FantLab ru

Роджер Желязны «Князь Света»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.63
Голосов:
2976
Моя оценка:
-

подробнее

Князь Света

Lord of Light

Другие названия: Бог света

Роман, год (год написания: 1966)

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Это история всего лишь одного мира. Мира, где, в начале своей истории, люди сражались с демонами за существование. Мира, где люди, победив демонов и обретя небывалое могущество, стали Богами. Мира, где Боги, бывшие когда-то людьми, забыли, кем они были и за что сражались.

Это история всего лишь одного человека. Человека, сражавшегося против демонов плечом к плечу с товарищами. Человека, бывшего равным среди Первых. Человека, которому достало силы отвергнуть божественность и сохранить свои мечты и идеалы. Человека, сохранившего в своем сердце любовь и дружбу.

Это история бога, оставшегося человеком. Ибо только богу достанет силы, чтобы опрокинуть Небо, и только человек имеет мужество бросить вызов Небожителям.

Примечание:

Роман написан в 1965-1966 гг.

В мире романа также происходит действие двух рассказов, вошедших в антологию-посвящение 2017 г.: «The Aspect of Dawn» Шариан Льюит и «Coda» Стива Перри.


В произведение входит:

  • Dawn (1967) [вторая глава]  
8.24 (21)
-
8.16 (19)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— журнал «Всесвіт» 1994'03», 1994 г.

— журнал «Всесвіт» 1994'04», 1994 г.


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1968 // Роман

лауреат
Премия Лазара Комарчича / Награда Лазар Комарчић, 1985 // Зарубежный роман

Номинации на премии:


номинант
Небьюла / Nebula Award, 1967 // Роман

номинант
Великое Кольцо, 1992 // Крупная форма (перевод)

номинант
"Сталкер" / Stalker, 1998 // Parima ulmeraamatu kategooria. 2-е место (США)

FantLab рекомендует:

Роджер Желязны «Князь Света» / «Lord of Light»


Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:


Издания:

Бог Света
1992 г.
Бог света
1992 г.
Бог Света. Повелитель сновидений
1992 г.
Князь Света
1992 г.
Порождения света и тьмы
1992 г.
Бог Света
1993 г.
Сумеречный Джек
1994 г.
Миры Роджера Желязны. Том 5
1995 г.
Князь Света
1999 г.
Князь Света
2000 г.
Джек-из-Тени
2001 г.
Князь Света
2001 г.
Князь Света
2003 г.
Князь Света
2004 г.
Князь Света
2007 г.
Князь Света
2008 г.
Вариант Единорога
2013 г.
Последний защитник Камелота
2014 г.
Князь Света
2014 г.
Князь Света
2016 г.
Князь Света
2018 г.

Периодика:

Всесвіт `94. 4
1994 г.
(украинский)
Всесвіт 1994'03
1994 г.
(украинский)

Аудиокниги:

Князь света
2007 г.

Издания на иностранных языках:

Lord of Light
1967 г.
(английский)
Lord of Light
1979 г.
(английский)
Lord of Light
1980 г.
(английский)
Lord of Light
1999 г.
(английский)
Lord Of Light
2010 г.
(английский)
Володар Світла
2019 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Желязны так-то очень разный. И вся эта Шива-Брахма всего лишь одна из многих тем затронутых в его творчестве. Просто тогда были в моде индуистские мотивы. И СССР не избежал моды на восточную мистику. Ефремов написал «Таис Афинскую» примерно в те же годы. Так что не стоит говорить «вообще не мой автор» познакомившись всего с одним произведением. Есть и другие. «Доннерджек» — киберпанк, где боги стали частью всемирной сети, «Творец сновидений» о психоанализе, «Остров мертвых» — смесь технофэнтези с мистикой и самокопанием. «Ночь в одиноком октябре» — чистая мистика с хэллоуинскими мотивами. Весьма необычная книжка хотя бы потому что сумела поучаствовать сразу в нескольких межавторских проектах. В ней есть и Дракула и Ктулху, Джек Потрошитель и Франкенштейн и даже Шерлок Холмс. «Театр одного демона» — юмористическая фантастика в соавторстве с Шекли. И конечно множество отличных рассказов на самые разные темы. Что до «Князя света» то мне он тоже не понравился. Бывает. Попытки подвести «научную базу» под мистицизм и богоискательство вызывают раздражение. Либо крест сними, либо трусы одень. Но вот в Доннерджеке все срослось. И научно и божественно. На мой конечно взгляд. К творчеству Желязны отношусь без придыхания. Что-то нравится, что-то нет. Куда более безумные «Создания света, создания тьмы» вполне зашли. Правда читал их давно, по нынешним временам секс с машиной никого и не удивит. Но желания перечитать и сравнить впечатления не возникает.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вообще не мой автор. Хотя фантастику я очень люблю. И о Желязны читала, слышала много, потому и взялась читать.

Тяжеленный текст, перегруженный индуистско — буддистской терминологией, ну просто не зашел. Мне кажется, я добрую треть смыслов даже не поняла.

Корабль исследователей с Земли нашел в глубоком космосе планету, где человеческая раса находится на уровне развития средневековых времен. Этих исследователей, обладающих самыми последними технологиями и достижениями науки, накрывает мания величия, и они решают стать богами. Бессмертными богами, которые при помощи своих знаний переносят разум из одного тела в другое. Основой своей религии они избирают индуизм. Приобретают себе десятки имен, ипостасей и начинают править. А чтоб легче было править, обрекают простых людей на вечное средневековье, запрещая и уничтожая любые проявления новшеств, изобретений и их создателей. Темными людьми править проще.

Но появляется Будда, и пытается все это изменить. Приструнить пресытившихся и обнаглевших богов. Хотя сам он тоже член команды, и , соответственно, в прошлом бог, ушедший на покой.

Улавливаются смыслы противоставления иудаизма буддизму, Прометея, который дарит людям огонь, порабощающего влияния религии на человечество.

Но удовольствия от чтения ну никакого. Дочитывала только из убеждения, что книги недочитанными бросать нельзя. Научная, техногенная фантастика настолько завуалирована Шивами, Ямами, Брахмами, что мозг просто закипает.

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В 1967 году американский фантаст польского происхождения Роджер Желязны написал научно-фантастический роман, который потряс основы каноничных жанровых произведений и позволил говорить о писателе как основателе жанра «мифологической фантастики». Разумеется, о богах из разных пантеонов мира писали и до него, но именно Желязны вознес божественную составляющую на такой смысловой уровень, что роль бога в мифологии стала пониматься совершенно по-иному. Вообще-то Желязны всегда тяготел не к строго научным описаниям мира в своих произведениях, а все больше к различным сверхъестественным сущностям – боги, полубоги, демоны и прочие бессмертные, которые кочуют у него из романа в роман.

Касательно данного романа, ситуация следующая. В произведении описывается мир земного типа (не Земля), населенный людьми и богами из индуистского пантеона, отношения между которыми начинают постепенно накаляться. Боги в этом мире – не статуи, не иконы, а реальные существа, обладающие огромной мощью и силой. Конечно же, они находятся у власти, а обыкновенные люди, погрязшие в средневековье и невежестве, обязаны им поклоняться. Этот мир очень напоминает Древнеиндийское кастовое общество, в котором удивительным образом обосновываются привычные атрибуты. Например, перерождение технически возможно и реально. Никакой магии – всего лишь запредельная технология, сопоставимая с волшебством.

И вот Желязны описывает ситуацию, при которой среди людей зарождается движение акселеризма (по-нашему — ренессанс), выступающее за научное просвещение и познание. Как известно, знание сила, поэтому знание позволит людям создать технику и технологии, способные дать отпор могущественным богам. Флагманом движения выступает Сэм, некто из Первых, обладающий сверх знанием об истинном происхождении богов, и ставший Буддой, то есть просветленным, по совместительством Майтреей (по нашему – мессия, спаситель) и кучей еще всяких сущностей.

Вокруг противостояния людей и богов и строится сюжет всего романа.

Но не это главное.

А главное здесь то, что индуизм использован Желязны как хороший аналог системы власти и подчинения, которая строится в любом обществе. В любом государстве всегда будет класс власть имущих и тех, кто находится внизу. Любая система строится по типу пирамиды с широким основанием и узкой вершиной из немногих избранных. Рычагами власти будет технология, основанная на монополизированных знаниях, и религиозная система угнетения непокорных. И в любой системе найдется Просвещенный, который будет в состоянии ее опрокинуть. Но даже это не главное.

Главный вопрос заключается в том, что же будет дальше, когда люди победят, если им это удастся. И вот тут-то Желязны пытается обосновать позицию Сэма, он же Будда, о необходимости созерцательного образа жизни. Но колесо Сансары будет крутиться, и этому процессу нет ни конца ни края.

И последний финт, который остается не совсем понятным вплоть до конца романа, заставляет перечитывать строчки романа снова и снова – вопрос о происхождении богов. Откуда они пришли, и кто они? Мы не будем отвечать на этот вопрос, но можем лишь напомнить об одной очень известной истине: боги не существуют без людей.

К небольшому лично для вашего покорного слуги минусу отнесем лишь сложный язык повествования, изобилующий терминами из индуизма. Не зная индуистскую мифологию, разобраться в персонажах будет крайне сложно, придется читать книжку в обнимку с энциклопедией по религиям. В остальном очень интересный и насыщенный смыслами текст.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Все-таки Желязны — автор уникальный.

Если воспринимать, например, Амбер не как десять романов (или повестей), но как единое целое, можно смело утверждать — Роджер раз за разом писал «иное», не пытаясь идти по однажды проторенной кем-то (или собой самим) дорожке, а постоянно экспериментировал. Каждая его работа отлична от прочих, своеобразна и, что греха таить — хороша.

А «Князь» — мой любимый роман «американского поляка», причем он — плод трудов именно раннего Желязны, и тем ценнее.

И пусть эпично и возвышенно, пусть кратковато (не было еще моды на бесконечные циклы), пусть индуистская мифология отлична от первоисточника, но до чего же «вкусно«!

Здесь прекрасно все — изысканный, похожий на древнюю легенду стиль; диалоги, напоминающие бои на рапирах; сильные, запоминающиеся образы; остроумные замечания; гармоничное сплавление воедино фантастики и фэнтези... да только не эстетикой единой силен «Князь Света».

В первую очередь это посредственных размеров произведение заставляет читателя размышлять. Нет, это не философский трактат, но и конкретных «правильных» ответов на им самим заданные вопросы Желязны в большинстве случаев избегает.

А темы для размышления тут как на подбор — суть, характер, мотивы и взаимоотношения личностей, подвергнутых бесчисленным перерождениям (в частности, связанных со сменой пола), а так же родственные, дружеские и прочие связи между оными; постановка «на конвейер» творческих и духовных аспектов человеческой жизни; рассмотрение, пусть и поверхностное психологии абсолютно отличных от людей существ; возможность обратить ложь в правду, поверив в нее всем сердцем...

Но в сердце самого романа спрятан главный вопрос — вопрос власти. Где заканчивается забота и начинается тирания? Стоят ли технические открытия отказа от спокойного и сытного существования? Допустима ли ложь во благо? Пожалуй, именно по этому поводу позиция Желязны более, чем однозначна.

В конце концов, каково это — жить в мире, где боги реальны? А вот это в «Князе» описано более, чем наглядно. Достоверно или нет, кто знает? Но очень показательно.

И пусть Сэм-идеалист суть развитие Сэма-бунтаря, но ведь до чего симпатичен образ, одна настойчивость чего стоит — не то Прометей, не то Люцифер.

И пусть Яма гротескно всесилен, так ведь талантлив. А его чувства к Кали, забота о Мурге и такое человеческое отчаяние...

И добродушно-мудрый толстяк Кубера.

И милая Ратри.

И обаятельный Так.

И странный, страстный, безумный Тарака.

И Рилд-Сугата. Глава с его участием, пожалуй, более других похожа на притчу, глубже прочих западая в душу, она вызывает подкожное желание посетить пурпурную рощу Алундила.

И это значит, что рано или поздно я снова встречусь с Матрейей, что означает Князь Света, которого звали так то ли за то, что мог он разбрасывать молнии, то ли за то, что старался он этого не делать; с тем, кого иные звали Махасаматман и утверждали, что он бог, но который, однако, предпочитал опускать громкие Маха– и –атман и звал себя просто — Сэм и никогда не провозглашал себя богом, с другой стороны, и не отказывался от этого.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Почему решил прочитать: на момент первого выхода романа в 1992 году, меня переусложнённый сеттинг с индийским колоритом не заинтересовал, хотя Желязны читал очень много. Спустя некоторое время прочитал трилогию «Чёрный баламут» Олди – переосмысление Махабхараты. Очень меня зацепила эта история. Позже узнал, что на некоторых курсах повышения квалификации тренеров йоги трилогия Олди обязательна к прочтению и по ней даже сдают зачёт.

С существенно увеличившимся багажом знаний по мифологии Древней Индии решил, что, наконец-то, созрел для ознакомления с «Князем света».

У романа есть Хьюго-68, номинация на Небьюлу и несколько других наград и номинаций.

В итоге: мощное военное мифологическое технофэнтези. Очень впечатлён размахом и красочностью битв.

Планета, на которую столетия назад прилетел земной корабль поколений «Звезда Индии». Команда корабля из-за мутаций и с помощью техники и технологии переноса сознания из тела в тело, становится богами этой земли. Повергает эндемические разумные формы жизни: энергетических демонов-ракшасов, рептилоидных Владычиц Морского Зноя и многих других. Победив, они насаждают среди своих потомков несколько искажённый извод индуизма. Держат население в невежестве, пресекая прогресс и наслаждаясь статус-кво.

Но, как это всегда бывает, находится среди них кто-то, кого это не устраивает, и идёт он нести прогресс в массы, выступая против богов. Махасаматман, он же Сэм, он же Сиддхартха, он же Калкин, герой эпохи укрощения планеты, он же Майтрейя, он же Князь Света.

Середина книги рассказывает о Первом, неудачном, Восстании против самозванных Богов. Начало и конец романа показывают события второго пришествия Сэма.

Необычные союзники, разлад в стане богов, заговоры, предательства и амбиции всех участников противостояния.

Мастерски обыгранный миф о Прометее, Люцифере и Будде.

Почему-то больше всего напомнило «Гибель богов» Перумова. Там тоже всё очень масштабно и тоже рассказывается про второе, удачное, восстание Хедина против Богов Упорядоченного.

Такой сложный сеттинг не мог обойтись без логических дыр, но они не мешают следить за увлекательным повествованием.

Книга, конечно, никакой не философский трактат, как утверждают некоторые рецензенты. Да, есть пара пафосных сентенций в духе Ремарка, но это не делает «Князя Света» Упанишадами. Просто талантливая фантастика Золотого века. Желязны додумался до мутаций, нейрогирургии, чтения памяти, переноса сознаний, экзоскелета, но информацию хранят на лентах, нет любого вида мобильной связи (только стационарные видеофоны), а самонаводящиеся ракеты и автоматическое оружие – верх прогресса (если не считать ядерной бомбы и штучных Атрибутов богов), в мире отсутствуют нанотехнологии и ИИ.

И да, из «Чёрного баламута» Олди Вы узнаете об индуизме несравненно больше, чем из «Князя Света».

9(ОТЛИЧНО)

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не хватило мне познаний в индуизме. История показалась затянутой и даже скучной. Однако, в «Князе света» есть и светлые стороны, кхм... Отстаивания идеалов гуманизма, важность идеи и всякое такое вот. К тому же Железны лихо играется с эзотерическими понятиями старательно вкрапляя в сюжет вышеупомянутую индийскую мифологию, выводя Сиддхартху Будду — суперменом в рамках предложенного мира. Тут вам и интересные «переобувания» богов из одного в другого, мир технократичен,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(но лишь для избранной элиты, то бишь богов)
и в тоже время соткан из мифов, которые, однако, реальны. Все что касается персонажей и самой вселенной прописано очень даже не плохой и как бы «невзначай». Сбивает же огромное количество имен тех самых индийских божеств, полубогов и т.п. К томе же, все эти ребята по нескольку раз за книгу претерпевают реинкарнации в других«ребят», что лично меня иногда заставляло хвататься за голову.

7 инкарнаций из 10

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одна из лучших книг автора. Знатоки индуизма получат даже больше удовольствия, чем все остальные. Но даже и без глубоких познаний в этой области — очень интересно, есть над чем подумать.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

За таким банальным названием, «Князь Света», скрывается, как оказалось, одно из лучших произведений Мастера Желязны.

Этот довольно большой, особенно для того времени, роман, стилизация которого основана на индуистской религии. Для непосвящённого человека индуизм это что-то экзотическое, непонятное и очень сложное для понимания. Однако, автор умело перенёс антураж и элементы этой религии на иную планету, где в далёком будущем живут переселившиеся с забытой Земли люди. В сюжете сражения и битвы с участием богов, демонов, людей и других существ чередуются с красочными описаниями мира и происходящих в нём явлений и с философскими диалогами. Особая благодарность В. Лапицкому за перевод; Желязны сам по себе довольно тяжёлый для восприятия автор, но этот роман, несмотря на ещё и наличие большого количества терминов из индуизма, получился занимательным.

Позже, в «Хрониках Амбера», Желязны использует некоторые идеи из «Князя Света» — в обоих мирах мы видим коллектив людей со сверхспособностями, вершащий судьбы мира, интриги внутри этого коллектива, и, как всегда у Желязны, много философии и пищи для размышлений.

#

С той поры прошло три года, стал святым колхозный пруд,

К нему ходят пилигримы, а в нём лотосы цветут.

В поле бродят Вишна с Кришной, климат мягок, воздух чист,

И с тех пор у нас в деревне каждый третий — индуист...

(группа «Аквариум»)

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эдакая история Прометея на индийский лад со всеми вытекающими мифологическими, эзотерическими и религиозными особенностями. Примесь научной фантастики, горстка философии и научных данных преобразовались в весьма необычное и неоднозначное произведение. Богатый сонм божеств индуизма, непривычный для меня как для знатока богов Древней Греции и Рима, заставил покопаться в энциклопедиях в поисках особенностей этих самых небожителей. При этом как и во всех мифических повествованиях основной уклон делается на особенностях богов, также присущих любому человеку, а всемогущая сила не воспринимается как нечто уничтожительное и безусловное.

История Сэма пропитана восточным колоритом, изобилует божественными интригами и хитросплетениями судеб небесных созданий. Задумка с реально осуществляемым перерождением, а также с внедрением существовавших и забытых религий у автора слилась с историей греческих богов, а также их борьбой с титаном Прометеем. Как в старом советском мультфильме: «Я хотел помочь людям».

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Князь света — это не просто роман, это философско-эзотерический трактат, который нужно читать вечерами неспешно и внимательно, попутно отрываясь от чтения и обдумывая бытие.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Великолепная,замечательная вещь.Стилизованная как бы под мифологическое фэнтези,тем не менее по прочтении оказалась-реальная ,твердая НФ.Про сюжет написали тут до меня множество читателей. повторяться не стану.Атмосферная,живой язык,действие затягивает с первой страницы,кроме прочего еще-и книга,которую не только хочется, но и надо перечитывать.Без сомнения-одна из величайших и значимых книг автора.Перевод-именно Лапицкого-самый лучший,да, забыл уточнить ,что у меня издание именно 1992 года,«Северо-Запад«с супер обложкой.До сих пор считаю в плане оформления обложки-лучшее. Читать обязательно,понравится как любителям фэнтези,так и НФ.Возможно,книга сложновата и не для всех-но осилить(попытаться хотя-бы)и осмыслить стоит.Ставлю высшую оценку.Классика жанра.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень впечатляющий и поначалу сложный для восприятия роман Желязны. Несколько временных потоков — начинается книга извлечением Сэма (он же князь Калкин, он же Махасаматман, он же лорд Света, Майтрейя — Просветлённый) из нирваны — электромагнитного поля, куда было помещено его сознание, в добытое сопротивленцами человеческое тело (какова идея автора, и как это воспринималось аж в 1967 году!). Потом эпизоды подготовки к борьбе за дело мятежной партии, флэшбеки о прошлом Калкина, эпизоды из жизни человеческого социума, первый мятеж, битва, демоны, возвращение лорда Света (Толкиен уже блеснул, а вот джедаев ещё не было в культурном пространстве того периода) и решающая битва. Понятно, есть и любовная линия, есть и интересные концепции — люди как боги, монополизировавшие право на прогресс (вот именно эта самая идея конфликта на мой взгляд и является единственным слабым местом в логике произведения — на кой тогда Небесам развивать полубогов?), но при этом очень классная мысль о том, как духовная сущность формирует не только психологическую, но и материальную мощь человека. То есть, непрерывное развитие делает из человека бога соответствующей специализации, и смерть тела не останавливает его — в общем, нет предела совершенству.

Книгу я прочитал в юношеском возрасте, в начале 90-х, тогда сознание и воображение у людей работало гораздо ярче, видимо поэтому эта весьма сложная, но мощная по заложенным идеям вещь читалась с огромным интересом, думаю сейчас роман для многих молодых людей действительно труден для восприятия.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Один из лучших романов Желязны, в моем личном рейтинге уверенно делит первые три места с «Созданиями света» и «Джеком из тени». Несмотря на внешние атрибуты фэнтези, все вполне материалистично и укладывается в рамки традиционной НФ — хотя поначалу это тщательно замаскировано.

И хотя в конце книги начинаешь жалеть, что все так быстро кончилось, все-таки хорошо, что Желязны удержался от сериализации, щедро подарив целый мир всего одной книге.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Добрался до Роджера Желязны. И вот, да — это классика, безусловно. Но загвоздка в том, что ждал я антиутопию, а получил научное фэнтези с уклоном на индийскую мифологию. Ну не люблю я такое, не это я ждал!

Я ждал космос, я ждал полёты к звёздам, к другим планетам, общество будущего, где выявляются его критические недостатки. И Князь Света, который бы осветил дальнейший путь общества и спас бы всё человечество. Книга не захватила. Я просто не прочувствовал весь тот мастерпис, о котором пишут другие рецензенты, читатели фантастики в целом. Я никогда не любил фэнтези и производные жанры (исключение делаю лишь для «Властелина Колец»). Читалось очень тяжело, трудно, было совершенно неинтересно. Не знаю, может, стоит, конечно, в будущем перечитать, но а пока не испытал шока, не испытал удовольствия, только насилие над моим разумом и постоянное излияние мифологии в пучки нервных волокон моего головного мозга. Не понравилось.

Но! Несмотря на всю трудность чтения, сложный и крайне заковыристый, но прекрасный литературный слог, идеи и проблематика — вот, что достойно отдельной темы для размышлений и рассуждений вообще. В последующем братья Стругацкие напишут роман «Трудно быть богом», который поднимает те же вопросы, что и фэнтезийный роман Желязны — «Князь Света».

После прочтения книга заставила задуматься. Но особого впечатления не произвела, к сожалению. Ждал гораздо большего.

Оценка: 7
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Настоящая классика. Здесь есть все — приключения, колоритные описания разных чудес и городов, живые персонажи, интересные диалоги, а самое главное — мысли, над которыми можно поразмышлять. Вроде небольшая книжка, по нынешним то меркам, и серии нет, а по зрелищности и занимательности не уступит некоторым циклам. Всего в меру, и конец не закрытый — думай сам! А еще — уважение к обычным людям, хоть большинство главных героев и обладают разными сверхспособностями.

Превосходнейшая вещь, которую можно читать и перечитывать не один раз, и она ничуть не теряет при этом.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх