fantlab ru

Роберт И. Говард, Лайон Спрэг де Камп «Сокровища Траникоса»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.53
Оценок:
294
Моя оценка:
-

подробнее

,

Сокровища Траникоса

The Treasure of Tranicos

Другие названия: The Black Stranger / Чёрный незнакомец; Драгоценности Траникоса

Повесть, год; цикл «Конан»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 46
Аннотация:

Конан попадает в Пиктские Пустоши, где находит живущих на берегу моря изгоев из Зингары — дядю с племянницей. Когда на поселение нападают пикты, всем приходится несладко.

Примечание:

  1. «The Black Stranger» — повесть о Конане, написанная Говардом, но не принятая к печати. Говард переписал её в новеллу «Мечи красного братства» о Теренсе Вулми, которая также осталась неопубликованной при жизни автора. Рассказ о Конане обнаружил и переписал с изменениями Л. С. де Камп, впервые опубликовал его в журнале «Fantasy Magazine #1» в марте 1953 года под названием «The Black Stranger» (сокращенный вариант). Позже рассказ вышел в составе сборника «King Conan» (1953) под названием «The Treasure of Tranicos» в том же сокращенном виде. После этого публиковались и отредактированный Л. С. де Кампом рассказ в полном виде («The Treasure of Tranicos» в сборнике «Conan the Usurper», 1967), и оригинальный говардовский текст.

  2. Произведение публиковалось в журнале ПиФ (видимо, в сокращении):

    Говард Р., Де Камп С. — Волки по ту сторону границы. — с. 1-13 // ПиФ: приключения и фантастика. — Свердловск: Свиток. — Вып. 12. — 32 с. — 110000 экз. (Библиотечка Уральского следопыта).

    Обратите внимание: в журнале повесть опубликована под названием «Волки по ту сторону границы».


Входит в:

— журнал «Fantasy Magazine, March 1953», 1953 г.

— сборник «King Conan», 1953 г.

— сборник «Конан-узурпатор», 1967 г.

— сборник «The Treasure of Tranicos», 1980 г.

— антологию «Конан-варвар», 1993 г.


Похожие произведения:

 

 


Конан-варвар
1993 г.
Возвращение Конана
1993 г.
Конан, варвар из Киммерии
1993 г.
Короли ночи
1993 г.
Сага о Конане. Том IV
1994 г.
Конан и Город Плененных Душ
1996 г.
Конан и Сокровища Траникоса
1997 г.
Конан Бессмертный
2003 г.

Периодика:

Fantasy Magazine, March 1953
1953 г.
(английский)
ПиФ. Выпуск 12
1990 г.

Самиздат и фэнзины:

Конан узурпатор
2022 г.

Издания на иностранных языках:

King Conan
1953 г.
(английский)
Conan the Usurper
1967 г.
(английский)
The Treasure of Tranicos
1980 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Во время своих скитаний по Пиктским Пустошам Конан случайно натыкается на тайную пещеру, охраняемую мертвецами и демоном. Поскольку огня без дыма не бывает, киммериец догадывается о том, что в пещере спрятаны сокровища какого-то пирата, скорее всего — Траникоса, которого бараханцы прозвали Кровавым. Не имея возможности проникнуть в пещеру, но и не желая сдаваться, Конан решает искать помощи в расположенной неподалеку крепости. Но когда он добирается туда, выясняется, что крепость осаждают сразу два отряда морских пиратов — бараханские и зингаранские...

Этот эпизод конановой биографии располагается между его вынужденным бегством из Аквилонии и участием в мятеже баронов против короля Нумедидеса. Оказывается, даром это время варвар не потратил — поучаствовал в поисках легендарных сокровищ и заодно рассчитался с двумя своими закадычными врагами, Стромбанни и Зароно. Несмотря на стандартный сюжет (сокровища — проклятье — сообщники — обман — спасение), история эта увлекает своим динамизмом и неожиданными поворотами. Конан выглядит в ней совсем не добрым самаритянином, раздающим налево и направо найденные драгоценности, — по сути, он такой же негодяй, как и его соперники-пираты, только немного более учтивый. Он не ставит жестких условий хозяину Корвелы, но действует скрытно и расчетливо, пытаясь подсунуть демону вместо себя своих подельников. На женские прелести он теперь не отвлекается и не пытается облегчить нелегкую судьбу леди Белезы. Интрига заключается в том, КАК ИМЕННО варвар сумеет перехитрить трех противников — двух известных своим коварством пиратов и воинственных пиктов, во владениях которых находится пещера с сокровищами. Почитайте на досуге — повесть написана просто и со вкусом, так что чтение обещает дать вам много приятных минут.

-------------

РЕЗЮМЕ: сказ про то, как Конан добыл сокровищ для своей маленькой войны против короля Аквилонии. Довольно интересно и увлекательно для столь малого произведения.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Имел возможность сравнить эту историю с новеллой о пирате Черном Вулми «Мечи Красного Братства». И могу с уверенностью сказать, что история о Вулми выглядит на порядок интереснее.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохой рассказ, но, как мне кажется, «Мечи Красного Братства» («Черный незнакомец» без сверхъестественного антуража) лучше.

Оценка: 8
– [  -2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не очень качественная «переработка» Л.С.Де Кампа — лёгкости и живости Говарда в сём произведении не ощущается.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я, Траникос, прозванный Кровавым, предводитель Островного Братства, оставляю здесь своё золото, добытое во многих походах к зингарскому берегу, и собственноручно делаю эту запись, дабы всякий, кто осмелится прикоснуться к моему добру, знал, какая кара его постигнет.

Почему-то так повелось, что безнаказанно творить добро человеку удается крайне редко. Как правило он от этого и страдает. Вот и Конан, на пару с Балтусом фактически спася население Конаджохары от пиктской резни, вместе с почестями получил и изрядную порцию неприятностей. Поначалу всё складывалось весьма неплохо, и он очень быстро оказался при дворе. Король Аквилонии Нумедидес сделал его военачальником и «всячески отличал». Но киммериец нравился далеко не всем, и против него быстро созрел заговор — на одном из пиров варвара опоили сонным зельем и бросили в темницу. Там он, правда, долго рассиживаться не стал и при первой же возможности бежал. Друзья снабдили его конем и оружием. Оставаться в Аквилонии Конану было опасно, и, по иронии судьбы, он направился в пиктские пустоши к тем самым дикарям, против которых совсем недавно воевал. Естественно, ни к чему хорошему такое решение не привело — Конан довольно быстро превратился в объект охоты и лишь чудом смог избежать смерти.

Образы Конана, созданные Говардом, в различных произведениях довольно сильно отличались друг от друга. Так в одном тексте он вполне мог быть представлен как груда мышц, движимая лишь базовыми инстинктами, а в другом — как вполне интеллектуальный и образованный индивидуум, способный на глубокие мысли и сильные чувства. В «Сокровищах Траникоса» его образ явно более тяготеет ко второму варианту, здесь варвар показан как умный и проницательный лидер, способный и грамотно организовать оборону, и своим примером зажечь бойцов, и выстроить тонкий и хитрый план. Но, на этот раз, киммериец не является главным героем этой истории — гораздо больше внимания авторы уделяют совсем другим персонажам: графу Валенсо-и-Медозо-и-Лузия да Корзетта, его дочери Белезе и пиратам Зароно дель Торресу и капитану Строму по прозвищу Заячья Губа. Именно вокруг них сплетается кружево основного действия, а Конан присоединяется к ним лишь в последней трети текста, чтобы довести интригу до логического завершения. Вообще, как-то так сложилось, что те конановские рассказы Говарда, в которых действие разворачивается на пиктских пустошах, построены по несколько не свойственным для остальных произведений саги сценариям: в «За Черной рекой» Конан показан глазами его спутника, в «Волчьем рубеже» — он лишь упоминается, в «Сокровищах Траникоса» — в общем сюжете его линия является лишь дополнением к основной линии опального графа. Зато здесь же появляется такая одиозная личность, как Тот-Амон — темный стигийский маг, который является действующим лицом многих произведений о Конане. В целом же, на мой взгляд, авторы напустили в текст слишком много воды, отчего он потерял остатки динамики. Не знаю, кто именно ответственнен за это, но сдается мне, что виновным является де Камп. И, наверное, именно он, вновь, как и в «Волчьем рубеже» употребил в тексте фразу, навеенную «Островом сокровищ» Стивенсона: «Этим же вечером вы будете на пути к Серым Равнинам, а те, кто уцелеет, позавидуют мертвым!»

Итог: история поисков сокровищ старого пиратского капитана вышла слишком растянутой и не особо увлекательной. Посадив текст на диету, авторам удалось бы реализовать намного более удачный вариант развития событий. Но... что выросло, то выросло. Конфетку создать не удалось , хотя все предпосылки для этого были.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочёл друг за другом не очень удачную повесть Р. Говарда «Чёрный чужак» и его переработку от Лайона С. де Кампа, известную нам под названием «Сокровища Траникоса». Ну, что могу сказать... Нет между этими двумя текстами очень уж больших различий. Большая часть текста просто совпадает — «один в один». Де Камп сделал правильную, на мой взгляд, вещь и вместо невнятного колдуна и не менее невнятного демона, гонявшегося за Валенсо ввёл вполне привычного нам Тот-Амона, которого Валенсо когда-то обманул, но тот не смог отомстить из-за своих проблем, а вот теперь он нашёл скрывавшегося графа и использовал для мести демона, охраняющего местную пещеру с сокровищами.

Кроме того, в конце повести введена вполне уместная здесь логическая связка с начинающимся восстанием против Нумедидеса, которое предстоит возглавить Конану. И сокровища Траникоса тут как раз кстати придутся...

В общем, по логичности переработка де Кампа, имхо обогнала на одно очко оригинальное произведение Говарда, а по читабельности они абсолютно идентичны.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Де Камп, непонятно зачем, по своему обыкновению добавил в оригинальный текст Роберта Ирвина:

- связки с остальной Сагой (что только утяжелило сюжет, пусть и не сделало его сумбурным, но изрядно перегруженным лишними моментами — да)

- женщин, каких он (де Камп) всегда любил описывать — крупноватых телом, немного властноватых и совершенно без sex appeal (у Говарда Белиза совсем не такая — кто не верит, перечитайте оригинальную версию!)

- «галимый экшен» (у Говарда — изящная зарисовка на несколько глав. Здесь — рОман... ну надо ж было чем-то его заполнить...)

Вышло, разумеется, совершенно одноразовое, «легкое» чтение (прочитал — забыл). Чего не скажешь о говардовской новелле.

Оценка: 6
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне не совсем понятна позиция Де Кампа, который переписал оригинальную новеллу в почти роман. Понятно, что при жизни Говарда она не была издана, и возможно считалась не интересной, хотя многое говорит об обратном. Неблагодарное это дело переписывать произведения иного автора в другое произведение, но ведь их всегда будут сравнивать и всегда отдавать предпочтение оригиналу, такова уж человеческая природа. Хотя прочитанное произведение написано профессионально, с полным набором приключений для такого рода литературы. Поэтому читается легко и с интересом.

Оценка: 6
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

В своих неустанных делах ратных и странствиях по городам и весям, народам большим и малым добрался наш герой и до славного племени пиктов. Ну и как всегда, поставил зло на колени.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал недавно рассказ. Возникло два вопроса.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
1.Как я понял из описания, в скале была щель, ведущая в пещеру. В пещере стоял стол, вокруг сидели пираты, на столе лежали самые дорогие камни из всего сокровища. Далее в пещере была дверь. Демон появлялся в рассказе два раза и оба когда человек открывал дверь и переступал порог и исчезал когда люди выходили за порог обратно. Когда они планировали забрать сокровища минуя демона, почему нельзя было просто их забрать не открывая дверь в пещере? а не придумывать план с кривой саблей и тд.

2. Почему Конан в форте, когда рассказывал свою историю находки, сказал, что спрятал сокровища у подножия скалы, если в итоге они все равно пошли в пещеру, при этом пираты не знали про демона и не было смысла им врать?

Читал в переводе на русском, возможно в оригинале по-другому. Ответьте, если кто разобрался

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх