fantlab ru

Дж. Р. Р. Толкин «Возвращение Короля»

Рейтинг
Средняя оценка:
9.13
Оценок:
10019
Моя оценка:
-

подробнее

Возвращение Короля

The Return of the King

Другие названия: Возвращение Государя

Роман, год; цикл «Легендариум Средиземья»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 391
Аннотация:

Минас Тирит осажден полчищами орков. Арагорну и другим членам отряда Хранителей необходимо не только отбить столицу Гондора, но и отвлечь Саурона на себя, чтобы Фродо и Сэм смогли уничтожить Кольцо Всевластия. Но им приходиться только гадать — жив ли Главный Хранитель или Кольцо Всевластия уже у Саурона?

С этим произведением связаны термины:

В произведение входит:


  • Беспорядки в Хоббитшире [глава из романа "Возвращение Короля"]

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Экранизации:

«Возвращение короля» / «The Return of the King» 1980, США, реж: Жуль Басс, Артур Ранкин мл.

«Властелин колец: Возвращение Короля» / «The Lord of the Rings: The Return of the King» 2003, Германия, США, Новая Зеландия, реж: Питер Джексон



Похожие произведения:

 

 


Возвращение короля
1990 г.
Повесть о кольце
1990 г.
Властелин колец
1991 г.
Возвращение короля
1991 г.
Властители колец, том 2
1991 г.
Властелин колец. Том V. Две крепости. Главы 20-21. Возвращение Короля. Главы 1-9.
1992 г.
Властелин колец. Том VI. Возвращение короля. Главы 10-19.
1992 г.
Возвращение короля
1992 г.
Возвращение короля
1992 г.
Возвращенье Государя
1992 г.
Властелин Колец. Кн. IV - VI
1993 г.
Властелин колец. Летопись вторая и третья
1993 г.
Возвращение Государя
1993 г.
Возвращение Государя
1994 г.
Возвращение Короля
1995 г.
Властелин Колец. Том 3: Возвращение короля
1996 г.
Возвращенье Государя
1998 г.
Возвращенье Государя
1998 г.
Властелин Колец. Книга III. Возвращение Короля
1999 г.
Возвращение короля
1999 г.
Властелин Колец
2000 г.
Властелин Колец. Том 3. Возвращение Короля
2000 г.
Возвращение Государя
2000 г.
Возвращение Короля
2000 г.
Властелин Колец
2001 г.
Властелин Колец
2001 г.
Возвращение Государя
2001 г.
Возвращение короля
2001 г.
Возвращение Короля
2001 г.
Властелин Колец
2002 г.
Властелин Колец
2002 г.
Властелин Колец
2002 г.
Властелин Колец. Возвращение Государя
2002 г.
Властелин Колец. Возвращение короля
2002 г.
Властелин Колец. Возвращение Короля
2002 г.
Властелин Колец. Возвращение Короля
2002 г.
Властелин Колец. Возвращение короля
2002 г.
Властелин Колец. Хоббит
2002 г.
Властелин колец. Часть III. Возвращение Короля
2002 г.
Возвращение Короля
2002 г.
Хоббит, или Туда и обратно. Властелин Колец
2002 г.
Властелин Колец
2003 г.
Властелин Колец
2003 г.
Властелин Колец
2003 г.
Властелин Колец
2003 г.
Властелин Колец
2003 г.
Властелин Колец. Возвращение Государя
2003 г.
Джон Рональд Руэл Толкин. Сочинения в 3 томах. Том 3.
2003 г.
Полная история Средиземья
2003 г.
Полная история Средиземья
2003 г.
Властелин Колец
2004 г.
Властелин Колец
2004 г.
Властелин колец. Возвращение Государя
2004 г.
Властелин Колец. Возвращение государя
2004 г.
Властелин Колец. Возвращение Короля
2004 г.
Властелин Колец. Возвращение короля
2004 г.
Властелин Колец. Возвращение короля
2006 г.
Властелин колец
2007 г.
Полная история Средиземья
2007 г.
Властелин Колец
2008 г.
Властелин Колец
2008 г.
Властелин Колец. Возвращение короля
2008 г.
Властелин колец
2009 г.
Властелин Колец
2009 г.
Властелин Колец. Возвращение короля
2009 г.
Властелин Колец. Возвращение короля
2009 г.
Властелин Колец. Возвращение короля
2009 г.
Властелин Колец. Возвращение короля
2009 г.
Полная история Средиземья
2009 г.
ПОЛНАЯ история Средиземья в одном томе
2009 г.
Властелин Колец. Возвращение короля
2010 г.
Властелин Колец
2011 г.
Хроники Средиземья
2013 г.
Полная история Средиземья
2013 г.
Властелин Колец. Возвращение короля
2013 г.
Властелин Колец. Часть 3. Возвращение короля
2014 г.
Властелин колец
2014 г.
Властелин колец: Возвращение Короля
2015 г.
Властелин Колец
2015 г.
Властелин Колец
2016 г.
Властелин Колец
2016 г.
Властелин колец. Возвращение короля
2016 г.
Властелин Колец
2016 г.
Властелин колец. Возвращение Короля
2017 г.
Властелин Колец
2017 г.
Властелин Колец. Возвращение короля
2018 г.
Властелин Колец. Часть 3. Возвращение Короля
2019 г.
Властелин колец: Возвращение Короля
2019 г.
Возвращение Короля
2019 г.
Властелин Колец
2019 г.
Властелин Колец: Возвращение Короля
2020 г.
Властелин колец
2021 г.

Периодика:

Школьная роман-газета, 1/1998
1998 г.
Школьная роман-газета, 2/1998
1998 г.

Самиздат и фэнзины:

Возвращение Короля
1978 г.
Возвращение Короля. Дети Хурина
2000 г.
Властелин Колец
2015 г.

Аудиокниги:

Властелин Колец. Возвращение Короля
2006 г.
Властелин Колец. Возвращение короля
2007 г.
Хоббит, или Туда и обратно. Властелин колец
2007 г.
Властелин Колец. Возвращение короля
2008 г.

Издания на иностранных языках:

The Return of the King
1955 г.
(английский)
The Return of the King
1965 г.
(английский)
The Return of the King
1965 г.
(английский)
The Lord of the Rings
1993 г.
(английский)
The Lord of the Rings
1995 г.
(английский)
Володарь перснів. Повернення короля
2002 г.
(украинский)
The Return of the King
2002 г.
(английский)
Повернення короля
2003 г.
(украинский)
Володар перстенів. Повернення короля
2005 г.
(украинский)
The Return of the King
2005 г.
(английский)
Володар Перстенів
2006 г.
(украинский)
Уладар Пярсьцёнкаў: Вяртаньне караля
2009 г.
(белорусский)
The Return of the King
2012 г.
(английский)
Володар Перснів. Частина третя: Повернення короля
2013 г.
(украинский)
The Lord of the Rings
2014 г.
(английский)
The Lord of the Rings Illustrated
2021 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Третий роман эпопеи — самый трагический, самый светлый. Конец саги, завершение эпохи эльфов в Средиземье, начало чего-то нового, смутного, и не обязательно доброго... ведь эта эпоха самой противоречивой расы Арды.

История «Войны за Кольцо» (ибо Саурон пошёл на Минас-Тирит единственно затем, чтобы добыть Сокровище Своей Сокровенной Мощи) развивается, и переходит в свою кульминацию именно здесь, на полях боя Гондора и Глухоманья. Герои едут в Минас-Тирит, чтобы сохранить этот мощный волнорез на пути Мордора. Должен взойти на престол Государь — тот, кто сможет объединить людей перед лицом зла.

В первой половине романа действие всё так же быстро и динамично развивается. Чёрное воинство идёт штурмовать крепи Минас-Тирита, которым управляет полубезумный наместник Дэнетор. Городу явно суждено пасть — но на помощь приходят Белый Всадиник и... Впрочем, иные читатели и так прекрасно знают, о чём там идёт речь. А речь идёт о простых и естественных вещах — героизме, отваге, чести, воле. Именно эти качества, а не магические силы помогли Арагорну овладеть Палантиром. Именно эти качества помогли Мериадоку и Эовин победить короля-колдуна. И только отвага и воля заставили Арагорна двинуть своё войско к неприступному Мораннону... Эта часть полна и грусти, и радости. Да, это победа, вернулся Государь... Но какой ценой? Тяжкое впечатление производит безумие Дэнетора, который пытался узнать тайные замыслы Врага, и в результате длительной борьбы был им сломлен. Гибель Теодена также одна из самых трагических страниц романа. Мастерство Толкиена позволило нам увидеть висящую над миром Тьму, смущающую даже самые сильные умы.

Вторая часть — остаток пути Фродо и Сэма к Ородруину. Здесь уже главная роль отводится не хранителю Кольца, а его спутнику, без которого Фродо никогда бы не смог дойти до Горы. Только он защищал его и оберегал на пути — и то для того, чтобы Кольцо под конец сломило волю и самого хранителя. Только Судьба и Провидение привело к Негасимым Горнилам Горлума, и Кольцо было уничтожено.

В общем то всё, что было написано выше — просто описание. А сказать я хочу совершенно о другом. В фэндомской среде считается, что «Властелин колец» оканчивается традиционным хеппи-эндом. А давайте разбираться. Лично мне кажется, что «Возвращение государя» — наоборот, книга в чём-то трагичная, она исполнена какой-то светлой горечи по ушедшему и несбывшемуся.

На чело Арагорна возложили корону Гондора. Но залог ли это 2светлого будущего»? Арагорн говорит Гэндальфу, а скорее самому себе: «Но ведь я скоро умру. Я всего лишь смертный... Что тогда случится с Гондором и со всеми теми, для кого станет столицей Минас-Тирит?» Он прекрасно понимает, что его империя не вечна, и в будущем её всё равно ждёт гибель, рано или поздно, ибо зло из мира никуда не исчезло.

Тревожный звоночек — разорённая Хоббитания. Саурон, его Кольцо и назгулы — это теперь достояние прошлого, легенда. А сломленная и изуродованная земля родины хоббитов — настоящее, простое человеческое зло, которое теперь возьмёт верх в мире. Толкиен очень подозрительно относился к прогрессу — и с ненавистью он описывает грязные рабочие бараки и полумеханические мельницы, уродующие Хоббитанию. Конечно, Тьма отступила... но как надолго?

И наконец — судьба Фродо, Хранителя Кольца. Это счастливый конец? Вспомните — он на краткий миг побыл Властителем Кольца, он столько раз сталкивался с гибельной Тьмой, что стал чужд этому миру. Никогда он уже не будет счастлив среди своих сородичей, его душа, как и тело, изранены, и никогда эти рубцы не заживут. Единственный выход — уплыть в Валинор, быть может, там найдётся противоядие от недуга. Фродо говорит Сэму: «Я завещаю тебе свою несбывшуюся жизнь...» Хороший конец? Вам судить.

Последний корабль с Высшими эльфами, остатком Нолдор, отплывает из Серой Гавани, и мир затилает серая пелена дождя. Вот здесь — именно здесь — виден рубеж между эпохами. Что-то ушло из мира, и становится невыносимо грустно, потому что он никогда не будет таким, как прежде...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В фильме этот момент подан отвратительно.

Эпос закончен, настала совсе иная эпоха. Поэтому Толкиен не стал писать продолжение — ведь это значило разрушить то, что он создавал на протяжении почти всей жизни. Его право. Возможно, поэтому «Властелин колец» живёт в наших сердцах — за щемящую тоску в груди по уходящему прошлому, за трепетное ожидание будущего, освещённого робкой надеждой?... «Остановись мгновенье, ты прекрасно...»

«Властелин колец» снова прочитан, не первый раз, а чувства всё те же. Всё таки эта книга, вероятно для людей особого склада ума, которые воспринимают каие-то тонкие фибры, некий мощный духовный смысловой пласт, волей или неволей заложенный Толкиеном в роман. В любом случае, это бессмертная классика, которая переживёт века.

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тьма все сильнее, и вот уже ее больше не удерживают мордорские стены и она выплескивается на Средиземье, затапливая беспросветностью и безнадежностью свободные земли. Рассвета больше не будет. Наступил великий Мрак.

Так начинается последняя часть трилогии: с прихода Тьмы, лишающей последней надежды. Что могут слабые смертные противопоставить такой великой Мощи? Только свою преданность, мужество и решимость не сойти с выбранного пути, не предать друзей, принести какую угодно жертву ради победы над Злом.

Если «Две твердыни» была книгой Выбора, то это — книга испытания, подвига и жертвы. Выбор был сделан в предыдущем романе, но легко давать клятвы, когда враг далеко и сидит за высокими стенами Мордора. И так трудно их выполнять, когда у порога родного дома стоят бесчисленные орды врагов, когда единственное, что еще можно сделать — отдать собственную жизнь ради призрачной победы, которой еще может и не быть! Как тут не сомневаться в своей силе духа и воле!

И опять героям надо делать нелегкий выбор, прислушиваясь – нет, не к голосу разума, который кричит: «Беги! Спасайся!» — к душе и совести, питающим верой в справедливость выбранного пути гаснущее мужество. Из этого источника рождаются подвиги Йовин, Мерри, Пиппина и еще сотен и сотен безымянных защитников свободы.

Трагично? Да! Но мне бы хотелось сказать не об этом, а о тех контрастах, на которых построен роман. Бешеный ритм Пеленнорской битвы, где один потрясающий по накалу эпизод сменяет другой, и следом — тайный, скрытый от глаз поход Фродо и Сэма. Подвиг публичный и подвиг незаметный, но не становящийся от этого менее значимым.

И еще немного о выборе. О самом главном эпизоде трилогии. Нет, не о Пеленнорской битве, не решениях вождей и королей, о которых потом напишут в летописях, а о том, что было скрыто и о чем будут знать только двое последних Хранителей. О том, что происходило в недрах Роковой Горы.

Все, что происходило до этого, было лишь подготовкой к решающему моменту. Каждый из героев, названных и безымянных, совершал поступки и делал выбор, который ложился на ту или иную чашу весов Света и Тьмы. И вот Фродо стоит над пропастью с кольцом, и Весы застыли в равновесии в ожидании его последнего выбора! И что же мы слышим? Кольцо мое! И чаша тьмы резко идет вниз. На миг все становится бессмысленным — все жертвы и страдания тысяч героев оказываются перечеркнуты одной фразой! И все спасает один единственный выбор Милосердия, совершенный много лет назад одним маленьким хоббитом. «Жалость? Да. Жалость, именно она остановила Бильбо. И еще Милосердие...Многие из живущих заслуживают смерти, а многие из умерших — жизни. Ты можешь вернуть ее им? То-то же. Тогда не спеши осуждать и на смерть. Никому, даже мудрейшим из Мудрых, не дано видеть все хитросплетения судьбы». Вот так. Такая простая и вечная формула, определяющая разницу между Светом и Тьмой. Не убийство тирана, не выигранное сражение... Милосердие. Просто, ясно, гениально.

И последнее, за что я люблю эту книгу. За честно сказанную правду: правильный выбор люди делают не потому, что их ждет награда — богатство, слава, почести/хотя и это бывает, как в жизни Великого Короля Арагорна/. Нет, скорее все будет наоборот: никогда не оставит горечь потерь и боль душевных ран, и даже родной дом покажется чужим и далеким. Такой выбор делают потому, что он — честный и правильный и единственная награда за него- знание, что долг исполнен и совесть чиста.

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Век вывихнул сустав, и в этот год к вам прислан я был вправить вывих тот».

Гондор времен великой Войны за Кольцо... очень напоминает нашу с вами страну. Времен совсем не великой, мерзкой, грязной перестройки. Власть прогнила насквозь (нет, я не хочу ничего плохого сказать о Денеторе. Напротив, мне его жалко — был когда-то честный, благородный человек, и превратился... «не пойми в кого». Не он в этом виноват, а — простите за банальность — система. Нам, правда, не показали эту систему в действии; но, думаю, не сильно ошибусь, если скажу — давно уже так повелось в роду гондорских наместников: снисходительно-наплевательски относиться к преданиям, что «Король вернется». И Денетор вовсе не первый градоправитель, который цепко держал свой скипетр, не желая отдавать...)

Потом, в приложениях к роману, Толкин попытается мотивировать его действия по-другому: он, вроде бы, изначально знал, кто есть скиталец Торонгил, и банально ему завидовал. На это можно ответить, как любят говорить у нас в Харькове: «Так-то воно так, та тiльки трiшечки не так!» Если вам нужен не Денетор, а «злобный фрик» на троне Гондора — он есть в фильме (кстати: одна из самых вопиющих неудач Джексона, «несс-па»?) В книге — другое, там именно «падение достойного».

С другой стороны, даже в Минас-Тирите не все утратили свое врожденное благородство. К примеру, Фарамир (помните, Еськов иронизировал: «часто ли попадались в человеческой истории властители, которые так вот, за здорово живешь, отдавали свой престол какому-то хрену с бугра... виноват: дунадану с Севера?» Но у Еськова своя правда, а у Толкина — своя: он показал, что после раздоров и склок всегда наступает мир).

Эовин в «Возвращении короля» чем-то похожа на Брюнхильду из скандинавского эпоса. Тут тебе и боевое ранение, после которого — очарованный сон... и — человек *с ружьем* извините, со Сломанным Мечом, который ее от этого сна пробудил. И «неполучившаяся» любовь (а еще можно вспомнить пушкинскую Татьяну, которая тоже, помнится, в итоге оказалась выше своих же собственных чувств к Евгению. Вы скажете — бред? вздор?.. А я вот уверен, что Толкин «Евгения Онегина» читал ;))

Правда, если уж до конца проводить аналогию с Брюнхильдой... там не было хеппи-энда. А тут — есть. С другой стороны, не будем забывать, что радостная развязка ВСЕМ ггероям дорого стоила. Земля спасена — но какой ценой (ведь больше не будет эльфов. А с ними уходит то неуловимое, что называется «душа»).

Счастливая, казалось бы, безоблачная любовь короля и королевы Гондора — на самом деле с заметным привкусом горечи: она теряет отца и братьев, Арагорн же... «Идеальный владыка»? Возможно (такое бывает, хотя и редко); но вот что ждет Гондор потом... Мерзость не навсегда отступила — если помните, в черновиках Профессора были наброски о возвращении Темных, с которыми придется разбираться уже сыну Элессара. А после него, наверно, и другим королям: борьба эта бесконечна, как сама жизнь.

Так что книга, действительно, довольно-таки мрачная (несмотря на подвиг маленького хоббита, избавившего всё Средиземье).

То другое дело, что фильм ЕЩЕ мрачнее, ЕЩЕ депрессивнее... и, как я уже сказал, это большая ошибка Джексона.

пс Невнимательные «критики» часто спрашивают: если Саурон знал, что Фродо идет в Мордор — почему было не окружить Гору тройным кольцом охраны? И в самом деле, «почему»... *laughing smile* Да потому, что (сейчас я скажу совершенно крамольную вещь, приготовьтесь упасть со стула)... никто на самом деле НЕ ЗНАЛ, способен ли огонь вулкана расплавить Перстень. Гэндальф во 2-й главе 1-го тома говорит, что даже Анкалагон Черный, «дракон из драконов», своим пламенем не способен был это сделать. И Ородруин — это вовсе не «последняя надежда». Это очень, о-очень слабый, призрачный шанс: один к тысяче (нет, даже меньше).

«Мудрость заключается в том, чтобы признать необходимость, когда взвешены все другие пути. Хотя тем, кто лелеет лживую надежду, эта мудрость может показаться безумием. Так пусть же безумие будет нашим плащом, завесой перед глазами врага!»

Правда... на месте Толкина я бы «помариновал» читателей как следует, прежде чем разрубить все запутанные сюжетные «узлы». Кольцо упало — а что дальше? Первые несколько минут — ничего, удручающее молчание, над Мордором нависает глухая тишь... И только потом — ДА: «башни рухнули и горы обвалились, стены распались, огромные столбы дыма и пара ...изгибались, как гребень колоссальной волны, этот гребень вскипел и пал на равнину...» Короче, то ли Профессор подустал к тому моменту, как писал финал книги, то ли... просто не задумывался об этом. А может — берёг своих любимых героев. (Как-то мне не верится, что он не умел нагнетать саспенс).

Впрочем, всех остальных достоинств книги это не отменяет. Оценка... Оценка, я думаю, понятна 8-)

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Третий том великой трилогии. Трилогии, которая проложила путь новым мирам , существам и дала точку опоры их создателям .

Гроза, чьи тучи продолжают собираться над Средиземьем вот-вот разразится. Саруман побежден — но это пылинка на этом поле брани.

В третьем романе судьбы героев скользят по разным параллелям, их дороги пролегают друг от друга, но Толкиен показывает каждые действия, как кусочки мозайки , детали которой под конец соберутся в цельную картину.

Все пути героев интересны — будь то масштабная подготовка к войне, и собственно война или внешне незаметное и безнадежное путешествие Фродо с Сэмом.

Самый непростой путь — путь Хоббитов . Они уже в самом «пекле», почти в самом центре проклятой страны. Безусловно живо показаны внутренние перживания героев — борьба Фродо с кольцом, духовный рост Сэма, борьба Голлума с самим собой, властью кольца и верностью хозяина. Для меня один из самых эмоциональных моментов книги — предательство Голллума . Ослабленный кольцом, Фродо поверил ему и выгнал Сэма. Эта картина еще долго тогда стояла у меня перед глазами.

По пути «основной войны» есть несколько натяжек и слишком..... подстроенных моментов. Один из самых ярких примеров — удачно подвернувшаяся армия мертвых. Но опять же обвинять автор не стоит. Где-то я упоминал, что на то время таких стереотипов не существовало и все выглядело вполне — себе понятно. Очень понравилось описание Гондора , внутренние отношения людей «королевских кровей» показаны , как всегда очень живо.

Битва на Пеленнорских полях удалась на славу. Перед твоими глазами буквально предстают картины битвы , Трубящие Муммакилы , летающие в небе назгулы....

Это безусловное отличие Толкиена, как мастера. Я уже упоминал , но скажу еще раз о том, что события, которые рисует перед нами автор живы и интересны.

Ну и естественно финал. Грандиозное сражение у Черных Ворот и последние шаги к Ородруину. Здесь автор раскрывает свой талант полностью. Зло, какое бы оно не было сильное и прочая и прочая, всегда судит по себе. Саурон считал, что кольцо используют в войне и он легко его отвоюет. Это и сыграло главную ошибку. Чем выше ты поднимаешься, тем больше боишься упасть, и меньше обращаешь внимание на тех, кто ниже тебя.

Другая мысль автора — зло наказывает само себя. Голлум, пусть и случайно, но спас все Средиземье. И поскольку во всех трех томах можно неплохо узнать его характер, видно,что он не такой уж плохой, каким его видели многие . Еще одно утверждение — преданность и братская любовь, в финале Сэм был настолько волевым персонажем, что буквально внутренне излучал уверенность. Его заслуги были велики — он спас Фродо, некоторое время нес кольцо и поддерживал моральный дух.

Вообще все персонажи показали себя во всех гранях , красочно, интересно. Это безусловное удовольствие наблюдать за их действиями.

Некоторые сетуют на хэппи- энд , это я думаю неправильно (но навязывать это никому не буду) — «Властелин Колец « , все-таки сказка , а там добро всегда побеждает зло. Да и потом, потери добра буквально огромны. Оставалась буквально одна струнка до проигрыша. Так что это конец , но разве он полностью счастливый ? Многие завершили свои дела -и уплыли на Запад, кто-то остался , но чувство тоски — разве признак мирного конца ?

Много раз я слышал фразу, о том, что главной мыслью автора было показать что «маленькие камушки вызывают большой обвал», но я считаю , что не только это хотел сказать автор. Он создал свой мир, нес моральные истины , свои убеждения, учил , предостерегал; уверял , что героем можеть быть каждый . Его заслуга велика. Без «Властелина» не было того фэнтези , что мы знаем сейчас. Это один из краеугольных камней жанра.

Что остается после прочтения эпопеи ? Разве что легкая грусть....

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепное, грандиозное завершение великой трилогии.

Первая часть, как и в «Двух твердынях», описывает саму Войну Кольца, только уже не с Саруманом, а с самим Сауроном. Огромная, продолжающаяся в течение нескольких глав, история обороны Минас-Тирита действительно захватывает дух и вызывает незабываемые эмоции, особенно мне понравился момент, когда появляются корабли с чёрными флагами, силы Тьмы ликуют, но в этот момент открываются знамёна с Белым Древом, и Арагорн, вернувшийся Государь, ведёт свои войска в бой.

Во второй части Сэм и Фродо наконец завершают длительный поход и выполняют миссию Отряда. Их страдания, всё, что героям пришлось претерпеть, описано так живо, что чувствуешь себя там, с ними, через иссохшие пустыни Мордора пробирающимся к жерлу Ородруина. А затем — чудесное спасение и долгий рассказ о том, как же завершилась история о Кольце. Особенно меня задела последняя глава — всё же жалко, что Фродо уплыл вместе с эльфами в Море, ушёл из Средиземья вместе с Третьей Эпохой.

В те дни, когда я читал книгу, реальность и мир Средиземья действительно поменялись для меня местами — я жил «Возвращением Короля» и урывал свободную минутку, чтобы узнать, что же будет дальше. Ни одна книга раньше так на меня не действовала.

Конечно же, десять баллов.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Невероятная мощь концовки знаменитой трилогии просто поражает. Первые две книги словно готовят тебя к финалу, где и разворачиваются все основные события. Именно в этой книге перед тобой полностью раскрываются характеры главных героев.

Сэр Толкин создал невообразимо красочный мир, но в «Возвращении Короля» этот мир предстал перед нами в полном своем величии. Только здесь понимаешь насколько наш обыденный мир скучен, только здесь можно почувствовать настоящую бурю эмоций, живых, а не поддельных.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самая трагичная часть эпопеи, самый высокий накал событий. Битва, в которой надо либо победить, либо умереть. Военный поход без надежды на победу, просто чтобы помочь герою, сведений о котором давно нет и который, может быть, уже погиб. Возвращение в родной дом и новый бой вместо отдыха. Понимание, что прежней жизни уже не будет.

Герои принесли в жертву будущему свое прошлое и настоящее, но никто из них не жалеет. Все они сделали бы это еще раз.

Отличное завершение отличного цикла

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великая победа Добра

***

Вот и заканчивается Великая трилогия «Властелин Колец». По праву Великая. Толкин не просто перевернул игру, не просто ворвался в неё. Он её создал. Высокое фэнтези. Эпическое фэнтези. Сильное фэнтези. Историчность мира, которую, к слову, в последнее время используют в своих трудах Мартин, Аберкромби и многие другие.

«Возвращение Короля» — книга ещё более сложная относительно двух прошлых. «Хранители Кольца» служили расстановкой фигур, частичным раскрытием персонажей, обрисовыванием мира. «Две твердыни» еще более полно раскрывают талант Профессора – усложнение в линии повествования (разделение сюжета на три составные части), вводятся несколько новых важных героев, расширяется география, чётче вырисовывается линия зла, которая многогранна – за плечом Саурона стоит Саруман. Наконец, «Возвращение Короля» ещё более сложен. Сюжетные линии дробятся – теперь Пипин и Мерри служат у разных государей, хоть и по одну сторону баррикад, Арагорн ведет своих друзей – Гимли и Леголаса – очень мрачным и жутким путём, а Фродо с Сэмом всё дальше углубляются во владения Тьмы. Читатель узнает Гондор, гуляет по улицам Минас-Тирита. Более того, Зло становится еще более выпуклым – хоббиты в прямом смысле слова находятся в сердце Зла. Одна из вишенок на торте – это соединение сюжетных линий воедино. Так сплести нити повествования – это гений. Не забывайте учитывать веяния в литературе того времени. Толкин и в этом создает правила игры.

Персонажи продолжают свое развитие. Пипин и Мерри, получив шанс проявить себя, пользуются ими на все сто. Даже Пипин, который не раз и не два получал крепкое словцо от Гендальфа. Арагорн превращается в Короля, это действительно становление героя. Дружба Гимли и Леголаса крепнет с каждым шагом. Удивляют даже такие второстепенные персонажи, как Эовин, Эомер, Фарамир и Дэнетор. Все они, получив самый минимум внимания, выглядят настоящими. Отдельного упоминания достойны Сэм и Фродо. Торбинс, всё сильнее прогибаясь под бременем, проявляет чудеса характера. Именно он осознает тяготы Кольца, это он заглядывает за завесу беспросветного мрака. Сэм… Кого как не Сэма нужно считать образцом друга? Он не свернул, хотя мог это сделать сотни раз. Сэм боялся, но делал. Сэм тосковал по дому, но шел ради дома в сердце Тьмы. Сэм из последних сил готов дойти до цели. Пожалуй, именно Гэмджи проявляет себя наиболее ярко в третьем томе «Властелина Колец».

Ещё один важный аспект качественного усложнения произведения – финал. Многим ли удаются финалы? Кто-то красив с художественной точки зрения (Аберкромби), кого-то ругают за провальные финалы (Кинга), кто-то в принципе неспособен написать финал (Мартин). Некоторые авторы идут по пути сенситивности, выбивая читателя на эмоции, будь то твисты и\или драматичные моменты. Толкин и здесь выделяется. Именно у Толкина финал получился многогранным. Здесь апогеем становится не только финальное сражение (что достаточно банально, не правда ли?). Здесь не просто идет описание того, что стало с главными героями (собственно, само возвращение Короля). Здесь возвращение главных героев к попытке жить былой жизнью. Все ли смогут вернуться? Легко ли провести вне дома год с небольшим, а потом оказаться в родном доме и смотреть на все вокруг старым взглядом? А ведь речь о хоббитах – добрых, степенных, домашних.

Заключение: «Возвращение Короля» — выдающийся финал трилогии. Очень сильный роман, многогранный, красивый, изящный. Читать роман интересно и впервые, и повторно. Постоянное желание вернуться в Средиземье никуда не уходит.

10 королей из 10. Шедевр Высокого фэнтези, браво!

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Меняются эпохи — рушатся старые королевства, на их обломках возникают новые, приспешники Зла зажигают пламя очередной глобальной войны, а их оппоненты вынуждены сражаться за традиционный порядок. Всё течет, всё меняется, но общие моменты на разных витках истории остаются неизменными — борьба света и тьмы не прекратится до конца времен, и только уверенность в том, что Король в очередной раз вернется и займет свое законное место, как это бывало не раз, помогает его подданным жить, сражаться и умирать с улыбкой триумфаторов на устах. В самом названии заключительного тома эпопеи звучит эта надежда, ведь всем нам хочется верить, что у красивой легенды всегда хороший конец, а сказка хоть и ложь, но в ней всегда есть правда жизни. Неслучайно Средиземье заставляет вспомнить реалии ХХ века, именно это подспудное сходство и стало одним из слагаемых популярности книги среди разных читателей. Однако всему свое время, для начала вспомним, где мы расстались с героями в предыдущем томе романа.

Пути товарищей по Братству кольца продолжают расходиться. В компании с Митрандиром Пиппин отправляется в гондорскую цитадель Минас Тирит — главный оплот обороны Запада на пути наступающих орд Саурона. Мерри остается в свите короля Теодена, ведущего полки рохирримских всадников на помощь Гондору. Арагорн же в компании с Леголасом и Гимли решает пройти Тропами мёртвых, чтобы попробовать заручиться поддержкой страшных и могущественных союзников. В то же время Фродо и Сэм, перейдя границу Мордора, продолжают своё путешествие к пылающему жерлу Ородруина, в Роковой щели которого можно попытаться расплавить кольцо и нарушить все замыслы Врага. Всё так же их по пятам преследует Горлум, не теряющий надежды завладеть кольцом. Каждый шаг двух верных друзей становится тем тяжелее, чем ближе финальная точка путешествия. Мы видим, что борьба разворачивается не только на полях сражений, но и в душах людей, сопротивляющихся соблазнам и лживым обещаниям Тьмы.

Так же как и его предшественники третий том делится на две части — пятую и шестую, и по аналогии с «Двумя твердынями» пятая часть получилась наиболее зрелищной и событийной — приключения, эпичные битвы, верность и предательство, горькие утраты и нежданные радости. Здесь много информации по истории Гондора, автор раскрывает отношения этого государства с соседями, приводит легенды и «реальные» факты. В этом плане заключительная шестая часть выглядит не столь ярко поначалу — постоянный путь вперед по бесплодным равнинам и зловещим горам. Опасные встречи ожидают героев, но не так уж часто эти эпизоды заставляют поволноваться. На первый план выходит внутренняя борьба героев, перед читателем разворачивается поединок воли кольца и его носителя. В каком-то смысле финальный отрезок путешествия Фродо, особенно переход через Горгоратскую равнину и последующий подъем к вершине вызывают аналогиии с крестным путём Спасителя по Via Dolorosa и восхождением на Голгофу (есть даже определенное созвучие в слове Горгорат). Фродо и Сэм готовы безропотно пожертвовать собой ради общего блага, им не важно примет ли мир их жертву, оценят ли их подвиг.

Интересно, что завершение основного квеста занимает только первую половину заключительной шестой части эпопеи. Я привык, что за финалом неизбежно следуют титры, неважно «жили они долго и счастливо» или же «а в конце все погибнут». Для Толкина важно было показать, что путешествие имеет направление не только «туда», но и «обратно». Поначалу можно подумать, что автор просто затянул концовку, но это не так — для подобного эпика пространный финал жизненно необходим — читателю безумно интересно знать не только справились ли герои со своей миссией или нет, но и получить информацию о дальнейшей судьбе всех персонажей, иначе останется чувство неудовлетворенности. Практически все сюжетные линии, в т.ч. второстепенные автор довёл до конца. Даже события в Брыле со времени отбытия хоббитов со слов хозяина таверны «Гарцующий пони» автор изложил в тексте. Ну разве что история энтов, многие годы ищущих своих жён, оставила вопросы — найдут ли они их, есть ли будущее у этой расы...

При этом концовку нельзя назвать простым эпилогом, где автор подчищает концы и выдает читателю остатки требуемой информации — ведь в конце есть ещё целая сюжетная линия под условным названием «Беспорядки в Шире». Автор спешит нам напомнить, что Зло еще не повержено окончательно, а для того, чтобы закрыть последний том летописи необходимо показать, что возвращения Короля должно произойти не только на глобальном, но также и местечковом уровне. Просто и образно Толкин рисует картину «всеобщей уравниловки» на практике. За пеленой громких красивых слов как всегда скрывается стремление одних жить за счет других, в моменты социальной нестабильности у власти часто оказываются самые никчемные представители общества — жадные, лживые и жестокие «приблуды», способные затуманить мозг даже самых здравомыслящих членов социума. Автор воссоздает модель национальной революции в миниатюре, но от этого борьба не становится менее героической и почетной, возвышенной и драматичной.

Круг завершен, в финале мы приближаемся к той точке откуда начинали, само произведение намеренно закольцовывается, но это не значит, что мир остался прежним и герои не меняются — внутренние перемены Фродо и Сэма довольно существенны. Псевдореальность искусственной власти Кольца противопоставляется самодостаточности Земного круга. Злые помыслы базируются на лжи, иллюзии и фальши, находясь в извечном антагонизме с прямыми путями добра, светом истины. Даже несмотря на весь сказочный антураж автор заставляет нас где-то в глубине души верить, что перед нами описание одного из эпизодов мифического прошлого Земли с которого началась эра человечества. Толкину удалось раскрыть внутренний мир своих героев, яркими мазками высветить вечные философские темы и объяснить их читателю простым понятным языком. Погружаясь в мир Средиземья, ты словно теряешь связь с реальностью, но на деле начинаешь чувствовать её острее, ведь «Властелин колец» не столько про сказку, сколько про нашу жизнь.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

С замиранием была открыта книга. Здесь — решение, будет ли жить Средиземье или сгинет под гнетом темных сил. И хотя в интернете раз пять перечитан сюжет этой части романа, все равно очень волнительно его читать. Отчаянно жаль Фарамира, едва не сгоревшего заживо из-за своего безумного отца; восхищение вызывает подвиг Эйовин; а особое чувство, которому и названия-то не подобрать сразу, возникло, когда Сэм спасал Фродо от орков, маленький хоббит с большим сердцем выручил своего друга и хозяина! Когда они брели к Роковой горе, мне казалось, что там они останутся, бездыханные, на холодных камнях и Саурон завладеет-таки Кольцом. Толкин невыносимо реалистично описал физическое и моральное состояние измученных героев, их отчаяние, чувство безысходности и изможденность. Не устаю восхищаться Сэмом — не будь его, вряд ли Фродо выполнил бы свою задачу. Когда Беббинс отказался уничтожать Кольцо и объявил его своим, казалось, рокот барабанов орков и мрак — единственное, что ждет мир.

Самым неожиданным и грустным было отплытие Бильбо и Фродо в Валинор, когда вместе с ними ушли чудеса. Хотя и понимаешь прекрасно, что это красивая сказка, но все равно печально от того, что в твоем мире чудес, как и Средиземье, никогда не будет.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

...Что ж, самое главное в книге — это ты сам. То, как ты себя в ней находишь. Сильная книга — это та, что остро вызывает в читателе какие-то чувства. Это может быть все что угодно: смех, радость, гнев, ненависть... Если Вас что-то тронуло за живое в книге — значит она Ваша по праву. «ВК» — это именно такой случай. Все разговоры о том, что места, описываемые в нем для сотен тысяч реальнее чем места земные это только подтверждают. Это произведение приютило многих самых разных людей. Теперь это их дом.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Третья книга — самая сложная, вероятно, по композиции и по мыслям, вложенным в нее автором.

В ней мало битв и много тяжелой и трудной работы. Тяжесть ноши Фродо ощущается буквально физически. Чувство долга, толкающее его к Ородруину, верность Сэма, отчаяние Голлума — все это занимает автора куда больше, нежели деяния остальной компании. И это правильно, так как это — главное. Доблесть героев внесла свою лепту, но преувеличивать ее не стоит.

Читая рецензии и отзывы я всегда поражаюсь — неужели люди дочитали книгу только до коронации Арагорна? Зло побеждено, Добро торжествует. Да где же это? Торжествовавшее Добро за штаны стащено с небес на землю — Шир-то разорен, зло никуда не делось, увы. Добро должно твориться не переставая — в этом и только в этом финал книги.

Ведь если на то пошло, битва Добра и Зла (вот так, с большой буквы) закончилась вничью. Исчезли большие буквы, но зло — осталось, но никуда не делось и добро. Противостояние ушло из высших сфер — но не победой одной из сторон, а их взаимным уничтожением. Кольцо Всевластья исчезло, но потеряли силу и все прочие кольца, магия из мира ушла. История (начавшаяся с сотворения Деревьев Валинора) кончилась.

Что-то, наверное, продолжается...

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Венец великой книги — это ее концовка. Это правило было создано задолго до Толкина, но он придал этому устоявшемуся правилу новую, ни с чем не сравнимую глубину.

Описание пути двух маленьких хоббитов к Роковой Горе — своего рода путь на Голгофу — тоже во имя спасения. И как же хорошо видны аналогии — они идут через мучения и страх, через предательство и искушения, потом свершают свое великое деяние, а когда возвращаются на родину — оказываются в стороне. И те, ради кого они шли — «простые и глуповатые» хоббиты — остаются такими, потому что так и должно быть. Весь смысл трилогии заключен в двух монологах — Сэма в Хмурых горах над Кирит-Унголом и Фродо перед уходом. И настоящие герои это именно те, кто делает свое дело, несмотря ни на какие страхи и препятствия. И даже финал книги не так однозначен ,как кажется. Когда я читала роман, я доходила до шестой главы последней книги и, водя пальцем по приличной кипе листов после нее думала — «что же там еще может быть?» А вот оно оказывается как — нельзя забывать, что рядом с великой победой всегда присутствует великая печаль — не только по тем, кто не вернулся, но и по тем, кто ушел потом...

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странное дело... когда читал в первый раз, ожидал, что история войны затмит все, а получилось наоборот — линия Фродо оказалась настолько увлекательной и важной, что битвы на ее фоне просто потерялись...

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Даже не думал что «Две Твердыни» можно переплюнуть (в литературном смысле, конечно) Но «Возвращение Короля» — бомба, мегатонная ядерная бомба удовольствия! Эту часть трилогии я жаждал долго и терпеливо (читал тогда, когда «Властелин Колец» было трудно достать, не то что сейчас), и эффект от неё был куда грандиознее ожиданий. Читал, практически не отрываясь, и даже в перерывах между чтением оставался там, на страницах романа, рядом с героями. Пелленорская битва и Роханские рога — самые любимые моменты всего цикла! У книги блестящий финал, и очаровательная и неизбывная концовка. Но как же тяжело было переворачивать последнюю страницу и покидать удивительный, неповторимый и ставший родным мир Средиземья.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх