FantLab ru

Михаил Булгаков «Собачье сердце (Чудовищная история)»

Рейтинг
Средняя оценка:
9.14
Голосов:
4170
Моя оценка:
-

подробнее

Собачье сердце (Чудовищная история)

Повесть, год (год написания: 1925)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 389
Аннотация:

Светило мировой науки, профессор Филипп Филиппович спасает от смерти бездомного пса Шарика, чтобы провести на нём эксперимент по выявлению функций гипофиза. Вопреки ожиданиям, выясняется: гипофиз даёт не ожидаемое учёным омоложение, а полное очеловечивание. В поведении Шарика вскоре проявляются черты донора, трусливого пьяницы и хулигана Клима Чугункина. «Новая человеческая единица» ставит квартиру профессора на уши, проявляя самые порочные стороны людской натуры. В то же время социалистическая действительность с охотой принимает Полиграфа Полиграфовича Шарикова, лишь способствуя его деградации и потакая порочной натуре.

В «Собачьем сердце» Михаил Афанасьевич Булгаков проиллюстрировал в персонажах две стороны: вымирающий тип в лице образованной элиты и бунтующий против неё пролетариат. Произведение наполнено глубокой иронией и сатирой на новые веяния, распространённые в России начала двадцатого века.

Примечание:

Повесть написана в 1925 г. При жизни Булгакова не публиковалась. Впервые: Студент, Лондон, 1968, №№9, 10; Грани, Франкфурт, 1968, №69; Булгаков М. Собачье сердце. Лондон, Flegon Press, 1968. Впервые в СССР: Знамя, 1987, №6. Авторская дата на машинописи Собачьего сердца: «январь — март 1925 года».


Входит в:

— условный цикл «Библиотека русской фантастики»  >  антологию «Деревянная королева: Русская фантастическая проза 20-х годов XX века», 1999 г.

— условный цикл «Итоги года»  >  Повесть года  >  антологию «Повесть 87», 1988 г.  >  Из литературного наследия


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1987 // Крупная форма

Экранизации:

«Собачье сердце» / «Cuore di cane» 1975, Италия, Германия (ФРГ), реж: Альберто Латтуада

«Собачье сердце» 1988, СССР, реж: Владимир Бортко



Похожие произведения:

 

 


Собачье сердце (Чудовищная история)
1969 г.
Повесть 87
1988 г.
Белая гвардия. Мастер и Маргарита. Собачье сердце. Рассказы
1988 г.
Избранная проза
1988 г.
Мастер и Маргарита
1988 г.
Повести. Рассказы. Фельетоны
1988 г.
Сатиры
1988 г.
Сатиры
1988 г.
Собачье сердце
1988 г.
Собачье сердце
1988 г.
Собачье сердце. Ханский огонь
1988 г.
Сочинения
1988 г.
Ханский огонь
1988 г.
Ханский огонь. Белая гвардия. Собачье сердце. Записки юного врача
1988 г.
Русская советская сатирическая повесть
1989 г.
Собачье сердце. Повесть непогашенной луны. Чевенгур
1989 г.
Запретная глава
1989 г.
Белая гвардия. Повести. Мастер и Маргарита
1989 г.
Белая гвардия. Собачье сердце. Роковые яйца. Ханский огонь
1989 г.
Дьяволиада
1989 г.
Дьяволиада
1989 г.
Дьяволиада
1989 г.
Дьяволиада и другие невероятные истории
1989 г.
Дьяволиада: Повести, рассказы, фельетоны, очерки
1989 г.
Избранное
1989 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 1
1989 г.
Мастер и Маргарита
1989 г.
Мастер и Маргарита. Собачье сердце
1989 г.
Мастер и Маргарита. Театральный роман. Собачье сердце
1989 г.
Собачье сердце. «Белая гвардия», «Роковые яйца», «Дьяволиада».
1989 г.
Собачье сердце. Повесть. Ханский огонь. Рассказ
1989 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 2
1989 г.
Театральный роман. Повести
1989 г.
Юмор серьёзных писателей
1990 г.
Сатирическая повесть 20-х годов
1990 г.
Трудные повести
1990 г.
Багровый остров
1990 г.
Записки покойника
1990 г.
Из ранней прозы
1990 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 2
1990 г.
Колесо судьбы: Повести,  рассказы, фельетоны,  1925-1927  гг.
1990 г.
Ранняя проза
1990 г.
Собачье сердце
1990 г.
Собачье сердце. Роковые яйца. Похождения Чичикова. Мы
1990 г.
«Я хотел служить народу…»
1991 г.
Две повести. Две пьесы
1991 г.
Дьяволиада
1991 г.
Дьяволиада. Повести и рассказы
1991 г.
Избранные произведения. Том 2
1991 г.
Морфий
1991 г.
Тьма египетская
1991 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том второй
1992 г.
Грядущие перспективы. Собачье сердце. Белая гвардия. Бег. Великий канцлер
1993 г.
Михаил Булгаков. Сборник произведений
1993 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 4. Собачье сердце
1993 г.
Михаил Булгаков, Владимир Маяковский: диалог сатириков
1994 г.
Metamorphoses
1994 г.
Мастер и Маргарита. Собачье сердце. Роковые яйца
1994 г.
Москва, двадцатые годы
1994 г.
Мастер и Маргарита. Собачье сердце
1995 г.
Собачье сердце
1995 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 3. Собачье сердце
1995 г.
М. А. Булгаков. Избранные сочинения в двух томах. Том 1
1996 г.
Белая гвардия. Собачье сердце. Кабала святош. Мастер и Маргарита
1997 г.
Избранные сочинения в 3 томах. Том 1
1997 г.
Собачье сердце
1997 г.
Собачье сердце
1997 г.
Том первый. Рассказы. Повести. Роман
1997 г.
Русская классика. 9 класс
1998 г.
Белая гвардия
1998 г.
М. Булгаков. Избранное
1998 г.
Собачье сердце
1998 г.
Собрание сочинений в 3 томах. Том 2
1998 г.
Деревянная королева
1999 г.
Избранные сочинения в трех томах. Том 1. Записки юного врача. Записки на манжетах. Рассказы. Дьяволиада. Роковые яйца. Собачье сердце. Белая гвардия
1999 г.
Рассказы. Повести
1999 г.
Антология Сатиры и Юмора России XX века. Том 10. Михаил Булгаков
2000 г.
Дьяволиада
2000 г.
Дьяволиада: Ранняя сатирическая проза
2000 г.
Избранные сочинения. Книга 1
2000 г.
Мастер и Маргарита
2000 г.
Собачье сердце
2000 г.
Собачье сердце
2000 г.
Советская проза 20-30-х годов. Том 2
2001 г.
Белая гвардия
2001 г.
Белая гвардия. Дьяволиада. Роковые яйца. Собачье сердце. Рассказы
2001 г.
Волшебный фонарь
2001 г.
Собачье сердце. Фантастические повести
2001 г.
Белая гвардия
2002 г.
М. А. Булгаков (комплект из 4 книг)
2002 г.
Мастер и Маргарита. Повести
2002 г.
Михаил Булгаков. Избранные произведения
2002 г.
Собачье сердце
2002 г.
Собрание сочинений в 8 томах. Том 3. Дьяволиада. Повести, рассказы и фельетоны 20-х
2002 г.
Русская литература XX века. 11 класс. Часть 1
2003 г.
Белая гвардия. Мастер и Маргарита. Повести. Рассказы
2003 г.
М. А. Булгаков. Избранные сочинения в 3 томах. Том 1. Записки юного врача. Записки на манжетах. Рассказы. Дьяволиада. Роковые яйца. Собачье сердце. Белая гвардия
2003 г.
Рассказы. Повести
2003 г.
Том первый. Рассказы. Повести. Роман
2003 г.
Избранное
2004 г.
Избранные произведения в двух томах. Том первый. Рассказы. Повести. Роман
2004 г.
Михаил Булгаков. Повести
2004 г.
Роковые яйца. Собачье сердце
2004 г.
Собачье сердце
2004 г.
Собачье сердце
2004 г.
Собачье сердце. Повести и рассказы
2004 г.
Собрание сочинений в 8 томах. Том 2. Собачье сердце
2004 г.
Собрание сочинений в 8 томах. Том 2. Собачье сердце
2004 г.
Повести временных лет. 1917-1940
2005 г.
Белая гвардия
2005 г.
Белая гвардия. Собачье сердце
2005 г.
М. А. Булгаков. Избранные произведения в 2 томах. Том 2. Мастер и Маргарита
2005 г.
М. А. Булгаков. Повести и рассказы
2005 г.
Мастер и Маргарита
2005 г.
Мастер и Маргарита. Роковые яйца. Собачье сердце
2005 г.
Мастер и Маргарита. Собачье сердце
2005 г.
Мастер и Маргарита. Собачье сердце
2005 г.
Михаил Булгаков. Сочинения в 4 томах. Том 3.
2005 г.
Собачье сердце
2005 г.
Собачье сердце
2005 г.
Собачье сердце. Белая гвардия. Дни Турбиных
2005 г.
Собрание сочинений в 5 томах. Том 2. Собачье сердце
2005 г.
Театральный роман. Собачье сердце. Роковые яйца. Записки юного врача. Жизнь господина де Мольера. Пьесы
2005 г.
Мастер и Маргарита. Собачье сердце (подарочное издание)
2006 г.
Необыкновенные приключения доктора
2006 г.
Собачье сердце
2006 г.
Собачье сердце
2006 г.
Новейшая хрестоматия по литературе. 8 класс
2007 г.
Белая гвардия
2007 г.
Дьяволиада. Собачье сердце. Роковые яйца
2007 г.
Мастер и Маргарита
2007 г.
Мастер и Маргарита. Собачье сердце (эксклюзивное подарочное издание)
2007 г.
Роковые яйца. Собачье сердце (подарочное издание)
2007 г.
Романы. Повести. Рассказы
2007 г.
Собачье сердце
2007 г.
Собачье сердце
2007 г.
Собачье сердце
2007 г.
Собачье сердце
2007 г.
М. А. Булгаков. Собрание сочинений в 8 томах. Том 2. Повести. Записки юного врача. Морфий
2008 г.
Полное собрание романов, повестей и рассказов в одном томе
2008 г.
Рассказы. Повести. Пьесы. Жизнь господина де Мольера
2008 г.
Собачье сердце
2008 г.
Повести. Рассказы
2009 г.
Роковые яйца. Собачье сердце
2009 г.
Собачье сердце
2009 г.
Собачье сердце
2009 г.
Собачье сердце
2009 г.
Собачье сердце. Иван Васильевич
2009 г.
Михаил Булгаков. Малое собрание сочинений
2010 г.
Михаил Булгаков. Малое собрание сочинений
2010 г.
Михаил Булгаков. Сочинения: О том, чего не было
2010 г.
Роковые яйца
2010 г.
Собачье сердце
2010 г.
Собачье сердце
2010 г.
Собачье сердце (+ DVD-фильм)
2010 г.
Собачье сердце. Дьяволиада
2010 г.
Собачье сердце. Повести и рассказы (+ аудиокнига MP3)
2010 г.
Собачье сердце. Роковые яйца. Записки юного врача. Театральный роман. Жизнь господина де Мольера
2010 г.
Собрание сочинений в одном томе
2010 г.
Белая гвардия
2011 г.
Собачье сердце
2011 г.
Собачье сердце
2011 г.
Собачье Сердце
2011 г.
Собачье сердце
2011 г.
Собачье сердце
2011 г.
Собачье сердце
2011 г.
Собачье сердце
2011 г.
Собачье сердце
2011 г.
Собачье сердце
2011 г.
Собачье сердце
2011 г.
Собачье сердце
2011 г.
Собачье сердце
2011 г.
Собачье сердце. Дьяволиада. Роковые яйца
2011 г.
Собрание сочинений в одной книге
2011 г.
Лучшие произведения
2012 г.
Лучшие произведения в одном томе
2012 г.
Мастер и Маргарита
2012 г.
Полное собрание романов и повестей в одном томе
2012 г.
Собачье сердце
2012 г.
Собачье сердце
2012 г.
Собачье сердце
2012 г.
Мастер и Маргарита. Белая гвардия. Собачье сердце. Записки на манжетах. Записки юного врача
2013 г.
Собачье сердце
2013 г.
Собачье сердце
2013 г.
Собачье сердце
2013 г.
Собачье сердце. Роковые яйца. Дьяволиада
2013 г.
Собачье серце
2013 г.
Мастер и Маргарита. Собачье сердце
2014 г.
Собачье сердце
2014 г.
Собачье сердце
2014 г.
Собачье сердце. Театральный роман
2014 г.
Мастер и Маргарита. Собачье сердце
2015 г.
Собачье сердце
2015 г.
Собачье сердце
2015 г.
Собачье сердце
2015 г.
Собачье сердце
2015 г.
Собачье сердце
2015 г.
Собачье сердце. Жизнь господина де Мольера. Повести. Рассказы
2015 г.
Собрание сочинений в 7 томах. Том 3
2015 г.
Собачье сердце
2016 г.
Собачье сердце
2016 г.
Собачье сердце
2017 г.
Собачье сердце
2017 г.
Собачье сердце
2017 г.
Собачье сердце. Белая гвардия
2017 г.
Котлован
2018 г.
Собачье сердце
2018 г.
Собачье сердце. Белая гвардия
2018 г.
Собачье сердце. Белая гвардия
2018 г.
Собачье сердце. Морфий
2018 г.
Собачье сердце
2019 г.
Собачье сердце
2019 г.
Собачье сердце
2019 г.
Собачье сердце
2019 г.

Периодика:

Студент. Журнал авангарда советской литературы №9/10
1968 г.

Аудиокниги:

Собачье сердце
2002 г.
Собачье сердце
2002 г.
Собачье сердце. Театральный роман
2004 г.
Собачье сердце
2005 г.
Собачье сердце
2005 г.
Собачье сердце
2007 г.
Собачье сердце
2008 г.
Собачье сердце
2008 г.
Мастер и Маргарита. Собачье сердце
2009 г.
Мастер и Маргарита. Собачье сердце. Иван Васильевич. Морфий
2009 г.
Собачье сердце
2009 г.
Собачье сердце
2009 г.
Собачье сердце
2009 г.
Собачье сердце
2009 г.
Романы. Повести. Рассказы
2011 г.
Собачье сердце
2012 г.

Издания на иностранных языках:

The Heart of a Dog and other stories
1990 г.
(английский)
Cuore di cane
1994 г.
(итальянский)
Heart of a Dog
1994 г.
(английский)
Corazon de perro. La Isla Purpura
1999 г.
(испанский)
A Dog's Heart
2007 г.
(английский)
Uova fatali Cuore di cane
2007 г.
(итальянский)
Coeur de chien
2009 г.
(французский)
The Heart of a Dog
2009 г.
(английский)
Cuore Di Cane. Uova Fatali
2012 г.
(итальянский)
Dog's Heart
2012 г.
(английский)
Hunda Koro. Fatalaj Ovoj
2012 г.
(эсперанто)
Das hundische Herz
2017 г.
(немецкий)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  28  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 февраля 2012 г.

Эх, не был я «продвинутым самиздатчиком», не читал я «Собачье сердце» в машинописи, в четвёртой копии, в ксероксе или в виде дампа на АЦПУ. А прочитал я её только в журнальной версии в 1987 году, при первой легальной публикации в Стране Советов.

В то время ещё сидели по лагерям «подрывные элементы», которых осудили за хранение этой «антисоветской агитации» — их письма публиковали и «демократические» журналы, и «почвеннические», потому что Булгакова хотели подтащить к себе и те, и другие. Одни тыкали пальцев в Шарикова, видя в нём главную цель авторской сатиры, другие — в Преображенского, видя в нём то же самое. И совсем мало было таких, которые говорили: «опомнитесь, да они оба «хороши», каждый по-своему...»

Шариков — конечно, хорош. Но если он — явная карикатура, хотя бы и писанная с натуры (в дневниках М.А. есть несколько заметок, по которым хорошо видно, из каких событий Полиграф Полиграфыч сложился), то с профессором Преображенским всё значительно сложней. Для карикатуры он слишком приятен (более чем возможное у тогдашнего пролетарского читателя «классовое чувство» мы проигнорируем — за неактуальностью), хотя от «положительности», очевидно, далёк. Хотя бы потому, что он тут отлично пристроен...

Булгаков наверняка Преображенскому сочувствовал — это заметно. Профессор, как и сам Булгаков, помимо своей воли «вляпался» в советскую реальность, к которой принадлежать, по большому счёту, не хотел бы, и пытается жить в ней так, как будто для него ничего в мире не изменилось. Он подчёркнуто удерживает в квартире старые порядки, хотя за её пределами всё давно уже решительно не так. Квартира Преображенского — бастион анахронизма, удержать который ему удаётся до поры до времени только с помощью наслоения одних компромиссов на другие (как бумажки от советских органов, которые защищают его «бытовой пузырь» от посягательств других советских органов). Но каждый компромисс истончает стенки «пузыря», и для наблюдателя (он же читатель) нет никаких сомнений, что не за горами уже печальный день, месяц, год, когда у профессора отберут сначала «броню», потом комнату, вторую, потом прислугу, потом придётся ужинать в спальне, потом выгонять из операционной (бывшей смотровой) соседей по образовавшейся коммуналке, которые придут жаловаться на запах хлорки и очереди больных в общем коридоре...

Всё это достойно сочувствия, конечно, но гораздо важнее, что Профессор отказывается такое своё будущее видеть. Он упрямо отрицает очевидное — в том числе очевидное и для автора. Булгаков, похоже, такого поведения своего персонажа тоже не понимает. В его отношении к Преображенскому постоянно проскальзывает горькая ирония: что вы, батенька, — светило, а таких простых вещей не сознаете? Что ж вы всё грозитесь уехать, хотя ясно ведь, что не уедете, потому что привыкли уже к этому хамству, бюрократии, классовому чванству, Чугункиным, а что важнее — привыкли чувствовать своё превосходство над ними, убогими, привыкли бравировать тем, что «не любите пролетариат», привыкли пугать Швондеров до потери штампа «Уплочено» демонстративными телефонными звонками «наверх», привыкли за приличную мзду выполнять аборты малолетним любовницам крупных совслужащих... Вы приспособленец, батенька, почти как они. Вы здесь прилипли.

И как бы Булгаков вам ни сочувствовал, Филипп Филиппович, вы, к сожалению, обречены.

Точно так же, как и Шариков. Хотя и по совершенно другим причинам.

Оценка: 10
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 ноября 2013 г.

Для меня знакомство с текстом «Собачьего сердца» началось, как ни странно, с песни группы «Агата Кристи»

«Братцы-живодеры, за что же вы меня...»

Я была потрясена тем, что прозаический текст ложиться на музыку, поется, и повесть вся такая. Меняется только ритм этой музыки в соответствии с содержанием эпизода.

Прочитав комментарии на этой странице, с удовольствием убедилась, что не одинока в своей неприязни к душке-профессору. А ведь как вальяжен! Шуба, сигара, добрый хозяин, щедрый господин, денежную бумажку машинисточке из барской руки. А мысли какие умные: Разруха в головах, в Большом пусть поют, а я буду оперировать. А самая важная среди этих мыслей: пролетарий должен заниматься своим исконным делом — чисткой сараев. Р-р-р! Гау-гау!

А вот Шарикова никто не любит. Псу могут посочувствовать — между делом, а вот человек однозначно отрицательный персонаж.

Честно говоря, сама его не люблю, но чувствую потребность замолвить о нем доброе слово. Заметьте, что Шариков не в состоянии так гладко формулировать свои мысли, как профессор, но сколько раз он говорит правду? «А что вы все — дурак, дурак. Похоже только профессорам можно ругаться...», «Я не давал своего позволения на операцию» (а по сути верно — профессор удовлетворял свое любопытство, не интересуясь ни мнением, ни жизнью пса), «А что вы меня помойкой попрекаете»

А в самом деле, справедливо ли попрекать Шарика и Шарикова помойкой, на которой он добывал свое пропитание?

Есть библейская притча о зернах, которые упали среди терниев. И выросли терния, и заглушили всходы. Каким был бы не Шариков — Клим, если бы вырос в других условиях? Кто знает?

И ведь еще раз говорит правду проклятый Шариков, когда называет профессора «папашей». Ведь Преображенский сам создал это существо, сам ужаснулся, сам уничтожил.

А стоило бы не любопытство свое тешить, а сделать все возможное, чтобы каждый новорожденный получил как можно больше шансов не стать Шариковым.

Оценка: 10
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 октября 2009 г.

Повесть, на которой закончилась свобода слова в послереволюционной России. Она была уже набрана и подписана в печать, но какой-то проницательный цензор разглядел в ней угрозу Советской власти, расшатывание основ коммунистического мировоззрения, гомерический смех автора над послереволюционными порядками — то есть истинную суть гениальной сатиры великого Мастера русской литературы.

Кстати, в отзывах о «Собачьем сердце» можно обходиться без спойлеров — если кто и не читал первоисточник, то уж видел удачнейшую экранизацию.

Повесть очень смешная, спору нет. Но под конец начинает становиться страшновато — и это не какой-то мистический страх, а жизненный, страх того, что на самом деле происходило тогда, и происходит сейчас. С той разницей, что «тогда» к власти пришёл воинствующий хам, в калошах профессора Преображенского, не ставящий ни в грош морально-нравственные устои прошлого, стремящийся «всё поделить». А«теперь» у власти тоже хам, только с тугим кошельком, беззастенчиво использующий все достижения прошлого, не создающий и даже не пытающийся создать что-нибудь новое, живущий по принципу «после нас — хоть потоп».

Выдающийся деятель науки проф. Преображенский нашёл способ делать человека из «подручного материала». Новаторство? — несомненно! Прогресс? — а как же! Но мучает и мучает вопрос — А зачем такой прогресс? Кому он нужен, если людей можно(и неплохо)делать традиционным методом?

Мораль проста — нужно сначала подумать, а потом уже претворять в жизнь все свои, пусть и гениальные, задумки. Филиппа Филипповича оправдывает только то, что он наткнулся на метод «очеловечивания» случайно. Шариков получился, как побочный продукт эксперимента(но это оправдывает только профессора, и только в художественном произведении). Но повесть эта — не просто занимательная история для «время убить», это также и мудрейшая притча об ответственности учёного за свою деятельность. Если хотите — повесть-предупреждение. Созданный монстр (по другому Полиграфа Полиграфовича не назовёшь) готов уничтожить своего создателя. К счастью создатель «успел раньше». Но опять же — только на бумаге. В жизни всё гораздо трагичнее. И происходило и происходит.

P.S. Прошу извинить за возможные повторы. Скорее всего мои впечатления созвучны другим отзывам. Но не написать своего мнения на любимый шедевр — не мог.

Оценка: 10
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 февраля 2013 г.

Полагаю, все читавшие эту повесть согласятся с тем, что это одно из самых лучших произведений Мастера. Дело даже не в сюжете, который интересен, но в принципе для литературы того времени не нов: и метаморфная фантастика уже была, и социальный памфлет тоже. Дело в героях, каждый из которых притягивает внимание и мысль своей глубиной и неоднозначностью.

Скажем, Шарик, в бытность свою собакой. Если прислушаться к его внутренним монологам, мы видим перед собой не слишком приятное существо. Да, он сильно натерпелся от нас, людей. Но при этом по сути у этой собачки лакейская душонка. Вспомним фрагмент первой прогулки с ошейником и на цепи. Шарик моментально стал смотреть на своих прежних собратьев бродячих псов пренебрежительно и свысока. И был облаен некоторыми из них как пес, выбившийся в аристократы. Михаил Афанасьевич очень тонко подметил этот лакейский снобизм, свойственный собакам. И Шариков в бытность свою человеком — это не только отвратительный Клим Чугункин, это и собака Шарик тоже. Существо с неразвитым разумом постепенно становится чудовищем. Сам в бытность собакой находясь под угрозой уничтожения санитарно-эпидемиологическими службами, он, став человеком, с восторгом и наслаждением отдается истреблению бродячих животных. Не важно, что они коты, важно, что от своей власти и возможности чинить ее с садистской жестокостью он получает удовольствие. Это страшное существо, кем бы он ни был, собакой или человеком.

Далее, Филипп Филиппович Преображенский. Талантливый врач, светило мировой величины. И чем же он занимается? Омоложением власть имущих. Справедливости ради отметим, что профессор Преображенский — ученый. Научный интерес к проблеме у него также имеется и работает он много и увлеченно, но результат какой-то мелочный получается. Его пациенты после курса омоложения свои вновь обретенные силы направляют только на чувственные удовольствия. На другое у них элементарной фантазии и опять-таки развитости рассудка не хватает. По сути, пациенты Филиппа Филипповича — это те же Швондеры, только более удачно взлетевшие по карьерной лестнице. Открыто презирая Швондера и его домкомовскую команду, профессор Преображенский весьма любезен с теми же Швондерами рангом повыше, у которых есть средства для оплаты его фантастических операций. Он по своей нравственной сути тот же Шариков, только хорошо образованный, умный и имеющий аристократические манеры. Того, кто слабее, можно укусить, а вот тому, кто сильнее, будем лизать штиблеты. И это не спишешь только на условия жизни. Ведь профессор Персиков из «Роковых яиц» не такой. Видимо, это все-таки характер.

Если как следует подумать и перечитать внимательно, в центральных персонажах «Собачьего сердца» Михаил Афанасьевич показал Шарикова. Только в разных вариантах, с разными условиями воспитания, образования, образа жизни. Хам Шариков ненавидит котов и аристократов, но тушуется перед грубым напором доктора Борменталя и побаивается Филиппа Филипповича, профессор Преображенский ненавидит пролетариат и хамство, но также тушуется перед этим хамством в лице крупного чиновника, с которым в разговоре принял слишком резкий тон. Шариков и Преображенский — отражение одного и того же типа личности, взращенного в разных условиях.

Очень показательны сцены пробуждения речевых центров собаки после операции. Перед нами проходит наша улица, то есть мы сами, наша грубость, вульгарность, жестокость. Эту не слишком объемную повесть действительно можно считать энциклопедией московской жизни 20-ых годов 20-го века.

Оценка: 10
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 декабря 2008 г.

Эта «чудовищная история» самая моя любимая среди замечательного творчества Михаила Афанасьевича Булгакова. И одна из немногих, которую с наслаждением перечитываю.

В первую очередь хочу отметить изумительный слог автора — невольно его перенимаешь и изъясняться начинаешь по-булгаковски. Обидно, что такой чистый, интеллигентный русский язык сегодня уже не «в ходу». Да что язык, уже и от интеллигентов остались одни крохи... Давно ли Вы встречали людей, подобных профессору Преображенскому и доктору Борменталю? Вокруг, практически, одни Швондеры, куда ни кинешь взгляд, тебя окружают Телеграф Телеграфовичи... Так и слышиться: «Вчера котов душили, душили.»... И это при такой-то богатейшей культуре! Настолько измельчать и не стыдиться своего невежества!! Вот уж действительно, если собака заговорила, это еще не означает, что она стала человеком... Да и что душой кривить — страшнее человека животного нет...

К слову сказать, подобные операции на самом деле имели место быть в СССР (в частности). Проводились опыты по улучшению человеческой расы или выведению «новой породы» людей (называйте, как хотите).

Не могу не упомянуть фильм — это живое воплощение повести! Для меня фильм и оригинал стали единым целым. Другими я героев уже не вижу, другую Москву, другую зиму и представить не могу! Потрясающая, мастерская работа!! Ведь надо еще учитывать то обстоятельство, что творения Булгакова просто не поддаются экранизации!

Не имею привычки навязывать свое мнение другим, но здесь сделаю исключение: (думаю, многие со мной согласяться) эту повесть должны читать все, обязательно!!

Спасибо, Мастер, браво :appl:

«От Севильи до Гренады... В тихом сумраке ночей»

Оценка: 10
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 мая 2015 г.

Не знаю даже что и написать. В голове крутится одно — «Великолепно!».

Великолепно красивый язык. Да, местами немного вычурный и украшенный оборотами и словами не свойственными нашему современному разговорному языку, но все же легко читаемый, понятый и очень красивый.

Так же и сама повесть — смесь фантастики, мистики и прекраснейшей сатиры. Булгаков, как очевидец пролетарской революции, просто изумительно показал контраст человека старого типа в виде интеллигентнейших профессора Преображенского и доктора Борменталя с ярким представителем дорвавшейся до власти шушеры, которую так красочно воплотили в себе Шариков и Швондер с компанией.

И, хоть уже многие писали, тоже хочу сказать, что повесть имеет прекраснейшую экранизацию режиссера Владимира Бортко. Ну а Филипп Филиппович, сыгранный Евгением Евстигнеевым и Шариков,сыгранный Владимиром Толоконниковым просто идеально соответствуют образам из книги.

Я считаю, что это однозначно классическое произведение, обязательное к прочтению.

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 октября 2012 г.

Изумительная вещь. Текст запоминается сам собой и держится в памяти десятилетиями. На главную тему, тему становления Шарикова, сказано уже все, что только можно сказать. Шариковых мы все хорошо знаем, они есть везде. Филипп Филиппович — совсем другое дело.

Профессор Преображенский производит впечатление человека чистой науки. Да, он — гениальный ученый, но наука для него — средство. Преображенский — звезда коммерческой хирургии, и работает для того, чтобы сохранить привычный образ жизни и право говорить все, что считает нужным. Другого пути у него нет. Ради этого он оперирует, продлевая половую жизнь крупным и средним начальникам, бизнесменам, всякому жулью и общественным деятелям — всем, кто может заплатить или помочь в решении проблем. Ради этого он идет на опасный эксперимент с непредсказуемыми последствиями. От вивисекций во времена Булгакова ждали таких же чудес и кошмаров, как теперь от генной инженерии. Так что это еще повезло, что получился всего-навсего Шариков, существо поганенькое, но само по себе слишком ничтожное. Результат мог оказаться намного страшнее. Филипп Филиппович понимает это лучше всех, и в разговоре с Борменталем дает жесткую оценку своему эксперименту, не результату, а самой идее «приподнять занавес».

Пройдет лет 5-7. Шариковы уже растерзают Швондеров и займут их место. Городовые, хоть и в красных кепи, начнут наводить порядок, как хотелось и Преображенскому, и Булгакову. Порядок наведут, да такой, что самим станет страшно. Преображенского настойчиво попросят поработать на государство. Отказаться он не сможет. Профессору дадут институт, разрешат оставить прежних сотрудников, сохранят квартиру в Калабуховском доме и дадут еще государственную дачу. Даже застольные беседы могут пропускать мимо ушей, если говорить будет не слишком громко. За все это придется платить новыми опасными открытиями.

Это даже хорошо, что Преображенский и Борменталь оказались людьми дела, а не чистой науки. По крайней мере, у них хватило мужества повернуть вспять собственный эксперимент. Кто-то другой на месте Преображенского мог пустить в ход все свои связи и добиться отселения Шарикова на другой конец Москвы. Пусть достает других. На худой конец переехал бы сам и наблюдал за развитием событий со стороны. В жизни часто так и бывает.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 октября 2017 г.

Замечательное, в своем роде уникальное произведение, которое через сатирически сниженную вполне советскую версию легенды о Франкенштейне дает глубокий анализ революции и ее последствий.

Итак, старорежимный профессор Филипп Филиппович Преображенский, гениальный хирург, старый ворчливый холостяк, эрудит, жизнелюб и прочая, и прочая — подбирает на улице несчастного бродячего пса Шарика. И через операцию по пересадке человеческих гипофиза и половых желез бедному псу -очередной жертве науки — с изумлением обнаруживает почти полное превращение собаки в своего донора-человека. Покойного Клима Чугункина, полууголовника-люмпена, пьяницу и хама. Который, будучи вполне приспособлен к переменам в жизни послереволюционной России, искренне считает себя пролетарием, «имеющим права». В чем его, кстати, активно убеждает и домоуправ Швондер.

Прозорливость Булгакова просто уникальна. Чего стоит хотя бы разговор профессора с коллегой — доктором Борменталем — о пути развития советского общества. Ведь и правда, Швондеры — поколение революционеров, изничтоживших милый профессору старый мир — активно использовали для своей армии и этаких вот Шариковых. С целью избавиться от буржуазных Преображенских, и построить светлое будущее. Не учтя при этом, что Шариковых очень быстро используют, чтобы избавиться от них самих. И будут строить уже совсем другое общество...

Кроме идейного совершенства, в повести подкупает великолепный язык, фантазия и глубокое знание темы хирургической медицины. Проскальзывают отголоски модных тогда идей, когда с целью доказать теорию Дарвина основывали Сухумский обезьяний питомник и планировали получать гибриды обезьян и людей. Отлично затронута скользкая тема взаимодействия интеллигенции и власти... В общем, шедевр.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 ноября 2008 г.

Удивительная совершенно книга — трудно представить себе, чтобы человек во времена Сталина написал такую антисоветчину и сохранил голову на плечах.

У украинского писателя Юрия Винничука были такие строчки (уж простите за авторский перевод с украинского:)): «... времена были тяжелые. Кто поднял голос, мог потерять голову. Кто молчал — терял лицо... Люди без лиц стояли в первых рядах борцов за свободу, когда это уже не угрожало потерей головы». Я это к чему — Булгаков никогда не молчал, не терял лица. Но голову сохранил — то ли сила таланта действовала на Сталина (говорили же, что Коба и Довженко — классика украинского кинематографа, бесконечно влюбленного в родную землю, а никак не в СССР — очень любил), то ли еще что. Да, «Дни Турбиных» периодически запрещали в театрах, но через время опять разрешали.

«Собачье сердце» тяжело назвать фантастикой, скорее, в образе Шарикова показана вся «родословная» проллетариата. Ведь если даже кухарка может управлять страной, то почему бывший пес подзаборный не может быть активистом парти?

Я эту книгу читал раз, наверное, пять, не меньше. И всякий раз поражался силе созданного Булгаковым образа, удивительной точности и меткости аллегории и невероятному обаянию профессора Преображенского.

«Никогда не читайте до обеда советских газет...»

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 марта 2019 г.

Трагикомическая история Филиппа Филипповича Франкенштейна и созданного им чудовища...Чудовищная история, как заметил сам ее автор...

Вот проще всего и всего банальнее увидеть в этой повести лишь памфлет(если она понравилась) или пасквиль(если вызвала отторжение),а не то и вовсе сатирический отклик на злободневные проблемы...

То есть, «Собачье сердце» — это и памфлет, и пасквиль, и политически заостренная сатира, но все же есть в данной повести нечто такое, что отличает ее от множества всяческих сатирических вещиц, благополучно преданных забвению, хотя были они и злее, и ядовитее, и беспощаднее...

Допустим, сводится все ее содержание к тому, что интеллигент Булгаков посредством образа Полиграфа Полиграфовича Шарикова сотворил карикатуру на тех самых пролетариев, которые были ничем, а стали всем...

Или же Михаил Афанасьевич был более коварен, и в образе и деяниях профессора Преображенского показал историю русской интеллигенции. Дескать, вот, господа бывшие поповичи годами мечтали о том, что их трудами заведется в России новая порода людей, призывали к разным социальным экспериментам. А как до дела дошло, то стало им страшно и неуютно. И это в книжке они выведенного в лаборатории нового человека обратно в собачку переделали, а в жизни ведь именно новый человек возьмет их за жабры. Неужто Полиграф Полиграфович кошками бы ограничился? Он и профессоров этих, которые народ на всяких заседаниях на словах любили, а на деле дальше дворницкой не пускали, он и их же ликвидирует в исторической перспективе. Пройдемте, дескать, бывшие господа и нам не товарищи, в подвальчик за порцией пролетарского свинца...

Или вот один литературовед взял во время оно и написал, что Шариков — это Сталин, Преображенский — Ленин, Борменталь — Троцкий, Швондер — Каменев, Зина — Зиновьев. Когда я обнаружил, что прототипом Дарьи якобы является Феликс Эдмундович Дзержинский, то тут стало мне вдвойне тоскливо...

Неужто такое мощное воздействие на читателя оказывает то ли антипролетарский пасквиль, то ли сатира на русскую интеллигенцию, то ли огромный фельетон о борьбе за власть после смерти Ленина? Как все это скучно, примитивно, плоско, если и впрямь таковым окажется...

Что-то мне хочется с другого бока к «Собачьему сердцу» подойти, но от этих попыток связать «Собачье сердце» с тематикой самого знаменитого произведения Мэри Шелли тоже веет умозрительностью, метафизикой и несерьезностью. Ага, «Филипп Преображенский, или Современный Прометей». И где-то в параллельной реальности Борис Карлофф снимается в фильме ужасов «Возвращение Полиграфа». И критики пишут статьи о том, как Булгаков показал тщетность соревнования человека с Природой(с Творцом)...

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 августа 2017 г.

«Собачье сердце» — значимая веха советской литературы, а также детальный социальный слепок первых лет послереволюционной России. Рад, что перечитал эту повесть в более сознательном возрасте. На этом месте хотелось бы выразить негодование тем, какие же трудные для понимания произведения предлагаются в курсе уроков литературы. Собачье сердце-то ещё ладно, пойдет, хотя и оно главной своей идеей имеет метафору (или аллюзию) на революцию, эксперимент над народом. И так во многих наших книжках по программе, сплошная социалка, на которую школьникам откровенно плевать, им главное интересный сюжет и мощные герои по типу Воланда. Но вернусь к Собачьему сердцу.

Главная идея повести в том, что эксперимент, революция, операционное вмешательство не способно в итоге дать здоровый организм, отстранившийся от своего дооперационного состояния. И не зря на фоне ежедневных дел Филиппа Филипповича к нему в квартиру заваливаются какие-то партийные контролёры, извините, их должностей не помню. Ну это же рэкетиры чистой воды! Просто выглядят они на этот раз более канцелярски, но это всё те же бандиты, вчерашние неимущие, решившие захапать заработанное чужим трудом. И раскулачивание мне вспомнилось, и всё остальное. Кошмар, товагищи. И вот через такую аллюзию, на примере единичного Шарикова, Булгаков демонстрирует, что революционным путем (как противоположность эволюционному) такие глобальные перемены невозможны. Ключевой лейтмотив — «разруха не в клозетах, а в головах». Весьма удивило меня в этот раз при прочтении, как Филипп Филиппович, выражаясь сегодняшним модным сленгом, бомбил. Во всей повести он самый негодующий, взрывающийся персонаж. Вроде бы это должно быть свойством слабости, но нет — это свойство натуры человека, которому не всё равно, который видит и понимает, что многое совсем не так, как должно быть. Мне очень понравился момент противопоставления сложных решений и взглядов Филиппа Филипповича и простых лозунгов Шарикова. Например, «взять всё, да и поделить» — ну шикарный показатель убогости простых и резких, чуть ли не фашистских решений. За этот гимн сложности отдельное спасибо Михаилу Афанасьевичу.

Помимо идей повесть прекрасна в своём воплощении, форме. И описания жизни собаки, очень достоверные, и минимальные, но цепкие маркеры эпохи через случайных персонажей и декорации. И вообще, стиль письма здесь очень хорош, одно удовольствие.

П.С. Рекомендую для дополнительного погружения в повесть найти аудиозапись лекции Дмитрия Быкова конкретно по «Собачьему сердцу». Очень толково и интересно.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 сентября 2008 г.

Эта книга прежде всего является прекрасной сатирой мастера на окружающее его общество. Наиболее ярко она представлена в противостоянии профессора Преображенского и Швондера. Столкновение многранное и глубокое по своей сути. На его основе можно точно представить ситуацию сложившуюся на тот момент в обществе. Когда власть, пускай иногда она и не значительная, получили люди не имеющие ни малейшего понятия о интелегентности и культуре. Массово, и самое главное продуктивно, начали заражать общество своим внутреннним миром, а правильнее будет сказать мирком. И интелегентность Преображенского потерпела бы поражение в борьбе, если бы не его мировая известность, его профессионализм, который был нужен «сильным мира сего». Ведь такие «Швондеры» боятся только вверхстоящей власти.

Интересно и цепочка превращения:Шарик-Шариков-Шарик. Превращение собаки в человека, который, прошу прощения, был хуже собаки. И в этом нет вины собачьей составляющей. Все пороки Шарикову достались по наследству от его человеческого прародителя. И только расцвели пышным букетом. только запах у этого букета отнюдь не запах роз (еще раз прошу прощение). В середине книги мне даже стало жаль собаку. И я был рад обратному превращению.

Нельзя не упомянуть и прекрасный стиль Булгакова. Весь текст наполнен крылатыми фразами, которые легко запоминаются и находят применение при общении в современном обществе.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 февраля 2016 г.

Решил вступиться за настоящего русского интеллигента с поповской фамилией. Профессор делает жизнь лучше! И больным и своим помощникам. Указывает пролетариям их место? Он прав: пролетарий по определению тот, кто ничего не умеет в отличие от настоящего рабочего-водопроводчика, на котором держится весь огромный дом. Бездомному псу не пожалел хорошей колбасы и хотел из него сделать счастливого человека. Ну не получилось (все получается у тех, кто ничего не делает) — вернул в исходное состояние и даже в более теплое и сытное. Спас прекрасного доктора Борменталя. Предостерег от страшного брака девицу. Преображенский настоящий герой нашего, пардон, постреволюционного времени. А их, увы, немного в нашей литературе...( какие герои из убийц своих друзей Онегина и Печорина?) Думаю, что Преображенский оклеветан теми, кому претят настоящие герои с русскими фамилиями, а многие бездумно повторяют эту клевету...А ведь благодаря таким Преображенским сейчас народ живет в среднем по 70-80 лет и с продвинутой молодостью. Давайте будем благодарны и в первую очередь мастеру, а не пролетарию от литературы Михаилу Афанасьевичу, создавшему великий дружеский дуэт Преображенский- Борменталь(когда они выпивали вдвоем, я прослезился...)вставший в ряд других великих друзей: Холмса и Ватсона, Брауна и Фламбо...А книга стала народной.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 октября 2009 г.

Увы, не нам судить о «Собачьем сердце». Эта книга была жесточайшей сатирой на жизнь и работу «старой гвардии» типа модных врачей, оставшихся с царских времен. Хотя сейчас мы видим тоже самое в ухудшенном варианте. Врачи, прикрываясь всегда модными учеными званиями кандидатов/доцентов/докторов/профессоров, а некоторые даже придуманных академиков, создают себе маленькие частные приемы, которые уже по факту своей организации не соответсвуют заявляемому уровню науки и качества помощи. Так, например, доктор наук для начала должен иметь в подчинении собственную как правило высоко специализированную лабораторию, на базе которой он готовил докторскую диссертацию, и на основании заключений которой он может делать свои глубоко научные выводы. В противном случае качество помощи этого доктора наук ничем не отличается от помощи участкового врача с той лишь разницей, что у участового врача намного больший опыт работы. В «Собачьем сердце» же совершенно нет указаний ни на какую научную базу, будь то анатомический театр, гистологическая лаборатория, общеклинические анализы и тому подобные вещи, которые уже присутствовали в то время и определенно были знакомы Булгакову, ведь он был в том числе практическим врачем. И так далее. Эта мало понятная многим послевоенным советским гражданам насмешка над царской «типа интелектуальной элитой» и была причиной, почему «Собачье сердце» по идее не должно было вызывать отторжения у Советской власти.

Вторая же подобная причина была в полном соответствии «Собачьего сердца» речи тов. Сталина «О хозяйственном положении Советского Союза и политике партии» от 1926 года, которую просто обязательно следует прочитать перед тем как садиться за «Собачье сердце». Они практически аутентичны по своему отношению как к стенографисткам так и к управдомам, проводящим политические собрания. Почему «Собачье сердце» не было напечатано, мы можем только догадываться. Может быть и потому, что сатирические мысли о имеющемся общественном строе из этой книги буквально через год целиком и полностью как-то оказались в вышеуказаной речи тов. Сталина, одной из величайших его речей, которая послужила идейной основой для первой волны зачисток в 1927-29 годах. Ну и зачем было опорачивать новизну такой важной речи каким-то юмористическим фельетоном про докторов?

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 марта 2012 г.

Просто восхитительно! Не судите меня строго, я достаточно давно читала эту повесть. Мне особенно мило это произведение в первую очередь из-за эпохи, которая в нём описывается. Да и вообще идея меня задела за живое... Человеческие пороки во всей своей полноте выразились в Шарикове. Нам как-бы напоминают: «Не путайте Божий дар с яичницей», то есть Чудо и научный эксперимент. Мне необычайно приятен персонаж профессора Преображенского своей бесконечной мудростью и благородством...

Порой задумываешься: «Какие раньше произведения были! Как же всё-таки классики умели подать свой труд!», и тут же приходит мысль: «Дело не в том, что читатель требовательнее и грамотнее стал... нет. И время и люди изменились. Сейчас сложно найти человека, который с той же ответственностью подойдёт к делу, как раньше. Не тот подход».

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх