fantlab ru

Харуки Мураками «Норвежский лес»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.79
Оценок:
1421
Моя оценка:
-

подробнее

Норвежский лес

ノルウェイの森 / Noruwei no mori

Другие названия: Norwegian Wood

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 73
Аннотация:

«Норвежский лес» — это история потерь близких и любимых людей. И не только у главного героя. Они уходят по собственной воле, но иногда их забирает болезнь. И самое печальное — почти все умершие молоды и на пороге целой жизни.

Главный герой взрослеет, наблюдая за окружающим миром, и постепенно формируется его собственное будущее.

Экранизации:

«Норвежский лес» / «Noruwei no mori», Япония, 2010 // реж. Чан Ань Хунг



Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (16)
/языки:
русский (16)
/тип:
книги (16)
/перевод:
А. Замилов (16)

Норвежский лес
2003 г.
Норвежский лес
2003 г.
Норвежский лес
2004 г.
Норвежский лес
2004 г.
Норвежский лес
2006 г.
Норвежский лес
2008 г.
Норвежский лес
2009 г.
Норвежский лес
2011 г.
Норвежский лес
2012 г.
Норвежский лес
2016 г.
Норвежский лес
2016 г.
Норвежский лес
2017 г.
Норвежский лес
2018 г.
Норвежский лес
2020 г.
Норвежский лес
2021 г.
Норвежский лес
2022 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

16 лет: «Жизнь тлен и суета сует! Только смерть разрушит этот постылый круг!»

35 лет: «Ого! Сковородка по акции! Возьму-ка две!»

Народная мнение о подростковых фрустрациях.

Кто-то купил этот покет-бук в 2016 году в дорогу. Затем забыл на столе в кабинете моего шефа. А тот передарил эту потрепанную книгу в картонной обложке мне по случаю, чтобы место на столе не занимала. Итак, Ватанабэ в Токио в 1969-м, Мураками – в Греции в 1987-м, я – в Томске в 2025-м. Объединяет нас «Норвежский лес». Ватанабэ 20, Мураками — 37, мне — 42 (у меня день рождения). Обычная такая история. Студенты учатся, влюбляются, выпивают, фрустрируют, обижаются друг на друга, страдают, но потом снова мирятся. Всё это на фоне 4 самоубийств и 2 обычных смертей.

Любопытное сочетание. Книга легко читается, но особого интереса не вызывает. Это что-то такое про подростковые фрустрации, про груз ответственности, про взросление и про смерть близких людей. Смерти тут, на мой взгляд, слишком много. Самоубийства в книге выглядят как эпидемия — как японцы вообще выжили, есть самоубиваться в 60-е было так модно? С одной стороны это выглядит как определённое давление на читателя. Например, акцент на том, какой Нагасава негодяй – довёл свою бывшую до самоубийства (вот если бы Хацуми спустя 4 года после расставания, выйдя замуж за другого стала счастлива и жила долго-долго – вот это был бы поворот; но это был бы не Мураками, думаю). С другой стороны это такой рояль в кустах: когда с одной стороны психически нездоровая Наоко, а с другой стороны яркая и взбалмошная Мидори, то этот узел надо как-то разрубить. Вот и приходится кем-то пожертвовать и мы все прекрасно понимаем кем, особенно учитывая авторский спойлер в первой главе.

Об этом спойлере отдельно. В начале, ещё не разобравшись что к чему, этот фрагмент не сильно откладывается в памяти. На когда действо приблизилось к концу, я к нему (зачем то) вернулся и был удивлён тем, насколько Наоко в начале и в конце (а это ведь одна и та же Наоко в одно и то же время — очень сильно больная и всё уже решившая) не похожа сама на себя.

За Мидори – особое спасибо. Она – светлый луч в романе. Во-первых, её непринуждённая, совершенно не табуированная манера общаться – редкость даже сегодня, в наши «продвинутые» времена. С другой стороны она вообще контрастная барышня. Ведёт себя как человек: импульсивная, яркая. У неё та же самая куча проблем, но решает она их совершенно по другому. И тоже выгорает, и тоже сходит с ума. Но получается это у неё не так драматично и в себя она приходит быстро. Пожалуй, Мидори — единственный персонаж, который понравился. Романы всегда кончаются свадьбой и представляю, что её могло бы ждать в отношениях с Ватанабэ напиши Мураками продолжение. Повезло девчонке.

А больше и сказать нечего. Получился такой Сэлинджер (причём это не моё сравнение — к этому сам автор пришёл). Но как уже кто-то ранее метко подметил то, что в 20 кажется нигилизмом, в 40 выглядит инфантильностью.

+1 за образ Мидори и её манеру общаться;

+1 за подробный анализ поведения Нагасавы от самого Нагасавы;

-1 за общее количество самоубийств;

-1 за глупую за уши притянутую историю падения Рэйко.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Возможно эту книгу надо читать в определённом возрасте или в определённом настроении, ну или нужно иметь определённый склад ума. Потому и отзывы наверно такие противоречивые: одни читатели в восторге, другие — в недоумении. Я среди вторых. Мне такой образ жизни, мыслей и мировосприятия не близок, поэтому никак не отзывается. В голове крутится характеристика «японский Достоевский» :)

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нет друзей и нет приятелей,

нет врагов и нет предателей.

Многим из нас yже жить не хочется,

все мы дрочим или дрочимся.

Никого не жалко, никого:

ни тебя, ни меня, ни его…

(Серёжка Шнуров)

Книга представляет собой поток воспоминалок обыкновенного японского студента Ватанаби Тоору, в которых сей циник-мизантроп и оголтелый потребитель вертится среди себе подобных и планомерно обесценивает человеческую жизнь, человеческую смерть, человеческие отношения и человеческую сексуальность. Ну-у, туда им и дорога, в принципе, хе-хе-хе.

Почему всё это скорее плохо, чем хорошо? Во-первых, видно невооружённым глазом, что Мураками «поёт с чужого голоса». «Норвежский лес» — компиляция худших черт творчества Сэлинджера, Бёрджесса, Фаулза, Мисимы и, возможно, кого-нибудь ещё. Тут тебе и атмосфера протеста, с которой Мураками пролетел лет этак на двадцать, и нитакусьность во все поля, которая подчёркивается не раз и не два, и взросление, из-за которого главный герой УЖЕ ЦЕЛЫХ ПОЛГОДА НИ С КЕМ НЕ СПАЛ, ТОЛЬКО МАСТУРБИРОВАЛ ИНОГДА, ВОТ ЭТО СИЛА ВОЛИ, и попытки усматривать во всём этом противоборство жизни и смерти и прочих иней и яней. Разве что, в отличие от послушника, спалившего нафиг Золотой Храм, и от малолетнего утырка Холдена Колфилда, у Ватанаби кое-что за душой было: обучение искусству, чтение книг, вот это всё. Впрочем, в наши дни начитанность в большинстве случаев объясняет лишь то, откуда у такого маленького человека такое раздутое самомнение.

см. Герман Карлович

см. Миранда Грей

см. Холден Колфилд

см. Ватанаби Тоору

Во-вторых, когда «дорогие тебе» люди мрут пачками, это может обозначать две вещи: 1) происходит война/эпидемия/что-нибудь ещё в том же духе и 2) ты — так называемый анти-Сью и твоя история — дешёвенькая пожалейка. Кажется, во времена рассказа Тоору война на территории Японии уже давно завершилась. Эпидемий и чего-либо подобного тоже на горизонте не наблюдалось (если только лёгкий платочек августовского хиросимского облака не пролетел над этими местами). Хм, хм-м… Хм-м-м-м… Так или иначе, такой ценой казаться, а не быть — это уметь надо. Моё почтение. Ватанаби ведь наверняка страдал, гуляя по грязному пляжу и вспоминая, как драл Наоко.

см. Мор

см. Война

см. Голод

см. Смерть

В-третьих, я, конечно, не ханжа, но не могу не улыбнуться, когда вижу комментарии по типу «Мидори является олицетворением жизни, а Наоко — олицетворение смерти». Парадокс: недозрелая алкоголичка и латентная нимфоманка являет собой олицетворение жизни Ватанабе, а олицетворения его смерти и прочие мимокрокодилы предпочитают уйти от двадцатилетнего дединсайдика на тот свет.

В-четвёртых, эти их американские веяния дошли до Мураками как-то уж очень дозированно, на мой взгляд. Никогда не думала, что я это напишу, но… Любовью, а не войной они, стало быть, занимаются. А вот женщина, дающая советы нитакусеньке, как правильнее ублажать своё либидо (к слову, она в этом бедламе не одна такая советчица)… И всё это, емнип, в то время, когда Айра Левин разродился «Ребёнком Розмари» и немного позднее «Степфордскими жёнами». Думайте.

см. проекция

Что можно сказать хорошего? Ну… тут депреснячок, стократно разжёванные темы Ж и С, текст опять-таки очень лёгкий и не перескакивающий с пятого на десятое. Словом, всё для нетребовательного читателя, который гарантированно преисполнится в своём познании после прочтения этой книги. Со мной этого, к сожалению, не случилось.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Норвежский лес» Харуки Мураками — это роман, который заставляет задуматься над некоторыми аспектами жизни. Мураками создал атмосферу меланхолии, которая передается на 100%.

Мураками мастерски передает сложные эмоции и мысли героев, его язык является музыкальным и поэтичным. Роман читается на одном дыхании, и его сложная психологическая структура заставляет читателя задуматься о смысле жизни и смерти.

Главный герой романа взрослеет, наблюдая за окружающим миром, и постепенно формируется его собственное будущее. Мураками исследует темы потери и смерти, но также и любви, дружбы и взросления.

Язык Мураками является одним из сильнейших сторон романа, хотя лишканул с «сильнейшим и прям чтобы сильный». В целом то хороший роман, попал в настроение и зацепил. Общая тенденция романа текучая и далеко не каждому зайдет. Внутренний отклик роман у меня вызвал и этого в принципе достаточно для данной оценки. Если еще проставить вопрос о перепрочитывании романа, то скорее всего наврятли т.к. могу разочароваться в этом романе. Сильно еще играет перевод. мне еще удачный перевод попался, его другие романы попадались в менее качественном варианте и как-то там больше вопросов остается к писателю и к роману.

Я рекомендую этот роман всем, кто интересуется психологической литературой и философией. Это произведение является обязательным чтением для всех, кто хочет погрустить и предаться мелодраматизму.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Норвежский лес» — это главным образом роман о жизни и смерти. Здесь все персонажи, так или иначе, олицетворяют жизнь и смерть.

Мидори: она воплощение жизни. Несмотря на смерть матери и смертельную болезнь отца, у нее остается неиссякаемая энергия для любви, для совершенствования своей личности и жизни вокруг. Когда она говорит Ватанабэ, что ее отец уехал Уругвай, этим отрицает факт близкой смерти своего отца.

Наоко: она воплощение смерти. После самоубийства Кидзуки она мертва и в душе и в теле. Не зря у нее единственный секс в жизни случается в день своего двадцатилетия с Ватанабэ– и до и после, с физиологической и психологической точки зрения, она просто cухарь.

Кидзуки, сестра Наоко и Хацуми — тоже олицетворяют смерть, хотя все они для окружающих считаются талантливыми, красивыми и умными людьми. Но их тяга к смерти сильнее всего остального.

Нагасава: он олицетворяет жизнь, который приводит других к смерти. Кажется, что он живет полной жизнью, целеустремлен, хорошо учится, читает много книг, занимается сексом со всеми подряд, но не способен дарить любовь Хацуми, его эгоизм – разрушительная сила.

Ватанабэ и Рэйко: они олицетворяют тех, которые находятся между жизнью и смертью. Когда Рэйко уходит из горной санатории, последный раз встречается с Ватанабэ и уезжает в Хоккайдо, таким образом она выбирает жизнь. Что касается главного героя, то любовь Ватанабэ к обеим девушкам символизирует его стремление и к жизни и к смерти. В конце он должен выбрать между Мидори и Наоко, между жизнью и смертью.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тлен и безысходность в обёртке из беспорядочных половых связей, невнятных душевных метаний и проблем с головой во всех смыслах. Книга просто ни о чём, ни уму, ни сердцу.

Оценка: 2
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я помню, когда был студентом, Мураками был жутко популярен, причём у определённой разновидности людей. Это были в основном позёры и снобы в максимально раздражающем изводе. Настолько, насколько может раздражать и смешить тупое высокомерие полуграмотной, поверхностной молодёжи. Все эти тёлочки с филфака и мальчики с юрфака, обсуждающие за чашечкой кофе с круасаном и сигареткой, фильмы Годара и Трюффо, книжки Сартра и Хармса. Сигареты естестно были Галауз, потому что такие курила французская богема новой волны.

И нет, это я не к тому, что был сильно умнее и воспарил над этими массами кривляк в своём интеллектуальном превосходстве. Человек вообще существо социальное и склонное к подражанию. Так что я тоже всё это смотрел и читал. Но даже тогда, многие вещи мне были очевидны. Первое, что сигареты Галауз набиты мусором, оставшимся на полу табачной фабрики, после упаковки нормальных сигарет и курить их решительно невозможно. И то, что Мураками это ванильная пошлятина для студентиков-позёров. И вот, спустя пятнадцать лет, открыв новый роман Мураками «Норвежский лес», я лишь убедился в своей правоте. Всё таки не настолько я был безвкусным чурбаном в свои двадцать да.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Произведение довольно неоднозначно. По сравнению с предыдущей историей, можно понять, чем оно привлекает массового читателя, но сегодня мне хочется начать с недостатков❌

✖Не совсем понятно, по какому принципу структурировано произведение: главы содержат и разные тематические блоки, и нельзя сказать, что они описывают какой-то отдельно взятый отрезок времени❓

✖Есть авторы, которые эстетично описывают интимные сцены. Здесь подобное смотрится вульгарно и неуместно🔞

✖Крайне раздражает персонаж Мидори: её глупые реплики, неуместные претензии и безосновательные обиды🙎🏻‍♀

✖Автор «читерит»: он сделал главного героя настолько обычным, чтобы любой мог себя с ним ассоциировать. Он не является выдающимся ни в чем, никак не выделяется, такой же, как все. И, несмотря на то, что он самый обычный, он нравится всем девушкам которые его окружают. Это успешно действует на два фронта: с одной стороны, герой интересен читателю (он такой же, как я и все равно имеет популярность у женщин). С другой стороны, такой герой интересен читательницам (он такой мягкий, милый, простой, практически плюшевый мишка: он нравится девушкам и не пользуется этим, а если и пользуется, то как бы нехотя; такой себе рыцарь печального образа)🤴

✖Переводчики почти уничтожили всё японское, оставив только еду, немного утвари и еле уловимый японский шлейф в описательных частях повествования🏞

✖Слабая редактура. Иначе как объяснить существование в тексте слова «перерожусь»? ПЕРЕРОЖУСЬ, Карл! Эти люди вообще говорят по-русски?🆘

К достоинствам можно отнести довольно поэтичный стиль повествования✔ способность автора передать глубинную печаль, которую испытывает его персонаж✔ и весьма интересный финал✔

В целом, не могу сказать, что я разочарована, это был интересный опыт и не самое плохое произведение. Но точно хочу отметить, что история несёт крайне сомнительный посыл, и у меня есть к автору ряд вопросов в области морали и нравственности. Не советовала бы читать это в юном возрасте. Не то, чтобы я была ханжой, просто роман может создать неверное впечатление об отношениях между молодыми людьми🤷🏻‍♀

Оценка: 5
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Произведение — о студенте конца шестидесятых, который потерял друга (самоубийство), влюбился в его девушку, а девушка-то оказалась тоже с сюрпризом в виде какой-то психической болезни, в которую автор не дал себе труд углубиться.

Некоторая натуралистичность и телесность свойственны японской литературе, и книга Х. Мураками — не исключение. Мне не слишком интересно читать механическое описание секса (член встал, вошёл в вагину, герой кончил — примерно так автор демонстрирует читателю сие действо), но за счёт этой бездушности оно, по крайней мере, не вызывает отвращения.

Язык у автора достаточно сухой, лишённый живости и яркости, зато богатый на повторы. От словосочетания «аппетитно съел» к концу книги у меня натурально начал дёргаться глаз. Не могу сказать, что сухость — это плохо. Мне в целом импонирует такой стиль. Но проблема в том, что в этом стиле главный герой попросту потерялся. Он — как табуретка, которую носят из комнаты в комнату, разговаривают с ней, кормят её, а ещё почему-то всем хочется с ней переспать. Эдакий человек-желе. Вроде бы с ним что-то происходит, вроде бы упоминаются какие-то движения его души, но всё это подано очень тускло и поверхностно. И персонажа, и всю книгу в целом можно описать одним прилагательным — флегматичная. Достаточно ровная, однообразная. Читать в целом интересно, если увлечёшься, но стоит прерваться, и окунуться обратно в эту тягомотину становится трудно. Эмоции отодвинуты на второй план. И это странно, учитывая, что книга — о суициде, о психологических травмах, о психических расстройствах. Меня, как читателя, не тронул ни один из персонажей, хотя все они достаточно объёмные и хорошо прописанные. Мне плевать на них, потому что автору тоже плевать, и главному герою — плевать тем паче. Я ожидала от книги глубокой меланхолии, а получила уже упомянутую выше выверенную флегматичность. Из-за этого возникает диссонанс, во-первых, с песнями, которые упоминаются в книге, потому что музыка тех же «Битлз», как ни крути, далека от пресного безразличия, а во-вторых, со студенческой жизнью. Герой — студент, но кажется, что он — сорокалетний мужик, застрявший в кризисе среднего возраста. Сами душевные заболевания и их лечение тоже описаны несколько странно, но в Японии вообще специфическая психология и психиатрия, поэтому не удивлюсь, если дело не в незнании автора, а в отличиях от наших реалий.

После прочтения финала внутри не осталось ничего: ни сочувствия, ни досады, ни недоумения, ни злости — вообще ничего. Книга закончилась — и фиг с ней. При этом я вовсе не могу сказать, что произведение пустое: в нём много интересных мыслей, много разных тем, о которых можно порассуждать с самим собой. Но философия разбивается и о безразличие, сочащееся между строк, и об излишнюю детализацию. Главный герой на каждой странице чистит зубы, берёт член в руку (иногда в обратном порядке) и так далее. Очень много еды и очень много секса. И это не плохо — было бы, не будь оно описано всё так одинаково, одними и теми же словами. Эмоции автор не показывает, не демонстрирует их, а просто говорит о них. Мне грустно, говорит герой. И на этом всё, никак больше эта грусть не проявляется.

А финальная сцена секса — просто зачем? Она испортила одного из самых ярких персонажей книги.

7 пластинок из 10. Читать однозначно стоит, но заранее настроившись на то, что можно не получить от книги многого. Это было моё первое знакомство с автором. Продолжать читать его произведения буду, отторжения у меня не возникло, но, пожалуй, после «Норвежского леса» стоит сделать паузу.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это мое первое знакомство с Мураками. Вот внезапно почему-то захотелось что-нибудь прочесть его авторства и выбор пал на «Норвежский лес».

Такого непривычного чтива я давно не читал, настроение по ходу блуждания по строчкам менялось кардинально от «да ну его нафик» до «хм, а в этом что-то есть».

После прочтения осталось какое-то приторное послевкусие, и вроде бы хочется как-то это обобщить и внятно выразить свою позицию о прочитанном, но не удается.

Депрессивно, меланхолично, чувственно, по-настоящему, тонко — это что первое приходит на ум.

Для себя уяснил что как же всё таки тяжко жить простому парню в Японии! Это сарказм.

Продолжать знакомство с автором желание не угасло.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный, очень увлекательный роман! Даже если не особо увлечены драмой и реализмом без какой-либо мистики, все равно произведение не должно оставить равнодушным. Единственное но, не стоит читать книгу в плохом настроении или тяжелой жизненной ситуации! Читается легко, можно узнать о культуре, еде, традициях жизни Японии

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

I once had a girl,

or should I say, she once had me

She showed me her room,

isn't it good, norwegian wood?

Мураками для меня автор за гранью понимания... В какой-то момент при чтении я понимаю, что читаю что-то жутко депрессивное и меланхоличное. С трудом понимаю логику и размышления героев, с непониманием отношусь к диалогам между героями. Но тем не менее, не могу оторваться от чтения. Для книг Мураками нужно определенное настроение, определенный момент в жизни и музыка. Без музыки тут не обойтись. Читать книги Мураками без музыки — это тоже самое, что смотреть фильм без саундтреков (с) «Лирикс». Очень сложно советовать Мураками, потому что он далеко не всем подходит.

Что касается непосредственно «Норвежского леса».. думаю до прочтения стоит учитывать то, что книга наполнена темой смерти, самоубийством и депрессией. Герои все со странностями, тараканы в их головах устроили просто мега вечеринку. Постоянно на страницах книги кто-то будет заниматься сексом или будет упоминание об этом. Герои, кстати, мне совершенно не понравились. Особенно главный герой Ватанабэ. Обычно мне с первых страниц импонируют читающие герои, тем более те, которые слушают очень хорошую музыку (музыка просто льется из книги рекой!). Но Ватанабэ — это просто амеба какая-то. Он делал все, что ему говорили. На страницах книги, собственно, даже нет его собственного мнения. Он как теленок, который идет на веревочке за другими героями книги. Немножко разочаровала концовка. И вроде и предполагала, что кончится по сути открытым финалом, но все же... все же хочется не додумывать что там было дальше, а услышать четкий ответ автора.

Эта книга у меня была куплена аж в 2016 году, прошла выдержку временем, прям как хорошее вино и была прочитана с удовольствием и под настроение. Мураками люблю и буду знакомится с ним дальше.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Непросто жить непросто, да и просто тоже непросто...

Данные многолетних многочисленных широкомасштабных социально-психологических исследований говорят о высоких значениях у японцев таких индивидуально-личностных психохарактерологических характеристик, как пессимистичность и тревожность. А неумолимая статистика подтверждает эти сведения количеством самоубийств среди представителей этой нации — «По статистике самоубийства основная причина смерти среди японских граждан в возрасте 15–39 лет, и по сравнению со статистикой ВОЗ Япония единственная экономически развитая страна, где самоубийства являются основной причиной смерти среди лиц в возрасте 15–34 года» (ВИКИПЕДИЯ).

Эта преамбула будет весьма кстати ДО прочтения книги японского автора Харуки Мураками (правда, я её привожу уже после чтения, но кто же знал...). Просто нужно иметь ввиду, что самоубийства являются чем-то сродни культурной традиции, т. е. становится понятно, что Мураками не просто взял единичные случаи и перенёс их в свою книгу, а отразил в романе поистине национальную проблему.

С точки зрения литературной книга написана довольно талантливо, ведь не напрасно роман завоевал всё, чем его удостоили (на самом деле никаких наград, зато есть экранизация), а автор стал весьма популярным и продаваемым во всём мире (опять же не только в связи с этим романом, а в целом и вообще).

Как мне кажется, основной читательской аудиторией этой книги могут быть люди преимущественно молодые, только-только вышедшие из подростковости и вступившие на порог юношества. Прежде всего потому, что таковы главные герои этой книги — 18-21 год, вот их возраст. И даже 40-летняя второстепенная героиня романа по своему внутреннему психологическому возрасту явно моложе своих 40, хотя с ней в этом смысле всё спорно, кое-в чём она явно себе соответствует.

И соответственно возрасту и проблематика романа и его героев и персонажей: взаимоотношения молодых людей друг с другом, симпатии и антипатии, взаимные влечения и влюблённости, секс просто как секс и секс как проявления любви, трудности выбора между тем кого любишь и тем кого любишь, проблемы с самоидентификацией в половом смысле — а может я лесбиянка? — задаёт себе вопрос не одна героиня книги.

И ещё это просто жизнь людей маленькой Японии, начиная от супергиганта Токио и заканчивая маленькими деревушками в сельской местности. Но всё же в основном молодых горожан. Правда при всём при том нужно иметь ввиду, что все события романа происходят на излёте 50-х (для меня самым первым признаком времени стало упоминание группы «Кровь, пот и слёзы», а уж потом и сам автор обозначил хронологию прямым текстом).

Роман пропитан атмосферой грусти и печали, ароматами романтики и запахами секса, дружескими подначиваниями и милыми ссорами милых, посиделками в барах и прогулками по городу и на природе — в общем, автор не поскупился на детали времяпрепровождения.

Конечно, вот эта самоубийственная тема привносит в книгу свою атмосферу, но тут уже просто имеешь в виду то, что имеешь, вот и всё. Хотя жалко тех, кто ушёл из жизни, не справившись с теми трудностями, в которые они упёрлись. Причём автор даже не всегда объясняет истинные причины этих поступков, просто потому, что и в самом деле не всегда можно найти истинную причину, докопаться до сути...

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я прекрасно помню, как лет двенадцать лет назад Россию захватила настоящая Мураками-мания — книжные полки любого магазина ломились, «стена» в ВК (Дуров, верни!) у каждого полнилась картинками с цитатами, а в праздных разговорах-то и дело поднимался вопрос: «О, слушай, а ты читал Харуки Мураками?». Отголоски того помешательства слышны и до сих пор, а посему всё-таки добраться до японского живого классика пришлось. Начать решил с «Норвежского леса» — самостоятельного романа, с которого и началось триумфальное шествие Мураками по всему свету. И для себя могу отметить — я опоздал.

«Норвежский лес» с точки зрения сюжета — очень простая история юноши Ватанабэ. Ничем не примечательного японского юноши рубежа 60-70х, из семьи среднего достатка, который учится, любит, пьёт, читает и слушает музыку. А ещё, вы не поверите, ест, спит и занимается сексом. Аккуратное предисловие, где герой вспоминает молодость даёт надежды на какое-то осмысление и поводы для выводов, но автор нам ничего не даёт — рассказав историю, он обрывает её на томной паузе и с хитрой улыбкой исчезает за мягкой обложкой, которую ты с лёгким недоумением держишь в руках.

Вычтем сразу потрясающую литературность Мураками — Харуки-сан действительно пишет так, как будто рисует аккуратными мазками картину сиюминутной повседневности, эдакий японский импрессионизм, где за пейзажем скрывается не только отображение действительности, а эмоции, чувства и переживания. Только в отличие от, картина получается серой, депрессивной, унылой и беспросветной. Такой, что даже второстепенные герои «Норвежского леса» не выдерживают этой картины и кончают жизнь самоубийством.

Впечатлительного читателя подобная атмосфера тоже способна загнать в состояние куколки, размышляющей о своём бытии, вот только на сопереживательном уровне это удаётся с трудом, потому что за героев не хочется волноваться. Ватанабэ, главный герой, абсолютно аморфный, мягкотелый, слабовольный и пассивный вьюноша, живущий в футляре. Две его пассии — Наоко и Мидори, душевнобольные и полные комплексов и тараканов девушки. Таким можно лишь отстранённо сочувствовать, но погружаться в их внутренний мир и переживать за их судьбу нет никакого желания.

Что касается главного — философии, экзистенции и психологии, которые многие почёрпывают из прозы Мураками. Возможно, для кого-то во фразах «Не жалей себя. Себя жалеют только ничтожества» или «Мы всего лишь делимся друг с другом своим несовершенством» содержится какая-то сильная правда жизни, но эти многочисленные околоинтеллектуальные обороты хороши (правда, хороши) для читателей, находящихся в осмыслительном поиске. Когда тебе двадцать с небольшим, Мураками может стать спасительным утешением, источником мудрости и эмоций. Когда ты шагаешь в возраст Христа от этой цитатковой наивности только сардонически ухмыляешься.

По итогам, красивое, погружающее, но довольно пустое чтение для шагающих во взрослую жизнь подростков. Циничному взрослому здесь, кроме музыкальной речи и Японии, ловить нечего. Лучше почитайте «Волшебную гору» Томаса Манна, которую тут листает главный герой — найдёте для себя много больше, в любом возрасте.

Оценка: 7
– [  -1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все гениальное просто, книга читается на одном дыхании. С одной стороны все очень просто, но как же по настоящему глубоко. Чувства, эротика, дружба и жизнь молодых людей, окунитесь в мир Харуки Мураками, наш мир, который окружает каждого из нас.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх