fantlab ru

Харлан Эллисон «Визг побитой собаки»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.40
Оценок:
224
Моя оценка:
-

подробнее

Визг побитой собаки

The Whimper of Whipped Dogs

Другие названия: Бег бешеных псов; Визг побитых собак

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 47
Аннотация:

Она увидела как во дворе их дома медленно и хладнокровно убили женщину. Ножом. Она была одним из двадцати шести свидетелей этой страшной сцены и, как и все остальные, ничего не сделала, чтобы остановить убийцу.

И она увидела ещё кое-что. В сгущающемся тумане ей привиделись огромные горящие красные глаза и безобразная ухмылка хищного лица.

Это было лицо самого города, нового, кровавого Бога. Бога тумана и уличного насилия. Бога, требующего поклонения, и предлагающего на выбор — смерть в качестве жертвы или жизнь в роли вечного свидетеля гибели других несчастных.

Бог, соответствующий нашему времени. Бог улиц и толпы...

© ceh
Примечание:

впервые в сборнике «Bad Moon Rising», 1973

В 1974 году рассказ получил «Edgar Allan Poe Award».


Входит в:

— антологию «Bad Moon Rising: An Anthology of Political Foreboding», 1973 г.

— антологию «Best Detective Stories of the Year: 28th Annual Collection», 1974 г.

— сборник «Deathbird Stories», 1975 г.

— сборник «No Doors, No Windows», 1975 г.

— антологию «The Year's Best Horror Stories: Series III», 1975 г.

— антологию «The Best Horror Stories», 1977 г.

— антологию «The World Fantasy Awards. Volume Two», 1980 г.

— антологию «L'assassin habite au XXIe siècle», 1987 г.

— сборник «The Essential Ellison», 1987 г.

— антологию «Родословная тьмы», 1987 г.

— антологию «The Horror Hall of Fame», 1991 г.

— сборник «Миры Харлана Эллисона. Том 2. На пути к забвению», 1997 г.

— антологию «The Greatest Mystery Stories of the 20th Century», 1998 г.

— антологию «The Best American Mystery Stories of the Century», 2000 г.

— сборник «Эликсиры Эллисона», 2001 г.

— антологию «The American Fantasy Tradition», 2002 г.

— антологию «Crucified Dreams», 2011 г.


Похожие произведения:

 

 


Миры Харлана Эллисона. Том 2. На пути к забвению
1997 г.
Цвет зла
2016 г.
Эликсиры Эллисона. От любви и страха
2022 г.

Самиздат и фэнзины:

Маленькие шедевры от Великого Мастера. Том 1
2011 г.

Издания на иностранных языках:

Bad Moon Rising: An Anthology of Political Foreboding
1973 г.
(английский)
Deathbird Stories
1975 г.
(английский)
No Doors, No Windows
1975 г.
(английский)
The Year's Best Horror Stories: Series III
1975 г.
(английский)
The First Orbit Book Of Horror Stories
1976 г.
(английский)
The World Fantasy Awards. Volume Two
1980 г.
(английский)
The Essential Ellison: A 35-Year Retrospective
1987 г.
(английский)
The Dark Descent
1987 г.
(английский)
L'assassin habite au XXIe siècle
1987 г.
(французский)
Dreams with Sharp Teeth
1991 г.
(английский)
The Horror Hall of Fame
1991 г.
(английский)
The Horror Hall of Fame
1992 г.
(английский)
The Horror Hall of Fame
1992 г.
(английский)
The Dark Descent
1997 г.
(английский)
The Best American Mystery Stories of the Century
2000 г.
(английский)
The Best American Mystery Stories of the Century
2001 г.
(английский)
The Essential Ellison: A 35-Year Retrospective
2001 г.
(английский)
The Essential Ellison: A 50-Year Retrospective: Revised and Expanded
2001 г.
(английский)
The American Fantasy Tradition
2002 г.
(английский)
The Essential Ellison: A 50-Year Retrospective: Revised and Expanded
2005 г.
(английский)
Crucified Dreams
2011 г.
(английский)
Deathbird Stories
2011 г.
(английский)
Колір зла
2016 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

В этом рассказе главный злодей — Нью-Йорк. В отличие от, скажем, таинственного, старого и обаятельного Нью Йорка Донны Тартт (роман «Щегол»), Нью-Йорк Эллисона — ужасное место. Он калечит людские души, извращает их или уничтожает. Данный процесс иллюстрируется через сцену зверского убийства, которому главная героиня Бэт (и еще человек 20 ее соседей) стала свидетелем, и некую зловещую сущность, наблюдающую не столько за преступлением, сколько за реакцией очевидцев. А реакция у них любопытная, она стоит внимания. Кто-то смотрит на кровопролитие со спокойствием и холодным наслаждением, кто-то трогает себя или партнера, возбуждаясь от того, что видит. А кто-то, как и демоническое божество над городом, следит за другими.

Рассказ неплохой, но и не супер. Секс, насилие, кровь, жестокость, граничащая с садизмом... Все на месте. Старый «добрый» Эллисон. Тут ничего нового. История подается жирными мрачными мазками, почти пощечинами. Прямо в лоб, как есть. Никаких заигрываний и никакого света. Только злость, безразличие и мрак, местами, как мне кажется, сгущённые в не слишком правдоподобную кашу: из-под текста пробивается авторский голос. Кто же его так огорчил?

Частично ответ можно найти в истории Китти Дженовезе, которая, похоже, сильно впечатлила Элиссона. Писатель взял обстоятельства, истолковал по-своему «эффект свидетеля» (в сюжете он объясняется не естественными психологическими факторами, а внутреннем импульсом человека к жестокости, к наслаждению от кровавых зрелищ) и написал об этом.

Идея рассказа — в философских размышлениях о городе, ломающем характеры и судьбы; о каменных джунглях, где люди живут по бесчеловечным законам и делятся на жертв, свидетелей и убийц, о нравах толпы. На примере Бэт читатель может наблюдать процесс «слома» от и до. На примере же второстепенного персонажа Глисона, который ищет оправдание своему ублюдочному поведению в нездоровой атмосфере города (что на самом деле чушь собачья), можно увидеть результат многолетнего пребывания в душных объятиях Нью-Йорка.

Глисон — мразь, ни больше не меньше. Почему его псевдофилософская болтовня убеждает Бэт в том, что он просто жертва обстоятельств и оправдывает его скотские поступки, решительно непонятно.

Больше всего в рассказе понравилась атмосфера заговора, едва ли не сектанства, где горожане предстают эдакими культистами, последователями «Бога улиц и толпы».

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Годный рассказ. У большого города, Нью-Йорка, свой образ, и этот образ — отнюдь не добродушный. Слишком много людей в тесном пространстве, кто-то должен стать жертвой. Чтобы не стать жертвой, нужно стать волком, а с волками жить — поступать по пословице.

Не особо новая идея даже на момент написания, но сделано грамотно, не затянуто, кроме острого сюжета имеется и интим, то есть, вполне адекватная сборнику и своему времени история.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вслед предыдущим комментаторам.

Скорее это рассказ Баркера написан под влиянием Эллисона (1973 vs 1984). Это если не вспоминать о «Толпе» Брэдбери.

Но на самом деле зачем нужны литературные первоисточники, когда есть вполне реальный случай Китти Дженовезе?...

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перефразирую предложение одного из написавших отзыв, Черт возьми, ужасный рассказ! Как всегда, Эллисон бросает нам намеки, аллегории, сдобрив все это изрядной долей шокирующих деталей. Но проблема в том, что шок это все не вызывает, так разве что, насилие ради насилия. Рассказ напомнил мне один из кучи современных хоррор фильмов, претензия на артхаусность, вкупе с шок наполнением, а на деле пустышка. И да, люди прочитав о том, что рассказ получил «Edgar Allan Poe Award», тут же бегут его нахваливать, ибо а как иначе, нужно ведь обязательно показать себя эстетом, знатоком, находящим сакральный смысл там где его нет и быть не может. А как мне кажется, нужно называть вещи своими именами, и не пытаться выдать из себя эдакого литературного знатока, просто не мудрствуя лукаво, признайте, вам понравилось только потому что так сказали критики. За сим все, Харлан Элиссон вновь утвердился в моих глазах как человек эпатирующий ради самого эпатажа.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ужастик со смыслом.Возможна ли такая ситуация? Возможна и массово.Когда государство душит гражданское общество, появляется апатия и безразличие к чужой беде.И человек раздавленный как личность ищет защиту у невесть кого и чего. Эллисон -мастерски нам намекнул, сплочайтесь или вас пожрут, как героиню рассказа..

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот жестокий рассказ написан, как мне казалось, под сильным влиянием Клайва Баркера, конкретно — «Запреты» и «Полночный поезд с мясом» (поправка — рассказы Баркера написаны под влиянием этой новеллы). Но, конечно, тут не подражание, а скорее, способность мыслить в одном направление, создавая мощные убедительные пугающие городские легенды.

В будущем, через пару сотен лет, этот рассказ будут исследовать и анализировать, как образец магического мышления жителя мегаполиса — и ведь будут правы! Харлан Эллисон воспроизвёл образную систему мировосприятия городского обывателя с ужасающей достоверностью.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно сильный рассказ, в плохом понимании этого слова. Нет, сам рассказ хорошо написан, но вот атмосфера в нем. Она гнетущая, безысходная и довольно таки мерзкая (если можно так выразиться). Когда я прочитал рассказ, было ощущение что я грязный и необходимо срочно отмыть себя. Отмыть от той крови и насилия что показано в рассказе. Хотя нет, скорее от той бездушности и жажды насилия, что живет в том городе. Городе, где не место добрым людям. Городе, который меняет тебя, высасывает из тебя все соки и приобщает к себе. И ты так же начинаешь получать удовольствие от тех сцен, что он тебе показывает.

Однозначно, шедевр. не хуже, а может даже и лучше чем «У меня нет рта что бы кричать».

Оценка: 9
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Черт возьми, потрясающий рассказ!

Эллисон попадает прямо в точку, в солнечное сплетение моих любимейших ингредиентов: рассказ провокативный, эпатажный, мистический, урбанистический, кровавый; он вкрывает гнилую подноготную городского человека, показывает мерзостную сущность самого города. И пускай некоторе люди кривятся об упоминании города, как сущности, меня всегда это интриговало и будет интриговать. Как и Эллисон, я считаю, что у каждого города есть своя душа.

Интересно, что «Визг» открыт для множества интерпретаций — для кого это джиалло, для кого психологический триллер, для кого ужасы, а для кого и философская ремарка.

«Визг побитой собаки» идеально смотрится с рассказом «Полночный мясной поезд» любимого мной Клайва Баркера, они словно братья — суть практически одна и та же! Но это в смысловом плане. А в стилистическом... Лично я впервые услышал об Эллисоне благодаря активному пиару Стивена Кинга, и я очень рад, что «Король ужасов» признает влияние «старого ворчливого еврея» ((с) Нил Гейман — он еврей, ему можно говорить такие штуки:lol:), ибо оно очевидно!

*убежал рекомендовать рассказ всем друзьям*

PS: в 1974 году рассказ получил «Edgar Allan Poe Award».

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх