fantlab ru

Нил Гейман «Одд и Ледяные Великаны»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.70
Оценок:
367
Моя оценка:
-

подробнее

Одд и Ледяные Великаны

Odd and the Frost Giants

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

В Северной Европе — эпоха викингов. Уже должна была наступить весна, только снега лежат по прежнему и не тают. Люди начинают уставать от зимы, в селении становится все больше свар и склок.

Мальчик Одд берет старый топор отца, кусок копченого лосося и уходит в лесную хижину. На следующее утро он встречает лиса, который всем своим поведением настойчиво предлагает Одду куда-то пойти.

Награды и премии:


лауреат
Немецкая фантастическая премия / Deutscher Phantastik Preis, 2011 // Переводной роман

Номинации на премии:


номинант
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 2009 // Повесть

номинант
Премия блогеров в области детской и подростковой литературы / Children's and Young Adult Bloggers' Literary Awards / Cybils Award, 2009 // Фэнтези и научная фантастика для младшего и среднего школьного возраста (повесть)

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2013 // Лучшая повесть / рассказ нерусскоязычного автора

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2013 // Книги — Лучшая детско-юношеская фантастика года

Похожие произведения:

 

 


Одд и Ледяные Великаны
2013 г.
Одд и Ледяные Великаны
2014 г.
Одд и Ледяные Великаны
2018 г.
Одд и ледяные великаны
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Odd and the Frost Giants
2008 г.
(английский)
Од и ледените великани
2017 г.
(болгарский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  -2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нил Гейман слишком бесподобен! Самая душевная литература, даже не стоило смотреть блокбастеры о Торе от комисков MARVEL. В асгарде есть дитя Одд с богами превратившихся в лесных животных… Ухты!…

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сказка на основе скандинавских мифов и народного эпоса про несчастных убогих сироток. Написана душевно и с юмором. Насчёт великанов имеется некоторое преувеличение, поскольку Одд общается только с одним ледяным великаном, для сюжета этого хватило. Разного рода Локи, Торы и Одины приносят свой колорит в мир, нарисованный воображением Геймана, однако возникает четкое ощущение, что маэстро резко урезал марш. То есть, по идее и размаху книга должна быть в разы больше, но то ли мастер устал, то ли сроки закладной вышли, но после очень удачной завязки в самом начале основного сюжета почти сразу происходит и завершение истории. Поэтому и великаны остались только в единственном числе.

В общем вещь интересная, но явно недоделанная, что заметно и портит впечатление.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Любая сказка — это ушедшее куда-то детство, но которое обещало вернуться.

И бывает момент, когда, позабыв свои законы, мир на минуту затаит дыхание и, кажется, чего-то ждёт. А потом удивлённо замрёт в немом восторге... и вот оно — смотрит на нас своими невинными глазами и лукаво улыбается: ведь я же обещало.

Так незаметно для себя попадаешь в сказку, где детство умеет творить волшебство, где любые беды кажутся легко преодолимыми, а холодный и неприветливый мир снова становится привычным и тёплым.

Не случайно именно Одд, а не кто другой способен, победив ледяное зло, возродить волшебную силу Асгарда и вернуть истинный облик богам. Ведь чтобы совершить большую магию (спасти мир), надо маленькое детское волшебство — надо самому стать маленьким (ведь Одд — тоже маленький Один).

Иногда самая большая магия — это «разрешить кому-то делать, что он хочет, и быть, кем он хочет». А ещё — просто улыбаться.

Как умел Одд.

Так, чтобы растопить лёд и наполнить цветом и жизнью весь мир.

И финал сказки, как всепонимающая улыбка — радостная, нежная и всепрощающая: совершив Поступок и обретя себя, вновь, как-то незаметно, становишься большим и, как ни парадоксально, взрослым. А потом надо опять найти себя в своём новом мире.

В этом, как мне кажется, и кроется скрытая магия сказки и таинство настоящего сказочника.

Ведь всё ушедшее обязательно когда-то возвратится.

Надо только Верить.

P.S.

Прочитав отзывы фантлабовцев об этом произведении, был слегка огорчен. Поэтому посчитал нужным внести это дополнение.

Практически все сходятся во мнении, что повесть — простое детское фэнтези, и никто не смог рассмотреть самого главного: Одд — это одно из воплощений, детская ипостась самого Одина. Намёки расставлены на видных местах. Здесь и испитие из источника Мимира — кому, кроме Одина, было ещё позволено пить из него?! И абсолютно прозрачное сходство имён: Одд — это уменьшительное от Один! И даже возвращение Одда в свой мир именно через глаз Одина, т.е. попросту заглянув внутрь себя.

Скандинавская мифология здесь не просто фэнтезийный антураж, как писали многие. Повесть эта и есть сам скандинавский миф. Здесь и Фимбулвинтер, и «битва» с Инеистыми (пусть и с одним, пусть даже и не совсем битва), и «версия» гибели богов, и их «возрождение». Только сделано всё в интерпретации, по-особому.

По-геймановски.

Как самая настоящая Сказка.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нарочито безэмоциональное повествование — явная стилизация под скандинавские саги, которые своей сухостью и дотошностью напоминают чуть ли не полицейские отчёты по преступлениям. А в остальном — традиционная для Геймана сказка. Здесь — скорее всё же для детей, чем для взрослых, даже с учётом довольно нравоучительного и философского финала. Все архетипы соблюдены: Тор — большой, Фрейя — добрая и красивая, Один — мудрый, только Локи показан совсем дурачком, что разочаровывает.

В итоге имеем суровую пседоскандинавскую сказку про очередной конфликт асов и ледяных великанов. Разрешение конфликта — на удивление изящное и мирное. Иллюстрации прекрасно дополняют текст и играют на образ героев.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга прочитана 19 июня 2014 года; отзыв основан на моей же рецензии, опубликованной на LiveLib.

Моей оценке способствовало сразу огромное количество факторов... И обложка, и размер, и тематика, и стиль... Во-первых, на календаре было лето, а вот настроение у меня было студёнее некуда. И лёд, и снег, и зачем мне весна — она за окном ещё недавно была. Короче, обложка меня прямо притягивала. Да и аннотация тоже. Во-вторых, лис. Рыжий. И вообще. Одно «ыыыы», я такая вся сижу на кухне, ножками сучу от восторга. Потому что скандинавская мифология — моя любимая мифология на все времена. Правда, я так давно мифы не читала, что на меня будто ветром из прошлого пахнуло. (Ах да, шутки про лошадей никогда не устареют). В-третьих, я бы хотела сказать, что книжка до обидного маленькая, но это делает её больше похожей на вырванный из сборника миф, поэтому говорить не буду. Уж так она написана. Читаешь, и почти нет сомнений, что это древняя сказка. Мудрая, красивая и остроумная.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

гейма — это Гейман. Эта повесть никаких особых откровений по поводу него, как автора, несомненно не делает. По-большому счету, выбор темы довольно рискованный — только ленивый не писал фэнтези на тему сканднавской мифологии. Со стороны же авторского подхода — это просто продолжение эксплуатирования идей, успешно реализованных в «Кладбищенской книге».

Но Нил на то и Нил, потому что знает, что делает. В оригинале, как всегда, на месте блестящий авторский стиль, лаконичиный и емкий слог, грамотно, филигранно выверенная композиция. Повести очень легкая в прочтении, понятная в проблематике и в меру глубокая — и именно это делает ее отличным чтивом для подростков, не слишком перегруженным, не слишком легковесным — в самый раз.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Взялась прочесть эту сказку по трем причинам:

- надо было скоротать вечер

- люблю всякие снежно-ледяные истории и все скандинавское

- ознакомится с творчеством автора

Если честно для меня эта история оказалась не очень интересная, все приключения быстро начались и быстро закончились, без всяких трудностей.

Но для более юных читателей, в целях ознакомления и попытки заинтересовать их скандинавской мифологией, неплохая возможность.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очеь безэмоциональная книга.

Вроде бы автор наделил историю яркими образами, вроде бы она наполнена приятным языком, неспешным, но интересным повествованием, а вроде бы — забыл главное. Ребенку-то в общем, все равно насколько совершенен и вылизан текст сказки, если в ней, по большому счету, как в прекрасном прозрачном кусочке льда, нету жизни.

Мне не хватило эмоций главного героя. Он как-то не по-детски мудр, смотрит на происходящее как отживший свое старик, лишь тихонько улыбается себе да наблюдает за происходящим как-то со стороны...

Нет, недетская сказка. А взрослым вряд ли интересно, ведь первоисточник — скандинавские мифы — наполнены стратсями под завязку и куда изобретательнее этой истории.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я не знаю, детская или взрослая эта повесть. Прочитав, я это не поняла. Что ж, наверное, в любом возрасте можно найти в ней свой «слой». Но мне была скучновата эта история, слишком бесхитростно-прямолинейна. И мне была бы интересна более подробная, тонкая «пропись» героев — ведь в своих разных ипостасях они могли бы быть очень яркими, харАктерными и выразительными. Но автор дал нам только быстрое, почти мультипликационное описание событий, совершенно без нюансов и деталей. Да, это более характерно для детских историй; возможно, оттого и было не слишком интересно мне.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Яркий пример того, что сказки у Геймана могут быть и обычными, детскими, уютными. Вполне себе типичная добрая сказка про мальчика и богов Асгарда. Стоит ли эта книга того, чтобы все бросить и кинуться ее читать? Не думаю. Стоит ли она того, чтобы почитать ее вместе с маленьким братом. Конечно. Стоит ли она того чтобы купить ее бумажный вариант с иллюстрациями Бретт Хэлквист? Безусловно.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне нравится Гейман. Мне нравится его стиль. Хоть он и пишет о разных вещах, но его фирменный гйеманоский стиль всегда с ним. Один из предыдущих отзывающихся назвал эту книгой «неинтересной сказкой». С какой-то стороны он прав. Эта сказка всеми нами прочитана исключительно потому, что её написал Нил Гейман. Если бы её написал какой-нибудь Николай Газман, то мы, скорее всего, и читать бы её не стали. Конечно, сейчас на меня могут посыпаться упреки, дескать не только из-за Гемана — тут и литературный стиль и сюжет и магия скандинавской мифологии. Но стоит быть откровенными — если бы не фамилия Геймана, то никто бы не издал 40 страничную поовесть, растянув её на 125 страниц. А если бы и издал, то вряд ли кто-то из нас купил, а купив бы — обязательно плевался. Мы же, почитатели Геймана купили и не морщимся. Потому, что если в целом, объективно и с учетом что это Гейман, то сказка не плоха. Она нетороплива как и положено северным сказкам, но как и все сказки несет мораль. Мораль не одну, но много. Мораль и мудрость — для каждого свою, но от этого не становящуюся менее правдивой.

Богов Гейман любит. Он, можно сказать, богоборец с отрицательным знаком. Они у него получаются живыми и достоверными. В Иисуса, голосующего на дороге в Афганистане веришь больше, чем в Иисуса, живущего в росписях Секстинской капеллы. Неторопливая холодная сказка принесет в вашу жизнь немного северной магии и героев, которые могут побеждать не только силой мечей, но отвагой, хитростью и открытой улыбкой.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительное произведение и совсем не в писательской манере Геймана. Этакая снежная сказка, основанная на скандинавской мифологии. О достоверности расуждать не берусь. Однако образы получились яркими и глубокими, они наделены вполне узнаваемыми чертами, даже их звериный облик соответствует типажам.

Сам Одд — это некая аллегория, персонализация основной идеи: если во что-то верить, то обязательно этого добьешься. Главное — искренне верить и идти к своей цели, какой бы недостижимой она ни казалась.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Абсолютно не интересная сказка. Действительно хорошо чуствуется фундамент скандинавской мифологии, собственно говоря на ней сказка и основывается.

Действующие лица: покалеченный мальчик, тройка богов превращенных в зверей — не вызывают ни симпатии ни чуства сопереживания. А ведь от сказки этого и ждешь. Сюжет не увлек. Мальчик ушел из дому, встретил древних богов в личине зверей, отправился в путешествие и вернул их на свои законные места и к привычному облику.

Казалось бы все на месте, все скроено ладно.

А души у произведения нет.

Атмосфере не веришь.

Оценка: 5
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Типичное роад-фэнтази или дорожная сказка. Исполнение на высоте. Уже во время прочтения в голове невольно возникают аллюзии со «Звездной пылью», и по некоторому размышлению я бы охарактеризовал эту повесть как детский вариант «Звездной пыли» в зимних тонах. Стиль изложения напоминает прогулку по зимнему лесу: идешь только по проторенной тропе, чтобы не провалился в снег, изо рта идет пар, иней покрыл стволы деревьев. В небе ни снежинки, вокруг тишина и холод... а рядом три спутника волею случая оказавшиеся не своих телах.

Автор в качестве конструкции сюжета использует скандинавскую мифологию, в целом не отходя от канонической версии жизни и мироустройства Асгарда, Ётунхейма и Мидгарда.

Знакомьтесь — Одд. Он викинг. Его отец погиб, когда он был маленьким, спасая (вот так поворот!) пони, упавшую за борт. Он получил травму ноги и не может быть настоящим воином, поэтому его отчим считает его бездельником. А еще у него странная манера улыбаться во весь рот, в любых обстоятельствах. Это не ухмылка или сарказм, это именно добрая улыбка. Но не все людям нравится, когда кто-то улыбается, — он ж непонятно — что ты прячешь за своей улыбкой, Одд? разве есть что-то веселое? вот и обрушиваются на голову бедного Одда тумаки. Ему надоело все и во время затянувшейся зимы он уходит в хижину умершего отца. А тут и приключения подоспели.

Обратите внимание, как реагирует на все Одд, — он спокоен, рассудителен и без лишних слов принимает решения. Боги... они и есть Боги! Хитрый, но не коварный Локи. Сильный, но доверчивый Тор. Загадочный и всесильный Один.

Самое запоминающееся это, конечно, беседа Одда с великаном. Во время разговора он незаметно подводит того к принятию решения, да так что великан остается в убеждении, что это его заслуга. Одд умеет слушать, и он понимает двойственность ситуации великана: надо остаться, а не хочется. И бросить все нельзя — засмеют. В шахматах — это пат.

Думаю, через много лет однажды зимней ночью я буду рассказывать эту историю детям... а может это будете вы?

Оценка: 9
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Милая добрая сказка о том, что чудеса случаются, а добро побеждает, о силе человеческого духа, о власти слова, о мирном решении конфликтов, о мужестве, стойкости и крепости духа, о мудрости, столь неожиданной для ребенка. Сказка учит решать проблемы с помощью собственного ума, силы убеждения. Не все можно решить кулаками, не все нужно ими решать. Из этой повести — живой и яркой — получился бы замечательный мультик, добрый и поучительный. Картины словно бы предстают перед глазами. Однако иллюстраций очень не хватает, тем более что книга для детей.

Одд — странный мальчик, обладатель загадочной улыбки. Его увечье способствовало тому, чтобы он рано повзрослел, осознал ценность жизни. Он не по годам мудр, и это разражает жителей деревни, ведь люди сторонятся тех, кто не похож на них. Он одинок, гибель отца пережил внутри себя, не выдав эмоций. Это насторожило и удивило людей, но на самом деле он переживал свое горе сам, как он привык все переживать — наедине с самим собой. Удивительно, что встреча с говорящими зверями его не поразила, словно это в порядке вещей или же его ничто не способно изумить. Одд отзывчив и отправился помочь застрявшему медведю. Это была своего рода проверка, которую мальчик прошел, а потому был посвящен в тайну зверей — все они были изгнанными богами Асгарда, захваченного ледяным великаном.

Волею судьбы или предопределения идет Одд к судьбоносной встрече, которая изменит его жизнь и его самого, откроет новые горизонты, позволит иначе взглянуть на привычные вещи. Он обрел мудрость, но вряд ли это из-за глотка воды из источника мудрости. Мудрость была присуща ему изначально, он всегда смотрел на мир иначе, не как все.

Мифологическая основа этой повести очень сильна, она вся построена на скандинавских мифах, пронизана духом Эдды и сказаний об асах. Боги предстают здесь вполне характерными и узнаваемыми, обладающими своими неприменными чертами. А вот великан, который должен быть жестоким и враждебным, предстает перед читателем уставшим и стремящимся пойти домой. Беседа Одда с ним напоминает тонкую дипломатию. Как ловко он убедил великана покинуть Асгард, как умело и незаметно подвел его к этому решению, так что даже великан поверил, будто решил это сам. Мифологическая основа есть, но она — декорация. Точного следования каконам северных легенд мы здесь не увидим, да оно и ни к чему. Мифология здесь призвана обыграть и раскрыть образ Одда.

Язык повествования незамысловат, и нет фирменной геймановской иронии, даже слог его и стиль словно бы подернулись дымкой, стали менее яркими и образными, но это не является минусом повести. Она написана в мягкой манере, чувствуется теплота автора по отношению с своему герою. Сказка интересная, в меру динамичная, добрая и легкая, но грустная, по-доброму грустная, философская, однако без навязчивого морализаторства. Она ненавязчиво учит, дает примеры, заставляет думать.

Книга для любителей сказок и скандинавских мифов, для тех, кто не утратил детской веры в чудеса и говорящих зверей.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх