fantlab ru

Терри Пратчетт «Пирамиды»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.02
Оценок:
1396
Моя оценка:
-

подробнее

Пирамиды

Pyramids

Роман, год; цикл «Плоский мир»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 79
Аннотация:

Твой отец — фараон (вообще-то он хотел быть чайкой, но не в этом суть). А ты — сын фараона, отправленный учиться в знаменитый Анк-Морпорк. Но какая профессия больше всего подойдет будущему царю? Именно та, которая подразумевает тонкую работу с людьми, постоянное разрешение сложных вопросов и устранение ненужных проблем. То есть профессия наемного убийцы. Самый плоский мир во всей множественной Вселенной возвращается во всем великолепии (в комплект входят: слоны — четыре штуки, Великий А`Туин, вселенская черепаха, — одна штука, безумные обитатели Диска — численность постоянно растет).

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— цикл «Плоский мир»  >  Отдельные произведения


Награды и премии:


лауреат
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 1990 // Роман

Номинации на премии:


номинант
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1993 // Фэнтези - Роман (Великобритания)


Пирамиды
2001 г.
Пирамиды. Мелкие боги
2003 г.
Пирамиды
2006 г.
Пирамиды
2018 г.
Пирамиды. Движущиеся картинки
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Pyramids
2012 г.
(английский)
Pyramids
2014 г.
(английский)
Піраміди
2021 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

В этой книге Пратчетта щедро «намешано» много разных тем. К примеру, начало — замечательная зарисовка об обучении и сдаче выпускного экзамена в гильдии убийц — кому-то хватило бы идеи на некий аналог «Гарри Поттера», а для великого Терри это — лишь вступление в настоящую историю.

Лав стори, которая тоже, кажется, намечалась, была оборвана внезапно — как и бывает часто в жизни.

Замечательно показано, что истинные боги совершенно не нужны их жрецам и даже им мешают — жрецам нужна лишь слепая вера. Очень актуальная мысль — в том числе, в нашей стране. Может быть, в нашей стране особенно.

Также наличествуют многочисленные игры с математикой и логическими парадоксами — чтобы их понять, неплохо бы знать, например, некоторые апории Зенона. Впрочем, Пратчетт вообще пишет для людей начитанных. А вот математику знать и понимать совершенно не требуется: все математические рассуждения — просто симуляции. Как профессиональный математик утверждаю. Не случайно лучший математик Диска — верблюд (уточняю: большинство известных мне математиков — не верблюды... козлы, правда, попадаются...). Впрочем, имитация сделана недурно — для неспециалистов и убедительно, уверен.

Однако главная тема книги — это тема ответственности за своё дело... даже если это дело вам навязали вопреки вашему желанию. Тема пожертвования, которая просто наряжена в крайне легкомысленные одежды. Короче, мы опять имеем дело со «сказкой для умных» — т.е. по определению эта историия предназначена не для всех... как и творчество Пратчетта в целом. Тут один сердитый автор попенял Терри за то, что ему, автору коммента было не смешно. И даже 2 поставил. Так я бы посоветовал этому критику не серчать: просто эти истории не для вас. Почитайте тогда Асприна, что ли...

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще одна потрясающая книга Пратчетта, этот писатель просто не может разочаровать (по крайней мере меня точно). Итак что мы имеем — маленькое, но очень гордое своей историей государство, его правителя, который с большим удовольствием ловил бы клювом рыбу, наследного принца с дипломом наемного убийцы, крайне прожорливых крокодилов, одного великого математика по совместительству верблюда и конечно кошки, потому что КОШКИ ЭТО ХОРОШО, чтоб вы знали:wink: — все эти ингредиенты и составляют бесподобный коктейль, который опьяняет тонким юмором и неповторимым Пратчеттовским видением мира.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пока я читала не много книг у Пратчетта, но эта любимая. (Надеюсь пока:smile:)

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

аналогично, первая моя книга Пратчетта)

верблюд-математик поразил, Боги тоже были ничего, в общем, в высшей степени приятная книга!)

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Первое, чего вы лишаетесь, умерев, — это ваша жизнь. Второе — ваши иллюзии.»

- Терри Пратчетт

Вы только поглядите на них! Какая красота, величественность, размеры, а как они сверкают днём и ночью! Да, вот они работы мастеров, прирождённых архитекторов. «Подождите, а это что такое, вот там за ними?» «Это река Джелибейби, земля на который ты стоишь собственность древнего Царства, а объекты, которыми ты столь восхищаешься есть Пирамиды — наша гордость и наследство. Давай, я проведу тебя, путник, и покажу владения нашего небольшого, но славного государства с историей, насчитывающей 7000 лет.» И вы проходите мимо Пирамид убеждаясь в их древности и подходите к Некрополю, а после и к Дворцу Фараона. Люди здесь истово верят в своих многочисленных Богов, изображённых в виде полулюдей-полуживотных, правителя по чьему велению каждое утро восходит солнце и жизнь после смерти. «Как у вас тут, не скучно?» — спросите вы. «О, нисколечко. Однажды...». Тут вы с удивление замечаете, что ваш гид странно выглядит для этой эпохи — умное, чуть насмешливое, но доброе лицо, очки сквозь которые смотрят карие глаза и белая борода. Голову венчает ковбойская шляпка.

...

Как известно, возвращение в Плоский мир всегда проходит приятно и интересно . Вот и на этот раз Джелибейби, с которым нас знакомит Терри — оригинальная и меткая копия, пародирующая наш древней Египет с его величием и чёрствостью нравов. Но не только сюда мы заглянем, ещё побываем в Эфебе, в котором в отличие от своих соседей из Древнего царства любят изображать Богов похожими на людей, а их философы, занятые проблемами мироздания, математики и прочих очень важных вопросов носят длинные бороды и ходят постоянно в белой длинной одежде, и, конечно, вновь прогуляемся по Анк-Моркпорку, где узнаем много нового про Гильдию Убийц.

Упомянем, среди внецикловых романов Пратчетта про Плоский мир эта книга — пионер. И в наши сердца закрадываются очень нехорошие сомнения, а хороша ли раз первая? Не стоит беспокоиться, она живее и остроумней в отличие от своего приёмника «Движущихся картинок», последняя на её фоне смотрится особенно бледно. Сила Терри в ни сколько персонажах, а сколько в образах, которые наше воображение услужливо рисует в угоду автору, а с этим здесь всё в порядке. Вот, например, Диос — жрец. Сколько ему лет? Сколько он на посту Верховного Жреца? Кто истинный правитель Диос или Фараон? И вообще, кто он? Все эти отдельные детальки складываются в образ человека властного и окружённого аурой таинственности. Или вот, царь Теппицимон, который в периоды «озарения» считает себя чайкой? А Птаклюсп с его одноимёнными сыновьями, для удобства читающих — пронумерованных? А как же сам образ Пирамиды, из-за которой случилась вся заварушка?

Теперь пройдёмся по тем штампикам, которые так старательно высмеивал Терри на протяжении книги. Древнее царство — донельзя консервативное, недалёкое государство. Как говорилось выше, за основу был взят Древний Египет, но помимо этого, если копнуть глубже, то можно найти и современные реалии, страны, безнадёжно отстающие от прогресса, замкнутые в себе (кстати, пункт касается и развитых государств) и смотрящиеся откровенно древними в наши дни. Проезжаем дальше и видим... Эфеб. Этакая антитеза Джелибейби. Искусство далеко не на последних ролях, развита наука, бойко идёт торговля на море. На первый взгляд цивилизованная страна выгодно отличается от Царства, но... как только подворачивается шанс начать войну со своим соседом Цортом, она не упускает его. Процветает мошенничество и коррупция, да и философы больше озабочены проблемами абстрактными, нежели земными, более человеческими. Традиционно живо выписан Анк-Моркпорк, уж очень похожий на наши современные мегаполисы город — настолько уютный для читателя, настолько же опасный для пратчеттовского героя.

Итак, в заключении, можно сказать, что это — фирменная пратчеттовская книжка, удачный шаг в сторону от подциклов Плоского мира, написанная с должным умением и мастерством, с интересной подоплёкой, миром и фирменным специфическим стилем и юмором.

Как всегда у Терри.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, это самая не-весёлая книга о Плоском мире.

Ведь она о неумолимом времени, а в таком случае нелегко шутить человеку с воображением.

Время, в принципе, можно обмануть. Как и собственных подданных. Но нельзя обманывать вечно...

Видимо, к 7-й книге о Плоском мире я окончательно стал фанатом Пратчетта — потому что «Пирамиды» мне однозначно понравились!

И это несмотря на внецикловость, неспешность сюжета (особенно во второй половине книги) и явную незавершённость финала. А всё потому что это Египет!

Взятый автором за основу, перенесённый в маленькую трещину на камне посреди пустыни и доведённый до своего логического завершения!

На самом деле, автор и тут вовсю иронизирует. Но не это определяет послевкусие от романа. А картина затхлого мирка, по которому бродят неприкаянные боги.

И образ главного героя — бегущего прочь из родной страны. Где ему так пригодились навыки, обретённые в Гильдии убийц...

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

От книги получил большое удовольствие! Книги Пратчетта это всегда заряд позитива, некоторые шутки настолько удачны, что их цитируешь спустя месяцы после прочтения его романов, «Пирамиды» тоже не исключение.

Понравилась легкость чтения, диалоги, термины и прочее из вселенной прописаны ненавязчиво, персонажи интересные: тут и доблестный Теппик, и загадочный и коварный Диос, и (самое главное!) Верблюдок! Нет, ну вы подумайте, Верблюдок! Только ради этого персонажа уже стоит прочесть «Пирамиды»=)) Рекомендуется всем, кто хочет во время чтения просто отдохнуть,книга легкая, хотя и не лишена философских рассуждений и идей.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Похоже, «несмешные» книги Пратчетта мне нравятся нисколько не меньше «смешных». Замечательное мастерство иронии (плюс спасибо переводу).

Замечательная компания мумий. Право слово, автору удалось вызвать к ним симпатию... интересно, кто-нибудь еще пытался это сделать? ))

Очень понравилась эта путаница: боги — жрецы — фараон и прочая компания, меняющаяся местами и способностями. В общем, отличный роман, — интересная ироничная и умная книга.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Опять же — великолепная пародия и издевательство над стереотипами над Древним Египтом.

Фараон с образованием наёмного убийцы — уже неплохо. Камерное выступление всех египетских божеств на небольшом клочке земли — ещё лучше. Великолепный юмор и ирония над всем происходящим окончательно превращают «Пирамиды» в шедевр. Немного странная недолюбовная линия вызывает смешанные чувства, но и она тоже в итоге становится лишь плюсом книги.

Картина восстания мёртвых фараонов на фоне бесчисленного множества пирамид, засела в моих воспоминаниях навечно.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пирамиды времени

***

«Пирамиды» — самый ранний из сингловых романов Терра Пратчетта из цикла «Плоский мир». Всегда интересно узнать, что выдаст автор в одиночных произведениях, особенно после знакомства со всеми подциклами.

…Теппик отправился в Анк-Морпорк, чтобы учиться в Гильдии Убийц. Звёзд с неба он не хватает, но когда приходит время вернуться на родину, чтобы воссесть на престол Джелибейби вместо своего отца, Теппик исполняет сыновий долг. Вот только он ещё не знает, чем оберётся путешествие на родину…

Итак, герои. Главный герой – юный Теппик. Пратчетт всячески показывает, что он – самый обычный человек, которому не суждено стать фигурой на полотне истории. Ни в Гильдии Убийц, ни в Джелибейби, поскольку Теппик не особо-то планирует править. Но у хода истории свои планы на Теппика. В целом, Теппик – самый обычный герой, который этим и подкупает. Были у Пратчетта и волшебники-неудачники, и циничные ведьмы, и прожённые стражники, и авантюристы-воры. А вот простого убийцы ещё не было. Так же из главных героев стоит отметить Птраси – молодую служанку при дворе фараона Джелибейби. На самом деле она официально является наложницей прошлого фараона. Довольно умна, хотя всячески показывает обратное. Наконец, третий герой – Диос, визирь. Диос нужен, чтобы в который раз пройтись по образу визиря. Коварный, хитрый, подлый – это всё про него.

Мир. Наконец-то у Пратчетта в книге появилась (полноценно) новая локация. Джелибейби нагло списан с Египта, но это такой же случай, как был в романе «Интересные времена». То есть иронично, ярко, забавно, местами даже смешно.

Что касается работы со штампами и сатиры, то Пратчетт преуспел на все сто, что случается с ним не так уж часто. Это касается и института визирей, и рисунков-символов, и пирамид, и 2D изображений того времени. В общем, погружение в пески Египта удалось!

Заключение: отличный одиночный роман из «Плоского мира». Сюжет, как и почти всегда у Пратчетта, уступает диалогам, юмору и деконструкции, но и он всё равно оказался интересным. В произведении (это уже стандарт Терри) нет финальной точки, но картину это не портит.

9 пирамид из 10.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тонко-сатирическая и глубоко ироничная повесть с искрометным юмором(хоть и не на каждой странице) уймой приключений и нестандартными поворатами сюжета, а также нестандартными решениями нестандартных проблем:gigi:

Так уж вышло, что это тоже первая для меня книга Пратчета, после которой я скачал из интернета все книги о плоском мире

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книжка никак не «разминочная» — это 7-й роман Терри о Плоском Мире.

И удался, по-моему, на славу! Теппик в моем «рейтинге» немного проигрывает другим главным героям из книг вне циклов (вроде Бруты или Вильяма де Ворда), но и он по-своему интересен. Вот Диос — это да... А также верблюд и эфебские философы. :smile:

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот и я прочитала самый несмешной роман Пратчетта. Нет, грустно мне не было, было именно не смешно. То ли дело в самом сюжете, то ли в героях, то ли тема оказалась такая, что даже Великому Насмешнику Пратчетту в ней оказалось не развернуться, но не хотелось не только смеяться, но даже улыбаться/даже Верблюдок не спас положения/.

А тема поистине масштабная и беспроигрышная. Кто же из нас не зачитывался приключениями среди песков Египта: мумии, загадочные ритуалы, сокровища, древние свитки, фараоны и странные боги со звериными головами, и, конечно, они — Пирамиды, таинственные, величественные, древние, как само время.

Наш герой — сын фараона Теппик, воспитанный при дворце в строгих традициях, но, к сожалению, по недосмотру успевший узнать, что за границами Древнего царства давно уже наступили другие времена. Каково ему после космополитичного Анк-Морпорка и обучения в Гильдии убийц, вернутся в крохотное государство, где жизнь замерла еще семь тысяч лет назад, где каждый шаг, слово, жест несчастного царя строго регламентированы и находятся под постоянным надзором бессмертного жреца?

Вот так мы и оказываемся вместе Теппиком пленниками в Древней Стране с неизменными традициями и застывшим временем, где веками ничего не меняется. И под стать этим декорациям оказывается сюжет — неспешный, с небольшим количеством событий, медленно набирающий обороты. Даже «катастрофа», восставшие из пирамид так и не умершие окончательно правители и сошедшие с небес боги особого динамизма в повествование не вносят.

И можно решить, что среди блистательных романов о Ведьмах, Смерти и Страже этот — досадная неудача Мастера. Но есть в нем две вещи, которые мне исключительно понравились, пусть они и не рассмешили. Первая — это образ жреца Диоса, который был так предан традициям, ритуалам и протоколу, что получил власть творить своей волей даже самих богов. Вечный, бессмертный образ уверенного в своей непогрешимости бюрократа. Если задуматься, жуткий, как тот тупик, в который может завести людей слепое следование отжившим традициям и законам.

И вторая запомнившаяся вещь. Эпизод, когда Теппик лезет на пирамиду, и ему на помощь приходят все его предки, которые строят собственную пирамиду из своих тел, помогая потомку завершить задуманное. По-моему, великолепный и мудрый образ.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга состоит из четырех частей и интересность падает от первой к четвертой. Гильдия Убийц и школа при ней заслуживают моих аплодисментов за идею и воплощение в тексте! Во второй части в самом конце появляется Верблюдок — имхо, гениальнейший персонаж, очень мне нравятся его расчеты траектории плевка или скорости передвижения конечностей. Дальше — хуже: пирамиды, боги, мумии, несколько скучновато, но в целом неплохо. Образ жреца Диоса выполнен ярко, вроде бы и отрицательный персонаж, однако без него никто не знает, что делать. В общем, по прочтении нескольких книг создается впечатление, что автору удаются отдельные герои, а цельность повествования не всегда достигается. Это мое сугубо личное впечатление, конечно.

Ну и концовки какие-то смазанные все же у Пратчетта: читать гораздо интереснее, чем дочитывать.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Внецикловая книга, посвященная плоскомирному аналогу древних цивилизаций. Очень интересно, а чего стоит один образ Верблюдка)

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх