FantLab ru

Вера Кузнецова «Необычайное путешествие»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.71
Голосов:
7
Моя оценка:
-

подробнее

Необычайное путешествие

Повесть, год

Аннотация:

Трое школьников средних классов, два мальчика и девочка, сопровождаемые собакой, совершают увлекательное перемещение во времени по различным эпохам развития человеческого общества, начиная с каменного века и заканчивая ближайшим будущим. Это достигается «силой научного воображения» после знакомства детей с неким учёным-астроботаником. Надо сказать, что школьники будут не только сторонними наблюдателями: их будут кусать клопы в первобытных пещерах;школьникам придется питаться жаренным на костре мясом и кореньями, голодать, мерзнуть, одеваться в шкуры, попасть в египетское рабство,видеть погребальную церемонию скифов, попасть в Англию времен Диккенса, и даже совершить космический полёт...

Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 285

Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2749 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 61 знак — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 49%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>



Издания: ВСЕ (3)
/языки:
русский (3)
/тип:
книги (3)

Необычайное путешествие
1955 г.
Необычайное путешествие. Книга 1
2015 г.
Необычайное путешествие. Книга 2
2015 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Оригинальный образец исторического науч-попа, слегка закамуфлированного в фантастическую форму. Во вступлении к повести (хотя эта вещь является скорее романом, ибо имеет объем более 300 страниц) автор, учитель истории, рассказывает о возникновении своей идеи донесения до учащихся не всегда интересного и не совсем легкого для их восприятия материала в художественной форме. Так появилось художественное произведение, в котором дети путешествуют во времени по различным эпохам, постепенно постигая диалектику изменения одной общественной формации другой. Появление этой повести фактически преследовало цель объяснить ученикам, что такое исторический материализм и как его можно «пощупать» на практике.

Во многих отношениях повесть устарела, содержит ряд характерных для своей эпохи идеологических штампов и стереотипов. Однако, исходя из ее жанрового своеобразия, и, как бы странно это ни звучало для кое-кого, материалистического понимания истории (к тому же объясненного буквально «на пальцах», хотя и с некоторыми «купюрами») эта вещь представляет определенный интерес.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Для научной фантазии нет препятствий ни во времени, ни в пространстве, всё зависит от нашего желания.

Дети — существа любопытные и непоседливые, их желание узнать всё и сразу вызывает зависть, а энергия, переполняющая их, позволяет если не осуществить это желание в полном объеме, то, хотя бы, постараться максимально приблизиться к этой цели. Причем, как правило, исследовать ближайший пруд или рощу не особо тянет, ведь гораздо привлекательнее какая-нибудь далекая и труднодостижимая цель, а ещё лучше, чтобы это было связано с некой тайной. Недаром дети и подростки неоднократно становились героями различных приключенческих и фантастических романов. Куда их только не забрасывала писательская фантазия, с чем они только ни сталкивались на пути к очередной заветной цели... Они плыли по рекам, озерам и морям-океанам, продирались через непроходимые джунгли, вязли в болотах и мерзли в снегах. Они выходили победителями из схваток с кровожадными пиратами и разбойниками, дикими зверями и инопланетными существами, коварными шпионами и вражескими диверсантами. И это всё в одиночку! А уж командой они и горы свернуть способны!

Часто бывает так, что не ты ищешь приключений, а они сами находят тебя. Вот и три обычных казахских семиклассника: «крутолобый, широкоплечий крепыш Вася, синеглазый, белокурый Валерик и тоненькая, грациозная Кюльжан», — совершенно не предполагали, во что выльется экскурсия в Алма-Ату, куда они из родного Матая поехали вместе со своим классом. Отдыхая втроем перед отъезом домой на берегу Головного арыка они и представить себе не могли, куда их заведет судьба. А всё начиналось вполне безобидно, так, как начинаются сотни и тысячи подобных историй — со встречи с незнакомцем. Они в тот момент как раз обсуждали недавно найденную археологами на территории Казахстана стоянку питекантропов и Кюльжан очень захотелось своими глазами понаблюдать за жизнью и бытом настоящих живых первобытных людей. Вдруг, они услышали чей-то голос, сказавший, что «это зависит только от вас самих». Владельцем голоса оказался «пожилой человек с приятным розовым лицом, покрытым не то что морщинами, а скорее, пухлыми складками». Произнеся эту загадочную фразу он перешел мосток и скрылся между находившихся неподалеку «утопавших в зелени домиков». Заинтригованные столь неожиданным вмешательством в их беседу школьники, так и не дождавшись продолжения, решили последовать за ним, чтобы, если им получится его отыскать, попросить старика пояснить своё высказывание. Он скоро нашелся, оказалось что этим странным пожилым человеком был знаменитый астроботаник Гавриил Адрианович. Завязался разговор, в ходе которого астроботаник крайне заинтриговал детей рассказом о великом законе развития человеческого общества, открытым Карлом Марксом, но что именно гласит этот закон, говорить не стал, предложив ребятам самим добраться до его сути. А для облегчения процесса он посоветовал троим пытливым подросткам совершить мысленное путешествие по всем этапам развития человеческого общества, начиная с питекантропов. Напоследок он даже подарил им своего пса Дозора. Но, то ли сила воображения у ребят оказалась слишком сильная, то ли сработали ещё какие-то неучтенные факторы, а мысленное путешествие оказалось для друзей пугающе реалистичным.

Странно, но начало «Необычайного путешествия» почему-то перекликается с только что прочитанным мной романом Петра Гордашевского «Их было четверо». Текст начинается со слов: «Их было трое», действие так же происходит в Средней Азии и один из героев так же в начале повреждает ногу. Я понимаю, что это всего лишь совпадение, но совпадение занимательное. В остальном же это два совершенно разных научно-фантастических произведения, ориентированных на подростковую аудиторию. Но если у опубликовавшего в 1959 году свой роман Гордашевского получилось исключить из текста практически все идеологические моменты, то в вышедшем на четыре года раньше «Путешествии» идеологии столько, что книга местами напоминает не художественный роман, а историческо-идеологический дистиллят, где семиклассники наизусть цитируют Ленина: «Когда мы победим в мировом масштабе, мы сделаем из золота общественные отхожие места на улицах нескольких, самых больших городов мира...» В итоге, при чтении очень часто возникает ощущение, что читаешь не приключенческую книгу, а идеологически выверенный пересказ учебников по истории, сделанный не без выдумки, но черезвычайно бедный в художественном смысле. Трое детей перемещаются во времени и пространстве из эпохи в эпоху, чтобы на конкретных примерах проследить все этапы формирования человеческого общества и постигнуть загадочный закон. Начинают они со стаи питекантропов, практически ничем ещё не отличающихся от обезьян, затем знакомятся с синантропами, неандертальцами и, в итоге оказываются в общине настоящих Homo Sapiens. После чего ребята уже знакомятся со всеми ступенями эволюции именно человеческого общества: оказываются в скифских степях, затем в царстве Древнего Египта, средневековой Франции, Лондоне середины девятнадцатого века — то есть поэтапно попадают в рабовладельческий, феодальный и капиталистический строй, а на закуску, побывав в современной им Америке для изучения загнивающего империализма, перемещаются прямиком в светлое коммунистическое общество. Сами приключения в различных исторических эпохах описаны весьма занимательно, хотя ищущие новых исторических сведений не найдут для себя в книге ничего, выходящего за пределы школьного курса. К тому же в тексте встречаются некоторые несуразности, так скифы зачем-то используют греческое название Днепра — Борисфен, неужели у них не было в ходу своего? А пять десятков цеховых мастеров сожгли дотла замок феодала, это как? Они что, терминаторы?

На протяжении всего текста автор пытается более-менее сохранять, насколько это возможно, нейтральную позицию в отношении описываемых событий, но как только дело начинает хоть каким-то боком касаться США, так она тут же срывается в беспощадную критику всего с ними связанного: нравы, обычаи, образ жизни, воспитание детей, развлечения — всё подается в крайне негативном свете. Игра в футбол (судя по описанию это или американский футбол, или рэгби) подается как кровавое и жестокое зрелище, где игроки на потребу публике калечат друг друга, а бизнесмены и даже стоматологи (платят, чтобы игроки били противнику преимущественно в зубы) нагло наживаются на этом. Даже такая мелочь, как жевательная резинка, представлена в самом отрицательном свете:

«Дети усиленно зажевали кусочки резины, пахнущие какой-то приторной эссенцией.

- Ерунда, — сказал Вася, с трудом отдирая от зубов липкий комочек, — Не еда, а один обман зрения, вернее желудка.

И он пренебрежительно отбросил американское «лакомство».

Комиксы показаны как литература для умственно-отсталых малолетних маньяков. Жестко критикуется фильм «Тарзан», в котором усматривается пропаганда идей о том, что развитие современного общества зашло в тупик и в дальнейшем вероятен «возврат человека к периоду дикости» и «неизбежном движении вспять», «что люди были бы счастливее, если бы переселились на деревья и вели такой образ жизни, как когда-то питекантропы». А это коренным образом не соответствует закону развития человеческого общества, который был открыт Карлом Марксом. Кстати, этот пресловутый закон развития человеческого общества, который ребята долго ищут в потоках времени, заключается в «соответствии производственных отношений характеру производительных сил». Это разъясняет школьникам лондонский изобретатель и инженер Джеймс Райт: «Прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и так далее, люди должны есть, пить и одеваться... И следовательно, основой каждой исторической ступени человеческого общества является способ, которым люди производят всё необходимое для своего существования. Дело не в том, что человек употребляет для поддержания своей жизни, а в том, каким способом производится это необходимое для жизни». Разговор с ним насыщен цитатами из трудов Маркса и Энгельса и явно слишком сложен для подростковой аудитории, на которую рассчитана эта книга. К тому же автор делает из работ Маркса выводы, которые опровергнуты на практике в наше время: «Маркс доказал на основании науки, а не фантазии, неизбежность гибели капитализма и победы нового, социалистического строя». «По экономическому закону общество может развиваться только вперед», то есть возврат из социализма в капитализм не возможен. Да-а-а, наивная...

Меня, как любителя фантастики, больше всего заинтересовала последняя, пятая часть романа, представляющая собой путешествие в коммунистическое будущее СССР. Как можно сделать выводы из некоторых косвенных фактов, автор описывает не особо отдаленное от настоящего героев время. Реальностью для ребят является 1952 год, а в будущее они уходят лет на тридцать-сорок, но и этого относительно небольшого срока вполне хватает, чтобы успеть построить в стране филиал рая на Земле. Кузнецова рисует перед читателем утопическую картину жизни в новом обществе, построенном на принципах коммунизма. И картина эта для советских коммунистических утопий, в принципе, стандартна — на фоне всеобщего равенства и братства страна цветет и пахнет, хорошеет и красивеет, становясь самой-пресамой передовой во всём мире. Читатель видит лишь то, как изменился любимый автором Казахстан, но, на основе увиденного, вполне можно догадаться, что подобная картина ожидает его при взгляде и на другие уголки СССР. По версии Кузнецовой основными материалами для строительства, изготовления мебели и одежды и прочего будут особым образом обработанное стекло и разного рода пластмасса. Всё, что может быть электрифицировано — будет электрифицировано, энергию для этого будут вырабатывать как более-менее традиционные атомные, так и более экзотические солнечные и приливные электростанции. Грандиозный проект поворота сибирских рек на юг будет осуществлен и Казахстан превратится в один огромный цветущий напоенный влагой сад. О том, что станет с теми местами, воду которым несли вышеупомянутые реки автор тактично умалчивает. Повсеместно будет осуществляться контроль за погодой, правда методы контроля у меня, почему-то, вызывают некоторое опасение — для того, чтобы вызвать дождь будут применяться высотные атмосферные ядерные взрывы. Вот и плещитесь потом на здоровье под таким дождиком! Порадовало описание Алма-Аты будущего:

«На центральной площади города возвышались две гигантские светящиеся статуи.

- Ленин и Сталин! — воскликнула, увидев их, Кюльжан».

Но самое интересное автор припасла напоследок — первый пилотируемый полет на Марс. Именно здесь встречается куча научных заблуждений, подаваемых с такой серьезностью, которая может теперь вызвать лишь улыбку. Так, например, автор преподносит читателю любопытную гипотезу о том, что метан и аммиак в атмосферах Юпитера и Сатурна образуются «в результате разложения отживших организмов». Интересно, где они там живут? Плюс, часто встречающееся в старой фантастике заблуждение насчет Меркурия — якобы он всегда повернут одним полушарием к Солнцу, как Луна к Земле. Затем следует классическая для фантастики первой половины прошлого века сцена приготовления пищи в невесомости — здесь это жарка курицы микроволновыми лучами (типа микроволновка), самое смешное, что повариха рассказывает, что и яйца она тоже там готовит. Такое мог написать лишь человек, который абсолютно не имеет понятия о том, что будет, если попробовать сварить яйцо в микроволновке. А на закуску, так сказать, в тексте появляется гусеничный межпланетный корабль. Нет, не подумайте плохого, он летит до Марса по «классической» схеме на атомных ракетных двигателях, гусеницы нужны ему, чтобы, ползая по барханам красной планеты, не завязнуть в песке. Финал, для подобных романов, вполне стандартный, жаль что автор не придумала ничего более оригинального.

Итог: в целом, как отдельное и весьма специфичное блюдо, книга весьма неплоха, но её слишком переперчили идеологией. Вот если бы её было поменьше, а объективности и правдивых научных данных побольше, то её вполне бы можно было рекомендовать для прочтения и современным детям — пусть и развлекутся, и интересных исторических фактов поднаберутся. А так — не поймут.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх