fantlab ru

Владислав Крапивин «Гуси-гуси, га-га-га...»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.77
Оценок:
1263
Моя оценка:
-

подробнее

Гуси-гуси, га-га-га...

Другие названия: Великий Кристалл 2. Гуси-гуси, га-га-га...

Повесть, год; цикл «Великий Кристалл»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 96
Аннотация:

Фантастическая повесть из цикла `В глубине Великого Кристалла`.

По жестоким и несправедливым правилам, действующим в государстве, Корнелий Глас должен быть казнен. В ожидании исполнения чудовищного приговора он знакомится с ребятами из тюремного интерната, которые рассказывают ему старинную сказку о легендарной земле, где можно спастись от беды...

Поняв, что это не вымысел, Корнелий решается бежать, взяв с собой новых друзей. От Петра, настоятеля древнего Храма, он узнает предание о великих Хранителях вечных Законов Вселенной, учителях и защитниках всего мира. Вера, преданность, надежда и мужество ведут к ним; любовь, ответственность, бесстрашие и самоотверженность ведут от них — чтобы помочь тем, кто остался…

Входит в:

— журнал «Урал, 1989, № 8», 1989 г.

— журнал «Урал, 1989, № 9», 1989 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 193

Активный словарный запас: средний (2862 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 46 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 37%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1989 // Крупная форма

Похожие произведения:

 

 


Выстрел с монитора
1992 г.
Застава на Якорном поле
1992 г.
Выстрел с монитора
1994 г.
Легенда о Хранителе
1998 г.
Собрание сочинений. Книга 7. Выстрел с монитора
2000 г.
Гуси-гуси, га-га-га...
2002 г.
В глубине Великого Кристалла. Том 1
2005 г.
В ночь большого прилива
2005 г.
В глубине Великого Кристалла
2009 г.
Гуси-гуси, га-га-га...
2014 г.
В глубине Великого Кристалла. Легенда о Хранителе
2019 г.
В глубине Великого Кристалла
2019 г.
В глубине Великого Кристалла
2021 г.
Гуси-гуси, га-га-га...
2021 г.
Гуси-гуси, га-га-га...
2022 г.
В глубине Великого Кристалла
2022 г.
Великий Кристалл 2. Гуси-гуси, га-га-га...
2022 г.

Периодика:

Урал № 8, август 1989 г.
1989 г.
Урал № 9, сентябрь 1989 г.
1989 г.

Издания на иностранных языках:

Les Sanzindes
2016 г.
(французский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть можно смело назвать антиутопией. Некое идеальное государство, существующее по чётко отлаженной системе где всё и все под контролем. Но всё это из детства. Все помнят эти детские ограничения. Это нельзя, туда не ходи, делай так. Потому что так нужно. А почему никто не знал если спросить и задуматься. Сложно назвать её полностью детской книгой. Думаю, что для любого возраста эта повесть не будет лишней и неинтересной. Если первая часть цикла была для меня неоднозначна. То здесь полноценная история, которая поднимает довольно таки серьёзные проблемы. В частности предназначение человека в жизни. И вместе с тем острый сюжет занимает ключевую роль. Вообще очень современная книга, не теряющая своей актуальности. Очень кинематографичная. Цикл «Тёмные начала» очень похож. Но написал его Пулман и поэтому он известен на весь мир. А книги Крапивина более скромные по своей популярности, но более сложные для понимания.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Второй роман цикла Великий кристалл и второе прочитанное произведение Крапивина. Что ж, сюжетно намного интереснее первой романа. Интересен мир, хотя опять же думаю, в начале 90-х, когда все же при всей сложности жизни над бывшим СССР завеяли ветра перемен и появилось ощущение свободы, все это про индексы и тд, хвучало страшнее. Сейчас это уже практически сбывшееся будущее, и бесполезно пугаться.

Самая интересная идея в устройстве мира — это система наказаний. Никаких полумер, только хардкор — смертная казнь. Да, в зависимости от тяжести преступления шанс на нее разный, но решает машина, и неизвестно кому и за что он выпадет. Герою выпадает миллионный шанс за переход в неположенном месте. Тут Крапивин жесток. Он приводит плюсы этой системы, и довольно убедительные. Такая система полностью отрицает исправление, только наказание, в чем-то даже коллективную ответственность всех правонарушителей. И описание эмоций героя в этой ситуации мне понравились, даже вспомнилось набоковское Приглашение на казнь. Хотя удивил момент, что за какой-то эпизод из детства герой считает себя достойным этой казни ( я еще вернусь к этому, важное).

Но вот дальше пошел сумбур. Герой из такого бесхребетного слизняка вдруг становится революционером, борцом за все хорошее против всего плохо. Да, переживание собственной смерти, даже ее ожидание могут изменить человека, но вот здесь я в них не верю совсем. Как не верю в сцену, когда он там себе вколол сыворотку, которой наказывали детей-безынд. Очень эмоционально, трогательно, но для меня фальшиво. Как и вся забота об этих детях. Вот собственная дочь не волнует совсем. Она же копия матери. А вот эти чужие волнуют. Может потому что там мальчики? Спойлер не читать верящим, что Крапивин это только про светлое и прекрасное.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Не знаю, может если бы мне не сказали, я бы и не обратила внимание, но теперь слишком бросаются в глаза все эти мальчики в трусиках, которых глав герой хочет приласкать, погладить по голове и тд. Ок, извращенка я, что вижу в этом что-то странное.

И возвращаюсь к мучениям главного героя, за что же он всю жизнь так винит себя, что считает достойным смертной казни? В детстве у него был любимый друг, и вот этот друг предложил обычное хулиганство — слазить на запрещенную территорию. Главный герой струсил, проколол себе ногу гвоздем и не пошел. Он считает это предательством, изменой дружбе. Вот честное слово, я думаю зачем такая дружба? Когда ты не можешь просто сказать, что не хочешь что-то делать, потому что это неправильно и опасно? Потому что могут быть плохие последствия? И это не что-то важное, как хоть бы у Тимура и его команды, а глупость и баловство? То самое, про которое все мамы говорят : если все друзья спрыгнут с крыши, то и ты спрыгнешь?

Тут каждый сам для себя отвечает, но для меня авторитет Крапивина как писателя, которого стоит читать детям, сейчас под очень большим сомнением.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жесткая вещица. Да и мир, нарисованный в ней Крапивиным, только внешне благополучный, а на самом деле страшненький. Упаси бог жить в таком.... А ведь вполне возможно, что вот такие вот вживлённые индексы — это наше будущее. Ведь внешне так удобно: идентификация человека по индексу — организация доступа, всевозможные расчёты, да мало ли ещё что....

Даже будь в повести только этот мир, и тогда можно бы было сказать, что повесть удалась. Но для Крапивина мир — это, конечно, не главное, главное — человек. И вот на наших глазах махровый, вроде бы, обыватель волею обстоятельств пробуждается и постепенно превращается в ЧЕЛОВЕКА. Причем написано об этом так здорово, как, думается, умеет писать только Крапивин — и увлекательно, и эмоционально, и достоверно. Без нелепостей и нелогичностей. Ну а то, что за крапивинских героев нельзя не переживать — это все мы и так отлично знаем. Конечно, если поднапрячься, можно отыскать некоторые слабости и в этой повести — только вот стоит ли....

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

О, как же я хочу,

Не чуемый никем,

Лететь вослед лучу,

Где нет меня совсем.

А ты в кругу лучись —

Другого счастья нет —

И у звезды учись

Тому, что значит свет.

О. Мандельштам

Второй роман из цикла «В глубине Великого Кристалла» динамичнее, драматичнее и остросюжетнее первого. Удивительно, как в далеком 1989 году автор предсказал столь многое: ленивое отупляющее общество потребления, тотальный контроль через некие «индексы» (аналогичный нашим фобиям о всеобщем чипировании), политика исключения из правового поля маргинальных групп (как говорят современные социальные философы – «бан-оптикон», то есть исключение из оптики «ненормальных»: мигрантов, душевнобольных, когда-то чернокожих и геев, а сейчас уже в какой то мере белый и гетеросексуальный подпадает под этот самый бан). Еще очень удивила оригинальная находка автора об организации наказания в таком обществе. Есть только одно наказание – смертная казнь, которая приводится в исполнение через выбор универсальной машиной. Вероятность выбора зависит от тяжести совершенного проступка. Идея такого наказания, на мой взгляд, продолжает идеи Бентама и Фуко о тотальной, всевидящей власти, невидимой для абсолютно прозрачного для нее сообщества граждан. Никто не знает алгоритмов работы машины, но все знают, что за любое нарушение они будут включены в группу, над которой навис карающий меч Фемиды, от чего не спасут никакие крючкотворы юристы и правозащитники. Механизм работает, утверждая режим «нормальности», люди соблюдают правила, работают, выплачивают ипотеки, смотрят развлекательные сериалы, строят планы на отпуск у моря. «Нормальная жизнь», как говорим мы. «Все как у людей», как говорит мой отец. Тупик, страшно, и точно не то, о чем мечталось в детстве. Именно дети в произведениях Крапивина предстают самым точным индикатором честности, ясности. Там нет фальши, лицемерия, поэтому именно встреча с детьми переворачивает жизнь Корнелия. Да, эта история, думаю, подсказана автору историей Януша Корчака – великого и, не побоюсь этого, святого человека.

Мне очень понравился образ Рибалтера в романе, его язвительность, цинизм, карьеризм – все на деле оказывается лишь маской, страхом перед жизнью, желанием остаться незамеченным. Сбросить эту маску ему пришлось по воле случая, который он сам же и запустил. Герой, в каком то смысле еще более трагичный, чем Корнелий.

П.С. Чудесна мечта ребят – тоже хочется верить, что есть где-то те волшебные луга, на которых царят мир и гармония, где меня ждут только хорошие люди, где нет страдания и смерти.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лучше «Голубятни...» и «...Большого прилива...» у Крапивина ничего не знаю. Но это — так, к слову, суть не в этом.

Сей конкретный текст весьма показателен и — применительно к сути — более чем функционален, уважаемый потенциальный читатель. Ежели понравится ОН, то для тебя, уважаемый потенциальный — легко решается пусть и этапная, но достаточно значимая задача результативного поиска «чего ещё интересного почитать». Это сущее недоразумение, что Крапивина относят к писателям «детским». Он — совсем даже из другой оперы, он — Мастер романтических сказок для взрослых. А еще — «взрослеющих» и «повзрослевших». Кого при этом рассматривать в качестве альтернативы — детей, стариков или половозрелых работоспособных — это уже детали. Речь — в любом случае пойдет о состоянии души. Бывают семилетние старички, а бывают — 70-летние подростки, это — как говорится — кто на кого учился.

Так вот, ежели сей конкретный текст, что называется, «зайдёт» — можно смело читать Крапивина ВСЕГО, по крайней мере — все крупные формы Фантастики. Это — бесплатный совет, уважаемый потенциальный. Основанный на полувековом опыте чтения «всего подряд, что хотя бы отдаленно напоминает Фантастику»

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное, «Гуси-гуси, га-га-га...» — моё самое любимое произведение у Крапивина. В восторг меня привело уже только одно название, когда я просил ФантЛаб посоветовать мне что-нибудь почитать.

Как таковых связей с остальным циклом у повести не очень много: несколько сквозных персонажей-мальчишек и упоминания в дальнейших повестях о Корнелии Гласе плюс само место действия — город Реттерберг (бывший Реттерхальм).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Сюжет «Заставы на Якорном Поле» полностью развивается в этом городе (правда, в далёком будущем), в «Крике петуха» много значимых событий происходит непосредственно после окончания «Гусей».

Здесь показан, пожалуй, самый человечный детский приют изо всех, которые встречаются в цикле и связанных с ним произведениях. По крайней мере, здесь есть настоящее детское единство, которого, увы, лишены все остальные подобные заведения, наверное, вообще, а не только в творчестве Владислава Петровича.

В других отзывах я встретил мнение, что поведение и метаморфоза Корнелия выглядит нереалистично, что не мог он так преобразится за неделю. А вот мне кажется, что несмотря на то, что тут этот момент подан в слегка утрированной форме, но, тем не менее, вызывает доверие.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вероятно, именно то, что он попал в приют и встретился там с этими странными со всех точек зрения детьми как раз и стал спусковым крючком для перехода из фазы депрессии к непосредственной деятельности.

Некоторое недоверие у меня вызывают его взаимоотношения с Рибалтером в самом конце этой сюжетной линии. Хотя, вероятно, этому могло поспособствовать то наказание, которое Рибалтеру присудили.

Система правосудия мне понравилась. Другое дело, что, как верно подмечает кто-то из персонажей, если этот шанс выпадет кому-то из правящей верхушки, которым подчиняется машина, то навряд ли они попадут в такое положение. Но это уже издержки собственно человеческого общества, которое в своём развитии недалеко ушло от нашего современного уровня. Более того, сейчас, в 2020-м году, эта повесть воспринимается как пророчество. Как минимум, мы уже вплотную подошли к фазе «браслетов с излучателями» на добровольной основе.

Правда, тут возникает два вопроса:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
как Рибалтер смог подделать повестку и почему «принимающая сторона» в лице Альбина Мука не перепроверила, действительно ли осуждён Корнелий Глас?

Но по большему счёту эти мелкие неувязки не мешают получать удовольствие от чтения.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

О пользе и опасности чипирования населения

Фишка в том, что хотя эта повесть всячески преподносится как литература для детей и подростков и вообще просто относится к детским книгам, однако на самом деле она в большей степени обращена к читателю достаточно взрослому. Ну, как минимум юношеского возраста. Просто потому, что весь заряд нравственно-этических начал и морально-гуманистических выборов, о которых идёт речь в этой книге, совершается человеком отнюдь не юным. А те юные и подростковые персонажи, которые в книге безусловно имеются и которые тоже что-то совершают, всё-таки относятся не к тем, которые делают выборы и деяния, а в отношении которых и выборы и деяния делаются. А тот мальчуган Витька, который совершает Поступок, согласно сути и повести и всего цикла, совсем не простой парнишка из реала, а как бы гость из другой Грани Кристалла, т. е. в терминологии ранних Стругацких вообще человек коммунистического будущего. Кстати сказать, и вот эти пока неуловимые и только вскользь упоминаемые в первых двух повестях персонажи из Сферы весьма напоминают как раз-таки стругацких то ли прогрессоров, то ли молодых учёных из Института Экспериментальной Истории или ещё какого-нибудь НИИЧАВО — по крайней мере энергетика этих упоминаний напрямую обращает читателя именно к ранним Стругацким, а то и к Ефремову и Снегову, разве что пафоса поменьше, а реалистичности побольше.

Впрочем, все эти вышеизложенные соображения являются всего лишь плодом ума, разгорячённого чтением великолепной крапивинской прозы. Великолепной и по задумке, и по смыслам, заложенным в повести, и по литературной форме, даже по тому скупому эпилогу, которым заканчивается повесть — накрутить хвоста приключению и в самом конце обломать жаждущего читателя, не поддаться на все читательские ожидания и загнуть линию повествования ровно туда, куда и стремился попасть автор — в точку, когда всё главное уже сказано и то, какими именно событиями закончилась история Корнелия Гласа, уже не суть важно. Тем более, что мы узнаем всё, скорее всего, чуть позже, в следующих повестях.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начало повести удивило даже по отношению к Крапивину. Антиутопический сюжет был завязан достаточно серьезно, на уровне признанных лидеров жанра. И, делая скидку на доступность читателю любого осознанного возраста, шел так до молитвы подростков-изгоев. Временами напоминая то Шекли, то Хаксли, то Кафку. А вот дальше пошло понижения качества. Не найдя идеального решения удержания напряжения, Владислав Крапивин свел все к подростковому экшну. Оптимальному, конечно, если не считать открытой концовки, где уже пошел Джеймс Бонд. Жаль. Школьная рефлексия была шикарная, в традициях беллетристики Стивена Кинга. Идея теории вероятности наказания из шикарной в конце свелась к миллионному шансу наоборот. И зазеркалье просто просило большего уделения внимания, не ограничивающее разговорами о мебиусности пространств.

В-общем, произведение по задумке выше среднего крапивинского, но, к сожалению, не дожатое. Это как футболисты, удивившие мир в первом тайме оригинальными глубокими атаками, во втором терпеливо начали катать мяч поперек поля на удержание счета. Этой инерции хватило, чтобы выделить «Гусей», но, очевидно, не достаточно, чтобы повесть стала в один ряд, например, с «Градом обреченным».

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Творчество Владислава Крапивина по какой-то причине обошло меня стороной. В детстве его книг не было в домашней библиотеке, а в школе о нем не упоминали даже в списках на внеклассное чтение. В студенческие годы в моем сознании уже укрепился стереотип, что Крапивин писал сугубо для детей, и мне приобщаться к нему уже нет смысла. Но вот на днях я решил все же составить собственное представление о творчестве автора, выбрал одну повесть наугад и был приятно удивлен.

Параллельный мир, очень похожий на наш, но с антиутопическим уклоном. Первая особенность мира в том, что каждому человеку здесь ставится специальная прививка, благодаря которой у людей появляется особое излучение. Это излучение заменяет все документы и способы оплаты, а так же из-за него действия любого человека можно отследить. Вторая особенность мира – система наказания. За любые правонарушения положена смертная казнь, с различным шансом на фатальный исход. То есть за мелкое воровство шанс быть казненным составляет один к десяти. За убийство – уже существенно выше.

Главный герой – мало чем примечательный гражданин по имени Корнелий Глас. Являясь типичным законопослушным обывателем, Корнелий никак не ожидал, что ему будет предъявлено какое-либо обвинение. И уж тем более обвинение в переходе улицы в неположенном месте. Шанс смертной казни в этом случае составляет один к миллиону. И Корнелию катастрофически не везет, ему этот шанс выпадает. Но после этого история только набирает обороты…

«Гуси-гуси, га-га-га…» – хороший сплав философской и приключенческой фантастики, читая который, я очень быстро проникся персонажами и их ситуациями. Следить за происходящим с главным героем было очень интересно, а мораль была высказана автором в простой и ненавязчивой форме.

Ближайшие ассоциации – ирония Шекли помноженная на социально-философскую составляющую братьев Стругацких.

Никак не ожидал обнаружить у Крапивина настолько занятную вещь. Стереотип был сломан, желание продолжать знакомство с творчеством автора никуда не пропало.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший рассказ — и душевный, и в то же время, экшн присутствует. Обычно предпочитаю другие поджанры фантастики, и повесть стала неожиданностью.

Впервые автор знакомит нас с главным героем, Корнелием Гласом, описывая его его мысли и воспоминания на пути с работы домой. И на протяжении всей повести, хоть рассказ и ведётся не от первого лица, читатель воспринимает происходящее, словно через призму сознания Корнелия. Размышления о доме и семье — по всей видимости, типичных для крупного города Западной Федерации — дают представление о государстве, в котором живёт Корнелий. Достаток и комфорт, привычные для большинства, оборачиваются унылой изнанкой — однообразием, скукой и бездуховностью, когда досуг скрашивают лишь сериалы и выпивка. Однако, спустя время мы узнаём, что так живут не все. Есть и смелые пилоты аэролайнеров, и пытливые учёные-диссиденты, есть и отверженные.

Непрерывный, с позволения сказать, мониторинг мыслей главгероя позволяет нам следить за трансформацией этого человека под влиянием неординарных испытаний, которые мало кому выпадают в этом придуманном Крапивиным мире. А неожиданные повороты сюжета ждут читателя вплоть до самого окончания повести.

Мелкие недочёты:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Неожиданным, даже неестественым показалось мне решение Корнелия испытать на себе шприц для наказаний. Автору стоило придумать какое-то обоснование, поскольку это важный момент, ставший ключиком к доверию таких непростых детей.

Дети-безынды показаны уж больно хорошими. А могли ли они оставаться хорошими в такой системе, при таких надзирателях? Скорее всего выросли бы моральными уродами. Но тогда не получилось бы доброй сказки...

Я жалею только о том, что книга не попала мне в руки в более подходящем, подростковом, возрасте.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

В подростковом возрасте, когда обычно и читаются книги Крапивина, я умудрилась проскочить его, позже, относилась к его книгам как к детским и для чтения не рассматривала. Но вот, благодаря рекомендациям Фантлаба и моим единомышленникам, я взялась за первую свою повесть Владислава Крапивина. Взялась и сразу отметила, что герой-то взрослый человек, обрадовалась, что видимо не все его книги для подростков. Ну, повесть мое первое мнение подкорректировала. Детей там хватает и конечно же они бедные и несчастные, их необходимо спасать и они главное сокровище государства, но государство этого не понимает. Вообщем в этом плане книга оказалась предсказуемой. Вообще, я бы сказала, что она оказалась ожидаемой. Однако это не плохо, хотя и никакой интриги по сути и нет.

Что же мы имеем? Героя-обывателя в благополучном, но несколько странном мире, который вдруг, волею обстоятельств или шутки оказывается выдернут из привычной жизни и поставлен в противовес государству, который узнает, что нет никакой справедливости в его мире, что вообще он, по сути, и не жил. И тут этот мягкотелый обыватель и эгоист постепенно проходит метаморфоз в героя-революционера. Ну и эгоизм его постепенно переходит в самопожертвование и стремление спасти всех, кого может. Таким образом мы имеем несколько линий: Корнелия с его развитием, государства с его машинной справедливостью/несправедливостью (тут уже конечно есть намек на загнивающее благополучие капитализма, не берусь судить о правдивости и ложности этой мысли, так как везде есть достоинства и недостатки), революционная подоплека, когда один в поле воин и в праве решать за всех остальных, ну просто потому, что его обидели и он осознал высшую правду, а другие все такие же невежды. Есть тут и мечта о светлом месте, где все живут по совести и несчастных нет, а главное нет ненужных детей. Хотя, справедливости ради, надо сказать есть в повести и мысль о том, что вправе ли кто-то решать за всех и вмешиваться в жизнь мира, государства ради своих представлений о лучшем мире(демократии?), есть и мысль о том, что везде свои недостатки и единого решения нет, но очень робкая, мягкая, в виде спора двух ученых -аналитиков. Конечно же достаточно много детства, в виде воспоминаний героя и показан контрастом мир, где дети жестоки, где они могут травить слабых или робких, и мир детей сплотившихся перед угрозой и заботящихся друг о друге.

Вообщем, тут все намешано, и научная фантастика, и гуманистическая, и детская литература, и легкий налет антиутопии.

Что мне понравилось: быстрое и динамичное развитие сюжета, его некоторые повороты, не влияющие на общий итог, но раскрывающие героя, помогающие ему до конца измениться и делающие повествование интереснее. Скучать не пришлось. Нет долгого предисловия, события начинаются сразу и предыстория постепенно, по мере необходимости, появляется в сюжете в виде воспоминаний Корнелия. Конечно же понравилась гуманистическая направленность книги. Очень интересная научно-фантастическая составляющая повести.

Что не понравилось: постоянное акцентирование и повторение этой сказки/считалки/игры/молитвы. На мой взгляд, это несколько засоряет сюжет, так и хочется сказать автору, что я уже поняла, что это важная фраза и по этому Вы взяли её заглавием. Кому как, а меня начало раздражать.

До сих пор не могу решить, понравился ли мне или нет этот максимализм и черно-белое изложение идей.

Как итог. В целом книга хорошая, добрая, интересная, но читать надо в свое время, я уже для нее слишком взрослая и не готова воспринимать идеи без споров, а ко многим отношусь даже скептически. Буду ли я дальше читать Крапивина? Пока не знаю. В ближайшее время скорее нет, чем да.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прослушал в аудио формате (да простят меня почитатели печатного слова) мы ехали в авто и наслаждались книгой. Добрая, светлая, немного предсказуемая, но тем не менее отличная книга!!!

Оценка: 8
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще один роман Крапивина, который напомнил мне Стругацких для подростков – на этот раз «Хищные вещи века», конечно. Благоустроенный мир Западной Федерации, такой хрестомайтиный загнивающий капитализм, все люди с вшитыми в младенчестве индексами, которые заменяют все документы и деньги, а также позволяют государству следить за каждым их шагом. И странная система «машинного правосудия», выписывающая за любые нарушения одно наказание – смертную казнь, но с разным процентом вероятности. Наказание, таким образом, превращается в общегосударственную лотерею.

Систему ломает на этот раз не пришелец извне, а совершенно хрестоматийный ее обыватель – немолодой скучный мужчина, ведущий совершенно пустую жизнь и проводящий свой досуг с теликом и алкоголем, образцовый средний класс и столп этого общества. Стоит ему испытать на себе действие машины правосудия – и выясняется, что справедливостью там и не пахнет, а стоит оказаться исключенным из привычной системы «индексов» — и можно очень быстро дойти до революционных настроений и действий.

Редкий случай у Крапивина, видимо, когда главным героем является взрослый человек. Впрочем, детей там тоже хватает, и дети это странные – не обычные стандартно-хорошие «крапивинские мальчики» (хотя есть и пара таких). Честно говоря, странные и не слишком счастливые дети кажутся более интересными.

Удивительно быстро и легко происходит во взрослом герое эта перемена – от добропорядочного члена общества до главы местного подполья. Откуда-то берутся силы, смелость и активность, которых в прежней, благополучной жизни у него совсем не наблюдалось. Нет, я не верю, что жизнь заставит – у человека изменился характер полностью, не образ мыслей даже, а сама личность. Выглядит это немного странно: на родную дочь герой плевать хотел (утешаясь тем, что она на него тоже и у нее все хорошо, но это достоверно неизвестно), а с чужими детьми неожиданно начал носиться и спасать их, всем рискуя. Это очень похвально, но не очень достоверно.

Оставив этот момент с сомнительной трансформацией героя – отличный цельный сюжет развала зловредной государственной системы, который начался с одного рекламного менеджера и стайки приютских детей. Хотела было сказать, что раз система так быстро развалилась, то вряд ли она была такой всеобъемлющей и серьезной, как представляется в романе, но потом вспомнила СССР и теперь уже не знаю, что сказать.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Корнелий страдал отсутствием совести: он ничего не требовал от себя. За него всегда и всё решали другие. Решали неплохо — так о чём ему было волноваться?

Но когда что-то впервые пошло не так... Когда ему (смертнику!) поручили присмотреть за «опасными» детьми...

Запуганные дети играют лишь тогда, когда им кажется, что на них не смотрят. Игра какая — то малышовая... Под присказку «Гуси — гуси, га-га-га!» каждый из них пытается прорваться через строй «охраны» и улететь... на какие — то «зелёные луга». Игра в побег? Мечта о воле?

И когда в тюрьме появляется мальчишка-чуть-лучше-других (вот, наконец, крапивинская нотка!), когда он не затаённо мечтает, а откровенно бунтует, Корнелию, наконец, становится стыдно! За общество, за систему, за тюремщиков, но прежде всего — за себя.

«Если они не сдаются — почему сдался я?!»

Превращение обывателя в борца, растущее понимание того, что «всё есть» — это совсем не синоним понятия «жизнь» — и схватка с системой, готовой уничтожить людей, «потенциально опасных». С системой, которая казалась непобедимой.

А «смертный приговор» в конверте оказался... розыгрышем! Но за несколько дней пожилой офисный хомячок изменился настолько, что почти благодарен за эту милую шуточку своему дураку — приятелю...

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга, вызвавшая у меня двоякое впечатление...

Вообще как-то получилось по ниспадающей — начало вызывает восторг, окончание же читается скорее натужно и оставляет чувство недоумения, из разряда «домыслите сами».

Меня не покидало чувство, что общество будущего разительно напоминает нашу реальность. У нас ИНН, у них там индексы, вживляемые под кожу, выступающие в роли и банковского счета, и документов и много чего еще. Но все-таки мне хочется верить, что смертная казнь за переход дороги на красный свет, пусть и с вероятностью 1:1 000 000, — это гипербола, художественное преувеличение. )))

Однако такая «гипербола» свалилась на голову ГГ повести — Корнелию Гласу и «придавила» его осознанием собственной полной никчемности. 42 года прожил, ничего особо не добился, а завтра к 10:00 утра нужно идти в городскую тюрьму на собственную казнь. Как же так? Может, это ошибка?

Метания Корнелия в поисках хоть какой-то опоры, успокаивающей мысли, попытка примириться с произошедшим — все это описано прекрасно.

Также трогательны его старания помочь «безындам» — детям, рожденным без индекса и по воле случая оказавшихся самой страшной угрозой для существующего порядка. Живут они в интернате при тюрьме, терпят самые настоящие издевательства, на них поставили крест... А мечтают они о прекрасной стране, где ждут их папа и мама.

Но к финалу повести появляется какая-то натужность. Корнелий, в общем, трусоватый и неспособный на человеческую привязанность, вдруг становится борцом с системой, обретает совершенно непонятный фатализм вкупе с авантюрной жилкой, автор же прибегает к художественному приему под названием Deus Ex Machina. Заканчивается же эта «вакханалия» очень размытым концом, где читателя «радуют» неясными намеками на завершение описываемых событий.

Вывод: совершенно недетская повесть, которую стоило бы оборвать гораздо раньше финала. К примеру, над телом

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Петра.
Получилось бы так многозначительно и с моралью. Автор же зацепился за другой персонаж — Цезаря, вокруг которого строится дальнейшая интрига, заканчивающаяся ничем.

Отсюда вопрос — зачем?

Знает, очевидно, только автор.

Я не смогла оценить книгу. Начало вполне тянет на 10. Финал, где герои начинают играть чужие роли, появляются притянутые за уши сцены, отсутствует логическое окончание, — это 5 баллов. Но книга — отнюдь не среднее арифметическое число из этих двух.

Пусть будет без оценки.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх