Терри Пратчетт «Мор, ученик Смерти»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Юмористическое | Ироническое | Философское
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Деревенский парнишка Мортимер (или Мор) родился, как говорится, не от мира сего. На отцовской ферме ему явно нечего делать и родитель решает отдать сына учиться ремеслу. По иронии судьбы, наставником оказывается сам СМЕРТЬ. Через некоторое время УЧИТЕЛЬ, решает что ученик достаточно подготовлен и берет первый в своей жизни выходной. Но дела у Мора идут на перекосяк...
Входит в:
— цикл «Плоский мир» > цикл «Смерть»
Награды и премии:
лауреат |
Премия "Дети ночи" / The Children of the Night Award, 1987 | |
лауреат |
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003 |
Номинации на премии:
номинант |
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1992 // Фэнтези - Роман (Великобритания) | |
номинант |
Мраморный фавн, 1998 // Переводная книга | |
номинант |
"Сталкер" / Stalker, 2001 // Переводной роман (Великобритания, 1987) |
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ginger, 5 августа 2008 г.
Так получилось, что эту книгу о Смерти я читала второй — после «Мрачного Жнеца». И понравилась она мне гораздо больше.
Здесь нет того, что раздражало меня в «Жнеце»: непонятных шуточек на порядок меньше, «падонкафского» языка, на котором пишут и иногда общаются жители Плоского мира, почти нет, зато есть четкая сюжетная линия и мой любимый уже главный герой (не Мор, нет, — Смерть). Правда, отправная точка повествования напоминает «Мрачного жнеца»: Смерти опять охота отлынивать от своих прямых обязанностей — ему бы на кухне постряпать, по-человечески напиться в баре да рыбу половить каким-нибудь экзотическим способом, а с косой пусть ученик мучается. Помучиться Мор, может, был и не против, вот только не совсем подготовился морально: влюбился в принцессу, которая должна была умереть, и одним махом (той самой косы) перекроил реальность под свое желание... И что теперь делать? Как все вернуть? Или поменять реальности местами?
Динамичное действие, выпуклые характеры, хороший язык (за исключением отмеченного выше, поскольку не вполне ясна цель его использования в тексте). Вот только развязка простовата и предсказуема. Очень уж добрый этот Смерть и совсем не страшный.
evridik, 14 июля 2011 г.
Этому роману воспеты такие дифирамбы авторами предыдущих отзывов, что я буду краткой.
Почему стОит читать эту книгу?
1. Это цикл, где главную роль (одну из них) исполняет Смерть, самый, пожалуй, харизматичный герой автора.
2. Это, как ни крути, юмористическая вещь, хотя и с явным философским уклоном, причем в меньшей степени смешная, чем циклы о волшебниках или о ведьмах (о стражах молчу – не читала).
3. Это роман, в котором читатель проникнет в святая святых Плоского мира – за грань смерти, в ту странную, зыбкую материю, которая считается обителью Смерти. Таких Смертей больше нигде нет.
4. Смерть и его ученик (в общем-то, сам сюжетный ход об ученике не нов, да и о смертельном учителе тоже, зато отношения их и далее превращение ученика в Смерть – это да!)
5. Это не ТОТ САМЫЙ Пратчетт, но он, не будучи ТЕМ САМЫМ, жутко хорош.
По всем пунктам – десять баллов. И прибавлю еще один пункт, из-за которого роман понравился мне даже больше, чем на 10 баллов:
6. Появление, пусть и кратковременное, моего любимчика Ринсвинда. Его врожденный страх перед неизвестным с последующим невольным спасением мира поражает, раздражает, но заставляет читать и читать.
+10
tess86, 17 января 2011 г.
Итак, это первый роман из цикла Праттчета о Смери. Он гораздо смешнее всех остальных и здесь впервые появляются основные идеи цикла.
Существует некий порядок вещей, который отнюдь не справедлив и в конечном итоге ведет к Смерти. Добродетель не торжествует, зло не наказано, храбрецы проигрывают интриганам — все это не касается Смерти, он антропоморфная сущность, воплощение неизменного, неумолимого окончательного Конца. Но что если Жнец пожалеет свой урожай, что если он попытается понять, зачем мы существуем, зачем боремся и страдаем, почему не сдаемся неизбежному? В этой книге только начало пути.
Туу-тикки, 1 декабря 2008 г.
До подцикла о смерти добралась совсем недавно, и он меня не разочаровал, как и другие подциклы. При чтении других произведений я часто думала о Смерти (как о персонаже, разумеется, о смерти как явлении при чтении Пратчетта думать оооочень сложно), и именно о нем хотелось знать побольше. Я думала о том, как одинок он должен быть и в этой книге получила этому подтверждение. Но, несмотря на это, Смерть большой молодец — не теряет оптимизма (смешно звучит). Любимый персонаж, невероятно обаятельный и трогательный (одна любовь к кошкам чего стоит)
Книга отличная, десять баллов
bananawolf, 24 апреля 2020 г.
Как и многие, слегка споткнулась на «Цвете волшебства», который не смогла осилить. Не было неприязни, просто как-то не шло. Прочитаешь десяток страниц, отложишь и забудешь. Поэтому для нового захода на Пратчетта долго не могла собраться. Но узнала об, оказывается, известном хаке — начать читать не в хронологическом порядке. Выбрала «Мора», и шалость удалась.
Понравился юмор. Не просто хохма, а довольно изящный стиль. Улыбку вызывает и особое построение фраз, и персонажи, и сочетание несочетаемого. Но здесь найдется место и погрустить, задуматься об одиночестве.
Если вы любите котиков и вас не зовут на вечеринки, то эта книга для вас )))
Keiga, 25 октября 2009 г.
Первый роман с которого я решил начать знакомство с творчеством Пратчетта, причем во многом благодаря восторженным отзывам. Как оказалось позже, знакомство прошло очень удачно...прочитано практически на одном дыхании. Отличный юмор, стиль, персонажи. Смерть просто бесподобен. Легкое и веселое произведение, но в тоже время наталкивает на некоторые мысли. В общем определенно заслуживает прочтения причем не обязательно быть поклонником творчества писателя =)
Алиска, 13 февраля 2008 г.
замечательная книга, остроумная, в прочем, как обычно у Паратчетта.
Актуальная и интерсная.
Смерть уникум.
Автор въедлив до костей.
А поднятых вопросов в книге, как бед в ящике Пандоры, неисчеслимое множество.
Жизнеизмерители заставляют задуматься, а автобиографии, пищущие сами себя, пугают и завораживают.
Гениальное произведение.
Высший бал.
Mortimer, 13 ноября 2018 г.
Особенное для меня произведение, с личными ассоциациями. Умеренная фентезийность, легкий гротеск, уместный юмор без навязчивой комедийности и вульгарщины, запоминающиеся диалоги с тонким слоем философии. И пусть хотелось бы больше мрачных оттенков и «черноты», роман затягивает своей простотой подачи и приятной атмосферой.
hooook, 24 апреля 2016 г.
Сюжет классический — мальчик идет в подмастерья, учится, влюбляется, ищет неприятностей (или они сами его находят) и в конце концов восстает против Учителя. Сюжет от Терри Пратчетта: все то же самое, только вот мальчик идет в подмастерья к Смерти...
С одной стороны, мне книга очень нравится. Здесь мы узнаем много нового о непростой работе Смерти, а также о его... пусть будет «жизни». В том числе — семейной.
С другой стороны, каждый раз, когда я ее читала, мне хотелось чего-то бОльшего. Вроде, отличные задумки с двумя перекрывающимися реальностями, с отпуском Смерти, с волшебниками и принцессами, но всего по чуть-чуть и показано как-то вскользь. Если сравнивать с книгами о Страже, то там и персонажи, и сюжеты, и место действия прописаны намного основательней, выпуклей, что ли. «Ученик Смерти» напоминает мне «Санта-Хрякуса» — оооочень классные сюжеты и довольно средний (в отношении всей серии) уровень реализации.
Финал книги показался немного натянутым. Смерть не может обладать эмоциями, потому что у него нет желез. Но он может их думать. То есть, перевернув песочные часы, он надумал себе такой выход? Или эмоции и чувства — нечто большее, чем какие-то железы?
ПС. Несмотря на придирки, после перечитывания оценку не меняю. Первое впечатление — самое верное.
lafiro, 12 октября 2008 г.
Первое мое знакомство с Пратчеттом и весьма удачное. СМЕРТЬ понравился мне с первой буквы, очень оригинальный персонаж. А вот любовный сюжет немного напрягает, какой-то он черезчур слюнявый, но написан все равно отлично
WiNchiK, 16 августа 2007 г.
У меня это была вторая книга Пратчетта (первая-«Мелкие Боги»).
Что сказать...Смерть — наиобаятельнейшая песонофицированная антропоморфическая сущность на Плоском мире!!!!!
Читать книги Пратчетта дальше и дальше и дальше-вот, что хочется после прочтения «Мора». :glasses:
квинлин, 21 февраля 2007 г.
Великолепный персонаж — Смерть! Сцены всегда описаны смешно и интересно: чего только одна рыбалка Мрачного Жнеца стоит? Читать, обязательно читать всем!
Mef, 29 января 2007 г.
прочитав все что вышло у нас о Страже переключился на Смерть. Как всегда 10 из 10. тонкий юмор, тонкая мораль. Все настолько филигранно что порой забываешь что читаешь то что называют юмористическим фэнтези. Смешно, умно и просто красиво.
Ivan Chis, 26 февраля 2021 г.
Потрясающая книга! На мой взгляд, в ней все идеально: объем, сюжет, персонажи, юмор. От романа не оторваться! Не важно какой жанр вы любите — каждый найдет что-то для себя. Как же хорошо, что еще так много непрочитанных книг Пратчетта в планах)))
Эйль из Ильма, 13 июля 2017 г.
И снова абсурдизм превращает выдумку в реальность! Мой дивный Плоский мир... только за необыкновенную атмосферу книга получила от меня столь высокий балл. А по сюжету...ничего особенного, никаких новых мыслей, а любовную линию считаю вообще лишней, вульгарной. Смерть самый живой и настоящий из всех героев. Вот так.