Стефан Цвейг «Шахматная новелла»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Мировой океан, моря (В открытом океане ) | Европа (Центральная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
На пароходе, следующем в Буэнос-Айрес, ехал чемпион мира по шахматам. И идея сыграть с ним буквально витала в воздухе. Жаль, что он за такую игру просил много денег, но всё же нашёлся человек, пошедший на эти траты. То, что произошло в этой партии, было несколько неожиданно для собравшихся любителей великой игры.
The Royal Game • Stefan Zweig • nv Woman’s Home Companion Mar ’44.
Входит в:
— антологию «Шахматная новелла», 1989 г.
— антологию «Sinister Gambits: Chess Stories of Murder and Mystery», 1991 г.
— антологию «Встречные», 2015 г.
Экранизации:
— «Королевская игра» / «Schachnovelle» 2021, Германия, Австрия, реж: Филипп Штёльцль
- /языки:
- русский (15), английский (1)
- /тип:
- книги (16)
- /перевод:
- В. Ефанова (10), М. Рудницкий (3)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Polyphem, 11 октября 2023 г.
Прекрасная новелла. Когда читал, невольно проводил параллели с романом «Защита Лужина». Честно говоря, Чентович мне менее симпатичен, чем Лужин.
Интересные размышления про шахматный талант. И Цвейг правильно заметил, что шахматный гений ещё не означает наличие ума. Ведь посудите сами: ум — это искусство жить, умение принимать наиболее адекватные решения в зависимости от обстоятельств. А умение играть в какую-то игру — это просто умение играть. В случае шахмат, это: 1) память (запоминать дебюты, разные партии т.д.), 2) умение комбинировать, 3) умение правильно оценивать имеющуюся информацию и делать соответствующие выводы с тем отличием, что в шахматах диспозиция всегда ясна, а в жизни — нет). При том что шахматы, как правило, не требуют от личности какой-либо зрелости (по моему мнению, в отличии от того же покера и других игр, в которых психология играет решающую роль).
Цвейгу, кроме того, удалось показать как человек может сойти с ума, если зациклился на одной теме.
Язык легкий, ничем неперегруженный. Читается быстро и увлекательно.
arey951, 28 октября 2022 г.
Довольно интересная повесть о противостоянии двух принципиально различных подходов к шахматной игре: аналитики и воображения. За основным сюжетом угадывается и исторический фон того времени, когда Цвейг опубликовал свою работу — аншлюс Австрии и связанные с ним события. Хорошо продумана и шахматная составляющая произведения. Отдается дань уважения многим великим шахматистам того времени (в первую очередь нашим соотечественникам) — что особенно приятно.
Написано хорошо, местами даже изящно. Фраза, брошенная Мирко Чентовичем в конце, вполне имеет право называться культовой.
smid, 7 декабря 2012 г.
Не понравилось все, какой-то глупый мальчик, у которого проснулся вдруг талант к шахматам. И он стал просчитывать сложнейшие комбинации в уме и добиваться победы, притом что с трудом мог составлять предложения. Какой то клерк, которого держали в комнате долгое время и он от скуки научился играть в шахматы аж в голове. Гестапо которое действует столь смешным образом, водя на допросы какого-то мелкого чинушу на протяжении долгого времени.
Не понимаю как Чентовича можно сравнивать с Бобби Фишером. Бобби действительно выдающийся шахматист, пусть скандальный, но он не был ограниченным умом, скорее наоборот, он обогатил шахматную теорию множеством разработок.
predatorre, 20 июля 2012 г.
Моя самая любимая новелла у Цвейга. Наверное просто потому, что я сам люблю шахматы. Чентович — это чисто Фишер, предсказание сбылось спустя 30 лет после написания новеллы, вот и появился такой чемпион мира.
А вообще психология и описание того, как человек сходит с ума медленно и вследствие того, что наго довлеет, наверное, очень сложная тема и Цвейгу прекрасно удалось раскрыть эту тему.
dvh2000, 4 января 2012 г.
Интересная новелла. Шахматы это игра двух умов. А что происходит, когда игра осуществляется в одном уме?
Помимо главного героя любопытен персонаж — Чентович — чемпион мира, человек с шахматным складом ума, но без воображения и культуры пребвания в обществе.