fantlab ru

Сергей Снегов «Люди как боги»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.29
Оценок:
1604
Моя оценка:
-

подробнее

Люди как боги

Роман-эпопея

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 122
Аннотация:

Трилогия Сергея Снегова написана в очень редком для советской фантастики жанре «космической оперы». В этих романах звёздные флотилии землян под командованием главного героя – адмирала Эли – бороздят вселенную, «пожирая пространство» и сталкиваясь с самыми разными расами инопланетян, среди которых есть доброжелательные друзья, а есть и воинственные зловреды. Впрочем, автор иронизирует над своими героями и над законами жанра, особенно в первом романе, который писался во многом как пародия.

Но восхищённые читатели не позволили Снегову поставить на этом точку и заставили его продолжить рассказ о приключениях Эли и его друзей...


Содержание цикла:


8.13 (1542)
-
41 отз.
8.20 (1349)
-
23 отз.
8.06 (1228)
-
23 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 808

Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2730 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 67 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 36%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Аэлита, 1984 // Премия «Аэлита»

Похожие произведения:

 

 


Эллинский секрет
1966 г.
Вторжение в Персей
1968 г.
Люди как боги
1971 г.
Кольцо обратного времени
1977 г.
Люди как боги
1982 г.
Люди как боги
1986 г.
Галактическая разведка
1992 г.
Люди как боги
1992 г.
Люди как боги
1992 г.
Люди как боги
1992 г.
Люди как боги 1
1992 г.
Люди как боги
1996 г.
Сергей Снегов. Сочинения в трех томах. Том 1
1996 г.
Люди как боги. В двух томах. Том 1
1997 г.
Люди как боги. В двух томах. Том 2
1997 г.
Люди как боги
2001 г.
Люди как боги
2006 г.
Люди как боги
2006 г.
Люди как боги
2010 г.
Люди как боги
2015 г.
Люди как боги
2018 г.
Люди как боги
2023 г.

Периодика:

Уральский следопыт № 12, декабрь 1975 г.
1975 г.

Самиздат и фэнзины:

Люди как боги
2017 г.

Аудиокниги:

Люди как боги
1993 г.
Люди как Боги. Книга вторая. Вторжение в Персей
2007 г.
Люди как Боги. Книга первая. Галактическая разведка
2007 г.
Кольцо обратного времени
2010 г.
Галактическая разведка
2023 г.
Кольцо обратного времени
2023 г.

Издания на иностранных языках:

Dalekie szlaki
1972 г.
(польский)
Dalekie szlaki
1977 г.
(польский)
Menschen wie Götter
1981 г.
(немецкий)
銀河の破壊者 (創元推理文庫
1983 г.
(японский)
ペルセウス座侵攻
1984 г.
(японский)
逆時間の環
1985 г.
(японский)
 Istenemberek I
1988 г.
(венгерский)
Istenemberek II
1988 г.
(венгерский)
Ludzie jak bogowie. Dalekie szlaki
1988 г.
(польский)
Ludzie jak bogowie. Pętla wstecznego czasu
1988 г.
(польский)
Ludzie jak bogowie. W Perseuszu
1988 г.
(польский)
Menschen wie Götter
2006 г.
(немецкий)
Menschen wie Götter
2010 г.
(немецкий)
Galaktyczny zwiad
2013 г.
(польский)
Pętla wstecznego czasu
2013 г.
(польский)
W Perseuszu
2013 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  31  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это одна из тех книг, о которых нельзя не сказать. Она сделала меня. В буквальном смысле. Прочитав «Вторжение в Персей» в 5-ом классе я был потрясен. Но мужественно продолжал быть шалопаем. Но в 8-ом мне в руки попало «Кольцо обратного времени». И всё, кирдык. Если 8-ой я закончил с двумя сиротливыми четверками в океане троек, то в аттестате те же две четверки (по русскому и английскому) уродливо выделялись на фоне остальных пятерок. А потом — сразу бегом на матфак. И учить безумно интересную дифференциальную геометрию, с помощью которой так здорово можно описать неевклидовые улитки пространства...

Я написал все это не ради хвастовства — я вообще весьма скромного мнения о своей персоне. Это лишь говорит о том, какое Явление представляет собой трилогия «Люди как боги» в нашей (да, пожалуй, и в мировой литературе). Главные достоинства трилогии — это прекрасно проработанный образ цивлизации будущего, которая коммунистична не по указке редакторов, а просто потому, что более справедливого и логичного общественного строя придумать просто невозможно, и глубоко, сочно прописанная научная часть. Именно в этих романах вы можете попробовать физику «на вкус», приобщиться к научному поиску, к тому самому чувству силы, о котором писал в своем одноименном рассказе Азимов.

И за это Снегову можно простить и сравнительно скромное литературное дарование (хотя читается трилогия легко — на одном дыхании), и схематичные характеры и определенную долю условности в описании других цивилизаций. Это все — незначительные детали, небольшие пятнышке на раме грандиозного по своему размаху полотна мироздания, в котором живут и творят люди — совершенные, как боги, и обычные, как мы с вами.

Низкий поклон и вечная память Сергею Снегову — творцу миров.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

В поле советской фантастики трилогия С. Снегова стоит несколько особняком, жанр космооперы в то время был у нас не в чести, что не помешало стать этому произведению шедевром, который пережил свое время и отлично читается даже в наши дни, когда мы неисправимо избалованы огромным литературным разнообразием. Приключенческий элемент в романе Снегова безусловно есть, но книга скорее понравится любителям интеллектуальной фантастики. Автор больше внимания уделяет мыслям и чувствам персонажей, выносит на первый план социально-философскую компоненту, а «звездные войны» остаются несколько за кадром. То бишь ураганного экшена от произведения ждать не стоит — детализированные поединки на бластерах, эпические баталии звездолетов — не вотчина Снегова, хотя в отдельных эпизодах и эти элементы можно обнаружить, причем поданные довольно интересно, не банально. «Люди как боги» — вещь для плавного, вдумчивого чтения, здесь нужно уметь распознавать скрытые смыслы между строк, так автор прятал свои подлинные мысли от цензуры, в противном случае книга может быть воспринята прохладно, чересчур поверхностно и не вызовет особого интереса.

Действие трилогии происходит в далеком будущем, где человечество достигло изрядных технологических высот. Первый том по преимуществу посвящен описанию достижений людей, создавших практически утопию, ставших почти на один уровень с божествами прошлого. Здесь есть всё — мощные суперкомпьютеры, огромные звездолеты, можно создать целую искусственную планету, а при желании с помощью генной инженерии вывести полуразумных драконов или пегасов. Светлое будущее на Земле давно стало реальностью, поэтому человечество устремилось в недра Галактики, желая протянуть руку помощи всем встречным цивилизациям, которые еще не достаточно развились. Безоблачную картину портит только сообщение о некой расе разрушителей — безжалостных агрессоров, которые стремятся поработить все свободные народы, а непокорных уничтожить. Извечным противником разрушителей являются галакты, похожие внешне на древних богов человечества, но Контакт с этими цивилизациями ещё только предстоит осуществить.

Вторая книга получилась наиболее близкой к чистой космоопере. Здесь уже показана горячая фаза противостояния человечества с расой разрушителей. Хотя к боевой фантастике этот роман отнести сложно — по большей части военный конфликт сводится к позиционной «демонстрации мускулов» и игре в кошки-мышки. Из-за этого начало кажется несколько затянутым и даже скучноватым. Интереснее становится когда автор обращается к теме раскрытия образа главного героя — землянина Эли Гамазина. В этот момент повествование трансформируется в роман взросления — такое хождение по мукам, закаление характера и всё прочее. Мотивация земного флота вторжения выглядит довольно спорно, деление всего и вся на черное и белое не предусматривает сюрпризов. Местами интересно почитать о мировоззрении разрушителей и галактов, но в целом вторая книга смотрится в рамках трилогии слабым звеном — маловато действия, много воды, уровень интереса держится в основном за счет знакомых персонажей.

А вот заключительный том производит уже гораздо более благоприятное впечатление — чувствуется, что автор провел работу над ошибками — развил и проработал идеи, высказанные в предыдущих книгах. На этот раз противник у землян гораздо серьезнее — полумифическая древняя цивилизация рамиров, которые, по слухам, обосновались в районе ядра Галактики. Именно туда и предстоит направиться объединенной военной армаде землян и их союзников, но путешествие будет не легким, ведь на любую силу найдется сила ещё большая, возможно, непостижимая. Здесь автор еще больше раскрывает внутренний мир своих героев, их взаимоотношения, показывает неоднозначность поступков. Монохромность осталась в прошлом — грани между добром и злом постепенно стираются, мотивации негуманоидов становятся действительно чуждыми, непонятными с точки зрения обычного человека. Герои меняются, причем на деле, философский компонент раскрыт хорошо, а неопределенность финала смотрится уместно.

По прочтению трилогии у меня возникло интересное наблюдение. Каждый роман в каком-то смысле символизирует этап развития космооперы, как жанра. «Галактическая разведка» — прекраснодушная, почти подростковая книга, чем-то напоминающая юношескую фантастику Хайнлайна. Герою здесь все дается легко, зло обязательно будет наказано, за добро воздается сторицей. «Вторжение в Персей» делает упор на социально-философские отступления, раскрытию персонажей уделяется больше внимания. Ну и заключительный том можно отнести к новой космической опере, где к приключенческому компоненту добавляется твердая НФ, герои утрачивают глянец исключительной положительности, а их противники получают право на обладание «своей правдой». В общем на полном безрыбье, при отсутствии аналогов в отечественной фантастике Снегову пришлось тащить весь жанр на себе и пройти все три этапа жанровой эволюции не за полвека, а за десять лет — перегнать Америку не получилось, но ответ достойный.

В заключение немного о минусах. Язык изложения в целом неплох, но идеальным его не назовешь — встречаются тяжеловесные синтаксические конструкции и небесспорные авторские неологизмы. Главная претензия все же к неровному ритму повествования — ну что поделать, сказалось влияние цензуры и многочисленные авторские правки текста, когда дописывались целые куски текста, что-то наоборот вымарывалось. Обращает внимание то, что некоторые фрагменты получились затянутыми, а кое-где темп напротив слишком быстрый и ряд событий напоминает ускоренный пересказ. Периодические экскурсы в будущее тоже решение довольно спорное — с одной стороны автор старался создать впечатление, что мы читаем мемуары главного героя, которому всё уже заранее известно, но от этого интрига иногда страдает — нам словно говорят: «приготовьтесь, сейчас главный герой упорет очередную глупость, последствия которой придется расхлебывать долго». Без ложки дегтя, в общем, не обошлось, но в целом книга вышла хорошая.

Оценка: 9
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читаю отзывы, и складывается впечатление, что многим товарищам в принципе неважно, о чем там рассказывает автор, главное — найти отсылки к столь отвратительным и не соответствующим современной погоне за деньгами идеям всеобщего коммунизма и ленинизма, коих тут настолько мало, что разыскать их можно, только высосав из собственного пальца. В книге ни слова нет о победившем строе, о победившей стране, нации. Все равны, у всех равные возможности, потому что так должно быть, а не потому что цензура иначе не пропустит.

Оценка: нет
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Невероятно доброе, непостижимо человечное! Это сага о великой любви, о мелочности предательства и бескрайности Вселенной. И конечно — о людях. Ничего подобного нет в западной фантастике с её угрозами, антиутопиями и апокалипсами, где человек подобно крысе вынужден бежать, скрываться и пресмыкаться перед тотальным Злом, контролирующим каждый его шаг.

Когда читаешь, ощущаешь себя мальчишкой, чьи мечты о космосе, о звёздах, о её покорителях, претворились в реальность. Небо голубее, трава зеленее, как может быть только во сне. Но автор легко подымает вас над обыденностью и несёт по просторам мечты, которая реальнее серых будней за окном.

Очень близко по духу «Туманности Андромеды», но легче. Здесь больше воздуха и нет той тяжёлой академичности Ивана Ефремова. Люди Сергея Снегова ближе и понятнее, а их доброта и щедрость тех, кто выиграл Вторую Мировую войну. Персонажи списаны с ровесников автора, живущих в середине шестидесятых прошлого века — СССР на вершине славы, как победителя: в войне, в космосе, в поступи строителей социализма по планете.

Особенно интересно, что Снегов лично был знаком с Львом Гумилёвым и астрофизиком Николаем Козыревым. Да-да, с тем самым Гумилёвым и тем самы Козыревым, и не где-нибудь, а в заключении, где провёл десять лет! И после этого ни желчи, не ненависти, ни проклятий. Отнюдь, такая щедрая доброта романа, такая безбашенная романтика... Чего стоит вот это: «Завтра, с 10 до 14 часов, выпадет сорок семь миллиметров осадков, потом будет солнце и тишь»– сколько раз я слышал подобные объявления. Но что-то ни разу мне не попадалась такая сводка: «Этой осенью яркость листьев на кленах превысит среднегодовую на 18 процентов, а дали будут прозрачней на 24 процента, журавлиное же курлыканье прозвучит особенно призывно»...

И конечно, какая «космическая опера» без зловредов? Самое забавное, что именно так их здесь и называют: зловреды, разрушители. Здесь даже есть своя «звезда смерти». Ох, неспроста она появилась у Лукаса. Так же как имя главного злодея Дарта Вейдера — в противовес Ефремовскому Дар Ветру...

Люди как боги — один из лучших примеров того, о чём мечтали ваши отцы и деды.

Люди как боги — читать всю трилогию в непременном порядке.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

С интересом узнал однажды, что и в советской фантастике существует такое — настоящая космоопера с путешествиями по галактике со сверхсветовыми скоростями и с контактами со всевозможными иными цивилизациями. Это вам не фантастика ближнего прицела про строительство тоннеля на морском дне или станции на орбите Земли. Сергей Снегов дал волю фантазии по полной программе. Есть мнение, что это во многом подражание западной фантастике. Даже если и так. Многие ли пытались написать что-то своё в таком духе? И многим ли удалось? Снегову точно удалось.

Первая часть — «Галактическая разведка». Конечно, сразу чувствуется, что это именно советская фантастика. Далёкое утопическое будущее, где люди, подобные богам, созидают прекрасный мир. Герои — идеализированные советские люди 60-х, перенесённые в будущее — они живые, эмоциональные, интересные личности. Написана «Галактическая разведка» в 60-е, а если учесть, что отечественная фантастика всегда отставала от западной на 20-30 лет, то получаем аналогию с ранними космооперами Эдмонда Гамильтона про капитана Футура и Джона Гордона со звёздными королями. Только в данном случае космоопера в советском стиле.

Мир будущего у Снегова получился по настоящему оригинальным. На Земле погодные явления происходят по расписанию, а на службе у общества искусственные интеллекты — Охранительницы, которые предотвращают несчастные случаи. Всю поверхность планеты пронизывают поля, которые могут принимать мысленные запросы людей, практически читают мысли. И никакого тоталитаризма при этом. Представление такого мира в то время можно считать большим достижением автора.

Вторая часть — «Вторжение в Персей» — кажется слабее первой. Военная фантастика, наивная, если не сказать примитивная. Герои оказываются на безжизненной металлической планете, где могут существовать без скафандров. Когда же они решаются на восстание против врагов-инопланетян, у них оказывается всё, что нужно — оружие, устройства, да ещё и пегасы с драконами участвуют в сражении с врагом.

Однако, вторая половина романа выправляет впечатление — когда герои вступают в контакт с расой галактов, узнают о том, как возникла раса разрушителей-демиургов и многие вещи получают объяснение.

Третья часть — «Кольцо обратного времени», написана уже в 70-е годы. Фантастика в то время развивалась стремительно, поэтому финальная часть кажется более глубокой и серьёзной. Тут уже возникают ассоциации не с Гамильтоном, а с Ефремовым или Станиславом Лемом. Лишь в самом конце, пройдя множество трагических испытаний, герои придут к пониманию того, что за цивилизация населяет ядро галактики. Эта цивилизация имеет кардинально иную природу, нежели известные героям ранее.

Некоторые моменты в трилогии выглядят неправдоподобно. Например то, как легко герои совершают изобретения. Узнали, что сигналы можно передавать мгновенно на любое расстояние — тут же из подручных средств собрали такой передатчик; узнали, что время может быть не только одномерным — соорудили что-то вроде машины времени. Но эти моменты не портят впечатления на фоне эпичности всей этой истории. Превращение вещества в пространство и наоборот, искривление метрики, разорванное и перпендикулярное время, молодые и древние цивилизации, борьба и сотрудничество с невероятными инопланетянами — впечатляющих и оригинальных идей в этих романах хватает сполна.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Правка: добавил пару новых мыслей, что пришли опосля.

Дочитал ЛКБ несколько дней назад. Я пишу этот отзыв с солнышком за плечом и на меня смотрит труп преда...сорри, котёнок с огромными глазищами, ждущий очередного хавчика. Знаете, трудно начать...Страшно...э-э-э...сказать что-то не то. Страшно кого-нибудь обидеть своим отзывом, затронуть струны чьей-то души, пошевелить то хрупкое и живое, что есть в сердце каждого человека. Меня преследует неуверенность в своей способности выразить всё в одном лишь сухом обзоре — и не потонуть в буквах, и не улететь в строгость. Дабы не запутаться в своих впечатлениях сразу и конкретно, дам сначала сказать веское слово своему внутреннему подростку.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

А * У Е Т Ь!

В общем, так. Любители кратких и ёмких отзывов могут остановиться здесь, в дальнейшем я лишь развиваю эту главную мысль. А для всех остальных — впереди многА букАф, полных котячьего восторга.

ЛКБ я впервые встретил здесь на Фантлабе пару месяцев назад, до этого ни разу про эту книгу не слышал. Посмотрел отзывы, сначала решил прочитать, потом почувствовал некоторый когнитивный диссонанс. “Советская космическая опера”, тем более, “классическая”, у меня ассоциировалась с “Туманностью Андромеды”, которая...в общем, чтобы не флудить матом, скажу просто – ниАсилил. Но, с другой стороны, биография автора вызвала интерес. А с третьей...короче, книгу я приобрёл и очень рад, что “не убоялся я зла” (с).

Трилогия состоит из...хм, трёх частей, связанных общими персонажами. Каждая начинается новой экспедицией за пределы известной территории Галактики, две первые заканчиваются возвращением на Землю, а третья имеет открытый финал в космосе. Время действия — “через 500 лет”, когда на родной планете побеждает утопия (сознательно опускаю слово “коммунизм” — если я не ошибаюсь, оно ни разу не упомянуто). Все сыты, одеты, здоровы, обуты. В помощь человеку определены грандиозные Мыслящие Машины, Охранительницы, которые по любому запросу, техническому, медицинскому, психологическому, дают веский совет — например, просчитывают совместимость пары людей. В общем, жизнь — малина.

Но человеческому духу неймётся – герои отправляются в космос, искать собратьев по разуму. Сюжет в деталях описан на Википедии, поэтому не буду здесь повторяться и расскажу о впечатлениях. Больше всего, как я тонко намекнул в начале, книга восхитила моего “внутреннего подростка”. ИМХО, в качестве книги для зелёных юношей и девушек ЛКБ полностью сравнима с лучшими произведениями Хайнлайна, который для меня пока остаётся эталоном того, как нужно говорить с этими ищущими, горящими, максималистичными – и в то же время хрупкими существами. Ну, или с юным Povlastnich, по крайней мере, о вкусах не спорят.

Более конкретно, автор затрагивает похожие темы, правда, с совершенно другого угла – в отличие от Мастера Хэ, он больше раскрывает их внутренние переживания и сомнения, чем максимализм и всеохватывающую компетентность. В первой части герои, особенно Г. Г. Эли Гамазин, предстают этакими угловатыми тинейджерами, полными задора и в то же время капитально неуверенными в себе (чё-то вроде “Гражданина Галактики” у Р. Х.). Их ждут пробы собственных сил и смирение с их небезграничностью, слабостью, осознания границ знания – собственного и человеческого.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Первая экспедиция выльется в грандиозный побег от врага, который увенчается успехом лишь благодаря удаче. Героям повезло – и они осознают это.

Во второй части появляется политика — не напрямую, как у Х., а иносказательно: через нюансы взаимоотношений как персонажей между собой, так и человечества с другими расами – если в первом романе максималистичный взгляд Эли видит лишь чёрно-белые крайности, то позже оказывается, что даже у врагов есть своя правда и логика. Словами автора — “инварианты логики”. Также герои проходят потерями, “юдолью слёз” и закалением характера. Небольшой реверанс в сторону автора: часть про закаление стали, хоть и показалась мне натянутой, но всё же вызвала живой интерес – например, в “Гарри Поттере-7”, где есть похожие эпизоды, я перескакивал целые главы, до того было скучно, а в ЛКБ...ну, разве что перелистнул пару страниц. Мне напрашивается сравнение со «Звёздным Десантом» и «Двойной звездой», но, ИМХО, кое в чём ЛКБ даже превосходит их, особенно что касается символики и полутонов (об этом дальше).

А уж третья часть...В ней герои романа просто превзошли самого себя. На этот раз они сталкиваются с сущностью, намного превосходящей их в техническом плане и мыслящей совсем другими категориями. Испытания, которые уготовила им новая экспедиция, не просто выводят военное и мысленное противостояние на новый виток, а поднимают самое лучшее и худшее, что есть в каждом из них — иными словами, каждый член экипажа встречает своих внутренних демонов. Кстати, ИМХО, все эти моменты весьма психологически достоверны: показано, как в напряжённой и кажущейся безвыходной ситуации кто-то из них уходит в прошлое, в привычное, что, однако, выносит старые раны на поверхность (Ирина), кто-то уплывает в мечты о будущем (Ольга) и теряет инициативу. Эли Гамазин, диктуя свои мысли и воспоминания, же выбирает единственно верный путь: в прошлом он ищет опору, в будущем — возможности противодействия, не позволяя своей «цепи времён» (это термин из книги, связанный с деталями сюжета) порваться. Давно интересуюсь различными душевными травмами и их механизмами, мне всё показалось очень жизненным, более того — хорошим мануалом против стресса.

Отмечу, что вместе с событиями, возмужанием, нарастанием статистики смертности героев, размышлениями, меняется и стиль. Если в первой части он и сам по себе напоминает тощего, рукастого юношу, едва делающего первые шаги на пути к мужеству — рубленый, без пояснений, с частыми отступлениями в сторону — то в конце воспоминания Эли Гамазина превращаются в мощный, полноводный, цельный и красивый поток. Не могу сказать, что в плане языка мне понравилось всё — например, многие описания могли бы быть более красочными, как у того же Ефрёмова, но он оригинальный, богатый, сухой — и прочный. Да, это именно то слово, которое приходит на ум. Как сталь. Точный, блестящий, и пусть не самый яркий — но зато в нём не потеряешься (этим, ИМХО, грешит В. Шефнер).

О приключенческой составляющей. Мне понравилось всё. Сюжет иногда предсказуем, но есть и много неожиданных поворотов, некоторые из них достаточно лихие: враги становятся друзьями, неожиданные удары приходят от самых близких. Боевые сцены красочные и оригинальные, особенно оружие. Идея сверхсветовых путешествий также необычна, и в то же время имеет свою внутреннюю логику. Также автор в своих футуристических изысканиях близко подходит к идеям Интернета и многим другим. Чёрт, третья часть и измышления по поводу «ортогонального времени» побудили меня приобрести книгу по истории астрономии, настолько всё захватывающе! Герои также интересны, каждый по своему, и, хотя решающая роль принадлежит Эли, он отнюдь не Мэри Сью и все вносят свой вклад. Замечательно также изображение отношений, особенно дружбы, которая иногда наталкивается на преграды (споры Эли и Ромеро), но в итоге становится сильнее.

Логика и символика вообще очень сильная сторона всей трилогии: все ружья, висящие на стене, к концу стреляют. Хотя начало мне показалось очень сумбурным и хаотичным, трудно было разобраться во всех хитросплетениях, оказалось, что даже различные боковые эпизоды, казавшиеся незначительными, имеют глубокий смысл, который раскрывается лишь позже и иногда — между строк. Пример: ночь с вегажительницей Фиолой. ИМХО, подоплёка тут такая: герой открывает в себе новую сторону души — чувства, интуицию, более глубокую веру, через контакт с представителем народа, который не настолько развит технически, но в силу этого сохранил способность к непосредственному, спонтанному общению, со всеми его переливами чувств, нюансами, полноценным обменом энергетикой. Это сослужит ему хорошую службу в тех ситуациях, когда интуиция и вера — единственное, на что он может положиться. Таких моментов в книге много и меня поражает, что советский человек, сам физик по образованию, смог в одной книге совместить великолепные футуристические фантазии с обоснованным предупреждением о том, что господство техники (да и не только её — под МУМ можно представить себе любых «экспертов» или вездессущие советские комитеты, указывающие, как надо жить) может задушить в человеке лучшее.

Есть в ЛКБ ещё одно Агромное счастье, особенно дорогое моему сердцу эмигранта, выросшего на чужбине. Это первая русская книга (не говорю – единственная, но первая) после Незнайки, которая по-настоящему позитивна и полна радостной энергии. ИМХО, в своих героях автор воплотил лучшие чёрты русского характера: свободу духа (Эли), любознательность и мистическую связь с природой (Лусин), уважение к прошлому и способность учиться на нём (Ромеро), нежность и уравновешенность (Ольга). Среди них нет ни одного «унылого г*вна» или желчной нюни, что для русского автора...хм, нетипично. Хотя в симфонии книги присутствует также много мрачных, меланхоличных, грустных нот, «русо класико», а замечательный юмор, скорее, скромно выглядывает из-за занавесок, а не правит балом (правда, со многих моментов третьей части вроде «лечения машины историей» я ржал в голос), эмоционально творец не скатывается в глухую печаль (как бывает, к примеру, у В. Шефнера) или Монументальную Многобуквенность (как у Ефрёмова). Особенно в этом плане меня восхищает, что автор, судя по биографии, испытал просто невъ***нное количество несправедливости в жизни, и всё же его книга переливается живой, позитивной силой и верой в лучшее сегодня.

...Вечер, когда я дочитал вторую часть, стал одним из самых знаменательных дней последних месяцев. Я лыбился счастьем, раздавал всем вокруг комплименты и благодарности. Эта книга пробудила во мне лучшее. Жаль, что нет четвёртого тома — ИМХО, тетралогия была бы ещё круче — и нельзя уже сказать ему «Пеши истчо!». Что ж, закончу просто — Аффтар Жжот!

Пожалуй, теперь можно о недостатках, или, в данном случае, скорее, «несовпадении вкусов». Собственно, к тому, что есть, у меня нарекание только одно — очень много спойлеров вроде: «Да, если бы мы только знали, какой катастрофой всё обернётся!». Можно было бы и повеселее. Теперь о том, чего в книге нет. Насколько я знаю, автор был серьёзно ограничен в объёме. Но если было бы можно добавить этак страниц 30-40 в каждый том, то...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

1. Описание культур галактов и разрушителей в книге ну очень скупое. Философские идеи очень интересные и кажутся мне более глубокими и цельными, чем, например, у американских авторов — Мастера Хэ или Херберта. Однако деталей быта, социума маловато — чуть мяса на костях, в серьёзном ли, сатирическом ли духе, неважно, и всё было бы зашибись.

2. С рамирами же герои вообще не встречаются лицом к лицу — «на самом интересном месте!» Блин!

3. Не получают развития истории совсем негуманоидных цивилизаций из первой книги. Жаль.

Если свести эти пункты к единому знаменателю, то, ИМХО, автор больше сосредотачивает повествование на внутреннем, чем внешнем мире.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я удивлялся и продолжаю удивляться — как такое можно было написать в Советском Союзе? Роман читается так, будто написан нашим современником. Мыслей очень много, большинство из них положительные. Постараюсь излить их ниже:

Снегову удалось создать героев и заставить полюбить их. Персонажи будто бы ожили; я уже и не помню, когда так переживал за героев.

Очень удачный стиль повествования, объектом которого стал Эли Гамазин. На протяжении трёх частей мы видим рост и становление личности: сложные задачи и непростые решения, неожиданные открытия и глубокие заблуждения...

Произведение очень сильнО своими монологами и диалогами. Особо в этом преуспел Павел Ромеро, историограф, очень важная фигура в произведении, между прочим.

Не встречал раньше такого тонкого описания других цивилизаций. Снегов будто бы сам общался с альтаирцами, со змеями с Веги, слышал грохот костей невидимок...

Надо отдать должное автору — он открыл передо мной столько интересных вопросов и оригинальных идей, что я будто бы немного прозрел и стал разбираться в астронавигации, в искажении метрики, в уравнениях Нгоро. Зацепило описание симфонии Андрэ «Гармония звёздных сфер», — я мечтал бы поприсутствовать на подобном событии.

Просто не передать словами, насколько я рад, что судьба свела меня с этим произведением.

Браво, Сергей Александрович!

P.S.: Осмелюсь предложить энтузиастам закончить или дополнить статью в Википедии, посвящённую этому роману: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%8E%D0%B4%D0%B8_%D0%BA%D0%B0%D0%BA_%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%B8

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

В середине 80-х годов 20 в. сия книга была одной из самых дорогих на книжных барахолках и развалах и стоила 35-40 руб., деньги по тем временам весьма приличные (треть-четверть зарплаты специалиста среднего звена с высшим образованием). И ведь покупали, и стояли в очереди на прочтение у счастливых обладателей книги. И книга того стоила!

Да, пусть не очень откровенно, книга отдавала совком. Но только немножко «запахом». А «вкусом», то есть содержанием и идеями, была наверняка лучшей советской космической оперой (или НФ?) с прекрасно описанными мирами и цельными харизматичными героями, бросающими вызов вселенной.

Легкий язык и ненавязчивые отступления об истории человечества дают образную, объемную картину мира будущего, где люди пытаются встать на уровень«Богов». Да, среди множества открытых цивилизаций люди самые самые..Но только до определенных, изведанных границ. А дальше..Неожиданная, но предсказуемая встреча с равным по интеллекту и развитию цивилизации противником. Увы, не все цивилизации развиваются в одном направлении, и то, что есть правильно и хорошо для Землян и их друзей, совсем не так представляется зловредам (разрушителям). Появляются и естественные союзники.

Глобальное космическое противостояние, множество сражений с переменным успехом — все это на страницах книги. Написано легким, хорошим языком, очень добрая и светлая книга.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Люди как боги» — весьма звонкое название. Сразу и не понять, то ли автор не сомневается в себе, то ли не сомневается в людях. Но уже после первой части стало ясно: Снегов не сомневается ни в чём. Как и его герои. С такой уходящей в небо дерзостью могли писать только фантасты середины ХХ-го. Ефремов, Стругацкие и достойно примкнувший к ним Снегов. Поразительная лёгкость, с которой автор железной рукой выводит в лабораториях пегасов и драконов, а управление звездолётами отдаёт кибернетическому разуму становится ещё более поразительной, если вспомнить, что немногим ранее выхода первой части (в 1966) по всему СССР метлой гоняли двух продажных девок империализма: генетику и кибернетику. Однако книгу пропустили, хоть и в урезанном варианте. Может быть помогли словосочетания «космическая опера» и «пятый век коммунизма»? Не знаю, не знаю...

Смелая и довольно непростая для восприятия книга, особенно для людей, не слишком придавленных различными «теориями относительности» и подростков, на коих она, кажется, и рассчитана. По сложности это фантастика скорее в духе Ефремова, чем Жюля Верна. Второго нам рекомендовали читать в младших и средних классах, а вот Снегова почему-то нет. Хотя теперь жалею, что «Люди...» не попались мне в школе. Возможно, в этом случае я приобщился бы к фантастике чуть раньше, чем к Ницше и Достоевскому, оно, глядишь, и пользы было бы поболее... В общем, рекомендую всем ценителям советской фантастики. И далеко не каждый (даже советский) фантаст столь ярко и беззаботно отправляет своих героев в другие созвездия, сталкивает их с превосходящим разумом и позволяет им сгибать пространство и обращать время вспять.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Значение Бога для конкретного человека зависит от того, чего этому человеку хочется больше всего. /Эрих Фромм/

Похоже, мы по-прежнему, как и наши предки у первых костров, боимся таинственного окружающего мира, темноты и таящихся в ней чудовищ и нам больше всего хочется безопасности и независимости, иначе откуда бы родилось такое однобокое, но исключительно популярное, представление о божественности, как о неограниченной силе и власти, которые дают возможность, а главное право перекраивать мир под собственные понятия добра и справедливости.

А поскольку мы все же только люди, со своими слабостями и эмоциями, то и и понятия о том, что положено делать «богам» у нас исключительно противоречивые. Мы хотим всеобщей справедливости и «каждому по потребностям» /особенно, если речь идет о наших потребностях/, но забываем, что нет единой справедливости для всех и упускаем самую суть — «от каждого по способностям». Мы желаем, чтобы все жили дружно и проповедуем равенство, но при этом делим мир на разделяющих наши взгляды «своих» и имеющих отличия «чужих» и искренне считаем, что «свои» по-любому «равнее», чем «Чужие». Мы жаждем мира, но готовимся к войне и не склонны к дипломатии и переговорам, по-прежнему предпочитая сначала снести голову, а потом уж спрашивать что, да как и почему.

Наша «божественная» мечта — неограниченная сила, власть над миром, неисчерпаемые ресурсы и полная безнаказанность, а не разумность, ответственность, альтернативы и взвешенность каждого действия. Наши сердца по-прежнему отданы молодым богам Детства Человечества — пылким, безрассудным, ревнивым к чужой славе, скоропалительным на решения и не жалеющих о последствиях. Богам революции, а не эволюции.

Такие Люди как боги в этом романе-эпопее. Смелые и решительные до безрассудства, устрашающе могучие и безусловно уверенные в своей правоте, праве вмешиваться, вершить и перекраивать судьбы миров, цивилизаций и отдельных разумных и неразумных существ. Без страха, без сомнений, без угрызений совести. Юные боги простого и понятного черно-белого мира, где грань между Светом и Тьмой четкая и однозначная.

Казалось, они достигают всего: власти над материей, пространством и самим временем, они перекраивают миры и целые народы под свои понятия о добре и зле, не слишком озабочены последствиями своих действий и откровенно наслаждаются достигнутым. Тогда почему же их ...жалко? Жалко такого решительного и честного адмирала Эли, которому приходится едва ли не кричать молчаливому Космосу о незыблемом праве Живого на «божественную» власть. Или жалко Мери, очередную богиню-мать, принесшую в жертву своего единственного сына ради несгибаемых принципов. Жалко Ирину, заплутавшую во времени из-за раскаяния, отчаяния и странной любви к чуждому и непонятному. Жалко всех, кто жертвует и страдает, так и не обратившись к главной своей силе — разуму и несущему им пониманию и познанию. Почему вместо желания торжествовать, праздновать победу, прославлять свершения и произносить пафосные речи о преодолении невзгод и высоком предназначении Человека, такое щемящее чувство потери и сожаления?

Может потому, что отважные Боги комсомольского задора и вечного максимализма так и не повзрослели ни в романе, ни в реальности, несмотря на потери, неудачи и поражения, не поняли, что есть вопросы, на которые нет однозначного ответа и есть проблемы, для которых нет простого и удовлетворительного решения. А ведь это взросление едва не произошло — ведь были уже в 70-е «Гадкие лебеди» и «За миллиард лет до конца света», а в 80-е — «Отягощенные злом» и «Град обреченный». Но потом- 90-е, нулевые и наши времена — и опять Кольцо обратного времени.

Я сознательно ничего не пишу о сюжете, героях или форме изложения. Об этом уже написали сотни, если не тысячи страниц. И все это не очень то и важно. А важно, что роман по-прежнему актуален, поскольку заставляет думать, обращаться к прошлому и настоящему, сравнивать, анализировать и делать выводы. И, к сожалению, останется таковым еще очень и очень долго.

А завершить хочется Киплингом. Не о богах, о людях, которыми быть труднее всего:

Уже тысячу лет нам покоя нет —

Море жадное нас зовет;

Мы нашему морю в дань отдаем

Всех лучших своих сынов.

И в зыбучей волне, и на вязком дне

Рвут акулы свой страшный корм.

Господь, если кровь их — плата за риск,

То мы уплатили долг.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

На первых страницах мне захотелось книгу закрыть, потому что я терпеть не могу фэнтэзи, драконов, пегасов и проч. Но, положившись на коллективный отзыв о том, что это космоопера, решил всё-таки продолжить и, к счастью, пегасам было дано вполне лабораторное объяснение.

Книга отличная. Собственно, советского в ней — только мир, из которого главные герои довольно быстро улетают, мир, в котором люди перестали маяться дурью и пожирать друг друга, а стали работать на благо друг друга. Когда-нибудь и до западного озверевшего от всего человека дойдёт, что только это, в общем-то, единственный способ видового выживания и просто нормальной жизни без её крайностей и ужасов.

Более того, мне она показалась вполне современной, ну, то есть, если не упрекать книгу в том, что у героев нет каких-нибудь там планшетов, то она вполне себе нормальная, тем более, что они и телепатией общаются неплохо, например.

Книга земляно-центричная — люди там как раса — этакие миротворцы и поборники нравственности, носители идеи, что жизнь священна, а слабым надо помогать и нельзя довольствоваться счастьем, если кому-то нехорошо.

Расы выписаны неплохо, хотя всегда хочется больше конкретики про их миры: как устроена жизнь на родных планетах, бытовые детали, философия и т. п. Впрочем, философия всё-таки есть: в книге, среди прочего, сталкиваются две идеи, одна из которых — биологизация механизмов, а другая — механизирование биологических существ. Кроме того, осмысляется идея, что какими бы развитыми мы не были, всегда найдётся сила, для которой мы — то ли муравьи, то ли подопытные кролики.

В книги есть место любви, дружбе, гибели, выбору и т. п. Людских конфликтов нет, люди начинают конфликтовать, только когда сходят с ума. Тоже, в общем, хорошая мысль, конфликт — это всегда немного безумие.

Если бы в России умели снимать самобытное кино, я бы хотел, чтобы книгу сделали сериалом. Думаю, он мог бы быть того же масштаба, что и «Экспансия», правда, там нет таких колоритных персонажей, как Авасарала, но это совсем другой мир ) Сезона на 2-3 можно было бы сделать добротный сериал, по духу напоминающий что-то типа Булычёва для чуть более взрослых. Впрочем, любители фантастики все немного дети, я думаю ))

В целом, конечно, особенно, зная печальную биографию Снегова, не перестаёшь удивляться, как высоко, космически высоко парила мысль советских граждан, которые, живя в отвратительных бытовых условиях и подчас просто сталкиваясь с насилием со стороны государства, всё равно продолжали мечтать о космосе, об идеалах и т. п.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал известную эпопею одного из ведущих отечественных фантастов прошлого века — причём воспользовался для этого самыми первыми редакциями романов трилогии. Все они были опубликованы в альманахах «Лениздата» «В мире фантастики и приключений». Первые выпуски, кажется, были просто номерными, потом у них появились собственные названия, но ещё как бы под общей рубрикой, а ещё позднее — исчезла и она. Это были просто сборники фантастики. Все эти изменения можно как раз проследить на тех книжках, в составе которых появились части трилогии. Кстати, читал именно бумажные, оригинальные версии этих книг, попутно выяснив, что в их электронных дублях, циркулирующих в сети, присутствуют неточности, во всяком случае в заголовках. В частности, первая часть второй книги у «пиратов» повторяет название всей книги — «В звёздных теснинах». В действительности же, в бумажном издании она именуется «Вторжение в Персей». Как известно, именно под таким заголовком вторая книга станет печататься во всех последующих изданиях эпопеи.

После такого длинного вступления — о самой трилогии, хотя любителям фантастики она, конечно, хорошо известна. Итак, «Люди как боги» — это первый опыт так называемой космической оперы в нашей фантастике. Герои — люди довольно далёкого будущего, их отделяет от нас примерно пять веков. Техника позволяет им преодолевать расстояния в тысячи световых лет — они путешествуют в другие уголки Галактики примерно так же, как каравеллы пересекали мировой океан в эпоху великих географических открытий. Т.е. на эти вояжи уходят недели, месяцы, самое большое — годы (в зависимости от расстояния)

Снегов сумел создать свой вариант гармоничного общества будущего, не копирующего картины, нарисованные Ефремовым и Стругацкими. Кстати, помимо интересного способа передвижения со сверхсветовой скоростью он ближе других фантастов подошёл к идее интернета. Могучий электронный мозг управляет процессами на планете, включая погодные явления. А люди не только легко могут связываться друг с другом через эту машину, но и получают от неё индивидуальную защиту от всяких напастей. Каждый человек на Земле имеет так называемую Охранительницу, которая страхует его от всяких «резких движений» и внезапных оказий. Можно сказать, это какой-то аналог Большого Брата Оруэлла, только если у английского писателя это сугубо негативный феномен, то здесь роль Охранительниц однозначно позитивна.

«Люди как боги» — это ещё и один из первых образцов отечественной боевой фантастики. Ведь люди ведут войну против так называемых разрушителей (или зловредов), которые обосновались в созвездии Персея. Тут следует отметить, что каждая часть трилогии отнюдь не копирует предыдущую, а напротив выводит противостояние на новый виток. В третьей книге, которая называется «Кольцо обратного времени», речь вообще идёт о столкновении с новыми и куда более серьёзными опасностями, нежели те, что были в первых двух книгах.

Повороты сюжета в трилогии свершаются, быть может, не так лихо, как в книгах Евгения Гуляковского (кажется, в отечественной фантастике этот автор не знает равных по умению закрутить интригу), но всё же очень не банально. И ещё хотелось бы отметить язык. У Снегова он прозрачен, суховат. Но по-своему очень неплох. И в целом эпопее присущ свой неповторимый настрой, привкус, определённая поэтичность даже. Нарисованный автором невероятный, причудливый (с точки зрения обыденности, возможно, даже бредовый) мир несёт в себе несомненное очарование...

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня, конечно это — роман-открытие, трилогия-открытие.

Выдающийся пример сочетания НФ и космооперы. В трилогии отсылок к научному элементу побольше, чем во всех трудах некоторых «научных» фантастов «новой волны». Пример: в описании боевых действий Снегов использует не Ньютоно-Декартовскую модель, основанную на евклидовой геометрии, а нечто очень близкое к геометрии Римана-Лобачевского (искривление пространства, движение по вогнуто-выгнутым дугам, пересечение параллельных прямых). И дерутся его космолёты не лазерами (бластерами, плазмой), как в космооперах, а фокусированными полями и сгустками энергии. Где же тут опера?

Теперь о названии. Почему «Люди как Боги»? Бог сотворил вселенную ex nihile — из ничего, а в самом начале романа мы знакомимся с фигурой легендарного учёного Андрея Танева, современника Эйнштеина и советского зэка, который придумал, как трансформировать вещество в пространство и наоборот, совершая, тем самым, преобразование «ничто» в «нечто».

Подсказка: разве могли такое пропустить чинуши от литературы в СССР? Потому и пиарили убого-фертильную «Туманность Андромеды».

Ещё пару слов о начале. Для многих писателей, это проблема. Снегов начинает с признаний мизантропа, но делает это с такой лёгкой иронией, что читатель проникается симпатией к этому Эли. «Взвейтесь-развейтесь», «вперёд к победе коммунизма», «молодёжь на стройку» и прочие лозунги, дававшие советской фантастике (как многим романам Ефремова) пропуск в жизнь, отсутсвуют.

В отличие от распиаренной «Туманности Андромеды» Ефремова, в которой, кроме диковатого танца, не показан ни один из искусств далёкого будущего, здесь есть всё. Особенно захватило описание музыки. Действительно, фантастика!

Очень богатый и красивый мир, несравнимо более красочный, нежели убоги Ефремовские псевдофантазии.

А как с лёгкой иронией, но достоверно показаны опыты генетиков, которые уже не знают, чтобы такого сделать и выводят драконов и пегасов!

Язык и текст. Текст, действительно, сложен, но не потому, что Снегов плохо владеет слогом, а потому, простите, что мы настолько привыкли к поверхностному, часто полужаргонному стилю современных писателей, плюс беллетристическому стилю западных, что уровень советского литературного языка кажется тяжёлым.

Теперь об эмоциях

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Обычно, когда начинаются рассказы по Достоевскому («слеза одного ребёнка»), то одного-то ради счастья всех не жалко! В грандиознейшем галактическом сражении погиб всего один человек — сын ГГ. Но как горька и горестна эта утрата, если живёшь глазами ГГ!

Сказанное, кстати, относится и к собственным словам Снегова, что трилогия — «мягкая пародия» на космооперы и библейские тексты. Нет там никакое пародии! Всё более, чем серьёзно! Вероятнее всего Снегов сказал эти слова, чтобы отвести от себя часть критики.

Теперь о минусах.

К сожалению, обществом правит Бог-Машина (точнее — триумвират машин). Триумвират машин, конечно, даже близко не имеет мысли, чтобы взбунтоваться против человечества и ему навредить, но увы, грустно видеть, как Большой Совет (что-то среднее между демократией и меритократией) подчиняется приказам этой благороднейшей из матриц.

Под конец трилогии они там полезли совершенно не в своё дело, и по факту противостояние, описанное во второй части, просто повторилось. Сидели бы у себя, в спиральном рукаве галактики.

Технически Снегов слишком уж часто прибегает к аргументу сожаления, который не всегда ему удаётся. Герои сначала сообщают о том, что они очень сожалеют, что упороли, а потом в тексте не происходит ничего на самом деле катастрофического.

Ну и конец немного запутанный, такой — вещь в себе.

И всё же, несмотря на свои минусы, Снегов оказывается на голову выше всех тех советских фантастов, которые писали о покорении космоса.

Оценка: нет
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга захватывающая и хорошая, но со всех концов всё равно лезут элементы «старой» фантастики. Утопия «светлого будущего», советские лозунги, космическое товарищество, помоги ближнему своему себя не щадя. Также видно это в описании форм жизни: автором придуманы такие нереальные образцы и при чем они так часто населены по Вселенной, что просто жуть... Это как задача первопроходцев в фантастике, придумать множество непохожих на человека созданий и адекватно и логично описать их образ и стили жизни. Мне кажется логичнее предполагать малую заселённость... Сюжет тоже не страдает поворотами сюжета: мы идём и исследуем Вселенную. Автор рисует совершенно «обкуренные» и фантастические картины и действи во Вселенной, что редко кто и во сне увидит, и на самом деле кажется, что сюжет по большей части повязане именно на этом: есть физическая возможность рождения черной звезды — опишем, неевклидовость — опишем, странные металлические планеты — опишем! И так много-много всего... Такое чувство, что книга — всего лишь художественный способ описать астрономическо-физические фантазии автора.

Я всё-таки люблю более логически связанные сюжет-локации-атмосферу-действия-идеи... В этом плане для меня безгранично высоко как идеал «Гиперион» и компания Дэна Симмонса.

А Снегов хорош. С учетом моей нелюбви к излишней вычурности и вообщем старой фантастике, а тем более советской, «Люди как Боги» захватили меня, читать было интересно, хоть и не без минусов...

Читай я это произведение в детстве, мне бы понравилось гораздо больше.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Писать буду по давним воспоминаниям. Тогда мы не были избалованы фантастикой. Книга вышла стотысячным тиражом, и читали её очень многие. И мнение не только моё, но большинства тогдашних первокурсников – бред. Один из худших образцов фантастики того времени. Хотя, повторяю, тогда нас издательства не баловали.

Основное впечатление – лихое, откровенно лихое подражание западным космооперам. Не пародия, а именно подражание с попыткой догнать и перегнать. Развернули звездолёт в одно созвездие, хвостом влезли в другое. Шарахнули по врагу, почти не глядя. Из героев сделали вечных подростков в безуспешной попытке как-то оживить. События просто перечисляются, без какого-либо эффекта присутствия. Мысль – да, мысль мелькает чаще, чем у Гамильтона, но воспринимать её в таком изложении невозможно. Стругацкие писали легко, в сто раз легче Снегова, но там мыслей на любой взятой наугад странице больше, чем тут во всём цикле. И при этом в романе присутствует самая правильная идеология. Хотя с космическими похождениями она сочетается с явным усилием. В результате получилась вещь, сочетающая самые слабые стороны советской и западной фантастики.

Думаю, на этот отзыв обидятся многие. Во-первых, ностальгия по молодости. По тем немногим фантастическим сочинениям, которые читали тогда почти все. Во-вторых, обида за автора, который имел мужество устоять перед системой. Да, так. Но хорошую фантастику он писать не умел.

Оценка: 2


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх