fantlab ru

Терри Пратчетт «Творцы заклинаний»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.12
Оценок:
2353
Моя оценка:
-

подробнее

Творцы заклинаний

Equal Rites

Роман, год; цикл «Плоский мир»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 136
Аннотация:

Плоским Миром правит магия. Магией Плоского Мира правят волшебники. Волшебниками правят их привычки и желания. А если в этом Мире появится первая девочка-волшебник, да еще и ведомая ведьмой-феминисткой? Сможет ли устоять этот мир под напором двух грозных женщин?..

Другая аннотация:

Волшебники — мужчины, а ведьмы — женщины, это всем известно. Но что, если маленькая девочка твердо решила стать настоящим волшебником, вопреки устоям? Для этого у нее есть все необходимое: талант, могущественный посох, острый ум, и главное — непревзойденное упрямство, свойственное всем волшебникам. Остался лишь пустяк — стать первым в истории учеником-девочкой — ученицей! — Незримого Университета, где традиции превыше всего.


Входит в:

— цикл «Плоский мир»  >  цикл «Ведьмы»


Номинации на премии:


номинант
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1992 // Фэнтези - Роман (Великобритания)

Похожие произведения:

 

 


Творцы заклинаний
1997 г.
Творцы заклинаний
2001 г.
Творцы заклинаний
2006 г.
Творцы заклинаний
2007 г.
Творцы заклинаний
2015 г.
Творцы заклинаний. Вещие сестрички
2016 г.
Творцы заклинаний
2017 г.
Творцы заклинаний
2018 г.
Ведьмы Плоского мира
2019 г.
Творцы заклинаний. Вещие сестрички
2020 г.

Аудиокниги:

Творцы заклинаний
2013 г.
Творцы заклинаний
2016 г.
Творцы заклинаний
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Equal Rites
1987 г.
(английский)
Equal Rites
1987 г.
(английский)
Equal Rites
2013 г.
(английский)
Equal Rites
2014 г.
(английский)
Право на чари
2017 г.
(украинский)
Igualtat de ritus
2020 г.
(каталанский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  -4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начал с Вещих сестричек, потом эту. Хохотал до упаду !

Всего пять книжек прочёл у Пратчетта. (Не знаю, доберусь ли снова). Минус 1 мне за отзыв :)

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ра(в)зные права

«Плоский мир предлагает глазу гораздо более впечатляющие зрелища, нежели те, что можно найти во вселенных, сотворенных Создателями с худшим воображением, но лучшими способностями к механике.»

Мечты должны осуществляться. То есть, когда вы мечтаете о мире во всем мире, это наверняка сбудется лет через двести, если до того человечество не самоуничтожится. О собственном острове и дворце из розового мрамора — тоже, но в следующей жизни (или в одном из миллиарда параллельных вселенных). Если ваша мечта переслушать подряд все книги Терри Пратчета о Ведьмах, а именно такая была у меня последние несколько лет — то это возможно в «здесь и сейчас».

Именно подряд, потому что в первый раз читала эти книги по мере того, как они попадали в руки, вразнобой, и всякий раз это было прекрасно. Но когда выстраивается последовательность и просто имеешь возможность глубокого погружения в историю — это в тыщу раз круче. Именно переслушать, потому что Александр Клюквин, один из лучших исполнителей русскоязычного пространства, и слушаю я с ускорением, стало быть, десятичасовая книга возьмет часов семь, которые. к тому же, можно совместить с транспортом, прогулкой, выполнением рутинной работы. Это долгое вступление к разговору собственно о книге, чтобы объяснить, что некоторые вещи-для-счастья по-прежнему доступны. Невзирая.

Итак, «Творцы заклинаний», третий роман о Плоском мире, летящем сквозь пространство на спине гигантской черепахи А-Туин, и первый, в котором где появляются Ведьмы. Точнее, пока одна, Матушка Ветровоск, совершенно культовая фигура в галерее образов Пратчетта. Самоотверженная, скромная, щепетильная, умеющая довольствоваться малым, умная, саркастичная, абсолютный диктатор, малообразованная, дьявольски гордая. Все это об одной женщине, в которую влюбляешься насмерть с первого ее появления до последнего романа о Плоском мире, в конце которого Матушка умирает вместе с тем, кто привел ее в мир. Но не будем о грустном, до финала еще 38 романов.

История начинается в крохотном королевстве Ланкр, затерянном в Овцепикских горах на краю Диска. В дом Кузнеца приходит умирающий Волшебник, чтобы передать магическую силу младенцу, который должен вот-вот родиться. Магия разлита в воздухе Плоского мира, а восьмой сын восьмого сына просто обязан стать могучим волшебником. Закавыка в том, что дитя, которому гость успел передать дар и посох, рождается девочкой. И с этим надо что-то делать, потому что женщины, наделенные магическими способностями, становятся на Диске ведьмами, и управляются со стихийной магией, в то время, как мужчинам прямая дорога в волшебники, которые обитают в Незримом Университете и работают с теоретической (реже прикладной) магией. Чтобы понятнее: ведьмы как самозанятые лечат людей и скотину в забытых богам углах, волшебники пользуются благами, даруемыми принадлежностью к академическому сообществу, работая на порядок меньше.

Главная проблема с девочкой Эскариной: из нее могла бы получиться отличная ведьма, когда бы не Посох, содержащий концентрированную магию, которая разорвет в клочья носительницу и пару-тройку близлежащих городков, если не дать дару должного развития. Которое возможно только для обученного волшебника. Которое невозможно, потому что женщины волшебниками не бывают. Все эти неразрешимые противоречия заставляют домоседку Матушку Ветровоск отправиться со своей воспитанницей в громадный, грязный, суетный и опасный Анк-Морпорк, влетая попутно во множество неприятностей всех сортов, теряя и снова находя друг друга, и переживая разного рода приключения.

Пратчетт — это процентов на семьдесят пять голос рассказчика: стиль, язык и особый темноватый юмор. Именно в оттенках серого, то неповторимое, отчего в пору первого знакомства тотчас причислила его к своей тройке ныне живущих литературных гениев. Пишущих миллионы, сэр Терренс такой один, был и остается. Именно поэтому цикл о Ведьмах, казалось бы, такой заманчивый для кино, не экранизируют. Сама по себе история хороша, но это лишь одна из тысячи хороших волшебных сказок с выражено феминистским звучанием. То, что делает ее уникальной, голос рассказчика, средствами кинематографа передать невозможно.

Но есть и хорошая новость — он передается аудиокнигой. Перевод Елены Кравцовой и Льва Вольфсона достоин оригинала.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Недетские дела

***

Роман «Творцы заклинаний» открывает подцикл Терри Пратчетта «Ведьмы», который, в свою очередь, входит в цикл «Плоский мир». Любопытно, что Пратчетт не стремился завершать циклы, а работал одновременно со всеми.

…Что будет, если известное пророчество о восьмом сыне восьмого сына сбудется вкривь и вкось? Если сила достанется не будущему чудотворцу, представителю (как ни крути) мира волшебства, а всего-то маленькой… девочке? Девочка ведь не может быть волшебником! Ведьма – это пожалуйста. Но волшебником? Даже Волшебником? Нет, что вы, что вы. Быть не может. Или... может..?

«Творцы заклинаний» – очередной представитель коротких книг в «Плоском мире». И снова заметны излюбленные приёмы Терри Пратчетта: условно одна сюжетная линия (с возможными ответвлениями), юмор, поток приключений, порой даже абсурдных. И всё же нет. «Творцы» дают читателю понять, что Пратчетт не будет заниматься только пародией и сатирой. По крайней мере, в неразбавленном виде. Да, «Творцы» – произведение, которое можно читать без бэкграунда. Вам не нужно смотреть «Безумного Макса», не нужно читать про Конана и так далее.

Герои. В романе ровно два центральных персонажа. Матушка Ветровоск – опытная матрона, ведьма 24\7, принципиальная, её лучше не злить. Эскарина (Эск) – невольная не то волшебница, не то ведьма. Маленький фонтан жизнелюбия и бесконечной энергии. Даже семь старших братьев в семье не сделали её изнеженной и избалованной. Оба персонажа ярко контрастируют с Ринсвиндом и его окружением.

Мир. Читатель с первых страниц попадает в Дурной Зад. И тут он понимает, что да, слов из названий не выкинешь, раз Дурной, да ещё и Зад, значит, Дурной Зад. И вот этот читатель окунается (нет, уже не в атмосферу Дурного Зада, как вы могли подумать?!) в мир ведьм. Он отличается от мира Волшебников. Читатель постигает различные приёмчики и обманные манёвры, смотрит, как варятся зелья и так далее. Даже учится Заимствованию.

Заключение: в этой книге Пратчетт отошёл от сатиры и пародии, хотя ирония никуда не делась. От этого роман выглядит и живее, и смешнее. Хотя всё равно книга не выглядит смешной. Контраст волшебников\ведьм получился ярким и показательным. Образы героев оказались интересными и запоминающимися. Вот только Эск всё же не будет больше главным персонажем, что может кого-то расстроить. Хотя Ветровоск ещё оторвётся по полной.

8 ведьм из 10.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень занимательная история о магах и ведьмах, отличии в волшебстве и ведьмовстве, обратной стороне волшебства, головологии, и других очень интересных вещах. А также появляется одна из величайших героин Плоского Мира — матушка Ветровоск, ведьма с Овцепикских Гор. А еще можно побывать в Незримом Университете, и поближе познакомиться с бытом волшебников.

А еще хорошо описано, выразительно и пратчеттовским юмором как действуют мужчины и женщины. Вот, именно, чего ломиться в огромные запертые ворота, если задняя дверь всегда открыта)

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Эта книга не «с приветом». «С приветом» бывают только тупоголовые рыжие девицы в комедиях пятидесятых годов».

Юмористический роман в жанре фэнтези английского писателя Терри Пратчетта, опубликованный в 1987 году. Первая книга подцикла «Ведьмы» цикла «Плоский мир».

В результате случайности девочка Эскарина получает дар волшебника и его посох в придачу. И теперь чтобы стать настоящей волшебницей ей необходимо поступить в Незримый Университет, где традиционно обучаются только мужчины.

С Терри Пратчеттом пока только начинаю свое знакомство. Прочитанные мною книги данного автора я могу отнести к крепким середнячкам. Чего-то сверхоригинального я в них не нашел. Герои прописаны хорошо, у каждого свой характер (это касается не только главных героев, но и второстепенных). Юмор не пошлый, заставляет улыбнуться, иногда даже засмеяться в голос. Однако сюжет не самая сильная сторона прочитанных мною книг. Герои куда-то идут, что-то делают, в конце с чем-то сражаются. Все. Вспомнить через длительное время нюансы книги лично для меня сложно. Герои запоминаются, хорошие шутки остаются в памяти, сюжет в общих чертах перескажу, но вот мелкие детали забываются. Но у этих книг есть один явный плюс. Читаются они легко, и на время чтения ты просто забываешь о реальном мире, а переносишься в «Плоский мир».

Данная книга не стала исключением. Матушка Ветровоск, Эск, Саймон и многие другие станут вам на время чтения лучшими друзьями, до того прекрасно они прописаны. Юмор мягкий, не пошлый. Однако, как и в предыдущих прочитанных мною книгах сюжет размытый. Но это абсолютно не мешает насладиться произведением.

Ценителям хорошего юмора, великолепно прописанных персонажей и до мелочей прописанного мира читать обязательно. Людям, которые хотят немного отдохнуть от реальности также подойдет.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Так как цикл о Плоском мире я читаю вразнобой, то местами в моей голове «полный винегрет». Что совершенно не мешает мне наслаждаться приключениями разнообразных героев. А в этой книге герои просто чудо. Каждый из них обладает индивидуальным характером, со своими плюсами и минусами. Особенно мне приглянулась старая (?) ведьма Ветровоск. Она очень целеустремленный, даже немного жесткий человек, но при этом очень гибкая и открытая для чего-то не вписывающегося в ее картину мира. Она умудряется сохранить хладнокровие и найти выход из таких ситуаций, в которых теряются «профессионалы».

Вообще, чем больше читаешь Праттчета, тем больше влюбляешься в «мелочи». В его историях зачастую очень интересными и яркими персонажами являются второстепенные персонажи, случайные участники событий. Так и тут... самый харизматичный и оригинальный герой — это волшебный посох. Его немного сварливый характер скрывает добрую и мягкую серцевину. А уж его отношения с матушкой Ветровоск чем-то напоминают если не близких людей, то просто хороших приятелей.

Парочка Эскарина и Саймон на фоне всего этого многообразия даже немного теряются. За их приключениями следишь, конечно. Но их окружение гораздо, гораздо интереснее. Надеюсь, что в следующих частях они раскроются в большей степени.

Да, это только первая часть подцикла. Но при этом вполне полноценно завершенная история, так что можно смело читать совершенно самостоятельно. Хотя вкупе с другими историями она играет большим разнообразием красок.

(https://www.livelib.ru/review/1826266-tvortsy-zaklinanij-terri-pratchett)

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одно из самых феминистских произведений цикла «Плоский Мир».

Что делать девушке в обществе, в котором профессии делятся на мужские и женские, если она желает овладеть профессией, так сказать, «мужской», но ей, несмотря на поистине выдающиеся способности, не предоставляют даже малейшего шанса? И, что характерно, существующее положение вещей защищают не только мужчины, но и женщины (в лице такой незаурядной личности, как матушка Ветровоск).

В данном конкретном случае речь идёт о профессии волшебника и о девочке по имени Эскарина Смит. А что она вместо того, чтобы послать такой мир к чертям, спасает его от гибели — так это Плоскомирью просто повезло, что Эскарина оказалась хорошим человеком. Могло бы и как у Кинга в «Кэрри» случиться...

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая книга о ведьмах, в которой еще их общество описано не совсем так, как в последующих книгах. Здесь мы видим только одну матушку Ветровоск, и поведение ее не совсем такое, какое оно будет в дальнейшем. Нет здесь зловещей триады ведьм, вершащих дела во всей округе.

Внешне — это типичный роман, в котором герой отвоевывает свое место в этом мире, добивается, вопреки обстоятельствам, чтобы его способности и права признали окружающие и при этом внесли изменения в давно незыблемые законы. При этом героине должны предоставить все привилегии не потому, что она девочка и ей это полагается, как девочке, а потому, что она имеет право на это по своим способностям и умениям.

В общем, книга про истинное равноправие, которое основывается на твоих способностях, и только они дают тебе право на что-то еще. Не пол, возраст, цвет кожи, прошлое твоих предков, которых ты никогда не знал, а только то, что можешь ты сам

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот и я, начав читать, полагал, что это будет примерно то, что изложено в аннотации — феминистически окрашенная история непримиримой борьбы за право девочек быть мальчиками. Ну, то есть, волшебниками, конечно. Но, как оказалось, Терри Пратчетт способен предложить нечто лучшее. При этом, собственно, первые примерно четыре пятых романа рассказывают именно о том, чего проницательный читатель ожидает чуть ли не с первых страниц. Это действительно история о многотрудной (но не так чтобы слишком) и полной невзгод и опасностей (но вовсе не чрезмерно полной) жизни девочки, которой по наследству от умирающего волшебника досталась та разновидность магии, что в Плоском мире считается изначально мужской. Изложено это все довольно мило, местами забавно и в меру (очень-очень в меру) увлекательно. Читаешь и понимаешь, что что-то подобное ты читал уже если не сотни, то десятки раз. О глупых предрассудках, и том, как печально, когда общество отторгает тебя и не хочет ни в грош ставить твои цели, желания и мечты просто потому что ты женщина (чернокожий, гомосексуалист, слишком любишь сладкое — нужное подчеркнуть). И несмотря на писательское мастерство Пратчетта всё это смотрится суконно, потому что таково оно и есть. А потом случается финал истории и ты с удивлением замечаешь, как акценты смещаются и все эти «равные права» вдруг оказываются не очень-то и важными, борьба за них не такой уж и нужной, и книга оказывается вроде как бы и не об этом. А о чем же? Ну, наверное, о жизни. О том, что любые перемены происходят тогда, когда общество уже готово их принять, и если уж какой-то девчонке достался посох волшебника, значит, для этого созрели объективные условия. Как сказал один из персонажей романа в самом его начале: «...магия знает, что делает». Если вдуматься, то заключительная часть «Творцов заклинаний» представляет собой довольно лютое торжество традиционных ценностей, и я склонен видеть в этой книге иронию над жупелами феминизма и политкорректности — да, очень сдержанную и мягкую, но всё-таки явную.

Ах да, и муравьи — никогда не забывайте о муравьях.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Никогда не думала, что буду зачитываться книгами Пратчетта. Мне нравится, очень-очень нравится. Давно я не отдыхала, читая книгу или слушая ее. Книги или держали в напряжении, или предлагали искать преступника, или раздражали героями/сюжетом/глупостью происходящего, но вот чтобы открыть книгу и просто получить удовольствие от чтения — я забыла каково это

Если в «Море» были моменты, которые мне показались скучными, то «Творцы заклинаний» получились идеальной книгой. Здесь есть приключение, сюжет которого нигде не провисает, есть некоторая доля непредсказуемости (с Всё сложно предположить, что случится дальше), есть юмор ( высказывания матушки Ветровоск, как и сама матушка, изумительны), есть ирония над реалиями жизни.

Противостояние мужского и женского. Что может, а что не может делать женщина, кем может, а кем не может быть? Кто это решает, кто устанавливает правила, и что будет, если эти правила нарушить, проигнорировать или изменить? Из-за одного маленького недоразумения жителям Плоского мира предстоит узнать ответы на эти и другие вопросы, а читателю — насладиться хорошо написанной книгой.

Если кратко об аудиоверсии: сочетание Клюквин — Пратчетт, на мой взгляд, идеальное.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если бы не юмор – ситуация могла бы лечь в основу и драматического произведения. (Девочка, обладающая силой, но которую высмеивают и не принимают в высокое общество, только потому, что ранее считалось, что девочки такой силой обладать не могут.) Немного грустно видеть, как высмеивается драма.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда я читала Плоский мир в первый раз, никакого порядка чтения я не придерживалась, а брала то, что дают — в библиотеке, на wap-сайтах (кто помнит jar-книги и экраны телефонов размером с ноготь большого пальца — давайте вместе прослезимся) и в любительских переводах. Тогда я и запуталась, кто из них кто — Эскарина Смит и Тиффани Болит.

Теперь я разобралась окончательно и бесповоротно. Тиффани — это карга, маленькая копия матушки Ветровоск. А Эск это Эск, девочка с посохом, которая больше смахивает на мальчика с посохом. И не только потому, что она стала волшебником.

В первый раз книга показалась мне скучной, и я ждала, когда же девочка попадет в Незримый университет. Но Гарри Поттера из нее не вышло, никакой учебы не показано, а фишка оказывается не в том, как применять магию, а как ее не применять.

В этот раз скучно почему-то не было. Теперь мне был интересен не только университет, но и путь к нему — и жизнь в домике ведьмы, и путешествие к Анк-Морпорку, и приключения в дороге, и разница между ведьмами и волшебниками. Вся прелесть этой книги в мелочах.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда я была намного-намного моложе, чем сейчас, я приходила в восторг от книг о Томе Сойере, и их заглавный герой казался мне необыкновенно привлекательным. Но уже около четверти века прошло, как меня перестали приводить в восторг детские непослушание, дерзость и неблагодарность. Собственно, с тех пор, как перестала быть ребенком и завела своего, моя склонность прощать детям все на свете под лозунгом «это же ребенок» сгинула, как таковая. Уж и налеталась я за ребенком на метле! Куда там матушке Ветровоск! Да и Том Сойер по сравнению с этой Эск – просто чудо тактичности и любви по отношению к тетушке. Главная героиня Пратчетта вообще не думает, какому риску подвергает жизнь наставницы, и сколько та из-за нее пережила. Нет, там даже «прости, пожалуйста» отсутствует. Собственно, это заставило меня понизить оценку на балл.

Ну и конец слегка скомканный получился. С другой стороны, много очень умных мыслей, особенно про сознание животных. Сюжетные повороты местами весьма увлекательны, местами вяловаты. По сравнению с великолепным циклом о страже начало цикла о ведьмах как-то разочаровало. Возможно, еще вернусь к нему, но пока отложу.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книги Пратчетта сами по себе являются особого вида волшебством. Созданный писателем Плоский мир создан из того, во что верили люди в различные эпохи. Сам мир в виде диска на спинах четырех слонов, стоящих на гигантской космической черепахи, взят из древних космологических мифов Индии, волшебники и ведьмы – из средневековых поверий, городская жизнь уже ближе к Новому времени, а способ повествования обо всем этом — явно из современности. Все это может удерживаться вместе не иначе как с помощью магии. Все, что происходит в этом явно волшебном мирке вроде и близко к нам, благодаря невидимому рассказчику, знающему как обстоят дела на этой странной и нелепой шарообразной Земле, и в то же время фантазия рисует его как диснеевский мультфильм, где все истории по непредсказуемому стечению обстоятельств приводят к романтической развязке. И это тоже особая магия.

Начинается все с того, что только что родившейся девочке предстоит стать волшебником. И все потому, что магические силы направляли волшебника, ведомого его посохом, к месту, где родится восьмой сын восьмого сына. А родилась дочка. Как и принято в мире, живущему по обычаям предков, у женщин тут свои обязанности, а у мужчин – свои. В том числе и в сфере волшебства: женщины занимаются знахарством, устраивают шабаши, варят любовные зелья и помогают роженицам, а мужчины погрязают в научных способах того, как изменить мир. Женская магическая наука – это головология, нечто, напоминающее психологию, скрещенную с педагогикой. Мужское волшебство – это гимметрия, эксперименты с числами, формами и прочими абстрактными понятиями. Из вырванных из книги цитат даже можно составить работу по теории магии местного мира. Обе эти науки придется познать Эскарине, той самой девочке, которой с помощью посоха была передана сила умирающего волшебника.

Женская наука складывается из постоянной практики. Правда, эта практика, оказывается, сводится к мытью кухонного стола, уборке навоза, стирке и навыкам перегонки, дополняясь некоторыми знаниями о травах и болезнях. А письма в Незримый Университет, где обучают мужской магии, матушка Ветровоск – учительница Эскарины – писала именно об этом: мол, девочка отличная, хозяйственная и трудолюбивая. И если не брать в расчет долгий путь юной волшебницы в Анк-Морпорк, в окрестностях которого где-то и прячется Незримый Университет, то ее прием туда в качестве уборщицы становится вполне логичным стечением обстоятельств.

Не стоит огорчаться. Эскарина будет изучать магию и даже изобретет свой вид магии на основе синтеза женской – земной — и мужской – небесной – ее проявлениями. Все-таки и та, и другая в своей основе имеют общее зерно: женская магия – это наблюдения за погодой, поведением животных и людей, а мужская – за движением звезд и поиск закономерностей в силах природы. Забавно, что ингредиентами для создания нового типа магии были какие-то эзотерические ипостаси того, чем занимаются люди на нашей планете. Матушка Ветровоск учила Эскарину, что магия – это такое знание, которое просто не знают другие, и использование атрибутики, которая заставляет другого человека поверить в волшебство. Из научных теорий, которые продвигал друг Эскарины Саймон, взята популярная «теория всего», где есть мультивселенные, струны и существование атомов, которые сами по себе ничто, напряженная пустота. А вот и типичная реакция того, кто вдруг стал обладателем сего тайного и великого знания:

«Меня смущали и сбивали с толку всякие мелочи жизни. Но теперь, несмотря на то, что я по-прежнему смущен и растерян, это происходит на гораздо более высоком уровне, и по крайней мере я знаю, что меня озадачивают действительно фундаментальные и важные явления вселенной. <..> Поистине, он раздвинул границы невежества. Во вселенной столько неведомых нам вещей.

Некоторое время оба наслаждались ощущением странного тепла, вызванным мыслью, что они гораздо более невежественны, чем обыкновенные смертные, которым ведомы только заурядные вещи.»

Все это логически превращается в идею, что материей движет сознание, а пустота и бездействие действует на равных с материальным бытием и активными действиями. «…если магия дает людям то, что они хотят, неиспользованная магия может дать им то, в чем они нуждаются». Для пущей убедительности Пратчетт ввел в историю противодействие местным аналогам богов Некрономикона, названных Тварями Подземельных Измерений, подробное описание которых здесь дано в Некротеликомниконе, книге, «известной некоторым свихнувшимся посвященным под своим истинным названием “Liber Paginarum Fulvarum”». Если я не ошибаюсь, это означает «книга желтых страниц». И вроде лавкрафтовы мифы были как раз о том, как разрушительна тяга человека к постоянному изучению секретов вселенной, только все это нагромождение систематизированной магии, как женской, так и мужской выглядело полной банальщиной, если бы не то, ради чего стоит читать книги Пратчетта.

А это сам Пратчетт. То, как рассказаны эти волшебные банальные истории, и есть главная магия книг писателя. Волшебный посох Эскарины, хоть она и привязала к нему пучок прутьев, превратив в метлу, все-таки явно работает как пылесос, с характерным жужжанием втягивающий в себя пыль и паутину. Старая метла, на которой летала матушка Ветровоск, не только сравнивается с типичной городской малолитражкой, которой явно не должно быть в подобном волшебном мире, но почему-то очень точно еле-еле тарахтит и попадает в «автомастерскую» гномов, которые донельзя правдоподобно копируют автомехаников шарообразного мира. Громыхание украшений городской гадалки Герпес обретает метамфору (понятие из лексикона Плоского мира) целый сюжет, в котором оркестр из ударных инструментов безуспешно пытается вылезти из какой-то ямы. Река здесь течет неторопливо, «будто бюрократическая процедура», а потусторонний свет таков, что «Стивен Спилберг стремглав помчался бы к своему адвокату по защите авторских прав». Лучшим описанием книги для меня стал п’ч’зарни’чиуков:

«У этого слова нет синонимов, хотя камхулийский термин «сквернт» («чувство, которое испытываешь, обнаружив, что предыдущий посетитель нужника извел всю туалетную бумагу») в некотором роде соответствует ему по общей глубине ощущений. Если же перевести данное понятие, то его значение будет примерно следующим: неприятный тихий звук, производимый мечом, вытаскиваемым из ножен у вас за спиной как раз в тот момент, когда вы думаете, что уже избавились от всех ваших врагов».

Книги Пратчетта – это не то, в чем нужно искать смысл или мудрость, хотя они и пестрят афоризмами и особой мудростью. Все-таки это явная ирония над нашей собственной правдой жизни. Чего только стоит идея правдивого народа зунов, выбирающих для общения и торговли с остальным миром самых искусных лжецов. Такую книгу даже сложно считать фэнтези, потому что и про него шуточка найдется:

«Она вывернула куртку и прочитала аккуратно пришитую внутри метку с именем. – Хм-м. Гранполь Белый. Если не будет лучше заботиться о своем белье, то скоро станет Гранполем Серым».

Можно сказать, что «Творцы заклинаний» — это прекрасный постмодернисткий образчик того самого синтетического вида волшебства, который писатель изобрел с помощью своих героев. Пратчетт и создал свой необычный мир, который можно совершенно четко представить и разложить по полочкам, и просто его комментатор, даже никогда в нем не живший. И при этом сложно поверить, что автор описывает свое же творение. Плоский мир обретает, таким образом, особую реалистичность и манящую силу действительности происходящего. И это тоже особая магия.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перевод названия, к сожалению, утратил игру слов. Equal Rites это созвучно Equal Rights, равные права — главная героиня становится единственной женщиной-волшебницей. Роман на гендерную тему, а появившийся в нем персонаж оказался настолько опережающим свое время, что в следующий раз Пратчетт вспоминает о ней лишь в «Стража! Стража!», причем и там Эскарина играет совершенно особую роль, подвластные ей силы не сводимы ни к мужскому волшебству, ни к женскому ведовству.

Эскарина — это не просто феминистка, как написано в аннотации. Она скорее андрогин, гендерквир и ведьма со страпоном — поначалу ее магическая сила неразрывно связана с продолговатым рукотворным предметом, который олицетворяет мужскую силу. Такого в Плоском Мире не было до тех пор, пока престарелый волшебник не отдал свой посох ребенку, чей пол он проверить не удосужился. И отношения Эскарины с окружающим ее обществом, конечно, строятся с нуля — никто не знает, как обращаться с ней и сама она тоже ищет, куда бы ей податься. Потому что ведьмовства явно мало, а волшебники видеть у себя женщину не хотят.

Это роман про новые пути. Новый тип магии, новые порядки в Незримом университете, новые гендерные модели. Параллели с XX столетием считываются вплоть до содержания магических концепций — за выкладками юного гения теоретического волшебства скрывается отсылка к современной физике с концепцией мультвселенной (справедливости ради — сия интерпретация квантовой механики весьма спорна, но, тем не менее). И за эти параллели в сочетании с фирменным юмором — безусловная десятка.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх