FantLab ru

Терри Пратчетт «Творцы заклинаний»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.12
Голосов:
2129
Моя оценка:
-

подробнее

Творцы заклинаний

Equal Rites

Роман, год; цикл «Плоский мир»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 130
Аннотация:

Плоским Миром правит магия. Магией Плоского Мира правят волшебники. Волшебниками правят их привычки и желания. А если в этом Мире появится первая девочка-волшебник, да еще и ведомая ведьмой-феминисткой? Сможет ли устоять этот мир под напором двух грозных женщин?..

Другая аннотация:

Волшебники — мужчины, а ведьмы — женщины, это всем известно. Но что, если маленькая девочка твердо решила стать настоящим волшебником, вопреки устоям? Для этого у нее есть все необходимое: талант, могущественный посох, острый ум, и главное — непревзойденное упрямство, свойственное всем волшебникам. Остался лишь пустяк — стать первым в истории учеником-девочкой — ученицей! — Незримого Университета, где традиции превыше всего.


Входит в:

— цикл «Плоский мир»  >  цикл «Ведьмы»


Номинации на премии:


номинант
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1992 // Фэнтези - Роман (Великобритания)

Похожие произведения:

 

 


Творцы заклинаний
1997 г.
Творцы заклинаний
2001 г.
Творцы заклинаний
2006 г.
Творцы заклинаний
2007 г.
Творцы заклинаний
2015 г.
Творцы заклинаний. Вещие сестрички
2016 г.
Творцы заклинаний
2017 г.
Творцы заклинаний
2018 г.
Ведьмы Плоского мира
2019 г.
Творцы заклинаний. Вещие сестрички
2020 г.

Аудиокниги:

Творцы заклинаний
2013 г.
Творцы заклинаний
2016 г.
Творцы заклинаний
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Equal Rites
1987 г.
(английский)
Equal Rites
1987 г.
(английский)
Equal Rites
2013 г.
(английский)
Equal Rites
2014 г.
(английский)
Право на чари
2017 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Перевод названия, к сожалению, утратил игру слов. Equal Rites это созвучно Equal Rights, равные права — главная героиня становится единственной женщиной-волшебницей. Роман на гендерную тему, а появившийся в нем персонаж оказался настолько опережающим свое время, что в следующий раз Пратчетт вспоминает о ней лишь в «Стража! Стража!», причем и там Эскарина играет совершенно особую роль, подвластные ей силы не сводимы ни к мужскому волшебству, ни к женскому ведовству.

Эскарина — это не просто феминистка, как написано в аннотации. Она скорее андрогин, гендерквир и ведьма со страпоном — поначалу ее магическая сила неразрывно связана с продолговатым рукотворным предметом, который олицетворяет мужскую силу. Такого в Плоском Мире не было до тех пор, пока престарелый волшебник не отдал свой посох ребенку, чей пол он проверить не удосужился. И отношения Эскарины с окружающим ее обществом, конечно, строятся с нуля — никто не знает, как обращаться с ней и сама она тоже ищет, куда бы ей податься. Потому что ведьмовства явно мало, а волшебники видеть у себя женщину не хотят.

Это роман про новые пути. Новый тип магии, новые порядки в Незримом университете, новые гендерные модели. Параллели с XX столетием считываются вплоть до содержания магических концепций — за выкладками юного гения теоретического волшебства скрывается отсылка к современной физике с концепцией мультвселенной (справедливости ради — сия интерпретация квантовой механики весьма спорна, но, тем не менее). И за эти параллели в сочетании с фирменным юмором — безусловная десятка.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Никогда не думала, что буду зачитываться книгами Пратчетта. Мне нравится, очень-очень нравится. Давно я не отдыхала, читая книгу или слушая ее. Книги или держали в напряжении, или предлагали искать преступника, или раздражали героями/сюжетом/глупостью происходящего, но вот чтобы открыть книгу и просто получить удовольствие от чтения — я забыла каково это

Если в «Море» были моменты, которые мне показались скучными, то «Творцы заклинаний» получились идеальной книгой. Здесь есть приключение, сюжет которого нигде не провисает, есть некоторая доля непредсказуемости (с Всё сложно предположить, что случится дальше), есть юмор ( высказывания матушки Ветровоск, как и сама матушка, изумительны), есть ирония над реалиями жизни.

Противостояние мужского и женского. Что может, а что не может делать женщина, кем может, а кем не может быть? Кто это решает, кто устанавливает правила, и что будет, если эти правила нарушить, проигнорировать или изменить? Из-за одного маленького недоразумения жителям Плоского мира предстоит узнать ответы на эти и другие вопросы, а читателю — насладиться хорошо написанной книгой.

Если кратко об аудиоверсии: сочетание Клюквин — Пратчетт, на мой взгляд, идеальное.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда я читала Плоский мир в первый раз, никакого порядка чтения я не придерживалась, а брала то, что дают — в библиотеке, на wap-сайтах (кто помнит jar-книги и экраны телефонов размером с ноготь большого пальца — давайте вместе прослезимся) и в любительских переводах. Тогда я и запуталась, кто из них кто — Эскарина Смит и Тиффани Болит.

Теперь я разобралась окончательно и бесповоротно. Тиффани — это карга, маленькая копия матушки Ветровоск. А Эск это Эск, девочка с посохом, которая больше смахивает на мальчика с посохом. И не только потому, что она стала волшебником.

В первый раз книга показалась мне скучной, и я ждала, когда же девочка попадет в Незримый университет. Но Гарри Поттера из нее не вышло, никакой учебы не показано, а фишка оказывается не в том, как применять магию, а как ее не применять.

В этот раз скучно почему-то не было. Теперь мне был интересен не только университет, но и путь к нему — и жизнь в домике ведьмы, и путешествие к Анк-Морпорку, и приключения в дороге, и разница между ведьмами и волшебниками. Вся прелесть этой книги в мелочах.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В данный момент читаю эту книгу — и это мое превое знакомство с автором. Могу сказать точно: полный восторг! Проглотила полкниги за день. Все что так люблю — ироничный юмор, фэнтези и неожиданность сюжета — здесь сплетено в столь гармоничный узор, что не могу дождаться конца рабочего дня, чтобы вновь погрузиться в волшебный мир этой книги.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Автор решил отдохнуть от героев-мужчин и рассказал замечательную историю о двух героинях.

Которые столь непохожи друг на друга и одновременно близкие родственницы по духу... (недаром Эск величает «дивицу» Ветровоск матушкой!)

Попутно была углублена тема магии Плоского мира, причём у неё оказалась настолько серьёзная основа и ещё более серьёзные последствия, что звучит это уже совсем не смешно!

Впрочем, у Пратчетта скорее ироническая фантастика, нежели юмористическая...

Пока не знаю, насколько хороши остальные книги подцикла «Ведьмы» (читаю строго по хронологическому принципу), но отличия от первого подцикла «Ринсвинд и др.» меня порадовали!

Больше смысла, меньше пародии. Неси нас дальше, Большая Черепаха!

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Так как цикл о Плоском мире я читаю вразнобой, то местами в моей голове «полный винегрет». Что совершенно не мешает мне наслаждаться приключениями разнообразных героев. А в этой книге герои просто чудо. Каждый из них обладает индивидуальным характером, со своими плюсами и минусами. Особенно мне приглянулась старая (?) ведьма Ветровоск. Она очень целеустремленный, даже немного жесткий человек, но при этом очень гибкая и открытая для чего-то не вписывающегося в ее картину мира. Она умудряется сохранить хладнокровие и найти выход из таких ситуаций, в которых теряются «профессионалы».

Вообще, чем больше читаешь Праттчета, тем больше влюбляешься в «мелочи». В его историях зачастую очень интересными и яркими персонажами являются второстепенные персонажи, случайные участники событий. Так и тут... самый харизматичный и оригинальный герой — это волшебный посох. Его немного сварливый характер скрывает добрую и мягкую серцевину. А уж его отношения с матушкой Ветровоск чем-то напоминают если не близких людей, то просто хороших приятелей.

Парочка Эскарина и Саймон на фоне всего этого многообразия даже немного теряются. За их приключениями следишь, конечно. Но их окружение гораздо, гораздо интереснее. Надеюсь, что в следующих частях они раскроются в большей степени.

Да, это только первая часть подцикла. Но при этом вполне полноценно завершенная история, так что можно смело читать совершенно самостоятельно. Хотя вкупе с другими историями она играет большим разнообразием красок.

(https://www.livelib.ru/review/1826266-tvortsy-zaklinanij-terri-pratchett)

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одно из самых феминистских произведений цикла «Плоский Мир».

Что делать девушке в обществе, в котором профессии делятся на мужские и женские, если она желает овладеть профессией, так сказать, «мужской», но ей, несмотря на поистине выдающиеся способности, не предоставляют даже малейшего шанса? И, что характерно, существующее положение вещей защищают не только мужчины, но и женщины (в лице такой незаурядной личности, как матушка Ветровоск).

В данном конкретном случае речь идёт о профессии волшебника и о девочке по имени Эскарина Смит. А что она вместо того, чтобы послать такой мир к чертям, спасает его от гибели — так это Плоскомирью просто повезло, что Эскарина оказалась хорошим человеком. Могло бы и как у Кинга в «Кэрри» случиться...

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В этой книге мы знакомимся с одним из самых удачных у Пратчетта персонажей-Матушкой Ветровоск. И именно она царит и верховодит на страницах замечательной книги. Читается очень легко и с улыбкой.

Книги Пратчетта добрые,умные,но не назойливо-заумные,забавные и никогда не пошлые. И,может,часто они похожи друг на друга,не хочется,чтобы они менялись.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А мне «Творцы заклинаний» понравились. И вполне можно обойтись без комментариев и развернутого обоснования. В самом деле, ну какой смысл в очередной раз повторять, что это первая книга подцикла «Ведьмы». ПЕРВАЯ книга, а потому в ней еще не вырисовались характеры героев, не устаканилась обстановка, не выкристаллизовались традиции и не отточен стиль. Знатокам и любителям Пратчетта она покажется «неправильной», потому что в ней многое непривычно. В ней непривычные волшебники Незримого Университета, в высшей степени непривычная матушка Ветровоск, странная госпожа Герпес, неожиданный Анк-Морпорк и еще куча «иного», «неправильного», «непривычного», «не-пратчеттовского». А все потому, что эта книга чуточку нарушает изложенную в ней же головологию:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Ну ладно, сказала матушка, устраиваясь поудобнее. — Помнишь ту шляпу, что висит на крючке у двери? Пойди принеси её.

Эск послушно прошла в домик и сняла с крючка матушкину шляпу, которая была высокой, остроконечной и, разумеется, черной. Матушка перевернула шляпу и внимательно осмотрела её.

- Внутри этой шляпы, — торжественно объявила она, — скрыт один из секретов ведьмовства. Что ты можешь сказать об этой шляпе?

Эск заглянула в шляпу. Она увидела проволочный каркас, пару шпилек. И всё. Шляпа ничем не выделялась, если не считать того, что другой такой в деревне не было. Но это не делало её магической. Это была типичная ведьмовская шляпа. Матушка всегда надевала её, направляясь в деревню. И просторный черный плащ, который уж точно не был магическим, потому что большую часть зимы служил покрывалом для коз. В мозгу у Эск начал вырисовываться ответ, и ответ этот ей очень не понравился.

- Кажется, я догадалась, — произнесла Эск.

- Выкладывай.

- Секрет состоит вроде как из двух частей.

- Ну?

- Это ведьмовская шляпа, потому что ты её носишь. Но ты — ведьма, потому что носишь эту шляпу. Гм-м.

- И...- подбодрила матушка.

- И, увидев тебя в шляпе и плаще, люди сразу понимают, что ты ведьма. Поэтому твоя магия действует, — закончила Эск.

- Правильно, — похвалила её матушка. — Это называется головология.

Так что читателям, которые еще не подсели на «Плоский мир» Пратчетта, вполне можно начинать чтение романов про ведьм с этой книги. Тогда и впечатление от неё будет более объективное. Мне так кажется. В самом деле, разве можно не отметить:

- легкий и ненавязчивый юмор,

- органично поданные идеи, которые многие читатели оценили как «философствования», но которые вполне естественно вплетаются в повествование и приятно насыщают его,

- забавные приключения и превращения,

- потрясающую легкость изложения (за это дополнительное спасибо — переводчикам!).

Упс... Все-таки не удержался от развернутого обоснования. Зато и у себя в голове разложил эту книгу по полочкам :)

Ризюмэ: четайти и наслаждайтися (с) матушка Ветровоск

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книги Пратчетта сами по себе являются особого вида волшебством. Созданный писателем Плоский мир создан из того, во что верили люди в различные эпохи. Сам мир в виде диска на спинах четырех слонов, стоящих на гигантской космической черепахи, взят из древних космологических мифов Индии, волшебники и ведьмы – из средневековых поверий, городская жизнь уже ближе к Новому времени, а способ повествования обо всем этом — явно из современности. Все это может удерживаться вместе не иначе как с помощью магии. Все, что происходит в этом явно волшебном мирке вроде и близко к нам, благодаря невидимому рассказчику, знающему как обстоят дела на этой странной и нелепой шарообразной Земле, и в то же время фантазия рисует его как диснеевский мультфильм, где все истории по непредсказуемому стечению обстоятельств приводят к романтической развязке. И это тоже особая магия.

Начинается все с того, что только что родившейся девочке предстоит стать волшебником. И все потому, что магические силы направляли волшебника, ведомого его посохом, к месту, где родится восьмой сын восьмого сына. А родилась дочка. Как и принято в мире, живущему по обычаям предков, у женщин тут свои обязанности, а у мужчин – свои. В том числе и в сфере волшебства: женщины занимаются знахарством, устраивают шабаши, варят любовные зелья и помогают роженицам, а мужчины погрязают в научных способах того, как изменить мир. Женская магическая наука – это головология, нечто, напоминающее психологию, скрещенную с педагогикой. Мужское волшебство – это гимметрия, эксперименты с числами, формами и прочими абстрактными понятиями. Из вырванных из книги цитат даже можно составить работу по теории магии местного мира. Обе эти науки придется познать Эскарине, той самой девочке, которой с помощью посоха была передана сила умирающего волшебника.

Женская наука складывается из постоянной практики. Правда, эта практика, оказывается, сводится к мытью кухонного стола, уборке навоза, стирке и навыкам перегонки, дополняясь некоторыми знаниями о травах и болезнях. А письма в Незримый Университет, где обучают мужской магии, матушка Ветровоск – учительница Эскарины – писала именно об этом: мол, девочка отличная, хозяйственная и трудолюбивая. И если не брать в расчет долгий путь юной волшебницы в Анк-Морпорк, в окрестностях которого где-то и прячется Незримый Университет, то ее прием туда в качестве уборщицы становится вполне логичным стечением обстоятельств.

Не стоит огорчаться. Эскарина будет изучать магию и даже изобретет свой вид магии на основе синтеза женской – земной — и мужской – небесной – ее проявлениями. Все-таки и та, и другая в своей основе имеют общее зерно: женская магия – это наблюдения за погодой, поведением животных и людей, а мужская – за движением звезд и поиск закономерностей в силах природы. Забавно, что ингредиентами для создания нового типа магии были какие-то эзотерические ипостаси того, чем занимаются люди на нашей планете. Матушка Ветровоск учила Эскарину, что магия – это такое знание, которое просто не знают другие, и использование атрибутики, которая заставляет другого человека поверить в волшебство. Из научных теорий, которые продвигал друг Эскарины Саймон, взята популярная «теория всего», где есть мультивселенные, струны и существование атомов, которые сами по себе ничто, напряженная пустота. А вот и типичная реакция того, кто вдруг стал обладателем сего тайного и великого знания:

«Меня смущали и сбивали с толку всякие мелочи жизни. Но теперь, несмотря на то, что я по-прежнему смущен и растерян, это происходит на гораздо более высоком уровне, и по крайней мере я знаю, что меня озадачивают действительно фундаментальные и важные явления вселенной. <..> Поистине, он раздвинул границы невежества. Во вселенной столько неведомых нам вещей.

Некоторое время оба наслаждались ощущением странного тепла, вызванным мыслью, что они гораздо более невежественны, чем обыкновенные смертные, которым ведомы только заурядные вещи.»

Все это логически превращается в идею, что материей движет сознание, а пустота и бездействие действует на равных с материальным бытием и активными действиями. «…если магия дает людям то, что они хотят, неиспользованная магия может дать им то, в чем они нуждаются». Для пущей убедительности Пратчетт ввел в историю противодействие местным аналогам богов Некрономикона, названных Тварями Подземельных Измерений, подробное описание которых здесь дано в Некротеликомниконе, книге, «известной некоторым свихнувшимся посвященным под своим истинным названием “Liber Paginarum Fulvarum”». Если я не ошибаюсь, это означает «книга желтых страниц». И вроде лавкрафтовы мифы были как раз о том, как разрушительна тяга человека к постоянному изучению секретов вселенной, только все это нагромождение систематизированной магии, как женской, так и мужской выглядело полной банальщиной, если бы не то, ради чего стоит читать книги Пратчетта.

А это сам Пратчетт. То, как рассказаны эти волшебные банальные истории, и есть главная магия книг писателя. Волшебный посох Эскарины, хоть она и привязала к нему пучок прутьев, превратив в метлу, все-таки явно работает как пылесос, с характерным жужжанием втягивающий в себя пыль и паутину. Старая метла, на которой летала матушка Ветровоск, не только сравнивается с типичной городской малолитражкой, которой явно не должно быть в подобном волшебном мире, но почему-то очень точно еле-еле тарахтит и попадает в «автомастерскую» гномов, которые донельзя правдоподобно копируют автомехаников шарообразного мира. Громыхание украшений городской гадалки Герпес обретает метамфору (понятие из лексикона Плоского мира) целый сюжет, в котором оркестр из ударных инструментов безуспешно пытается вылезти из какой-то ямы. Река здесь течет неторопливо, «будто бюрократическая процедура», а потусторонний свет таков, что «Стивен Спилберг стремглав помчался бы к своему адвокату по защите авторских прав». Лучшим описанием книги для меня стал п’ч’зарни’чиуков:

«У этого слова нет синонимов, хотя камхулийский термин «сквернт» («чувство, которое испытываешь, обнаружив, что предыдущий посетитель нужника извел всю туалетную бумагу») в некотором роде соответствует ему по общей глубине ощущений. Если же перевести данное понятие, то его значение будет примерно следующим: неприятный тихий звук, производимый мечом, вытаскиваемым из ножен у вас за спиной как раз в тот момент, когда вы думаете, что уже избавились от всех ваших врагов».

Книги Пратчетта – это не то, в чем нужно искать смысл или мудрость, хотя они и пестрят афоризмами и особой мудростью. Все-таки это явная ирония над нашей собственной правдой жизни. Чего только стоит идея правдивого народа зунов, выбирающих для общения и торговли с остальным миром самых искусных лжецов. Такую книгу даже сложно считать фэнтези, потому что и про него шуточка найдется:

«Она вывернула куртку и прочитала аккуратно пришитую внутри метку с именем. – Хм-м. Гранполь Белый. Если не будет лучше заботиться о своем белье, то скоро станет Гранполем Серым».

Можно сказать, что «Творцы заклинаний» — это прекрасный постмодернисткий образчик того самого синтетического вида волшебства, который писатель изобрел с помощью своих героев. Пратчетт и создал свой необычный мир, который можно совершенно четко представить и разложить по полочкам, и просто его комментатор, даже никогда в нем не живший. И при этом сложно поверить, что автор описывает свое же творение. Плоский мир обретает, таким образом, особую реалистичность и манящую силу действительности происходящего. И это тоже особая магия.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не знаю как Пратчетту это удается, но он умеет делать то что делает.

А именно писать в юмористическом фэнтезийном ключе не просто круто, а еще и стебясь с многих общественных проблем.

В данном случае над проблемой гендерного равенства.

Читать наслаждение — колоритные персонажи, живой язык, искрометный юмор.

Обожаю стиль его повествования. Легкий, веселый, но никогда не глупый.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Поначалу мне не нравились все эти штучки матушки Ветровоск с характерным обликом и ненужным бормотанием псевдозаклинаний: мне даже казалось, что это делает её менее могущественной. Но с середины вдруг оказалось, что она очень даже крута, и её убеждения начали добавлять ей харизмы. Вообще вначале читать было неинтересно. Ни ведьма не интересовала, ни ребёнок со своими детскими закидонами. А потом всё так завертелось, что интерес мигом повысился аж до «девятки».

Смысл разделения я понял только недавно: wizard и witch в английском только мужского и женского рода соответственно, и вариантов быть не может. И каждый термин определяет тип магии. Поэтому в оригинале очевидно, почему девочка не может быть «визардом». А то, читая на русском, я всю книгу удивлялся такой, по сути, бессмысленной упёртости.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Замечательная книга. Понравилась мне больше, чем серия о Риндсвинде. Особенности гендерного восприятия? Не знаю. Думаю, что просто автору отлично удаются женские образы, а это умение он практически никак не раскрыл в предыдущей серии. Образ матушки — это, конечно, нечто весьма запоминающееся. И невозможно не начать тут же читать дальше!

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитав рассказ «Море и рыбки» в сборнике Легенды, я безумно захотела познакомиться со всем циклом.

Сам рассказ мне понравился немного больше, чем книга, но это совсем не значит, что книга не понравилась.

Очень тонкий, умный юмор, множество интересных идей, и ощущение того, что все еще только начинается...

И хотя я уже прочитала цикл о Ринсвинде, мне очень понравилось посмотреть на Плоский мир «с другой стороны». Ну и, конечно, матушка Ветровоск — думаю будет моей любимой героиней у Пратчетта. Ее высказывания и мысли уже можно разбирать на цитаты.

Моя шкала оценок: 10 — шедевры уровня «Властелин колец», «Песня огня и льда», «Ведьмак», 9 — очень-очень хорошие произведения, попавшие в разряд любимых, который будут перечитываться не раз, 8 — хорошие произведения, которые однозначно надо читать. Дальше по ниспадающей.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Похоже, Плоский мир немного устоялся у автора. Плыви себе, Большая Черепаха! А мы разберемся с отдельными проблемами, не всего мира, а некоторых людей.

Ну перепутал умирающий волшебник. Искал восьмого сына восьмого сына, а родилась девочка. Очень симпатичная и задорная, вполне к девяти годам самостоятельная. А в волшебники девочек не брали... Никогда... Но разве это — помеха? Да еще с такой наставницей, как Матушка Ветровоск!

Очень неплохая книга, хотя, по-моему, и уступает несколько первым двум.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх