FantLab ru

Франсис Карсак «Бегство Земли»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.17
Голосов:
1289
Моя оценка:
-

подробнее

Бегство Земли

Terre en fuite

Роман, год (год написания: 1959)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 118
Аннотация:

Катастрофа неминуема, но человеческий разум и воля спасают Землю от неминуемой гибели в романе «Бегство Земли».

Если планета не может существовать у своего старого солнца, значит надо принимать меры...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

По словам Жоржа Борда, сына писателя, к 1951 году была написана первая треть романа, который тогда носил название «Великие Сумерки» (Le grand Crépuscule). Позднее, в 1955-1956 годах, Карсак вернулся к работе над рукописью и завершил её в 1959 году.


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Бегство Земли
1972 г.
Французская фантастическая проза
1987 г.
Безжалостное небо
1988 г.
Французская фантастическая проза
1989 г.
Стальной прыжок
1991 г.
Бегство Земли
1991 г.
Сборник научно-фантастических произведений
1992 г.
Франсис Карсак. Артур К. Дойл
1992 г.
Львы Эльдорадо
1992 г.
Робинзоны Космоса
1992 г.
Робинзоны Космоса
1992 г.
Чужие миры. В двух книгах. Книга 1
1992 г.
Пришельцы ниоткуда
1993 г.
Львы Эльдорадо
1995 г.
Бегство Земли
1997 г.
Львы Эльдорадо
2001 г.
Робинзоны космоса
2021 г.

Самиздат и фэнзины:

Робинзоны космоса
2014 г.
Робинзоны космоса
2017 г.
Наша родина - космос
2020 г.

Аудиокниги:

Французская фантастическая проза
2013 г.
Робинзоны Космоса. Бегство Земли
2013 г.

Издания на иностранных языках:

Terre en fuite
1960 г.
(французский)
Terre en fuite
1988 г.
(французский)
Francis Carsac. Oeuvres complètes - 2
1997 г.
(французский)
Terre en fuite
2013 г.
(французский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Плавающее ощущение меня от этой повести. С одной стороны – наивно, архаично. Чем-то всё это напоминало романы Уэллса, а то и Верна. Что-то начала 20 века, но не 1960-го. Общество будущего, текны и триллы, геокосмосы, фульгураторы, магнитные барьеры перед звёздными системами, вся эта техника будущего, будто всплывшая из романов 1920-х, и, главное, довольно архаичная манера повествования, по-моему, напрочь убивали весь тот огромный масштаб проблемы и её решения – передвинуть саму Землю (и обитаемую Венеру), чтобы спасти человечество. Всё это ещё и напомнило мне роман «Изгнание владыки» Адамова, где грандиозная задача была показана скорее для утверждения веры в советскую науку, а конкретные изобретения были такими расплывчатыми или наивными, что вызывали недоверчивую улыбку (кстати, и тут тоже нашлись свои «шпионы-вредители»). Да и сюжет временами слащавил –

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
то же финальное действие было бы страшнее, если бы за буквальное место под солнцем воевали потомки человеческой расы, а не обманутые рабы инопланетян, до верности и показанных во всём их коварстве и мерзости (а на их фоне хорошо выглядит благородство просвещённых землян).

Но при этом, повесть временами интриговала. Автор ограничился определённой лаконичностью (хотя тут же временами уделял излишнее внимание некоторым личным для героя моментам). И в этой лаконичности меня интриговало не общество людей будущего, а сам мир. Мир, в котором присутствуют и некие другие существа. Новая, таинственная природа Венеры. Вскользь упомянутые страшные друмы, практически поработившие человечество. Сгинувшие марсиане с их фантастическими технологиями. Воинственные триисы. И даже потомки исчезнувших земных кораблей, что могли стать как друзьями, так и врагами. Не масштаб и сложность перемещения планет, и катаклизмы, решаемые в последний момент, были мне интересны – а то неизвестное и опасное, что ждёт в далёком и обитаемом – но кем? – космосе.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первое удивление пришло, когда увидел год написания. Середина 20-го века. Но стиль скорее относится к произведениям века 19-го. Автор не показывает, а рассказывает. Не сочинение , а изложение. И это я не про сюжет, а способ донесения до нас этой истории. По сути большая часть книги это как один персонаж читает письмо второго. Дневниковые записи? Вот и получилось скомкано. В своей голове я вижу, что из этого могли бы сделать современные авторы. Пятикнижие? Запросто. Я проработкой всех персонажей, всех сюжетных линий. Но, что получилось то и имеем.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очевидно, что автор планировал сделать фундаментальный роман, а не легкое чтиво на вечерок. Теперяшняя фантастика, правда, расслабляет читателя, в итоге пришлось, как биатлонисту перед стрельбой корректировать настройки. Не так много произведений. в которых отмечаешь идею. Оригинально — зачем звездолеты, когда можно путешествовать планетами. Правда, научное обоснование этого произошло как-то скомканно, мол, гении вывели уравнения — и полетели. Скорее всего, в эти планы вмешались бы тысячи обстоятельств, которые просчитать также невозможно, как все возможные варианты шахматной игры.

С точки зрения литературности, здесь не так фундаментально. Вообще, мне кажется, есть вопросы к переводу, что я читал, ибо авторский стиль в разных местах романа плавает, что на деле было бы вряд ли. Герои и их чувства, конечно, схематичны, видно, что автор принимал их как необходимую данность, не более. Как и Жюль Верн, к примеру. Такова изнанка классической научной фантастики, у неё идеи, некогда десятками страниц переживать, поцелует сегодня герой героиню или нет.

А, если учесть, что Франсис Карсак (Франсуа Борд) был вообще не литератором, а профессором палеоантропологии (напомнило Обручева), то претензий к красоте слога нет вообще.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Типичная фантастика середины прошлого века. В меру простая и наивная, в меру интересная, в меру легкая. В детстве такая нравилась. Потом читать подобное стало несколько тяжело. Но данный роман на удивление произвел хорошее впечатление. Всё довольно просто и примитивно, картонные герои, но интересные приключения и в целом неплохой сюжет. Как легкое развлекательное чтиво на вечерок вполне пойдет.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень простая и прямолинейная история. Герои плоские, декорации картонные. Для детей в самый раз.

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну, откровенно, так себе книжечка. Сама идея может и была сногсшибательной в 1960 году, но вот сейчас в 2019 выглядит примитивным сценарием для малобюджетного летнего сай-фай боевичка в кино. Материал подается в видео написанных кем-то мемуаров, а значит никакой интриги и никаких переживаний за судьбу героя. Он выживет, что бы тут автор не накручивал. А уж он постарается в ущерб всему остальному!

Само по себе это не так страшно, но вот реализация... Были хорошие книги (например, «Имя Ветра») с флешбеками, но тут абсолютно все деревянное. Персонажи — никакие. Линейность повествования отсутствует, все подается скомкано. События гонят как воду из ведра, сколько времени проходит — непонятно, если автор напрямую не скажет. Все получается вида «И началась война. И мы победили.» Ну конечно! Зачем писать при интересные моменты противоборства людей и чужих, лучше давай нам еще пару страниц про поход в туалет.

Нет концентрации на конкретных значимых событиях, и все, что происходит в книге, не вызывает никакого отклика. Солнце гаснет, ну и что? Мы уже улетаем. Враждебные инопланетяне встают на пути, что же делать? Придется долго притираться и выяснять отношения? Нет!

- Мы хотим жить в вашей системе.

- Нет! Вы предатели, и мы уничтожим вас.

- А мы не предатели!

- Ну тогда ладно, будем дружить семьями...

Вообще все проблемы решаются вот таким тупыми однообразными диалогами из 5-7 строк! Что тут может вызвать интерес? Мотивация? Кто? Зачем? Почему? Автор даже не пытался поднять жизненные показатели своей книги! Правильно, некогда же, тут деревенский эпик на каждой странице. Планеты летят, чужие затаились, лазеры сверкают, звезды гаснут... Дети в восторге! Еще больше и быстрее надо!

А вот получается уныло, скучно и бездушно.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Произведение с литературной точки зрения слабое и (я это первое заметил?) явно перекликается с творчеством Стэплдона «чуть менее, чем полностью».

Для советского читателя запретный еретик и мистик Стэплдон был совершенно недоступен, и «Бегство Земли» худо-бедно давало представление о творчестве английского гения.

Итак, перед нами драматичная и грандиозная, визуально зримая и интригующая история будущего человечества, которое само тут — главный герой.

Взрыв Солнца, планеты, превращенные в звездолеты, терраформинг Венеры, аварии на атомных предприятиях, контакт с жителями будущего через телепатию, уничтожение вторгшихся инопланетян вирусом, история далекого будущего, природный катастрофизм (ледниковый период), разделение общества на касты по уровню ай-кью — все эти идеи почерпнуты автором у английского коллеги. Любопытно, что книга писалась в том же 1945г., что и второй великий клон мистера Стэплдона — я имею в виду роман Саймака «Город».

Что могу сказать... Карсак по драматизму и литературности Стэплдона превосходит, но по идеям его роман просто смехотворен. Там, где Стэплдон осторожненько и бережно делал штришки на холст миллиардолетнего исторического полотна, консультируясь у профессоров академической науки, Карсак в импрессионистской манере набрасывает краску жирными, размашистыми мазками. Тут все барочно-избыточно, драматично, мощно, грандиозно...

Но великим шедевром я бы это не назвал — все же сам сюжет тяготеет к журнальной НФ хайнлайновского типа и в силу этого прописки в вечности у него нет. Глубина научных идей невелика, так как к ним подмешен какой-то сказочный кич. Поясню — там где у Стэплдона для движения планет применяются направленные атомные взрывы или аннигиляционные движки, Карсак применяет сказочные магниты гигантских размеров, позволяющие двигать планеты по неким силовым линиям.

Там где у Стэплдона сложноорганизованная философская утопия, у Карсака социализм из учебников.

То, как можно развить идеи Стэплдона в философском ключе видно по творчеству Джона Райта, который использовал их как антураж для философских размышлений, а не как в данном случае — в качестве фона для приключений.

Читать рекомендую только в качестве постстэплдонского фанфика, изложившего в более литературном стиле ряд идей первоисточнка. Комикс-манга по «Последним и Первым людям» — вот нужное слово. Любите такое? — Вперед... Для реального года написания (1945) это было круто.

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Совершенно эпическая вещь. Пусть по современным представлениям скорее ближе к фэнтези, чем к суровой НФ. Тем не менее — впечатляет охват временных промежутков и, конечно, масштабность — размеров и энергий. Второй раз такое встретилось разве что в «Фиаско» Лема с его сидеральными технологиями. Персонажи очень далекого будущего нарисованы схематично и как бы кукольно — похоже на Туманность Андромеды И.Ефремова. И причина та же — современному человеку трудно, почти невозможно представить себе мысли и желания людей, живущих много-много тысяч лет спустя. В случае Бегства Земли речь похоже идет о миллионах лет. Ставлю максимум ибо впечатление от первого прочтения 30 лет назад было незабываемым.

Оценка: нет
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Все таки Франция достаточно «леваческая» страна. Немыслимо для американской фантастики изображение в положительном ракурсе общества, разделенного на обособленные социальные группы, причем одна из групп поражена в правах по сравнению с другой. Фактически триллы лишены права определять свое будущее, их возможности ограничены по сути местным самоуправлением. Впрочем неприятие современного общества характерно для всего творчества Карсака.

Но все остальное 20 лет назад читалось и перечитывалось на ура. Гибель звезды, планетарные двигатели, заговоры, коварные инопланетяне. Что еще надо для счастья?

P.S. Есть сокращенный и полный перевод. В сокращенном вырезан большой кусок о приключениях на Венере.

По старым впечатлениям поставлю 8.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличный эпохальный роман-гимн разуму человечества Земли. Во времена СССР был одним из моих прорывов в галактическую цивилизацию наряду с Ефремовым и Снеговым. Наконец в новой издании «Черной реки» удалось прочитать об полном наполнении разума человечества Земли.

Всё-таки редактирование зарубежной фантастики сильно обедняет впечатление. Так выдающийся ученый и должен писать научную фантастику, которой сейчас не хватает в нашей литературе.

Поменял свою оценку на 9 баллов.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения полной версии и сегодняшнего общения в контактике, появились невесёлые мысли.

В романе один из героев сетует, что зря текны давали триллам только то знание, которое считали нужным. Типа, из-за этого текны не могут разъяснить триллам реальность опасности.

Но обратное бы не помогло. Сейчас, с развитием интернета, к нашим услугам знания всего человечества! То, к чему раньше почитали за счастье хоть немного прикоснуться, подаётся на блюдечке с голубой каёмочкой. Но хватает особей, которые носами вертят: «Фи-и-и, а чаво я должон в енто ве-е-ерить? А удруг вы мине абмануете, шобы я вам боблишка астигнул???»

Человечество выживет и разовьётся, если максимально заменит людей машинами, радикально сократит кол-во человеческого биомусора, которому ничего не интересно, и власть в свои руки возьмут учёные, а оставшиеся холопы будут знать своё место и не высовываться.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Из прошлых комментариев: «Прочитал ещё в отрочестве, с тех пор не раз перечитывал — если-б экранизировать был бы уровень чуть повыше чем у «Звёздный войн«!»

Вот-вот. А то задрали своими ремейками и ремейками на ремейки! Как будто хороших идей для фильмов мало!

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда прочитал роман впервые, то проглотил его, роман произвел на меня огромное впечатление. С тех пор прошло немало времени. Не так давно перечитывал его заново — и роман продолжает нравится. Роман читается легко, сюжет довольно динамичен. Очень хорошая приключенческая фантастика.

Можно, конечно, выискать недостатки, но зачем? Нужно просто читать и получать удовольствие.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хороший образец фантастического романа, ориентированного на подростков: динамичный сюжет, нет лирики и лишних рассуждений, небольшой объем и предвестие глобальной катастрофы — все способствует привлечь молодого читателя. Однако почти все те же плюсы можно записать в минусы для «бывалого» читателя: нет проработки идей, многое выглядит наивно и слишком скоротечно, а мир будущего идеализирован. Хотя все же думаю здесь не стоит заострять внимание на «минусах» и принять за отправную точку тот факт, что произведение рассчитано на не задающего лишних вопросов читателя с хорошо развитой фантазией, который сам додумает недостающие связующие сцены.

Достойно прочтения.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот пришло время и я перечитал этот роман.Я последний раз читал его лет 20-25 назад.Но впечатления были восторженные.Помню что прочитал его запоем,чуть ли не за один вечер.Интересно было как я его восприму сейчас.И я словно опять окунулся в прошлое.Здорово.Нет я конечно увидел кучу минусов(старею знаете ли),но не придал им значение.Говорят первое впечатление самое правильное(хотя спорный вопрос(точно старею)).И во мне проснулось то первое юношеское впечатление.Я решил что так и пусть остается.И я по прежнему горжусь человечеством,которое всё преодолеет,всех спасет и всем поможет.Читайте великих.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх