FantLab ru

Жорис-Карл Гюисманс «Собор»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.25
Голосов:
8
Моя оценка:
-

подробнее

Собор

La Cathédrale

Роман, год; цикл «Дюрталь»

Аннотация:

«Этот собор — компендиум неба и земли; он показывает нам сплоченные ряды небесных жителей: пророков, патриархов, ангелов и святых, освящая их прозрачными телами внутренность храма, воспевая славу Матери и Сыну…» — писал французский писатель Ж. К. Гюисманс (1848—1907) в третьей части своей знаменитой трилогии — романе «Собор» (1898). Книга относится к «католическому» периоду в творчестве автора и является до известной степени произведением автобиографическим — впрочем, как и две предыдущие ее части: роман «Без дна» (Энигма, 2006) и роман «На пути» (Энигма, 2009). И все же главный герой этого романа, пожалуй, собор. Образ Шартрского собора (Нотр-Дам де Шартр) предстает совсем не в том привычно обывательском свете, в котором его пытаются представить туристические путеводители, — мистически настроенный автор видит в нем прежде всего воплощенное в камне Предание. Именно в этом смысле он и анализирует сакральную архитектонику, скульптуру и живопись храма, его эзотерическую эмблематику, запечатленную в розетках и витражах, погружается в детальную экзегезу этого монументального теологического Писания, возведенного на останках кельтского святилища, вникает в сокровенный смысл герметического бестиария, населяющего его карнизы: всех этих демонов, горгулий, грифонов, гарпий и химер. Произведение насыщено экскурсами в историю монашества, многочисленными цитатами из трудов Отцов Церкви и средневековых хронистов, размышлениями о като-лической литургике и символизме храмового искусства. Представленная в романе широкая панорама христианской мистики и различных религиозных течений потребовала обстоятельных комментариев, при составлении которых редакция решила не ограничиваться сухими лапидарными сведениями о тех или иных исторических лицах, а отдать предпочтение миниатюрным, подчас почти художественным агиографическим статьям. «Самым замечательным документом жизни религиозной души во Франции я считаю произведение Гюисманса, этого героя и мученика декадентства, бесконечно чуждого современной пошлости. Гюисманс интереснее и глубже “модернистов”, — писал Н. Бердяев. — Никто еще не проникал так в литургические красоты католичества, не истолковывал так готики. Одно это делает Гюисманса большим писателем».

Входит в:

— цикл «Дюрталь»



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
Н. Зубков (1)

Собор
2012 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Собор» является третьим, заключительным произведением трилогии про литератора Дюрталя, приобщившегося к Католической вере и церкви. После второго романа «На пути», оставившем у меня противоречивый осадок, перед «Собором» я испытывал скепсис и опасение. Однако чтение развеяло мои тревоги.

Было интересно и познавательно ознакомиться с символизмом разных элементов французской церковной архитектуры (с акцентом на готике, прежде всего на примере Шартрского собора), скульптуры, изобразительного искусства, а также флористики, геммологи и таких прелюбопытных феноменах, как колокола и лабиринты. Лишь бестиарий мне не особо понравился в силу запредельной запутанности и противоречивости.

Хотя я и не претендую на то, чтобы утверждать, будто мое прочтение было, утилитарно выражаясь, «высокоэффективным», в любом случае, дорого стóит процесс чтения, сопровождаемый ощущением увлекательности и местами даже завороженности.

Описание библейской символики живое, экспрессивное, и не давило на меня грузом энциклопедических сведений. Чувствовалось, что написано с душой — и эта душевность, полагаю, есть следствие того, что автор поистине жил предметом, то есть верой, ее символами и материальными воплощениями. Такая душевность превосходит путеводители и исследовательские статьи, какими бы увлеченными людьми они ни были написаны.

Особенное впечатление произвело на меня описание того общественного порыва, с которым строился Шартрский собор. Его можно уподобить Чуду.

«Собор» не лишен двух заметных недостатков.

Во-первых, это излишнее внимание к житиям некоторых старинных святых, которые из-за обилия одиозных (я не могу использовать более мягкого слова) деталей моему сознанию оказались недоступны. Имею в виду, например, жесточайшие самоистязания, которым они подвергали себя. Спрашивается, почему этого не было в житиях многих других святых?

Во-вторых (и это является общей характерной чертой литературной манеры Гюисманса), автор зачастую чересчур резок в негативных оценках (особенно по поводу современных ему злосчастных буржуа). Иной раз мне хотелось напомнить уважаемому писателю великую мудрость из Евангелия от Матфея, VII, 1-8, начинающуюся со слов: «Не судите, да не судимы будете»…

Завершу обзор мыслью из романа, которая служит его главным достоинством и является идеей-квинтэссенцией мистицизма: «видимое ценно только потому, что скрывает невидимое». От себя добавлю: не только скрывает, но и, напротив, особым образом раскрывает.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Собор» — заключительный роман трилогии о литераторе Дюртале, который сквозь многочисленную грязь и духовные терзания пытается обрести Бога. Как я уже писал в рецензии на второй роман цикла, «На пути», подобного рода сюжеты вряд ли способны вызвать широкий интерес у массового читателя.

Начать хотя бы с того, что сюжета здесь действительно нет. Дюрталь приезжает в Шартр, где встречается со своими друзьями, аббатом Жеврезеном и аббатом Пломом, с которыми ведет долгие беседы, вернее даже, лекции на тему христианского символизма в архитектуре, в скульптурах, иконографии и даже символизма животных, растений и драгоценных камней. «Собор» — такая же энциклопедия с условным сюжетом, как и «На пути», правда, сюжета в третьей книге еще меньше. А потому читать ее, рассчитывая как-то себя развлечь, занятие совершенно пустое.

Другое дело, что эта книга содержит по-настоящему любопытные данные, если вы увлекаетесь историей и символизмом религий вообще и католичества — в частности. Вкупе с обширными комментариями в издании от «Энигмы» книга становится поистине редкой жемчужиной — лишь бы она смогла найти своего ценителя. Конечно, она страдает от чрезмерного упоения католичеством — так же, как и вторая книга цикла, — и автор делает порой весьма странные, если не сказать нелепые заявления (например о недоверии врачам и своем выводе, что лучше лечиться молитвой). Религиозный наив Дюрталя и его создателя, Гюисманса, искренен и где-то даже вызывает восхищение. Но я бы рекомендовал фильтровать явные субъективные заскоки в рассуждениях автора и знакомиться с по-настоящему интересными справочными материалами по символике христианства Средних веков, которых в «Соборе» хватает с лихвой!

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга представляет собой справочник по католическим интерпретациям свойств камней, растений, животных, цветов и прочих природных и рукотворных явлений. Сюжета у романа практически нет, движения героя используются как рамы для каталогов мнений средневековых писателей о том и о сем. В целом это довольно забавно, хотя литература получилась очень специфическая и рассчитано это произведение на сильного любителя

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх