FantLab ru

Джо Аберкромби «Герои»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.57
Голосов:
1961
Моя оценка:
-

подробнее

Герои

The Heroes

Роман, год; цикл «Земной Круг»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 126
Аннотация:

Говорят, Черный Доу убил больше людей, чем зима, и взобрался на трон Севера по горам черепов. Король Союза, завистливый сосед, не собирается ждать, пока Доу вскарабкается еще выше. Приказы были отданы и армии потащились сквозь северную грязь. Тысячи людей собираются в забытом кругу камней, на никчемном холме, в незначительной долине, и эти люди принесли много острого металла.

Бремер дан Горст, опозоренный фехтовальщик, поклялся вернуть честь на поле боя. Одержимого искуплением и пристрастившегося к насилию, его не волнует, сколько крови прольется в его попытках вернуть честь. Даже если это его собственная кровь.

Принц Кальдер не заинтересован в чести, и еще меньше ему хочется погибнуть. Все, что он хочет – власть, и он произнесет любую ложь, используют любой трюк, и предаст любого друга, чтобы заполучить ее. Лишь бы ему самому не пришлось за нее сражаться.

Кернден Кроу, последний честный человек на Севере, не заработал после жизни проведенной в битвах ничего, кроме опухших коленей и истерзанных нервов. Его уже не волнует, кто победит, он просто хочет поступать верно. Но может ли он понять, что верно, в этом пылающем мире?

За три кровавых дня, судьба Севера будет решена. Но, учитывая, что обе стороны пронизаны интригами, безумствами, враждой, и мелкой завистью, вряд ли победят благородные сердца или сильнейшие воины.

Три человека. Одна битва. Никаких героев.

© Перевод аннотации geralt9999

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2011 // Фэнтези или хоррор (Великобритания)

Номинации на премии:


номинант
Премия Дэвида Геммела / David Gemmell Legend Award, 2012 // Роман

номинант
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2012 // Роман — Премия им. Августа Дерлета

номинант
Премия журнала SFX / SFX Awards, 2012 // Роман

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2013 // Книги — Фэнтези года

FantLab рекомендует:

Джо Аберкромби «Герои»


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (6)

Герои
2013 г.
Герои
2018 г.

Издания на иностранных языках:

The Heroes
2011 г.
(английский)
The Heroes
2011 г.
(английский)
The Heroes
2011 г.
(английский)
The Heroes
2012 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вообще, я довольно долго думал, как сформулировать и подвести черту всему тому, что мне не понравилось в этой книге. Я сам большой поклонник военной прозы. Как советской и российской, так и зарубежной. И всегда что-то отличает ее профессиональных авторов от сонма остальных. Некая косточка. Квинтэссенция того, почему она представляется у них совершенно по-иному, нежели у гражданских. И я сейчас ее вам назову.

Отсутствие морали.

«Однажды он порадовал меня поразительным рассказом — таким же ярким и конкретным, как все другие рассказы о войне, но суть его я понял только год спустя: — Патруль вышел в горы. Вернулся один человек. А рассказать ничего не успел — умер. Я ждал продолжения, но его рассказ этого не требовал. Когда я спросил, что же там произошло, он посмотрел на меня с какой-то жалостью, словно говоря: «И стоило на тебя время тратить, если ты такой тупой?» (с) Майкл Герр, «Репортажи»

Война слишком многогранна, чтобы повидавший осмеливался делать хоть какие-то обобщения. Назвать войну каким-то одним словом равносильно тому, чтобы назвать одним словом весь мир. Война — это грязь? А если я скажу, что война — это тайна? Или что это открытие? Или что это работа, которую приходится делать? Как и постулат того, что война жестока и аморальна, все эти слова не раскрывают и десятой доли ее сути. И тот, кто хочет рассказать о ней правдиво, не будет закладывать четкий вектор.

А вот Аберкромби будет. И его инструменты — нытье, морализаторство и тяга к навешиванию ярлыков. Большая часть происходящего в книге, будь то сюжетные коллизии, взаимоотношения персонажей и прочие перипетии, используется лишь для продавливания авторской позиции. Джо так стремится убедить читателя в том, что война — это кошмар, что не брезгует даже прямыми логическими дырами.

Первое, что мы видим с самой завязки — это отсутствие мотивации сторон. Мотивация Севера — вроде как пограбить, но ради такого сообща не будет действовать армия двунадесяти языков. Мотивация Юга — вообще полная нулевка. Три дивизии прут умирать на холм. Возможно, свою роль сыграла пропаганда? Нет. Религия? Нет. Стойте-стойте, а в армии есть вообще хоть кто-то, должный заниматься поддержкой боевого духа? Капеллан или комиссар? Нет, таких нет. И паникеров никто не казнит? Да кто ж их будет казнить, они целыми дивизиями бегут. В реальных регулярных армиях перед отправкой людей на смерть пытаются представить все в правильном свете. Мы-де делаем правое дело, защищаем страну, спасаем угнетенных, а они — наглые вторженцы, варвары, убийцы, у них нет ничего святого, а еще они используют запрещенные методы войны. Просто удерживать позицию, когда тебя идут убивать — это одно. А удерживать позицию, когда враг вешает и сжигает заживо твоих соотечественников, а за Волгой для тебя земли нет — совсем другое. Пропаганда — кропотливый труд. Но через него «грязь и жестокость» не показать. Да еще и солдаты будут казаться людьми с какими-то идеями, а не бедным-разнесчастным стадом на бойне. Поэтому Аберкромби такое не интересно.

Высшие офицеры Юга представляют из себя гражданских чиновников, по ошибке затянутых в армейские мундиры. Все о них говорит первая с ними же сцена. Какая-то девчонка (если сравнивать возрасты) может легко встрять в их разговор и даже начать смешно острить и утирать носы. Место, где находится командующий фронтом — это штаб командующего. А штаб — это, на секунду, режимный объект. Интересно, позволила бы себе дочь современного генерала вмешаться в разговор с его подчиненными? А дочь феодала — с его рыцарями? Не думаю.

Эти люди похожи на злодеев из «Одиссеи капитана Блада». Проспав все пары по тактике и пустив страницы «Обороны Дурацкого брода» на самокрутки, они принимают просто феерически тупые решения. А в перерывах между этим решаловом демонстрируют свои эго, самонадеянность и недальновидность. Как они вообще усидели на своих местах?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Уже после атаки конницы через чисто поле с ямами уцелевшие солдаты просто кончили бы таких командиров на месте. А потом списали на военные потери. Если бы Аберкромби действительно уперся в реализм, то бойцы попросту учинили самосуд над всеми генералами, а затем принялись до последней капли крови выполнять приказы дан Горста. Потому что каждый видел, что Горст делал для продвижения наступления, и чего не делали высшие офицеры. Опыт войн всех времен подтверждает: в боевых условиях трусов и мудаков казнят, а подчиняются только авторитетным и знающим.

Передать важный тактический приказ первому попавшемуся солдату? Запросто, с кем не бывает. Какие такие профессиональные адъютанты, специально обученные обходить битвы и уничтожать послания при малейшем риске? Да ладно. У нас битва, и фронт сыпется, что вообще может произойти?

Вся тактика Юга держится на Бремере дан Горсте. Сюжетная броня делает его пробивным клином любого наступления. На руку также работают и особенности мира вроде отсутствия копий или распространенности лезвийного оружия в эпоху кирас и кольчуг. На что рассчитывает воин, атакующих тяжелого конника мечом? Что в забральную щель каким-то чудом ткнет? Не лучше ли взять что-нибудь с тупым концом?

Естественно, бессмысленная война, ведомая идиотами — наилучшая декорация для рассмотрения взятых конструктов. О том, что война — это бессмысленно, плохо и жестоко, Джо напомнит Вам не раз. И не два. Напомнит устами всех персонажей. А если вы и после этого не поймете, он даже создаст специального персонажа,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
который на войну очень хотел, но потом его трепетное сердечко разбилось.

Концовка — апогей инфантилизма.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
За два шага до победы лорд-маршал выходит на мировую с северянами (хотя какие у него для этого полномочия? Он кто, дипломат?). Я себе пытаюсь представить, как после Бородинской битвы Наполеон или Кутузов картинно вскидывают к челу руку и такие: «Нет! Довольно! Погибло слишком много людей! Так больше не может продолжаться!». Вот это вот все, вместо того, чтобы продолжать додавливать врага всеми силами. Лорд-маршал — он ведь наверняка прошел какую-то военную карьеру и сталкивался со случаями, когда его жизнь разменивали за гроши. Почему в момент захвата инициативы его волнует, как будет одержана стратегическая победа? Впрочем, солдаты Юга не хотят расквитаться с Черным Доу за убитых товарищей. А так как подчиненные Кроя — гражданские чиновники, его некому казнить и принять командование на себя.

Просто финиш. Полное дешевого морализаторства писево. Оправдание войнам лично я не ищу. И промилитаристом не являюсь. Но если это единственное, что может предложить антивоенное фэнтези, то я не впечатлен. Все на этом.

Оценка: 3
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Упадническая вещь.

Обесценивание героизма через якобы признание.

Вместе с тем лучшая вещь у Аберкромби после первой трилогии (Первого закона).

Он, как те гером, нашёл себе хоть какую-то старую стеночку, чтобы у неё выложиться без остатка.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как ни странно, горжусь тем, что живу в одно время с Аберкромби и могу видеть, как он делает с фэнтези то, что мне всегда хотелось прочесть. Он выбивает пафос из фэнтези, будто гангстер — воздух из хилой жертвы, но при этом создает новый канон романтики немытых бойцов, немногословных союзов, внутренних монологов интриганов или слабаков, страстно жаждущих исполнения желаний и готовых идти ради этого на все. Аберкромби делает с фэнтези то, что современные сериалы делают с неподъемными и клишированными блокбастерами — он его перегружает. Чеканный стиль Аберкромби, видящего своих героев насквозь, почти стал новым каноном и может наскучить, но пока он крайне хорош.

В «Героях» он описывает войну между Союзом и Севером, развернувшуюся возле холма, глазами многих десятков героев — от желающего свободы юнца до какого-нибудь старика-бойца, озабоченного тем, чтобы не обделаться со страху. «Герои» отличаются от предыдущих книг тем, что Аберкромби хотел окончательно развенчать войну, и в этом смысле «Герои» делают с войной для фэнтези то же самое, что «Благоволительницы» Литтела сделали для литературы про Холокост. Там чувствительный эсэсовец маялся гастритом и тем, что трупы некуда девать, здесь происходит примерно то же самое. Но у Аберкромби при всей его педалируемой «черноте» полностью отсутствует сексизм, этот пахнущий портянкой и игрушками мачизм, от которого не продохнуть в отечественном фэнтези. Его героев отличает сила и дерзость даже там, где они отчаянно лажают. В «Героях» в этом смысле показательна история возвышения принца Кальдера — давно не видела такого мощного преображения трусости в героизм. Они, может, и сволочи, но с ними рядом хочется оказаться.

Развенчать войну Аберкромби, конечно, не удается, потому что нарисованный им хаос, рев, грязь, безумие и непредсказуемость сами по себе превращаются в ядерный котел нового канона. Но как же это офигенно сделано!

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да, автор в своем амплуа — темное фэнтези с серыми (или просто темными) героями, с спорными идеалами и мечтами. Единственное отличие от других романов этого цикла — всё действие в романе описывает всего несколько дней.

Как всегда у этого автора — книга захватывает читателя интригами, недомолвками. А так как нет однозначного «любимчика» автора, то и непонятно — кого же сохранит живым автор к концу романа. Читателю (по крайней мере мне) никого не жалко, поэтому можно смотреть с отстраненным интересом.

В этом романе есть любовная линия (даже треугольник с «платонической» третьей стороной), может, как раз эта женщина — единственный герой (тоже не белый и пушистый) за которого немного переживаешь.

Неоднозначная «смерть» Логана Девятипалого в одном из предыдущих романов всё более снабжается намеками — а смерть ли?

Но несмотря на все плюсы, с точки зрения развития молодой личности это вредное произведение. И не столько из-за мата (постоянного, по крайней мере, в том переводе, в котором читал я, хотя признаюсь, переводчик — истинный знаток этой стороны «великого могучего») сколько из-за низменных идеалов. Разумеется, этот роман не единственный в мире (и у этого автора в частности) — который может разрушить личность, но этот роман разрушает добрые идеалы с наслаждением...

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Семь раз занимали мы ту высоту —Семь раз мы её оставляли. « (с) Пожалуй, Владимир Семёнович, в песне «Высота» лучше всего описал бы выбранную автором сюжетную интригу.

Вышла сильная «ремарковская» вещь, в которой автор, на примере одной, короткой военной компании, описывает своё отношение к войне, как к бесмыссленному и безрезультатному занятию. Единственные положительные «герои» в романе, это каменные болваны на пресловутой высоте. Мы не привыкли к таким романам. Мы привыкли, что есть хорошие парни и плохие. Хорошие благородно страдают и побеждают. Плохие подличают, преуспевают, но так или иначе, проигрывают. Здесь же, как и в жизни, плохие все стороны, а выигрывают только кукловоды. «Дело-то всё в финансах, на самом деле...»

Сюжет сюжетом, а роман написан с высоким сценизмом и захватывающими локальными интригами. Здесь и боевик, и мелодрама, и политический триллер. Всё колоритно и сильно.

Появляются новые персонажи, глубокие и колоритные. Аберкромби не экономит на образах. Он готов описать с высоким мастерством и динамикой даже эпизодического героя, котрого он намерен зарезать уже в следующей сцене.

Антивоенная линия вышла сильной, но и боевые сцены берут за душу.

Роман прочёлся на одном дыхании, доставил большое удовольствие.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первые три книги цикла «Земной круг» от Джо Аберкромби меня приятно поразили, сочетанием отличного сюжета, атмосферы, персонажей и живого дерзкого языка. Четвертая книга — «Лучше подавать холодным», целиком посвященная мести во всех ее проявлениях, произвела приятное впечатление, несмотря на то, что обилие смертей «в кадре» уже начинали немного напрягать. «Герои» же окончательно и бесповоротно в основном состоят из описания жестких и кровавых сражений и сюжета в этой книге кот наплакал. Я понимаю, что автор хотел посвятить этой теме отдельную книгу, потому что язык у него подвешен отлично и сражения описаны неизменно увлекательны, но лично мне эта тема не показалась достаточно интересной. Все же я ищу от книг изящных сюжетов, а не перечень вариантов, чего и как можно отрезать от человека с помощью того или иного вида холодного оружия.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

По впечатлениям это пока что самая депрессивная книга у Аберкромби. Как-то всё совсем безрадостно. Ну что ж, это было даже ожидаемо — целая книга, посвященная войне. А учитывая, как именно автор к ней относится...

По прежнему радовали появляющиеся мельком упоминания о героях и событиях предыдущих книг.

Обнаружила, что с особенным интересом следила за линией Кальдера. Да и вообще тема братьев попала на благодатную почву.

Кернден Утроба и его люди. Пытаются поступать правильно и тем, конечно, привлекают внимание. Но, вспоминая, чем подобные стремления закончились для Трясучки в прошлой книге... Было тревожно.

Ещё одна особенность книги — в ней меньше магии, чем в предыдущих. Её и раньше-то было немного, а здесь так вообще...

И мне понравился эпиграф к третьему дню сражения. Совпало с моим ощущением ))

А вообще правильно так закончилось всё.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Итак, Герои!

На мой взгляд, у произведения очень удачное название, оценка читателей и отзывы также настраивали на позитив, ну и конечно,несколько лет назад прочитанные, «Первый закон» и «Лучше подавать холодным» не оставляли мне варианта не ознакомиться, по сути, с продолжением цикла.

Произведение описывает подготовку к сражению наших старых знакомых из Союза и Севера, а также их битву, занимающую три дня. Здесь нет настоящих героев, в классическом понимании этого слова. Лично для меня герой здесь один, и это — Джо Аберкромби, самая главная заслуга которого — шикарно проработанные персонажи, за которых переживаешь, о которых ты думаешь как в перерывах между чтением, так и после последней страницы. За это снимаю шляпу, которую собираюсь надеть, путешествуя в красную страну.

Ну и под конец добавлю ложку дёгтя. Понимаю желание автора показать войну без прикрас, да и помимо этого Джо зарекомендовал себя как автор «чёрного фэнтези». Но хочется хоть немного больше света и добра!

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Товарищ Амберкромби опять не подвел. Не каждому дано описать всего одно сражение (плюс подготовку к нему – итого всего три дня) на тысяче страниц текста “читалки” так, чтобы ни разу не было скучно. И как в хорошем детективе, ты до конца не знаешь, чем же все закончится, ибо от этого автора можно ожидать всего. Все та же натуралистичность, жесткость мира, повальные смерти главных и второстепенных героев, и при всем этом – элементы сентиментальности и отсутствие 100% отрицательных и положительных героев. Даже у Черного Доу глаза практически увлажняются, когда он вспоминает о гончарном прошлом. В общем, на данный момент у меня Джо уверенно занимает пьедестал лучшего автора героического фэнтази современности.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Извини Джо, но всё это уже было в «Первом законе»

Получив немеренное количество минусов за первую фразу, решил немного расширить свой отзыв, чтобы получить ещё больше. Отмечу, что считаю «Первый закон» Аберкромби одним из лучших произведений. В чём я вижу самоповтор — понравился людям безбашенный чувак Логен — нате вам безбашенного Горста, гоняющего в одиночку целые отряды бесстрашных северян, оценили Глокту, отлично выполняющего свою работу несмотря на свою ущербность — нате вам Зобатого, отличного солдата с болящими от старости коленями, но никак не желающего уходить на покой, а Байяза вообще не пришлось менять, достаточно стало заменить «ядерную» бомбу на пару выстрелов из «царь-пушки», единственное чего не было в «Первом законе» так это трусливого северянина, что сродни трусливому викингу, а трусливый викинг это действительно что-то новенькое.

Я не говорю что «Герои» не годные. Хорошее, добротное произведение. И если бы не было «Первого закона» было бы 10, а так, только 8.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Однако, какое брутальное фэнтези о войне без прикрас! Напомнило до жути реалистичные сцены из фильма «Спасти рядового Райана», только без тошнотворного американского пафоса. Так и хлещет кровь, кишки, грязь, зараза, насилие, несправедливость и все прочие неблагоприятные глашатаи войны — истинной войны без грима и пластических операций. Вторят им остроумные меткие фразы автора, обнажающие суть любой войны с самых разных ракурсов-взглядов, что особенно здорово — как с отрицательной, так и с положительной стороны (может ли быть такая сторона у такого мерзкого понятия как война — да!). Лично я уже успел потерять веру в Аберкромби после «Лучше подавать холодным», которое ввиду неуемного фарса не смог осилить дальше трети и беспощадно карикатурного полу-цикла о принце Ярви. Но все-таки был еще порох в пороховницах Джо на излете одиннадцатого года!

Автор в самых смачных красках и выражениях рассказывает о том, как война губит людей и физически и морально. Эпичные поединки героев и массовые битвы стенка на стенку захватывают своей жестокостью и неумолимым роком, ибо лучше всех в этой книге себя чувствуют только стервятники, истинные короли побоищ – куда там жалким человечкам, протирающим своим задом каменные стулья, именуемые тронами. Сегодня ты король, завтра – пища для падальщика. Удача – штука тонкая. Напропалую рушатся и без того хиленькие надежды юнцов на славу и почет в служении армии. Нелепая случайная смерть от рук своего же соратника – обычное дело. Наивные представления о войне, как о чем-то прекрасном, хрустят на зубах Аберкромби, как куриная кость в пасти Зобатого.

Так о какой же положительности могла идти речь? О, дивный безумец Жужело из Блая сказал бы вам, что только перед лицом смерти человек живет по-настоящему. Ему бы вторил генерал Челенгорм и его вдохновляющая речь перед решающим приступом злосчастных холмов – какая же это была прекрасная речь о том, что только перед лицом опасности человек показывает свое истинное лицо и узнает себя самого. Его словам бы в свою очередь кивнул северянин Бек, парень, на самом деле узревший себя настоящего именно так. Дерзкая и умная Финри да Брок сказала бы, что война – это открывающиеся возможности, Зобатый сказал бы, что война может подарить тебе крепких товарищей и даже более – братьев по жизни.

Постановка сцен и боев местами потрясающая, и, несмотря на то, что автор показывает всего лишь пару основных дней, вырванных из войны между Союзом и Севером, эти дни лопаются от ярких сцен, диалогов и персонажей, как незащищенная черепушка от удара топора. Не сказать, что сами бои оригинальные или чем-то особенные, но драйв они передают такой, что невозможно усидеть на месте – дайте мне, язви вас, щит и меч, и я пойду помирать вместе с вами, ребят! Страсти кипят, угар битвы – настоящий, грязный, хлесткий, адреналин клокочет вулканом в крови...

Из книги, к сожалению, никуда не делся уже узнаваемый фарс автора, наоборот, он даже расцвел и пустился, как паразит на прежде привлекательных персонажей, таких как Черной Доу, который, став королем, внезапно решил, что должен вести себя как шут. Писклявая машина для убийств Бремер дан Горст – это вообще отдельная грустная история клоуна, который плачет на потеху. Мне не понравился и Кальдер, по-моему, его линия сильно поломана – трус не может быть лидером северян ну никак, даже при помощи извне, а то, что случилось с Черным Доу на поединке чести – это, простите, всем роялям бесстыднейший рояль и просто откровенное фу. Я уж смиренно не прячу ничего под спойлер, так как ораторы, по следам которых я иду, прошли по этой стезе намного дальше меня.

И это все так скверно, что я вспомнил, почему разочаровался в Аберкромби. Вот нет у него пафоса, что очень хорошо, но кидается в другую крайность — безудержный фарс и простецкий жаргонизм. Однако книга меня до мурашей проняла отдельными моментами, а это в моем случае наивысшая похвала, так что, махнув рукой на все недостатки, кричу: браво, автор, браво!

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Герои. «Ни за что не угадаешь, кто окажется призван заполнить эту нишу».

В книге этой нет ничего фантастического. Автор описывает войну как она есть: с грязью, кровью, увечьями, смертями, выгребными и погребальными ямами, которые рядом и одинаково смердят. Байяз называет войну подготовкой к миру. Принц Кальдер видит в войне возможность изменить расстановку политических сил в северных землях. А для основной массы участников это просто ремесло, более простое и более доходное, чем работа плотника или кузнеца. Во всяком случае, так кажется тем, кто выбирает войну, в самом начале пути, когда статус героя еще кажется желанным и почетным.

Те же, кто повоевал, придерживаются иных взглядов. Четверть века проведший на войне Утроба ждет от своих людей лишь одного — стоять за своя команду и не дать себя убить. Хотя их убивают, после каждого боя кто-то возвращается в грязь. И в дюжине Утробы не набирается больше шести бойцов. Но это его ремесло. Попытавшись оставить войну и заняться мирным делом, Утроба четко понял, что в мирной жизни места ему уже нет: не владеет навыками, нет семьи, друзей, все остались там, где война, и сам он человек войны, хоть давно уже не метит в герои. Примерно такой же персонаж Ищейка, только более удачливый. Трясучка — тот уже стал убийцей по призванию, как и безумно храбрый Ьремер дан Горст, способный выстоять в схватке против шестерых и убивающий в бою и своих, и чужих без разбора.

И не он один. Своих на войне убивают столь же легко и часто, как врагов. Не пресловутым ударом в спину, а просто потому что приняли за врага или арбалет не вовремя выстрелил. Некоторые после таких убийств даже становятся героями. Как молодой крестьянин Ручей, задуривший себе голову военным прошлым отца и отправившимся воевать, не имея к тому ни навыков, ни призвания. Но этот хоть выжил и вовремя к матери и братьям вернулся. И про героев всё узнал в своем единственном трехдневном походе.

Героем был Девять Смертей и одно имя его способно нагнать страху на целое войско, хоть и считается, что герой этот вернулся в грязь, что сомнительно на самом деле. Героем был Черный Доу, тело которого в общей могиле Байяз показал Кальдеру, чтобы раз и навсегда вытравить из его мелкой души гордыню. Героем хотел стать генерал Челенгорм, жаждавший искупления боем и тоже вернувшийся в грязь.

Все дороги ведут туда, в грязь, особенно дороги войны, особенно если рядом герои.

Но есть и другие Герои. Камни, высота с таким названием, которую одни удерживают, другие захватывают и обе стороны обильно поливают кровью и потом, Хотя высота эта, по большому счету, никому не нужна. Она — символ. Дан приказ удержать, надо удерживать. Дан приказ захватить, надо захватывать. Потому что битва должна состояться где-то, и это место кажется более подходящим, чем другие. А вот когда дан приказ прекратить войну, возникает вопрос — а зачем всё это было? Кому нужны эти Герои? Вопрос риторический, но столько смелых парней полегло на штурмах этого каменного скопления, что не задать его себе невозможно.

Настоящие же герои совсем не здесь. Настоящий герой — в смысле влияющий на события персонаж — это маг Байяз. Появляется то там, то здесь, продвигает какие-то свои интриги, плевать ему на героев-людей и Герои-камни. Магическая линия выписана слабо, в отличие от военной. Учитывая возраст и статус Бойяза, интриги на уровне Союза и переделки границ с Севером кажутся мелковаты для персоны такого масштаба. Когда-то Мир создавал, а теперь всего лишь политикой занимается да короля Союза за ниточки дергает.

Нет в этом романе ничего, кроме войны. Но война есть во всех видах, деталях и качествах. До отупения, до отвращения, до ужаса. Ее так много, что перестаешь замечать даже чрезмерный объем текста. Сначала он кажется скучным, потому что ничего не происходит. Потом приходит понимание, что происходит она — война, и описывать ее кратко не получится, потому что заключается это состояние не в битвах, парадах и скорбных проводах павших смельчаков, а в давке, грязи, дурных рационах, идиотских приказах и приказах, которые запаздывают, но и те, и другие надо исполнять, в жажде убийства и страхе смерти, в усталости и отупении, в отчаянии и безнадежности. Однако, встав в колесо войны, человек обречен бежать в нем. К Героям или от них, в герои или в грязь, и совершенно не важно, что именно и как человек при этом делает, потому что всё подчинено страшной случайности, а в глобальном плане — замыслам и интригам тех, кто не воюет.

Роман требует погружения, в него надо вчитаться. Когда пройден порог погружения, книга производит очень сильное впечатление. Именно тем, что в ней нет фантастики. Всё описанное могло произойти во времена земного Средневековья, и наверняка происходило не раз именно так, хоть Александр Дюма и Вальтер Скотт пытаются преподнести нам иные картины сражений и поединков.

Оценка: 8
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мало кто из авторов возьмет на себя труд написать книгу об одной единственной битве. Причем действительно книгу, ни рассказ, ни повесть, а здоровый такой роман на шестьсот с лишком страниц. И ведь все это надо подать в увлекательной манере, чтобы читателю было интересно.

Джо Аберкромби не впервой бросать самому себе вызовы. Поставил себе цель написать фэнтези-сагу, которую заинтересует читателя по всему миру. Выполнил её. Решил написать роман, основанным мотивом которого является месть и ничего кроме мести? Написал! Вот теперь Аберкромби собирается доказать себе, что может написать хороший роман про войну, состоящей из одного генерального сражения. Ну и заодно, наконец, доказать, что он автор темного фэнтези.

«Герои» – именно так называется свежепереведенный роман Джо Аберкромби. Из названия, как это обычно бывает у этого британского автора, можно сразу понять, о чем книга. Она о людях и героях, которые прячутся внутри них (кстати, несмотря на короткое название, автор вновь позаимствовал известное выражение, чтобы дать имя своей книге). Аберкромби хоть и писал про войну, но, по своему обыкновению, заострил внимание на личностях своих персонажей.

Но не будем торопиться. В «Героях» рассказывается о трех дневной битве между хорошо известными фанатам Аберкромби Союзом (аналог Евросоюза) и Севером (мощная такая смесь из викингов и шотландцев). Помимо самой битвы, автор затрагивает день до неё и день после. Ну и в последний главе скачет на пару месяцев вперед. Также стоит отметить, что после событий дебютного романа Аберкромби прошло 9 долгих лет, а после «Лучше подавать холодным» 4 года. Это важно. Важно, конечно, для персонажей книги, для читателей это просто интересный факт.

Так о чем же, собственно, рассказывает нам Аберкромби, помимо самой битвы? О героях и рассказывает. Какой-то и персонаж и не понимает, что он герой, какой-то считает себя героем, но таковым не является. Кто-то герой по духу, кто-то по делу. Кого-то героем назначил король, кого-то судьба. Если бы книгу писала соотечественница Аберкромби Э. Л. Джеймс, то смело могла бы назвать её «Пятьдесят оттенков героизма».

Вот и автор рассказывает на протяжении всей книги о героях, делая паузу на отлично описанные сражения и еще более отлично описанные личности персонажей. А приправляет все характерным солдатским времяпровождением между сражениями.

Так что после «Лучше подавать холодным» вас будет ждать холодный душ, в виде отсутствия интригующего сюжета. Как закончится битва, ясно еще до открытия книги. Кто в ней погибнет, тоже ясно или становится ясно на протяжении повествования. Как сложится судьба героев, тайной за семью печатями не является.

Что же тогда хорошего в сюжете, если все так предсказуемо? Это же Аберкромби! Конечно, истории персонажей. В этот раз, правда, они не такие колоритные, как в «Лучше подавать холодным», но в свой звездный час аплодисменты срывают будь здоров. Тут и принц северян, который остается в тени своего народа, так как предпочитает думать головой, а не воевать, и герой Союза, опозоренный, но пытающийся вернут свое положение при Короле с помощью самоубийственных атак на врага, и старый вояка-северянин, пытающийся поступать правильно, и такой же старый капрал из Союза, делающий прибыль благодаря войне. В такой компании нашлось место и женщине, дочери лорд-маршала Кроя (который был в основной трилогии генералом), амбициозной и старающейся протолкнуть своего мужа вверх по карьерной лестнице.

И все эти люди создадут увлекательную историю, фоном которой служит битва за Север. Здесь почти нет интриг, почти нет неожиданностей. Здесь есть только герои.

Теперь можно и поговорить о героях. Если честно, то Аберкромби почему-то выбрал персонажей уже затасканных. Такие архетипы встречаются не только в литературе, но и в фильмах, играх, комиксах и прочих культурных утехах.

Но автор своим талантом сгладил эти неприятные углы, а фанатам так и вовсе доставил удовольствие. По уже хорошей традиции Аберкромби возвел пару персонажей из предыдущих книг, которые появлялись всего на паре страниц, в ранг главных. Прежде всего это Бремер дан Горст и принц Кальдер. С них и начнем.

Бремер дан Горст отправлен Королем (его имя Аберкромби упорно не хочет называть) для обозрения северной войны. Почему же телохранитель самого короля, так низко пал? Аукнулись события «Лучше подавать холодным», в романе про месть Бремер дан Горст не защитил короля, вот и пал в немилость. Вроде, такой очевидный прием, чтобы события предыдущих книг, связанных только миром и парой персонажей, влияли на следующие, но его редко использует. А это ведь создает атмосферу и делает фэнтезийный мир целостным. Ну а дан Горста не интересует, что там с атмосферой натворил автор, ему важно искупить свою вину. А делать он это умеет только кровью и потом. Причем машет мечом он лучше северян, хотя если вы читали самую первую книгу вы и так это знаете. Дополняет образ падшего героя его писклявый голос, поэтому он предпочитает выражать мысли про себя, словно инквизитор Глокта из первых трех книг. Такой вот Турчинский, земля ему пухом, с девичьим голоском. Трагичности внешнему виду персонажа добавляет его стремление овладеть дочерью лорд-маршала Союза. Об этом он часто и в грубых формах заявляет. Про себя, разумеется. В финале же Горст понимает, кто он такой, и от жалости к этому персонажу уже ничего не остается. После прочтения книги будешь его только презирать. А ведь он герой.

Чего не скажешь, поначалу, о принце Кальдере, сыне того самого Бетода, короля Севера, который наводил страх на Союз, пока его не прихлопнул Девятипалый, герой основной трилогии. Он хитер, нагл и дерзок, пока дела не касается сражения. Как только оно начинается, пятки принца так и сверкают, унося его подальше от боевых действий. Верит в этого хитрого труса только его брат Скейл. Скейл и Кальдер, кстати, появились еще в первой книге Аберкромби. Следую заветам отца, Кальдер берется за яйца и начинает доказывать окружающим его врагам-союзникам (северяне его очень не любят), что он сын своего отца. В общем, банальная довольно история, путь удачливого человека из грязи в князи. Лоска ей придает сам Кальдер, выделяющийся на фоне северян и братская любовь, которая оборачивается неожиданным сюрпризом для читателя в финале.

Девушка, по которой вздыхает Бремер дан Горст, зовут Финри. Амбициозная женщина, готовая на многое, чтобы пропихнуть своего мужа на самый вверх иерархии Союза. Ничего в ней особенного нет, после Монцы из предыдущей книги, ее персонажем то считать не охота. Но именно она показывает нам нутро Бремера дан Горста, может только поэтому Аберкромби ее и вел. Показанный всего лишь одним предложением путь от жалости к презрению достоин похвалы.

Еще трем главным героям не достает индивидуальности. Танни, стандартный такой капрал, старающийся прикарманить себе все что только можно, чтобы потом обменять или продать. В армии Союза он уже фиг знает сколько лет. К его чести можно заметить, что помимо мародерских повадок, он ревностно служит Королю несмотря ни на что. С другой стороны фронта на него смотрит старый северянин Зоб, который воевал в бесчисленных войнах. Персонаж в чем-то комичный, вызывающий улыбку своими мыслями и уважение своими поступками. Его трагедия в том, что кроме того что воевать, он ничего и не умеет. А вот паренек Бек, много чего умеет, но его зовет воевать собственная кровь, ведь отец его великий воин Шама Бессердечный, который погиб от рук самого Девятипалого (его очень часто вспоминают на протяжении всех «Героев»). Но война быстро расставляет все на свои места.

Помимо основных персонажей в «Героях» уйма второстепенных, встречавшихся в предыдущих произведениях Аберкромби. Особняком стоит, конечно, Трясучка (который с легкой руки переводчика стал Хладом, что больше отражает его новую сущность), герой «Лучше подавать холодным». Понятное дело, все его действия, мотивы и поступки читатель знает наперед. Можно даже легко догадаться, кто падет от его руки в конце романа, но все же чертовски приятно видеть его снова, что-то вроде встречи со старым другом после многих лет разлуки. Радует и встреча с Байязом, который навел шороху в основной трилогии и раскрыл перед читателем свою сущность. А раз есть Байяз, значит есть теневая война магов. Ну и немного мы узнаем про Монцу, что не может не радовать. Другие старые знакомые тоже живут своей жизнью. Кто-то получает повышение, кто-то стареет, в общем, персонажи в мире Аберкромби живут, а это для многих фантастических миров редкость.

Видимо, Аберкромби все же решил доказать, что он вправе считаться автором темного фэнтези. Столько смертей, крови, дерьма и кишок не было еще ни в одной его книге. А чего вы хотели? Это война! И автор описал ее очень подробно и достоверно. Здесь больше трусости, чем героизма. Но автору удалось каждую стычку во время битвы описать просто превосходно. Для этого он использует несколько персонажей, которые видят битву по-разному, что только усиливает эффект погружения. Отлична показала себя и находка автора в некоторых главах сражение показать глазами многих неизвестных доселе персонажей. Допустим, начинается глава с солдата Союза, но его через пару абзацев убивает лучник северян и глава продолжается за лучника, его убивает офицер Союза, теперь он герой главы. Таким образом, битва кажется по-настоящему живой.

Помимо отлично описанных сражений, присутствует и истинный британский юмор, который может украсить любую книгу. Если битвы подаются с помощью описаний, то быт сражающихся сторон и их отношения между собой, поддаются путем диалогов. Как обычно, интересных и емких. Единственное, Аберкромби погорячился немного с «гавешками», тут уж их слишком много. Хотя кто знает, что там на уме у северян.

Аберкромби поставил перед собой сложную задачу, написать роман про одну единственную битву. И он с этой задачей справился. «Герои» книга о людях, отражающих в себе все оттенки героизма. Здесь есть искусно описанная война, по буквам выверенная смерть и холодный британский юмор. Героям другого и не надо.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Герои — описание битвы армии Союза против отрядов северян под руководством Черного Доу. На стороне Союза Байяз с умниками из института, испытывающими новое оружие плюс Ищейка со своими людьми как своего рода спецназ, на стороне Доу — как противовес — слуга пророка Кхалюля Ишри как разведобеспечение. Битва продолжается три дня плюс краткие зарисовки до и после.

Отмечу, что роман очень динамичный сцены побоищ обрисованы хорошо, читать интересно. При этом парадокс — при чтении в оригинале может создаваться впечатление, что автор — жёсткий пацифист против ужасов войны, крови и жертв, а в переводах — отличное боевое фэнтази. Возможно это связано с разницей восприятия западного человека и наших соотечественников, где для наших на миру и смерть красна / всемером и батьку бить легче, а для западного человека — каждый погибший — это твой личный риск, ты можешь оказаться убитым / калекой.

Поскольку этот сайт — русскоязычный — рекомендую:). Хотя некоторые авторские ходы в части поединка в круге, а также решения маршала Кроя как-то не соответствует стандартам мира ПЗ, ранее установленным, и показались мне нелогичными.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Много я мысленно ворчал на Аберкромби при чтении «Героев», оставаясь недовольный рядом моментов. В стиле: «Читатели взбунтовались! Говорят, Аберкромби — ненастоящий». Но последняя треть «Героев» если не полностью, то в значительной мере уменьшило степень моего недовольства. Заключительная треть книги — это именно тот Аберкромби, которого я считаю одним из сильнейших писателей фэнтези современности: качественные шутки, годные афоризмы, непредсказуемость событий и пр.

Сюжет незамысловат совершенно. Аберкромби поставил в основу битву между Севером и Союзом, в рядах армий которых вражды и безрассудного соперничества не меньше. Ее-то Аберкромби и растянул на всю книгу, приправив кучей персонажей, фирменными шуточками ниже пояса (в этой книге особо однообразные), кровавыми битвами, а главное — десятки различных мнений о войне со всеми ее нюансами и оттенками.

В книге упоминаются многие действительно эпические битвы из ПЗ: при Дунбреке, осада Дагоски и другие. И они действительно эпичные, но их Аберкромби в свое время не стал растягивать на всю книгу, и менее эпичными они от этого не стали. После этой книги представил удивленное лицо Мартина с фразой: «А что, так можно было?», вспоминая грандиозную битву на Черноводной, которую мэтр уместил в несколько глав.

Главный же минус для меня, в принципе, от Аберкромби и не зависит — это перевод. Увы, но оба доступных перевода предстают для меня двумя актерами, один из которых переигрывает, а другой недоигрывает. Речь идет о той фирменной брутальности Аберкромби. Любительский перевод переигрывает: мат — крайность, к которой стоит прибегать в случае, когда это действительно в тему, а здесь он применяется по поводу и без оного. Без матерного словца можно прекрасно обойтись, как показали переводы книг ПЗ. А вот официальный перевод еще хуже — он недоигрывает. Слово

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
жополиз
не в пример сочнее и качественнее, нежели «лизоблюд». И уж каким бы правильным и умным ни был северянин Зобатый (Утроба), но слова типа «дурачок егозливый», «обмишурился», «ссака-зануда» сводят брутальную привлекательность текста на нет. Хотя под конец уже и А.Швабрин сорвался на пару крепких нецензурных слов. Из двух не самых лучших, ИМХО, переводов, все-таки лучше выбрать любительский.

Еще я остался немного, а порой и много, разочарован героями книги. Увы, но количество таких харизматичных героев, как Логен, Джезаль, Глокта, в конце концов Коска, сведено к минимуму. Старые знакомые Байяз, Ищейка, Трясучка играют второстепенную роль, ничего нового не тая, а вот образ Черного Доу и вовсе стал картонным, в отличие от Черного Доу времен ПЗ, где он местами даже импонировал, своей жесткостью и шутками, которых от него в «Героях» я так и не дождался. Да и Трясучка явно не тот. Все значимые герои книги разбавлены второстепенными и теми, чье присутствие в книге ничем особо не оправдано: Ишри, Желток, Валлимир и его бригада... Касаемо главных, образ Финри меня и вовсе раздражал. А вот Зобатый, Кальдер удались на славу, но особая благодарность и в то же время куча брани (многие поймут) за образ Жужжела из Блая. Вот этот образ действительно для меня крутой!

Но в целом, книга мне больше понравилась, чем нет. Несмотря на кучу батальных цен, кишки, кровавое месиво, изувеченные тела, роман многогранен именно разнообразием мнений о войне, так как здесь круг мнений не ограничен лишь дуэлью «ястреб-голубь». И несмотря на то, что антивоенщины здесь больше, все же есть персонажи, для которых война — это мать родна (Скейл), война как элемент безумия (Легкоступ), война как способ промысла (мародеры), война как двигатель прогресса (Жужжело из Блая), наконец, «Война — это ад. Но полный возможностей», как верно заметила Финри. Но возможности ,как правило, для знатных людей, а для простых солдат — только ад, в который превращаются все те мысли о подвигах и геройствах, которые витали в голове многих перед настоящей битвой (как у Бека). Как бы-то ни было, а истина в том, что каждый солдат, после долгих войн мечтает о том, чтобы война закончилась. А всякая война, рано или поздно, заканчивается за столом переговоров. Как бы-то ни было, а люди, которые побывали на войне — никогда не будут прежними, возвращаясь часто с душевными травмами, без способности вновь адаптироваться в обществе («потерянное поколение»).

Но Аберкромби, как бы жесток это не звучало, утверждает, что несмотря на всю аморальность, неприглядность, ужасы, тысячи покалеченных судеб, войны были, есть и будут, так как в мире всегда найдется полно народу, которые найдут в войне свою выгоду и высокий смысл. А потому новым книгам Аберкромби быть!!!

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх