fantlab ru

Илья Варшавский «Душа напрокат»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.13
Оценок:
155
Моя оценка:
-

подробнее

Душа напрокат

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 40
Аннотация:

Десять книг написал Тетерин, а среди них нет ни одной сколь-нибудь значительной. Души не хватает его персонажам — неинтересные они, картонные. Представился случай вдохнуть душу в героя, Тетерин хочет воспользоваться гениальным изобретением Лангбарда, «тотчас же испробовать действие этого дьявольского зелья», но боится примерить на себя новые яркие чувства, «в каком-то суеверном страхе ставя его опять на место».

Этот день был последним днем писателя Тетерина.

© v_by
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Первопубликация в журнале «Знание — сила» №5, 1971 отличалась наличием дополнительных трёх абзацев в конце рассказа. Фактически в журнальной редакции совершенно другая концовка и другая судьба главного героя. В последующих книжных публикациях эти три абзаца были исключены.

Кроме первопубликации, рассказ в журнальной редакции также печатался в юбилейном номере журнала «Знание — сила» №12, 1989 и во 2-м томе с/с И. Варшавского (М.: Престиж Бук, 2016)


Входит в:

— журнал «Знание-сила 1971'5», 1971 г.

— антологию «Фантастика, 71», 1971 г.

— сборник «Тревожных симптомов нет», 1972 г.

— антологию «Dusza do wynajęcia», 1978 г.

— антологию «Genie auf Bestellung», 1982 г.

— журнал «Знание-сила 1989'12», 1989 г.


Похожие произведения:

 

 


Фантастика, 1971
1971 г.
Тревожных симптомов нет
1972 г.
Тревожных симптомов нет
2002 г.
Солнце заходит в Дономаге
2016 г.
Солнце заходит в Дономаге
2019 г.

Периодика:

Знание — сила № 5
1971 г.
«Знание-сила» 12/89
1989 г.

Издания на иностранных языках:

Dusza do wynajęcia
1978 г.
(польский)
Тревожни симптоми няма
1980 г.
(болгарский)
Genie auf Bestellung
1982 г.
(немецкий)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начну с финала. Я его совершенно не понял. Не понял, почему именно таков финал у рассказа. Зачем нужно было убивать автора. Что такой финал должен сказать читателю. Возможно, я тупой. Или просто слишком молод и чего-то не знаю о начале 1970-х годов (рассказ 1971 года). Но факт остаётся фактом. Финал для меня — тайна за семью печатями.

НО — сам рассказ, мысли в нём высказываемые, очень понравились. Начиная с банальности:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Мой совет: остерегайтесь говорить женщине, что она некрасива, и автору, что он плохо пишет. Подобную откровенность никогда не прощают.»

И заканчивая основным — рассуждением о характере и душе персонажей литературных произведений. Ведь как читатель, я вижу — что всё точно сказано. Иной автор героя выпишет до последней привычки, какой рукой тот зубную щётку держит и с какой ноги с дивана встаёт, а герой остаётся картонным. А иной автор несколько мазков сделает, причём часто даже больше по окружению персонажа, чем просто о нём самом — и герой становится живым. Будто душу обретает.

В общем, я очень доволен смысловой нагрузкой, а нюансы антуража рассказа... может, потом что пойму.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из тех рассказов, которые наглядно демонстрируют недюжинный писательский талант автора. Одиннадцать страниц практически без действия — всего лишь разговор двух персонажей, тема тоже далеко не оригинальная: изобретение, помогающее авторам создавать по-настоящему талантливые произведения, да и финал довольно предсказуемый — казалось бы, ну что может быть в таком произведении привлекательного.... А оказывается и в этом случае можно написать так, что читать будет интересно, даже очень интересно. И внутренний мир главного героя — модного писателя, выписан великолепно, таким он интуитивно и нам представляется, и, по логике, должен быть и на самом деле.

И о финале. По литературным канонам он выписан безукоризненно. А вот чисто с человеческой точки зрения... — трудно понять (и принять) человека столь рационального, что он может вот так вот взять и задавить в себе столь свойственное всем людям чувство любопытства: «А что будет, если...». Думается 99% людей не утерпели бы и обязательно посмотрели «что будет» :).

Да, поскольку увидел, что финалы в разных публикациях отличаются, уточняю, что рассказ читался в первопубликации (журнал «Знание-сила» за 1971 год) с тремя последними абзацами. И этот вариант финала считаю несравнимо более сильным. Для любознательных привожу этот вариант финала:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— « …Нет-нет! Такое и представить себе нельзя, так и с ума сойти недолго! — Как все нервные люди, Тетерин страдал гипертрофированным воображением — свойством, по его мнению, для писателя совершенно излишним.

Отправив пузырьки в мусоропровод, он помедлил немного, затем изорвал в клочки творение Лангбарда и отправил его туда же, почувствовав при этом удивительное облегчение.

Рождение нового Тетерина не состоялось. Что же касается его последней книги, то вышла она вовремя и, как всегда, была тепло встречена критикой.»

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Концовка совершенно не подходит по стилистике к остальной части рассказа. Начиналось все как неплохое НФ, а закончилось почти как самый настоящий хоррор. Можно было бы и поэлегантнее завершить. А вот идея рассказа показалась мне очень интересной.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В рассказе стоит даже не проблема выбора, а преодоления страха перед неизвестным. Что лучше: теплое засиженное местечко или бурный шквал новых ощущений вдалеке? Герой старался преодолеть себя, честно старался...

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Любопытные размышления о литературе и писательском труде (читается легко), неожиданный финал, я бы сказал, в духе черного юмора. Возникает вопрос:«А что хотел сказать автор? Ради чего это написано?» Очевидно, что не в изобретении странного человека по фамилии Лангбард здесь дело. Наверное, идея автора очень проста, чтобы не сказать банальна: никакие научные изыскания и чтение классиков не помогут в творчестве, если нет главного — таланта.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не хватило автора на достойную концовку, надо было остановиться на «Леди Макбет», хотя в то время, когда был написан этот рассказ, цензура вряд ли бы пропустила такую концовку.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Уж не заранее ли все было спланировано? Высокая литература избвляется от бездарностей подобными методами.... Любопытно.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сейчас так действительно не пишут. Варшавский — О'Генри, только в фантастике и наш. А советская литературная школа только добавляет многогранности.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошо сказал автор: у любого, подчеркиваю любого писателя, есть читатели. Все дело в том, сколько таких читателей. Чем их больше, тем лучше писатель. Но так ли это? Есть великие писатели, которых никто не читает, правда их заставляют читать в школе. Кто-то решил что они великие. Рассказ-размышление автора над смыслом писательского труда. Жаль, что концовку он смазал. У каждого писателя есть читатели.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

И вечная трудность выбора человеческого. Совесть борется с желанием жить удобно, уютно и хорошо.

Мне не совсем понравилась развязка...

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что-то не понравилась мне идея с запахами, черезчур надуманно. Да и вся история слабо написана.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

вся ценность в последнем абзаце.....

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх