FantLab ru

Дж. Р. Р. Толкин «Две твердыни»

Рейтинг
Средняя оценка:
9.07
Голосов:
9502
Моя оценка:
-

подробнее

Две твердыни

The Two Towers

Другие названия: Две башни, Две крепости

Роман, год; цикл «Легендариум Средиземья»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 383
Аннотация:

Отряд Хранителей распадается, а война приходит на степи Рохана — государства Всадников, союзников Гондора. Арагорн, Гимли и Леголас, а также младшие хоббиты помогают рохирримам в решающей битве против мага Сарумана, а путь Фродо и Сэма лежит во тьму, к Пепельным горам, и дальше, в страшную крепость Кирит-Унгол, где скрывается потайной ход в Темную страну.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Великое Кольцо, 1990 // Крупная форма (перевод)

Экранизации:

«Властелин колец: Две крепости» / «The Lord of the Rings: The Two Towers» 2002, Германия, США, Новая Зеландия, реж: Питер Джексон



Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Властелин Колец. Часть 2. Две крепости
2018 г.

Издания:

Две твердыни
1990 г.
Повесть о кольце
1990 г.
Властелин колец
1991 г.
Две твердыни
1991 г.
Властители колец, том 2
1991 г.
Властелин колец. Том III. Братство кольца. Главы 18-22. Две крепости. Главы 1-6
1992 г.
Властелин колец. Том IV. Две крепости. Главы 7-19.
1992 г.
Властелин колец. Том V. Две крепости. Главы 20-21. Возвращение Короля. Главы 1-9.
1992 г.
Две крепости
1992 г.
Две крепости
1992 г.
Две твердыни
1992 г.
Властелин Колец. Кн. I - III
1993 г.
Властелин Колец. Кн. IV - VI
1993 г.
Властелин колец. Летопись вторая и третья
1993 г.
Две Башни
1994 г.
Две твердыни
1994 г.
Властелин Колец. Том 2: Две крепости
1996 г.
Две твердыни
1998 г.
Властелин Колец. Книга II. Две Башни
1999 г.
Две башни
1999 г.
Властелин Колец
2000 г.
Властелин Колец. Том 2. Две Крепости
2000 г.
Две Башни
2000 г.
Две твердыни
2000 г.
Две Твердыни
2000 г.
Властелин Колец
2001 г.
Властелин Колец
2001 г.
Две Башни
2001 г.
Две Башни
2001 г.
Две твердыни
2001 г.
Властелин Колец
2002 г.
Властелин Колец
2002 г.
Властелин Колец
2002 г.
Властелин Колец. Две Крепости
2002 г.
Властелин Колец. Две твердыни
2002 г.
Властелин Колец. Две Твердыни
2002 г.
Властелин Колец. Две твердыни
2002 г.
Властелин Колец. Две твердыни
2002 г.
Властелин Колец. Две твердыни
2002 г.
Властелин Колец. Хоббит
2002 г.
Властелин Колец. Часть II. Две крепости
2002 г.
Две Башни
2002 г.
Хоббит, или Туда и обратно. Властелин Колец
2002 г.
Властелин Колец
2003 г.
Властелин Колец
2003 г.
Властелин Колец
2003 г.
Властелин Колец
2003 г.
Властелин Колец
2003 г.
Властелин Колец. Две крепости
2003 г.
Джон Рональд Руэл Толкин. Сочинения в 3 томах. Том 2.
2003 г.
Полная история Средиземья
2003 г.
Полная история Средиземья
2003 г.
Властелин Колец
2004 г.
Властелин Колец
2004 г.
Властелин Колец. Две твердыни
2004 г.
Властелин Колец. Две твердыни
2004 г.
Властелин колец. Две твердыни
2004 г.
Властелин Колец. Две Твердыни
2004 г.
Властелин Колец. Две твердыни
2006 г.
Властелин колец
2007 г.
Полная история Средиземья
2007 г.
Властелин Колец
2008 г.
Властелин Колец
2008 г.
Властелин Колец. Две твердыни
2008 г.
Две твердыни
2008 г.
Властелин Колец
2009 г.
Властелин колец
2009 г.
Властелин Колец. Две твердыни
2009 г.
Властелин Колец. Две твердыни
2009 г.
Властелин Колец. Две твердыни
2009 г.
Властелин Колец. Две твердыни
2009 г.
Полная история Средиземья
2009 г.
ПОЛНАЯ история Средиземья в одном томе
2009 г.
Властелин Колец. Две твердыни
2010 г.
Властелин Колец
2011 г.
Хроники Средиземья
2013 г.
Полная история Средиземья
2013 г.
Властелин Колец. Две твердыни
2013 г.
Властелин Колец. Часть 2. Две крепости
2014 г.
Властелин колец
2014 г.
Властелин Колец. Часть 2. Две крепости
2015 г.
Властелин Колец
2015 г.
Властелин колец: Две твердыни
2015 г.
Властелин Колец
2016 г.
Властелин Колец
2016 г.
Властелин колец. Две твердыни
2016 г.
Властелин Колец
2016 г.
Властелин Колец. Две твердыни
2017 г.
Властелин Колец
2017 г.
Властелин Колец: Две твердыни
2018 г.
Властелин Колец. Две твердыни
2018 г.
Две твердыни
2018 г.
Властелин Колец
2019 г.
Властелин Колец. Часть 2. Две крепости
2019 г.
Властелин Колец: Две твердыни
2020 г.
Властелин колец
2021 г.

Периодика:

Школьная роман-газета, 8/1997
1997 г.
Школьная роман-газета, 9/1997
1997 г.

Самиздат и фэнзины:

Две твердыни
1978 г.
Две твердыни. Сильмариллион
2000 г.
Властелин Колец
2015 г.

Аудиокниги:

Властелин Колец. Две Башни
2006 г.
Властелин Колец. Две крепости
2007 г.
Хоббит, или Туда и обратно. Властелин колец
2007 г.
Властелин колец. Две твердыни
2008 г.

Издания на иностранных языках:

The Two Towers
1954 г.
(английский)
The Two Towers
1965 г.
(английский)
The Lord of the Rings
1993 г.
(английский)
The Lord of the Rings
1995 г.
(английский)
Sõrmuste isand. 2 osa. Kaks kantsi.
1997 г.
(эстонский)
Володарь перснів. Дві твердині
2002 г.
(украинский)
The Two Towers
2002 г.
(английский)
Дві Вежі
2003 г.
(украинский)
Володар перстенів. Дві вежі
2005 г.
(украинский)
The Two Towers
2005 г.
(английский)
Володар Перстенів
2006 г.
(украинский)
Уладар Пярсьцёнкаў: Дзьве вежы
2008 г.
(белорусский)
The Two Towers
2012 г.
(английский)
Володар Перснів. Частина друга: Дві вежі
2013 г.
(украинский)
The Lord of the Rings
2014 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  -5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд, лучшая часть трилогии. Читается буквально за 2 вечера. Намного интереснее фильма)

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

События второго романа начинаются с того момента, где заканчивается первый. Отряд разделился: Фродо и Сэм направляются в Мордор, Гэндальф и Боромир героически пали, а остальных судьба заносит в Рохан.

Книга состоит из двух частей, заметно отличающихся друг от друга. Арагорн, Гимли и Леголас отправляются на поиски Мэрри и Пиппина, похищенных орками Сарумана. В ходе погони они встречают новых союзников – всадников Рохана, а затем и старого знакомца – Гэндальфа. Оказывается он не погиб: вступив в схватку с Барлогом, сумел его победить. Но при этом сам сильно пострадал и сейчас буквально переродился. Отныне он не Гэндальф Серый, а Белый. С изменением статуса его сила также возросла. Вчетвером наши герои спешат в столицу Рохана для встречи с королём Теоденом, которого застают не в лучшем состоянии. Но белый маг при помощи своего волшебства изгоняет тёмные силы, терзающие Теодена. Король сейчас должен быть силён как никогда, т.к. Саруман готовит армию Изенгарда для вторжения в Рохан. Нас ждут масштабные события и эпичные битвы. Кстати о битвах: описаны они довольно поверхностно и схематично – современному читателю это может не понравиться. А вообще данная часть богата на события и действия. Герои находятся в постоянном движении и активно влияют на судьбу мира. Разнообразных локаций чуть меньше, чем в первом романе, но прописаны они по-прежнему хорошо. Это ещё больше расширяет чарующий мир Средиземья. Старые герои, оказавшись в непривычной для себя роли, раскрываются совсем по-новому. Особенно это заметно на примере Мэрри и Пиппина.

Вторая часть посвящена приключениям Фродо и Сэма. В ходе странствия они находят неожиданного союзника и проводника – Горлума. Тяга к Кольцу и обещание, данное Фродо, удерживают его от немедленного предательства. Атмосфера данной части тягостная и гнетущая, от неё так и веет безысходностью. Тяжела ноша, труден путь, но Хранитель должен достичь своей цели – на кону ни много, ни мало спасение мира от Темного Властелина. Лично мне читать вторую половину книги было менее интересно, но для понимания всей эпопеи она очень важна.

По итогу, роман является достойным продолжением цикла. События развиваются всё стремительнее, темп повествования нарастает. Но скупо прописанные битвы несколько портят впечатление от прочтения.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Маленькие фигуры на большой шахматной доске

***

«Две твердыни» — это продолжение «Хранителей Кольца». Воля случая разделила монолит «Властелин Колец» на трилогию, зато можно оставить отзыв на каждую часть.

Итак, Толкин продолжает вести читателя по Средиземью. История главных героев продолжается ровно там, где остановилась прошлая часть. Плюс добавляются новые герои. Но обо всем давайте по порядку.

Сюжетно «Хранители Кольца» — это приключения, открывающие читателю мир Средиземья. «Две твердыни» — это практически политическая драма военного толка. Автор расширяет географию, добавляя важную страну – Рохан – страну коневодов. Более того, Толкин ставит новую фигуру на шахматную доску – Сарумана. Да, Белый маг и до этого фигурировал в повествовании, но не лично. Так же добавляется новая раса – энты. Это разумные деревья, неспешные, мудрые. Читать про них крайне интересно. За политику тут отвечает ветвь Изенгард-Рохан. Благодаря этому моменту читатель понимает роль Сарумана в Войне за Кольцо. За военный характер отвечает борьба за Хельмову Падь. Наконец, драма – это все вместе – Теоден и его родные, это судьба энтов, это Фродо, Сэм и Кольцо, это Фарамир. Последний, к слову, очень здорово вписывается в канву.

Толкин постепенно наращивает информацию о собственном мире. Мы узнаем о палантирах, об урук-хаях, о географии средиземья. Открываются новые расы, новые страны. Рохан, к примеру, очень интересен. В фильме Теоден более эгоистичен. Можно даже сказать, что в фильме образ Теодена передан достаточно скверно. Но не будет о фильме. Так же хочется отметить, что много внимания Толкин уделяет Пипину и Мерри, которые вышли из-под тени Фродо. Собственно, разделение отряда идет на пользу каждому герою, читатель теперь видит их более выпуклыми, хотя даже «Хранители» неплохо справляются с характерами героев.

Отдельно хочется поговорить о стилистике второй части. Она прилично отличается от «Хранителей Кольца». Во-первых, здесь две крупные сюжетные линии. Если говорить точнее, их три. Это Пипин и Мерри, это Арагорн, Леголас, Гимли и Белый Маг, и, наконец, Фродо и Сэм. Иными словами, повествование усложняется, добавляется эпичность. Во-вторых, первый том чуть более наивен, он напоминает евангелие от хоббитов, тогда как второй – более серьезный, более вдумчивый. Действия тут тоже больше. К слову, «Две твердыни» короче «Хранителей» по объёму страниц. В-третьих, все меньше остается пространства для новых фигур, нужно разыгрывать старые. Так в ход идет Голлум, Саруман и так далее.

Пара слов о переводах. Именно в «Двух твердынях» кроется зло перевода В.А.М. Именно тут появляются Причмок (Гнилоуст, если что) и Феоден (вместо Теодена).

Заключение: определенно стоит читать «Две твердыни». Если вы прочитали «Хранителей», то вторая часть является обязательной. Если кто-то увидит неспешность в первом томе, то бояться не стоит. «Две твердыни» будут поживее. Читается и перечитывается роман на ура. В независимости от возраста и\или года прочтения. В 2019 роман актуален, как будет актуален и через 50 лет. Через 100 лет.

10 колец из 10.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отряд распадается. Мерри и Пиппин похищены орками, за ними в погоню отправляются Арагорн, Гимли и Леголас, а Фродо и Сэм отправляются в Мордор, чтобы на вершине Роковой горы уничтожить Кольцо Всевластия.

Вторая часть трилогии «Властелин колец», и она получилась куда мрачнее первой части. Само повествование разделено на две части.

Первая часть повествования посвящена Арагорну, Гимли и Легаласу. которые отправляются на поиски Мерри и Пиппина, а затем едут в Эдорас, столицу Рохана, где призывают короля Теодена на борьбу с Саруманом. В то же самое время, двое хоббитов избежав смерти, путешествуют по лесу Фангорн вместе с энтом Древобородом, и в конечном итоге отправляются на штурм Изенгарда.

Во второй части нас ждет путешествие Фродо, Сэма и Горлума к Роковой горе. Фродо все тяжелее нести бремя кольца у себя на шеи. Ему бы взять пример с Гарри и Гермионы которые по очереди несли медальон с частичкой души Темного Лорда. Поэтому на первый план выходит Сэм. Его преданность делу и в первую очередь Фродо просто поражает. Если бы не он книгу можно заканчивать на середине повествования. А если заглянуть в третью книгу, то там без Сэма вообще было бы тяжело. Что же касается Голлума то здесь все не однозначно. Автор показывает нам, что долгое ношение кольца к добру не приведет, но и капелька хорошего в нем осталась.

Мое первое произведение в жанре фэнтези, да и вообще самая первая моя «взрослая» книга. До этого были только детские произведения. Поэтому не нужно говорить, что вся трилогия «Властелин колец» произвела на меня огромное впечатление. Это было абсолютно новое впечатление, чувство причастности к великому. Подробно прописанный мир, и неспешное повествование первой книги, сменилось экшеном второй, и закончилось впечатляющей кульминацией третьей книги.

Мое личное мнение читать обязательно. Понравится или не понравится, но прикоснуться к этой трилогии в любом случае стоит.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Основной целью “Дружества Кольца” было кратко охарактеризовать всё путешествие. Явить читателю, что из себя представляет трилогия в целом через одну книгу, дав ему таким образом осознать, стоят ли эти толмуты его времени, или нет. Если же читатель прошёл сквозь события первой части и, оставшись довольным, взялся за вторую, то его ждёт уже иное построение истории и, главное, оформление базиса, на котором держится эта история – конфликта.

Дело в том, что в “Две твердыни” конфронтация имеет место быть уже в самом названии. Эта дуальность проходит через всю книгу и являет из себя основную черту её оформления: две противоборствующие стороны, две истории, два мировоззрения. Столь прямо и “в лоб”, можно подумать, ‒ это нечто необычное и непривычное, особенно после размеренности и многогранности первой части. Однако так и должно быть. Вторая часть – связующий мост между первой и третьей книгой. Обозреть её значение в общей истории удаётся только после завершения чтения всех трёх летописей о Войне Кольца. И значение это никак нельзя приуменьшить.

Дело в том, что книга состоит из двух романов, как и “Дружество Кольца”. Однако там, как я писал в отзыве, вся история чувствуется как единый поток. Он может быть спокоен, а может быть и не спокоен. Но он однороден. Здесь же первая книга – это выход из этого потока. Визуально он рисует картины бескрайних прерий, на которых уже поселилась тьма. Она распространяется, пытаясь поглотить красоту этого мира, но герои сражаются с ней, продолжая складывать песнь о своём путешествии, в котором непосредственное участие принимает и читатель. То есть имеет место таковая двойственность, та самая дуальность: в кругу хорошего есть нечто плохое. Вторая же книга – видение из погибших, выжженных полей, на которых добро теплиться лишь в сердцах медленно бредущих к своей цели хоббитов. Они – та самая частица добра, окруженная неприступным злом. То есть картина чётко противоположная той, что была ранее. Это резкое отличие уже не имеет ничего общего с однородным, пусть и разным по характеру, потоком.

Это новое построение истории, преобразованное ознакомление с миром. Более тщательное и скрупулезное изучение – вот что ставит во главу угла автор, предаваясь то описанию Рохана, то оформлению душевного состояния Фродо и Сэма. На главную действующую позицию выходят герои и мир, что их окружает. Теперь нет цели заинтересовать читателя. Теперь цель состоит в том, чтобы его ознакомить с тем, чем он был заинтересован в “Дружестве Кольца”. Потому столь просто оформлен конфликт в “Двух Твердынях” – он явлен буквально сразу, в названии. Он всё ещё является почвой. Но растёт теперь на нём мир, его описание, тонкое и проработанное.

Если посмотреть вперёд и взглянуть украдкой на “Возвращение Государя”, то контраст и тематическая основа, а также цель автора, становятся ясны. Каждая книга из трилогии имеет своё предназначение, у каждой своя цель в плане взаимоотношения с читателем.

“Две Твердыни” – это новый подход и новое эмоциональное восприятие. Картины не являют из себя калейдоскоп. Теперь это четко разделённое повествование, где каждая минута рассчитана, а каждый персонаж в своём пространстве и на своей территории. Это осознанное, куда менее эмоциональное чтиво, которое теперь берёт не количеством, а, если так можно выразиться, качеством эмпатии: возвращение Гэндальфа или бой Сэма с Шэлоб порождают настолько сильный катарсис, что сложно сдержаться и в голос не воскликнуть от изумления, радости или восхищения. Это происходит благодаря первой книге, благодаря уже определённому богатству персонажей и их характеров. Здесь видна их глубина, периодизация, изменение и принятие, закономерная эволюция, которая или должна была произойти, или персонажи бы вовсе не имели место быть далее в повествовании. И так со всей книгой. Она – эволюция первой Летописи. Как содержательное, так и композиционное. И, конечно же, она – многообещающее предостережение пред Летописью третьей.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пока живешь, надеешься. И хочешь кушать.

Матушки-оладушки! Да что же это такое?! Все ли в порядке у меня? Неужто рак на горе свис? Иначе и не объяснить благоприятную расположенность к книге. Нет, давайте смотреть правде в глаза, первая часть далась мне со скрипом и высокая оценка всего лишь дань уважения, но ничуть не из-за потрясающего сюжета. Прошел год, прежде чем соизволила взяться за вторую часть. Этот перерыв был нужен, ведь возьмись читать залпом ничего бы хорошего это не принесло.

Властелин колец. Две твердыни – вторая часть знаменитой трилогии. В первой меня раздражало все: герои, бесконечные песни, описание природы… Вторая же часть полностью оправдала возложенные ожидания. Наконец-то началась мрачная сторона. Да, хлебом не корми, дай Настеньке выбор, и она уползет во мрак.

Мне во второй книге понравилось все. Правда была проблема с новыми героями и их именами, мой вечный пунктик, но даже это ушло на второй план. Меня полностью покорил Гимли. Ой, если бы в период, когда выходили фильмы, большое внимание бы уделили плакату с Гимли, то с историей познакомилась бы горазда раньше))) Вы вообще видели этого брутального гнома с секирой? Какой там миловидный эльф? Бородатого красавца в студию))))

Порадовали и приятно удивили хоббиты. В особенности Пиппин и Мэри. Фродо же не вызвал никаких чувств, но его отношение к Голлуму вполне понятны. На его месте бы поступила также. Ведь понимаешь, что Голлум падла редкостная, но его душа столько лет принадлежала кольцу, не удивительно что кукуха поехала. Но ведь и Голлум борется с собой… Короче, противоречивы чувства. Касательно Сэма, который в прошлый раз меня куда больше остальных поразил, то просто поражаюсь его самозабвенной верности.

Ладно, что толку говорить, книга действительно зацепила. Даже не стану откладывать третью часть. Сейчас, только чай заварю и провизию подготовлю, а то негоже отправляться в путь с пустым желудком)))

Оценка: 8
–  [  -3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хотелось бы поделится впечатлением о художнике рисунков, а именно Гордееве. Книги с рисунками Гордеева-это нечто. Очевидно художник также видит и окружающих его людей, страшные лица, точнее пародии на лица. Хоббит-маленькое чудовище, будущий король Гондора, страшный старик с оскалом, эльф-лицо которого представляется как красивое и благородное-такой же ужас! И так можно пройтись по всем иллюстрациям и героям которые рисовал Гордеев ко всем книгам Толкина. Я просто не понимаю, как издательство пропустило такой ужас??? Уж лучше без рисунков. Даже обложка пусть была бы только с надписью..

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Увидев Сарумана в фильме Питера Джексона, я понял: это он. Остальные герои не совсем соответствовали образам, рожденным фантазией при чтении книг Толкина, но вот Саруман совпал один в один. Даже стало немного жутко от такого совпадения. А совпадения ли? Гм-гм, кажется, запахло назгулами...

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если верить утверждению Г.Л. Олди, герой должен быть один. Не так страшно спускаться в адские бездны Мории, когда твою спину прикрывают такие опытные воины, как Арагорн, Леголас и Гимли. Совсем другое дело ощутить весь груз ответственности на своих хрупких плечах, увериться в том, что помощи ждать неоткуда, что надеяться предстоит лишь на себя, в то время как судьба мира висит на волоске, а пробудившееся Зло находится в двух шагах от триумфа. Фродо постепенно превращается в такого архетипичного героя, но всё же он скорее отыгрывает рыцаря печального образа. На мой взгляд, именно Сэм, верный спутник Фродо, здесь выступает на первый план, ведь он без тени сомнения готов жертвовать собой не ради абстрактных идеалов добра, но во имя дружбы и преданности. Изменения в образе Фродо тоже интересны, его воля вступает в противоборство с силой Кольца, однако именно Сэму предстоит пусть ненадолго, но ощутить себя в полной мере героем-одиночкой, преодолевая свой страх во имя долга.

Продолжение «Братства кольца» по структуре также делится на две книги: третью и четвертую части романа-эпопеи. После того как пути героев-кольценосцев разошлись, вместо одного отряда появилось два — Фродо и Сэм в одиночку продолжают идти к границе Мордора, а Гимли, Леголас и Арагорн отправляются выручать Мерри и Пиппина, захваченных отрядом орков. Соответственно третья часть посвящена приключениям Арагорна и К, а четвертая — миссии Фродо и Сэма. Первая половина «Двух башен» получилась очень динамичной, насыщенной массой знаковых, судьбоносных событий — здесь есть глобальные сражения и кровопролитные стычки, встречи с новыми союзниками и врагами, неожиданные повороты сюжета. Странствия Фродо и Сэма представляют из себя по большей части блуждания «по долинам и по взгорьям», немного поработать мечом предстоит только в самом конце книги, но здесь своя атмосфера — большее влияние уделяется раскрытию персонажей, их внутреннему миру, взаимодействию между собой.

В отличие от первого тома, где герои часто вспоминали эльфийские сказания, много пели и декламировали, во второй части фольклору Средиземья уделяется не так много времени, но это решение полностью оправдано — автор выполнил свою задачу по введению читателя в курс дела, создал необходимую атмосферу и сосредоточился на сюжетной динамике и раскрытии персонажей, поэтому текст получился более плотный и даже визуально второй том тоньше первого. Территория мира и спокойствия, где можно было заглянуть на огонек к Тому Бомбадилу или воспользоваться гостеприимством эльфов, осталась позади. Герои вступают на земли людских королевств — Рохана и Гондора, которые вплотную граничат с владениями Сарумана и Саурона. Уровень тревожности возрастает, каждый шаг вперед может таить в себе опасность, а добровольных помощников становится все меньше. Даже в самом названии романа — «Две башни» — обозначена угроза, ведь автор подразумевал под башнями Ортханк и Минас Моргул, обители Зла.

Расширяя географию своей эпопеи, Толкин знакомит нас с Роханом и Гондором — королевствами людей. Можно сказать, что роханцы — молодая и пассионарная раса, но даже в их землях нет единства, король Теоден уже довольно стар, хоть и крепок. Рохирримские всадники — умелые воины, но задача героев состоит в том, чтобы убедить их в необходимости борьбы против Саурона в час, когда никто не может оставаться в стороне. Знакомство с Гондором происходит в четвертой книге, посвященной странствиям Фродо и Сэма. Гондорцы ведут свое происхождение из древнего Нуменора, в них прослеживаются даже некоторые эльфийские черты. Из всех противников Саурона мне больше симпатичны именно они — хранители подлинных идеалов рыцарства, честные и благородные воины, неспособные лгать и предавать, гордящиеся своей кровью и наследием предков. Автору удалось хорошо раскрыть образ Фарамира, брата Боромира, в котором отражаются все лучшие качества его народа к которому также принадлежит Арагорн.

В «Братстве кольца» орки казались тупой бездумной силой, которая беспрекословно выполняет волю своих повелителей. Во втором томе зеленокожим уделен ряд эпизодов, благодаря которым можно узнать о внутренних противоречиях в их среде. В рядах приспешников Зла также нет единства, существует даже неприязнь и конкуренция между подчиненными Сарумана и Тёмного владыки. В конце романа очень интересен эпизод беседы двух оркских командиров, подслушанный Сэмом. Из этого диалога можно сделать вывод, что орки не так уж сильно стремятся воевать, а власть Саурона признают вынужденно, предпочитая вольную жизнь «как было раньше». Даже элементы тотального контроля обозначены — проявлять недовольство властями можно только шёпотом и с оглядкой — каждый воин отряда может оказаться шпионом и доложить «куда следует» о неблагонадёжном соратнике. Да, побеждать Саурона необходимо, но полчища Врага не безликие зомби, в них тоже есть частичка «человеческого», вот что интересно.

Помимо прочего нельзя не отметить появление в романе энтов, которые не просто выполняют роль двигающихся и говорящих деревьев, но являют собой древнейшую расу с глубоким мировоззрением — доброта и мудрость может сочетаться в них со стремительностью и беспощадностью, что подтверждает эпизод осады Изенгарда, обители Сарумана. Про развитие образов Фродо и Сэма я говорил в начале, но ещё интереснее раскрыт образ Горлума, тёмного и жалкого существа. В его душе, где-то в глубине ещё таится что-то хорошее или же это просто иллюзия, собирать из отдельных деталей этот противоречивый и действительно трагический образ очень интересно. Автор психологически точно описывает двойственность его натуры — за небольшой сценкой, которая заставляет поверить, что Горлум не такой уж плохой, может последовать подтверждение обратного, затем снова автор заставляет нас испытывать к этому персонажу сочувствие, но сможет ли Горлум преодолеть последствия влияния Кольца сказать нельзя, не зная финала.

Пару слов стоит также сказать о втором фильме кинотрилогии П. Джексона, которая сама стала шедевром, заставила миллионы читателей ассоциировать внешность героев книги с актерами, показанными на экране. Отмечу, что практически все значимые эпизоды второго тома вошли в сценарий фильма, а то что не вошло — показали в третьем. Отдельные расхождения с оригинальным текстом есть, но они не принципиальны, главное, что не повторилась история с экранизацией «Братства кольца» в сценарий которого не вошёл ряд интересных эпизодов из книги. Тем не менее кино смотреть стоит хотя бы ради прекрасной визуализации битвы при Хельмовой Пади, которой в книге отведена всего одна глава, в фильме же это, можно сказать, центральное событие, снятое роскошно и с размахом, с подробностями, которых даже не было у Толкина. В то же время нельзя посмотреть фильм и сказать «я знаю всё». Читать второй том необходимо даже если вы смотрели кино, ведь на экране не передать внутренних чувств и размышлений персонажей, всю противоречивость натуры Горлума, сомнения и страхи Фродо и Сэма, ведь у Толкина сражения и приключения всего лишь фон на котором персонажи превращаются в героев.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Самая слабая часть из всей трилогии, как мне кажется. Причем что удивительно, также я думаю и об экранизации данной части.

Прежде всего, хочется сказать о том, что это более взрослое произведение, нежели предыдущая часть. И по масштабу, она конечно намного превосходит ее. Но, я не знаю, ИМХО конечно, мне кажется она слишком затянута. Да и персонаж Горлума, как мне кажется нне в полной мере прописан. Оценка 8/10

Оценка: 8
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Самая лирическая и поэтическая часть трилогии. «Братство Кольца» — там была жизнь простых людей (извините, хоббитов!), и «красивостей» поэтому очень мало (точней, они есть, но автор скупо «вкрапляет» их в текст: всего двумя-тремя штрихами обрисована «душа» Вековечного леса — милая и нежная Золотинка. Лот-Лориэн — увядает, мы видим его не весной, а осенью, даже — под самый конец осени. И остается только гадать, каким предстал этот лес Арагорну и Арвен в пору расцвета их любви. Толкин — умный писатель: некоторые вещи, будь они хоть сто раз кавайны и поэтичны, он не «озвучивает» напрямую, пряча в подтекст).

А вот «Две твердыни» написаны иначе. Во-первых, одни энты чего стоят: не просто «ходячие кусты» (как могут подумать те, кто знает сюжет в основном по фильму). Энты — по сути, те же люди, просто умно и глубоко чувствующие природу. Тут уже Профессор не стесняется, по полной программе излагает вслух свое романтическое вИдение действительности. Самый трогательный образ из них из всех — это, конечно, Брегалад с его немного «торопливой» манерой думать и говорить (а вы никогда не встречали таких людей?..) И с его тоской по погибшим ря бинам...

NB В фильме, кстати, упущена одна важная деталь: первое, что увидели хоббиты при встрече с Древнем, были — глаза.

«Пин потом чaсто пытaлся припомнить их въяве: «Вроде кaк зaглянул в бездонный колодезь, переполненный пaмятью несчетных веков и долгим, медленным, спокойным рaздумьем, a поверху искристый блеск, будто солнце золотит густую листву или мелкую рябь глубокого озерa. Ну вот кaк бы скaзaть, [нечто] до поры дремaло, ...и вдруг пробудилось и осмaтривaет тебя тaк же тихо и неспешно, кaк издревле рaстило сaмого себя».

(При современном уровне развития компьютерной графики, показать это все на экране — пожалуй, не так трудно, как сперва кажется. Да и Джексон вовсе не бездарь — после первого и второго «Хоббита» я в него поверил, вижу, что это хороший режиссер ;)) Но... почему-то в фильме мы так и не увидели важнейшую подробность облика энтов...)

Потом еще есть королевский двор Рохана, пребывающий в упадке, однако — contra spem spero! — не умерший окончательно. (Такое хорошо было читать в 90-е, ибо вселяло надежду: если уж Теоден и его люди выкарабкались из черной пучины безысходности, то мы — и подавно сможем).

Эомер и Эовин — прекрасно выписаны (она — «нежная и холодная», как перевела Маторина. Но «холодная» не в смысле бесчувственная, а просто очень-очень сдержанная. Суровая, как и сама жизнь в этом довольно диком краю. И все-таки — «нецивилизованный», но живой, естественный Рохан я предпочту излишне утонченному, пышному, высокомерному Гондору).

Теоден — опять же, показан не так, как в фильме (там он был одержим, а тут — просто заблуждался, пребывал в унынии, потому-то и «наломал дров». Но — вовремя понял свою ошибку. Как знать, возможно, для Денетора (который попал примерно в такую же ситуацию) тоже не все потеряно было?

Безусловно, хорош Голлум (об этом уже писали в отзывах до меня, так что не буду повторяться. Скажу только, что без этой его борьбы с самим собой книга бы очень, о-очень много утратила. Толкин — отличный психолог, невзирая, что романтик ;)

Так же безусловно, хорош Фарамир — этот «мрачный молодой человек», как его называет автор, устоял перед искушением Кольца (что не удалось его брату). Собственно, он даже устоял перед искушением просто посмотреть на него или взять в руки. И это более чем удачно характеризует итилиенского военачальника.

Ну, и — last but not least — зачем в романе Шелоб? Как по мне, иллюстрация к словам Эльронда, которые часто забывают, когда говорят о «черно-белом» мире Толкина. А слова эти такие: «Ни одно зло не изначально. _Даже_ Саурон_».

Здесь мы видим более древнее, более страшное (и, как мне кажется, неистребимое) зло. Которое, скорей всего, тоже не изначально. Которое было еще до Мордора и, наверно, переживет его на многие годы. В Четвёртую Эпоху людям тоже будет хватать проблем...

Одним словом: здесь очень много серьезных, глубоких идей (я это называю «философемы» и «психологемы»). А еще — книга просто написана отличным языком. Легким, красивым, образным, а временами (под стать первому тому) — скупым, суровым и торжественно-печальным.

К сожалению, хороших переводчиков Толкина, способных адекватно воспроизвести его язык и стиль, у нас пока еще мало.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Братство распалось, и каждый пошел своей дорогой. До этого момента путь был труден, но были ясны цель и направление, а осознание близости друзей придавало мужества и сил. И даже если на миг закрадывалось сомнение — по плечу ли выбранное дело — то всегда на помощь приходили со своими советами мудрецы и властители, или просто товарищи по Братству Кольца, чья нерушимая вера и преданность выбранному пути укрепляли гаснущую решимость исполнить нелегкий долг.

Теперь же все изменилось: каждый остался наедине со своей совестью и должен сам решать, какой путь избрать и как его пройти. Так что это — роман выбора.

-Мерри и Пиппин могли бы послушать доводы опытных и мудрых, вернуться в Шир и сделать вид, что происходящее их больше не касается, прожить в довольстве и радости сколько-то там еще лет, пока не накроет все Средиземье Тьма. Но тогда бы энты не ввязались в войну, предатель Саруман разбил Рохан, и не пришла бы помощь Гондору в самый темный час Великой Битвы.

- Гимли и Леголас могли бы вернутся к себе домой, тем более, что война уже приблизилась к границам Лесов и Гор. Эльф мог бы уйти за море и жить вечно и прекрасном Валиноре, а Гимли с гномами отправится в глубины земли, закрыв свое сердце для верхних народов. Но тогда некому было бы стать рядом с Арагорном в многочисленных битвах, помогать будущему Королю в нелегких трудах.

-Арагорн мог бы выбрать путь своего сердца, отправиться в Гондор, минуя Рохан, который неминуемо пал бы перед полчищами Сарумана. Или вернуться к Арвен — разве не вымолила бы Дева у отца благословения для своего возлюбленного? Но тогда пал бы гордый Минас-Тирит, открывая путь Темному воинству на земли Средиземья.

- И для Серого Странника Гэндальфа тоже есть выбор. Он мог бы примкнуть к Саруману или спрятаться от грядущего, как Радагаст Карий, среди гор и лесов, создать маленький мирок, сохраняя его до срока от Тьмы своим немалым могуществом. Но тогда пал бы гордый Рохан, некому было бы противостоять ужасу назгулов у стен Минас-Тирита, возглавить борьбу со злом, объединив народы и расы Сридиземья.

- И даже для Фродо и Сэма по-прежнему есть выбор. Они могли бы выбросить кольцо в топи, кинуть его в самую глубокую мордорскую пропасть или отдать Фарамиру, а то и самому Горлуму. Вернуться домой, утешая себя мыслью, что сделали все, что могли, но задача оказалась не по плечу, и нечего себя корить за провал похода: ведь куда там тягаться маленьким и слабым хоббитам с волшебниками, призраками, чудовищами, королями и могучими воинами. Но от этого, казалось бы, вполне разумного решения, все бы рухнуло окончательно и бесповоротно.

И каждый, даже самый второстепенный персонаж, в этой части делает свой выбор. Властители, маги, короли, волшебные создания и простые люди. Каждый решает, как поступить. И никто не знает, какой из этих выборов перевесит чашу судьбы в ту или иную сторону. Может это будет выбор Фродо и Сэма, решивших поискать еще один путь в Мордор? Или выбор Фарамира, пошедшего против традиций и законов своей страны, ради чести и чистой совести? Или выбор Мерри и Пиппина, достучавшихся до ушедших от мира энтов?

Но, выбор, какой он ни был бы, будет сделан. Каждый герой изберет свою дорогу и сторону в темнеющем мире. И уже не свернет, какие бы испытания не готовило им будущее.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вторая часть эпопеи показывает нам как бы две стороны трудов по спасению мира. Одна, наполненная битвами и преследованием врагов, яркими речами («Мертвые сраму не имут»), сражениями плечом к плечу с друзьями и глаза в глаза с врагами. И другая, когда у тебя нет права выскочить с громкими воплями навстречу врагу с мечом в руке, когда требуется напряженное каждодневное мужество, дни складываются из ходьбы и раздела оставшихся скудных припасов. И неизвестно, что тяжелее.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Второй том эпической трилогии более всех наполнен приключениями, битвами и путешествиями. Если в «Хранителях Кольца» повествование было сосредоточено вокруг Девятерых Хранителей, то здесь есть две параллельно идущих части — первая об Арагорне, Леголасе, Гимли, Мерри, Перегрине и

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Гэндальфе
, которые направились на Запад, чтобы разобраться с Саруманом, вторая о Фродо и Сэме, продолживших основную миссию отряда. Очень грамотное решение автора — никаких перескоков с одной сюжетной линии на другую. Из сцен особенно запомнилась оборона Хельмовой Пади, и в фильме её сняли очень классно. В общем — отлично, с нетерпением беру в руки Возвращение Короля.

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вторая часть «Властелина колец» — самая середина эпопеи. Часто бывает, что между началом и концом идёт как-бы провисание, затянутое и скучное. Но Толкиен никогда бы не приобрёл своей славы, если бы его книга была бы такова. Он не делил её на составные части — для Джона Р. Р. это был единый роман. И вторая часть вышла тоже очень красивой, здорово прописанной и напряжённой.

Отряд Хранителей разделился — у каждого из них — разные пути, но одинаковые цели. Они должны спасти мир от смыкающейся Тьмой с востока. Первая часть знакомит нас с приключениями тех, кто остался по правую руку от Андуина — Арагорна, Леголаса и прочих. Эта часть пронизана тем же светом, что и первый роман — романтикой эпической саги, северным колоритом и сюжетной динамикой. Да, эта часть в плане событий очень богата — казалось, ты только читал об отплытии Боромира — а уже онты идут на Изенгард, ещё пару страниц перевернёшь — и вот уже Гэндальф борется с Саруманом. Возвращается Гэндальф в образе Белого Всадника, из лесов выходят Пастыри Деревьев, а конунг (не так прост перевод Муравьёва!) Теоден, ощущавший себя дряхлым старцем, вновь твёрдо держит меч в своей руке. Да, эта часть наполнена оптимизмом — ведь первые победы над тьмой одержаны именно здесь. Обратите внимание — как мало Толкиен уделяет места баталием. Сражение за Хельмову Крепь описано в достаточно общих чертах, возможно, даже торопливо. В любом случае, это не самые яркие страницы романа. А если вспомнить то, как Гэндальф исцелил Теодена от его немощи? А ведь это настоящее волшебство — без всяких эффектов, без примочек. А противостояние Гэндальфа и Сарумана, за право первенства? Это не было поединком в современном понимании этого слова. Один из краеугольных камней магии этого мира — Воля. И поединок магов — это сражение двух Воль, которая оказывается неизбежным поражением Зла, некогда предавшим Добро. Вообще, каждый персонаж здесь играет свою символическую роль, повторюсь, как в традиционном эпическом сказании.

Вторая часть — абсолютно иная. От образа Белого Всадника на серебристом коне читатель сразу попадает в околомордорские земли — мир, где царит удушливая Тьма и безнадёжность. События текут медленно, трое хоббитов бредут под постоянным гнётом присутствия Врага, И везде — какая то затхлость, подавленность, наконец, чувство одиночества — если читать внимательно, вникая в текст, может стать очень неуютно и тоскливо. Это мир, в котором любой бы потерял надужду. Только один герой смог разбавить эту Тьму — герой, которого Толкиен будто-бы вытащил из собственной современности — Сэм Скромби (Гэмджи, Гужни — кому как нравится). Его незатейливые шутки, и некоторая непосредственность несколько сбавляют тяжёлый эмоциональный фон, который в ином случае стал бы полноценной, жёсткой тёмной фэнтези. За что можно любить эту часть? Я, может быть, изобрету велосипед таким образом, но может кого и удивлю — за образ Горлума. Подземное забавное чудище из «Хоббита» превратилось в настоящую трагическую фигуру, символом разьедающей, подтачивающей силы Кольца Всевластья. Он будто бы состоит з двух личностей — злобного и подлого Горлума, сущности, порождённой Кольцом, и Смеагорла, так навсегда и оставшегося наивным, любопытным, несколько романтичным (любящим старинные легенды) хоббитом, который некогда ни с того, ни с сего вдруг задушил своего друга за Кольцо, оставшись потом наедине со своей виной. Весь путь хоббитов мы вдим, как его съедает противоречия — с одной стороны, тяга к Кольцу, с другой — вполне искренняя признательность Фродо, который впервые за много лет проявил к нему признательность и поддержку.

Толкиен планку не понижал. В детстве я любил болье часть о Фродо и Сэме, а сейчас даже трудно разобраться — какая лучше. В любом случае, она ничуть не хуже других частей трилогии, это просто — середина. Декорации, расставлены, и грядёт сражение за Запад — но это уже другая история...

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх