FantLab ru

Александр Колпаков «Гриада»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.28
Голосов:
149
Моя оценка:
-

подробнее

Гриада

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 19
Аннотация:

После аварии при посадке опытный звездолетчик опаздывает в звездную экспедицию. Однажды он узнает о внеочередном испытательном полете новейшей гравитонной ракеты. Ему удается уговорить руководителя испытаний взять его пилотом. Полет оказался очень продолжительным...

Примечание:

Первая публикация: А. Колпаков. Гриада. Н.Ф. повесть/ газ. «Пионерская правда», 1959, №№ 75-104 (18 сентября — 29 октября)// рис. Л. Смехова

Отрывок из романа под заглавием «Собратья по разуму» опубликован в «Что читать», 1959, № 6 (с. 8-9).

Сокращенный вариант романа под заглавием «Колумбы неведомых миров» опубликован в журнале «Дон», 1960, №№ 7-10 /рис. П. Садкова/;

- также: Отрывок из произведения с иллюстрацией опубликован в журнале «Наука и жизнь» 1960г., №11, с. 40.


Входит в:

— журнал «Наука и жизнь № 11, 1960», 1960 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 257

Активный словарный запас: средний (2919 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 73 знака, что немного ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 26%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Гриада
1960 г.
Гриада
2011 г.
Гриада
2013 г.
Гриада
2015 г.

Периодика:

Газета
1959 г.
Наука и жизнь № 11, 1960
1960 г.

Издания на иностранных языках:

Die Trommel
1959 г.
(немецкий)
Griáda
1962 г.
(словацкий)
Griada
1962 г.
(французский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я принадлежу к тем читателям, которые считают, что ругань в адрес автора объясняется элементарной завистью. В детстве случайно встретил её в библиотеке и был ошарашен книгой. К тому времени я чуть ли не наизусть знал «Магелланово Облако», а тут такое счастье. Через много лет также случайно встретил её в букинистическом магазине и купил не раздумывая. Перечитал и не разочаровался. Да, космическая опера, ну и что? Прекрасное коммунистическое будущее, полёты к далёким звёздам, хорошие и плохие инопланетяне, революционные события, в которых активно участвуют земляне. Что ещё надо юному читателю? Я не нашёл недостатков книги в детстве и не собираюсь искать их сейчас. И ещё. Посмотрите, как много читателей имеют «Гриаду» в своей библиотеке.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Полностью согласен с sk3766, в детстве, наверное в 14 лет, прочитал «Гриаду». Просто потрясающе, для меня это было. До этого было прочитано «Туманность Андромеды», «Страна багряных туч» и другие книги советских писателей-фантастов, но такого полёта фантазии и мощи, я ещё не встречал. Уже не так давно, узнал про мерзость, под названием «Гриадный крокодил». Подонки живут всегда и в любое время, но талант автора всегда выше их. 10 из 10!

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне нравятся все сочинения Колпакова с всеми недостатками, которы легко не замечать. Я специально перечитал книги, откуда Колпаков ЯКОБЫ что-то сплагиатил. Никаких плагиатов в «Гриаде» НЕТ. Есть СЛУЧАЙНОЕ и ОТДАЛЁННОЕ сходство нескольких фраз с Уэллсом. С «Аэлитой» общее только то, что в экипаже 2 человека. Эти моменты никак не влияют на книгу в целом. Московские литературные воротилы ухватились за них, чтобы расправиться с опасным конкурентом из «глухой провинции». В лучших традициях «творческой интеллигенции» устроили травлю от имени «возмущённой общественности». Наверно, жалели, что уже нельзя сдать его «куда следует». А если копнуть, так у врагов «Гриады» НЕТ НИКАКИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ. Они испугались оригинальности и размаха фантазии Колпакова. Никто, кроме него, не засылал героев аж на миллион лет в будущее. Никто, кроме него, не придумал пришельцев из другой метагалактики с другими физическими законами. Это соответствует современной космологии. Она предполагает существование в Большой Вселенной внеметагалактических объектов, происходящих не от нашего Большого Взрыва. Допустим, что «расщепление гравитонов» ненаучное. Так и «ультралиддит» и «анамезон» ненаучные. За это никто не предавал Толстого и Ефремова остракизму и не требовал сжечь «Аэлиту» и «Туманность Анромеды» на кострах. Это чисто литературный приём. Здесь всяким разным не нравится, что в «Гриаде» коммунистическая идеология. Им больше нравится фашистская.

Какая-то «букашка» стирает здесь мои записи. Пусть не старается, я всё равно буду писать их заново.

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первый раз прочитал «Гриаду» в двенадцать лет, и книга меня просто потрясла своим размахом. Перечитал в двадцать девять и отношение к роману не изменилось — вещь очень достойная и добротная. Пожалуй, без «Гриады» мы не увидели космической оперы Сергея Снегова «Люди как боги» в том виде, в каком она есть — влияние очевидно.

Оценка: нет
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Перед Гриадой у меня была мегаопера Снегова «Люди, как боги». Чтож, Гриада оказалась сильно слабее. И дело не в масштабах разворачивающихся событий. Всё как-то скучно, наивно, предсказуемо. Особенно бросаются в глаза весьма непрогрессивные представления Колпакова о повседневных мелочах в будущем. Например, через миллионы лет все данные также хранятся на магнитных плёнках (через миллионы лет развития!), занимая огромные площади. Представляются эдакие «бобинники» шестидесятых. Вобщем, книга ткончилась, так и не успев захватить внимание.

Оценка: 6
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Тяжело писать отзывы на книжки, которыми зачитывался в детстве. В свое время «Гриада» была одной из самых любимых, зачитанных до дыр книг. Захватывающий сюжет, межзвездные путешествия, сверхсветовая скорость, инопланетяне и прекрасные инопланетянки, революционеры и шпионы, и еще одни мудрые инопланетяне. Все это было так непохоже на тоскливую советскую фантастику тех времен о врагах народа и трудовых свершениях.

Но с годами понимаешь, к сожалению, что на самом деле все очень наивно и штамп сидит на штампе и штампом погоняет. От заиндевевших женщин(с) до восхваления Ленина.

Очень многое из советской фантастики не выдержало испытания временем и данное произведение относится к их числу. В наше время оно выглядит просто архаично.

Не буду никому рекомендовать читать это сейчас, но и отговаривать не буду, вполне возможно кому-то и понравится.

Теперь о плагиате. К сожалению нет никакого случайного и отдаленного сходства, а есть несколько страниц, полностью переписанных один к одному из романа Уэллса. Для меня загадка, зачем вообще автор это сделал. Все остальное написано вполне бойким как для тех времен языком. Возможно он посчитал, что «Спящий» слишком малоизвестное произведение, и целевая аудитория двух книг не пересекается, не знаю. Но лично я «Когда спящий проснется» прочитал лет через пять после «Гриады». И поскольку текст последней я знал почти наизусть, сразу увидел плагиат. Сказать, что в тот момент мне было неприятно, не сказать ничего. Впрочем, судите сами.

«Началась толкотня и свалка, грозившая перейти в панику. Слышались какие-то непонятные выкрики, из гула вырывались отдельные слова. Одни отдавали приказания, другие отвечали. Совсем близко кто-то громко простонал.

– Красномундирная полиция! – крикнул кто-то над ухом у Грэхэма.

Издалека послышался треск, впереди за углом замигали вспышки. При свете их Грэхэм различил во мраке скопление людей, вооруженных так же, как и его стража. Вскоре вся улица наполнилась треском и вспышками. Потом опять упала, словно черный занавес, темнота.» — Спящий.

«Кругом раздавался топот, слышались какие-то непонятные выкрики, из общего гула вырывались отдельные слова. Джирг отдавал приказания, другие отвечали. Совсем близко слышался голос Виары, объясняющий что-то грианоидам.

— Служители Кругов! — крикнул вдруг кто-то над моей головой.

С огромного уступа восьмигранника Кругов послышался треск, замигали синеватые вспышки. При их свете я различил во мраке скопления гриан, вооруженных таким же оружием, какое я видел у грианоидов. Вскоре вся окрестность заполнилась гулом и вспышками. Потом опять упала, как черный занавес, темнота.» — Гриада.

«Грэхэм споткнулся обо что-то мягкое и услышал хриплый стон, потом крики: «Спящий!», – но он был так оглушен, что не мог ответить. Потом затрещало зеленое оружие. Безвольным, слепым, механическим атомом следовал он за движением толпы. Его толкнули, он ударился о ступеньку и заметил, что находится на покатой плоскости. Тьма рассеялась, и он увидел лица окружающих его людей, мертвенно-бледные и покрытые потом, изумленные, испуганные, с широко открытыми от ужаса глазами. Лицо какого-то юноши было совсем рядом с ним, чуть ли не в двадцати дюймах. В тот момент Грэхэм взглянул на него равнодушно, но потом оно часто мерещилось ему. Юноша этот, стиснутый со всех сторон толпой, был прострелен и мертв.» — Спящий.

«Я стукнулся обо что-то мягкое и услышал хриплый стон, потом крики «Вперед!» заглушили его. Еще гуще замелькали голубоватые вспышки. Мрак расступился, и я увидел лица окружающих грианоидов, разгоряченные и покрытые потом, злые и сосредоточенные, с широко раскрытыми огромными глазами, в которых горел огонь восторга и близкой победы. Лицо какого-то старика было совсем рядом со мною. Впоследствии оно долго мерещилось мне в просторах Космоса. Старик этот, стиснутый со всех сторон плечами друзей, пробитый гравитационным излучением, был мертв. Но он продолжал стоять с широко раскрытыми глазами.» — Гриада.

«Юноша в выцветшей синей одежде внезапно вскочил на сиденье. «Алло?» – крикнул он. Ноги его находились в каких-нибудь шести дюймах от головы Спящего.

Он поглядел на Грэхэма, очевидно, не узнавая его, затем повернулся, выстрелил и, воскликнув: «К чертям ваш Совет!» – прицелился для нового выстрела. Грэхэму показалось, что шея у юноши вдруг уменьшилась вполовину. Теплая капля упала на щеку Грэхэма. Зеленое оружие замерло в руках у бойца. Секунду юноша продолжал стоять с отупелым лицом. Затем медленно наклонился вперед, колени его подогнулись. Он упал, и тут же стало темно. Услышав падение тела, Грэхэм вскочил и, спасая свою жизнь, ринулся к проходу. Споткнулся о первую ступень, упал и, поспешно вскочив, устремился кверху.» — Спящий.

«Один из них он передал мне, а сам вскочил на последний уступ, за которым уже открылась необозримая панорама «арены» Трозы, смутно освещенная далекими шарами, висевшими над Энергоцентралью. Юноша обернулся ко мне, приглашая на уступ, затем стал стрелять в Познавателей, бежавших к яйцевидным аппаратам на площади Кругов. С криком «Смерть Познавателям!» он приготовился к новому выстрелу. И вдруг мне показалось, что шея у юноши начала таять. Теплая струя полилась мне на руку. Излучатель в руках юноши замер, все еще посылая вихри. Какое-то мгновение грианоид продолжал стоять с восторженно — серьезным лицом, затем медленно наклонился, колени его подогнулись, и он упал бездыханный.» — Гриада.

Ну и т.д.

Поставлю 5 по старой детской памяти.

Оценка: 5
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочел в 2016, а не в 60-е 20 века.

В 33 года, а не в 10-12 лет.

Конечно, слышал про «плагиаты-гонения».

Итог: несмотря на все, отличная советская фантастика.

И пусть летят камни.

Оценка: 10
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал «Гриаду» лет в 12. Примерно в то же время прочитал «Туманность Андромеды» Ефремова, «Страну Багровых Туч» Стругацких и «Маггеланово облако» Лема. И в то время вынес для себя однозначное решение: среди космической фантастики Колпаков на первом месте, хотя И. Ефремова всегда считал и считаю первым русским фантастом еще с 1-го класса школы, когда прочитал его рассказы и «На краю Ойкумены». Сейчас мнение, конечно, несколько изменилось не в пользу Колпакова.

Что касается его «плагиата», то пусть сторонники этой версии предъявят доказательства — сплагиаченные страницы — и тогда я смогу определить, так это или нет. Пока что я придерживаюсь версии, что после выхода «Гриады» Колпаков стал писателем-фантастом № 2 после Ефремова и с того времени против него началась травля конкурентов (не будем называть имен, чтобы не раздражать сектантов, они хорошо известны»). Как писались письма от имени пионеров, рабочих и колхозниц хорошо известно. Тот, кто знаком с газетной кухней советских времен знает, что все это фабриковалась или в недрах редакций, либо заинтересованными лицами со стороны, имеющими с редакциями близкие контакты третьего рода. В конкурентной борьбе применялись самые неприглядные методы со всех конкурирующих сторон.

Что касается самого романа, то безусловно, это «литературный памятник» советской фантастики конца 50-х -- начала 60-х годов, сыгравший значительную и положительную роль хотя бы в увлечении детей того времени, да и позже НФ, как разновидностью жанра. Всем любителям русской фантастики читать обязательно и лишь потом выносить свое мнение.

Оценка: нет
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это не отзыв, а результаты небольшого поиска в сети, так что все последующие минусы вполне оправданы.

Как известно, разоблачение «плагиатора» Колпакова началось со статьи продвинутого восьмиклассника Юры Романова «ТЕМА КОСМИЧЕСКАЯ, А ПРОСТУПОК — УЧЕНИЧЕСКИЙ»//Комс. правда (М.). — 1961. — 8 февр. — № 33 (10973). — С. 4.

Немного покопавшись, наткнулся на статью Романова Александра Юрьевича «Гриада, Гриада, Гриада моя...» http://fantlab.ru/work172123 http://samlib.ru/r/romanow_a_j/ard.shtml

Интересно, это просто однофамильцы, или пинать Колпакова (давно покойника) — это наследственное?

Оценка: нет
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

При всех своих недостатках (а их, на самом деле, не так уж и много!), для меня этот роман стал поворотным в жизни — именно он открыл для меня фантастику больше 30 лет назад, именно его наивные научные экзерсисы пробудили во мне интерес к астрономии и космологии, а потом и к фундаментальной физике...

Именно за это я ставлю 10 баллов — тому самому томику 60-го года издания, реально зачитанного до дыр, но до сих пор стоящего на моей книжной полке — он был первым!

И пусть он незаслуженно забыт сейчас, пусть наивен, пусть «плагиат» — для меня он был ПЕРВЫМ!

Большое спасибо и светлая память автору!

Оценка: 10
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я впервые прочитал «Гриаду» в «Пионерской Правде» в 13 лет. С тех пор много воды утекло. Давно не читаю фантастику но до сих пор почти наизусть помню два романа о космосе: «Туманность Андромеды» и «Гриаду». Огромное спасибо Ефремову и Колпакову. Я физик и могу «раскритиковать» любой фантастический опус, но фантастика и наука разные вещи ... а именно фантастики в «Гриаде» больше чем в любой другой книге. Откуда же взялось «предвзятое» отношение к «Гриаде»? Почитайте интервью Альтова http://www.altshuller.ru/interview/interview10.asp Когда мне рассказали про эту историю я не поверил. Мне показалось что это некая конспирологическая теория. Но прочитав рассказанное самим Альтовым я обалдел. «Писатель» Альтов фактически выступил в качестве иуды. Он подготовил неких безликих (без имени и фамилии) Павликов Морозовых настучавших донос на Колпакова. А были ли эти «мальчики» или альтов и был тем самым «мальчиком» теперь неизвестно. Поступок достойный Иуды. Можно сказать что, независимо от гадостного поступка альтова, нехорошо «заимствовать». Конечно не хорошо. Но в оправдание Колпакова надо сказать что все заимствования не имеют никакого значения для его фантазии. Это просто не существенно. Но давайте спросим «критиков» только ли Колпаков занимался заимствованием? В произведениях самих критиков при желании можно найти множество «цельнотянутых» идей. И каждый раз они говорят что «их» заимствования» не существенны. Но вот вам один шокирующий пример. Как то мне попалась в руки книжка С. Гансовского «Шаги в неизвестное». Там просто «передрана» идея «Новейшего ускорителя» Г. Уэлса, не говоря уже о сценах. И ничего ... никто из обличителей «Гриады» этого «не заметил» :)) Наверное «ворон ворону глаз не выклюнет» ... :)) Все эти окололитературные разборки чрезвычайно противны. Хочется закончить на оптимистической ноте. «Гриада» как и «Туманность Андромеды» явились этапами в фантастике. Смелый полёт их фантазии дал толчок многим юным умам и можно только приветствовать переиздание «Гриады» незаслуженно оболганной нечистоплотными деятелями типа альтова. Будем верить что она придёт на смену теперешнему мутному потоку тупого и унылого чтива заполнившего «рынок» и будет способствовать возрождению настоящей фантастики. Спасибо Колпакову и Ефремову за их замечательную фантазию. :))

Оценка: 10
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Гриада» до сих пор остается той редкой книгой, о которой говорят, спорят, и вспоминают с большой теплотой. Для меня она была еще одной из первых книг, которые, как потом оказалось, вполне вписываются в категорию «космоопер». Впервые прочел роман более 50 лет назад, это была совершенно растрепанная книга с вываливающимися страницами, с затертым картоном обложки. Чувствовалось, что книжка прошла через сотни рук и была зачитана почти до дыр, а потому «жить» ей оставалось совсем мало. Поскольку мне ее дали почитать «на вечер», утром я с сожалением вернул эту пачку страниц владельцу такого сокровища, а после школы с увлечением стал пересказывать сюжет романа своим друзьям. Потом перечитал еще пару раз, все равно было интересно. Сейчас книга занимает свое почетное место на книжной полке, рядом с другими любимыми в детстве книжками. Иногда беру в руки, смотрю иллюстрации. Книга продолжает жить.

Оценка: 8
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Гриаду» я прочитал запоем, будучи ещё школьником. Это была первая советская космическая опера. Ещё был «Марс пробуждается» К. Волкова. Его обвинили в подражании Берроузу, хотя это был больше Марс «Аэлиты» А. Толстого. В то время принималась только твердая нф. Свободный полёт мечты критиковался. Я подробно изучил историю обвинения Колпакова в плагиате. Это сделала группа школьников — пионеров ДДТ , вдохновленная писателем-изобретателем Генрихом Альтовым (Альтшуллером), эта же группа утвердила антипремию «Гриадного крокодила». (Подробно об этом я написал в отзыве на антипремию «Гриадный крокодил» и книгу Емцева и Парнова «Падение сверхновой»). «Гриадного крокодила» получили даже таким талантливым писателям, как Емцев и Парнов. Несмотря на все обвинения, А. Колпаков остался в истории советской нф, как пионер советской космооперы.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первая в советской фантастики ахинея, достойная пера худших американских подражателей Гамильтона. Чудовищная чушь с точки зрения науки, чудовищаня чушь с точки зрения образов и содержания. И, как правильно уже было сказано, это понимали уже младшие школьники. Остается только удивляться — как ТАКОЕ вообще опубликовали?!

Оценка: 2
–  [  32  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как то уж очень не повезло Александру Лаврентьевичу. Сначала его бомбили корифеи 60х (тут они ничем не отличались от критиков «во френчах» 50х годов), потом какие то мутные истории то ли с плагиатом, то ли не с плагиатом. До сих пор не могу найти списанные «целые страницы» у Толстого и Уэллса. То выясняли Мегалов он или не Мегалов (публикация кажется в НСНМ). Теперь вот какого то гриадного крокодила учредили... Гриада — обычный экшн, в литературе., где экшн был табу. Хороший приключенческий боевик на фантастическую тематику. Разве был он ненужен (скоро договорятся до того что вреден), тогдашним мальчишкам? Да, — нет в нем глубины Туманности, нет адаптированной к современности социологии будущего Стругацких, нет фонтана идей Альтова, или мягкой лиричности Можейки. А юному читателю так ли они были нужны в 12-14 лет? К примеру шедевр детского приключенческого кино «Неуловимые мстители» полон глупостей и ляпов — однако никому в голову не приходят претензии по этому поводу.

Нет, воля ваша, что то не то с этим романом. Скорее всего Гриада стала жертвой какой то литературной войнушки.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх