FantLab ru

Андрей Лазарчук «Абориген»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.12
Голосов:
210
Моя оценка:
-

подробнее

Абориген

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 25
Аннотация:

Что делать, если твоя далекая отсталая планета интригами «больших игроков» поставлена на грань вымирания? Если единственный продукт, который планета может предложить и на производство которого работает все население, забирают практически даром? Ни одно движение на поверхности планеты не остается не замеченным для спутников-шпионов, ни одно посягательство на систему не проходит безнаказанным. Многие в подобных обстоятельствах опускают руки. Многие — но только не Север Гардус, школьный учитель, скромный адвокат и ветеран последней войны за независимость. Нет, он совсем не сверхчеловек, он слаб, и единственное его оружие — это дисциплинированный ум и феноменальная память. И еще — нечеловеческое терпение. Может быть, весь смысл его жизни в том, чтобы дождаться, улучить момент и внезапно повернуть дело так, чтобы отлаженная машина подавления и контроля дала сбой...

Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 224

Активный словарный запас: средний (2904 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 72 знака, что немного ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 11% — на редкость ниже среднего (37%)!

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Странник, 2010 // Образ Будущего

Номинации на премии:


номинант
Звёздный Мост, 2009 // Лучший роман

номинант
Портал, 2010 // Крупная форма

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2009 // Книги — Лучшая отечественная фантастика

номинант
Созвездие Аю-Даг, 2010 // Премия "Золотая цепь"

номинант
Бронзовая Улитка, 2010 // Крупная форма

номинант
Интерпресскон, 2010 // Крупная форма (роман)

номинант
Премия «Бегущая по волнам», 2010 // Лучший женский образ в фантастическом произведении - Люсьена

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Абориген
2009 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Почти классический Лазарчук. Почти. Вот только чего-то не хватает.

Но стал ли Лазарчук писать лучше или хуже? Нет! Он стал писать по другому. Для другой публики (скажем так). Ибо не все могут прочесть «Все, способные держать оружие...» и сказать, что это — круто. А вот «Аборигена» могут оценить практически все. И вот эта «смена курса» на другую аудиторию и может раздражать «олдскульных» поклонников автора.

Поэтому роман, который бы сделал честь для любого другого писателя, от Лазарчука воспринимается как откровенная «шляпа». Потому что ожидания поклонников автора от «нового романа от Андрея Лазарчука» ох как высоки.

А что вы хотели? Автор не хочет идти по проторенной дорожке современного российского фентезийно-фантастического мейнстрима. И пока ему это вполне удаётся.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд, обычная приключенческая фантастика. К сожалению, и это в последнее время свойственно многим российским фантастам, — начали за здравие...

Оригинальная планета и мощная завязка позволяли предположить множество интриг и глобальную политико-социальную систему взаимоотношений между основными социальными группами романа. Закончилось же все банальщиной.

Вместе с тем, читается с интересом, книжка весьма живенькая. 2/3 книги читались на одном дыхании. Финишное решение основного вопроса тоже порадовало.

Вообщем, если хочется отдохнуть, а читать нечего, вполне сойдет.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Согласен со многими отзывами (Drovosek, beskarss78 и другими).

После прочтения действительно осталось ощущение вторичности романа — «где-то это я уже слышал», «как это похоже на...» Аллюзии на другие произведения тонкие, но вполне узнаваемые.

Если бы это была пародия на ту же «Дюну», я бы понял, но как серьезный и независимый роман, для автора «Опоздавших к лету» и «Иного неба», всё таки слабоват. К сожалению, даже «фирменный» стиль и язык автора сложно узнать — порой кажется, что писал другой человек (хотя на стиль Андронати не похоже), а Лазарчук только читал и вносил незначительные правки.

Честно говоря, прочитать можно лишь один раз и то из уважения к автору... На второй заход совсем не тянет — есть множество других замечательных книг.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не совсем понятно, почему фанаты так невзлюбили этот роман. По сути здесь Лазарчук играет с сюжетной коллизией «Дюны» (также как он играл с сюжетной коллизией «Хроник Амбера» в «Кесаревне Отраде»).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Внесу и я свой вклад в его анализ.

Во-первых, мне совершенно не кажется очевидным, что гонка проводится не в первый раз. Я не помню, чтобы в тексте было упоминание об этом, а то, что Север опять стал «тысяча первым» — это лишь горькая ирония. Я не верю, что тысяча ставленников Земли могла сговорится между собой и довести дело до восстания. Слишком уж их для этого много. Куда вероятнее, что «тысячей» были члены тайной организации, объединяющей влиятельных людей, недовольных существующим положением, и термин этот с гонкой никак не связан. Север был «тысяча первым» потому, что при всём, что он сделал для восставших, во внутренний круг его не пустили. Рылом не вышел.

Во-вторых, по поводу скупки земель вокруг стены. «Серые» затеяли что-то серьёзное. Часть их плана очевидна — воспользовавшись новой технологией разведение драконов в неволе монополизировать производство пыльцы. Но этого мало. Для настоящего успеха им требуется ещё и монополизировать её сбыт, т.е. захватить или блокировать башню (Помните? «Владеет спайсом тот, кто может его уничтожить»). Отсюда их повышенный интерес к землям, прилегающим к стене, как к будущим опорным базам в войне и как к внешнему кольцу блокады.

В-третьих, поспешая эвакуация землюков. Я думаю так — они испугались возможности космической атаки на башню. Один же челнок пропал. Землюки наверняка знали о готовящемся восстании, но то, что у «серых» есть космические корабли, оказалось для них неприятным сюрпризом. Когда же Патрикеевы нарисовались в окрестностях башни на угнанном челноке, менять что-либо было уже поздно — гонка началась.

В-четвёртых, о заменителе пыльцы. Не думаю, что землюки его не создали. Иначе бы они не ушли.

И в-пятых, о духах. Очень красивая гипотеза о драконах, как об источнике иррационального. Прям как у Мартина.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Три раза брался, столько же бросал, не дочитывая. Это притом, что многие из книг Лазарчука регулярно перечитываю, как в первый раз. А здесь... Такой мир вокруг, а автор топчется в сюжете «Санта-Барбары«! Вообще Лазарчук последнее время засбоил. Ничего равного «Транквилиуму» или «Иному небу» не создал. Взялся за «Космополитов», завел сюжет в какие-то дебри и бросил... С «Аборигеном» перемудрил. Незачот!

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

АБОРИГЕН — отличный роман! Очень понравилось ВСЁ.

Есть такие книги, которые читаются неспешно, но удовольствия получаешь вагон и маленькую тележку, и каждую прочитанную страницу перворачиваешь с сожалением о том что непрочитанных стало на одну меньше. АБОРИГЕН из этого разряда.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не понимаю тех, кто назвал этот роман «разочарованием» и «примитивным».

Единственный серьёзный минус — некая торопливость изложения и финал, который, хоть и достаточно неожиданный и яркий, всё же оставляет послевкусие «недожатости». Ещё

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Тину жалко. Хоть и сюжетно оправдано, как-то неправильно с ней автор обошёлся — но это сугубо ИМХО

Главный же плюс — картина мира. Я давно не читал «планетарную» фантастику, и некоторое время вообще был разочарован в жанре, но Лазарчук сумел конфликт «свой-чужой» (аборигены-землюки) изобразить в рамках очень интересной социальной и географической среды. К тому же стиль дневников/сценарий подходит к картине мире как нельзя лучше. Сюжет динамичный, очень сжатый, поэтому роман читается запоем.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не слишком полный анализ романа А. Лазарчука «Абориген»

Суть: восстановление картины — от пристрастной и односторонней к полной.

Воспроизведем процесс: идет расширение земных колоний. Идет прогресс человечества на земле — импланты, взаимодействие с компьютерами, изменение телесности.

И тут отрывают планету, биосфера которой позволяет сять томозящие все проблемы.

Начинается бум, золотая лихорадка (см. развалины роскошных домов, которые были в низинах).

Каков был бы разумный управленческий ход?

Ограничить миграцию любыми средствами. Оградить планету — и бережно работать с биосферой.

Но! Простым глазом видно, что единого четкого управления не было — и выгода толкала субъектов хозяйственной деятельности к эксплуатации ресурсов, к переселению на планету (чтобы все под рукой) и т.п. Золотая лихорадка на уникальном биологическом материале.

Каково было бы идеальное технологическое решение? Скопировать биологический механизм воспроизводства пыльцы, но без драконов. Без всякого бреда. Чисто, аккуратно.

Но не получается (искусственный делать научились не через одну сотню лет).

Каковы были бы последствия, если бы все оставили как есть?

— очень быстрый рост населения планеты;

— все возрастающее давление на экологию (драконы — первые под ударом), неизбежная хищническая эксплуатация ресурсов;

— падение производства пыльцы, вздутие цен — в результате произошла бы приблизительна та же история, что и черной икрой на Каспии в 90-е годы: браконьерство сгубило осетровых;

— после резкого падения производства пыльцы — не менее резкий удар по населению Земли и остальных планет (причем, чем большую популярность приобретет пыльца сейчас, чем острее будет кризис при её исчезновении).

Как решение проблемы, что надо обеспечить на планете для исправного получения пыльцы:

— развитое сельское хозяйство. Причем в этом сельском хозяйстве должен преобладать ручной труд, и это же сельское хозяйство остается во многом основанным на собирательстве (можно уподобить бортничеству), т.к. загнать драконов в стойла и добиться размножения в неволе удалось, фактически, лишь во времена описываемых событий;

— жесткое ограничение на общение с другими планетами (провоз технологии, вещества, нанокультуры, которая может уничтожить драконов — особо опасен).

Кроме того, необходимо было обеспечить не больше и не меньше — деградацию человека.

В книге не так много говорится о соотношении качеств землян и местных жителей, но выводы можно сделать:

— новые формы семьи (причем семьи биологически полноценной, с потомством) у землян/ а уместных все сравнительно традиционно;

— принципиально новый уровень погружения в виртуальную реальность, иное ощущение телесности, иное отношение с машиной/ главный герой — Север — сильно модифицированный человек, но при этом и близко не дотягивает до землянина;

— развитие медицины и общение с машиной дает «что-то вроде бессмертия»/ местная медицина охарактеризована двумя яркими моментами — бессилие помочь в случае проблем с имплантатами и «работа вслепую» при внутренних кровотечениях.

Местные жители, описанные в тексте, это обычные люди 19-20 вв. — при том, что повседневная техника явно не дотягивает и до второй половины 20-го века (если не брать отдельные элементы энергетики, ограничено работающие планшеты, тросы и т.п.), инерция культуры сохраняется, и перед нами странный на первый взгляд феномен: жители мелких деревень, хуторков, райцентров — сохраняют достаточно высокий образовательный уровень, самоощущение этносов и даже нации. Присутствуют образцы торговли и взаимопомощи характерные скорее для информационной эпохи.

Остальная история планеты вполне закономерна.

На планете уже было значительное количество населения (к моменту событий, описанных в книге, там жило 10-15 миллионов (?), был явный рост, но ни о каком демографическом взрыве, ни о тяжелых потерях не упоминается), это население следовало низвести на технологический уровень, который

А) вынудит его заниматься сельским хозяйством;

Б) не даст обзавестись собственной качественно РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ техносферой (все — по импорту, естественно, по космическим ценам).

Естественно последовало все возрастающее давление метрополии, беспорядки, проведение черты между местными и «землюками».

Раз за разом местное население готовится к восстанию, к партизанской войне, готово саботировать действия землян.

Местная экономика, располагаю супердоходным товаром, задыхается и заведомо не может развиваться — потому местные «хозяйствующие субъекты» готовы вкладывать деньги в деятельность по «освобождению».

Местные политические структуры, которые обладают хоть тенью самостоятельности — видят для себе перспективу именно в борьбе за государственную независимость планеты.

Как следствие герой одной войны узнает, что скоро начнется другая. Его на неё не взяли, но есть шансы поучаствовать.

А что же Земля, что «миротворческие» силы?

Перед «контролерами» стоит действительно очень муторная и неприятная задача — периодически одергивать население планеты так, чтобы оно не оскотинело, не свалилось в чистое «сомали».

Потому мы и наблюдаем чрезвычайно странное сочетание — когда земляне готовы чуть не выжигать опасные (Перспективно технологические? Перспективно организационные?) участки и буквально тут же, безо всякого объяснения и перерыва — равнодушно отступать от других, явно криминальных, вещей.

На Земле по поводу «усмиренной» планеты вполне очевидные разногласия — и при первой возможности, при создании искусственных антиаллергенов — земляне уходят. Причем их явно сдерживает лишь необходимость провести всевозможные контрольные испытания, тесты и т.п. — потому последние месяцы, когда явная подготовка к войне (местным удалось приручить драконов и одновременно начать истребление их в естественной среде, то есть сделать шаг к контрою самого главного местного ресурса), не вызвала ожидаемой Севером реакции.

И вполне понятно, почему Север не рассказал ничего из событий после «Великой-гонки-на-всем-что-угодно».

Местные жители, потребляя все больше импортных продуктов, модифицируя и подтягивая себя, начали становиться землюками.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Абсолютно невзрачный роман. Разочарование лета 2011. Невнятные и никак не обоснованные метания ГГ и присных, куча оборванных сюжетных линий... Стиль турбо-реализм превратился в какое-то однослойное соплежуйство. Раньше Лазарчук выкидывал текст кусками, придавая динамику, но из обрывков дальнейшего читатель мог сам выстроить недостающие фрагменты, понять, что там случилось и получить удовольствие от собственной прозорливости. Здесь же ГГ то «забыл», то ему, видите ли, вспоминать неприятно, то вообще не помнит, как дерется... А момент, когда должна завершиться стартовая интрига со Снегирем (я, кстати, так и не понял, чем же он был так велик, судя по первой главе), так вот, в этот момент ГГ понял, что «это стало неинтересно«! Уважаемый и горячо мною любимый ранее Лазарчук забывается, что пишет он для нас, а не для себя! Прочитав эту строку мне тоже стало неинтересно. Неинтересна эта книга и этот писатель. Добил, позевывая. Получается, что вся книга написана ради высасонной из пальца сцены с втыканием лопатки в землю. Бред этот оценен VAI. Я лишь хочу добавить: судя по тому, как это впервые описано около середины книги — тогда именно идея и народилась. Ради чего начинал писаться роман? Ради погонного метра? Или было пари с Громовым (общие черты с изданным приблизительно в то же время «Ребус-фактором»)? Вобщем, торжетсвенно обязуюсь больше не покупать книг Лазарчука до прочтения интернет-пиратки! :mad:

Оценка: 2
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Два разочарования испытал я, читая этот роман.

Во-первых, автор, пойдя по непростому, но интересному и интригующему пути ознакомления читателей с описываемым им миром через мелкие штрихи, очевидные для жителя мира и непривычные для читателя, вдруг срывается на подробный пересказ буклета для туристов, где о планете все рассказано вполне подробно и конкретно. Ну не верится, что главный герой стал бы в своем дневнике цитировать путеводители...

И во-вторых, когда стало известно, что же было в знаменитом, неоднократно упомянутом заранее и держащем читателя в тревожном напряжении обращении землян ко всем жителям планеты. Суровая реальность сразу превратилась в какой-то фарс.

И еще одно странное чувство оставила неожиданная развязка. Нереально как-то... Каким это образом поступок, совершенный в полном соответствии с МЕСТНЫМИ законами, не был аннулирован землянами. Не похоже, что там такое уж законопослушное общество (наркотиками, во всяком случае, промышляют), да и когда это законы колоний уважались метрополиями?

Теперь о том, что понравилось. Прежде всего — блестящий язык, сочный, образный, яркий, А то, что на страницах романа «развешано множество не выстреливших ружей», так ведь это — дневник. Главный герой и его друзья просто рассказывают о том, как провели последние дни перед вышеупомянутой развязкой, и если они что-то не доделали, от чего-то отвлеклись, кого-то не нашли, ну так уж сложилось, и ничего уже не изменить и это несколько рваное для читателя повествование с точки зрения действующих лиц абсолютно последовательно. Непонятно, впрочем, зачем главный герой взялся за эти мемуары — ведь ничем происходившие события не предопределили ту самую развязку...

Понравился мир, весьма необычный биологически и описанный настолько впечатляюще, что, кажется — посмотришь на небо и увидишь ледяное кольцо, луны и иглу лифта, и ветер принесет запах драконов...

Понравился главный герой, этакий супермен в отставке, человек, у которого хотя и удалили после войны множество боевых имплантов, но осталось их вполне достаточно, даже странно, где они в нем помещаются. Пользоваться он ими не любит (это иногда просто больно), но может, и весьма эффективно. При этом – просто хороший человек, преданный своим друзьям и ученикам, готовый броситься на помощь, что бы ни случилось – беда или просто кто-то не успевает сделать все свои дела и надо подменить. В прошлом у него было много такого, о чем он не рассказывает, иногда вскользь упоминает, и эти упоминания, похоже, достойны отдельных романов.

Среди нераскрытых тем есть одна весьма интересная – взаимоотношения жителей планеты со своими предками. Об этом не раз упоминается, но так и не ясно, что имеется в виду – религия или реальные отношения с умершими.

Похоже, с первого прочтения трудно дать полную оценку: книгу эту надо перечитать, да и не раз. И она того стоит.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Честно сказать, смысл нового романа Лазарчука от меня вообще ускользнул...

Впечатление сложилось такое, как будто автор в силу возраста страдает рассеянным вниманием, каждые 50 страниц тупо забывает, о чём хотел писать, и отвлекается на что-то новое.

Т.е. каждый отдельный эпизод достаточно занятен сам по себе, но они абсолютно никак между собой не связаны и не складываются вообще ни во что цельное.

Просто набор приключенческих сценок, умеренно маразматических.

То вначале герой на колониальной планете расследует убийство друга.

То вдруг уже фиг с ним, с убийством, герой в качестве гида возит туристов туда-сюда без всякой цели.

То уже совсем другие люди расследуют тайный всепланетный заговор, не имеющий отношения ко всему ранее изложенному и феноменальный по своему идиотизму и бессмысленности.

То на середине расследования внезапно оказывается, что заговор сам как-то рассосался, да и фиг с ним, с заговором, давайте лучше устроим всепланетные гонки на дирижаблях!

А теперь набежали зловещие киллеры непонятно откуда, и давай убивать героя непонятно зачем, но герой их всех победил!

А потом ещё налетели драконы, давайте теперь героически бороться с драконами!

А потом... да ну, задолбало уже эту чушь выдумывать. Так, 200 страниц есть? Отлично, всё, заканчиваем абзац и сдаём в издательство, пусть гонят бабло, нам с женой надо ещё новую книжку для серии «сталкер» дописать и в отпуск успеть съездить.

Т.е. не то чтобы я от Лазарчука ожидал каких-то шедевров, но сам факт, что он на минуту вырвался из болота новеллизаций молодежных комедий с певцом Тимати, это как бы пробудило некую надежду, что дядя Андрей вспомнит, как он умел в молодости. Увы, нет, не вспомнил. Жаль.

PS. Да, ещё, из рецензии на книгу следует вымарать бред про главного героя «Нет, он совсем не сверхчеловек, он слаб, и единственное его оружие — это дисциплинированный ум и феноменальная память» и написать правду: «помимо идеальной памяти, он обладает суперзрением и сверхреакцией, пачками мочит бандитов и инопланетных монстров, видит в темноте, собирает из подручного мусора самолеты (не шучу!), к тому же остроумен, красив и укладывает любую женщину, короче, типовой унылый супергерой супербоевика».

Оценка: 4
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После большого перерыва попала на сравнительно новый роман Лазарчука. Первое впечатление: непривычный стиль. Очень сухой, без излишеств. Взгляд на непривычный мир изнутри, читателю приходится угадывать то, что для героев само собой разумеется. Вникнуть получается ближе к концу, и тут-то рассказ и обрывается, довольно странной концовкой. Первое впечталение: космоопера с драконами, дирижаблями и пр.

Однако есть и второй слой. При всем фантастическом антураже, довольно легко просматриваются аналогии с нашим обществом. Почти неотличимые друг от друга силы порядка и мафия (серые и синие), моноэкономика, поглотившая все прочие отрасли, более развитое и «гуманное» общество, сознательно подавляющее развитие политики и промышленности... Все это можно наложить на российские реалии. а можно , скажем, на Центральную Азию. Словом, простор для ассоциаций. В этом вещь вполне лазарчуковская.

Меня, как и других рецензентов, поразило количество оборванных линий. Очевидно, что это сделано сознательно, но зачем, так и не поняла.

Оценка: 8
–  [  -3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Перечитав спустя время этот роман, изменил мнение. Нашел много интересных нюансов. И герой заинтересовал. Так что пожалуй, моя оценка не 8, а 9 с половиной.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Последний сольный роман ЛАГ заслуживает отдельного разговора, выходящего за рамки обычного отзыва. Однако, попробую.

Конечно же, это куда ближе к «Космополитам», нежели к «Транквилиуму» или «Всем, способным держать оружие». Мельче? Ну, Иссык-Куль куда мельче Байкала, но хуже ли? Здесь, безусловно, куда меньше фирменной авторской многомерности, нежели в «Солдатах Вавилона» и иже с ними. Кто бы спорил... Вот только заявить на этом основании о меньшем качестве нового романа как-то язык не поворачивается. Калибр — другой, это — да. Но качество... оно никуда не делось. Язык стал проще и понятнее? А может, это признак возросшего мастерства автора, а вовсе не его деградация замыслов? Может, Лазарчук пытается достучаться до «рядового» читателя, до того, кто раньше воротил личико от сложных и очень каверзных книг АГ? Много завязок, не получивших объяснения и явного смысла? Так автор всегда этим отличался. Просто очарование новизны, некий флёр благородного литературного эйдетизма, покорили того читателя, что сейчас с недоумением и брезгливостью спешит от Лазарчука отвернуться. Он, этот читатель, словно бы говорит: «Ты — не Он! Знать тебя не хочу!» Ой, как эти разговоры похожи на достоевсковского Великого Инквизитора...

Андрей Геннадьевич, я — с Вами!

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первый роман Лазарчука-соло, который не надо перечитывать, чтобы его понять. Я не знаю, шаг ли вперёд такая простота формы или это регресс автора, но факт есть факт — перед нами просто роман, без изысков и наворотов.

Может это потому, что, как писал Андрей Геннадьевич в интервью, «Абориген» возник из нереализованного сценария?

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх