fantlab ru

Сергей Лукьяненко «Форсайт»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.48
Оценок:
317
Моя оценка:
-

подробнее

Форсайт

Другие названия: Взгляд

Роман, год

Аннотация:

ЛЮДЯМ ПОРОЙ СНИТСЯ ПРОШЛОЕ.

ИНОГДА ХОРОШЕЕ, ИНОГДА НЕ ОЧЕНЬ...

НО ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ТЕБЕ НАЧИНАЕТ

СНИТЬСЯ БУДУЩЕЕ?

И В НЕМ НИЧЕГО ХОРОШЕГО

НЕТ СОВСЕМ

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— сборник «Форсайт», 2023 г.


Награды и премии:


лауреат
РосКон, 2024 // Роман. 3 место («Бронзовый РОСКОН»)

Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2023 // Книги — Лучшая отечественная книга

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2023 // Лучший роман / авторский сборник русскоязычного автора

номинант
Филигрань, 2024 // Большая Филигрань

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Форсайт
2023 г.

Аудиокниги:

Форсайт
2023 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как будто на основе всех книг автора обучили языковую модель и дали ей задание написать книгу в стиле Лукьяненко.

Оценка: 4
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Умиляет, как единодушно в большинстве отзывов на всех прощадках читатели пишут, что это единичный роман и продолжения не будет. Плохо вы знаете Лукьяненко. Предложат деньги — продолжение будет.

Читается роман легко, но текст можно было бы составить из предыдущих тестов Лукьяненко.

Женщины, разумеется, существуют в книге только для того, чтобы составлять пару мужчинам.

Без подростков не обошлось, и автор бесстыдно говорит, что любой, кто смотрит на 15летнюю девочку, уже представляет её с собой в постели (и добавляет — через 5 лет, чтобы его перестали называть педофилом).

Нет, автор, не все хотят насиловать детей. Не все думают о сексе, глядя на детей.

Оценка: 4
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне кажется, мэтра в последних вещах губит профессионализм, желание уложить придуманную идею в заданный объем страниц и ни в коей мере не перестараться, не дать чуть больше чем требует профессиональный взгляд. Объем главы — столько-то знаков, объем части — столько-то глав, книга — четыре части. И больше не надо, незачем. Наверное это высокое мастерство, отточенное годами творчества и наблюдением за происходящим в современной «литературе», но текст (да и сюжет) это высушивает донельзя, превращая его в некое подобие «Доширака». Съесть можно, но удовольствия не будет. Это видно на последних вещах очень хорошо. Кто не верит, тот может взять и посмотреть ныне пишущийся роман (?) «Поиски утраченного завтра». Там все это делается фактически онлайн и потому особо заметно.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Однажды в 2025-2026 годах небольшой, но довольно значительной доле населения планеты начинают сниться сверхреалистичные сны о выживании в сюрреалистическом постапокалипсисе. Сны имеют сквозной сюжет и прекращаются, если сновидец умирает в сюжете. Возникает логичное предположение, что люди во сне переносятся в собственное будущее после некоторой предстоящей катастрофы. А значит, можно подготовить спецгруппу форсайтовидцев, которые найдут друг друга в предвидимом будущем, попробуют разобраться в сути катастрофы и предотвратить ее.

Кажется, эта книга — вариант классического «лукьяненковского» романа, выполненный предельно минималистично, с отсечением всего лишнего. Есть классическая команда персонажей — герой на грани молодости и среднего возраста, напарник-подросток, девушка на несколько лет младше как романтический интерес героя и девочка-подросток как романтический интерес напарника. Есть отзвуки эпохи, в которую книга написана — в данном случае гнетущее ощущение, что мир катится к пропасти и в некотором будущем может сверзнуться. Есть сюжет со стремительным обновлением вводных и появлением все новой информации о мире, в котором происходит действие. И что отдельно ценно во времена медиафраншиз с приквелами-сиквелами-спиноффами — сюжет закончен и герметичен, финал вполне закрывает эту историю.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну штош, стильно, модно, молодежно.

Триплюсовый герой, для которого нет преград привычно всех нагибает. Даже небо и нейросеть, котрая

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
необъяснимым образом отключила свет, отбрасывающий тени в пещере Платона

Но ведь есть и печать гения.

Но ведь гениальный писатель фантаст провидит что-то из будущего.

Ноунейм провидел утопление «Титаника».

Уэллс провидел все сюжеты постапокалипсиса.

Вот и Сергей провидит следующий коллапс, который нас ждет.

Примерно с такими же подробностями. Все провидцы видят так. Им ведь надо объяснить читателям, что они провидели. А они даже себе не могут. Вот и собирают знакомые буквы.

Оценка: 7
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда открываешь произвольную книгу Лукьяненко, уже заранее знаешь в общих чертах, что получишь.

Книга будет написана от имени мужчины лет 30, одинокого, бездетного, вероятно, работающего в компьютерной области, вероятно, жителя Москвы. Он будет жарить яичницу. Пить коньяк. Изъясняться рублеными фразами (часто с неуместными дополнениями в скобках). Возможно, процитирует бездарные стихи «о высоком». Практически наверняка его затащит в койку очаровательная нимфа, еле успевшая закончить школу. Потом над миром нависнет страшная угроза. Но наш герой получит божественные суперсилы, которые употребит строго на «вернуть все как было», после чего лишится их и продолжит ходить на работу и кушать яичницу.

«Форсайт» соответствует этому шаблону примерно на 150%, разве что концовка удивительно дурацкая даже по меркам Лукьяненко. «Ученые всего мира уверяют, что вот этот новый компьютер, если его включить, немедленно превратится в скайнет 2.0 и уничтожит человечество максимально затейливым способом.» — «Так включайте скорее!» — «Но...?» — «Никаких но, немедленно включайте!»

Но тем не менее читается легко, входит и выходит, не вызывая раздражения. Продукт крепкого ремесленника, красиво упакованный, некалорийный, обезжиренный.

P.S. Под той же обложкой вы найдете несколько рассказов Лукьяненко. Так вот, среди них есть несколько прям вот очень хороших. Если читать сразу после «Форсайта», возникает чувство изумления — ух ты, оказывается, а он и на человеческом языке не разучился разговаривать. Просто предпочитает на рыночном.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая крепкая фантастика. Не больше и не меньше. Сюжет, разорванный на эпизоды, всё же обладает внутренним единством. И в целом захватывает. Язык, как всегда, внятный и достаточно лёгкий. Полуподростковое поведение героев, даже вышедших из этого возраста, объясняется во многом особенностями ситуации. И вообще, все, кто прочёл хотя бы пару книг Лукьяненко, должны к этому привыкнуть. Отдельное спасибо за завершённость романа без надежды на продолжение. Финал книги по-своему логичный. Во всяком случае, нет ощущения скорейшего закрытия темы, как во многих романах автора. А тема – это интересно.

Тема модная, но подход к ней необычный. Идею легко принять, если согласиться с тем, что мир в основе своей виртуален. Это теперь в тренде. Тогда может получиться такой вот Мир После. И выход из него можно найти приблизительно такой. А если мир в основе своей реален? Тогда главный интерес возникает к Миру До. Он в книге тоже виден, хотя не так хорошо.

Допустим, что форсайты – это не реально-виртуальное будущее, а нечто вроде снов, наводимых кем-то на самых восприимчивых к этому граждан. Пусть их будет те же 5%. Вполне достаточно. Кто этот кто-то – на вкус читателя (искусственный интеллект, инопланетяне, Сатана, масоны, олигархи и ещё куча вариантов на выбор). Зачем – ну вот надо ему, кому-то. Минимум половина из этих 5% тут же поделятся своими видениями в соцсетях и заразят своими страхами всех остальных граждан. В прежние эпохи ожидание Апокалипсиса в ближайшие недели вызвало бы, прежде всего, желание покаяться и исправиться. В нашу – паралич всего и вся. Вырастут цены на оружие, продукты, лекарства и спички, а также на предметы роскоши, наркотики и запретные удовольствия. Будут похоронены все проекты развития общества, строительства чего-то нового, а также устройства личной жизни. Упадёт до нуля рождаемость. Рухнут все социальные связи. Кто-то опять потянется скупать участки на Алтае и в Гималаях. Так как точная дата Апокалипсиса неизвестна, то и продолжаться это безобразие может неопределённо долго, особенно при умелой регулировке. В итоге человечество деградирует или вообще вымрет без всякого Апокалипсиса. Возможно, такой задачи и не ставилось, но ведь проект может выйти из-под контроля и зажить своей жизнью.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот хорошо.

И придумано, и сделано. Профессионализм никуда не делся. Слушать это было приятно. Герои интересные, описания красивые, интрига эпическая. Всё как положено.

К сожалению, в наличии самоповторы. Оно — как парафраз потерявшегося в Сети информационного пришельца из Диптауна, Слово, с которого всё началось как тень Начального слова из Искателей неба, сам главный герой с неожиданным божественным могуществом.

Главное, однако, не это. Я люблю прозу Лукьяненко, я отношусь к ней по этой причине весьма снисходительно. Но... я не поверил. Даже в совершенно никудышний Чистовик веришь, а в это — нет.

Получил ли я мощную вещь на уровне Линии грёз/Императоров иллюзий? Нет.

Но потерял ли я время? Тоже нет.

Люблю потому что. За слог.

Конкретно это произведение — ещё и за элегантную финальную фразу:))

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

На самом деле это, конечно, рассказ, который выходит в сборник рассказов.

Главное, что я люблю в рассказах и книгах Лукьяненко — это вовсе не сюжет, а наличие особой легенды, необычного взгляда на ту или иную проблему. И вот в очередной раз — этот необычный взгляд есть. До момента последнего сюжетного поворота угадать первопричину невозможно. И я не буду тут её писать даже под спойлером.

К сожалению, эта книга на один раз. Зная финальный ход, перечитывать у меня не получится. Но (!) это именно сожаление от невозможности повторить.

Оценка: нет
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Небольшой одиночный роман от Лукьяненко. Интересное фантастическое допущение, знакомый коктейль из «обычного» (на самом деле нет) главного героя, его любовного интереса, парочки подростков, спецслужб и путешествий в мир, живущий по своим особенным законам. В качестве дополнения — немного неведомой хтони, необычного постапа и внезапно страха перед нейросетями и искусственным интеллектом.

«В начале было слово, и в конце тоже. Ничего, кроме «слова», ничего, кроме информации, из которой все и состоит!»

Написано хорошо. Знакомые детали на то и знакомы, что автор умеет с ними работать. И в этот раз всё действительно сложилось удачно — хорошая динамика, интересный Мир После, не отпускающая интрига, интересные герои. Финал (возможно) несколько поспешен, но зато книгу уж точно не упрекнёшь в затянутости.

Ну и самое главное — в историю действительно «проваливаешься». Что, учитывая местное значение слов «провалиться в форсайт», несколько двусмысленно, но тем не менее приятно.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сергей Васильевич продолжает радовать новыми оригинальными идеями. А то ведь у большинства наших писак как- придумал один СТАЛКЕРа, все пишут про сталкеров. Придумал другой МЕТРО — все в метро кинулись. Придумал про СТИКС — и куча подражателей-повторятелей так кинулась, что аж двери снесли. Сейчас все эти горе-писаки дружно ломанулись Назад в СССР. И только Лукьяненко каждый раз в фантастике выдаёт новые оригинальные идеи. Ну он даже про зомбаков смог что-то новое и необычное придумать.

Мне книга понравилась. Жду что ещё автор интересного придумает.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очередная хорошая, крепкая работа маэстро. Стабильность признак мастерства, что и говорить. Захватывающий динамичный сюжет, много интересных идей, которые не стыдно было бы развернуть и в трилогию, зря мастер их затронул только вскольз. Несколько смазанный хэппиэндом конец, ну дак что ж...

Насколько понял из комментов, основной негатив связан с недостаточной «взрослостью» книги. Хотя это и довольно странно слышать, ибо давненько стало ясно даже и ежу, что Лукьяненко сфокусировался на детстве-юношестве. Правда с некоторыми перегибами в плане секса все же, но он решил осветить молодежи сразу и все прелести и тяжести бытия. Что ж, такая точка зрения имеет место быть.

П.с. особенно порадовал коммент про школьниц... чел то ли свои комплексы излил, то ли еще что, но в данной вещи школьница вродь как ровно одна и дружит как раз со школьником)) в общем что хотел сказать аффтар, одному богу известно... ну ниче, инет все стерпит, правда, бро? ;)

Оценка: 8
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Святые котики, когда же это всё закончится!?

Сюжет.

Следуя своим собственным канонам, Сергей Васильевич, бодро начал развивать сюжет, быстро накидал вводных, и погнал вперед. Идея как будто не новая, при этом быстро захватила своей некой мистикой, таинственностью, и возможно интригой. На этом все плюсы повести заканчиваются.

Лично у меня уже глаза скоро лопнут читать про бесконечные завтраки, обеды, ужины, полдники, перекусы и иже с ними от СВЛ! Сергей Васильевич, вы там на диете что ли пишете свои опусы? Герои только и делают что занимаются поеданием всего что найдут, бесконечные описания еды, алкоголя, готовки еды. При этом, не вызывает это какой-то реакции, словно чтобы количество знаков в тексте набить и была основная цель. Герои просто скучны, банальные описания банальной жизни, банального жителя столицы. Сдохнуть от скуки можно! Кстати об этом, а что за линия такая, очень подозрительная, снова маленькие девочки, но теперь уже роскомнадзорнутые, ничего не хочу наговорить плохого про СВЛ, прям тянет какой-то латентной псевдопедофилией. Ладно бы в одном произведении, последние несколько книг чуть ли не в каждой об этом какие-то заметки. Ну и по классике, молодые красивые подруги ГГ должны страдать, хоть и «виртуально», но так, чтобы вызвать реакцию у читателя. Очень пакостненько!

Внимание! Спойлеры!

Ну и собственно концовка:

1. Так не бывает! Никакой суперпупернейроИИ, не может перекроить законы Вселенной, просто потому, что он ограничен прежде всего мощностью энергосистемы человечества. И всосать их (ресурсы) неоткуда тоже не может. Если это фэнтези, то нормально надо прописывать ограничения мира, либо неограниченно расширять возможности.

2. Сверхспособности героев, ну тут уж полная шляпа, сказал умри и все сдохли, а всё потому, что СВЛ, не хочет или не может нормально прописать мир. Так же проще всего – и было СЛОВО. Очень слабо для писателя такого уровня.

3. Москва в виде локации. Сколько уже можно терзать Москву? Сергей Васильевич, вам нужен творческий перерыв на пару лет, сгоняйте в отпуск, посетите другие места, хоть на Камчатку, да в любое место РФ или мира, вы зациклились на Москве, пожалуйста отдохните, и городу дайте отдохнуть от ваших фантазий.

4. Конъюнктура как флаг для идей. Нейросети это интересно, но мне как читателю нужны внятные рефлексии героев, нормальное, достаточно логичное развитие сюжета, а не стрельба по верхушкам деревьев. А идей собственно и нет.

Что в итоге – почитать можно если необходимо убить время. Морали, какой-либо идеи, философии в данном произведении нет. (Возможно текст для СВЛ писала нейронная сеть).

Оценка: 5
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я всегда любил творчество Лукьяненко, а его «Лабиринт отражений» до сих пор считаю одним из лучших. Когда почитал отзывы на «Форсайт», решил сразу же прочитать его, так как очень соскучился за его прозведениями. Очень бодренькое и интересное начало перспективно обещало море удовольствия.

И хотя в первой половине книги мне на глаза попадались некоторые моменты, к которым можно было бы придраться, я стался не обращать на такие мелочи внимания и наслаждаться сюжетом. Но где-то на середине книги, видимо, Лукьяненко ушел в запой.

Идеи, видимо, закончились, поэтому вторая половина книги напоминала мне советский мультик «Вовка в Тридевятом царстве». Когда Вовка начал месить тесто в бочке, а потом эту же бочку вместе с тестом порубал топором и запихнул в печь со словами «И таааак сойдет».

У меня вызвало полное недоумение, когда

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Никита увидел Лену на коляске. «Отпустила коляску — позади, на спинке, были какие-то рукояти, чтобы её катить». Какие-то? Ощущение, что Лукьяненко прям сам удивился, что у инвалидного кресла есть ручки. Да еще и рассказывает читателю загадочную конструкцию.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я молчу о бессмертии Миши в форсайте. Допустим одна из способностей могла бы быть таковой. Хотя и она значительно упрощала бы жизнь автору книги. Но потом Лукьяненко просто придумывает на ходу способности именно те, которые будут удобные ему, что бы не сильно заморачиваться сюжетом.

Но вишенькой на торте стала способность Никиты. Внезапно Никита узнает, что может убивать словом. Но, как он сам говорит, видимо его способность имеет какие-то ограничения или определенный радиус действия. Когда он говорит «Умрите все» — с неба падают сотни тел стражений, но еще больше их остается в небе. Но к концу книги Лукьяненко успешно забывает, что писал пару дней назад. И в финале Никита этой же способностью успешно убивает уже 400 миллионов человек. Чего?? Как??

Книга с интригующим началом, к концу получилась откровенным издевательством и плевком между глаз преданному читателю. Это не тот Лукьяненко, к которому мы привыкли. Это Лукьяненко, который за 2 месяца пишет какую-то откровенную халтуру, напрочь забив на логику и смысл.

Оценка: 4
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Слабо, как и большинство романов , написанные после 2006 года Сергеем Васильевичем. Скучно, предсказуемо, нелогично с художественной точки зрения.

Зато есть упоминание нейросети, что модно в 2023 году. Только вот автор не только не понимает, как работают алгоритмы машинного обучения технически, но и художественное описание СУПЕРПУПЕРнейронки получилось крайне скудным и блеклым. Описание сновидений будущего(сам форсайт) — было что-то подобное в черновике/чистовике — тогда было живее и новее. В общем, не понимаю я хороших оценок данного романа на фантлабе, пожалуй худшее, что прочитал в этом году.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх