FantLab ru

Ник Средин «Живой труп»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.38
Голосов:
13
Моя оценка:
-

подробнее

Живой труп

Повесть, год (год написания: 2004)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 5
Аннотация:

На первый взгляд, этот Петербург кажется вполне обычным — за исключением, пожалуй, буддистских храмов, в изобилии появившихся в северной столице. Но что делать простому молодому учителю, руководителю внеклассного кружка фантастов, когда оказывается, что он — труп?

Входит в:

— антологию «Аэлита/005», 2009 г.



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Аэлита/005
2009 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да уж, автор смог жанр зомби-хоррора хорошенько встряхнуть. Мало ему было перенести место действия в российскую действительность, так ещё и насытить повесть идейно-смысловым содержанием, заставляя крепко задуматься над прочитанным.

В современной России происходит странное: буддистские храмы не уступают в количестве православным, а умершие порой даже не понимают, что их организмы мертвы, ведь они сохраняют сознание и привычки, а жажда крови и мозгов их совсем не мучает. Главный герой — Виталий, школьный учитель, проснувшись однажды утром, понял, что с ним что-то произошло. И постепенно события дня привели его к страшному открытию — он мёртв. И с этих пор начинаются мытарства русского зомби: кладбище, бегство от спецслужбы по уничтожению оживших мертвецов и попытки проститься с близкими ему людьми.

Перед нами попытка через внешние атрибуты зомби-хоррора показать мироощущение умершего человека и поэтому повествование ведётся от первого лица. Оказывается, в мире, созданном автором, мертвецы умирают дважды: один раз телесно, а второй раз, когда душа отделяется от физической оболочки. Самое любопытное в этом то, что православие и буддизм, которые играют важную роль в повествовании, показаны два взгляда человека на смерть.

Из православного храма Виталия выгнали, натравив на оживший труп Отряд по Борьбе с Зомби, а в буддистском храме монахи укрывают мертвецов от преследования. То есть, автор показал два вида отношения к смерти: страх и принятие. В православии смерть — конец земной жизни и траур, а в буддизме — духовное рождение для следующего воплощения. Подобный контраст добавляется и мышлением самого зомби, который в определённый момент оказывается похоронен под толщей земли и спасён другими живыми трупами. То есть, по сути, есть некоторая аллегория на обычную жизнь человека, которые будучи живыми умирают духовно, не ценя жизнь во всём своём великолепии.

Необычны также отсылки автора к фантастике и музыке. Некоторые цитаты из текстов песен также призваны подчеркнуть главную тему рассказа. Виталий, помимо своих учительских обязанностей проводит консультации по писательству для учеников и читателю предстоит также прочитать несколько знакомых имён из литературного мира фантастики.

А поскольку время действия — канун Нового года, то несмотря на вполне очевидную мрачность повести, автор создал довольно оптимистичный финал, в котором мертвец оказывается более человечным, чем большинство живых, окружающих его. И Новый год — это время примирения с собой, близкими и самой жизнью, также как старается человек, осознающий свою близкую смерть сделать то же самое.

Вот такое необычное произведение, которое сложно причислить к жанру «хоррор», хоть отдельные элементы этого литературного направления есть. Скорее, это философская фантастика, с социальным уклоном, поднимающая фундаментальные вопросы, волнующие человечество с того момента, как появился разум: наше отношение к жизни, смерти и посмертному существованию.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да, весьма любопытное произведение, читать интересно, увлекает и вызывает сопереживание главному герою. Нарисованный автором мир жив и необычен, хотя и не всегда устойчив перед критикой.

Люди после смерти превращаются в зомби, и их насильно хоронят. Естественно, большая часть в такой ситуации будет сопротивляться, это вполне понятно. Однако деятельность спецслужб, занимающихся такими похоронами, окутана некой теорией заговора. Оказывается, они сами способствуют тому, чтобы «умерших» как можно скорее откапывали. Вполне понятно — почему: все там будем. При этом большая часть населения не знает о таких порядках, что кажется мне довольно натянутым. Такой глобальный процесс, а никто не знает. Опять же, спецслужбы делают гигантскую работу, судя по их возможностям «вычислить» нарушителей, это очень мощная служба. Так вот, проделывая такую работу, они так запросто позволяют «умершим» сбегать, фактически контролирую посёлок зомби, но население об этом не знает. Наверняка кто-то да проболтался бы. И не было бы такого страха перед тем, что тебя закопают. Ну, и много таких моментов, которые мне показались натяжками.

Однако всё это можно списать на явную ироничность произведения. Упор делается на приключения, всё это приправлено изрядной долей какого-то едва уловимого, и оттого — тонкого, юмора, что с лёгкостью все эти натяжки прощаешь. Задвинутая в самом финале философская мысль о предназначении человека ещё сильнее наполняет произведение смыслом, заставляет задуматься. Несмотря на весь антураж и канву (посмертные приключения героя!!!), произведение оставляет впечатление жизнеутверждающего, как странно это ни звучало бы.

Пожалуй, единственное, что нельзя простить главному герою, — это его циничное и наплевательское отношение к подопечным, к ученикам. Отношение, которое в итоге приводит к трагическим последствиям, а исправить ошибку уже не получится. Хотя — это тоже философия, это урок, знать о котором всем нам нужно.

В общем и целом, повесть весьма интересная, прочесть стоит. Даже если не понравятся какие-то моменты, время зря не потеряете!

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мучительная вещь. Повесть посвящена вечной для фантастики проблеме — что есть жизнь, что есть смерть, что есть человек. В мире Средина люди стали умирать в два этапа: сначала умирает тело, а потом, по прошествии некоторого времени, это тело покидают разум и чувства, то есть душа, наверное. И ходит по земле такое вот существо, физически мертвое, а по самоощущению живое.

Поначалу интервал между смертью тела и уходом души был дан людям в качестве дара молитвами святых праведников. Чтобы человек мог завершить земные дела свои. Наследника назначить, продолжателя дела выбрать, попрощаться с любимыми. Но, как всегда, благими намерениями дорога сами знаете куда вымощена. На этой дороге и оказались умершие телом, но живые душой.

Живой человек боится смерти. Это иррациональное чувство. И живых умерших тоже стали бояться, пытаться уничтожить, провоцируя встречную агрессию, принудительно хоронить руками специально созданной спецслужбы. И мало кому приходило в голову задуматься, можно ли этих умерших вообще считать неживыми? Их тело мертво, да. Но мыслят и чувствуют они точно так же, как живой еще человек. Где грань между живым и мертвым?

Живые трупы в повести отличаются от людей лишь тем, что в их теле прекратилось кровообращение. Объявляя их «трупами», человек соглашается с тем, что его жизнь — это только жизнь тела. И православная церковь поддерживает в этом население, отрицая тем самым основной религиозный постулат о душе. Получается, что душа в живом теле достойна заботы церкви, душа вне тела тоже, а вот душа, которая не может покинуть умершее тело оказывается персоной нон грата. Не принимают ее ни люди, ни церковь. А ведь это все та же душа, которая в живом теле пребывала, а чуть погодя свободной окажется. Страх лишает людей способности здраво мыслить и делает жестокими.

Одушевленные умершие заставляют помнить о собственной смертности. Поэтому человеческое сообщество не может их принять. Слишком они другие. А мы даже других по цвету волос и кожи не всегда принимаем адекватно. Людям комфортнее отгораживаться от смерти кладбищенской оградой. А ведь пока в теле душа, пока человек мыслит и чувствует, он живой. Зомби из повести гораздо ближе к живым, чем находящиеся в коме физически живые тела. Но мы не готовы пересмотреть границу между мирами жизни и смерти. Любое пересечение этих миров создает напряженность и возбуждает агрессию. Причем живые проявляют ее гораздо активнее мертвых.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Повесть подкупает живым языком повествования. Начало несколько отпугивающе-шаблонное: очухивается кто-то у себя дома... Но затем встречается такая маленькая деталька как описание бритвы, которой бреется Главгер. И с этого момента повесть уже не отпускает до самого окончания (проверено на себе — читал в полвторого ночи :) ). Мир в произведении — странен, но не необычен, очень хорошо проработана философия человечества, столкнувшегося с ситуацией когда зомби — почти норма.

Отличная повесть — лучшее произведение в сборнике.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Произведение несколько мрачное, но сюжет интересный — фантобразующий элемент преподнесён читателю весьма изящно, и в начале чтения не сразу понимаешь, чем Петербург в повести отличается от настоящего. Сама идея с ожившими мертвецами и жизнью после смерти не так уж и нова, однако ведение повествования от лица такого «зомби» в какой-то мере добавляет новизны.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх