fantlab ru

Роджер Желязны «Князь Света»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.58
Оценок:
3259
Моя оценка:
-

подробнее

Князь Света

Lord of Light

Другие названия: Бог света

Роман, год (год написания: 1966)

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Это история всего лишь одного мира. Мира, где, в начале своей истории, люди сражались с демонами за существование. Мира, где люди, победив демонов и обретя небывалое могущество, стали Богами. Мира, где Боги, бывшие когда-то людьми, забыли, кем они были и за что сражались.

Это история всего лишь одного человека. Человека, сражавшегося против демонов плечом к плечу с товарищами. Человека, бывшего равным среди Первых. Человека, которому достало силы отвергнуть божественность и сохранить свои мечты и идеалы. Человека, сохранившего в своем сердце любовь и дружбу.

Это история бога, оставшегося человеком. Ибо только богу достанет силы, чтобы опрокинуть Небо, и только человек имеет мужество бросить вызов Небожителям.

Примечание:

• Роман написан в 1965-1966 гг.

• Авторское посвящение: «Дэнни Плахта — за дружбу, мудрость, сому».

• В мире романа также происходит действие двух рассказов, вошедших в антологию-посвящение 2017 г.: «The Aspect of Dawn» Шариан Льюит и «Coda» Стива Перри.


В произведение входит:

  • Dawn (1967) [вторая глава]  
7.90 (29)
-
7.89 (27)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— журнал «Всесвіт 1994'03», 1994 г.

— журнал «Всесвіт 1994'04», 1994 г.


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1968 // Роман

лауреат
Премия Лазара Комарчича / Награда Лазар Комарчић, 1985 // Зарубежный роман

Номинации на премии:


номинант
Небьюла / Nebula Award, 1967 // Роман

номинант
Великое Кольцо, 1992 // Крупная форма (перевод)

номинант
"Сталкер" / Stalker, 1998 // Parima ulmeraamatu kategooria. 2-е место (США)

номинант
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2020 // Переиздание года (США)

FantLab рекомендует:

Роджер Желязны «Князь Света» / «Lord of Light»


Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:


Издания:

Бог Света
1992 г.
Бог света
1992 г.
Бог Света. Повелитель сновидений
1992 г.
Князь Света
1992 г.
Порождения света и тьмы
1992 г.
Бог Света
1993 г.
Сумеречный Джек
1994 г.
Миры Роджера Желязны. Том 5
1995 г.
Князь Света
1999 г.
Князь Света
2000 г.
Джек-из-Тени
2001 г.
Князь Света
2001 г.
Князь Света
2003 г.
Князь Света
2004 г.
Князь Света
2007 г.
Князь Света
2008 г.
Вариант Единорога
2013 г.
Последний защитник Камелота
2014 г.
Князь Света
2014 г.
Князь Света
2016 г.
Князь Света
2018 г.

Периодика:

Всесвіт `94. 4
1994 г.
(украинский)
Всесвіт 1994'03
1994 г.
(украинский)

Аудиокниги:

Князь света
2007 г.

Издания на иностранных языках:

Lord of Light
1967 г.
(английский)
Lord of Light
1979 г.
(английский)
Lord of Light
1980 г.
(английский)
Lord of Light
1999 г.
(английский)
Lord Of Light
2010 г.
(английский)
Володар Світла
2019 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитано в рамках фэнтези-марафона на буктьюб-канале 2 Talk Girls.

Я отчетливо помню, как тридцать один год назад меня впечатлила аннотация к этому роману, изданному в легендарной серии Fantasy от «Северо-Запада»: в далеком будущем люди, выжившие после гибели Земли, правят на одной из планет как боги индуистского пантеона. Идея будоражила воображение, так что позавчера я решил все-таки прочитать «Бога Света» в ряду другой пропущенной классики «Новой Волны».

За прошедшие двадцать лет на этом ресурсе о романе Желязны сказано, видимо, все, так что позволю себе отметить только то, что впечатлило непосредственно, без долгой рефлексии.

Больше всего впечатлила первая глава. Она исполнена весьма поэтическим стилем, атмосферная, загадочная, в хорошем смысле. Мастерски завлекает внимательного читателя дальше.

Интересная композиция. Первая и последняя главы закольцовывают долгую ретроспекцию о неудавшемся в общем-то бунте Махасаматмана против богов. Так что в результате мы имеем в финале сразу две эпические битвы богов и людей, разделенные полувеком.

Язык романа простой и суховатый, но умело стилизованный под древние религиозные тексты. Это видно даже по двум имеющимся плохим переводам.

Как уже многие отметили, Желязны глубоко в мифологию и религию не копает. Но ,во-первых, он мастерски собрал структуру противоборствующих сторон ,и каждому сумел отвести значимую и понятную роль.

Во-вторых, он дал простую, но любопытную версию того, почему буддизм не прижился в Индии и вместо этого стал мировой религией. Буддизм — это религия прогрессоров революционеров. Он пытался вырвать общество из тенет родо-племенного строя и позволить цивилизации развиваться. Это религия прямого времени, движения в будущее, сродни христианству. Любящим циклы и касты индусам это не нравилось категорически. Не случайно буддизм вернулся в Индию уже в 19 веке вместе с пароходами и скорострельными винтовками. Бедолаг, любящих сжигать женщин заживо, заставили поменять систему приоритетов ,чтобы сделать из них ответственных потребителей.

Именно поэтому дело Сэмюэля Калкина, то есть Сиддхартхи, в итоге — упс, спойлер! — победило. На этой безымянной далекой планете с тремя лунами и мощнейшим магнитным поясом жили потомки англосаксов, которые только притворялись правоверными индусами. (Это, видимо, авторская ирония — девушки с обложки «Плейбоя», которые воображают, будто они индианки).

Единственная и существенная претензия ,которую я готов предъявить роману — это его миролюбивый финал. Да ,резня была страшная по идеологическим причинам, но все закончилось хорошо ,ко всеобщему удовольствию. Бунтарь-шестидесятник Желязны сделал жест сродни той самой американской студентке, которая в дуло винтовки, на нее направленной цветок вложила. Вот только ей после этого в лицо выстрелили.

Уже через пять лет истеблишмент США показал, что он думает о консенсусе в обществе и требовании народа о реформах. Закатали в бетон все благие пожелания и урезали по максимуму образовательные стандарты. Чтобы свободолюбивые книжки вроде «Бога Света» новым поколениям больше в голову не влезали. С вас и ковыряния в песочнице ,в смысле и БЛМ с «миту», хватит.

Однако, нельзя слишком строго корить Желязны. Он как и любой другой писатель-фантаст, будущего не знал. А только гадать мог и надеяться.

поэтому о ни подарил нам столь лиричный и щемящий душу финал со спасенной девушкой-красавицей ,что подносит цветы к статуе героя ,который всех освободил.

Память о героях угасать не должна, иначе новые не народятся.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень сильно перекликается с

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Борис Аров_ЙОГА. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА.

ЧТО ТАКОЕ БОГИ

Теперь мы подошли к вопросу, который может показаться многим неожиданным, но он, тем не менее, составляет один из главных принципов Индуизма. Известно, что индусы верят в триста тридцать три миллиона разных богов. Поэтому их называют язычниками и идолопоклонниками. Но мало кто не задумывается над тем, что в действительности представляют из себя эти боги индусского пантеона.

Что такое эти боги? — Они означают известное состояние, известный пост. Например, Индра, царь богов, означает некоторую должность: какая-то душа, достигшая очень большой высоты, заняла это положение в теперешнем цикле, но после этого цикла она снова родится человеком, явившись на нашу землю; а тот человек, который изжил человеческую Карму и стал очень сильным в данном аспекте, отправится на ее место и займет ее пост в следующем цикле.

Так со всеми богами: это — определенные посты, занимаемые последовательно миллионами за миллионами душ, которые, выполнив определенные задачи, спускаются на землю и снова, в который раз, становятся людьми для своего дальнейшего развития.

Те, кто в этом мире делает добро и помогает другим, но с мыслью о награде, надеясь достичь похвалы от окружающих или попасть на небо, когда умирают, пожинают плоды своих добрых деяний: они становятся этими богами. Но это не освобождение.

.. Освобождение никогда не явится от надежды на награду. Люди хотят власти, они жаждут славы, они желают блаженства богов... и все их желания осуществляются.

Но никакой результат работы не может быть вечным, он будет изжит через некоторое время. Это будет, может быть, продолжаться зоны, но потом все-таки кончится, и эти боги должны будут снова сойти на землю и, став людьми, получить новую возможность освобождения.

«Человек, поэтому, согласно философии Веданты, есть величайшее существо во Вселенной, и этот мир труда -лучшее место в ней, потому что только здесь для души открыта величайшая и наилучшая возможность стать совершенным. Ангелы или боги, или как бы вы их ни называли, все должны стать людьми, если они хотят совершенства». (Свами Вивекананда. «Джняни Йога»)

Теперь нам становится понятным, почему тех, кто достиг всех высших Сиддх и не отказался от них ради конечного освобождения, Йога считает «запутавшимися в Природе», так сказать, «павшими» и их неизбежно ожидает новое воплощение на Земле.

Лишившись физической оболочки эти Существа, каким бы высоким ни представлялось некоторым оккультистам их состояние, считаются, с точки зрения Йогов, главной опасностью для стремящихся к Освобождению. Это они являются всем Йогам на пороге их совершенства, они искушают их, подобно библейскому Змию, прельщая теми же вечными словами: «вы будете как боги, знающие добро и зло».

Боги и другие существа приходят искушать Йога. Они полны зависти, не желая, чтобы кто-нибудь становился совершенным. Они ставят разного рода препятствия, приходят и хитрыми, ласковыми словами и улыбками прельщают Йога:

«Сядь в эту небесную колесницу, которая понесется в эфире. Там есть волшебные деревья, драгоценные камни и небесные коровы, исполняющие все желания. Там — прекрасные, послушные нимфы, которые будут восхитительно прислуживать тебе. Вот ясновидение, яснослышание, вот нектар, выпив который, ты приобретешь алмазную несокрушимость тела, не будешь знать ни старости, ни смерти».

Именно об этих, искушениях говорит Риши Патанджали: «Йог не должен поддаваться искушению со стороны небесных существ, из опасности нового зла».

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роджер Желязны для меня — Автор, которому рука не поднимается поставить плохую оценку даже за откровенно халтурные труды в 80-е гг. Если же вести полемику о его творчестве в 60-х гг, то однозначно он — топовый автор, которого вообще нереально поставить в какой-то определенный Пантеон фантастов. Да, мы знаем о классическом Триумвирате отцов научной фантастики — Кларк, Азимов, Хайнлайн. Научную ли фантастику писал Желязны? Вряд ли. Но именно он впервые описал черную дыру (до ученых) — в романе «Порождения Света и Тьмы». Он даже не технарь, а гуманитарий. Имея недостатки в техническом оснащении и описании техногенных миров, Желязны нашел сильную для себя сторону — написать роман в духе современно-футуристической «Рамаяны» или «Махабхараты». И не фантастика, и не фэнтези. Или и то, и другое. Пожалуй, это определение можно дать к большему количеству известных романов Желязны. В итоге, возможно, Майкл Муркок и Роджер Желязны — два автора, для которых нет конкретного ответа на вопрос «о чем они пишут?»

Начнем со слога :=)

Хотя, что тут говорить? Любой мало-мальски ценитель фантастики знает, что язык написания у Желязны высокий, а'ля Диккенс на современный лад (в этом к нему приближен разве что Муркок). Много работы проведено по изучению буддизма и индуизма, и работа эта точна (перепроверял каждого Бога по википедии, каждое слово на санскрите). Читать такой слог не устаешь, и, параллельно с этим, восхищаешься, ощущаешь, что действительно читаешь не чтиво, а серьезную литературу, поданную под видом чтива. Не знаю, как вы, но я стал умнее после «Князя Света». При всем при этом, если тебя спросят, о чем книга, дать какой-то вразумительный ответ в даже абзац нереально. Тут надо принять серьезное лицо и начать... с чего? С того, что люди в будущем как боги, освоили реинкарнацию? Или с того, что идет война между двумя лагерями индуистских богов во имя прогрессорства человечества? А Сэм кто такой? И на этот вопрос ответить сложно.

О размерах. Эх, где же в современном Пантеоне писателей те, кто не бумагомараки? Ну сколько можно разным Гудкайндам, Аберкромби, Джорданам, Мартинам, Сандерсонам писать бесконечные эпосы, конца и краю которым нет (чтобы потом перед смертью позвать коллегу дописать, как это попросил сделать Сандерсона Джордан)? Куда пропали времена, когда за 300 страниц можно было написать от начала до конца дельный и связанный фэнтези-сюжет, который настолько богат на события, что тысячестраничные эпосы современности меркнут рядом с ним?

Я бы посоветовал эту книгу всем тем, кто хочет прочесть что-то необычное, а потом закрыть книгу, вздохнуть и сказать «wow, the hell was that?» В хорошем значении, разумеется.

Примечание. «Махабхарата» утверждает, что в ней есть все. Это на самом деле и так, и не так, но в целом эпос длиннющий. Пока я голосовал в классификаторе на тему сюжетных ходов, понял, что их у Желязны — не счесть! И это в маленькой книге, где меньше 300 страниц! Там уместилось все: и демоны, и люди как боги, и зомби, и огненные небесные колесницы, и изобретение книгопечатания и т.д. Не перечислить.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Со второго раза осилила «Бога Света», в первый раз показалось слишком заумно (да и во второй тоже, особенно поначалу, потом уже немного привыкла к стилю). Идея зацепила почти сразу, как и завязка сюжета, про людей, которые играют в богов. Однако на этом к сожалению, все. Книга написана очень тяжеловесно, сюжет буквально приходится выковыривать по крупицам из текста. (Особенно «порадовал» прием, когда новая сцена начинается с описания как некий «он» или «она» идет, потом с кем-то разговаривает, и ближе к концу сцены ты узнаешь, кто это был. Соответственно, приходится перечитывать заново всю сцену, чтоб понять, что произошло) Проще сказать — текст — каша из мифологий (насчет христианства вообще нечто невнятное). Есть максимально простой сюжет а-ля боевичок, вокруг которого намешана куча информации, которая для сюжета вообще не играет роли, и половину можно было бы просто выбросить без потери смысла. Причем и эту кашу автор старался сделать максимально мудреной, видимо, ради атмосферы. Жаль только, что дальше атмосферы он не пошел. Идея о людях, которые благодаря развитию технологий стали очень крутыми и стали играть в богов, достаточно интересна, но она не развивается от слова совсем. Здесь я лично ждала нечто лемовское или стругацкое (невольно вспоминается «Трудно быть богом», «Фиаско», «Эдем»), но увы, это небо и земля. Все показано в лоб — вот крутые ребята, которые не хотят делиться знаниями, и вот один который хочет и начинает с ними воевать. При этом вопросов ответственности, например, что будет если люди опять изобретут ядерную бомбу, перед героем не стоит. А скорее всего, изобретут, раз они там у него с ружьями и автоматами бегать стали, эскалации он тоже не боится. Нужен ли им контроль или он решил пустить все на самотек? Все же он придумал им религию, обманом, а значит, не полностью доверяет им их собственное развитие. Он ведь тоже решил за них, устроив восстание.

Короче, вопросы сложные, но их никто решать не пытается. Сюжет «Бога Света» — это притча о Великом Инквизиторе, доведенная до крайности и сильно упрощенная, однако самому инквизитору и его собеседнику слова не дали. Героям важнее интриги и махач, они задумываются о серьезных вещах лишь иногда и вскользь. Где хотя бы намек на сомнения, попытки решить достаточно неоднозначные вопросы о вмешательстве в чужую жизнь, подобно тем, что стояли перед героями «Эдема» и «Трудно быть богом»? Не задается герой и вопросом, а стоят ли его благие намерения разрушенных городов и такого количества жертв. Хотелось спросить, после очередной битвы, где полегли почти все — это точно того стоит, Сэм? Может, как-то по-другому попытаться? Или хотя бы спросить тех кому помогаешь? Помнится, Румате, когда он пытался всех спасать, на это дали вполне определенный ответ.

В один момент даже показалось, что положительных героев тут и нет, вся книжка — разборка «богов», которым пофиг на простой люд (которого нам даже и не показали особо). Но нет, в итоге главного героя нам показывают хорошим. Не верится что-то.

По сути, Желязны взял хорошую идею, из которой могла бы выйти крутая социально-философская история в стиле фентези, и сделал из нее… боевичок. Нет ни рассуждений, ни нравственных дилемм, позиции героев определены с самого начала, и описать их можно одним абзацем, и по ходу действия они практически не меняются. Как будто автор вкратце обозначил, как в голливудском боевике: «так, эти за то, эти за это, те плохие, те хорошие, да начнется махач!» И дальше идет подробное, скучное и заковыристое описание махача. Герои при этом очень условны, картонны, мотивацию некоторых вообще трудно понять. Очень ждала когда же автор покажет этих псевдобогов как людей. Хотелось узнать о них хоть что-то, историю, что ими движет в глубине души. Но в итоге мы даже о главное герое ничего не знаем. Откуда он, как он стал тем, кем стал? Мы смотрим на толпу персонажей со стороны, не приближаясь к ним, как на фигурки, которыми автор играет. Только он забыл про читателя, и играет как будто для себя, придумывая персонажей, атрибуты, механизмы, и забыв начисто об идее. У того же Лема, при обилии растеканий мыслью по древу и описаний технологий, даже самые фантастические сюжеты (а уж что может быть фантастичней Ийона Тихого?) человечны, не обезличены, подаются через реальные и понятные мысли и эмоции героев, где мы узнаем отражение своего мира. Без этого имхо, любая самая детально описанная картинка останется картинкой, и не имеет смысла, кроме как для развлекухи.

Откуда такие высокие оценки, я не поняла. Может, от пристрастия к голливудщине. Все красочно, эпично, но как-то без глубины.

Оценка: 5
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Моя оценка сугубо субъективна. Одна из самых любимых книг, которую читал более десятка раз в разных возрастах

Впервые прочитал в «голодные» 90е в возрасте около 10-12 лет. Не понял практически ничего. Какие-то волшебники, джинны, магия. Сюжет какой-то рваный и непонятный. Но осилил, т.к. читать было нечего, а сказочная атмосфера немного поддерживала интерес ребенка.

Второй заход был через несколько лет, когда в очередной раз всё в доме и у друзей было перечитано. И я решился разобраться с этой ерундой под названием «Бог света». И примерно в 14 лет это уже было совершенно другое чтение! Вдруг оказалось, что передо мной отличное фэнтези с нелинейным, очень крепко сбитым сюжетом, отличными отсылками к индуизму и буддизму, эпичными битвами и интригами людей-богов-джиннов. Разве что многовато философской мути... но все равно здорово.

Третий раз был уже около 18 лет. Начав читать с легким высокомерием к сказке, я с удивлением обнаружил, что читаю отлично замаскированную научную фантастику, что абсолютно укрылось при прошлом прочтении.

Не буду утомлять подробным пересказом «открытий» при следующих прочтениях, но каждый раз роман раскрывался не просто незамеченными деталями сюжета, а практически перескакивал в другие поджанры! Он становился романом о религии, о философии, о политике, о социальном развитии...

А когда порекомендовал его к прочтению одной знакомой, не интересующейся фантастикой, то с удивлением услышал в рецензии про очень интересный любовный треугольник. До этого я его не то, чтобы не замечал, но не брал во внимание, насколько много мотивации пары главных героев завязано именно на этом треугольнике, а не на борьбе за власть

Объективно было бы 8-9, поскольку понимаю, что, скорее всего, современному читателю это покажется тяжеловато из-за философии и религии, скучновато без искрометного юмора, нудновато без активных действий...

Но во многом из-за моей «истории открытий», субъективно, для меня это однозначно 10

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сложно говорить о произведении, которое стало для тебя чем-то большим, чем просто книга.

Особенные яркие эмоции, новый опыт и знания, переосмысление чего-то очень личного, подъем на уровень, недоступный прежде.

Князь Света –книга невероятная, мощная, восхитительная, удивительная и бесконечно прекрасная...

Мое взбудораженное, встревоженное и беспокойное «я» умиротворилось, покоренное медитативностью и гармонией произведения. Отдых душе, отдых сердцу, отдых уму...

Прочтение первое сумбурно. Запомнилось лишь отрывочным восприятием и... неожиданностью, когда не срослось: Тот самый Яма -спаситель Сэма, сражается с Рилтом, посланным Сэма убить, но при этом Рилт Сэма защищает от Ямы???

На этом месте остановилась, и пошла на второй заход. Потом был третий. После четвёртого сюжетная канва выстроилась полностью. Но это только сюжет. Последний слой краски, наложенный художником на полотно, самый яркий и виден лучше. А сколько под ним...Пятое, шестое, седьмое прочтение... Каждый раз находятся новые оттенки, нюансы, акценты. Что-то уходит в тень, что-то, незаметное до этого момента, как по волшебству выходит на свет, расцветает. И удивляешься, как не замечал раньше, и радуешься, что еще одно послание автора услышано.

Книга в моем восприятии всегда разная, неизменным остаётся дивное певучее поэтическое звучание, льющееся с её страниц. И завораживает она невероятно..

Эта книга – праздник, в котором старое бургундское вдохновенно пьется под звуки вальса «Голубой Дунай».

Книга – несерьезность, где раджа Видегха обучает граклов распевать непристойные песенки, а если они фальшивят, скармливает незадачливых певцов змеям.

Книга – юмор, где рядовые граждане, желая улучшить свою карму, копят фекальные массы в доме (не беда, что воняет страшно, а ватерклозет будет готов ещё не скоро. Карма — она того стоит).

Книга – карнавал, где герои вместо масок меняют тела, и угадать кто же перед тобой можно по манере поведения или по строчке любимого тобой и собеседником стихотворения.

Книга – игра и книга – обманка. Игра в богов и в религию. Боги оказываются фальшивыми, а вера... используется как оружие.

Книга – фейерверк, сквозь развлечения и веселье которой неожиданно проступают иные интонации.

Вопросы ответственности того, кто сильнее, умнее, выше, за судьбу всех и вся, о возможности и необходимости вмешательства или невмешательства. Этим роман напоминает «Трудно быть богом» Стругацких. Но только этим моментом. Разноцветный фэнтезийный калейдоскоп Желязны сложно сравнить с каким-либо произведением. Здесь нашлось место не только вопросам нравственного выбора. Разговорам о буддизме, как религии, её отличие от других верований, отдано в романе немало страниц. При этом приключенческая линия не провисает, интерес не ослабевает.

Мысли философские и религиозные не надоедливы, а тема буддизма подана настолько симпатично и привлекательно, что ряды адептов данного вероучения легко пополняются читателями.

Говоря об этом романе невозможно не отметить труд переводчика. Огромное спасибо и поклон Виктору Лапицкому, за Симлу и Льва Толстого, за умение органично вплести в канву оригинала ниточки близкие и понятные русскому читателю, за виртуозное «Ложка тут же ожила, одушевлённая ложковостью, мяч исполнился мячности, кубик — кубиковости, и девочка рассмеялась» и тд... Поклон и чтецу Дмитрию Игнатьеву, сделавшему аудиоверсию, с такой любовью, тактом, преклонением перед мудростью и гением автора, что остаётся только восхищаться талантом и этого человека. Исполнение каждого образа продумано и отлично от других. Подборка звукового ряда потрясающе попадает в тему.

....

Даже будучи очень взрослым человеком, хочется радоваться и удивляться, надеяться на чудо. И я надеюсь. Я верю, что когда-нибудь, где-нибудь я непременно услышу тихое и чуть насмешливое «Опять в краю моем цветет медвяный вереск...» И я замру на мгновение, а потом разулыбаюсь во весь рот от счастья, и распахну объятья, и заору, что есть мочи: «Сэээм!!!», и брошусь навстречу.

И да, я знаю, что так обязательно будет.

....

А если такого все же не случится... обязательно найдётся человек, которому это скажу я.))

Однажды Будда – Будда навсегда)))

Оценка: нет
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одно из лучших произведений Великого Роджера.

Ну.. на мой непросвещенный взгляд.

Роман раскручивается, как пружина, раскрывая читателю историю жизни людей на странной планете, история борьбы и предательств, новых союзов и новых предательств. История человека, который один пошел против всех. И победил.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Давно хотел прочитать это произведение ибо без сомнения великий автор, да и отмечен сей труд наградами как нечто особенное.

Ну вот. Читаю. Читаю и читаю. И никак не проникаюсь ни величием ни замыслом ни языком. Перемудрил мне кажется великий Желязны здесь. Ну или я не понял.

Оценка: 4
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Князь света» — это волшебная поэма от Желязны; мифический мир, где наука сделала избранных людей Богами, наделенными необычайной боевой мощью и способностью менять тела без ограничений. Желязны приглашает нас в свой мир великих героев и легенд; мир, где Боги — это обычные люди с их слабостями, распрями и заблуждениями; дает почувствовать, каково это быть богом и оставаться при этом человеком, быть бунтарем и выступить в одиночку против Небес. «Князь света» — это не монументальная, детализированная эпопея, а скорее легкая, воздушная зарисовка. Желязны — непревзойденный художник, он рисует полотно эпических сражений широкими небрежными мазками, оставляя вволю пространства для полета фантазии. Эскизы отдельных сцен, как бы выхваченные направленным на них лучом света, соединяются вместе в многоцветное мозаичное панно и создают особую атмосферу, всегда с налетом грусти и иногда обреченности, присущую и многим другим произведениям автора. Нелинейный сюжет, сплетение фэнтези и научной фантастики, отсылки к мифологии и индийскому эпосу, великолепные отточенные диалоги, мудрость и принятие героями своего пути делают произведение неповторимым и пленяющим.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А вот я бы не назвал эту книгу ни «философской», ни «эзотерической». Мифологии тут, если разобраться, с гулькин нос, да и научной фантастики практически нет.

Но от этого не хуже. «Князь света» — это мощное фэнтези с упором на эпические сражения. Из индуистской и буддистской мифологии взяты разве что имена могучих сущностей, причём эти сущности сильно отличаются от описанных в «Ведах» и «Упанишадах». Ну и идея с кармой/перерождением (обставленная, однако, довольно оригинально).

С первых страниц ничего не понятно (что это за мир, кто это персонажи и почему они вместе?). Не беспокойтесь — скоро вам всё подробно объяснят. Идея простая, но интересная. Затем, вплоть до

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
свадьбы Кали и Ямы
идёт мощное фэнтези с масштабными боями. Потом книга меняется — некоторое время она напоминает некий поток сознания (наверное, автор хотел сделать повествование более похожим на эпическую литературу Древней Индии). Затем всё как бы возвращается на круги своя, но так интересно, как поначалу, уже не будет. Финальные сражения и вовсе выглядят несколько скомканными —
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
пришли, увидели, победили.

Итог: не рекомендую рассматривать «Князя Света» как сборник философских идей. Первая половина книги — крутейшее фэнтези с лёгким налётом НФ. Вторая ей уступает, но всё равно хочется дочитать, чтобы понять, чем же всё там закончится.

Оценка: 8
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

У «экспериментов» цель выбить из колеи, помудрить, а здесь, за поддающимся пересказу сюжетом и красивым, почти по-азиатски, слогом, игра смыслов, простор разночтений, расхождение толкований. То есть, истинная сложность.

Автор, не оцененный поэт ХХ века, применил к разборкам во внеземной колонии далекого будущего приемы и дух старинных драм. Они в выверенных по каждому удару, хоть сейчас под софиты, поединках, аллегоричных композициях, пасторальных видах и инфернальных пейзажах, нравах кошек и намыливающихся. Высокая культура так же характерна для «Князя света», как цветы и генераторы. Тут опознают своего продолжив строку, вспомнив победу над летающими городами — пляшут, ворон зачитывает предсмертное, а коллега сыпет уподоблениями. Речи барочны, хорош по-брехтовски диалог прикидывающегося, что ничего не изменилось, Сэма с не забывающей ничего Мадлен.

Без страха оттолкнуть, с первой главы умный разговор: экзотика и остраненность (киловаттами молитв спасают от нирваны, обезьяна лучший собеседник Ночи и Смерти). Истинность и ложность религий, просветление индивида и утомление персонала, право на власть и зарубки на луне, одержание демоном и христианские зомби. отношения реальности с памятью и иллюзиями, как «камень-ножницы-бумага» со Вселенной.

Контраст звучащих слов с контекстом Желязны пояснил в «Фэнтези и научная фантастика: взгляд писателя», мол, так и задумано, чтобы «легким смещением акцентов» смотреться то НФ, то фэнтези. Кроме жанрового смещения, цитирую финал, возможны прочтения «моралистами, мистиками, социальными реформаторами и романтиками».

Романтику лучше переживать, чем пережевывать. Мистику пусть пишут другие, как НФ роман интересней и каверзней.

«Ведьмы второго континента» — три слова! — делают эпичные битвы и страсти, богов, раджей, негуманоидов и наложниц частностями уголка большого мира. Позже этот же прием низведения использовали Харрисон и Вулф.

Достойное определение прогрессорства и его оппонентов. Но где оно? Возрождение смывного туалета, фрески, вызвавшие высочайший гнев — кое-что посильнее грядет из мастерских Нарады и капеллана «Звезды Индии». Их продукт, в отличие от электромеча восхитившего корееведа Асмолова, требует уймы квалифицированных человекочасов. Раз туземцы в деле, идет НТР, идет. Не так, как в земной истории, однако, парадокс, именно подпольность разрешает причислить книгу к прогрессорству.

Впрочем, Желязны заложил сюда еще и отражение аргумента Брамы: если нечто должно появиться, оно должно явиться результатом наличествующих в культуре факторов, а не вдруг вытащено за уши из прошлого? В результате наличествующих факторов: пантеон опасается полететь бомбить Юг, ему не по силам вопроизведение микросхем из пояса Бича, а боец с дарованной «богиней» защитой загибается от болотной лихорадки.

Борьбу, не столько «за», сколько «против», ведет реалистично выглядящая группа не-идеалистов. Отвергнутый ради карьеры любовник, скверно пошутивший ветеран, его приятель и грузная хозяйка борделя. Дно элиты, без связи с массами. Никто не молод, Яма, подчеркнуто, никогда и не был. На фоне ростков мая 1968-го — прекрасно.

Победа их иллюзорна, как мышцы владыки Мары. У руля команда Вишну-Варуна, а) уже проигравшая всё, кроме морального авторитета и б) из той же иерархии. Не меняет структуры лишь смена вывесок, что-то не слышно об упразднении школы душителей. Зато историю мятежа против Небес начинает цитата «Ангуттары никая», сочинителю которой, однозначно буддисту, тирания Тримурти кажется золотым веком. Тогда «нить судьбы можно было еще извлечь из сточной канавы/угрозу судьбы еще можно было отвести в сторону» (1-й вариант Лапицкого, чем о переводах сказано достаточно). «Карма» смотрелась злой сатирой во времена «Северо-Запада». Ныне, когда отнюдь не психозонды обшаривают базы данных, возможность подправить балл игрой на автоматах стала мягкой усмешкой. И наоборот, Ян и Сэм ностальгируют по торговле телами — Мирер еще в 1969-м очертил социум общедоступной пересадки сознания, который явно опасней собак Махаратхи.

В отзывах есть утверждения, что текст требует знаний индуизма с буддизмом. Требует. В объеме внекласного чтения по истории мира. Ну, можно увидеть отражение любимой санскритологами борьбы ведийских и индуистских традиций, вот только в Индостане Ниритти это «она», богиня разложения из числа локапал... Анекдот про аватару, шутки с метафизикой, ладно, но идут они в сочетании с моделью поведения типа: встретил просветленного? Продолжай заниматься своими делами. Что он ощутил «ты всюду, и ты часть всего» — его проблемы, на ценителя пино нуар и «Голубого Дуная» не подействует. А коли аудитория настроена, для промывки мозгов сойдет и «Пополь-Вух». Так что, понимание «Князя света» справочник индолога вряд ли улучшит.

Рекомендации: абсолютно и безусловно.

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну, не осилил...

Труд серьезен и велик,но однозначно не для всех. Я был неготов столкнуться с разу в одной к книге со всей индийской мифологией сразу. Было трудно,порою не понимал что проходит, мозг отказывался читать и понимать и отключался. Но самое сложное оказалось то,что читать было скучно.Были интересные фрагменты,но они затмились бесконечными диалогами и приключениями.

В общем до книги я не дорос,жаль что не осилил задумку,хотя судя по аннотациям она грандиозна. На сегодня не увидел в ней ничего для себя интересного.не прочитал даже половины,что редко со мной бывает. отложу её лет на 10.Радует,что есть сильные книги,что еще предстоит понять.

Однако рекомендую ценителям индийской мифологии и нестандартной фантастики.

Оценка: 6
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

»-Тогда зови меня иначе: Калкин ли, Сиддхартха, Татхагата или Махасаматман, Бич, Будда или Майтрея. Всё равно это я, Сэм.» И ведь зовут, на каждой странице зовут новым именем, и так с каждым персонажем. Вот такой кроссворд. «И восседаете вы, стало быть, среди грёзы. Сущность грезит грёзой формы. Формы проходят, но сущность остаётся, грезя новой грёзой. Человек именует эти грёзы...» и т.д. Одиннадцать раз на одном листе про эти самые грёзы. Вот такой ребус. И наконец. «Чуден Днепр при тихой погоде, когда...»- писал наш великий классик. «-Чудна Дива при тихой погоде, когда...»-вторит ему Желязны.(Дива- это река такая, если кто не знает). Вот и здесь я не понял. Что это? Дружеский привет от автора Николаю Васильевичу? Хитрый ход лукавого переводчика вкупе с редактором? А может просто случайное совпадение?

Оценка: 2
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Перед нами научная фантастика, которая умело маскируется под мифологическое фэнтези. Роджер Желязны умело обыгрывает историю Прометея, принесшего людям огонь и свет, и облекает её в индийскую оболочку.

Перед нами далекое будущее. Земля погибла, но части людей удалось спастись, переселившись на другие планеты. В ходе экспансии землянам пришлось столкнуться с местными жителями и участвовать в череде войн. В конечном итоге они победили, а туземцы были объявлены демонами-ракшасами. Справедливо будет отметить, что коренные жители подходили под это определение: не имели собственных материальных тел, принимали любой облик, вселялись в других живых существ и жили вечно. В романе об этом упоминается вскользь, так как подобные войны происходили очень давно. К моменту событий книги люди уже покорили планету, а технологии достигли такого рассвета, что люди стали практически богами. Они могли жить вечно, переселяя раз за разом в новое тело свои разум и память. При этом человечество оказалось разделено на две неравные части. Первая оказалась фактически равна богам и составила местный пантеон. Это и были те первые, прилетевшие несколько тысяч лет назад с планеты Земля. Вторая часть была куда как многочисленнее и жила во мраке Средневековья. Эти люди родились уже на этой планете. Первые, пользуясь всеми благами прогресса, укрепили своё технологическое могущество и объявили это своей божественной силой. Они построили высоко в горах свой Небесный Град и заставили прочих себе поклоняться. Наиболее подходящей религией для этого стал индуизм, и те, кто были раньше обычными людьми, стали новыми Шивой, Кали, Брахмой и т.д. Десятки богов и сотни полубогов, в которых верит весь мир. Каждый из богов обладает уникальной особенностью – Атрибутом, который представляет из себя изощрённый сплав мутации и технологий. Вечная жизнь и смена тел были доступны и простым людям, но для них действовали очень суровые правила лишь следуя которым, можно было при перерождении попасть снова в тело человека. В ином случае Властители Кармы могли дать тело собаки, обезьяны или любого другого животного. Чисто теоретически наиболее законопослушные могли через несколько перерождений попасть в Небесный Град и стать полубогами. Технический прогресс полностью остановился, т.к. боги строго следили за всеми прорывами в науке и технике и уничтожали все проявления развития общества. Богам были не выгодны развитые жители, ведь тогда они потеряют власть.

Главный герой, Князь Света Калкин, является одним из Первых по имени Сэм. Именно он когда-то сокрушил полчища демонов-ракшасов. Сэм не разделяет мнение других богов о том, как должно развиваться человечество: хочет поделиться имеющимися знаниями со всеми людьми. Это несогласие переходит в глобальный конфликт, затронувший всю планету.

В романе огромное количество потрясающих идей, будоражащих умы фантастов до сих пор. О том, что человек может с развитием технологий получить могущество равное богам, и эта огромная сила безусловно повлияет на его сущность. Об эволюции человека как вида и о гуманизме. «Князь Света» так удачно замаскирован под фэнтези, что порой забываешь о его истинной сути. А потом совершенно неожиданно видишь детали, переворачивающие картину. Например, индийский мальчик, играющий на флейте «Голубой Дунай», или французское вино, подаваемое в трактире.

Роман имеет интересную структуру. Первая глава, завязка, написана в настоящем времени. Последующие – отсылки к событиям прошлого, рассказывающие о борьбе Сэма против Небес. Последняя продолжает первую и ведет к завершению всей истории. Картина в целом вышла очень эпичной: битвы людей, богов и демонов, планы на сотни лет вперед, интриги, решающие судьбу мира.

Не обошлось и без минусов. Слишком много индийской теологии. Мне, как русскоязычному читателю, было немного сложно в этом разобраться, хотя мифология и довольно тонко вплетена в сюжет. Размышления и мотивы героев мне были не всегда понятны. В описании битв мне порой не хватало мелких деталей, типичных для современной литературы.

Итог: Возможно, «Князь света» – книга не для всех, и читателю будет сложно продираться через дебри индуистской мифологии. Однако, если же все-таки разобраться и прочитать роман полностью, назвать его заурядным уж точно не получится. Идеи, заложенные Роджером Желязны, использовались в фантастической литературе неоднократно. Взять ту же концепцию смены тел в «Видоизмененном углероде» Ричарда Моргана.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вообще не мой автор. Хотя фантастику я очень люблю. И о Желязны читала, слышала много, потому и взялась читать.

Тяжеленный текст, перегруженный индуистско — буддистской терминологией, ну просто не зашел. Мне кажется, я добрую треть смыслов даже не поняла.

Корабль исследователей с Земли нашел в глубоком космосе планету, где человеческая раса находится на уровне развития средневековых времен. Этих исследователей, обладающих самыми последними технологиями и достижениями науки, накрывает мания величия, и они решают стать богами. Бессмертными богами, которые при помощи своих знаний переносят разум из одного тела в другое. Основой своей религии они избирают индуизм. Приобретают себе десятки имен, ипостасей и начинают править. А чтоб легче было править, обрекают простых людей на вечное средневековье, запрещая и уничтожая любые проявления новшеств, изобретений и их создателей. Темными людьми править проще.

Но появляется Будда, и пытается все это изменить. Приструнить пресытившихся и обнаглевших богов. Хотя сам он тоже член команды, и , соответственно, в прошлом бог, ушедший на покой.

Улавливаются смыслы противоставления иудаизма буддизму, Прометея, который дарит людям огонь, порабощающего влияния религии на человечество.

Но удовольствия от чтения ну никакого. Дочитывала только из убеждения, что книги недочитанными бросать нельзя. Научная, техногенная фантастика настолько завуалирована Шивами, Ямами, Брахмами, что мозг просто закипает.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх