FantLab ru

Роджер Желязны «Князь Света»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.60
Голосов:
3087
Моя оценка:
-

подробнее

Князь Света

Lord of Light

Другие названия: Бог света

Роман, год (год написания: 1966)

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Это история всего лишь одного мира. Мира, где, в начале своей истории, люди сражались с демонами за существование. Мира, где люди, победив демонов и обретя небывалое могущество, стали Богами. Мира, где Боги, бывшие когда-то людьми, забыли, кем они были и за что сражались.

Это история всего лишь одного человека. Человека, сражавшегося против демонов плечом к плечу с товарищами. Человека, бывшего равным среди Первых. Человека, которому достало силы отвергнуть божественность и сохранить свои мечты и идеалы. Человека, сохранившего в своем сердце любовь и дружбу.

Это история бога, оставшегося человеком. Ибо только богу достанет силы, чтобы опрокинуть Небо, и только человек имеет мужество бросить вызов Небожителям.

Примечание:

• Роман написан в 1965-1966 гг.

• Авторское посвящение: «Дэнни Плахта — за дружбу, мудрость, сому».

• В мире романа также происходит действие двух рассказов, вошедших в антологию-посвящение 2017 г.: «The Aspect of Dawn» Шариан Льюит и «Coda» Стива Перри.


В произведение входит:

  • Dawn (1967) [вторая глава]  
8.09 (23)
-
8.00 (21)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— журнал «Всесвіт 1994'03», 1994 г.

— журнал «Всесвіт 1994'04», 1994 г.


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1968 // Роман

лауреат
Премия Лазара Комарчича / Награда Лазар Комарчић, 1985 // Зарубежный роман

Номинации на премии:


номинант
Небьюла / Nebula Award, 1967 // Роман

номинант
Великое Кольцо, 1992 // Крупная форма (перевод)

номинант
"Сталкер" / Stalker, 1998 // Parima ulmeraamatu kategooria. 2-е место (США)

FantLab рекомендует:

Роджер Желязны «Князь Света» / «Lord of Light»


Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:


Издания:

Бог Света
1992 г.
Бог света
1992 г.
Бог Света. Повелитель сновидений
1992 г.
Князь Света
1992 г.
Порождения света и тьмы
1992 г.
Бог Света
1993 г.
Сумеречный Джек
1994 г.
Миры Роджера Желязны. Том 5
1995 г.
Князь Света
1999 г.
Князь Света
2000 г.
Джек-из-Тени
2001 г.
Князь Света
2001 г.
Князь Света
2003 г.
Князь Света
2004 г.
Князь Света
2007 г.
Князь Света
2008 г.
Вариант Единорога
2013 г.
Последний защитник Камелота
2014 г.
Князь Света
2014 г.
Князь Света
2016 г.
Князь Света
2018 г.

Периодика:

Всесвіт `94. 4
1994 г.
(украинский)
Всесвіт 1994'03
1994 г.
(украинский)

Аудиокниги:

Князь света
2007 г.

Издания на иностранных языках:

Lord of Light
1967 г.
(английский)
Lord of Light
1979 г.
(английский)
Lord of Light
1980 г.
(английский)
Lord of Light
1999 г.
(английский)
Lord Of Light
2010 г.
(английский)
Володар Світла
2019 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

У «экспериментов» цель выбить из колеи, помудрить, а здесь, за поддающимся пересказу сюжетом и красивым, почти по-азиатски, слогом, игра смыслов, простор разночтений, расхождение толкований. То есть, истинная сложность.

Автор, не оцененный поэт ХХ века, применил к разборкам во внеземной колонии далекого будущего приемы и дух старинных драм. Они в выверенных по каждому удару, хоть сейчас под софиты, поединках, аллегоричных композициях, пасторальных видах и инфернальных пейзажах, нравах кошек и намыливающихся. Высокая культура так же характерна для «Князя света», как цветы и генераторы. Тут опознают своего продолжив строку, вспомнив победу над летающими городами, пляшут, ворон зачитывает предсмертное, а коллега сыпет уподоблениями. Речи барочны, диалог прикидывающегося, что ничего не изменилось, Сэма и не забывающей ничего Мадлен, хорош по-брехтовски.

Без страха оттолкнуть, с первой главы умный разговор: экзотика и остраненность (киловаттами молитв спасают от нирваны, обезьяна лучший собеседник Ночи и Смерти). Истинность и ложность религий, просветление индивида и утомление персонала, право на власть и зарубки на луне, одержание демоном и христианские зомби. отношения реальности с памятью и иллюзиями, как «камень-ножницы-бумага» со Вселенной.

Контраст звучащих слов с контекстом Желязны пояснил в «Фэнтези и научная фантастика: взгляд писателя», мол, так и задумано, чтобы «легким смещением акцентов» смотреться то НФ, то фэнтези. Кроме жанрового смещения, цитирую финал, возможны прочтения «моралистами, мистиками, социальными реформаторами и романтиками».

Романтику лучше переживать, чем пережевывать. Мистику пусть пишут другие, как НФ роман интересней и каверзней.

Ведьмы второго континента — три слова! — делают эпичные битвы и страсти, богов, раджей, негуманоидов и наложниц частностями уголка большого мира. Позже этот же прием низведения использовали Харрисон и Вулф.

Достойное определение прогрессорства и его оппонентов. Но где оно? Возрождение смывного туалета, фрески, вызвавшие высочайший гнев — кое-что посильнее грядет из мастерских Нарады и капеллана «Звезды Индии». Их продукт, в отличие от электромеча восхитившего корееведа Асмолова, требует уймы квалифицированных человекочасов. Раз туземцы в деле, идет НТР, идет. Не так, как в земной истории, однако, парадокс, именно подпольность разрешает причислить книгу к прогрессорству.

Впрочем, Желязны заложил сюда еще и отражение аргумента Брамы: если нечто должно появиться, оно должно явиться результатом наличествующих в культуре факторов, а не вдруг вытащено за уши из прошлого? В результате наличествующих факторов, пантеон опасается бомбить Юг, им не произвести микросхем Бича, а боец, с намытой богиней защитой, загибается от болотной лихорадки.

Борьбу, не столько «за», сколько «против», ведет реалистично выглядящая группа не-идеалистов. Отвергнутый ради карьеры любовник, скверно пошутивший ветеран, его приятель и грузная хозяйка борделя. Дно элиты, без связи с массами. Никто не молод, Яма, подчеркнуто, никогда и не был. На фоне ростков мая 1968-го — прекрасно.

Победа их иллюзорна, как мышцы владыки Мары. У руля команда Вишну-Варуна, а) уже проигравшая всё, кроме морального авторитета и б) из той же иерархии. Не меняет структуры лишь смена вывесок, что-то не слышно об упразднении школы душителей. Зато историю мятежа против Небес начинает цитата «Ангуттары никая», сочинителю которой, однозначно буддисту, тирания Тримурти кажется золотым веком. Тогда «нить судьбы можно было еще извлечь из сточной канавы/угрозу судьбы еще можно было отвести в сторону» (1-й вариант Лапицкого, чем о переводах сказано достаточно). «Карма» смотрелась злой сатирой во времена «Северо-Запада». Ныне, когда отнюдь не психозонды обшаривают базы данных, возможность подправить балл игрой на автоматах стала мягкой усмешкой. И наоборот, Ян и Сэм ностальгируют по торговле телами — Мирер еще в 1969-м очертил социум общедоступной пересадки сознания, который явно опасней собак Махаратхи.

В отзывах есть утверждения, что текст требует знаний индуизма с буддизмом. Требует. В объеме внекласного чтения по истории мира. Ну, можно увидеть отражение любимой санскритологами борьбы ведийских и индуистских традиций, вот только Ниритти богиня разложения из числа локапал... Анекдот про аватару, шутки с метафизикой, ладно, но идут они в сочетании с моделью поведения типа: встретил просветленного? Продолжай заниматься своими делами. Что он ощутил «ты всюду, и ты часть всего» — его проблемы, на ценителя пино нуар и «Голубого Дуная» не подействует. А коли аудитория настроена, для промывки мозгов сойдет и «Пополь-Вух». Так что, понимание «Князя света» справочник вряд ли улучшит.

Рекомендации: абсолютно и безусловно.

Оценка: нет
–  [  -1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну, не осилил...

Труд серьезен и велик,но однозначно не для всех. Я был неготов столкнуться с разу в одной к книге со всей индийской мифологией сразу. Было трудно,порою не понимал что проходит, мозг отказывался читать и понимать и отключался. Но самое сложное оказалось то,что читать было скучно.Были интересные фрагменты,но они затмились бесконечными диалогами и приключениями.

В общем до книги я не дорос,жаль что не осилил задумку,хотя судя по аннотациям она грандиозна. На сегодня не увидел в ней ничего для себя интересного.не прочитал даже половины,что редко со мной бывает. отложу её лет на 10.Радует,что есть сильные книги,что еще предстоит понять.

Однако рекомендую ценителям индийской мифологии и нестандартной фантастики.

Оценка: 6
–  [  -3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

»-Тогда зови меня иначе: Калкин ли, Сиддхартха, Татхагата или Махасаматман, Бич, Будда или Майтрея. Всё равно это я, Сэм.» И ведь зовут, на каждой странице зовут новым именем, и так с каждым персонажем. Вот такой кроссворд. «И восседаете вы, стало быть, среди грёзы. Сущность грезит грёзой формы. Формы проходят, но сущность остаётся, грезя новой грёзой. Человек именует эти грёзы...» и т.д. Одиннадцать раз на одном листе про эти самые грёзы. Вот такой ребус. И наконец. «Чуден Днепр при тихой погоде, когда...»- писал наш великий классик. «-Чудна Дива при тихой погоде, когда...»-вторит ему Желязны.(Дива- это река такая, если кто не знает). Вот и здесь я не понял. Что это? Дружеский привет от автора Николаю Васильевичу? Хитрый ход лукавого переводчика вкупе с редактором? А может просто случайное совпадение?

Оценка: 2
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Перед нами научная фантастика, которая умело маскируется под мифологическое фэнтези. Роджер Желязны умело обыгрывает историю Прометея, принесшего людям огонь и свет, и облекает её в индийскую оболочку.

Перед нами далекое будущее. Земля погибла, но части людей удалось спастись, переселившись на другие планеты. В ходе экспансии землянам пришлось столкнуться с местными жителями и участвовать в череде войн. В конечном итоге они победили, а туземцы были объявлены демонами-ракшасами. Справедливо будет отметить, что коренные жители подходили под это определение: не имели собственных материальных тел, принимали любой облик, вселялись в других живых существ и жили вечно. В романе об этом упоминается вскользь, так как подобные войны происходили очень давно. К моменту событий книги люди уже покорили планету, а технологии достигли такого рассвета, что люди стали практически богами. Они могли жить вечно, переселяя раз за разом в новое тело свои разум и память. При этом человечество оказалось разделено на две неравные части. Первая оказалась фактически равна богам и составила местный пантеон. Это и были те первые, прилетевшие несколько тысяч лет назад с планеты Земля. Вторая часть была куда как многочисленнее и жила во мраке Средневековья. Эти люди родились уже на этой планете. Первые, пользуясь всеми благами прогресса, укрепили своё технологическое могущество и объявили это своей божественной силой. Они построили высоко в горах свой Небесный Град и заставили прочих себе поклоняться. Наиболее подходящей религией для этого стал индуизм, и те, кто были раньше обычными людьми, стали новыми Шивой, Кали, Брахмой и т.д. Десятки богов и сотни полубогов, в которых верит весь мир. Каждый из богов обладает уникальной особенностью – Атрибутом, который представляет из себя изощрённый сплав мутации и технологий. Вечная жизнь и смена тел были доступны и простым людям, но для них действовали очень суровые правила лишь следуя которым, можно было при перерождении попасть снова в тело человека. В ином случае Властители Кармы могли дать тело собаки, обезьяны или любого другого животного. Чисто теоретически наиболее законопослушные могли через несколько перерождений попасть в Небесный Град и стать полубогами. Технический прогресс полностью остановился, т.к. боги строго следили за всеми прорывами в науке и технике и уничтожали все проявления развития общества. Богам были не выгодны развитые жители, ведь тогда они потеряют власть.

Главный герой, Князь Света Калкин, является одним из Первых по имени Сэм. Именно он когда-то сокрушил полчища демонов-ракшасов. Сэм не разделяет мнение других богов о том, как должно развиваться человечество: хочет поделиться имеющимися знаниями со всеми людьми. Это несогласие переходит в глобальный конфликт, затронувший всю планету.

В романе огромное количество потрясающих идей, будоражащих умы фантастов до сих пор. О том, что человек может с развитием технологий получить могущество равное богам, и эта огромная сила безусловно повлияет на его сущность. Об эволюции человека как вида и о гуманизме. «Князь Света» так удачно замаскирован под фэнтези, что порой забываешь о его истинной сути. А потом совершенно неожиданно видишь детали, переворачивающие картину. Например, индийский мальчик, играющий на флейте «Голубой Дунай», или французское вино, подаваемое в трактире.

Роман имеет интересную структуру. Первая глава, завязка, написана в настоящем времени. Последующие – отсылки к событиям прошлого, рассказывающие о борьбе Сэма против Небес. Последняя продолжает первую и ведет к завершению всей истории. Картина в целом вышла очень эпичной: битвы людей, богов и демонов, планы на сотни лет вперед, интриги, решающие судьбу мира.

Не обошлось и без минусов. Слишком много индийской теологии. Мне, как русскоязычному читателю, было немного сложно в этом разобраться, хотя мифология и довольно тонко вплетена в сюжет. Размышления и мотивы героев мне были не всегда понятны. В описании битв мне порой не хватало мелких деталей, типичных для современной литературы.

Итог: Возможно, «Князь света» – книга не для всех, и читателю будет сложно продираться через дебри индуистской мифологии. Однако, если же все-таки разобраться и прочитать роман полностью, назвать его заурядным уж точно не получится. Идеи, заложенные Роджером Желязны, использовались в фантастической литературе неоднократно. Взять ту же концепцию смены тел в «Видоизмененном углероде» Ричарда Моргана.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вообще не мой автор. Хотя фантастику я очень люблю. И о Желязны читала, слышала много, потому и взялась читать.

Тяжеленный текст, перегруженный индуистско — буддистской терминологией, ну просто не зашел. Мне кажется, я добрую треть смыслов даже не поняла.

Корабль исследователей с Земли нашел в глубоком космосе планету, где человеческая раса находится на уровне развития средневековых времен. Этих исследователей, обладающих самыми последними технологиями и достижениями науки, накрывает мания величия, и они решают стать богами. Бессмертными богами, которые при помощи своих знаний переносят разум из одного тела в другое. Основой своей религии они избирают индуизм. Приобретают себе десятки имен, ипостасей и начинают править. А чтоб легче было править, обрекают простых людей на вечное средневековье, запрещая и уничтожая любые проявления новшеств, изобретений и их создателей. Темными людьми править проще.

Но появляется Будда, и пытается все это изменить. Приструнить пресытившихся и обнаглевших богов. Хотя сам он тоже член команды, и , соответственно, в прошлом бог, ушедший на покой.

Улавливаются смыслы противоставления иудаизма буддизму, Прометея, который дарит людям огонь, порабощающего влияния религии на человечество.

Но удовольствия от чтения ну никакого. Дочитывала только из убеждения, что книги недочитанными бросать нельзя. Научная, техногенная фантастика настолько завуалирована Шивами, Ямами, Брахмами, что мозг просто закипает.

Оценка: 5
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В 1967 году американский фантаст польского происхождения Роджер Желязны написал научно-фантастический роман, который потряс основы каноничных жанровых произведений и позволил говорить о писателе как основателе жанра «мифологической фантастики». Разумеется, о богах из разных пантеонов мира писали и до него, но именно Желязны вознес божественную составляющую на такой смысловой уровень, что роль бога в мифологии стала пониматься совершенно по-иному. Вообще-то Желязны всегда тяготел не к строго научным описаниям мира в своих произведениях, а все больше к различным сверхъестественным сущностям – боги, полубоги, демоны и прочие бессмертные, которые кочуют у него из романа в роман.

Касательно данного романа, ситуация следующая. В произведении описывается мир земного типа (не Земля), населенный людьми и богами из индуистского пантеона, отношения между которыми начинают постепенно накаляться. Боги в этом мире – не статуи, не иконы, а реальные существа, обладающие огромной мощью и силой. Конечно же, они находятся у власти, а обыкновенные люди, погрязшие в средневековье и невежестве, обязаны им поклоняться. Этот мир очень напоминает Древнеиндийское кастовое общество, в котором удивительным образом обосновываются привычные атрибуты. Например, перерождение технически возможно и реально. Никакой магии – всего лишь запредельная технология, сопоставимая с волшебством.

И вот Желязны описывает ситуацию, при которой среди людей зарождается движение акселеризма (по-нашему — ренессанс), выступающее за научное просвещение и познание. Как известно, знание сила, поэтому знание позволит людям создать технику и технологии, способные дать отпор могущественным богам. Флагманом движения выступает Сэм, некто из Первых, обладающий сверх знанием об истинном происхождении богов, и ставший Буддой, то есть просветленным, по совместительством Майтреей (по нашему – мессия, спаситель) и кучей еще всяких сущностей.

Вокруг противостояния людей и богов и строится сюжет всего романа.

Но не это главное.

А главное здесь то, что индуизм использован Желязны как хороший аналог системы власти и подчинения, которая строится в любом обществе. В любом государстве всегда будет класс власть имущих и тех, кто находится внизу. Любая система строится по типу пирамиды с широким основанием и узкой вершиной из немногих избранных. Рычагами власти будет технология, основанная на монополизированных знаниях, и религиозная система угнетения непокорных. И в любой системе найдется Просвещенный, который будет в состоянии ее опрокинуть. Но даже это не главное.

Главный вопрос заключается в том, что же будет дальше, когда люди победят, если им это удастся. И вот тут-то Желязны пытается обосновать позицию Сэма, он же Будда, о необходимости созерцательного образа жизни. Но колесо Сансары будет крутиться, и этому процессу нет ни конца ни края.

И последний финт, который остается не совсем понятным вплоть до конца романа, заставляет перечитывать строчки романа снова и снова – вопрос о происхождении богов. Откуда они пришли, и кто они? Мы не будем отвечать на этот вопрос, но можем лишь напомнить об одной очень известной истине: боги не существуют без людей.

К небольшому лично для вашего покорного слуги минусу отнесем лишь сложный язык повествования, изобилующий терминами из индуизма. Не зная индуистскую мифологию, разобраться в персонажах будет крайне сложно, придется читать книжку в обнимку с энциклопедией по религиям. В остальном очень интересный и насыщенный смыслами текст.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Все-таки Желязны — автор уникальный.

Если воспринимать, например, Амбер не как десять романов (или повестей), но как единое целое, можно смело утверждать — Роджер раз за разом писал «иное», не пытаясь идти по однажды проторенной кем-то (или собой самим) дорожке, а постоянно экспериментировал. Каждая его работа отлична от прочих, своеобразна и, что греха таить — хороша.

А «Князь» — мой любимый роман «американского поляка», причем он — плод трудов именно раннего Желязны, и тем ценнее.

И пусть эпично и возвышенно, пусть кратковато (не было еще моды на бесконечные циклы), пусть индуистская мифология отлична от первоисточника, но до чего же «вкусно«!

Здесь прекрасно все — изысканный, похожий на древнюю легенду стиль; диалоги, напоминающие бои на рапирах; сильные, запоминающиеся образы; остроумные замечания; гармоничное сплавление воедино фантастики и фэнтези... да только не эстетикой единой силен «Князь Света».

В первую очередь это посредственных размеров произведение заставляет читателя размышлять. Нет, это не философский трактат, но и конкретных «правильных» ответов на им самим заданные вопросы Желязны в большинстве случаев избегает.

А темы для размышления тут как на подбор — суть, характер, мотивы и взаимоотношения личностей, подвергнутых бесчисленным перерождениям (в частности, связанных со сменой пола), а так же родственные, дружеские и прочие связи между оными; постановка «на конвейер» творческих и духовных аспектов человеческой жизни; рассмотрение, пусть и поверхностное психологии абсолютно отличных от людей существ; возможность обратить ложь в правду, поверив в нее всем сердцем...

Но в сердце самого романа спрятан главный вопрос — вопрос власти. Где заканчивается забота и начинается тирания? Стоят ли технические открытия отказа от спокойного и сытного существования? Допустима ли ложь во благо? Пожалуй, именно по этому поводу позиция Желязны более, чем однозначна.

В конце концов, каково это — жить в мире, где боги реальны? А вот это в «Князе» описано более, чем наглядно. Достоверно или нет, кто знает? Но очень показательно.

И пусть Сэм-идеалист суть развитие Сэма-бунтаря, но ведь до чего симпатичен образ, одна настойчивость чего стоит — не то Прометей, не то Люцифер.

И пусть Яма гротескно всесилен, так ведь талантлив. А его чувства к Кали, забота о Мурге и такое человеческое отчаяние...

И добродушно-мудрый толстяк Кубера.

И милая Ратри.

И обаятельный Так.

И странный, страстный, безумный Тарака.

И Рилд-Сугата. Глава с его участием, пожалуй, более других похожа на притчу, глубже прочих западая в душу, она вызывает подкожное желание посетить пурпурную рощу Алундила.

И это значит, что рано или поздно я снова встречусь с Матрейей, что означает Князь Света, которого звали так то ли за то, что мог он разбрасывать молнии, то ли за то, что старался он этого не делать; с тем, кого иные звали Махасаматман и утверждали, что он бог, но который, однако, предпочитал опускать громкие Маха– и –атман и звал себя просто — Сэм и никогда не провозглашал себя богом, с другой стороны, и не отказывался от этого.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Почему решил прочитать: на момент первого выхода романа в 1992 году, меня переусложнённый сеттинг с индийским колоритом не заинтересовал, хотя Желязны читал очень много. Спустя некоторое время прочитал трилогию «Чёрный баламут» Олди – переосмысление Махабхараты. Очень меня зацепила эта история. Позже узнал, что на некоторых курсах повышения квалификации тренеров йоги трилогия Олди обязательна к прочтению и по ней даже сдают зачёт.

С существенно увеличившимся багажом знаний по мифологии Древней Индии решил, что, наконец-то, созрел для ознакомления с «Князем света».

У романа есть Хьюго-68, номинация на Небьюлу и несколько других наград и номинаций.

В итоге: мощное военное мифологическое технофэнтези. Очень впечатлён размахом и красочностью битв.

Планета, на которую столетия назад прилетел земной корабль поколений «Звезда Индии». Команда корабля из-за мутаций и с помощью техники и технологии переноса сознания из тела в тело, становится богами этой земли. Повергает эндемические разумные формы жизни: энергетических демонов-ракшасов, рептилоидных Владычиц Морского Зноя и многих других. Победив, они насаждают среди своих потомков несколько искажённый извод индуизма. Держат население в невежестве, пресекая прогресс и наслаждаясь статус-кво.

Но, как это всегда бывает, находится среди них кто-то, кого это не устраивает, и идёт он нести прогресс в массы, выступая против богов. Махасаматман, он же Сэм, он же Сиддхартха, он же Калкин, герой эпохи укрощения планеты, он же Майтрейя, он же Князь Света.

Середина книги рассказывает о Первом, неудачном, Восстании против самозванных Богов. Начало и конец романа показывают события второго пришествия Сэма.

Необычные союзники, разлад в стане богов, заговоры, предательства и амбиции всех участников противостояния.

Мастерски обыгранный миф о Прометее, Люцифере и Будде.

Почему-то больше всего напомнило «Гибель богов» Перумова. Там тоже всё очень масштабно и тоже рассказывается про второе, удачное, восстание Хедина против Богов Упорядоченного.

Такой сложный сеттинг не мог обойтись без логических дыр, но они не мешают следить за увлекательным повествованием.

Книга, конечно, никакой не философский трактат, как утверждают некоторые рецензенты. Да, есть пара пафосных сентенций в духе Ремарка, но это не делает «Князя Света» Упанишадами. Просто талантливая фантастика Золотого века. Желязны додумался до мутаций, нейрогирургии, чтения памяти, переноса сознаний, экзоскелета, но информацию хранят на лентах, нет любого вида мобильной связи (только стационарные видеофоны), а самонаводящиеся ракеты и автоматическое оружие – верх прогресса (если не считать ядерной бомбы и штучных Атрибутов богов), в мире отсутствуют нанотехнологии и ИИ.

И да, из «Чёрного баламута» Олди Вы узнаете об индуизме несравненно больше, чем из «Князя Света».

9(ОТЛИЧНО)

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не хватило мне познаний в индуизме. История показалась затянутой и даже скучной. Однако, в «Князе света» есть и светлые стороны, кхм... Отстаивания идеалов гуманизма, важность идеи и всякое такое вот. К тому же Железны лихо играется с эзотерическими понятиями старательно вкрапляя в сюжет вышеупомянутую индийскую мифологию, выводя Сиддхартху Будду — суперменом в рамках предложенного мира. Тут вам и интересные «переобувания» богов из одного в другого, мир технократичен,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(но лишь для избранной элиты, то бишь богов)
и в тоже время соткан из мифов, которые, однако, реальны. Все что касается персонажей и самой вселенной прописано очень даже не плохой и как бы «невзначай». Сбивает же огромное количество имен тех самых индийских божеств, полубогов и т.п. К томе же, все эти ребята по нескольку раз за книгу претерпевают реинкарнации в других«ребят», что лично меня иногда заставляло хвататься за голову.

7 инкарнаций из 10

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одна из лучших книг автора. Знатоки индуизма получат даже больше удовольствия, чем все остальные. Но даже и без глубоких познаний в этой области — очень интересно, есть над чем подумать.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

За таким банальным названием, «Князь Света», скрывается, как оказалось, одно из лучших произведений Мастера Желязны.

Этот довольно большой, особенно для того времени, роман, стилизация которого основана на индуистской религии. Для непосвящённого человека индуизм это что-то экзотическое, непонятное и очень сложное для понимания. Однако, автор умело перенёс антураж и элементы этой религии на иную планету, где в далёком будущем живут переселившиеся с забытой Земли люди. В сюжете сражения и битвы с участием богов, демонов, людей и других существ чередуются с красочными описаниями мира и происходящих в нём явлений и с философскими диалогами. Особая благодарность В. Лапицкому за перевод; Желязны сам по себе довольно тяжёлый для восприятия автор, но этот роман, несмотря на ещё и наличие большого количества терминов из индуизма, получился занимательным.

Позже, в «Хрониках Амбера», Желязны использует некоторые идеи из «Князя Света» — в обоих мирах мы видим коллектив людей со сверхспособностями, вершащий судьбы мира, интриги внутри этого коллектива, и, как всегда у Желязны, много философии и пищи для размышлений.

#

С той поры прошло три года, стал святым колхозный пруд,

К нему ходят пилигримы, а в нём лотосы цветут.

В поле бродят Вишна с Кришной, климат мягок, воздух чист,

И с тех пор у нас в деревне каждый третий — индуист...

(группа «Аквариум»)

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эдакая история Прометея на индийский лад со всеми вытекающими мифологическими, эзотерическими и религиозными особенностями. Примесь научной фантастики, горстка философии и научных данных преобразовались в весьма необычное и неоднозначное произведение. Богатый сонм божеств индуизма, непривычный для меня как для знатока богов Древней Греции и Рима, заставил покопаться в энциклопедиях в поисках особенностей этих самых небожителей. При этом как и во всех мифических повествованиях основной уклон делается на особенностях богов, также присущих любому человеку, а всемогущая сила не воспринимается как нечто уничтожительное и безусловное.

История Сэма пропитана восточным колоритом, изобилует божественными интригами и хитросплетениями судеб небесных созданий. Задумка с реально осуществляемым перерождением, а также с внедрением существовавших и забытых религий у автора слилась с историей греческих богов, а также их борьбой с титаном Прометеем. Как в старом советском мультфильме: «Я хотел помочь людям».

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Князь света — это не просто роман, это философско-эзотерический трактат, который нужно читать вечерами неспешно и внимательно, попутно отрываясь от чтения и обдумывая бытие.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Великолепная,замечательная вещь.Стилизованная как бы под мифологическое фэнтези,тем не менее по прочтении оказалась-реальная ,твердая НФ.Про сюжет написали тут до меня множество читателей. повторяться не стану.Атмосферная,живой язык,действие затягивает с первой страницы,кроме прочего еще-и книга,которую не только хочется, но и надо перечитывать.Без сомнения-одна из величайших и значимых книг автора.Перевод-именно Лапицкого-самый лучший,да, забыл уточнить ,что у меня издание именно 1992 года,«Северо-Запад«с супер обложкой.До сих пор считаю в плане оформления обложки-лучшее. Читать обязательно,понравится как любителям фэнтези,так и НФ.Возможно,книга сложновата и не для всех-но осилить(попытаться хотя-бы)и осмыслить стоит.Ставлю высшую оценку.Классика жанра.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень впечатляющий и поначалу сложный для восприятия роман Желязны. Несколько временных потоков — начинается книга извлечением Сэма (он же князь Калкин, он же Махасаматман, он же лорд Света, Майтрейя — Просветлённый) из нирваны — электромагнитного поля, куда было помещено его сознание, в добытое сопротивленцами человеческое тело (какова идея автора, и как это воспринималось аж в 1967 году!). Потом эпизоды подготовки к борьбе за дело мятежной партии, флэшбеки о прошлом Калкина, эпизоды из жизни человеческого социума, первый мятеж, битва, демоны, возвращение лорда Света (Толкиен уже блеснул, а вот джедаев ещё не было в культурном пространстве того периода) и решающая битва. Понятно, есть и любовная линия, есть и интересные концепции — люди как боги, монополизировавшие право на прогресс (вот именно эта самая идея конфликта на мой взгляд и является единственным слабым местом в логике произведения — на кой тогда Небесам развивать полубогов?), но при этом очень классная мысль о том, как духовная сущность формирует не только психологическую, но и материальную мощь человека. То есть, непрерывное развитие делает из человека бога соответствующей специализации, и смерть тела не останавливает его — в общем, нет предела совершенству.

Книгу я прочитал в юношеском возрасте, в начале 90-х, тогда сознание и воображение у людей работало гораздо ярче, видимо поэтому эта весьма сложная, но мощная по заложенным идеям вещь читалась с огромным интересом, думаю сейчас роман для многих молодых людей действительно труден для восприятия.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх