fantlab ru

Роберт И. Говард «Алая цитадель»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.00
Оценок:
777
Моя оценка:
-

подробнее

Алая цитадель

The Scarlet Citadel

Другие названия: Багряная цитадель, Конан-король!

Рассказ, год (год написания: 1932); цикл «Конан», цикл «Конан. Первоначальная серия»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 110
Аннотация:

Король Офира Амальрус предает короля Аквилонии Конана вступая в заговор с королем Кофа Страбонусом и чародеем-некромантом Тзота-Ланти. Конан попадает в плен и оказывается заточенным в Алой Цитадели — обители Тзота-Ланти.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— журнал «Weird Tales, January 1933», 1933 г.

— сборник «Skull-Face and Others», 1946 г.

— сборник «King Conan», 1953 г.

— сборник «Конан-узурпатор», 1967 г.

— антологию «La Citadelle écarlate», 1979 г.

— антологию «Зовите его демон», 1991 г.

— антологию «Живущий в последний раз», 1992 г.

— антологию «Конан-варвар», 1993 г.

— антологию «Конан-варвар. Принцип оборотня», 1993 г.


Похожие произведения:

 

 


Зовите его демон
1991 г.
Конан-Варвар
1991 г.
Живущий в последний раз
1992 г.
Конан, варвар из Киммерии
1992 г.
Конан-варвар
1993 г.
Конан-варвар. Принцип оборотня
1993 г.
Конан, варвар
1993 г.
Конан, варвар из Киммерии
1993 г.
Конан-варвар
1993 г.
Сага о Конане. Том IV
1994 г.
Конан-победитель
1994 г.
Конан и бич Нергала
1996 г.
Конан из Киммерии
2002 г.
Конан. Рожденный в битве
2010 г.
Конан-варвар. Легенда о киммерийце
2011 г.
Приключения Конана-варвара
2012 г.
Конан. Пришествие варвара
2016 г.
Конан-варвар. Алая цитадель
2022 г.

Периодика:

«Weird Tales» January 1933
1933 г.
(английский)

Самиздат и фэнзины:

Конан узурпатор
2022 г.

Аудиокниги:

Сборник «Манускрипты Аркхэма 3»
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Skull-Face and Others
1946 г.
(английский)
King Conan
1953 г.
(английский)
Conan the Usurper
1967 г.
(английский)
La Citadelle écarlate
1979 г.
(французский)
Conan: Droga do tronu
1988 г.
(польский)
The Conan Chronicles, Volume 2: Hour of the Dragon
2001 г.
(английский)
The Coming of Conan the Cimmerian
2003 г.
(английский)
Конан, варвар із Кімерії
2005 г.
(украинский)
The Complete Chronicles of Conan: Centenary Edition
2006 г.
(английский)
Conan le Cimmérien. Premier volume : 1932-1933
2007 г.
(французский)
Conan el cimerio
2012 г.
(испанский)
蛮王柯南
2012 г.
(китайский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Люблю творчество Говарда сильно. Мой любимый писатель, и этого ничто и никогда уже не изменит. Но я люблю Говарда если и не малоизвестного, то, во всяком случае, явно не самого популярного. Кулл, Бран Мак Морн, Соломон Кейн, Турлоф О'Брайен... Эти ребята, на мой взгляд, достойны внимания никак не меньшего, а то и большего, чем всем известный киммериец. Однако...

Конана знает каждый — утрирую, конечно, но от истины это утверждение не так и далеко. Конан — это попса. И тут нет ничего обидного или уничижительного. Попса бывает разная. Бывает сделанная тяп-ляп, лишь бы денег срубить, а бывает хорошая, качественная и даже с глубокими мыслями. Конан Роберта Говарда относится ко второй разновидности.

В чём же секрет киммерийского варвара, ставшего одной из икон массовой культуры? (Ох, иногда думается, лучше бы участь сия его миновала...) Конан — по крайней мере, у Говарда — это не гора мышц с одной извилиной в мозгу. Это яркий, живой персонаж, который не может быть окрашен только в белый цвет героя или только в чёрный цвет негодяя. Варвар из Киммерии — это Легенда.

И его приключения — тоже Легенда. Миф. Сказка, если угодно.

Вот как раз «Алая цитадель» — это скорее сказка. Тут вам и драконы летучие, и чародеи белобородые (на самом деле, старых добрых волшебников, которых мы привыкли видеть в детских сказках, здесь нет). Но Говард остаётся собой, в рамках цикла о Конане он не может сделать просто милое развлечение. Не надо забывать о чёрном колдуне и огромной змее, о трупах на поле брани и пленниках в тёмных подвалах, о злом коварстве и жутком возмездии...

Вот, кстати, возмездие в «Алой цитадели» мне нравится исключительно. Вспомните последние абзацы рассказа — ну это же прелесть что такое! Описания простые, лаконичные, без декадентского любования смертью — но у меня бегут мурашки наслаждения от заключительной сцены.

Так что сказочка вышла на славу, даже несмотря на некоторую наивность. В наивности произведений Говарда всегда и заключался их шарм.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепный образец увлекательного фэнтэзи, уровень которого недосягаем для большинства эпигонов. Роберт Говард обладал удивительным умением: прочитаешь его повесть или рассказ, и чувствуешь себя сильнее, увереннее, чем был раньше. У его современников (Лавкрафта, Меррита и иже с ними) такого не наблюдается — максимум напугают до состояния твари дрожащей, не более того. С «Алой цитадели» я, как многие другие авторы отзывов, в 1990-е начал знакомство сразу и с Говардом, и с Конаном, до неё я не имел о них обоих ни малейшего понятия, в СССР кто-то за меня решил, что народу \это не нужно. «Цитадель» попала ко мне в дурном переводе, третий экземпляр, перепечатанный на машинке, но впечатление было сказочным. Мой собственный эталон качества фэнтези резко вырос — есть с чем сравнивать.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

а на сколько я знаю, у Говарда только один роман о Конане — «Час дракона»))). «Алая цитадель» является моим самым любимым произведением о Конане, особенно вот этот момент:

»......Внезапно Конан издал предостерегающий крик и отскочил назад, потянув за собой Пелиаса. Перед ними возникло гигантское туловище Старого Сатхи, и извечная ненависть к теплокровным пылала в стоячих немигающих глазах.

Конан собрал мышцы в комок, готовясь использовать последний шанс — швырнуть умирающий фонарь в распахнутую пасть и доверить жизнь одному единственному удару меча.

Но змей не обращал на варвара никакого внимания: он таращился поверх плеча киммерийца на Пелиаса, спокойно скрестившего руки на груди и улыбавшегося.

Ненависть во взгляде змея стала уступать место дикому страху.

Он завертелся на месте, внезапное дуновение воздуха коснулось лиц людей — и рептилия исчезла в глубинах тоннеля.

— Клянусь Кромом! — удивленно пробормотал Конан. — Что могло так напугать эту тварь?!

— Существа, покрытые чешуей, видят скрытое, — загадочно и тихо ответил Пелиас. — Ты видишь мою телесную оболочку, а он увидел мою обнаженную душу.

Холод пополз по спине Конана.....»

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Увлекательнейший текст. Никакого застоя — действия, неожиданные союзники и союзники, ставшие врагами... Убить чародея ударом в спину? Или пойти за ним?

Очередной раз Говард ставит своего героя перед нелёгким выбором...

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это великолепно!

Сильное и кровавое начало. Пугающая середина. Динамичный финал. В этом рассказе есть всё, за что любят сагу о Конане и творчество Говарда в целом. Король Конан попал в западню и теперь он пленник жестокого Колдуна. Естественно, ненадолго. Теперь, герою предстоит выбраться из мрачного подземелья Алой Цитадели, где в каждом коридоре встречаются по жуткой тваре, чьё описание выходит за грани человеческой фантазии. И, редкий случай, Конан боится. Бесстрашный воин, который убил не одну сотню врагов и разных чудовищ, обливается холодным потом, тихо пробираясь сквозь мглу... Описание сего действия очень атмосферно, и в этом Роберт оказался ни чуть не хуже самого Лавкрафта. Ну а потом... всё по-старому. Финал предсказуем, но это не делает рассказ плохим. Наоборот. Такого сильного чтива в саге ещё стоит поискать.

Особенно порадовала финальная фраза Конана — отношение ко всему, что его окружает. В том числе и то, что лежит за грани всего разумного в Хайбории...

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самый лучший (с точки зрения текста), интересный, пугающий рассказ о Киммерийце. С ним могу сравнить только «Гвозди с красными шляпками». Дествие non-stop, ужас подземелья, пугающее описание монстра. Чтение только для мальчиков (от 14 до 99 лет). Читать только в оригенале на английском языке — переводы на русский кошмарные (как и все переводы рассказов о Конане и Соломоне Кейне).

Оценка: 9
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

- Конан, я дарю тебе жизнь, — произнес Тзота с ядовитой усмешкой.

- Колдун, я дарю тебе смерть! — прохрипел киммериец.

Несчетное количество раз побывав в вождях и предводителях разных банд, отрядов, корабельных команд, племен и даже армий, Конан наконец-то смог осуществить шальную мечту своей юности и стать настоящим королем со своим королевством. Да, причем, королевством немаленьким. Вот что значит позитивное мышление и ориентированность на результат! Хоть королевство ему досталось и одно из лучших в Хайбории, но, правившим до варвара королем Нумедидесом, было оно доведено до весьма плачевного состояния. Киммериец довольно быстро сумел выправить положение и привести свои владения в божеский вид. И править бы ему на аквилонском троне справедливой рукой многие годы, да не задалось. Однажды его старый друг король Офира Амальрус прислал мольбу о помощи: он просил Конана помочь ему найти управу на своего соседа короля Кофа Страбонуса, который, якобы, «опустошает его восточные земли между Аквилонией и обширным южным королевством Коф». Он просил лишь тысячу всадников, но непременно под предводительством самого Конана, чтобы его присутствие укрепило боевой дух офирского войска. Конан привел с собой пять тысяч и угодил со своим отрядом в засаду — Амальрус и Страбонус объединили свои армии и вывели тридцатитысячное войско против аквилонских рыцарей.

Написанный в 1933-ем году этот рассказ стал одним из первых, что знакомили читающую общественность с такой колоритной как Конан-варвар. И сразу же он предстал перед ней в образе короля, короля с богатым прошлым, но всё же именно монарха, а не кого-нибудь другого. Наполненное приключениями прошлое киммерийца стало богатой почвой для написания последующих истории о нём, а пока же Конан был представлен в образе короля. Властитель у Говарда получился интересный и, можно даже сказать, каноничный. В этом тексте автор четко дает понять, что королевские степенность и величие — это лишь тонкая скорлупа, под которой скрывается кипящее море варварского темперамента: Конан без раздумья кидается в драку, прет напролом, самолично водит полки в атаку и старается оказаться в самой гуще сражения, он не сдается даже под угрозой смерти и вообще плюет ей в лицо. И при всём при этом он четко и беспрекословно блюдет свои собственный кодекс чести, не отступая от него ни на йоту. Для большего контраста автор вводит в текст образы двух других монархов Страбонуса и Амальруса, а так же принца Арпелло, которого они собираются усадить на трон Аквилонии. На фоне всей этой троицы киммериец выглядит особенно выигрышно — сразу становится очевидно, какой типаж более симпатичен автору.

Но, положа руку на сердце, конфликт жизненных парадигм власть придержащих в этом тексте далеко не главное. Основные плоть и кровь рассказа — это, конечно же, приключения и битвы. Он начинается с битвы и битвой же заканчивается, а между ними автор помещает классическое приключение в подземельях колдуна. Попав в плен, Конан оказывается в подземельях под Алой цитаделью колдуна Тзота-Ланти, где успевает побегать от разной нечисти, покрасться во тьме по зловещим галереям и, что самое главное, освободить из десятилетнего заточения соперника Тзота-Ланти волшебника Пелиса. Всё это подано очень даже вкусно: в меру жутко, в меру героично. Действие не провисает не на секунду и весь рассказ проглатывается буквально на одном дыхании — вроде бы Конан только-только начал отчаянно и безнадежно рубить бойцов Страбонуса и Амальруса, как уже безголовое тело бежит на непослушных ногах вслед за улетающим вдаль орлом. Хлоп, и нет рассказа.

Итог: очень динамичное произведение, оставляющее весьма приятное послевкусие. Если бы ещё ему чуть-чуть атмосферу доработать, была бы настоящая конфетка. Но и в таком виде он вполне заслуживает читательского внимания. Вполне рекомендую.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Благодаря предательству своего венценосного «друга» Конан I оказывается в плену — и вполне понятно, что в Аквилонии мигом нашлась пара-тройка ребят, желающих получить под своё аристократическое седалище трон. Да и свежий враг — колдун, подчинивший два королевства — осаждает южные рубежи конанова царства...

Конан всегда побеждает, ну или по крайней мере, остаётся при своём. Однако в безвыходных ситуациях приходится прибегать к колдунской помощи, которой наш доблестный варвар боится как огня. И здесь — ему даже не пришлось особо выделываться, всё произошло само собой. Ну а освобождённому из колдовских тенет Конану победить смуту в государстве и разгромить внешнего врага — проще простого...

И тем не менее рассказ показывает силу его личности. Всё благополучие Аквилонии держится на нём, заставившего подтянуть пояса дворянам и понизить налоги простолюдинам. И без Конана в государстве быстро наступает смута. Вот что значит — сильный правитель.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот краткий по времени эпизод саги описывает пленение Конана после разгрома его отряда на офирских равнинах. Тут не обошлось без предательства: давний союзник Аквилонии, король Офира Амальрус, договорился с кофскими правителями и организовал ловушку для рыцарей Конана, чтобы потом посадить на его трон своего человека. Потому что сильных ненавидят так же сильно, как и презирают слабых...

Рассказ в традиционном «хайборийском» стиле: могучий герой попадает в почти безвыходную ситуацию, из которой выбирается не только с честью, но и с друзьями. Конечно, многие вещи в нем являются специально подобранными, чтобы те случайно не загубили жизнь главного персонажа. Подобных «сюжетных роялей» можно найти с добрый десяток. Потому что самостоятельно выбраться из темных подземелий Алой цитадели не представляется возможным. Собственно, сам Конан этого и не делал — ему банально помогли «нужные» люди, расставленные автором в строго положенных местах. Всё произошло так гладко и правильно, что у меня создалось неправильное впечатление о затраченном на это времени: кажется, что от заточения Конана в подземелье до его неожиданного появления у стен Тарантии прошло не более нескольких часов. Такого бы впечатления не сложилось, если б Конан выбирался из подземелья сам, как это описано в других произведениях цикла (например, в романе «Конан бросает вызов»). Честно говоря, за главного героя даже не успеваешь испугаться, как он уже опять на свободе и громит своих врагов, которые в ужасе от него разбегаются. А мне интересно: почему этот подземный змей его не съел? Вряд ли потому, что чернокожий раб оказался вкуснее! Раньше меня подобные вопросы не беспокоили, и я читал о похождениях варвара с упоением. Но с возрастом я стал дотошнее и привередливее, вот и спотыкаюсь о разного рода «неудобные» вопросы. А если их задавать себе, вся романтическая прелесть этой истории довольно быстро развеивается в дым. Думаю, читать подобные произведения нужно молодым, а не таким старикам, как я сам. Ведь автор саги о Конане в ту пору был очень молодым — только 26 лет — и о старых пердунах не думал совсем. Хочешь-не-хочешь, а вспомнишь известную присказку: «Если бы молодость знала, если бы старость могла...»

--------------

РЕЗЮМЕ: рассказ о том, как Конан попал в кофский плен и с честью оттуда выбрался. Эпизод чисто проходной, но написан живым и увлекательным языком.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитав нижележащие отзывы рассказ можно бы и не читать — там весь сюжет без спойлеров, на виду... :)

Но всё же, всё же...

Рассказ это я прочитал едва ли не первым из всей конанианы и, помню, он произвёл на меня впечатление и немалое. Героического фэнтези мы тогда ещё не знали, да и просто фэнтези была в новинку... А тут — рыцари, короли, колдуны, чудовища, подземелья, донжоны и драконы! Эх-х-х, как же это всё захватывало!

Но с возрастом, прочитав много книг, становишься более привередливым, в глаза лезут разные несоответствия, мелочи вроде, а цепляет...

«Самый быстрый конь не домчит меня до Шамара раньше полудня. ... От Шамара до Тарантии скакать не меньше пяти дней» — но по всем картам (которые рисовались со слов родоначальника Саги) от Хоршемиша до Шамара дальше, чем от Шамара до Тарантии! Неувязочка получается... Или вот это:

«Полторы тысячи жителей с трудом сдерживали натиск сорокатысячного войска. Из глубины королевства до Шамара, аванпоста Аквилонии, не доходило никаких известий» — что, Шамар, столица одноимённого герцогства, опора престола на восточных границах — такой маленький городишко? Да там одних гарнизонных войск д.б. больше, плюс подтянувшиеся от границ войска, плюс ополчение!

В общем, если относиться к рассказу, как к сказочке (фэнтези), то — недурной рассказ, а если — как к героическому фэнтези — то не очень, уже не дотягивает до написанного позже...

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохая героическая фэнтези с большим количеством колдовства и малым количеством крови. Сколько уже было говорено, что своим врагам нельзя давать даже теоретического шанса на спасение. Ан нет, в книге герои сплошь и рядом такие шансы предоставляют вместо того, чтобы быстро и просто врага уничтожить. Интересный сюжет, достойная интрига и профессиональная литература, что еще нужно для боевика.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да, временами Говард бывал и ТАКИМ. Нездоровые кошмары, колдуны-извращенцы, которые настолько не от мира сего, что даже убить их нельзя.

Объятия виноградной лозы, иссушающие мозг...

Хроника о победе над аквилонским королем, написанная на коже (!), содранной (!!) с его жен...

Живая жижа, ползающая по грязному полу темницы и подманивающая узников, изображая женский плач...

То ли еще будет. (Впрочем, вру -- будет как раз-таки «Час Дракона», к-й написан не в пример проще, целомудреннее и красивее. Хотя сюжет тот же).

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх