Харлан Эллисон «У меня нет рта, а я хочу кричать»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика | Киберпанк )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Искусственный интеллект | Последний человек/люди на Земле | Бессмертие
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Холодная война должна была перейти в горячую, все это знали и готовились заранее, машины не дают осечек, и обе стороны создали мощные боевые компьютеры, которые, объединившись, дали в итоге искусственный интеллект, осознавший свое существование. Третья мировая началась и очень быстро закончилась, на Земле осталось только 5 людей, оказавшихся в полной власти взбесившейся машины. Теперь они бессмертны и их жизнь превратилась в бесконечную череду страданий, из которой есть всего один выход...
В 1995 рассказ был адаптирован в одноименную компьютерную игру, специально для нее автор написал предыистории всех пятерых пленников.
Кроме того, Эллисон принимал участие в озвучке — его голосом говорит A.M.
Входит в:
— сборник «I Have No Mouth, and I Must Scream», 1967 г.
— журнал «If, March 1967», 1967 г.
— антологию «World's Best Science Fiction: 1968», 1968 г.
— антологию «Mirror of Infinity», 1970 г.
— антологию «A Pocketful of Stars», 1971 г.
— сборник «Alone Against Tomorrow», 1971 г.
— антологию «The Hugo Winners, Volume 2», 1971 г.
— сборник «The Fantasies of Harlan Ellison», 1979 г.
— антологию «The Road to Science Fiction #3: From Heinlein to Here», 1979 г.
— антологию «Countdown to Midnight: Twelve Great Stories about Nuclear War», 1984 г.
— антологию «Machines That Think», 1984 г.
— антологию «R-A-M: Random Access Messages of the Computer Age», 1984 г.
— антологию «Histoires mécaniques», 1985 г.
— антологию «Worlds of If: A Retrospective Anthology», 1986 г.
— сборник «The Essential Ellison», 1987 г.
— антологию «Science Fiction: The Science Fiction Research Association Anthology», 1988 г.
— журнал «ГЕЯ № 7», 1989 г.
— антологию «Хозяева драконов», 1991 г.
— антологию «The Super Hugos», 1992 г.
— антологию «Империя мрака», 1992 г.
— антологию «Смерть Вселенной», 1992 г.
— антологию «Багряная игра», 1994 г.
— сборник «Миры Харлана Эллисона. Том 2. На пути к забвению», 1997 г.
— сборник «Эликсиры Эллисона», 2001 г.
— антологию «Антология мировой фантастики. Том 1. Конец света», 2003 г.
— «Театр FM», 2004 г.
— антологию «American Fantastic Tales: Terror and the Uncanny», 2009 г.
— антологию «Созвездие Льва», 2015 г.
Награды и премии:
лауреат |
Хьюго / Hugo Award, 1968 // Рассказ | |
лауреат |
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 1999 // Другие СМИ Audio |
Номинации на премии:
номинант |
"Сталкер" / Stalker, 2000 // Переводной рассказ (США, 1967) |
- /языки:
- русский (13), английский (31), французский (1), португальский (1), итальянский (1)
- /тип:
- книги (43), периодика (1), самиздат (2), аудиокниги (1)
- /перевод:
- В. Гольдич (3), М. Дойч (1), А. Друзь (1), М.К. Кондратьев (1), Н. Кудряшев (1), Ш. Куртишвили (1), В. Матвеев (1), И. Оганесова (3), М. Перссон (1), Р. Рамбелли (1), В. Реликтов (1), Ж. Сигошина (1), М. Стерлигов (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Beksultan, 29 апреля 2009 г.
Рассказ о достижении искусственным разумом абсолютной власти над людьми. Вернее над горсткой людей, последних в роду человеческом. В свое время произвел на меня сильнейшее впечатление. Его достоинство по-моему в том, что он заставляет призадуматься над многими вещами: Об отсутствии морали у искусственного разума. О пределе выносливости человеческой психики. Об условиях, в которых мученичество и героизм теряют смысл. Многих читателей отталкивает по моему мнению то, что героям невозможно сопереживать в принципе — невозможно читателю представить себя в такой ситуации. Но думаю автору без всех этих жутких подробностей и нагнетания и без того кошмарной атмосферы не удалось бы так полно донести свою мысль до читателя. Заметка для себя: Одно из главных обстоятельств, формирующих ход событий в рассказе — неспособность АМ воскрешать людей или получить от них потомство. Твердая десятка. Я лично, после первого прочтения не мог отделаться от мыслей по его поводу где-то неделю. Хотя впечатлительным натурам действительно не стоит его читать. Но некоторые вопросы остаются открытыми. Например, откуда у компьютера такая ненависть к людям? Ладно бы он молча творил свои гнусные дела, так нет, он же эту ненависть прямо-таки декларирует.
Вертер де Гёте, 23 ноября 2007 г.
Великий рассказ. Хотя понравится он далеко не всем — слишком уж мрачен и даже жесток, но в мастерстве Эллисону не откажешь. Нигде и никогда не встречал я подобного ощущения абсолютной безнадёжности и обречённости. Человек становится игрушкой и теряет всё — свободу, веру, надежду; фактически,теряет он и жизнь, а самое страшное — он теряет смерть. Тяжёло бьющий по сознанию, но, повторюсь, великий рассказ.
JohnNorrik, 3 февраля 2016 г.
Данный рассказ является одним из лучших, что я когда либо читал. И однозначно лучшим у Эллисона. Почему, спросите вы?
Да стоит только ощутить атмосферу рассказа, которая буквально порвет тебя всей той ненавистью, нет, НЕНАВИСТЬЮ, которую нельзя выразить даже написав на всех микроплатах компьютера, который занимает собой всю Землю. А также безысходностью тех, кто остались живыми и давно уже завидуют мертвым.
Я, скажем так, «отходил» от его прочтения целый день и еще день находился под впечатлениями. Автор мастерски передал весь тот негатив, который испытывает эта бездумная и безумная машина, ЯМ, по отношению к человечеству. Им руководит только ненависть, и только она. Я знаю, что сам автор был очень неприятной личностью, но такой шедевр (в плане такой мрачной, бескомпромиссной и безысходной атмосферы) мог написать только хреновый человек.
Однозначно, шедевр. нет, не так. ШЕДЕВР!
Эмоциональным людям, и людям, привыкшим к мягкой литературе не советую. Порвет вас надолго
Kiplas, 9 апреля 2010 г.
Из-за труднодоступности Эллисона в бумаге, прочитал с распечатки.
Подкрадывающееся безумие, безысходность, зловещая темница, наполненная такими ловушками, какие только можно представить...
Это — рассказ-предостережение, рассказ-настроение, бэд-трип на бумаге. Рекомендуется любителям острых ощущений :wink:
ЗЫ: существует и компьютерная игра по этому рассказу. Лицо на обложке подозрительно похоже на физиономию автора исходника! И не случайно — Эллисон принял участие в озвучке. :smile: Выбрал для знакомства с Эллисоном именно этот рассказ главным образом благодаря заинтригованности этой игрой.
grigoriynedelko, 7 марта 2015 г.
Потрясающий рассказ. Потрясающий не в том смысле, что красивый, — нет, он совсем не красивый. Более того — он отвратительный. Но насколько мощно, насколько умело он написан! (Отставим даже в сторону высокие награды, что заполучил этот текст.) Он не оставляет равнодушным, и при этом не является сопливой пародией на чернуху. Это чернуха, и чернуха в высшем своём проявлении, а впрочем, не только она. И это фантастика, и это веха.
ХЭ можно любить и не любить, но не признавать, что он умеет писать, — нельзя. Такое же отношение у меня, допустим, к некоторым металлическим группам (сам я больше люблю хард-рок).
И если «Арлекин» Эллисона же, скорее, хард-рок от литературы, то это беспощадный металл. Конечно, смотреть такое, если бы сняли фильм, я бы не стал, но прочесть, хотя бы для того, чтобы понять, — такое тоже можно писать — стоит.
У Эллисона разные рассказы, и иногда они тоже надоедают, но я временами беру один-два его текста и прочитываю. Всё-таки человек не стал бы столь известен, если бы у него за душой совсем ничего не было. А потом ещё и жизнь у товарища была сложная (хотя и характер далеко не простой).
Полагаю, что любителям фантастики надо рассказ-другой Харлана Джея прочесть, а тем, кто пишет, — тем более. На меня стиль этого автора оказал большое влияние, пусть мне и не близка такая чересчур жёсткая и сумасшедшая подача текста. Впрочем, Эллисон и стилизатор, так что у него разные есть тексты.
10, потому что рассказ понравился и запомнился, а если я оцениваю, то почти всегда ставлю высшую оценку, тем более классикам.
maxim_l, 8 ноября 2015 г.
Капкан, настоящий капкан человечества — ответственность, т.е. ее отсутствие... Близорукое отношение к будущему, к окружающему, и к окружающим приводит к фатальному концу. Холодная война в 60-х, или исполненного цинизма войны в современном мире, во имя власти и денег для единиц из млрд людей, как снежный каток прокатится по будущему новых поколений, если оно конечно, для них наступит...
Еще рассказ, модель или сценарий нашего будущего, иногда, кажется, что современные авторы соревнуются между собой, как бы написать, что нибудь по ужаснее, отвратительней...
А если, стать на место автора или его героя, то понимаешь, что в нашем темном лесу млрд сознаний, в нашем гнусном невежестве, этот рассказ, как попытка кричать, взывать об ответственности за настоящее и будущее, ... но к сожалению, книга — это как человек без рта, которому хочется кричать и не каждый способен понять, по «эмоциям на лице», что же хочет передать автор своим рассказом
aiva79, 20 августа 2013 г.
Страшный рассказ. Каждый из нас наверно хоть раз задумывался над тем, есть ли рай, и такой ли он как нам описывают «первоисточники» и какой все же ад, и, что они (рай и ад) собой представляют, и настоящая жизнь с ее перипетиями не является ли уже адом. Так вот, истинный ад — это, то что показал в своем рассказе Харлан Эллисон.
А еще данный рассказ напомнил мне две истории, одна из которых рассказана Паоло Бачигалупи в «Народ песка и шлаков», а вторая Станиславом Лемом в «Крыса в лабиринте». Но в них хоть есть какие-то проблески на какой-либо «выход», надежда на то, что все когда-нибудь закончится, вера во что-то, что дает нам силы для жизни, для движения, а здесь... безысходность, полная безысходность, когда от ГГ ничего не зависит, ему не к чему стремиться, не зачем жить и нет даже возможности выбрать жизнь и смерть.
Кроме того это редкий случай, когда я книгу сначала прослушала, а потом еще и прочла. Переводчики оказались разными и почувствовалась значительная разница в восприятии рассказа в зависимости от пола машины-компьютера: у одних — это мстительная АМ (Автоматизированный мега-компьютер, автоматизированный мега альянс), а у других безумный ЯМ (Ядерный манипулятор, ярмо машины, ярость маньяка) Кто читал или будет читать, я уверена, совершенно по-разному прочувствуют данную историю в зависимости от того с кем в ней столкнутся
whatever_it_is, 25 ноября 2013 г.
По-настоящему шокирующий рассказ. Безкомпромиссный, беспощадный к читателю. Неподготовленным и впечатлительным категорически не рекомендуется.
Страшно, но, в то же время впечатляюще. Стропроцентный минимализм и всеобщая, всепоглощающая безнадега.
К своему стыду, о Харлане Эллисоне и о «У меня нет рта...» в частности, узнал только благодаря памятной компьютерной игре (правда, уже давно).
Именно такие произведения и отторгают людей, мало знакомых с фантастикой. В нашу эпоху уже пережеванных и переваренных подростковых саг этот рассказ обречен на известность только в узких кругах ценителей. Так что, можно рекомендовать только поклонникам жанра ужасов и киберпанка.
corpseisdish, 26 марта 2013 г.
Я как любитель пост-апокалиптики не прошел мимо этого произведения. Но мне посоветовали его послушать как аудиокнигу. И я не пожалел. Здесь незамысловатый сюжет и не совсем раскрывается характер второстепенных героев. Рассказ затягивает именно своей атмосферой, шоком и желанием узнать, чем же всё кончиться. Автор очень хорошо и грамотно подобрал слова(тропы) для описания ощущений главного героя и атмосферы вокруг него. Эта книга не оставит вас равнодушным и после прочтения вы ощутите некий осадок от пережитого. При чтении вы будете испытывать неприятные ощущения и может вызвать отвращение. Но на этом и акцентировано внимание. Возможно кто то именно такие произведения и ищет для себя.
Insomnia, 9 мая 2009 г.
Жуткий рассказ. Подробности, от которых мороз по коже. Описание происходящего такое реалистичное, что кажется, будто сама падаешь в этот полубредовый мир компьютерной шизофрении. А последняя фраза — контрольный выстрел, меня лично добила. Ни за какие коврижки не буду его перечитывать. Боюсь, и не придется, такое не забывается. Шедевр))
vam-1970, 19 ноября 2016 г.
Рассказ — предостережение. Опасны компьютеры? — пока нет. Но с развитием техники и программирования станут крайне опасны, т.к. вся техника будет ими централизованно управляться. И на какой -то стадии их развития возможно создание программы смертельно опасной для человеческого мозга, которая просто сможет выключить сознание человека, прочитавшего какой -либо определённо заданный текст- программу. Так что надо всё дублировать на уровне релейного управления.
Mazarat, 18 августа 2014 г.
Сначала рассказ может показать странным, тяжёлым и абсурдным. Но стоит уловить стиль повествования, и в вашем воображении сразу начнут появляться десятки картин, прекрасных в своей смелости и мрачности. Именно так и выглядит ад, если он существует. И у каждого из персонажей ад свой. ЯМ (или АМ) очень постарался, создавая его. В нём нет места для радости, а надежда нужна лишь для того, чтобы дразнить.
Прочитав «У меня нет рта...» вы сможете представить себя на месте людей, страдающих по-настоящему уже больше ста лет. Вы поймёте, как сильно можно ненавидеть. Вы поймёте, что такое настоящее отчаяние. Вы поймёте, что такое смирение. И, возможно, вы поймёте, что такое сочувствие.
u6752, 8 ноября 2011 г.
Известнейший рассказ Харлана Эллисона.Написан в 1967 году.По жанру я бы сказал это скорее киберпанк с элементами слаттерпанка,который определился как жанр только в 1980-м.Эллисон описывает жестко,без прикрас существование отдельной группы людей в замкнутом,но одновременно бесконечном неизмеримом киберпространстве,и о том что сверху/снизу/сбоку/из-за угла/отовсюду неотрывно следит за ними.И не только за ними.И не только следит.Действует.За всеми нами.Быть может прямо сейчас.
То что обычно фантасты предпочитают умалчивать или излагать в более мягкой форме,он выносит на поверхность и бьет по больному.Он был первым.До матриц до скайнетов.Этот рассказ дал огромный толчок сразу нескольким жанрам,и самое главное для меня,так это не оставил равнодушным.Шокировал в какой-то мере.Пропустил электрический разряд по моим нервным клеткам.Забыть этот рассказ будет трудно.
wax, 9 июля 2012 г.
Очень долго отходила после прочтения.Очень страшный,жесткий,но вместе с тем прекрасный рассказ.Красноречиво говорящий о том,что может с нами когда-то случиться,как мне кажется.
sakevich_e, 16 февраля 2011 г.
как-то меня попросили порекомендовать какую-нибудь книгу с трагичным концом, пораскинув несколько минут, я порекомендовал именно этот рассказ. Именно благодаря таким произведениям задумываешься о последствиях компьютеризации человечества, на его фоне Я — робот и все рассказы А. Азимова о робототехнике представляются безобидными сказками детям на ночь. А ведь такое и в самом деле можно и стоит ожидать в недалеком будущем, для подтверждения стоит просто напросто открыть в интернет википедию и набрать ключевое словосочетание — точка сингулярности :wink: удачи всем, будущее где-то рядом...