fantlab ru

Иэн Бэнкс «Взгляд с наветренной стороны»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.07
Оценок:
268
Моя оценка:
-

подробнее

Взгляд с наветренной стороны

Look to Windward

Другие названия: Смотри в лицо ветру

Роман, год; цикл «Культура»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Судьбу миллионов «чужих» суждено решить не армиям и не полководцам, а просто одному-единственному человеку — убийце-«камикадзе» Тибайло Квилану…

Входит в:

— цикл «Культура»


Награды и премии:


лауреат
Опрос сайта "Космический таракан" / Prix du Cafard Cosmique, 2003 // Книга года (Великобритания)

Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2001 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов. 9-е место

номинант
Финская премия "Блуждающая звезда" / Tähtivaeltaja-palkinto, 2005 // Научно-фантастическая книга (Великобритания)

Похожие произведения:

 

 


Взгляд с наветренной стороны
2003 г.
Смотри в лицо ветру
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Look to Windward
2000 г.
(английский)
Look To Windward
2001 г.
(английский)
Look to Windward
2002 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

Альтернативная версия заметки https://goo.gl/m0cPYd

---

Основная сюжетная линия «Взгляда с наветренной стороны» внешне (и только внешне) столь проста, что без труда умещается в один абзац.

На протяжении 300 с хвостом :-) страниц главный герой — челгрианец (а вовсе не человек, как указано в аннотации; хотя первые три буквы действительно совпадают... по-русски...) Тибайло Квилан — сначала приходит в себя после кастовых войн планеты Чел, потом на правах посланника победившей стороны внедряется в общество одного из орбитальных поселений Культуры (последовательно переименованной в «Цивилизацию»), ищет встречи с композитором-диссидентом Махраем Циллером, ярым противником кастовой системы и беженцем с Чела, таскает с собой личностный слепок челгрианского ветерана-особиста и думает,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
совершить ли ему самый масштабный террористический акт последнего тысячелетия или воздержаться все-таки от убедительного возмездия Культуре за свою испепеленную возлюбленную и погибших на войне соплеменников.

Действуя вроде бы по собственной воле. В этом и заключается основная фишка книги. В ней все думают, что действуют по своей воле. В согласии со своей правдой и своими законами. Как правило, нечеловеческими, да и Культура ведь создана не людьми и происходит не с Земли. Величайшая катастрофа Культуры на прогрессорском фронте, столь масштабная, что она по принципу противодействия породила целую галактическую сеть Послежизней, как райских, так и адских (об этом в «Черте прикрытия», непрямом продолжении данной книги), и оставила на репутации Контакта неизгладимое пятно, описана беглыми намеками, отрисована скупыми штрихами. И от этого сознание непоправимости случившегося только усиливается.

В двух последних главах с эпилогом Бэнкс

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
полностью обессмысливает все чаяния главного героя с тем же изяществом, как надежды Хорзы
в первом романе цикла (перекличка названий не случайна), и проливает свет на столь отдаленное будущее Культуры, по сравнению с которым даже «Черта прикрытия» безнадежно погребена в анналах истории.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Стоят ли жизни пяти миллиардов нескольких смертей, если те, которые строят живые звездолеты размером в сотни километров, конструируют виртуальность, превосходящую реалистичностью истинный мир, а также распространяют свое присутствие повсюду в Галактике со скоростью, ограничиваемой лишь собственными юридическими установлениями, оказались способны устроить террористическую атаку на самих себя?

Не является ли куда более страшным ущербом для всей Культуры эта очередная (после Проблемы Выхода за Рамки Контекста в «Излишестве») итеративная дилемма заключенного?

У Особых Обстоятельств, как всегда, есть ответ и на такие вопросы. Но даже полного оборота Галактики вокруг своей оси будет недостаточно, чтобы исцелить все раны.

Даже в утопии, или месте, некогда известном под названием Культура.

Перевод чудовищен. О том, как Культура стала Цивилизацией, я уже говорил. Следует добавить, что Идиранская империя превратилась в Айдайран, «Непоправимый ущерб» — в «Последнее разрушение», всесистемники (General System Vehicles) — в Суда Союза Генеральной Системы, Особые Обстоятельства (Special Circumstances) — в Чрезвычайную полицию, VTOL (аппарат вертикального взлета-посадки) — в «представительство контрразведки», а нейросетевое кружево (neural lace) — в «нейтральный лазер» (!). Излишне упоминать, что пропала игра слов с названием хабитата, на котором происходит действие основной части книги. В оригинале орбитальная колония называется Masaq, и это звучит (в беглой речи) так же, как massacre — массовое убийство.

PS. ааа иии, пердящими подростками Культурный мессидж книги не исчерпывается.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из лучших фантастических романов Бэнкса и один из немногих романов современной фантастики, где люди находятся на периферии повествования, а в центре внимания -- представители негуманоидных рас. Очень интересен попыткой передать нечеловеческую психологию. И, на мой взгляд, эта попытка удалась.

Русское издание от АСТ -- предельный образчик того, как НЕ НАДО издавать переводную фантастику (хуже не бывает). Перевод чудовищен! Иные ЛПФы советских времен были во сто крат лучше. Редакторская правка и корректура отсутствуют напрочь.

Моя оценка -- автору: +10; издательству АСТ: низачот!

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, это пока мое самое большое разочарование из всего Культурианского цикла. Роман скучный, меланхоличный и какой-то нервный. Плохие парни карикатурно отвратительны, а хорошие выглядят больными на всю голову, несмотря на всю свою чрезмерную патетику. Пожалуй, именно в этом романе в описаниях Культуры явственно проглядывают черты знакомого нам Града-На-Холме, несущего всем Свет из глубин Северной Америки. Такое же пренебрежительно-поверхностное отношение, такой же пафос, такие же постоянные грубые вмешательства, жестокость и бессердечие ради то ли «великой цели», то ли … ой, извините, отвлекся…

Так вот, «Взгляд с наветренной стороны» камерный роман, но все из его немногочисленных действующих лиц более чем эксцентричны, и заслуживают того, чтобы на них остановились подробнее. Итак, в романе три основных персонажа. Номер первый – Квилан, ветеран Кастовой войны с планеты Чел. Страдает пост-травматическим синдромом, его нескончаемая скорбь по трагически погибшей жене явно патологична и указывает на серьезное расстройство личности. Однако, вместо помощи хорошего психиатра, он попадает в лапы фанатиков (монахов и реваншистов, что для автора, очевидно, одно и тоже). Кстати, о лапах. У челгрианцев есть пятая конечность, расположенная на животе. Да, зайцам пятая нога не нужна, а тут – пожалуйте. Зачем эта штука нужна челгрианцам, и какова их анатомия в таком случае, автор толком не поясняет, просто есть и есть, в общем Квилан этот выглядит как Чубакка с пятой ногой (точнее рукой) на животе.

Номер второй – Махрай Циллер, махровый (зачеркнуто) мохнатый великий композитор, еще один челгрианец. Диссидент, который несколько лет назад изощренно оплевал всех своих соотечественников и бежал с Чела на Мейсак, гигантский орбитальный комплекс Культуры. У меня на протяжении всей книги он ассоциируется то с Ростроповичем, то с Рудольфом Нуриевым (были такие мохнатые (зачеркнуто) махровые диссиденты). В чем заключается гениальность этого композитора, толком не поясняется, просто крутой и всё, всем нравится, даже Квилану, а граждане Культуры в диком восторге. Музыку пишет по заказу, так сказать, правящих кругов, одним словом настоящий конъюнктурщик. Сам по себе этот Циллер – персонаж склочный, истеричный и патологически трусливый. Одна из последних глав романа, где показана его охота, выглядит довольно странно, возможно автору в какой-то момент стало самому противно от трусости этого персонажа, и он решил добавить этот эпизод, ну вроде как: может этот Циллер и не трус вовсе, а просто обычный социопат. Очень может быть.

Номер третий – Оген Цлеп, ученый из Культуры, сделал из себя летающую обезьяну, изучает мегафауну аэропузырей где-то на задворках Галактики. Случайно становится свидетелем заговора фашиствующих монахов, а потом оказывается героем «шикарного» разоблачительного эпизода! Бэнкс много раз подчеркивал, что в Культуре нет денег от слова вообще, и тут этот Цлеп на вопрос о том, как он будет расплачиваться, отвечает на голубом глазу: «С моего банковского счета в Культуре!» — Здесь вынужден добавить, что это вольности переводчика, и в оригинале нет никакого «банковского счета» (спасибо уважаемому FixedGrin).

Ну, и несколько второстепенных персонажей. Кейб – псевдопосол от цивилизации хомомданов, анатомия его столь же таинственна, как и его дипломатическая миссия, понятно только что телом своим он велик и тяжел. И.Х. Терсоно – назойливый автономник, похожий на летающую фарфоровую супницу, переливающуюся всеми цветами радуги. Хаб – повелитель (Разум) Орбиты Мейсак, тоже еще один ветеран, патологический манипулятор, безнравственный даже в своем суициде. По моему мнению, он если не заставляет, то уж точно поощряет и провоцирует вверенных ему обитателей Мейсака на все те безумные глупости, и по сравнению с которыми пресловутые мудрецы, пустившиеся поплавать в тазу по морю в грозу, выглядят настоящими Титанами здравомыслия. Хайлер – еще один ветеран-челгрианец, впрочем про него не буду, и так уже много написал…

Так вот, в романе всего несколько действующих лиц, все подчеркнуто не-люди, но при этом действуют, размышляют и поступают совершенно по-человечески. И еще пять миллиардов душ челгрианцев и пять миллиардов граждан Культуры. Но, как метко заметил один известный исторический деятель, гибель одного – трагедия, гибель миллионов – статистика. Так у Бэнкса и получилось, не смотря на весь гуманитарно-философский посыл этого романа.

К сожалению, финал в общем-то оказался ожидаемым и, на мой взгляд, неоправданно кровавым. Несмотря на приторно-правильный сюжет, искусно выстроенный Бэнксом, лично у меня осталась подспудная досада от того, что Квилану не удалось довести до конца свою миссию. Наверное, это не та реакция, на которую рассчитывал автор, но, с другой стороны, именно в этом романе Бэнкс наиболее ярко показал Культуру как сборище кровожадных садистов. А вообще, больше всего в романе мне понравились представители мегафауны из аэропузырей – бегемотаурусы, бегемотовые деревья (напомнили интегральные деревья Ларри Нивена), такие большие спокойные добряки, правда, немного с душком, но главное – настоящие Не-люди, и совершенно бес-Культурные.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман Иэна М. Бэнкса весь, насквозь пропитан ощущением эха. Эпохальные события прошлого, великие и малые, рвут ткань пространства-времени, и гулко, волнами ходят по Вселенной, меняя и искажая судьбы тех, до кого докатился отзвук далёких, далёких событий.

...Жители Культуры со скорбью встречают свет искусственных сверхновых — Новых Близнецов — величайшей катастрофы Иридианской войны...

...Концентратор Масака раз за разом впитывает в себя эхо собственной гибели и смертей тех, чью жизнь он прервал...

...Майор Квилан купается в волнах памяти о безвозвратно ушедшей жене, навеки мучаясь ощущением, что это — только эхо потерянного, безвозвратного...

Эхо — это своего рода ветер.

Почему же всё-таки роман называется «Look to Windward»? Отчасти и от этого накатывающего чувства эха, но не только. Большая часть героев ещё упорно разворачивается лицом к обволакивающим их обстоятельствам, и смело смотрят им навстречу. Значит ли это, что они способны противостоять контексту целой Вселенной? Далеко не всегда. Но дело здесь — в вызове, в ощущении себя мыслящим и чувствующим существом, в способности противопоставлять нечто окружающему миру. В вероятности... борьбы.

Композитор Махрай Циллер спрашивает древний и сложный Разум, может ли ИИ смоделировать его музыкальный стиль, и написать симфонию? Конечно, могучий интеллект способен на это, но такое произведение не будет иметь ценности. Любой творческий акт — это противостояние с самим собой и окружающим, борьба, восхождение. Любое деяние — это сражение, и в этом его непреходящая ценность. В этом ценность самой жизни. Смотреть в лицо ветру...

Под простым, казалось бы, сюжетом (его хитросплетения куда проще, чем в «Use of Wreapons» или «Excession») скрывается несколько довольно необычных и непростых проблем, вопросы, на которые сложно ответить.

Сама Культура. Утопичный мир гедонистов, где её жители избавились от большинства угроз и даже стали в охотку их создавать искусственно. Да, это так. Абсолютная свобода порождает излишество... Но... Быть может, именно возможность выбора — это и есть высшая форма общественного состояния, когда все «желающие странного» отсеиваются от общей массы, избегают соблазнов, творят, познают, удивляются... Но стоит ли этого огромная масса общечеловеков, предающихся наслаждениям под ласковым присмотром Разумов?

Личность и бессмертие. Это весьма сложный и неоднозначный вопрос. Личное бессмертие — притягательное чувство собственного не-конца, невозможности растворится в Вечности, полного исчезновения... Но личность и разум — это точно ты сам? Можно ли тебя по настоящему скопировать, перенести с одного носителя на другой, как программу? Ответа нет... И действительно ли это вечное существование необходимо? Решение Квилана и Концентратора необычно и странно, они бегут от собственной личности, но неужели они предпочитают небытие бытию? Ответа нет...

...А завершить мне хотелось бы прокруткой одной сцены из начала романа. Когда общество весёлых и беззаботных гедонистов замолкает и поворачивается лицом к отзвуку древней трагедии своего мира. Скорбь объединяет. Также как ощущение собственных ошибок помогает познавать самоё себя.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Смерть, любовь и (не)принятие

Интригует, захватывает, заставляет переживать! В традиционном предисловии хочется похвалить автора за сильную работу. И пусть в моём личном рейтинге она немного не дотянула до Эксцессии, но подошла максимально близко. В надежде на такие книги — я начал читать этот длинный цикл и они периодически в нём встречаются.

Муж, жена, разгар боя. Муж застрял под каким-то бэтээром и не может выбраться. Флаер летает рядом и срочно нужно эвакуироваться, а враги ещё напирают. Жена прощается с мужем и отпускает его прикрывать тыл, улетая на флаере.

Так мог бы начинаться любой роман из цикла Культура, так как Иен Бэнкс любит окунать читателя в гущу событий сразу, без особых прелюдий! И я уже к этому привык, так что скорее был бы удивлён какому-нибудь спокойному прологу.

Потом странная часть со светским вечером инопланетян, где все странно друг с другом общаются. Среди них оказывается композитор Циллер, который чуть позже объявит о планах написать симфонию посвящённую уничтожению 2 звёзд в Идиранской войне 800 лет назад. В скором времени на орбиталище, где они все находятся — станет виден этот взрыв, так как звёзды как раз в 800 световых лет от него и свет их взрыва вот-вот дойдёт до него.

А дальше мы попадаем в другую линию сюжета — где оцифрованную личность генерала Хайлера импортируют в майора Квилана, где они мирно уживаются и планируют культурную миссию к Культуре. Простите за каламбур. Хотя ещё смешнее, что странные переводчики назвали её Цивилизацией.

Кстати, того самого Квилана, который вроде как погиб в прологе, но, по-видимому, не все так однозначно, вспоминая базу цифровых личностей и упомянутого недавно генерала.  Видимо подробности будут позже, но я их вам, конечно, спойлерить не буду.

Поражает, как очередной недоразвитый — а именно наш не мёртвый майор — рассуждает о Культуре и пытается понимать её в рамках своих знаний и опыта. Это не первый раз в цикле, пожалуй в каждой книге мы читаем подобное. С одной стороны кажется, будто автор специально так подчёркивает несостоятельность этих персонажей, но с другой — здесь есть и второе дно. Это некая рефлексия нашего человечества, которая обо всём может мыслить лишь своими понятиями и практически не способна заглянуть за грань. Я бы даже сказал, что некоторая рефлексия по отношению к самому себе — ведь автор пытается выдумать какими были бы инопланетяне, сам при этом понимая ограниченность нашего человеческого представления о них.

Интересная отсылка к Айзеку Азимову случается в разговоре между Циллером и аватаром разума орбиталища — где они обсуждают, смог бы разум, по сути искусственный интеллект, робот — написать симфонию, вместо него?

Самое любопытное, что мегамощности для компьютеров не понадобились, чтобы ИИ в нашей 21 веке смог это делать.

Но о чём же этот роман на самом деле? Это ницшеанско-достоевщинская проблема о праве властвовать над судьбами других и губить их. Это драма о несчастной любви, столь глубокой, что человек не мог и не хотел её пережить. Это размышления о существах, достигших уровня могущества богов, но не ставших от этого более рациональными.

И всё это — упаковано в шпионский детектив галактического масштаба!

Действительно сильная книга цикла.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почему: цикл Культура, одна из вершин современной космической фантастики

В итоге: композиционно очень хороший роман. Три основных линии, одна вспомогательная, флэшбеки.

Основная тема — преодоление или невозможность преодоления горя утраты, а также проблема искупления за военные преступления.

Всемогущая Культура нечаянно спровоцировала гражданскую войну в одной кастовой цивилизации. Принесены извинения, но челгрианам этого мало. Челгрианский посол прибывает с тайной миссией на орбиталище Масак. Параллельно мы узнаём из его воспоминаний о тяготах войны, о безвозвратной гибели любимой.

Орбиталище — такой огромный непрерывный обод вокруг звезды, шириной в тысячи километров. 50 миллиардов жителей, все возможные и невозможные климатические зоны. Так про него вкусно пишется, как будто побывал там. Управляет орбиталищем один из Разумов, у которого тоже непростая предыстория. Когда-то он был боевым кораблём и чуть ли не в одиночку переломил ход войны с идиранами. Естественно, не обошлось без жертв, в том числе граждан Культуры. О чём Разум и сожалеет.

Эти две линии постепенно сходятся и в конце все получают, чего они хотят больше всего.

Очень хорошо написано, но по-прежнему не сравнится с моими фаворитами цикла Культура — ВСПОМНИ О ФЛЕБЕ, ИГРОК и МАТЕРИЯ. Возможно потому, что война только в воспоминаниях.

Из переведённого осталось прочитать только «Несущественную деталь» и своеобразные «средневековые» «Инверсии». «Водородную сонату» еще не издали. Есть только пиратское минское издание. В интернете его продают за пять тыщ без малого. В электронной версии «Соната» отсутствует.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отвратительная тягомотина. До конца дочитать не смог. Остановился где-то на трети книги.

Куча рас, описание которых всплывает как-то неожиданно — при знакомстве с персонажем представляешь человека, а потом оказывается, что у него три ноги, шерсть или рост 4 метра. И мозг пытается перестроить все сюжеты, связанные с ним, под новую картинку, а в итоге получается скомканная сумятица в голове.

Повествование тянется и не дает какой-то информации, а если и дает, то через обрывки воспоминаний персонажей. Ощущаешь себя в каком-то новом месте, где нужно самому во всем разбираться — это как минимум некомфортно. Ни один из героев к моменту, когда книга уже стала раздражать, не оказался достойным того, чтобы его историю хотелось бы запомнить.

Обилие персонажей с именами, неявными описаниями внешности и историями их народов вроде как должно было быть плюсом, потому что предполагалось, что читатель погрузится в богатую вселенную книги, но оказалось главным минусом, потому что (как бы это эгоистично не звучало) сначала нужно заслужить право «быть отмеченным и запомненным» читателем.

Возможно, моей ошибкой было то, что я взял эту книгу первой из всего цикла, а нужно было начинать с самого начала, но я могу привести пример Азимова с его Галактической Историей, которую можно было начинать читать с любой книги и, если в итоге заинтересовался, прочитать смежные части или начать читать с первой книги.

Из плюсов могу отметить разве что некоторые идеи типа возможности переноса сознания в устройства, но сейчас это не ново как идея фантастического произведения и даже, можно сказать, избито.

Оценка: 3
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вообще, вспоминается известный запрет есть мяса козленка, сваренное в молоке матери его.

Примерно те же чувства вызывает скорбь людей, являющихся потомками народа, разрушившего мир, а свет взрыва, связанногос теми событиями еще только долетает до них из глубин галактики.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга скучнее, чем могла бы быть... но на русском ее читать просто невозможно. Издавать черновик перевода — такого вроде бы еще не случалось... .оценка неизбежно снижена.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

некоторые сюжетные линии скучноваты, но зато другие не дают заснуть... ну и неожиданные повороты сюжета и скрытые связи очень хороши.... рекомендую, но у автора есть и получше.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Безвкусица, не идущая ни в какое сравнение с блистательной историей игрока Гурдже. Допустим, учёный растяпа, случайно оказавшийся в нужное время в нужном месте,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
проник в заговор тёмных, пишущих с капслоком сил Вселенной.
Вполне себе сюжет, но для рассказа (скажем, Роберта Шекли), и вовсе не надо было растягивать его на роман, даже если у автора имеется с полдюжины красивых идей. Похоже, что Бэнкс сгрёб в кучу идею airsphere, не вошедшие в предыдущие опусы живописания орбиталищ, сюжет шпионского типа, что-то-там понаписал про сохранение душ, и немного разбавил британским юмором — на весь мир знаменитым, ага. Про души было бы круто и сравнительно ново где-нибудь в 1960-х, но никак не в 2000-м. И так вышел очередной роман… ну что ж делать, недолгую (по меркам Запада) жизнь проживать надо было достойно, а не сидя на социальном пособии.

Но сколько уже можно изыскивать способов употребления слова “fuck” и его производных? А ужасы гражданской войны? Похоже, что с Хемингуэя списаны («По ком звонит колокол») или ещё откуда-то, но автор явно писал о том, что плохо понимает. Ну куда же тебя понесло, Иэн? Если ты разбил свой «Порше» (вероятно, вследствие превышения скорости) и получил своему телу лёгкие повреждения, то не следует полагать, что уже надо писать о солдате, до полусмерти придавленном танком.

Оценка: 5
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Решил дать автору последний шанс и... чуда не произошло. Она лучше того, что я читал до («Несущественная деталь», «Выбор оружия»), но все равно так себе. Местами автор прям очень круто все описывает, прям за живое берет, а местами все скатывается в кашу и унылую графоманию. И такая мешанина на протяжении всей книги. На протяжении всех его книг я бы даже сказал. Инопланетята отвратительные, ведут себя и думают как люди. Ожидаемая драма как обычно слилась где-то на середине и лишь отдельные флешбеки вызывали хоть какой-то интерес.

Самое плохое — это финал. Мало того, что автор не сделал ЭТО, так еще и эпилог просто какой-то трэш уровня дешевых триллеров с дебильным А ВОТ КАК ВСЕ БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ на последней странице.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх