FantLab ru

Иэн Бэнкс «Осиная фабрика»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.29
Голосов:
1328
Моя оценка:
-

подробнее

Осиная фабрика

The Wasp Factory

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 134
Аннотация:

Фрэнк больше всего в жизни ненавидит море и женщин. Он живет в отдаленном шотландском местечке вместе с отцом, жизнь тиха и размеренна: он как обычный подросток его лет охотится на диких кроликов, выпивает пиво с другом в городе и ведет хозяйство. Ему не повезло со старшим братом, который сошел с ума и находится в сумасшедшем доме, куда попал из-за событий, которые не могут уложиться в голове у нормального человека. А ведь Фрэнк — нормальный парень. Правда в своем шестнадцатилетнем возрасте ОН уже убил троих и вокруг ЕГО острова установлены Жертвенные Столбы, а на чердаке ЕГО дома ждет новых жертв Осиная Фабрика. Но главное испытание его ждет впереди: ведь ему придется вплотную столкнуться с одним из объектов своей ненависти и пытаться с этим жить.

© sham
Примечание:

Существует сетевой перевод Виктории Дорониной.


Награды и премии:


лауреат
Премия Курда Лассвица / Kurd-Laßwitz-Preis, 1992 // Лучший зарубежный роман

Номинации на премии:


номинант
Премия Джеймса Типтри младшего / James Tiptree Jr. Award, 1995 // Ретроспектива Типтри

Похожие произведения:

 

 


Осиная Фабрика
2002 г.
Осиная Фабрика
2003 г.
Осиная Фабрика
2004 г.
Осиная Фабрика. Шаги по стеклу. Мост
2004 г.
Осиная Фабрика
2007 г.
Осиная Фабрика
2008 г.
Осиная Фабрика
2010 г.
The Wasp Factory / Осиная фабрика
2011 г.
Осиная фабрика
2017 г.
Осиная фабрика
2017 г.
Осиная фабрика
2017 г.
Осиная фабрика
2019 г.

Аудиокниги:

Осиная фабрика
2009 г.
Осиная фабрика
2011 г.
Осиная фабрика
2014 г.

Издания на иностранных языках:

The Wasp Factory
1984 г.
(английский)
Осина фабрика
2017 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Удивительно, все пишут про гениталии, жженых собак и червей в мозгах, а я про них почти забыла. А воздушный змей остался. Рогатки с железными шарами, опера Вагнера..

На мой вкус, книга очень хороша. Признаю, не без изъяна, но хороша.

Но начнем с того, что я люблю книги про психов. И про детей в необычно-трешовых обстоятельствах: «Страна Приливов», «Цементный Сад», «Цветы на Чердаке»...-вот в этот ряд я в свое время искала еще одну книгу. Наткнулась на Бэнкса, но ничего о нем тогда не знала, так что ожиданий не было никаких,что однозначно к лучшему.

«Осиная Фабрика» для меня сразу срослась с миром Митча Каллина: мол, в тамошней Шотландии стоит Бункер и Жертвенные Столбы, а в Техасе- Рокочущий в зарослях джонсоновой травы. Теперь понятно, откуда эта магия, эти имена и ритуалы, хиппи и огненный ад со светлячками у Каллина, вот же откуда всё. Но все-таки в книге больше, чем просто радость узнавания: концентрированная агрессия, религиозное отношение к оружию(вспоминаем катехизис про винтовку из full metal jacket, только тут он звучит из сердца), попытки полёта в духе и предсказаний будущего (почти гаруспиция,но чище, хотя откровенно фантастический механизм) и подробный визуальный ряд. Как будто смотришь кино. Безумный кролик, мертвые птицы, пьяный карлик..Даже странно,что пока не экранизировали, могло бы очень занятное кино выйти, в духе Шванкмаера или Линча.

Теперь о плохом: очень сжато.очень. Галопом по всем идеям,как будто герой хочет вывалить на нас всё, «пока не началось». Но подростку-маньяку можно это простить,ему ведь нет 17.

В общем,читать однозначно,если Линч и Страна Приливов близка. Если наоборот- на свой страх и риск.

Оценка: нет
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наверное. это самый странный и противный по своему содержанию роман, что мне довелось прочитать за последние годы. Повествование ведется «от первого лица», главный герой — некий молодой человек, живущий с отцом на маленьком шотландском острове и не имеющий паспорта и гражданства (причиной ставило хиппозное прошлое отца ГГ). Главный герой обладает некими специфичными моральными ценностями, в которых живодерство и убийство детей не имеют греховной сущности. Стоит выделить ритуальную часть — ГГ получает информацию с помощью «осиной фабрики», когда насекомое гибнет одной из мучительных смертей и дает ГГ некий знак. Одновременно ГГ «охраняет остров» с помощью «жертвенных столбов», которые «украшает» головами самых различных животных — от насекомых до млекопитающих. Убийства своих родственников — детей описываются от первого лица как нечто изобретательное в своей кошмарности. По началу отец ГГ видится как единственно положительная фигура, но и это временно. Как итог — Главный герой, несмотря на те вещи, что он творил, по-сути, жертва циничного родителя. К концу романа омерзение вызывают все: 1) Фрэнк — убийца, живодер и псих, 2) Эрик — изощренный живодер и опять-таки, псих, 3) Отец обоих братьев, ставивший эксперименты на них и по своей сути создавший этих монстров.

Повторюсь, роман отвратителен, но заставил меня дочитать до последней точки. Оценка 6.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Стоит признать, что в книге есть жестокие места. С самого начала не совсем понятно к чему они вообще, но конец все объясняет. Вообще, все произведение написано ради одной-единственной последней сцены.

Роман начинается довольно бодро, но потом начинает местами провисать. Бенкс, не угадал, по-моему, с величиной книги, ее можно было сделать ещё короче, не потеряв ее сути. Действия ведь не очень и много:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Френк всё ждёт пока придет Эрик, в промежутке между звонками занимается своими садистскими делишками. К середине книги читатель начинает понимать, что все не то, чем кажется. Довольно часто автор нам тычет в женоненавистнечество ГГ, невольно начинаешь что-то подозревать.

Несколько смутило поведение Френка в конце. Слишком спокойно он отнёсся к новости о своем истином поле. Правдоподобнее было бы, если бы он ушел в отрицание и гнев, но просто принял это и все.

Сюжетная линия Эрика вообще оборвана. В прочем, как и у Френка. Книга заканчивается чуть после кульминации. Не понятно, что ГГ будет делать дальше.

Подводя итог: средненький роман с кучей символов и идеями Фрейда вместо сюжета. На один раз.

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения произведения пожалел о потраченном времени.

Как мне кажется автор пытался построить свой роман на шокировании читателя, сюжет очень слабоват, каких-то идей, мыслей интересных я там не нашел.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А отец определяющий, что пил его «сын» по запаху кишечных газов — это вообще дурость и не способность придумать иного способа заинтересовать читателя, кроме как шокированием.

В общем не рекомендую эту книгу никому, в мире полно других более интересных и если хотите «шокирующих» вещей.

Оценка: 2
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отлично написанный (и также отлично переведенный — Александр Гузман как всегда на высоте) довольно стремный и никчемушный недороман. По завершении чтения оглядываешься назад и понимаешь, что все это замучено единственно ради финта в концовке. Сюжета-то в книге с гулькин нос, и если выбросить все живодерство, хитроумные механизмы и недружбу-с-головой, то суть не изменится. Йэн Бэнкс, как мне кажется, ошибся с форматом. Если бы он написал это в виде рассказа — плотного такого, насыщенного long story, то подобная концовка была бы крайне уместна, ее ударность была бы неоспоримой и впечатляющей. Но здесь — ни катарсиса, ни перелома. ГГ просто пожимает плечами и идет дальше.

Из-за отсутствия какой-либо осмысленности в происходящем читатель довольно быстро начинает подозревать, что картина, демонстрируемая нам (или как минимум, ее часть) выглядит вовсе не так, как кажется; я, правда, полагал другую развязку, но это не важно. Конечно, автор в конце навешивает нам на уши порцию философских спагетти про выбор пути, но это скорее эрзац, призванный замаскировать намеренный (то ли от лени, то ли от понтов) отказ автора написать нормальное заключение истории.

Бэнкс загрузил книгу таким множеством символов, что каждый с легкостью найдет в ней что-то свое больное и будет в полной уверенности, что Бэнкс именно об этом и написал. В комнате просто слишком много черных кошек, чтоб был хоть какой-то смысл их там искать. Спасает только то, что во-первых, это первое произведение Бэнкса — и прямо скажем, весьма эффектное, всем бы так, а во-вторых, написано в далеком 1984 году, когда подобное было круто, дерзко и свежо.

Оценка: 8
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«В слове еб*нный семь букв, разве это не твое любимое число?»

«Дом освещенный лунным светом походил на гигантский череп»

Этот скандальный роман шотландского автора включен в несколько престижных литературных Топов в том числе возглавил список BBC News в 99-м, однако я не предложил бы его даже любителям сплаттер-панка, но бредом ненормального и полным провалом его тоже не назовешь. Что же скрывает противоречивая книга? Насилие, уродство, извращения и психологические расстройства, которые в «Осиной фабрике» на поверхности являются двигателем истории. Сначала персонажи романа напомнили чем-то отбросов общества Джо Хилла, только здесь они куда более вульгарные. Также можно увидеть параллель с весьма неординарной «Страной приливов» Калина, только в отличии от нее «Фабрика» лишена романтизма.

Главный герой подросток-садист без каких либо документов письменно подтверждающих его существование, любитель отрывать головы птицам и подрывать кроликов, а также напиваться в хлам по выходным со своим единственным другом карликом. Он живет беззаботно на острове с отцом-инвалидом, который разрешает Френку делать все что угодно, потому что сам далеко не анегел и скрывает от мальчика правду о его происхождении.

А брат Френка живодер помешанный на сожжении собак и поедании собачьего мяса. Его очередным побегом из психушки начинается роман. Эрик звонит на остров и угрожает возвращением, только Френка этим не напугать. Он за несколько лет уложил в могилу трех родственников и гордиться своей изощренностью, тем что провел взрослых и заставил поверить в свою невиновность – встречу с Эриком он воспринимает как вызов.

Их телефонные разговоры самая сильная часть книги и в то же время вызывающая логические вопросы. Сбежав из психушки Эрик регулярно похищал, убивал и ел собак, а каждый звонок заканчивал погромом трубкой телефонной будки, короче вел себя вызывающе. Учитывая то, что он находился в розыске странно, почему его так долго не могли поймать. Более нереальной выглядит смерть, точнее исчезновение Эсмеральды – ее унес в открытое море воздушный змей. Это каких же (здесь вставьте крепкое словцо на свое усмотрение) он должен быть размеров, чтобы поднять и похитить девчонку?! Далее, отец скрывает и прячет сына от участкового, но не имеет ничего против домработницы и походов Френка в бар на Рок-концерты. И это далеко не все нестыковки. А сама осиная фабрика, в честь которой книга получила название (смертоносный лабиринт построенный на циферблате часов) играет третьестепенную роль.

Ожидания мощного финала, к которому казалось бы все сводилось, не оправдались, автор в конце развернул историю на 180 градусов. В общем, если у вас есть выбор между «Фабрикой» и чем-то еще, почитайте лучше что-то другое.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не так уж плох этот роман, как считают многие комментаторы. Меня в нем, прежде всего, привлекают очень романтичные описания природы, мест и пространств, по которым странствует главный герой. Легкая рябь на воде, трава на песке, камни на пляже, рядом с маленькими лужами, оставшимися от ушедшей воды. Мир и покой царят вокруг. А еще часто упоминаются мой любимый ветер, облака, несущиеся над нашей головой. И всё это — почти остров. Нельзя не любить острова! Спасибо автору за внимание, которое он уделяет природе. Хочется отметить и качество перевода А. Гузмана. Роман весь течёт и струится, наводит сон в летний день, когда рядом с тобой плещется великое море. Главный герой не вызывает отвращения, в его сообщениях про убийства нет гнева и кровожадности, они — часть этого мира покоя, ветра, солнца, воды и травы. Мир кажется тёплым, а люди в нём — сотканными из воздуха и воды. Замечательная книга. Мы узнали плохого парня, но, может быть, он станет хорошей девушкой. Всякое бывает.

Оценка: 8
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читал и размышлял, за что эту психопатическую историю называют шедевром: за придуманный и немотивированный эксперимент ? за описанные кошмарики? За неожиданную развязку, хотя все стало понятным. как только главный герой впервые присел? Первые страницы читались относительно легко — простой лаконичный язык, яркие описания условий, в которых живет «герой». А потом все все эти описания начинают постоянно повторяться бесконечное число раз, а редактору, похоже, не хватило терпения вычистить язык и соблюсти первоначальную стилистику, возникают какие-то ложные детали, которые отвлекают от разгадки, но ничего нового не добавляют. Как литературная игра — «Осинная фабрика» приемлема, как художественное произведение — полная ерунда.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это было мучительно долго и тяжело. Если бы не игра, я бы бросила еще странице на 50. Вся книга прошла под девизом: «зачем я все это читаю». Я считаю, что книга должна нести в себе какой-то смысл и посыл. Даже если он не глубокий и предназначен для того чтобы нас немного расслабить и развлечь.

Здесь же мы с первых страниц окунаемся в море жестокости, странности и жажды убийств, следуя за откровенно больным главным героем. Линия его брата вышла вообще невнятная. Я всю книгу ждала какой-то развязки, но так и не получила нормального завершения, а та развязка, которую нам преподносят как главную изюминку книги становится понятной еще на середине и вообще никак не оправдывает всю эту чернуху творящуюся на страницах.

Точно бы не стала советовать эту книгу к прочтению. Для этого надо быть ценителем подобного рода литературы.

Это вторая попытка познакомится с этим автором и она снова провалилась. Видать Бэнкс все же совсем не мой автор.

Оценка: 4
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Жуткая вещь, жуткая не в плане мистики или каких-то выдуманных страшилок, жуткая — в плане натурализма и жестокости. Можно было бы, наверное, определить жанр этой книги каким-нибудь красивым иностранным словом типа «хоррор» или «нуар», но, по-моему, лучше всего подойдет понятное русское слово — «чернуха». В одном из отзывов мне встретилась мысль, что, видимо, наш мир очень болен, если такие книги пользуются спросом... Что ж, думаю, это так, но и я, видимо, принадлежу к не самой здоровой его части, потому что заставить себя бросить эту книгу я не смогла. Несмотря на всю свою грязь и садизм, она затягивает и не отпускает от себя до последней страницы. Развязка настолько непредсказуема, что я могла предположить все, что угодно, но только не ЭТО... Ужасная книга, но все же талантливо написанная.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Скажу честно — с оценкой до конца не определилась. Книга больше понравилась, чем нет. Скажу сразу, ожидала чего-то намного более мерзкого и ужасного, а на самом деле оказалось все не так уж и страшно) Да, пару отвратительных моментов есть, да жестокость присутствует, но гораздо больше здесь извращенного мышления, описанного прекрасным языком. Читалось довольно захватывающе, финал не то чтобы поразил, но обескуражил и перевернул все с ног на голову (особенно для главного героя)))) В целом книга все таки больше понравилась, да)

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В «мейнстримном» ответвлении своего творчества Иэн Бэнкс зарекомендовал себя по двум направлениям. Во-первых, как опытный психиатр, не гнушающийся анализа всяческих патологий. И во-вторых, как мастер по части семейных саг. Обе этих стороны автора проявили себя уже в дебютном его романе «Осиная фабрика» — истории странного подростка Фрэнка, которого не менее странный папаша скрывает от всего мира на крохотном островке. Фрэнк практикует жертвоприношения, поклоняясь зловещему божеству у себя на чердаке — Осиной Фабрике. С особой жестокостью он расправляется со всей местной живностью в округе; ну а когда-то — когда-то он даже убил нескольких людей, о чем частенько любит вспоминать.

Шуму своим садистским романом Бэнкс успешно наделал. Но и, не сомневаюсь, попутно ухитрился проложить дорогу к сердцам читателей. Ведь что мы имеем в сухом остатке, если абстрагируемся от поедания личинок и катапультирования хомячков на дальние расстояния? Две вполне классические истории — история взросления ребенка, поданная сквозь призму истории его семейства. Сдобренные авторским юмором, от которого животики надорвешь, и большой душевной теплотой. Одна из фирменных «фишек» Бэнкса — залезать в головы сумасшедшим, но он всегда, в том числе и здесь, бережно раскладывает все по полочкам внутренней логики так, что мир этих людей становится более близок читателю, чем безумие мира внешнего. Кто, в конце концов, в детстве не окружал себя, подобно Фрэнку, сотнями маленьких ритуалов? Кто не обожал — мальчишки уж точно! — сталкивать друг с другом игрушечные армии, строить плотины и устраивать светопреставление с эффектными взрывами? Уж сам бог велел, особенно коли бомбы настоящие! А кое-кто наверняка в детстве отрывал крылья мухам и издевался над животными в округе. Всякое бывает. Просто все мы взрослеем и меняемся, в то время как Фрэнк остается вечным ребенком. Он не убийца и психопат. Он — зеркало детства.

И если кто-нибудь отчасти узрел в Фрэнке себя — значит, одним покоренным читательским сердцем стало больше.

Кроме этой базовой составляющей, «подкладки» своего рода, «Осиная Фабрика» — еще и восхитительная литература, скрещивающая постмодернистскую игру с читателем и смыслами и штампы классического готического триллера. По большей части просто увлекательно (спасибо черному юмору), нежели страшно. Для меня очень жутким и тяжелым оказался эпизод с описанием мигреней, той атмосферы, которая их сопровождает — по личным причинам. Но в целом готический триллер в интерпретации Бэнкса, по сути, выворачивается наизнанку —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
накрученные на циферблат Фабрики кошмары оборачиваются в финале неофрейдистским фарсом, а столкновение главного героя со своей темной половиной — умиротворяющим воссоединением
.

Правда, та же финальная глава, с которой история завершает обход своего круга по циферблату, является для меня, пожалуй, самой противоречивой во всем романе. С одной стороны, блистательности автора — особенно по первому разу — хочется аплодировать. На этом бы ему и поставить точку. Но с другой, дальше начинается детальное разжевывание — что, да как и почему — которое разводит гремучий концентрат Фабрики водой и выдает авторский страх оказаться непонятым. Право уж, оставил бы мозги читателю!

...А вообще, в контексте всего творческого наследия Иэна Бэнкса, «Осиная Фабрика» смотрится всего лишь шуткой — для кого-то жестокой и злой, для кого-то увлекательной и остроумной, но — факт остается фактом: шутка и есть. Так что предъявлять к ней претензии трудно — ровно так же, как и вообще разбирать всерьез. Это неординарное, но все-таки чтиво, цель которого — развлечь читателя и только. Ну а с этой задачей Бэнкс, на мой взгляд, всегда справлялся на все сто. Главное — не стоит читать ради разрекламированной концовки. Лично я заглянул в нее первым делом, успокоился и стал читать ради сюжета.

Оценка: 7
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Конечно, очень обнадеживает такая реклама на обложке, отзывы людей по поводу «вот это финал! вот это поворот! шик, блеск, красава!». Я же думаю себе: «Да, это должно быть что-то стоящее».

Я начинаю читать и начинаю расстраиваться — что это за типичный подросток, который делает кучу придурковатых вещей, верит во весь этот ритуализм и страдает от скуки на своем одиноком острове? Читается уныло, скучно, описания вроде бы подробные, но четкой картины в голове не имеешь. Начинается период, когда ты мучаешь книгу, а книга мучает тебя (с). Единственное, что не давало бросить эту книгу и забыть как страшный сон — это небольшой объем книги и вера в то, что финал все исправит. И, вот, начинается раскрытие всех интриг...

Но в итоге — полное разочарование, от концовки вообще никакого удовлетворения, совершенно недостойное раскрытие тайн.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я думал, что отец на самом деле притворяется со своей хромотой и он знает об осиной фабрике на чердаке, что его сыновья были подвержены каким-то его опытам. А в кабинете хранятся свидетельства этому или какие-то доказательства того, что их отец тоже какой-то психопат с садисткими наклонностями, но — увы.

Подытожив, можно сказать, что это вовсе не хоррор, от которого стынет кровь в жилах, это не какая-то интересная «история одной семейки», это — низкопробный роман с ущербным сюжетом и недоразвитыми главными героями. Читать категорически не рекомендую.

Оценка: 2
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Оценивал не «мерзости», которых, как таковых, тут раз-два и обчёлся (пишущие здесь о гуро якобы как о «коньке» Бэнкса, наверное, забывают напрочь о всяких там сорокинах и мураками), не крутость финала сюжета, не динамику, а просто стиль написания, качество и идеи, вложенные сюда. С этих точек зрения эта книга — прекрасна, тем более для дебютанта. Очень хочется прочесть и все остальные романы Бэнкса. Такого удовольствия от прочтения современной нефантастической литературы я уже давненько не испытывал. А насчёт якобы главной интриги книги — критикующие, вы почитайте второй роман Паланика, и после этого поймёте, что Осиная фабрика, оказывается, была не настолько плоха))

Оценка: 10
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Коллеги уже очень много написали об «Осиной фабрике», так что я буду краток.

Основная идея книги, ее «главный калибр» — описание мерзостей. Современного читателя этим не особо проймешь, но не забываем, что «Фабрика» была написана в 1984 году.

Зачем нужна мерзость в литературе? Это — своего рода мощный реагент, который добавляют в раствор строго дозировано и для определенных целей: демонизировать персонажа, вызвать у читателя бурную эмоциональную реакцию, создать гнетущую атмосферу. Если влить его слишком много он разъест колбу и испортит весь эксперимент. Но Бэнкс стал одним из первых авторов, кто додумался писать мерзость ради мерзости, используя шокирующие подробности просто чтобы щекотать нервы читателю. Что ж, он не ошибся — эстетика безобразного всегда найдет свою аудиторию.

Мое же мнение таково. Читать описания пыток и зверств в «Тиле Уленшпигеле» Де Костера? Можно, они необходимы для понимания той эпохи, без них не будет ясно как Тиль стал тем, кем он стал. Читать про полицейского-маньяка Нормана в «Розе Марене» Кинга? Потерпим, там это просто — черта героя, без нее он будет плоским и не она в центре внимания. Читать про «подноготный творожок» и особенности запахов кишечных газов, которые составляют всю суть книги? Нет, спасибо.

Оценка: 1


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх