FantLab ru

Иэн Бэнкс «Эксцессия»

Эксцессия

Excession

Роман, год; цикл «Культура»

Перевод на русский: С. Фролёнок (Эксцессия), 2002 — 1 изд.
К. Фальков (Эксцессия), 2017 — 2 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 20

 Рейтинг
Средняя оценка:7.77
Голосов:232
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Культура сталкивается с неким артефактом, который старше самой Вселенной. Открытие грозит перевернуть Галактику и грозит Культуре новой войной с цивилизацией Affront (Хамы или Грубияны). Но может ли случится, что весь шум из-за Исключения вляется заговором внутри самой Культуры? Что иные из Разумов — столь привычных к рутинному вмешательству в дела иных цивилизаций — могут попытаться изменить их собственную культуру... В смысле, Культуру.

Входит в:

— цикл «Культура»


Награды и премии:


лауреат
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 1997 // Роман

лауреат
Премия Курта Лассвица / Kurd-Laßwitz-Preis, 1998 // Лучший зарубежный роман

лауреат
Премия «Италия» / Premio Italia, 1998 // Зарубежный роман (Великобритания)

Номинации на премии:


номинант
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 1997 // Роман — Премия им. Августа Дерлета

номинант
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2005 // Зарубежный роман (Великобритания)

Похожие произведения:

 

 


Эксцессия
2002 г.
Эксцессия
2017 г.

Электронные издания:

Эксцессия
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Excession
1996 г.
(английский)
Excession
1998 г.
(английский)
Excession
2009 г.
(английский)




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 мая 2013 г.

Своеобразный путеводитель по стройплощадке Дома Разумов Культуры, возведенного и украшенного в старых традициях барокко в «Черте прикрытия» тысячу лет спустя.

Москва не сразу строилась, Дом Разумов начали возводить с нескольких сторон одновременно: Проблема Выхода за Рамки Контекста, цивилизационный аналог остановки предложения на точке, бесцеремонно распахивает пропахшие нафталином шкафы Культуры — полноте! взгляните-ка! в те времена, когда Excession только начинало путешествие по измерениям, у кораблей Культуры еще водилась полнофункциональная биокоманда, с навигатором и капитаном!

Один этот факт потрясает больше всех остальных диковинок книги — великолепной, филигранной, невыразимо бедной, беспощадно кастрированной распечатки дискуссий в гиперпространственном чатике.

Здесь вам и глухое упоминание об Азадианской империи из «The Player of Games», выброшенное при АСТовском переводе — ну что вы, а каким он мог быть, перевод книжки об искусственных интеллектах, как не франкенштейновским подстрочником без всякого понятия о русском, английском и марейне? — 1867 год, пятисотлетие победы в Идиранском конфликте, где-то на другой стороне Галактики Элементы, обычно ассоциируемые с Особыми Обстоятельствами, уже копаются в засорившемся нужнике внегалактической цивилизации, моделируя Проблемы Выхода за Рамки на примере лудоманов из Большого Магелланова Облака. А вдруг соседи из Андромеды припрутся с ответным визитом в мгновение ока? У них ведь там, знаете ли, яблоку негде упасть.

Корабли Культуры, склочники и идеалисты, мерзавцы и мечтатели, отшельники и спящие агенты, нещадно пришпоривают межпространственную Решетку, извлекая из нее на проекты астроинженерного масштаба неисчислимо малую долю источаемой первородной инфляционной сингулярностью энергии; носится из одного конца Галактики в другой в поисках приключений на свою надежно застрахованную от опасностей задницу пылкий вьюнош Генар-Хофен, трахая всех подряд, от светских львиц до аватаров всесистемника Культуры; сорок лет носит ребенка во чреве затворница башни на берегу морском Дейджель Джиллиан; троллят друг друга в межзвездной уютненькой эхе эксцентрики и сумасброды, цветет буйным цветом в реперной точке всего цикла (отсюда есть пошла «Водородная соната», где чатикам отведено еще больше места, а Разумы не раз вспоминают «незлым тихим» слонов в посудной лавке из Банды «Интересное времечко»; на эксцентричные выходки «Спящей службы» кивает Ледедже Юбрек аватар всесистемника Сенсия в «Черте прикрытия»; через двадцать лет после Выхода за Рамки Контекста отправится в безнадежный гамлетовский квест по многоярусному пустотелому миру принцесса-воин Джан Сери Анаплиан из «Материи») основное и завидное качество Культуры, ее Галактики, да и жизни во Вселенной в целом.

Excession.

Излишество.

Поделилось бы оно с Йеном Бэнксом хотя бы тремя процентами на спасение при химиотерапии; в эти самые дни на томографическом обследовании решается, стоит ли вообще к ней прибегать или же сразу перейти к Сублимации.

Если сыграет первая ставка, мы можем еще увидеть в печати очередной роман цикла, замысел которого уже созрел, да вот на экран медсканера не ложится.

Если выпадет на вторую, Бэнкс наверняка увидит по Ту Сторону много-много интересного, как и его бесшабашная ITG.

Зачем все это нужно? Зачем все это было нужно? А просто так.

Перевод Фроленка, как уже отмечено, не имеет почти ничего общего с оригиналом. Новый перевод в серии ЗНФ бесспорно лучше, но чувствуется (уже по названию), что аж два редактора, корпевшие над ним, приложили заметные усилия, чтобы читатель постоянно задавался вопросом, а за какие, собственно, достоинства Бэнкса считают одним из величайших стилистов англосферной НФ, и кое-что там выглядит не менее странно, чем в первом издании. Беглое сравнение с подлинником показывает, что, к примеру, меры длин в системе единиц Культуры упростились до земных километров (1000 м вместо 1024 м и кликов), скептики-эленчи преобразились в «эленчей-зететиков» (да, слово zetetic «скептик» редкое, но в философских словарях присутствует и на русский обыкновенно не транскрибируется, а калькируется по смыслу), «Спящую службу» (Sleeper Service) зачем-то перекрестили в «Спальный состав», затушевав тем самым многоуровневую игру слов*, а «Курсокорректор/Корректировщик» (Attitude Adjuster) превратился в «Миротворца»; галактику Лев II путают со светилом 2 Льва (Лев-Два), основание счисления 256 озвучивают на манер сурдоперевода «два-пять-шесть».

Ладно, хватит, пожалуй. «Это сторонняя разработка».

Похоже, данный роман еще долго будет ждать адекватного издания на русском.

* Например, можно усмотреть в этом имени отсылки к sleeper agent/cell — «спящая ячейка; законспирированный агент», secret service — «спецслужба», sleeping car — «спальный вагон», sleeper car — «непримечательная по виду машина с отличными двигателями; скрытый фаворит автомобильной гонки». Стоит отметить также, что в период Первой и Второй мировых войн тяжеловооруженные морские суда, замаскированные под торговые или корабли нейтральных стран, зачастую применялись как приманки для подводных лодок и неожиданно открывали огонь, подманив врага вплотную; такие суда в британской флотской терминологии именуются special service ships или sleeper ships.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 марта 2012 г.

Пока что — лучшая книга про Культуру из тех, что я читал. В отличие от первых двух имеем фирменный бэнксовский закрученный в четырех измерениях сюжет, в отличие от третьей — практически нет фирменной же мизантропии и склонности к извращениям. Все в меру.

Помимо изощренной формы отмечу еще и очень глубокое и многогранное содержание. Во-первых, это открывающиеся с разных сторон люди Культуры. Отнюдь не всегда они действуют хорошо и правильно, способны и на глупости и на подлости. Но они это знают и в меру сил и понимания исправляют ошибки, стараются понять и принять один другого.

Во-вторых — это практически первое проникновение в мир Разумов, рассказ об их жизни, целях, о том, как они воспринимают мир. Показать эту сторону жизни Культуры было, думаю, особенно тяжело — ведь они совершенно не похожи на людей. Автору это удалось, за что — глубокий респект.

В-третьих, отдельная благодарность за Грубиянов. Новые обитатели Галактики, отличные от всех прочих, обладающие столь яркой индивидуальностью. Очень хорошо.

Высший класс, как мне кажется. Прочитал с огромным удовольствием.

Отдельно приходится отметить отвратительный перевод, практически убивающий книгу.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 декабря 2014 г.

Из прочитанных на данный момент мною книг о Культуре эта самая необычная. Необычная в первую очередь тем, что в ней мы видим ее (в смысле Культуру) глазами Разумов — могущественных искусственных интеллектов, с которыми сосуществую бок о бок люди этой цивилизации, а основа сюжета закручена вокруг того, что вполне можно назвать привидением.

Итак, корабли Культуры обнаруживают далеко в космосе загадочное аномальное образование, представляющее собой абсолютно непроницаемую черную сферу в полсотни километров в диаметре. Оно не прощупывается даже самыми мощными сканерами, не пропускает никакие виды излучений, но что самое удивительное — подает признаки разумности, а по возрасту оно старше нашей вселенной. Причем появилось внезапно, словно из ниоткуда, и там, где раньше не было ничего окромя космического вакуума. Поскольку ничего подобного Культура раньше не встречала, очень пристальный интерес к ней со стороны спецслужб и особенно Разумов вполне объясним и понятен. Однако о существовании Эксцессии (так назвали эту аномалию) узнала цивилизация задир. С этой расой воинственных монстров у Культуры отношения не то, чтоб плохие, скорее недоверительные. Слишком самобытны и агрессивны задиры. Ну а дальше и ежу понятно, что начинается война с ними. Задиры захватывают несколько баз и орбиталищ, к ним примыкает группа мятежных кораблей Культуры. И флот задир с флотом Культуры встречается возле Эксцессии. Ну а в центре этого водоворота событий оказываются совершенно не имеющие к аномалии никакого отношения люди.

Таков вкратце сюжет книги. Построен он хорошо, в начале быстро и стремительно развивается, в середине немного затянут, а затем следует такая же быстрая развязка. Вся книга разделена на несколько больших глав, каждая из которых разделена на несколько еще более мелких, в которых попеременно рассказывается о всех участниках действа. Резких перескоков в основной части нет, лишь ближе к концовке начинаются воспоминания гг, которые поначалу могут запутать читателя, но вскоре все быстро встает на свои места. Так что книга читается легко, сюжет затягиевает с самого начала, лишь где-то в середине местами бывает скучновато, глубокой смысловой нагрузки не несет и потому мозг не взрывается от обилия философских рассуждений автора. Однако несмотря на внешнюю простоту полно скрытых интриг, о которых ближе к концу начинаешь догадываться, а в развязке все уже преподносится на блюдечке с голубой каемочкой. Отдельное внимание стоит уделить нескольким вещам.

Во-первых, это задиры. Варварская по сравнению с Культурой цивилизация, смысл жизни которых в завоеваниях других народов и галактических простор. Иэн Бэнкс описывает их как бочкообразных монстров с множеством длинных щупалец, глазами на стебельках и клювом. Агрессивны не только к чужим, но и к своим, в постоянных боях с которыми проходит их жизнь. И в то же время задирам не чуждо чувство юмора, хоть и весьма своеобразное. Если вы читали книги о хищниках («Добыча» и «Планета охотников» Стефани и Стива Перри в соавторстве с Дэвидом Бишофом), то некоторые аналогии в укладе их жизни можно найти.

Второй особенностью являются Разумы. Это совершеннейшие искусственные интеллекты, управляющие не только космическими кораблями и планетами, но даже похоже и самой Культурой (по крайней мере, с каждой прочитанной книгой цикла все больше намеков на это). Поскольку живут они собственной независимой жизнью и являются полноценными индивидуальными личностями, им свойственны и все человеческие эмоции и амбиции. У них есть чувства, есть инстинкты, есть страхи. И, как и люди, они могут объединиться и вступить в сговор, причем далеко не всегда с благими намерениями. В предыдущих книгах о Разумах сказано мало, вскольз лишь. В «Эксцессии» автор раскрывает их как личности, показывая образ их мыслей, мотивы, раскрывает всю их психологию. Часто отдельные мини-главы это своебразная распечатка «чата», в котором участвуют лишь они. И из этих диалогов и дискуссий внимательный читатель увидит, насколько чужд механический разум человеческому.

За одно только блестящее описание и раскрытие сущности задир и Разумов уже стоит наградить Иэна Бэнкса высшей наградой. К сожалению, настолько же хорошо раскрыть персонажей-людей не получилось. Вроде все с ними ясно и понятно, а чего-то все равно не хватает, нет той самой изюминки, способной зацепить и заставить как-то переживать и сочувствовать. Какие-то они вышли «неживые» в сравнении с «живыми» Разумами и инопланетянами.

Общие впечатления от книги положительные. Читать действительно интересно и совсем не тяжело. Идеально для развлекательного чтения. Порекомендовать могу всем любителям космической фантастики, а ценителям творчества Иэна Бэнкса — порекомендовать настойчиво.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 февраля 2010 г.

Хорошо, что я начал читать с оригинала. Книга очень понравилась, сложная, с филигранным многоярусным сюжетом, не говоря уже о великолепно построенных декорациях — то есть вселенной Культуры. Кстати, это была первая прочитанная мной книга из цикла. Потом мне в руки попал русский перевод, и уже к десятой странице я пришел в ужас. Этот текст я бы даже подстрочником назвать постеснялся, кошмар! Жалко хорошую книгу...

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 апреля 2008 г.

Понравилось, конечно же, больше всего из цыкла. Правда я еще не все прочитал, читаю по мере нахождения переводов.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 мая 2015 г.

Книга отличается от первой книги цикла. Мне она показалась более лёгкой для восприятия и где–то даже забавной, но чрезвычайно увлекательной. В этой части Автор показывает нам свою вселенную с точки зрения искусственного интеллекта – Разумов. Именно они здесь выступают главными персонажами и действующими лицами. Они предстают перед читателем разной формы, размера, возраста и назначения. Читая про них ощущается, что Разумы не просто искусственно созданные машины, а воплощение высочайших технологий своей цивилизации, что они реально одушевлённые существа и некоторые насчитывают тысячи лет жизни. Они пугаются, вступают в заговор, спорят, ругаются, ненавидят, прощают, идут на подвиг и т.д. В своих диалогах друг с другом им порой не так-то просто добраться до сути разговора. Прежде чем приступить к серьёзному разговору сначала идёт обмен приветствиями, шутками, любезностями или колкостями – поскольку Умы находятся в совершенно разных отношениях друг с другом. Иных объединяет родство или совместные исследования, другие припоминают друг другу былые ссоры и обиды, измены и попытки вознестись. В этом плане Умы очень похожи на людей. Они обмениваются сплетнями, задают дополнительные вопросы, возвращаются к решению старых наболевших проблем. Нужно ли говорить, что появление такого невиданного явления, как Эксцессия, которое оказалось старше Вселенной, привело их не просто в замешательство или растерянность, оно заставило их паниковать и в результате из их диалогов откроется много чего интересного и прольётся свет на всю Культуру в целом. Ну а главную роль сыграет эксцентрик ,,Сновидец'' – в нём, как мне подумалось, сошлось всё самое ,,умное'' Вселенной и Культуры.

Многое узналось и о самой Культуре. Она была обществом решительно элитарным. Здесь ценятся родовитые люди. Иерархический инстинкт всегда остаётся неотъемлемой частью жизни в любой точке её пространства. Особенно это касалось потомков семей основателей Культуры. Её общество было одержимо погоней за наслаждениями и возможности для этого было неограгичены. Она сама выполняла функции верховного божества: открывала новые миры, поощряла или наказывала расы, которые стояли на более низких ступенях развития. В целом в этой части читатель действительно познакомится с Культурой.

Помимо всего прочего читатель познакомится с расой задир, которые попытаются повоевать с Культурой, потому как возомнили себя более важными и могущественными. Хотя всё их поведение говорит о варварстве и смысл их жизни в завоевании других народов. Они агрессивны не только к чужим, но и к своим, но в то же время задирам присуще чувство юмора, правда весьма своеобразное.

На фоне войны и разборок мы наблюдаем ещё и приключения людей. Бэр Генар–Хафун находит общий язык со всеми, кого встретит на своём пути, его возлюбленная Дэйель уже сорок лет является затворницей башни на берегу моря, ей компанию составляет разумная птица Гравиес и аватара ,,Сновидца'' Аморфия, а молодая и чертовски красивая, как сейчас бы её назвали, светская львица Альвер Шейх, несмотря на кажущуюся легкомысленность тоже сыграет свою роль в истории и благодаря им читатель узнает много интересного из истории Культуры и её устройства в целом.

В итоге книга прочиталась с удовольствием. Она понравилась своей информативностью, насыщенностью событий, наличием юмора, увлекательными персонажами, которые оказались столь разнообразными. Имена, будь они даны людям или кораблям–разумам опять позабавили – Автор в очередной раз заставляет читателя проговаривать про себя эти не с первого раза труднопроизносимые имена людей и забавные и говорящие о себе имена кораблей. Ну и эпилог в самом конце поставил твёрдую точку в общем впечатлении.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 июля 2011 г.

С каждым романом в цикле Бэнкс все больше приоткрывает взгляд на Культуру, все больше черточек становиться очевидней. Сюжет сложен и многокомпонентен. Самое большое достижение, по-моему — это описание кораблей. Поначалу мне показалось, что они как люди, общаются и живут также, и мотивы те же. Но с прочтением романа заметил, что корабли с их интеллектом ... другие. Автору отлично удалось показать некую чуждость их мышления, даже большую, чем явных антагонистов-инопланетян. И яснее становиться сосуществование людей и машин в Культуре.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 июня 2014 г.

бэнкс подкупает смесью «настоящей» литратуры и сайнс фикшн. блестящее владение языком, учитывая общую лексическую избыточность английского, создает набор смыслов и персонажей...повествования от имени разумов, эксцессии и людей культуры доставляют удовольствие сами по себе. сюжет очень резко начинается, затем несколько затягивается за счет дескриптивных спин-оффоф и собственно предсказуемо заканчивается. доставляет испорченный ребенок ульвер сейч — не представлю таких персонажей в качестве Джона Керри, кто по сути играет роль SC в отношении «варварской россии» :-) скорее наоборот, ульвер была более уместна как агент влияния ВВП))

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 июля 2015 г.

Слово «Эксцесс», если углубиться в словари, несет множество смыслов. Это не только «Излишество» в смысле «Расточительство». Это еще и «Злоупотребление», и «Крайнее проявление», и «Нежелательная ситуация, нарушающая обычный порядок».

В какой-то мере, появившийся в пространстве Культуры артефакт неизвестной и неизмеримо более могущественной цивилизации становится для обитателей Галактики Культуры всем перечисленным вместе взятым. Причем не объектом для изучения и разбора на детали «Эксцессом», а процессом «Эксцессия», выворачивающем наизнанку все скрытые проблемы, все только нарождающиеся или давно загнанные в самый глухой подвал конфликты, проверяющем на прочность, казалось бы, давно устоявшиеся основы и принципы.

Культура оказалась не готова к такому испытанию. Очень хотелось подтверждения, что достигнут некий рубеж цивилизованности, позволяющий подняться на новый уровень, получить билет в элитарный клуб и признание заслуг. Тем более, если сам считаешь, что достоин этого, заслужил право судить и выносить приговоры другим. Но никто не ожидал, что в этот раз оценивать по неизвестным критериям саму Культуру будут другие, и приговор окажется не в ее пользу.

У романа есть два несомненных «плюса». Первый и главный в том, что, наконец, мы можем детально рассмотреть социальную структуру и общественное устройство цивилизаций Культуры. До этого мы знали только о тех, кто «двигает» эту цивилизацию вперед, об авангарде — Контакте и Особых Обстоятельствах, но никак не о «рядовых» гражданах, остающихся в «глубоком тылу», чтобы безраздельно пользоваться благами всеобщего процветания.

И что же мы видим в этом «тылу»? Скажите мне правду, неужели то, что мы находим на бесчисленных кораблях, орбитальных станциях, планетоидах и планетах, населенных инфантильными трутнями, бесцельно прожигающими жизни в придумывании все новых и новых развлечений, эта цивилизация гедонистов, поставивших личное наслаждение в центр мироздания, именно то, ради чего вообще стоит развивать науку, лететь к звездам, терпеть лишения? Это именно то, ради чего Контакт и Особые Обстоятельства интригуют, лгут, развязывают войны, стравливают соперников, только ради того, чтобы в копилку «Культуры» добавить еще один экземпляр? Вот ради этих безучастных и безликих, с эмоциями стрекоз на летнем лугу, передоверивших свою судьбу «умным» и «компетентным» машинам, надо вообще что-то делать?

И тут самое время сказать о втором «плюсе» романа: о подробном описании деятельности «умных» и «компетентных» искусственных интеллектах, которые ведут Культуру по дороге процветания и выполняют всю «грязную» работу по расчистке пути к светлому будущему. Вот они выглядят более человечно, чем многочисленные обитатели людских ульев: они интригуют, таят давние обиды, плетут заговоры, дружат и враждуют, бунтуют против правил и сбрасывают с постаментов авторитеты. И при этом — генерируют новые идеи, экспериментируют, переживают взлеты и падения — двигаются вперед, становясь уникальными и неповторимыми, считая это наивысшим своим достижением — т.е. делая ровно то, в чем сознательно и планомерно отказывают своим инфантильным подопечным.

О, да, мы все мечтаем о безопасном обществе, в котором достаток обеспечен каждому, не надо думать о куске хлеба, можно заниматься, чем угодно, где доступно любое развлечение, где все равны и нет страданий. Но вот в чем вопрос: какую цену вы согласны за это заплатить? Вы готовы отправить на свалку любовь, достижения, открытия, поскольку они несут не только наслаждение, но и муки?

В романе есть несколько абсолютно замечательных сцен. К примеру, где участники карнавала принимают реальную войну за очередное шоу. Или вот это: «Отбросив с лица волосы, она отхлебнула из бутылочки с легким наркотическим средством. На этикетке было название: “Дур-мэн”. Над горлышком поднимался легкий дымок.– Проклятая война! Чертовы военные операции, поганый захват заложников, гадкая оккупация! – она была готова заплакать. Леффид рассудил, что пришло время действовать, и положил ей руку на талию. Она как будто этого и не заметила. Ему подумалось на мгновение, что он сейчас тоже, по-своему, начинает боевые действия». Черт, в этом маленьком абзаце о нас сегодняшних больше, чем иной автор за жизнь пишет!

Или взять историю любви Генар-Хафума и Дейэль, завершающуюся на фоне расширения Эксцессии, поскольку ей нет место в Культуре. Как нет в ней места «Расточительству», «Злоупотреблению» и «Крайнему проявлению», коими является такая любовь в действительности. Вы согласны отказаться от такого, заменив чередой чувственных наслаждений без обязательств и обязанностей?

Так что, приговор Эксцессии закономерен. Слишком много вопросов и мало ответов, и нет ответа на главный: а зачем это все нужно? Опять то же: простого выживания, сытого благополучия, безопасной норки недостаточно, чтобы стать Цивилизацией. Нужно еще что-то. Но вот что же нужно, ответа так и нет. Нет даже гипотезы, что же это должно быть. «Она посчитала нас недостойными контакта и предоставила собственной жалкой участи». И отсутствие даже не ответа, а простого предположения/предложения/ позиции, что же это должно быть, большой «минус» романа.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 июня 2012 г.

Великолепно!

Из Культуры — лучшее, что я прочел. Согласен со всеми отзывами, добавить мне нечего. Разве что ... как всегда пришлось помучиться с текстом. Читаю нижние отзывы. И плАчу от зависти .... учить надо аглицкий. пора начинать читать в оригинале!

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 января 2014 г.

Понравилось дальнейшее погружение в Культуру, и то, что происходило это на фоне стопроцентно человеческо-житейской ситуации — измена отца еще не родившегося ребенка, в любви которого была уверена, как в своей. Ну а сорок лет беременности — это уже жанровое...

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 августа 2017 г.

Это мое первое знакомство с тем Бэнксом, который с инициалом «М.» в имени. Мейнстримового Иэна Бэнкса, который написал «Песнь камня» и «Шаги по стеклу», я люблю всей душой, и может, потому на протяжении практически всего романа хотелось чего-то большего.

Самое лучшее в «Эксцессии» — это декорации. Миры, которые конструирует на своих громадных площадях всесистемник «Спальный состав», и детали быта Хамов, и управляемые извне сновидения, празднество под разрывы авиабомб и развернутая в космосе громадная флотилия кораблей... — Бэнкс, как всегда, фонтанирует неожиданными и потрясающими идеями. Конечно, в половине из них угадываются классические штампы фантастики, но и классику автор, то ли стебаясь, то ли с чисто детской увлеченностью лихо помножает на два, на три, так, что результат на выходе все равно заставляет раскрыть рот от восхищения.

Самое лучшее в «Эксцессии» — это люди, люди и Хамы, со вкусом написанные портреты, отношения, судьбы. Какие-то мелкие детали, вроде истории тихого социопата, несущего службу в неприметном хранилище боевых кораблей — детали, не имеющие прямого отношения к сюжету, но являющиеся частью яркой мозаики этого мира. Эх, был бы роман о людях. Но главными действующими лицами в «Эксцессии» являются не они, а Разумы. Их отношениям отведена львиная доля всего повествования; ну а поскольку Разумы являются, строго говоря, искусственными мозгами, арсенал выразительных средств, позволяющий их описать, крайне скуден. Бэнкс ограничивается только чатами — скорее всего, умышленно, вот только читать растянутую на десятки страниц переписку очень скоро надоедает, как бы он ни старался ее расцветить.

Возможно, это на любителя читать чужие дискуссии в интернет-чатах и воображать тех, кто стоит за ними. Возможно, просто на любителя. Для меня же самым лучшим в романе стало все то, что проходит в нем фоном.

Если вернуться к центральной истории с Эксцессией, то окажется, что та являет собой, опять же, классический сюжет. И здесь уже не сказать, чтобы автор старался как-то выйти за рамки. Все довольно просто. Конечно, в целом, если вычесть межпланетную переписку кораблей, «Эксцессия» довольно увлекательное чтиво — как говорят, «читается легко и с интересом». Вот только, повторюсь, хочется большего.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 марта 2008 г.

До середины не читалось, а мучилось. После середины война (захватило), а в конце... По моему пшик.

Единственная ценность книги — это нарисованный автором мир с мега технологиями (качественно, научно).

Интересная идея: цивилизацией управляют не люди, а искусственные мозги.

В целом, малопривлекательно.

Оценка: 6


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

  




⇑ Наверх