произведения не оставит, наверное, равнодушным ни взрослого, ни подростка. Это песня мужеству, дружбе и верности.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга о приключениях Пандиона и его товарищей посвящена эпохе, которую можно назвать «детством человечества». Мы увидели и полюбили Пандиона и в его лице — начало великой греческой цивилизации, ее дух и душу, мысль и чувство, красоту и силу. Мы увидели Египет, величие и мощь которого уже позади. Он показан очень старым миром, полным несчастья и бедствий, унижения и несправедливости. Трудно понять, насколько достоверно такое описание Египта. Допустим, что автор мог отчасти отдать дань советской идеологической трактовке истории как борьбы классов. Мы увидели странного и мрачного Кави, вероятно, обычного вояку, который мало что мог рассказать о своей родине и ее культуре. Этот человек — самый незаметный и непривлекательный главный герой книги. Мы увидели яркого и жизнерадостного Кидого, и благодаря ему получили первое, хотя и книжное, представление о великой культуре народов черной Африки. Его совершенно невозможно назвать дикарем. В целом ряде отношений Кидого показан даже более ярким, чем Пандион. Замечательной стороной книги являются описание пространств, в которых часто оказываются и путешествуют главные, и не только, герои книги. Это плавание к истокам Нила, полное поэзии, романтики, свободы и какой-то детской радости. Оно удивительно отражается в памяти. Это первые шаги по земле в начале охоты на носорога. Это путешествие по бесконечным лесам, и снова Кидого — бесстрашно идущий по ветви огромного дерева. Когда-то мир был большим, был неизвестным для людей. Он был намного опаснее, но манил вперед тех, кто хотел свободы и открытия новых далей. Отдельно стоит упомянуть мудрых стариков и замечательных девушек, относившихся к Пандиону с большой симпатией и во многом способствовавших пробуждению его таланта. Образ гишу остался непонятным. Предположим, что это какой-то очень редкий, т.н. «доисторический» зверь, «живое ископаемое». По-моему, вероятность встретиться с ним в этих местах и в эту эпоху была практически невозможной. Таким редким тварям надо размножаться, контролировать кормовую территорию, бороться с конкурентами и т.д. Наверное, они должны были вымереть гораздо раньше.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга о Людях с большой буквы.

О вере,дружбе,мечте.

Такое впечатление,что автор сам прошел все эти дороги,преодолел все эти трудности: настолько ярко и живо описание мира и героев.:super:

Гений Ефремова зачаровывает, восхищает, не даёт погаснуть вере в светлое начало в человеке, указывает путь разуму к мечте об идеале, о красоте и гармонии...:pray:

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читать, читать непременно! Для любого возраста, для спортсменов, военных, художников и натуралистов. А главное для тех — кто ещё не выбрал свой путь окончательно — для детей. История в жаркой захватывающей манере — прекрасная тема, способная уместить сразу все основные человеческие чувства и идеалы: настоящая проверенная злоключениями и временем дружба, любовь, с убедительностью выступающая за рамки сиюминутности, неуклонное несломленное стремление к свободе. И всё это органично связывается с искусством, потребность в котором не покидает главного героя даже в самые суровые моменты его жизни.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Любимая книга из далекого детства. Она прожила уже 6 десятков лет, и пожалуй, будет жить дальше. Кстати, а не стоило бы отмечать юбилеи знаменитых книг... Таких как эта?

Ведь мы многим обязаны не только Ивану Антоновичу, вечная ему память, но и героям его книг...

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательная книга из далёкого детства. Легко читается, учит добру, умению дружить, верности долгу.:hb:

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательная книга! Читал её в с упоением в детстве, с удовольствием перечитывал в юности, с не меньшим удовольствием, перечитал недавно, уже став взрослым!!! Настоящая высокохудожественная литература!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх