fantlab ru

Джонатан Страуд «Победители чудовищ»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.79
Оценок:
183
Моя оценка:
-

подробнее

Победители чудовищ

The Heroes of the Valley

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 23
Аннотация:

Юный Халли живет в богатом и могущественном Доме, основаным великим героем, мечтает о подвигах и никогда не выходит за курганы предков, охраняющих жителей Долины от чудовищ. Но знакомство с Ауд, наследницей другого Дома, заставляет его убедиться, что родной Дом далеко не так богат, велик и могуч; насчет деяний героев есть разные точки зрения; не так сладка месть, как ее описывают и главное: не все из сказок является сказками.

С этим произведением связаны термины:

Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
А. Хромова (1)

Победители чудовищ
2010 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

В общем книга понравилась.

Первая сотня страниц вышла необычайно скучной, с минимальным количеством событий. Одного купания в навозе на такой объём явно маловато. Неоднократно подмывало бросить чтение, но я себя пересилил, за что и был вознаграждён. С определённого момента всё закрутилось и понеслось, не останавливаясь до самого финала.

Особо следует отметить, что автор умудрился в подростковой книге затронуть далеко не детские проблемы. Рядом с подростковой непосредственностью просматриваются глобальные проблемы всего социума, что делает произведение интересным для взрослого контингента читателей. Есть в книге и дружба, с намёком на первую любовь и чувство долга и преданность идеалам. Но одновременно присутствуют и разочарование и «невписываемость» в общие рамки и вездесущая алчность. Очень вместительное получилось произведение.

Приключения главных героев, Халли и Ауд, интересны и благодаря чётко прорисованному антуражу не выглядят «голыми». Героям надоело жить в коробке, они хотят на свободу. Банально? Ну и пусть... А разве не так банально была открыта Америка? Кстати, вспомнил автор и о последствиях её открытия. А уж об отцах-основателях я вообще помолчу...

Хотел этого автор или нет, но книга вышла сильной. Посредством незамысловатых, на первый взгляд, приключений главных героев, вышло прорисовать целостную картину, пусть крохотного, но Мира, пусть не идеального, зато очень даже настоящего...

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая крепко сбитая история от мастера подросткового фэнтези Джонатана Страуда, которая сюжетом напомнила «Как приручить дракона» (персонажами — книгу, поступками — мультфильм).

Сюжет незатейливый: в Долине достаточно мирно сосуществует двенадцать Домов, в каждом из которых проживают предки великих героев. Мечи давно переплавили на плуги, а все спорные вопросы (вплоть до редких убийств) решаются судом путем перераздела территорий. Долина окружена курганами, за которые уже много поколений никто не выходит, там обитают кровожадные троввы, которые только и ждут, когда кто-то решит проверить проверить правдивость историй и пробраться на незащищенные территории.

Для Халли Свейнссона этот уклад слишком неторопливый и бессмысленный, его душа требует подвигов и путешествий, ему хочется, чтобы про него рассказывали легенды, как и про Свейна, прародителя-героя, а достаются ему лишь тумаки, непонимание да косые взгляды.

Печальные события приводят к тому, что Халли встает на путь мести (геройский путь, как он думает), который приводит его к опустошению.

Первая половина книги — это достаточно печальные поиски себя и смысла, через которые проходит каждый человек. А вторая — яркое становление настоящего героя.

И, конечно, какой же герой без чудовищ? Но кто те чудовища и какова роль Халли, ему только предстоит узнать.

Эта история о том, что фольклорные истории о героях, передающиеся из уст в уста, никогда не будут до конца правдивыми, но и лживыми их тоже назвать нельзя. И о том, что среди навязанных идеалов необходимо найти свой путь.

P.s. Стиль Джонатана Страуда хорош, как и всегда, смысл у истории достаточно глубокий. Так что моя оценка достаточно субъективна, просто я не люблю всех этих викинго-скандинавских мотивов.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга захватила меня практически с первых страниц, и была прочитана буквально за пару вечеров. И это несмотря на то, что здесь нет не эпичных баталий, не великих воинов, не грандиозных магических битв. Главное чудовище, с которым борются главные герои это закостенелость и ограниченность мышления.

Герои яркие, не хорошие или плохие, а живые и противоречивые. Страуд не изменяет себе и не пытается создать идеального главного героя. Сперва он может быть даже неприятен, но постепенно с развитием событий вызывает симпатию.

Как мне кажется, смысловая нагрузка для автора первична. Эта история о том, как в угоду предрассудкам приносятся в жертву человеческие жизни; о том, как суеверия и слепое принятие навязываемых взглядов на жизнь сковывают разум, волю и советь; о том, что люди смотрящий на мир через призму предрассудков слепы. А остроумная и ненавязчивая ирония о мифологизации и идеализации национальной истории принесла мне огромное удовлетворение. Есть и мотивирующая составляющая. Есть даже некая любовная линия.

Микромир написан общими мазками, но атмосфера передана прекрасно, и заставляет с головой погрузится в действо. Автор сохранил свой неповторимый стиль. Особое удовольствие доставляют стилизованные сказания.

Финал романа гениален: неожиданный и предсказуемый, вдохновляющий и грустный. Заставляющий задуматься. И вместе с этим очень злободневный! Что многим помешало понять посыл автора...

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Правду говорить легко и приятно... то есть, тьфу, писать положительные отзывы на понравившиеся книги тоже легко и приятно.

о существовании на свете писателя Джонатана Страуда и его книги «Победители чудовищ» я узнал из Фантлабовских «рекомендаций», и в данном случае робот посоветовал мне хорошую вещь.

Перед нами и увлекательно-приключенческая и глубокая по замыслу книга.

При этом, что приятно, автор не скатывается ни в сугубый боевик, ни в тяжеловесную заумь.

Приключения ГГ развиваются в среднем темпе, а небанальный авторский посыл зашифрован в саму ткань произведения, а не подан в виде монументальных монологов «о вечном».

И так, некая изолированная от внешнего мира Долина живет не то, что бы идиллической, но вполне мирной и сытной, по меркам Средневековья, жизнью.

Быт и обычаи местных жителей созданы явно под влиянием саг об исландцах, не сказочно-фантастической, а бытовой их части.

Долина не такой уж крошечный микрокосм, по всей видимости тянется она на сотни километров, и населяют ее тысячи людей.

Но это и не «большой мир», а замкнутый, и осознающий свою замкнутость анклав.

Покинуть Долину нельзя — границы ее стерегут чудовищные траввы-людоеды.

Жители Долины заняты повседневными трудами, споры решают на судебных собраниях, давно не видели настоящей вражды или войны, кровная месть запрещена, оружие перековано в лемехи для плугов.

Вот только над их крестьянской повседневностью стоят грозные тени героев далекого, кровавого, грандиозного прошлого.

Каждый род ведет свое происхождение от великого предка-героя, курганы падших воинов возвышаются над хижинами их потомков, которые куют мечи только для того, чтобы положить их в могилу умершего.

Халли Свейнссон, малорослый, но крепкий и наделенный неуемным темпераментом отпрыск одного из захудалых (как выяснилось...) родов, не хочет для себя мирной крестьянской жизни. Его разум захвачен сказаниями о прошлом, а душа рвется куда-то к непонятному будущему. После того, как гостившие в доме Свейнссонов братья Харальдссоны, представители много более богатого и влиятельного клана жестоко убили дядю Халли, непутевого пьяницу Бредира, Халли крадет нож и уходит, чтобы отомстить.

О дальнейшем трудно говорить без спойлеров.

После нескольких недель нелегкого пути дойдя до замка Харальдссонов, Халли уясняет для себя, что одно — щекотать воображение описаниями грандиозных битв, а другое — вонзить нож в сердце живого человека.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Но автору хватает ума и такта не впасть с розовый пацифизм. Потому что Халли-то не смог зарезать спящего Олава Харальдссона, а тот проснулся и живым Халли отпускать не собирался. В результате их жестокой, неравной и некрасивой драки Олав сгорел заживо, а замок Харальдссонов заполыхал в ночи.

Чудом (на самом деле с помощью своей подруги Ауд, острой на язык, скептически настроенной по отношению к старым традициям, девушки) уйдя от погони, Халли добирается до родных земель, с мыслью, что кровная месть и опасные приключения, наверное, все-таки не для него.

Но начинается судилище, в ходе которого Харальдссоны отказываются признавать решения законоговорителей, и Долина оказывается на пороге войны.

Хорд Харальдссон приказывает своим кузнецам ковать мечи и шлемы.

Халли и Ауд думают сбежать из долины, и тут автор преподносит нам сюрприз.

Все шло к классическому, много раз опробованному старой-доброй, исполненной гуманизма фантастикой, сюжету «а чудовищ-то и нет никаких, это вас старшие обманывали, чтобы держать в повиновении».

Но оказывается траввы существуют! И у них острые когти.

Чудом пережив схватку с чудовищами, Халли и Ауд возвращаются, чтобы принять участие в обороне родного дома от вторжения Харальдссонов.

Битву эту сложно назвать «эпической», всего полсотни бойцов с обоих сторон, но на кону жизнь и благополучие рода.

Халли выманивает Хорда и его сына в земли траввов, за курганы, и тут на Халли (а заодно и на читателей) обрушивается новое откровение.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Траввов на самом деле нет уже сотни лет. Но чудовища в холмах есть — границы стерегут мертвые предки, живые мертвецы, подчиняющиеся великану в золотых доспехах — отцу-основателю рода, великому и славному Свейну.

Этот твист переворачивает всю ситуацию не то, что бы с головы на ноги, но он несомненно выбивает почву из-под готовых суждений.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я так понял многие читатели обиделись и за воинскую романтику, за чертоги Валахаллы, в которых живут храбрецы, и вообще «за предков», за дедов, которые воевали и кровь проливали.

В сцене боя на скале Халли и Ауд в буквальном смысле слова «топчут ногами кости праотцов».

Это так скверно, топтать кости праотцов!

А если эти праотцы превратились в голые скелеты на службе у тысячелетнего драуга, что даже после смерти не отпускает «своих» людей?

У книги есть два конца, условно-оптимистичный и еще один, тот, который в эпилоге.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Халли и Ауд из Долины выбрались, вот только в самой Долине все осталось по-прежнему.

Выходить из нее по-прежнему нельзя, границы стерегут траввы-людоеды, и вообще, зачем думать о том, что за горами, когда надо сеять ячмень.

Таким образом «досталось» не только воинской романтике, но матриархальной пасторали, где под мудрым мягким руководством женщин-законоговорительниц надлежит пахать, жать, а буде возникнет конфликт, решать его на судилище, с помощью вир.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Долина — тюрьма, границы которой стерегут живые мертвецы, и каждый ее житель после смерти присоединится к этому призрачному воинству.

Спи малыш, спи, завтра надо начинать ячмень обмолачивать.

Закончив с разбором месседжа книги, хочу еще сказать, что ее просто приятно читать, а уж стилизации под легенды о героях и вовсе радуют взор.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

С этим автором познакомилась, прочитав Трилогию Бартимеуса. Иное произведение. Необычное. Что можно точно сказать, это то, что этот Автор впечатляет.

Я не могу сказать, что это шедевр. Или могу? Иной стиль. И тот же в то же время. Легкость создания мира, вязкость его. Восприятие мира меняется с прочтением. Очень интересно поданы характеры. И вообще, при чтении не оставляет мысль присутствия некоей мощи этого мира, там, за курганами. И это особенно неуютно воспринимается на фоне некоей утрированной легкомысленности поведения сообщества, в котором живут наши герои.

Мне эта книга все время прочтения что-то напоминала. Казалось бы, Автор намеренно не погружается в глубины характеров, рисует картину мира мазками. Но при этом она кажется какой-то недоделанной. Недоделанным показалось само взросление Халли. Его изменение после того, как он покинул дом, произошло вполне закономерно, но отдельно от читателя, как мне представляется.

А вот тема выхода за предназначенные тебе пределы, тема принятия на себя ответственности за всех, смелости, решимости здесь настолько органичны и так вплетены в повествование, что создают этот мир на наших глазах. Он предстает перед нами, атмосфера суровых северных ландшафтов, подчеркнуто воссозданная преданиями и угрожающей реальностью, сообщества, живущие изолированно друг от друга, соблюдающие правила и встречающиеся раз в год, курганы, создающие границу между внешними всеобщими врагами и при этом неизбежно закрывающие существующих внутренних врагов в одном круге. И люди всему этому под стать, суровые, немногословные, в-общем, — викинги. И среди всего этого главный герой — подросток, который не «вышел ростом и лицом», наследник древнего рода.

Персонажи удались Автору, на мой взгляд, все, даже второстепенные. Каждый персонаж, пусть запомнить имена их всех у меня никогда не получится, запечатлен, образ каждого, встреченного Халли, был ярок и целостен. Сам мальчик полон сюрпризов, но все они закономерны и не вызывают противоречия. Я сейчас пишу и на губах моих блуждает улыбка при воспоминании о его проделках, хотя книга-то сама по себе, скорее, серьезная.

Она начинается и заканчивается преданиями, и где-то будто слышен голос скальда. За окном где-то завывает вьюга, и не видно ни звезд, ни теней, только ночь вокруг. И в начале, и в конце есть ребенок, который с упоением слушает о герое. Когда-то он сам станет им.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не буду особо описывать, почему, но скажу одно — слабенько. Характеры персонажей прописаны очень уж линейно, сюжета как такового нету совсем — то есть, никаких интриг, никакой глубины вы здесь совершенно не найдете (разве что про ломание стереотипов, в данном случае суеверий), и, пожалуйста, не надо о том, что здесь главные герои преодолевают страх, а это «огромный морально-психологический шаг с их стороны». Описание (как и пейзажей, так и разных особей) какое-то уж чересчур обычное, деталей не так уж и много. Насчет Домов, которые вечно ссорятся в книге, — искать в этом что-то большее, чем оно есть (типа, что это намек на то, что сейчас наши правительства/государства/страны так же сорятся и ругаются)- не надо, ведь взять такие подобные противостояния из любых книг , — их валом.

На мой взгляд, совершенно обыкновеннейшая сказка. Прочитав ее, я был розачарован. Единственные плюсы — это концовка и за идею с суевериями, которая, к слову, особой оригинальностью не блещет. Обычная заурядная книжьица, очень сильно напоминающая мне такую же неприметную книгу — «Последнюю осаду». Вроде что-то, но...

Оценка: 6
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне очень понравился мир книги. Эдакий микрокосм, втиснутый в одну долину, где есть всё — поля, леса, ущелья и двенадцать крохотных королевств-Домов. Всё по домашнему уютное, но вокруг, за защитной линией курганов — неизведанный мир, полный чудовищ. Стиль хорош — эти чередования основного повествования и прелестных стилизаций под скандинавские сказки. Действие, как обычно у Страуда, динамично, герои живые. Что непривычно для англо-американских фантастов, герои не ведут себя как наши современники в средневековых одеждах, Страуд честно попытался сконструировать психологию этих остепенившихся и сменивших мечи на плуг викингов. Иногда, правда, прорываются абсолютно не средневековые интонации, ну да не будем придираться. Да, действие не эпично, одна долина, 20 воинов в доспехах — уже грозное войско (что, замечу в скобках, намного ближе к реалиям раннего западноевропейского средневековья, чем миллионные армии), но эпичность — дело вкуса читателя. В общем, объективно, хорошее фэнтези. А субъективно — омерзительно. Исключительно из-за конца.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Страуд подсознательно (ну, не специально же) уловил главный идеологический тренд современности — борьбу с традиционными ценностями и моралью, которые чертовски мешают максимизировать прибыль и потреблять. А поэтому, к чёрту предков с их дурацким героизмом, этикой и прочим могильным тленом! Сцена боя на скале, когда главный герой в буквальном смысле топчет кости дедов изумительна своим практически фрейдистским символизмом.
Впрочем, это сугубо мои заморочки, все прочие комментаторы от неожиданного конца в восторге.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как всегда у Страуда «Победители чудовищ» захватывают, интригуют, удивляют развязкой и заставляют задуматься. Читатель думает —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
вот сейчас Халли и Ауд пойдут, убедятся, что никаких троввов не существует, и они — герои. Нет. Привыкайте, у Страуда финал книг предсказать невозможно. Разве можно было предполагать, что тролли существовали, но уже больше не существуют? Что Основатели Домов не защищают жителей Долины, а следят за ними? Что все мифы — сущая правда?
Стоит отметить: юмора тут немного. Но удивительный, обворожительный стиль автора сохранился, атмосфера передана великолепно. Видно, что Страуд вдохновлялся сказками и мифами средневековой Скандинавии. И их романтичность в полной мере передана в «Победителях...». Тролли-троввы прилагаются.

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все, читавшие ТРИЛОГИЮ БАРТИМЕУСА, знают, что с этим приятелем лучше не связываться: уж он постарается напакостить тому, кто его вызвал. Вот и с мистером Страудом лукавый джинн выкинул злую шутку: отныне, чтобы ни написал бедолага, все будут сравнивать с трилогией. Об этом тут до меня уже писали.

Тем не менее, ПОБЕДИТЕЛИ ЧУДОВИЩ привели меня в почти такой же восторг, как и предыдущие книги. Восхитительна стилизация под ''северное'' фэнтези (порой казалось, что читаю книгу скандинавского писателя; дух времени и места передан идеально, включая по-северному грубоватые, но смешные шуточки). И главное: Страуд остался верен себе, заложив в книгу множество смыслов, и социальный подтекст. Осудил слепое поклонение устаревшим ценностям, культ личности (для стран бывшего СССР особенно актуально), ограниченность, свойственную множеству народов. Разве Дома, с их пренебрежением к соседям и привычкой переписывать Историю в свою пользу, не похожи на современные государства? Разве не похожи на их жителей нынешние обыватели, страдающие острыми приступами ''квасного'' патриотизма?

Тема одержимости властью, одна из ключевых в ''Трилогии'', получила здесь дальнейшее развитие. Так сильна была тяга Героев к безграничной власти, что и после смерти довлеют они над покорным народом, предоставляя защиту от несуществующих опасностей в обмен на безусловное преклонение. Но еще в Писании сказанно: НЕ СОТВОРИ СЕБЕ КУМИРА. Человек всегда сам должен определять, что хорошо, а что нет, без всяких примеров. Это одна из главных мыслей книги.

Привязывая события своих романов к какому-то конкретному времени, Страуд умудряется делать их особо актуальными для сегодняшнего дня. Я бы рискнул сравнить его книги со сказочными пьесами Евгения Шварца, всегда полными глубинной мудрости...

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читать новую книгу автора великолепной «Трилогии Бартемиуса» всегда тяжело, потому что ее невольно начинаешь сравнивать с приключениями Натаниэля и «его» джина. И сравнение это далеко не в пользу «новичков». И если явный проигрыш трогательной «Последней осады» и простенького «Тайного огня» еще можно было объяснить тем фактом, что они были написаны до «Трилогии», то для недавних «Победителей чудовищ» подобной скидки не предусмотрено.

Итак, что же может предложить нам новый, хотя и не последний по времени написания, роман Страуда. «Победители чудовищ» весьма нетривиальная история о людях, которым приходится жить в тени древних героев, чьи деяния стали легендами, а законы — основой для общественного строя. В центре сюжета юный Халли, сын главы Дома Свейнссонов – одного из девяти кланов, обитающих в обособленной долине, окруженной невысокими горами. Халли с детства слушает рассказы своей старой няни о временах, когда народом управляли герои – величайшие, сильнейшие и умнейшие люди среди жителей долины.

Именно они охраняли остальных от большой опасности – кровожадных чудовищ троввов, которые похищали и съедали людей. Именно они в последней битве против полчищ отвратительных тварей ценой собственных жизней отвоевали право людей жить в долине и изгнали троввов в пустоши. После последней битвы герои упокоились в курганах на границе долины, чтобы охранять свой народ от троввов и после смерти. В обмен на защиту жителям строго настрого запрещено покидать пределы долины. Со времени последней битвы минул не один век, и люди, живущие по законам древних героев, поменяли мечи на плуги, а подвиги основателей Великих Домов превратились в мифы. Но только не для Халли. Восхищаясь рассказами о Свейне, Халли чувствует, что повседневная рутина и участь простого земледельца не для него. Он хочет быть героем и совершать подвиги. И поэтому, когда в его Дом приходит беда, он, не смотря на запреты отца и матери, отправляется в путь, в надежде разобраться с врагами так, как это бы сделал основоположник их Дома — Свейн. Однако скоро Халли понимает, что многое из того, что он слышал о Свейне, не совсем правдиво, и что у каждого Дома свой взгляд на события из жизни Героев. Он понимает, что образ Свейна из легенд не так уж чист, и его некоторые «подвиги», таковыми не являются. И самое главное, Халли осознает, что он не такой, как Свейн, и никогда не сможет стать таким. Кроме того, Халли узнает, что их долина не такая уж большая, и их народ, скованный законами древних Героев и угрозой со стороны троввов, навсегда прикован к небольшому клочку земли, и вынужден до скончания времен возделывать поля, собирать урожаи и грызться за каждый метр земли.

И именно в этот момент начинает давать о себе знать основная проблема книги. Все события кажутся слишком мелким и несущественным. Всю долину можно проехать на лошади за несколько дней, Дома представляют из себя мелкие поселения, а их вражда напоминает череду склок сварливых соседей в небольшой деревне. Конечно, в финале становится понятно, что автор намеренно уменьшает масштаб происходящего с целью создать антиэпик – плотную историю этических и межклановых конфликтов закрытого общества. Однако чувство того, что книге чего-то не хватает, увы, портит впечатление. Для жизненной истории «Победителям чудовищ» не хватает глубины характеров, логичности и остроты конфликта, для стилизации под скандинавский эпос истории не достает масштаба и необходимых в этом случае фантдопущений.

При всем этом, новый роман Страуда читается на ура. Специфический, яркий слог автора никуда не делся. Сюжет выстроен очень грамотно, а диалоги полны того особенного юмора, за который я полюбил «Трилогию Бартемиуса». К тому же совершенно неожиданный финал и необычная основная идея романа действительно стоят того, чтобы его прочитать.

Моя оценка 8 баллов.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитала на одном дыхании, захватывающий сюжет держит в напряжении и особо любопытным будет довольно сложно удержать себя от искушения заглянуть в конец книги. Некоторые места в книге напоминали триллер- автор настолько хорошо умеет передавать эмоции, чувства, обстановку, с ним легко воспринимать пространство в кромешной тьме, и спиной почувствовать взгляд. Легкое чувство юмора и прямолинейность главных героев, никого не оставят равнодушным. Очень порадовала непредсказуемая развязка.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из тех книг, которые можно читать людям разных возрастов.

Несомненные «+«: неглядя на фантастичность сюжета, реалии раннего средневековья выдержаны;нет жесткого деления на плохих и хороших;нет суперменов;

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
нет привычного финала: рушим заветы предков-они все врут!
Т. е. попытка есть, а вот результат..

Особых минусов не заметила и останавливаться потому на них не буду.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх